Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Закономерности формирования и управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования определяется противоречием между развитием процессов формирования конкурентной среды на рынке санаторно-оздоровительных услуг и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по формированию и управлению конкурентным статусом организаций санаторно-курортного комплекса. Поэтому, определение и использование конкурентных преимуществ конкретных санаториев и предоставляемых ими услуг… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования 10 конкурентной среды в сфере услуг
    • 1. Социально-экономические предпосылки формирования и 10 сущность конкурентной среды
    • 3. Экономическое содержание и критерии эффективного рыночного 53 механизма хозяйствования в санаторно-курортной сфере
  • ГЛАВА 2. Конкурентная среда в системе взаимосвязей санаторно- 73 курортного комплекса
    • 1. Роли государства и рынка в формировании конкурентной среды в 73 санаторно-курортном комплексе
    • 2. Анализ факторов и оценка конкурентоспособности санаторно- 99 курортной организации
  • З.Оценка конкурентоспособности санаторно-оздоровительной услуги 115 на основе определения ее потребительской привлекательности
  • ГЛАВА 3. Оценка конкурентоспособности и мониторинг 147 производственно-хозяйственной деятельности санаторно-курортной организации
    • 1. Анализ материальных и нематериальных активов обеспечения 147 конкурентоспособности
    • 2. Оценка конкурентоспособности и повышения эффективности 159 деятельности санаторно-курортной организации
    • 3. Система управления конкурентоспособностью санаторно- 176 курортной организации и ее обеспечение
    • 2. Особенности формирования конкурентной среды в сфере услуг

Закономерности формирования и управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Макроэкономическая ситуация в курортно-туристском комплексе рекреационных регионов характеризуется усилением конкурентной борьбы между санаторно-курортными организациями, развивающимися в условиях рыночных отношений, заставляющих самостоятельно находить и привлекать потребителей услуг.

Однако, в настоящее время отсутствуют научно-обоснованные и апробированные методики изучения конкурентоспособности организаций и предоставляемых ими услуг, реализация которых позволяла бы санаториям разрабатывать эффективные рыночные стратегии для того, чтобы достичь оптимального уровня загрузки и рентабельности. Практически все руководители здравниц действуют интуитивно, несистемно, что выражается в значительном снижении уровня экономической эффективности санаторно-курортных организаций.

В связи с этим назрела необходимость осуществления глубокого квалифицированного анализа своей деятельности, своего сегмента рынка сбыта, своего конкурентного окружения, своих возможностей, чтобы выявить конкурентные преимущества, актуализировать внимание на своих недостатках и разрабатывать рыночную стратегию, направленную на повышение уровня заполняемости и эффективности.

Актуальность темы

исследования определяется противоречием между развитием процессов формирования конкурентной среды на рынке санаторно-оздоровительных услуг и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по формированию и управлению конкурентным статусом организаций санаторно-курортного комплекса. Поэтому, определение и использование конкурентных преимуществ конкретных санаториев и предоставляемых ими услуг является важнейшей задачей, требующей значительных творческих и аналитических мер и усилий при условии, что любой функциональный элемент системы управления конкурентным статусом, каждая функциональная стратегия должны быть детерминированы в соответствии с установленными целями развития и иметь интегральный характер, независимо от вида деятельности (лечебно-оздоровительная, курортная, туристская).

Все это свидетельствует о необходимости комплексного рассмотрения проблем формирования и управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации.

Степень изученности проблемы. Проблемы формирования конкурентного положения фирмы на рынке в России являются малоизученными. В особенности это касается санаторно-курортной сферы, куда рыночные методы хозяйствования проникли относительно недавно.

В зарубежной экономической литературе вопросы конкурентоспособности в различных отраслях народного хозяйства исследованы в работах Ансоффа И., Армстронга М., С. Бардена, Б. Джонстона, Д. Кинга, Ф. Котлера, Р. Куглера, Т. Питерса, М. Портера, Г. Пратцеля, Р. Уотермена и других ученых. В этих работах рассмотрены основные вопросы формирования конкурентоспособности организаций и результатов их деятельности, выработаны различные методические подходы к оценке их конкурентоспособности.

В отечественной практике общими вопросами конкурентоспособности в разные годы занимались Г. Азоев, Г. Багиев, О. Виханский, Е. Голубков, Е. Емельянов, О. Козлов, Э. Короткое, Л. Муратова, А. Печенкин, И. Спиридонов, Р. Фатхутдинов, В. Фомин, А. Юданов и др.

Вопросы конкурентоспособности организаций санаторно-курортного комплекса рассматриваются в работах В. Азара, И. Балабанова, 4.

А.Балабанова, С. Богдановой, А. Варваштяна, А. Ветитнева, Б. Винокурова,.

A. Волкова, А. Дурович, В. Жолдака, Г. Зорина, Е. Ильиной, Н. Кабушкина,.

B. Квартального, В. Криворучко, Л. Криворучко, Н. Моисеевой, Е. Мошняги, Г. Папиряна, Е. Пузановой, В. Честниковой и др.

Однако, несмотря на данные исследования, в экономической литературе методы и механизмы повышения конкурентоспособности как санаторно-курортных организаций, так и производимого ими продукта изучены только на уровне общих подходов. Необходимость дальнейших исследований в данной области предопределила выбор темы и структуру исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является комплексная разработка закономерностей формирования и управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации.

Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

— изучения сущности, механизма и критериев эффективной конкуренции на рынке санаторно-оздоровительных услуг, выделения приоритетных проблем, возникающих перед санаторно-курортными организациями в условиях формирования рыночных отношений;

— исследования основных потребительских характеристик и предпочтений, их влияния на выбор санаторно-оздоровительных услуг и санаторно-курортных организаций;

— анализа рынка санаторно-оздоровительных услуг с целью выделения основных сегментов и изучения влияния государства на формирование конкурентной среды в санаторно-курортном комплексе;

— методологического обобщения вопросов формирования и управления конкурентным статусом предприятия с оценкой его влияния на эффективность хозяйствования последнего;

— разработки и реализации методики оценки конкурентоспособности санаторно-курортной организации с позиций потребительской привлекательности;

— обоснования концепции управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации с учетом авторского подхода к определению конкурентных преимуществ и предлагаемой модели оценки конкурентоспособности санаторно-курортной организации.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с формированием и управлением конкурентным статусом санаторно-курортной организации. Объектом исследования является санаторно-курортный комплекс Краснодарского края, в том числе г. Анапы.

Теоретическая база исследования. Методологической основой диссертационной работы являются труды современных российских и зарубежных ученых по вопросам формирования, оценки, развития и управления конкурентоспособностью в сфере услуг. В ходе исследования использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Краснодарского края, материалы органов государственной статистики, данные отчетности санаторно-курортных организаций, а также собственные расчеты автора.

Диссертационная работа выполнена в рамках п. 15.103. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 15.115. «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг» паспорта специальностей — специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (сфера услуг)».

Методы исследования. В диссертации, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приемы экономического познания: сравнительный, индексный, графический, динамический, группировок, монографический, экспертных оценок, моделирования, маркетинговых исследований.

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном подходе к разработке и обоснованию концепции формирования и управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

— дополнительно аргументирована система экономических категорий в санаторно-курортном комплексе (конкуренции на рынке санаторно-оздоровительных услуг, конкурентоспособности санаторно-оздоровительных услуг и санаторно-курортной организации), с целью формирования механизма управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации;

— усовершенствована и использована мультиатрибутивная модель оценки конкурентоспособности санаторно-оздоровительных услуг (как конкретных порознь, так и в совокупности), позволяющая оценить меру их привлекательности для потребителя с позиций качества проживания, питания, лечения и развлекательных мероприятий, а также общего состояния санатория;

— предложена и сформирована система показателей, разработана методика оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций с учетом продукта (коэффициенты рыночной доли, предпродажной подготовки, изменения объемов продаж), цены (на основании коэффициента ее уровня), продвижения продукта (исходя из коэффициента рекламной деятельности), позволяющая определить 7 интегральный показатель маркетингового тестирования и уровня конкурентоспособности;

— разработана и реализована методика оценки конкурентного статуса санаторно-курортной организации с учетом внутреннего потенциала (на основании метода экспертных оценок, диагностики имеющихся преимуществ СКО), конкурентоспособности санаторно-оздоровительных услуг и оценок респондентами возможностей повторного отдыха, позволяющая определить интегральную конкурентную позицию санаторно-курортной организации на рынке и проводить эффективную политику повышения конкурентоспособности;

— предложена концептуальная модель управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации, позволяющая формировать и реализовывать стратегию развития организации на основе выявления уровня использования имеющихся конкурентных преимуществ и оценки перспективных возможностей.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут использоваться санаторно-курортными организациями при определении своих конкурентных позиций на рынке, проведении эффективной политики конкурентоспособности, при разработке концепций и конкретных программ повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций и курортно-туристских регионов в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения диссертационной работы обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях и семинарах в гг. Сочи, Анапе, Кисловодске, Краснодаре, Москве в 2000;2003гг., а также в материалах периодической печати.

Основные положения диссертации использованы рядом санаторнокурортных организаций г. Анапа, а также в учебном процессе при 8 разработке программ и чтении учебных курсов «Управление качеством», «Предпринимательство в сфере услуг», «Менеджмент и маркетинг в санаторно-курортной сфере» и др.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 5 работ общим объемом 23,62 п.л., в том числе автора 6,22п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, на основе проведенного исследования сделаем следующие выводы и предложения:

1. Конкуренция является формой и действенным средством осуществления объективно обусловленных экономических связей субъектов рыночного хозяйства, основанного на системе собственности и целевой направленности. Конкурентные отношения, с одной стороны, являются необходимым условием эффективного функционирования рынка, с другой уровень их развития всецело зависит от состояния рыночной среды, конъюнктуры рынка и особенностей элементов рыночной среды.

2. В санаторно-курортной сфере наблюдается целый ряд обстоятельств, ограничивающий возможности эффективного управления конкурентным статусом организации на чисто рыночной основе: общественное благо, внешние эффекты и естественная монополия. Это требует государственного вмешательства в деятельность соответствующих отраслей и учреждений в форме государственного регулирования конкурентных отношений и поддержки санаторно-курортных организаций.

3. На конкурентоспособность санаторно-курортной организации влияет множество факторов, определяющих силу бизнеса, способность предприятия держаться на плаву и оперировать в текущих финансово-экономических и политических условиях. Но эти факторы определяют только одну сторону конкурентоспособности санаторно-курортной организации. Более важной, на наш взгляд, выступает конкурентоспособность самой санаторно-оздоровительной услуги, поэтому разрабатывая концепцию управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации особое внимание нами уделено именно анализу и оценке конкурентных преимуществ предлагаемого продукта. Данный вопрос нам представляется более важным, так как преимущества санаторно-курортной организации, основанные на привлекательности его продукта, влияют на выбор потребителя, отдыхающего, а, следовательно, определяют уровень финансового оборота санаторно-курортной организации.

4. Предлагаемая мультиатрибутивная модель оценки конкурентоспособности санаторно-оздоровительной услуги поможет санаторно-курортной организации оценить меру потребительской привлекательности услуги и сформировать эффективную систему продвижения санаторно-оздоровительных услуг.

5. Предлагаемая концептуальная модель управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации поможет организациям определить, укрепить и усилить свои конкурентные позиции и увеличить общую прибыльность. Единственной переменной в данной модели, наиболее тесно связанной с долговременными хорошими финансовыми показателями, является воспринимаемое качество санаторно-оздоровительных услуг. Поэтому, нужно добиться преимущества над конкурентами в области воспринимаемого качества оздоровительного продукта, то есть поднять его привлекательность для потребителей. Когда это удается, санаторно-курортная организация отвоюет себе долю рынка. Нужно постоянно стремиться к повышению качества и дифференциации, то есть к созданию чётко узнаваемой разницы между собственным продуктом санаторно-курортной организации или самой санаторно-курортной организацией и санаторно-курортной организацией-конкурентом. Для достижения' результата это должно быть отличие, которого хочет потребитель, это должно быть отличительное преимущество, которое достигается на основе эффективного управления конкурентным статусом.

6. В целом, разработанные в диссертации методы и подходы к управлению конкурентным статусом санаторно-курортной организации представляют собой основу для их выхода на новый качественный и количественный уровень. Успешное же использование предложенного инструментария в работе как отдельных санаторно-курортных организаций, так и в работе крупных курортных регионов всецело зависит от наличия условий, которые позволят успешно развиваться санаторно-курортным организациям на основе частной собственности и совершенной конкуренции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Розанова Н. Теория организации отраслевых рынков. -М.:ТЕИС, 1998.
  2. С., Розанова Н. Анализ товарных рынков в переходной экономике России. М.:ТЕИС, 1998.
  3. Аврах Ю.И. перспективы устойчивого развития туризма на курорте Геленджик
  4. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Маркетинг. — 1999. — № 2. — С. 3—19.
  5. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике/ Экономист, 10. 1997.
  6. Аныпин В.М.: «Маркетинг нововведений" — Москва, РЭА им. Плеханова, 1994 г.
  7. Аньшин В.М.: «Инновационная стратегия фирмы" — Москва, РЭА им. Плеханова, 1995 г.
  8. Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.
  9. Ю.Балабанов И. Т.: «Основы финансового менеджмента" — Москва, «Финансы и статистика», 1995 г.
  10. Т.И., Сердобольская И. О. Развитие санаторно-курортного комплекса и туризма в курортном районе.- Санкт-Петербург// СПб, 2000 г с.201−210.
  11. М.А., Самарина JI.B. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для студентов всех форм обучения. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000.
  12. Е. Конкуренция любимое дитя рынка// МЭМО, 1997, № 4.
  13. Браймер Роберт А. Основы управления предприятиями и организациями в индустрии гостеприимства США, 467 с.
  14. В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. М.: «Экзамен», 2001.-224с.
  15. В. Конкуренция как экономическое состязание.//Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 10. с.75−79.
  16. Введение в рыночную экономику. Под редакцией А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М. Высшая школа. 1994. 195с.
  17. A.M., Боков М. А., Угрюмов Е. С., Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. Сочи: РИО СГУТиКД — 1999.
  18. A.M. Изучение конкурентов и определение конкурентоспособности санаторно-курортных организаций // Агрокурорт. -2001. № 2. — С.5 — 15.
  19. О.С. «Стратегическое управление», Издательство Московского Университета.
  20. Власова В.М.: «Основы предпринимательской деятельности" — Москва, «Финансы и статистика», 1995 г.
  21. Г. С., Вечканова Г. Р.: «Словарь рыночной экономики" — Санкт-Петербург, «Петрополис», 1995 г.
  22. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/О.П.Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин:под ред. О. П. Глудкина.-М.: Горячая линия Телеком, 2001 .-600 с.:ил.
  23. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М: Дело, 1991. -320 с.
  24. А.В., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство (региональный аспект). М.:Наука, 1994.
  25. Голубков Е.П.: «Маркетинг» (словарь) — Москва, «Экономика», 1994 г. 28.ГолубковЕ.П.
  26. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» № 2,99
  27. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., Финпресс, 1998.
  28. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 1988. — 416 с.
  29. Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения/Под общ. ред. Е. П. Голубкова. — М.: Экономика, 1993. — 222 с.
  30. Г. Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. -Таганрог: Изд-во ТРГУ, 1995.
  31. А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике//Вопросы экономики, 1995, № 11.
  32. Грейсон Джексон младший, О’Делл Карл. «Американский менеджмент на пороге XXI века» М., Экономика 1993.
  33. И. Проективные методики в исследовании рынка // Маркетинг 2000.-№ 2-с.55−62.
  34. А., Букерель Ф., Ланкар Р., Оллье Р., Ксардель Д., Олливье А., Урсе Р.: «Академия рынка: Маркетинг" — Москва, «Экономика», 1993 г.
  35. М.Г., Соловьев И. А. «Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции" — Москва, Издательство стандартов, 1991 г.
  36. Е., Хёршген X.: «Практический маркетинг" — Москва, «Высшая школа», 1995 г.
  37. Ю.А., Травкин С. И., Якимец В. Н. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем // Теория и методы системного анализа. — М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.
  38. Дж., Радеба Ли. Международный бизнес. М., 1994.
  39. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М., 1991. 280с.
  40. П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. — № 12. — с. 50 — 55.
  41. ГП., Кедровская Л. Г., Шумов Ю. А. Информационное обеспечение конкурентоспособности продукции. М., 1998.
  42. А.Г. Проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта//Курортные ведомости. 2002. — № 5. -С.6−7.46.3ахарченко В.И., Конкурентоспособность станкостроительной продукции, Журнал «Маркетинг в России и за рубежом»
  43. Информационный сборник. Санаторное дело. -М., 1996.
  44. Итоги социально-экономического развития города Сочи за 3 года 9 месяцев (1997−2000гг.) / Черноморская здравница, 2000, 11 ноября.
  45. Н.И. Менеджмент туризма:Учеб.пособие.-Мн.:БГЭУ, 1999.644с.
  46. Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб.пособие.-Мн.:000 «Новое знание», 2000.-216 с.
  47. Т.М., Каретников С. В. Конкурентоспособность фирм. -Челябинск, ЧГТУ, 1996.
  48. А.Н. Решение проблемы стандартизации// Страховое ревю.-2003.-№ 1-с.9−17.
  49. Кондратенко С.П., Система менеджмента качества основа конкурентоспособности Журнал «Восточный базар»
  50. Конкурентоспособность российской промышленности. М. Торгово-промышленная палата РФ., 1996.
  51. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара \ Дулисова И. Л.
  52. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов/С.В.Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др.-Под ред. А. Г. Цыганова.-М. Логос, 1999.-368 с.:ил.
  53. Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление (для технически сложных изделий) Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» № 2,2000
  54. Ю.Г. Стратегический маркетинг и проблемы создания сложных технических изделий // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 3. —С. 3—10.
  55. Котлер Филип: «Основы маркетинга" — Москва, «Бизнес книга», 1995 г.
  56. Криворучко J1.B. Многообразие форм собственности как экономическая основа функционирования рынка туристско-рекреационных услуг//Социально-экономические проблемы развития курортов России. Отв. редактор П. П. Чуваткин. Сочи: СГУТиКД, 1999, — с.9−11.
  57. Криворучко J1.B., Скрыпкин А. П. Экономика и туризм: механизм взаимодействия и развития в условиях рынка. Азов.: Изд-во ООО «ГИВЦ».2000.- 185с.
  58. В.И., Новикова В. Г. Профессиональные стандарты и сертификация специалистов службы гостеприимства санаторно-курортных и гостиничных комплексов: Часть 1. Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела, 2000. — 70с.
  59. Криворучко J1.B., Криворучко В. И. Отношения собственности и формы хозяйствования в туристско рекреационной сфере в условиях формирования рыночных отношений // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Выпуск 2. — СПб., 1997. — С. 101 — 104.
  60. В.И. и др. Государственное регулирование санаторно-курортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики. Москва Сочи, 2001.-76с.
  61. Л.В., Криворучко В. И. и др. Маркетинг и логистика в системе государственного управления санаторно-курортной сферой. Сочи: ИПК рук. раб-ков и спец. курортного дела. 2000. — 116с.
  62. В.И. Перспективы курортного дела в России // Курорт, сервис, туризм -2001. -№ 1. Стр. 3−7.
  63. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1992.
  64. Курортно-туристический комплекс как объект управления/Под ред. д.э.н. проф. Г. А. Карповой.-СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2000.-146 с.
  65. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края. Стат. сборник., Краснодарский краевой комитет государственной статистики, Госкомстат России, Краснодар 2003. 96с.
  66. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/Пер. с франц. СПб.:Наука, 1996.
  67. О.И. Наука и искусство принятия решений. — М.: Наука, 1979.
  68. И.В. Бизнес-план основа успеха. М: Машиностроение, 1993. -80 с.
  69. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика//М.: Республика. 1992. т. 1. 240с.
  70. Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. — М.: «Инфоконт», СП «Медсервис Интернешнл», 1991. — 224 с.
  71. Менеджмент систем качества: Учебное пособиеМ.Г.Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др.-М.:ИПК «Изд-во стандартов», 1997.
  72. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2001. -288 с.:ил.
  73. М. X., Альберт М. «Основы менеджмента», Москва, «Высшая школа», 1988.
  74. Мильгром Д.А., Оценка конкурентоспособности экономических технологий Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 1999, № 2
  75. В.М. Менеджмент качества и конкурентоспособности продукции:Учеб.пособие. М.:ГАУ, 1993.
  76. В.М. Управление качеством как основа обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции. М. Международный фонд «Знание», 1997.
  77. В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ^ЦАНА, 2000.-303 с.
  78. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М: Внешторгиздат, 19 993. -304 с.
  79. Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой:Учебник.-М.:Финансы и статистика, 2001. -208 с.:ил.
  80. Р.В. Оптимальное управление конкурентоспособностью фирмы и его критерии СПб.:Наука, 1996.
  81. Р.В., Барченко Н. М. Развитие конкурентоспособности фирмы как результат эффективного использования потенциала М.: «Система», 1997.
  82. А., Идрисов А. «Стратегический менеджмент поможет захватить лидерство в конкурентной борьбе», Про-Инвест Консалтинг
  83. Н.А., Лаврухина Н. В. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции. Калуга: МГТУ, 1997. — 38 с.
  84. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент/ Под ред. проф. В. М. Власовой — М.: Финансы и статистика, 1994. — 496 с.
  85. Г. А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. -М.: Финансы и статистика, 2000. 160 с.:ил.
  86. Перекалина Н.С.: «Качество в системе маркетинга», Москва, «Система», 1992 г.
  87. Перекалина Н.С.: «Современный маркетинг» («Деловой визит» № 1−3) — Москва, 1995 г.
  88. Пешкова Е.П.: «Маркетинговый анализ в деятельности фирмы" — Москва, «Экспертное бюро», 1996 г.
  89. Ю.П., Гришина JI.A.: «Коммерческая реализация новшеств" — Москва, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 1994 г.
  90. М. Международная конкуренция. М. Международные отношения. 1993. 128с.
  91. Портфель конкуренции и управление финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего). Отв. ред. Рубин Ю. Б. М.:"СОМИНТЭК», 1996.
  92. Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России. М.:ТЕИС, 1998.
  93. Ю.Б., Шустов В. В. Конкуренция: реалии и перспективы. -М.:3нание, 1990.
  94. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика: Толковый терминологический словарь/Сост. В.А. Калашников- под общей ред. Л. П. Дашковой — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Информ.-внедренческий центр «Маркетинг», 1994. — 219 с.
  95. Рыночная экономика. Том 1. Теория рыночной экономики. Ч. 1. Микроэкономика. М. Соминтэк. 1992. -340с.
  96. П.А. Экономика. М. Финансы и статистика, 1992 т. 1.248с.
  97. Санаторно-курортный комплекс в системе народного хозяйства России. М.:Наук, 1995.
  98. С.Г., Белый Е. М., Барашков С. В., Курамшин И. А., Дюпюи И. А., Светуньков М. Г. Под общ.ред.проф. Светунькова С. Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью М.: Финансы и статистика, 2000. — 245с.
  99. В.К. Курортно-туристический комплекс: Маркетинг, перспективы развития, стратегия продвижения. СПб.:СПбГУЭФ, 1999.-120с.
  100. Словарь делового человека/Под науч. ред. О. В. Амуржаева — М.: Экономика, 1992. — 236 с.
  101. П. М., «Организация, планирование и управление предприятиями электронной промышленности», Москва, «Высшая школа», 1986.
  102. Д. «Основы научного менеджмента» Москва, «Высшая школа», 1991.
  103. JI.B., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия/Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: 1999. — 526 с.
  104. С., Палий И. Денежная оценка рекреационных ресурсов// Маркетинг. 2001. — № 2 — с.103−110.
  105. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. — М.:ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1998. -416 с.
  106. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  107. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года», Москва, 1996.
  108. Е. М., И. Н. Красюк «Маркетинг: теория и практика», Москва, «Высшая школа», 1993.
  109. Р.А., Иванова Л. В. Об основных направлениях развития курортного дела в Российской Федерации//Курортные ведомости. 2002. — № 5. -с.2−5.
  110. Ф. А. Дорога к рабству. М. 1992. 156с.
  111. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ.-М.Международные отношения, 1993.
  112. А. Д. Шукова М.А. Менеджмент туризма. -М.: Финансы и статистика, 2002, 208с.
  113. ШиховаП.З. Достижение конкурентных преимуществ во внешней торговле, Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», 1999,№ 4
  114. С.П. Курортный рубикон II // Курортные ведомости № 3 (18)2003, с.2−7.
  115. Шпотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования, Птпу2001№ 3
  116. Экология, здоровье, курорты, туризм. Словарь справочник/ В. И. Криворучко, Л. В. Криворучко, А. В. Островерхов, И. П. Лебедева. М.: Медицина, 1997. — 224с.
  117. А.Д. Конкуренция:теория и практика.-М.:Акалис, 1996.
  118. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. -М.:Тандем, 1998.
  119. И.В. К вопросу о перспективах и проблемах развития санаторно-курортной отрасли/ЛСурортные ведомости. 2001. -№ 5.- с.9−10.
  120. Aaker David A., Myers John G. Advertising Management. Prentice-Hall International, Inc., 1987.
  121. Baumol W.J., Panzar J.C., Willing R.D. Contestable Markets: An Uprising in the Theory of Industrial Structure. 1982.
  122. Brandenburger A.M., Nalebuff B.M. Co-opetition.-N.Y.: Doubleday, 1996.
  123. Clark J.M. Workable Competition. L., 1940
  124. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. Harvard Business School Press. Boston (Mass.): — 1994.
  125. Hamel G. Leading the Revolution. Harvard Business School Press. Boston (Mass.): — 2000.
  126. Kanter R.M. Evolve! Succeeding in the Digital Culture of Tomorrow. -Harvard Business School Press. Boston (Mass.): 2001.
  127. Kotler Philip, Armstrong Gary. Principles of Marketing. Prentice Hall, 1991.
  128. Kotler Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. Prentice Hall, 1991.
  129. Mason A. Price and Production Policies of Large-Scale Enterpriceses// American Economic Review. 1939. Vol.29
  130. Moore J.F. The Death of Competition. N.Y.: Harper Business, 1996.
  131. Porter M.E. On competition and strategy// — A Harvard Business Review Paper back, 1991.
  132. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N.Y.: Free Press. — 1980-
  133. Porter M. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. -N.Y.: Free Press. 1985.
  134. Shepherd W. The Economics of Industrial Organization. 1985.
  135. Simon Majaro. «Internationa Market» A Strategic Approach to World Market, 1979.
  136. Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass.), 1995.
  137. Общие 1.18 Zfji 1.1 1.18 xji fji 1.1
  138. Цена путевки xji, где J-1 (анкета Хя1), 1−1.1 (атрибут 1.1) fji, где J-l, (анкета № 1), i=l.l (атрибут 1.1) xji fji J-l r (анкета № 1), 1=1.1 (атрибут 1.1)
  139. Соответствие набора услуг (количества и качества), входящих в стоимость путёвки её цене xji, где J-1 (анкета ЛЫ), i=1.2 (атрибут 1.2) fji, где j=l (анкета ЛЫ), i=1.2 (атрибут 1.2) xji fji j=I. (анкета ЛЫ), i=1.2 (атрибут 1.2)
  140. Имидж санатория (престижность, репутация, уникальность)
  141. Месторасположение санатория ('удалённость от центра города, красивый ландшафт и т. д.)
  142. Закрытость территории санатория (забор, наличие службы охраны, пропускная система) как показатель безопасности отдыха
  143. Благоустройство, оборудование и чистота территории
  144. Благоустройство, оборудование и чистота пляжа (вход в море, медпункт, спасательная служба, прокат, развлекательные площадки и др.)
  145. Состояние парка в санатории (наличие и ухоженность зеленых насаждений, дизайн клумб и др.)
  146. Удобство месторасположения служб санатория
  147. Удобство перемещения отдыхающих по санаторию (дорожки, переходы, лифты и т. д.)
  148. Условия добирания до центра города, публичных мест развлечения и отдыха (удобныеподходы и подъезды, близость остановки городского общественного транспорта, бесперебойность движения, время расписание двго/сения, время последнего автобуса и т. п.)
  149. Интерьер внутренних помещений и общественных мест в санатории
  150. Организация отдыха и лечения с детьми (наличие детской комнаты и оборудования для детей, уровень услуг по организации детского отдыха)
  151. Продолжительность процеду ры приёма и размещения
  152. Вежливость, тактичность, профессионализм обслуживающего персонала санатория
  153. Условия доставки а/транспортом на Мацестинские ванны (или другие процедуры, отпускаемые вдали от санатория)
  154. Возможность взять легковой транспорт на прокат (с водителем)
  155. Возможность осуществления безналичных расчётов в санатории (кредитные карточки, дорожные чеки)
  156. Качество проживания 2.4 Zf* 2.1 2.4 Z xji fji 2.1
  157. Техническая оснащённость номера (радио, телевизор, телефон, холодильник)
  158. Комфортность номера (наличие удобств в номере, меблировка, интерьер, дизайн)
  159. Сервисное обслуживание в номерах
  160. Качество бытовых услуг (глажка, стирка и т. п.)
  161. Качество питания 3.8 Zfji 3.1 3.8 Z Xji fji 3.1
  162. Качество приготовляемых блюд
  163. Наличие диетического питания
  164. Возможность выбора блюд (наличие заказного меню)
  165. Сменяемость и разнообразие ежедневного набора блюд (динамика меню)
  166. Наличие «шведского стола» назавтрак
  167. Уровень обслуживания в столовой37 Сервировка стола
  168. Интерьер и меблировка столовой
  169. Качество лечения 4.6 H/ji 4.1 4.6 xji fji 4.1
  170. Техническая оснащённость лечебной базы
  171. Уровень диагностики заболеваний
  172. Качество предлагаемых лечебно-оздоровительных процедур
  173. Качество платных медицинских консультаций45 Эффективность лечения
  174. Организация отпуска и обслуживания процедур
  175. Развлекательные мероприятия 5.8 Zjfji 5.1 5.8 S xjl fji 5.151 Организация экскурсий
  176. Организация досуга (вечера, конкурсы, дискотеки и т. д.)
  177. Возможность поиграть в спортивные игры (волейбол, баскетбол, теннис и т. д.)
  178. Разнообразие и совокупность платных развлекательных мероприятий на пляже
  179. Оснащённость и состояние спортивной базы (спортивное и пляжное оборудование и инвентарь)
  180. Наличие и уровень вечерних заведений на территории санатория (ресторан, бары, игровые залы, казино и т. п.)57 Наличие библиотеки 58 Наличие кино-видео зала
  181. Примечание: курсивом дописаны значения названия атрибута, которыеподразумеваются в целях оценки, но не вошли в анкету.
Заполнить форму текущей работой