Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институциональные инструменты развития региональной системы Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Продолжающийся процесс рыночных преобразований и ускоряющаяся интеграция экономики России в состав глобального мирового хозяйства обусловливают потребность в модернизации пространственной структуры страны. Возрастает значение вклада каждой из региональных систем в общий национально-хозяйственный результат. Эффективность и устойчивость социально-экономического развития регионов становятся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные аспекты развития региональной системы
    • 1. 1. Региональные системы в пространстве современной России
    • 1. 2. Эволюционный процесс в региональной системе
    • 1. 3. Современные подходы к развитию региональной системы
  • Глава 2. Оценка факторов развития региональной системы Республики Адыгея
    • 2. 1. Классификация факторов развития
    • 2. 2. Оценка реальных факторов развития
    • 2. 3. Оценка виртуальных факторов развития
  • Глава 3. Обоснование институциональных инструментов развития региональной системы Республики Адыгея
    • 3. 1. Фонд поддержки социально-экономических инициатив
    • 3. 2. Банк перспективных идей развития региона

Институциональные инструменты развития региональной системы Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Необходимость разработки теоретических и прикладных аспектов научной проблемы установления эффективных институциональных инструментов развития региональной системы Республики Адыгея, локализованной в пространстве ЮФО, на современном этапе эволюции экономики России может быть обоснована следующим образом.

Продолжающийся процесс рыночных преобразований и ускоряющаяся интеграция экономики России в состав глобального мирового хозяйства обусловливают потребность в модернизации пространственной структуры страны. Возрастает значение вклада каждой из региональных систем в общий национально-хозяйственный результат. Эффективность и устойчивость социально-экономического развития регионов становятся обязательными условиями конкурентоспособности страны на мегауровне организации общественно-хозяйственных отношений. Вместе с тем многие существенные аспекты эволюции региональных систем остаются недостаточно разработанными. В какой-то мере здесь сказывается инерция многолетнего курса административной по своему характеру региональной политики России.

Республика Адыгея относится к числу тех регионов-субъектов РФ, которые наиболее пострадали в процессе рыночных преобразований и сопутствовавшего им трансформационного кризиса. По сравнению с другими регионами Юга России, Республика Адыгея медленнее преодолевает негативные последствия указанного процесса. Восстановительный рост и начало устойчивого инвестиционного развития сопряжены в ее региональной системе со значительными трудностями и высокими издержками. В данной ситуации необходима комплексная оценка конкретного воздействия специфических факторов развития системы региона, многие из которых заслуживают особого внимания при разработке стратегических программ.

Эффективное развитие социально-экономической системы Республики Адыгея нуждается в разработке стратегий и инструментов, адаптированных к ситуации в регионе. При этом особое значение приобретают такие инструменты развития, которые ориентированы не только на достижение определенных рубежей эволюционного процесса, но и на коррекцию институциональных параметров системы региона, не соответствующих потребностям ее дальнейшего совершенствования. Ценность указанных институциональных инструментов возрастает в условиях затяжного выхода из кризисной ситуации и наличия институциональных ловушек процесса развития региональной системы.

Степень разработанности проблемы в научной литературе. Различные аспекты комплексной научной проблемы разработки институциональных инструментов развития социально-экономической системы региона, в том числе и соответствующих инструментов, адаптированных к условиям Республики Адыгея, нашли отражение в многочисленных работах российских и зарубежных исследователей. Необходимо выделить следующие направления разработки указанной проблемы:

— концептуальные аспекты формирования и развития территориальных экономических систем в пространственной организации различных стран нашли отражение в трудах М. Алле, Дж. Арриги, JT. фон Берталанфи, А. Вебера, В. Вернадского, У. Изарда, Дж. Ст. Милля, А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Ойке-на, Т. Парсонса, А. Пигу, Э. де Сото, Й. Шумпетера, Ф. Хайека и др.;

— особенности развития региональных экономических систем в условиях рыночных преобразований и интеграции экономики России в состав мирового хозяйства исследованы в работах JI. Абалкина, С. Анесянца, О. Белокрыловой, В. Белоусова, И. Буздалова, А. Гранберга, А. Ермоленко, А. Дружинина, В. Золотарева, В. Ивантера, А. Илларионова, В. Игнатова, Г. Клейнера, Ю. Колесникова, Н. Кетовой, А. Киргуева, В. Макарова, О. Мамедова, В. Овчинникова, Р. Попова, О. Пчелинцева, И. Рисина, О. Романова, А. Скопина, А. Семина, С. Слепакова, А. Татаркина, С. Тяглова, Г. Шмелева, Ю. Яременко и др.;

— обоснованию различных стратегий и инструментов развития региональной системы Республики Адыгея посвящены работы А. Апишева, Т. Афасиже-ва, С. Ворокова, А. Джаримова, Л. Задорожной, В. Зарубина, Е. Захаровой, М. Керашева, А. Керашева, А. Куева, И. Сугаиповой, А. Тамова, Л. Тлехурай-Берзеговой, А. Тхакушинова, Р. Хунагова, А. Хуажевой и др.;

— институциональные аспекты развития экономической системы региона исследованы в работах В. Автономова, О. Бессоновой, В. Гребенникова, В. Дементьева, В. Зотова, Б. Ерзикяна, О. Иншакова, Я. Кузьминова, Р. Капелюшни-кова, С. Кирдиной, А. Нестеренко, Р. Нуреева, А. Олейника, В. Попова, В. Рязанова, В. Полтеровича, В. Тамбовцева, А. Шаститко и др.

Вместе с тем анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных разработке инструментов развития экономической системы Республики Адыгея, позволяет утверждать о недостаточной разработке совокупности существенных аспектов данной научной проблемы, и, прежде всего, обоснования институциональных инструментов развития региональной системы Республики Адыгея. Эти обстоятельства определили выбор темы исследования, постановку его цели и конкретных задач.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в классификации и оценке основных факторов развития региональной экономической системы Республики Адыгея и обосновании эффективных институциональных инструментов развития данной системы на современном этапе эволюции экономики России.

Данная цель обусловила решение комплекса взаимосвязанных задач:

— уточнение функционального содержания и специфических характеристик эволюционного процесса, происходящего в региональной экономической системе современной России;

— оценка возможностей и ограничений различных научных подходов, применяемых к исследованию и практическому обеспечению развития региональной экономической системы;

— классификация основных факторов развития региональной экономической системы Республики Адыгея;

— оценка доминирующих факторов развития региональной экономической системы Республики Адыгея;

— обоснование эффективных институциональных инструментов развития региональной экономической системы Республики Адыгея.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает процесс развития региональной экономической системы Республики Адыгея в пространственной организации современной России. Предметом исследования являются факторы и институциональные инструменты процесса развития экономической системы Республики Адыгея. Область исследований соответствует паспорту специальности 08.00.05: 5.11. Территориальная организация регионального экономического развития. 5.13. Проблемы устойчивого развития регионов разного уровня. 5.15. Региональная социально-экономическая политика.

Теоретико — методологические основы исследования представлены методологическими подходами, концептуальными положениями теории региональной экономики (функциональное содержание системы региона, развитие региональной системы, объектная структура и субъекты региональной системы), институциональной теории (вертикаль власти, контрактные соглашения, институциональная среда, трансакционные издержки), теории переходной экономики (системное преобразование экономических отношений, модернизация хозяйственного процесса), теории стратегического управления (стратегии и инструменты, траектория развития), эволюционной теории (пространство развития, зоны роста, периферия и центр системы, факторы развития).

Инструментарно — методический аппарат исследования включает принципы, обеспечивающие возможность применения системного и институционального подходов к разработке комплекса проблем развития экономической системы региона. При определении факторов развития системы Республики Адыгея использовались функциональный и структурный анализ, статистический и финансовый анализ, экономические группировки. Институциональные инструменты развития системы Республики Адыгея обоснованы с использованием методов факторного анализа, институционального проектирования, инструментов согласования экономических интересов.

Информационно-эмпирической и нормативно-правовой базой обеспечения доказательности концептуальных положений, достоверности выводов и рекомендаций исследования стали фактические и нормативные данные, содержащиеся в следующих источниках: труды российских и зарубежных ученых по проблемам развития региональных систем, теории социально-экономической политики, эволюционной динамике сложных систем, институциональной экономикезаконодательно-нормативные акты в виде федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов субъектов РФ, отраслевых актов министерств и ведомств РФматериалы научных конференцийофициальные статистические данные РФ, Республики Адыгеяфинансовая отчетность ряда предприятий, действующих на территории Республики Адыгеяэкспертные оценки, материалы социологических опросов и наблюдений, сетевые электронные ресурсы.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования сформирована совокупностью взаимосвязанных предположений:

— эволюционный процесс в региональной системе исходит из возможностей и ограничений, обусловленных ее институциональными параметрами;

— в развитии экономической системы регионов современной России последовательно возрастает роль виртуальных факторов;

— преодоление существенных ограничений процесса развития экономической системы Республики Адыгея предполагает использование специальных инструментов, обеспечивающих коррекцию ее институциональных параметров.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Эволюционный процесс в региональной экономической системе современной России обусловлен: потребностями в инновационной модернизации функционального содержания и организационной структуры данной системыинерцией догоняющего типа экономического развитияпоследствиями затяжного и глубокого трансформационного кризиса. В исследовании региональных пространственных систем необходимо исходить из принципа их субъектной организации. Стратегическая ориентация и конфигурация эволюционного процесса в региональной экономической системе определяются объективно обусловленным потенциалом развития территории и креативным потенциалом целенаправленной экономической политики региона как интегрального субъекта.

2. Современные подходы к развитию региональной экономической системы формируются на основе конкурентного взаимодействия и комбинирования комплементарных элементов следующих базовых методологических подходов: воспроизводственноголиберального рыночногодирижистскогоэволюционногоинституционального.

3. В основу классификации факторов развития региональной системы Республики Адыгея целесообразно положить разграничительный признак принадлежности данных факторов к двум последовательным стадиям экономического развития — промышленной стадии и стадии «экономики, основанной на знаниях», поскольку, опираясь на указанный признак, можно выделить и оценить влияние на результаты эволюционного процесса в системе региона факторов, которые обладают существенной исторической перспективой, а, следовательно, имеют приоритетное значение для формирования эффективной региональной экономической политики.

4. Группа индустриальных факторов развития региональной экономической системы Республики Адыгея включает в свой состав следующие основные факторы: масштабы и представительность компонентов природной ресурсной базытехнологический уровень и общая стоимостная оценка функционирующего капиталасостояние инфраструктуры индустриального типачеловеческий фактор в форме действующей или потенциально существующей рабочей силы.

5. Группа виртуальных факторов развития региональной экономической системы Республики Адыгея представлена следующими основными факторами: институциональными условиямимасштабами и ценностью информации, участвующей в региональном воспроизводствесостоянием инфраструктуры индустриального типачеловеческим капиталоморганизационно-коммуникационным капиталом.

6. Обоснование инструментов развития региональной экономической системы Республики Адыгея исходит из объективного возрастания роли виртуальных факторов в эволюции данной системы. Дополнительные возможности институциональных инструментов развития региональной экономической системы Республики Адыгея обусловлены их бинарным созидательным потенциалом: способностью обеспечивать достижение проектных параметров эволюционного процесса данной системыспособностью обеспечивать необходимые рубежи процесса коррекции институциональных условий и характеристик развития экономических отношений в региональном пространстве.

Научная новизна исследования заключается в адаптации институционального подхода к исследованию и практическому обеспечению процесса развития экономической системы региона, классификации и оценке основных факторов развития региональной системы Республики Адыгея, а также в обосновании институциональных инструментов развития данной системы на современном этапе эволюции экономики России.

Приращение научного знания, полученное в диссертационном исследовании, представлено следующими основными элементами:

— уточнена структура процесса выхода региональных экономических систем современной России из трансформационного кризиса — в рамках этапа восстановительного экономического роста выделены ступени (субэтапы) спонтанного и стратегически ориентированного роста, а также установлена обусловленность затяжного характера спонтанного восстановительного роста глубиной предшествующего трансформационного кризиса;

— потенциал институционального подхода адаптирован к исследованию и практическому обеспечению эволюционного процесса в региональной экономической системе — установлено бинарное воздействие специальных институциональных инструментов развития данной системы на ее общие экономические и институциональные параметры и характеристики;

— предложено разграничение основных факторов развития региональной экономической системы на группы индустриальных и виртуальных факторов, отражающее доминирующие тенденции эволюционного процесса в современной экономике и предоставляющее возможность оценить степень учета и практической реализации указанных групп факторов в процессе формирования и реализации региональной экономической политики;

— определены существенные ограничения, создаваемые виртуальными факторами в процессе развития региональной экономической системы Республики Адыгея: неадекватность параметров общей институциональной среды потребностям развития бизнесадефицит эффективных форм контрактных соглашенийнедостаточное развитие инфраструктуры информационных связей и социальных коммуникацийнизкая общественная оценка экономических инициатив и экономически активных форм поведения;

— обоснованы институциональные инструменты развития, специфицированные к условиям эволюционного процесса в региональной экономической системе Республики Адыгея: фонд поддержки социально-экономических инициативбанк перспективных идей развития региона.

Теоретическая значимость исследования. Основные теоретические результаты исследования могут быть использованы в целях развития теории региональной экономики, теории стратегического управления, теории социально-экономической политики.

Отдельные результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования содержания, структуры и методики преподавания дисциплины высшей школы: «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент», «Социально-экономическая политика», «Институциональная экономика», а также спецкурса по институциональным инструментам развития экономической системы Республики Адыгея.

Практическая значимость работы. Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы при разработке инструментов регионального развития субъектов РФ, локализованных в пространстве Южного макрорегиона, оптимизации функционального содержания и структуры экономической системы региона, а также в целях модернизации стратегий и инструментария региональной экономической политики.

Разработанные в диссертации институциональные инструменты и классификация факторов развития социально-экономической системы региона использованы в деятельности министерства экономики Республики Адыгея. Отдельные выводы и рекомендации нашли применение в учебном процессе Адыгейского государственного университета.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и выводы, а также практические рекомендации, полученные в ходе исследования, были апробированы в ходе докладов и выступлений соискателя на международных, общероссийских межрегиональных, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях в г. Ростове — на — Дону, Краснодаре, Сочи, Майкопе (2005;2008 годы).

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 5 публикациях соискателя, в том числе в одной статье в научном журнале, рекомендованном ВАК. Общий объем публикаций 3,3 пл., личный вклад соискателя составляет 2,5 пл.

Структура диссертационной работы обусловлена характером заявленной научной проблемы и подходом к ее разработке. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников, содержит 15 таблиц и 5 рисунков. Общий объем диссертационного исследования — 152 страницы.

Заключение

.

1. В эволюционном процессе, локализованном в пространстве России, последовательно возрастает роль региональной компоненты. Эффективное и устойчивое развитие общей метасистемы страны в условиях глобальной интеграции и перехода к инновационному типу воспроизводства может быть обеспечено только на основе обеспечения конкурентоспособности ее региональных систем. «Экономика пространства», к которой относится национальная хозяйственная система России, в процессе своего развития опирается, прежде всего, на возможности совершенствования способа своей территориальной организации. Данное обстоятельство обусловливает рост научного интереса к способам организации, детерминантам и факторам развития общественно-хозяйственных отношений, сложившихся в пространстве регионов-субъектов РФ.

Региональные экономические системы в пространстве современной России детерминированы в своем развитии:

— параметрами эволюционного процесса в национальной экономике, поскольку каждый регион включен в общее пространство России и лишь относительно обособлен в процессе развития страны;

— интеграцией национальной экономики в состав глобального мирового хозяйства, обусловливающей открытый характер каждой из региональных систем и вовлечение ее ресурсов, элементов функционирующего капитала и звеньев инфраструктуры в воспроизводственные процессы, инициированные и управляемые далеко за пределами данной территории;

— состоянием ресурсной базы, функционирующего капитала и социально-экономической инфраструктуры региона, определяющим инвестиционную привлекательность различных секторов территориальной системы и ее общую конкурентоспособность во взаимодействии с субъектами различных уровней организации экономических отношений;

— способом взаимодействия с вертикалью государственной власти, обеспечивающим необходимую субординацию региональной системы по отношению к национальной экономической системе России, а также обусловливающим приоритеты и стратегическую ориентацию региональной социально-экономической политики;

— способом взаимодействия с альтернативными региональными экономик ческими системами, определяющим возможности и ограничения процессов дифференциации и интеграции, протекающих в пространстве федеральных округов России и за его пределами.

В исследовании региональных пространственных систем необходимо исходить из принципа их субъектной организации. Объединяя на своей территории различные виды участников хозяйственного процесса, регион приобретает в процессе их взаимодействия качество интегрального субъекта, что обеспечивает потребности управления развитием внутренней среды территориальной системы, регулирование внешних связей и проведение целенаправленной социально-экономической политики.

В процессе реформирования социально-экономической политики современной России происходит изменение ее парадигмы и принципов, ориентированное на развитие и эффективное использование потенциала региональных систем как интегральных субъектов данной политики, позволяющее ускорить инновационную модернизацию национальной экономики и обеспечить необходимую конкурентоспособность территориальных систем, позиционированных в масштабном пространстве России.

2. В исследовании развития региональных систем необходимо исходить из следующих принципов:

— преемственности между различными этапами развития — результаты, полученные на одном этапе, становятся предпосылками для другого этапа;

— реализации в процессе развития механизмов расширенного воспроизводства капитала, ресурсной базы, инфраструктуры и др.;

— взаимосвязи между эволюционным и трансформационным процессамиразвитие региональных систем современной России в той или иной мере обременено проблемами преодоления последствий рыночных преобразований. Для ряда территорий ЮФО, к которым относится и Республика Адыгея, характерен замедленный выход из трансформационного кризиса, что во многом обусловлено глубиной кризисного спада, а также характерным для России феноменом региональной поляризации. региональная поляризация в пространстве России продолжает усугубляться и в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры, создающих качественно новые доходные и инвестиционные возможности. Указанное обстоятельство побуждает обратить особое внимание на оценку институциональных параметров, доминирующих факторов и конфигурации эволюционного процесса в региональных системах.

Оценивая указанные характеристики, необходимо исходить из следующих императивов эволюционного процесса в региональной экономической системе современной России:

— необходимости инновационной модернизации функционального содержания и организационной структуры данной пространственной системы, продиктованной как ее внутренними потребностями, так и условиями конкурентного взаимодействия на мезо-, макрои мегауровнях;

— силы инерции догоняющего типа экономического развития, препятствующей инновациям и прорывам;

— последствий затяжного и глубокого трансформационного кризиса, дестабилизирующих воспроизводственный процесс, социально-политическую деятельность и общественные коммуникации в региональной системе.

Стратегическая ориентация и конфигурация эволюционного процесса в региональной экономической системе во многом определяются следующими обстоятельствами:

— общим объективным потенциалом развития региональной системы, заданным рыночными оценками ресурсной базы, элементов функционирующего капитала и звеньев социально-экономической инфраструктуры;

— субъектным креативным потенциалом экономической политики региона, позволяющим сформировать эффективную капитальную комбинацию, обеспечивающую стратегические потребности развития региональной системы с учетом указанных императивов.

Обобщение приведенных выше положений позволяет следующим образом уточнить структуру процесса выхода региональных экономических систем современной России из трансформационного кризиса — выделить в рамках этапа восстановительного экономического роста две качественно различные ступени (субэтапы):

— ступень спонтанного восстановительного роста, для которой характерна стихийная, опирающаяся на механизмы рыночной саморегуляции эволюция региональной системы;

— ступень стратегически ориентированного роста, для которой характерна целенаправленная, опирающаяся на механизмы экономической политики и стратегического регулирования эволюция региональной системы.

Затяжной характер ступени спонтанного восстановительного роста обусловлен следующими обстоятельствами:

— глубиной предшествующего трансформационного кризиса;

— недостаточным для данной региональной системы потенциалом конструктивной экономической политики.

3. Определяя подход к эволюционному процессу в региональной системе, необходимо исходить из доминирующей тенденции развития науки — интеграционного взаимодействия между различными направлениями и отраслями исследований, ориентированного на извлечение эвристического и практически-преобразовательного синергетического эффекта.

Учитывая указанную тенденцию, современные подходы к развитию региональной экономической системы необходимо формировать на основе конкурентного взаимодействия (отбора), а также комбинирования совместимых и позволяющих рассчитывать на извлечение синергетического эффекта (комплементарных) элементов следующих базовых методологических подходов:

— воспроизводственного подхода, ориентированного на установление цикла воспроизводства, действующего в системе региона, определение способов связи между его фазами, а также на обеспечение потребностей расширенного типа воспроизводства;

— либерального рыночного подхода, ориентированного на максимальное использование возможностей рыночного саморегулирования системы региона;

— дирижистского подхода, предполагающего активное использование потенциала государственной инвестиционной политики, политики занятости и инструментов бюджетного регулирования для развития региона;

— эволюционного подхода, нацеленного на формирование специального «ядра развития», обеспечивающего концентрацию наиболее ценных ресурсов развития региональной системы;

— институционального подхода, предполагающего использование потенциала формальных и неформальных норм, контрактных соглашений, устойчивых форм экономического поведения и статусов субъектов как специфических инструментов развития региональной системы.

С учетом указанной выше доминирующей тенденции развития науки в работе предложен способ адаптации потенциала институционального подхода к эволюционному процессу в региональной экономической системе — извлечение эвристического и практического синергетического эффекта на основе бинарного воздействия специальных институциональных инструментов развития данной системы:

— с одной стороны, на ее общие экономические характеристики (обеспечение проектных рубежей развития системы);

— с другой стороны, на ее институциональные параметры (коррекция институциональных параметров системы).

4. Позиция Республики Адыгея в пространстве России во многом уникальна, поскольку ее региональная система:

— располагает небольшой территорией, что выступает существенным ограничением в ее эволюционном процессе;

— позиционирована в виде анклава во внутренней среде более масштабного региона-субъекта РФ — Краснодарского края, что обусловливает дополнительные возможности для интеграционного взаимодействия.

Для региональной системы Республики Адыгея свойственны следующие специфические характеристики эволюционного процесса:

— глубокий после кризисный спад;

— затяжной характер выхода из трансформационного кризисанеустойчивость восстановительного роста.

Анализ параметров эволюционного процесса региональной системы приводит к выводу о необходимости выделения доминирующих факторов развития Республики Адыгея и, прежде всего, факторов, ограничивающих данный процесс. Решение данной научной задачи предполагает выбор определенного способа классификации интересующих нас факторов. В работе рассмотрены различные варианты классификации факторов развития хозяйственных систем, применяемые в экономических исследованиях.

Учитывая природу объекта исследования и особенности современного этапа его эволюции, в основу классификации факторов развития региональной системы Республики Адыгея целесообразно положить разграничительный признак принадлежности данных факторов к двум сменяющим друг друга стадиям экономического развития:

— промышленной стадии, которой соответствует группа индустриальных факторов развития (природный фактор, технологический фактор, инфраструктурный индустриальный фактор, фактор человеческой рабочей силы);

— стадии «экономики, основанной на знаниях», которой соответствует группа виртуальных факторов развития (организационный фактор, информационный фактор, инфраструктурный постиндустриальный фактор, человеческий креативный фактор, институциональный фактор).

Указанный способ классификации предоставляет дополнительные возможности оценки перспектив развития Республики Адыгея, поскольку, опираясь на предложенный признак, можно выделить и оценить влияние на результаты эволюционного процесса в системе региона факторов, которые специфицированы следующим образом:

— обладают существенной исторической перспективой для развития системы региона;

— имеют приоритетное значение для формирования эффективной региональной экономической политики.

5. В результате такой конкретизации группа индустриальных факторов развития экономической системы Республики Адыгея может быть представлена следующим образом:

— масштабы и представительность компонентов природной ресурсной базы региона;

— технологический уровень и общая стоимостная оценка функционирующего капитала;

— состояние инфраструктуры индустриального типа;

— человеческий фактор в форме рабочей силы.

Обобщение результатов анализа влияния группы индустриальных факторов на эволюционный процесс в системе Республики Адыгея позволяет сделать следующие выводы:

— рост ВРП недостаточно обеспечивается инвестициями в основной капиталкоэффициент инвестиционной поддержки ВРП изменяется в пределах 1526% и отличается неустойчивостьюо слабом воздействии технологического фактора на восстановительный рост в системе региона свидетельствуют и параметры обновления основных фондов, предполагающие затяжной жизненный цикл применяемых технических средств (более 20 лет);

— эволюционный процесс в системе региона практически не зависит от природного фактора — в том смысле, что добыча природных ископаемых и использование рекреационных природных ресурсов составляют незначительную часть ВРП, а вложение в защиту и воспроизводство природных ресурсов не превышают 1,5% от общего объема инвестиций в основной капитал;

— рост заработной платы корреспондируется с ростом ВРП, однако крайне низкая рыночная оценка фактора рабочей силы не позволяет считать его активной силой, формирующей развитие региональной системы;

— общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием выросла за 12 лет лишь на 12% и с 2003 года не изменяетсяинфраструктурный фактор активно эксплуатируется в процессе создания ВРП, но не воспроизводится в расширенном масштабе и на основе новых технологий.

Вместе с тем, не следует переоценивать потенциал индустриальных факторов развития — во многом он стратегически исчерпан и ограничен рамками этапа восстановительного ростапоэтому вряд ли правомерно делать основную ставку на данные факторы развития в современной региональной политике.

6. Виртуальные факторы развития региональной системы обладают высоким стратегическим потенциалом, поскольку именно с ними связаны перспективы становления, институционального закрепления и эволюции отношений «экономики, основанной на знаниях».

Конкретизируем представления о составе группы виртуальных факторов применительно к условиям эволюционного процесса на мезоуровне, а также с учетом специфики интересующей нас региональной системы. В результате такой конкретизации группа индустриальных факторов развития экономической системы Республики Адыгея может быть представлена следующие образом:

— фактор институциональных условий функционирования и развития региональной системы;

— фактор масштаба и ценности информации, участвующей в региональном воспроизводственном процессе и социально-политических процессах, связанных с развитием экономической системы региона;

— фактор состояния инфраструктуры постиндустриального типа;

— фактор человеческого капитала;

— организационный фактор.

Обобщение совокупных результатов анализа влияния группы виртуальных факторов на эволюционный процесс в системе Республики Адыгея позволяет сформулировать следующие выводы:

— доля расходов на образование в консолидированном бюджете республики весьма неустойчива — тенденция к ее снижению в 2004 г. сменяется тенденцией к росту, однако, с учетом бюджетных возможностей региона, расходы на образование явно не соответствуют императивам формирования человеческого капитала в «экономике, основанной на знаниях»;

— высокий удельный вес убыточных организаций отражает неадекватность параметров институциональной среды развития бизнеса;

— обеспеченность населения телефонами свидетельствует о существенном отставании региона на данном направлении развития элементов виртуальной инфраструктуры;

— тренды количества организаций инновационного профиля и численности работников в системах государственного и местного управления противоположны — если в первом случае налицо кризисная ситуация, то во втором случае имеет место устойчивый рост, в последние годы (2005 — 2006) опережающий рост ВРП.

Правомерно следующим образом определить ограничения, создаваемые виртуальными факторами в процессе развития региональной экономической системы Республики Адыгея: неадекватность параметров общей институциональной среды потребностям развития бизнесадефицит эффективных форм контрактных соглашенийнедостаточное развитие инфраструктуры информационных связей и социальных коммуникацийнизкая общественная оценка экономических инициатив и экономически активных форм поведения.

7. Обоснование инструментов развития региональной экономической системы Республики Адыгея исходит из объективного возрастания роли виртуальных факторов в эволюции данной системы и потребности в обеспечении адекватности вектора региональной социально-экономической политики комплексу факторов, оказывающих наиболее сильное воздействие на основные параметры эволюционного процесса в пространстве региона.

При этом необходимо учитывать специфику восстановительного роста в экономической системе Республики Адыгея:

— затяжной характер ступени спонтанного восстановительного роста, что во многом обусловлено отмеченными выше существенными ограничениями, накладываемыми виртуальными факторами развития;

— неустойчивость наметившегося перехода к ступени стратегически ориентированного восстановительного роста, которая связана с неоднократным (как минимум, трижды за последние десять лет) изменением вектора экономической политики региона.

Приведенные выше специфические характеристики придают дополнительную значимость эффективным институциональным инструментам развития экономической системы Республики Адыгея. Необходимо отметить, что созидательные возможности институциональных инструментов развития региональной экономической системы Республики Адыгея обусловлены их бинарным созидательным потенциалом:

— способностью обеспечивать достижение проектных параметров эволюционного процесса данной системы;

— способностью обеспечивать необходимые рубежи процесса коррекции институциональных условий и характеристик развития экономических отношений в региональном пространстве.

Обобщение результатов анализа факторов развития региональной экономической системы Республики Адыгея позволяет предложить институциональный инструмент развития, специфицированный к условиям эволюционного процесса в данной системе: внебюджетный фонд поддержки социально-экономических инициатив, организационной формой которого может стать государственно-частное некоммерческое партнерство.

Основные направления деятельности указанного фонда могут быть определены следующим образом:

— прием заявлений и обращений, содержащих инициативы;

— ведение реестра региональных социально-экономических инициатив, представленных гражданами или организациями;

— организация независимой экспертизы зарегистрированных инициатив;

— правовая поддержка инициатив, получивших позитивную оценку экспертов и обладающих существенным для региона потенциалом;

— презентация эффективных социально-экономических инициатив в органах власти и управления Республики Адыгея;

— стимулирование процесса формирования социально-экономических инициатив в регионе.

Средства фонда предполагается формировать, опираясь на три основных источника: благотворительность частных лиц и коммерческих организацийцелевое финансирование со стороны заинтересованных некоммерческих организацийгосударственная бюджетная поддержка.

8. Процесс перехода к «экономике, основанной на знаниях», обусловливает формирование информационных потоков, многие из которых нуждаются в специальной инфраструктуре, сервисе и инструментах регулирования. Специфическая особенность данных потоков заключается в том, что они реализуют функции переноса и диффузии элементов нового знания. Применительно к эволюционному процессу в территориальной экономической системе часть указанных элементов следует квалифицировать как перспективные идеи развития региона.

Инфраструктура и сервис информационных потоков, несущих с собой элементы нового знания, во многом схожа с инфраструктурой и сервисом другой сферы виртуального характера — финансово-инвестиционной. Поэтому процессы продуцирования, переноса, диффузии, сбережения и накопления перспективных идей развития региона нуждаются в специальных организациях, устройство которых напоминает кредитные организации. Речь идет об особом институциональном инструменте, специфицированном применительно к условиям эволюционного процесса в региональной экономической системе Республики Адыгея — банке перспективных идей развития региона. Основные направления его деятельности можно определить следующим образом:

— депозитарное хранение идей и проектов развития экономической системы региона с защитой прав интеллектуальной собственности и представлением интересов владельцев;

— кредитование процесса развития региона посредством предоставления соответствующих нематериальных активов;

— организация коммерческого оборота перспективных идей и проектов развития региона;

— доверительное управление нематериальными активами на основании договоров с владельцами.

Банк перспективных идей развития региона представляет собой коммерческую организацию инновационного профиля, деятельность которой полностью обеспечивается ее доходамистартовый уставный капитал такой организации формируется за счет взносов участников или на основе первичной эмиссии акций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Стоглавъ, 1998.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  3. Об акционерных обществах в Российской Федерации. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 07.08.2001, от 31.10.2002 № 134-Ф3).
  4. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1998 года № 586 «О региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22.
  6. Указ Президента России № 849 от 13.05. 2000 г. „О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе“.
  7. Указ Президента РФ № 337 от 25.03.2005 г. „О советах при полномочных представителях президента Российской Федерации в федеральных округах“.
  8. Абалкин J1.A. Логика экономического роста. Москва: Ин-т экономики РАН, 2002.
  9. Л.И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения //Абалкин Л. И. Избранные труды в 4 т. Т IV. М.: ОАО „НПО“ Экономика». 2000.
  10. М.Х. Формирование налоговой политики субъекта Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской Республики). Москва: Финансы, 2001.
  11. А. Нужно взаимное движение навстречу общества, государства и бизнеса // Бизнес Академия. 2001. № 3.
  12. А.В. Ресурсный потенциал социально-экономических преобразований Республики Абхазия // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 3. Краснодар: ЮИМ, 2005.
  13. М.Д. Реструктуризация предприятий. Вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. М.: Альпина Паблишер, 2003.
  14. А. Об условиях развития народного хозяйства в 2005—2007 гг.. // Экономист. 2004. № 6.
  15. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Издательство «Питер», 1999.
  16. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  17. АношкинаЕ.Л. Регионосозидание: институционально-экономические основы. М.: Академический проект, 2006.
  18. В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия социально-экономических систем субъектов Российской Федерации в пространстве макрорегиона. Ростов на — Дону: СКНЦ ВШ, 2007.
  19. С. А. Экономические теории и школы. Курс лекций. М.: Изд-во «Бек», 1996.
  20. С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // Российский экономический журнал. 1997. № 10.
  21. Г. Экономический взгляд на жизнь// Вестник СПб ГУ. Сер.5. Экономика. 1993. Вып.З.
  22. Г. Человеческий капитал и распределение времени // Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  23. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999.
  24. В.М., Бортник Е. М., Фатеева С. В. Некоммерческие институты: закономерности становления и функционирования. Ростов-на-Дону: Инфосервис, 2003.
  25. JI.П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  26. Л., Кротов М. Глобализациоиное измерение реформы и задачи промышленной политики // Российский экономический журнал. 2001. № 3.
  27. Л.С. Экономика научно-технического прогресса. М.: Высшая школа, 1979.
  28. . В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Недра, 2000.
  29. Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ ХУШ вв. М.: Прогресс, 1992.
  30. Р. Теория регуляции: Критический анализ / Пер. с франц. М.: РГГУ, 1997.
  31. А.В., Колганов А. И. Глобальный капитал. М.: Изд-во УРСС, 2004.
  32. А.В., Колганов А.И Теория социально-экономических трансформаций. М.: УРСС, 2003.
  33. Ю. Г. Кому «исправлять ошибки»? // Независимая газета. 1998. 22 мая.
  34. С.П., Синченко Б. П. Государственное регулирование регионального развития в период становления рыночных отношений.- Петропавловск- Камчатский: Камшат, 1994.
  35. Дж. М. Сочинения / Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». T.l. М.: «Таурус Альфа», 1997.
  36. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М.: Прогресс, 2001.
  37. А. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  38. С.Ю. Курс лекций о государственном и народном хозяйстве. СПб., 1912.
  39. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  40. Выступление Владимира Путина перед политической элитой страны: «Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России» // Российская газета. 2005. 7 сентября.
  41. A.M. Экономика отраслевых регионов. М.: МГУ, ТЕИС, 2000.
  42. Е.Т. Государство и эволюция. М.: Экономика, 1995.
  43. Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  44. Дж. К. Экономические теории и цели общества/ Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1976.
  45. С. Обучение рынку. М.: Экономика, 2004.
  46. В.А. Развитие социальной инфраструктуры вертикально интегрированной корпорации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2007.
  47. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  48. А.Г. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего// Общество и экономика. 1999. № 3−4.
  49. Грани интеграции: Сборник научных статей/ Сост. Е. Г. Русскова. Волгоград: Волгоградское науч. изд- во, 2005.
  50. Дж. мл., О' Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  51. С. Системные условия развития // Экономист. 2005. № 2. С. 18.
  52. А. Корпоративные поглощения: российский вариант // Рынок ценных бумаг, 2003.№ 12.
  53. В.Н., Ермоленко А. А. Древо экономической науки // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003.Т.1. № 4.
  54. В.Н. Воспроизводство собственности в системе корпоративных отношений. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004.
  55. А.А. Регион в едином рыночном пространстве. Ростов на — Дону: СКНЦВШ, 1995.
  56. М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода// Вопросы экономики. 2001 № 2.
  57. М.Р. Институциональные основы формирования налоговой политики субъекта Российской Федерации. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004.
  58. О.Г. Региональная экономическая диагностика. Спб.: Изд.-во СПбУЭФ, 1999.
  59. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002.
  60. И.Н., Коровкин А. Г. Налоговая нагрузка и эффективность занятости населения регионов РФ: перспективная оценка взаимосвязи // Проблемы прогнозирования. № 3 (84). 2004.
  61. Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Международные отношения, 1995.
  62. Р.В. Факторы и принципы развития региональной системы, локализованной в пространстве субъекта РФ / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2007.
  63. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.
  64. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М., 1994.
  65. А., Соколов А. Российский бизнес прорыв к модернизации страны. Высшая школа бизнеса МГУ, ИМЭМО РАН, ИКСИ, Москва, 2001.
  66. Европейский союз на пороге XXI века. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  67. А.А. Дорога через административную систему. Воронеж: ВГУ, 1992.
  68. Зевин JI.3., Стрепетова М. П., Ушакова Н. А. Экономическое развитие в эпоху глобализации: Роль внешнего фактора// Россия и современный мир. 2001. № 1.
  69. В.В. Об экономических проблемах Юга России // Стратегии и проблемы региональной экономики. Ростов-на-Дону: Терра, 2003.
  70. В., Клогвог Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов. Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.
  71. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
  72. B.JI. Две концепции исторического развития: марксизм и постиндустриализм // Философские исследования. 1997. № 3.
  73. В.А. Расколотая цивилизация. М.: УРСС, 1997.
  74. Институциональная экономика / Под ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005.
  75. М.Д., Брагинский С., Швыдко В. Развитие секторов, базирующихся на потенциале человеческого капитала: шанс возрождения экономики России? // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3.
  76. О.В. О модернизации Федеральной целевой программы «Юг России». Доклад на Международной научно практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России». — Волгоград: Изд-во Вол ГУ, 2004.
  77. О. О стратегии развития Южного макрорегиона России. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
  78. О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства. // Экономическая наука современной России. 2003. № 1.
  79. О.В., Лебедева Н. Н. Знакомая и неведомая мезоэкономика// Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. Вып.2. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
  80. О.В., Фролов Д. П. Институционализм в российской экономической мысли (IX-XXI вв.): В 2 т. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
  81. X.JI. Восстановительный рост экономики региона на основе стратегического управления. Нальчик: Насып, 2006.
  82. Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭ-МО, 1990.
  83. Р. Распространение выгод от глобализации // Вопросы экономики. 2003. № 10.
  84. С.В. Теоретические аспекты формирования промышленной политики макрорегиона. Краснодар: ЮИМ, 2005.
  85. В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы. 2002. № 9.
  86. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос, 1999.
  87. А.А. Функциональное содержание и принципы управления макро-региональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов-на-Дону: СКНЦВШ, 2005.
  88. М.М. Ресурсы и инструменты региональной налоговой политики. Краснодар: Экоинвест, 2002.
  89. А.Т. Региональная социально-экономическая политика в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства: функциональное содержание, принципы, стратегии и инструменты. Ростов на — Дону: СКНЦ ВШ, 2006.
  90. Дж. Б. Распределение богатства. М.: Прогресс, 1992.
  91. Г. Б. Мезоэкономические проблемы российской экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета.2003.№ 2.Том 1.
  92. Г. Б. Эволюция системы экономических институтов России. М.: ЦЭМИ РАН, 2003.
  93. Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10.
  94. А., Яковлев А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка) // Вопросы экономи-ки.2004. № 8.
  95. Н.Д. Политические и национальные факторы в экономической интеграции и дезинтеграции//Интеграционные процессы в странах СНГ: Межвузов. сб./Под ред. В. Т. Рязанова. СПб.: СПбГУ, 1996.
  96. Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4.
  97. П. Международная экономика: теория и политика. М.: ЮНИТИ, 1997.
  98. Э. Экономический рост и реформы в России // Вопросы экономики. 2002. № 6.
  99. Л., Тюрюканова Е. Российские студенты за рубежом: их профессионально-миграционные стратегии // Человек и труд. 2003. № 4.
  100. Лексин В. Н, Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999.
  101. В.В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997.
  102. С.А. Социо-экономика России переходного периода (1991−2003). М.: УРСС, 2004.
  103. О.Ю. Ребюрократизация главный враг юного российского рынка // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Том 3. № 1.
  104. Э. Власть и деньги. М.: Экономика, 1991.
  105. И. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист. 2003. № 2.
  106. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М., 1995.
  107. К. Капитал. Т.1./ Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд. Т. 23.
  108. А. Структурные деформации постсоциалистического российского рынка // Общество и экономика. 2001. № 5.
  109. А. Принципы экономической науки. Т.1 Пер. с англ.- М.: «Прогресс», 1993.
  110. May В. Итоги 2003 года и итоги четырехлетия: политика против экономики // Вопросы экономики. 2004. № 3.
  111. Д.И. С думой о благе российском: Избранные экономические произведения. Новороссийск: Наука. Сибирское отделение, 1991.
  112. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996.
  113. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
  114. М. Бедные. Где проходит черта? // Свободная мысль. 1992. № 4.
  115. Г. Современные проблемы «третьего мира» (Asian Drama). М.: Прогресс, 1972.
  116. С.М. Здоровье и продолжительность жизни населения Земли // Вестник МГУ. Серия 5. География. 2002. № 1.
  117. Дж., Хибино Ш. Мышление прорыва. Минск: Попурри, 1999.
  118. В. Либерализм и экономические реформы // Мировая экономика и Международные отношения. 1992. № 8.
  119. А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. 2000. № 6.
  120. А.Н. Экономика и институциональная теория / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: УРСС, 2002.
  121. А.С. Теория региональных рынков. Ростов н/Д: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  122. А.С. Региональные рынки. М.: ИНФРА-М, 1999.
  123. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  124. Р. Теория развития: новые модели экономического роста // Вопросы экономики. 2000. № 9.
  125. Ю., Петраков Н. Российская трансформация и ее результаты // Вопросы экономики. 2004. № 7.
  126. В.Н. Уроки и проблемы реализации стратегии развития Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Том 1.№ 1.
  127. В.Н., Колесников Ю. С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов на — Дону: ЮФУ, 2008.
  128. О задаче разработки промышленной политики в России. Комитет ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям. М.: Центр законодательной поддержки промышленности, 2002.
  129. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  130. А. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход // Мировая экономика и Международные отношения. 1998. № 1.
  131. Ю.М. Время философии хозяйства. М.: Экономистъ, 2003.
  132. Ф. Экономика XX века //А. Бейтон, А. Казорла и др. 25 ключевых книг по экономике. Челябинск: «Урал ЬТД». Урал книга", 1999.
  133. И.В. Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности макрорегиона. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  134. А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1995.
  135. А., Попова В., Пугачев В. Межотраслевой анализ экономики России в мировых ценах // Экономика и математические методы. 1994. Вып.1.
  136. В.А. Повышение эффективности научных исследований и разработок. М.: Экономика, 1978.
  137. В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001.№ 3.
  138. В. Технология стратегического управления // Бизнес Ин-форм. 1999. № 3−4.
  139. М. Международная конкуренция. М.: ЮНИТИ, 1993.
  140. Постиндустриальный мир и Россия. М.: УРСС, 2001.
  141. С.Л., Попов С. А. Мировая экономика и экономическое положение России. М.: Финансы и статистика, 2001.
  142. Проблемы собственности и управления в процессах реструктуризации промышленных предприятий. Бюро экономических исследований. М., 2001.
  143. Дж. Концепции и неправильные представления о теории человеческого капитала // Экономика образования. 2001. № 1.
  144. В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.
  145. А.Д. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и актуальные направления реформ. М.: Институт экономики переходного периода, 2001.
  146. А.Д., Энтов P.M. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и защита прав собственности. М., 2001.
  147. А.Д., Энтов P.M., Межераупс И.В.Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. Москва: Институт экономики переходного периода, 2003.
  148. JI.A. Современные принципы управления сложными объектами. М.: Радио и связь, 1980.
  149. Регион: проблемы планирования и управления/ Под ред.А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
  150. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004. М.: Росстат, 2005.
  151. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006. М.: Росстат, 2007.
  152. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии // Вопросы экономики. 2004. № 8.
  153. Республика Адыгея в цифрах. 1991 2006. Майкоп: ТО ФСГС по РА, 2007.
  154. Ржаницына J1.C. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. М.: Про-физдат, 1991.
  155. Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Ри-кардо Д. Соч.: в 3 т. T.l. М.: Госполитиздат, 1955.
  156. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
  157. Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, формирование в России. Воронеж: ВГУ, 2003.
  158. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 1999.
  159. Россия в цифрах 2003. М.: Росстат, 2003.
  160. Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Прогресс — Академия, 1994.
  161. В.П. Формирование социальной ответственности субъектов власти и собственности в условиях глобализации экономических отношений. Ростов на — Дону: СКНЦ ВШ, 2005.
  162. . К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  163. Е.В. Интеграционные структуры как основа развития региона // Регионология. 2003. № 1−2.
  164. А. Исследование о природе и принципах богатства народов.- М.: Соцэкгиз, 1962.
  165. Стародубровская И.В., May В. А. Великие революции: От Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2001.
  166. Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.
  167. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: «КОНСЭКО», 1998.
  168. И.В. Парадигма и принципы аудита корпоративной собственности. Ростов на — Дону: СКНЦ ВШ, 2005.
  169. Н.М. Пространственная экономика: проблемы теории, методологии и практики. Екатеринбург, 2003.
  170. А.Х. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования. М.: Экономика, 1999.
  171. В. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: МГУ, 1993.
  172. Терминологический словарь по мировой экономике. 4.2. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.
  173. Я. Пересмотр международного порядка. М.: Прогресс, 1980.
  174. Том Н. Управление изменениями// Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
  175. Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
  176. Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
  177. Трансформация экономического пространства России // Новые факторы регионального развития: М.: ИГ РАН, 1999.
  178. Управление социально-экономическими процессами региона / Под ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.
  179. О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.
  180. Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.
  181. Дж. Привычки, правила и экономическое поведение// Вопросы экономики. 2000. № 1.
  182. Человек институциональный. / Под ред. О. В. Иншакова. Волгоград: ВолГУ, 2005.
  183. Э.Х. Теория монополистической конкуренции. М.: Прогресс, 1996.
  184. М.В. Функциональное содержание отношений, факторы формирования и стратегии развития финансового рынка макрорегиона. Ростов-на-Дону: СКНЦВШ, 2006.
  185. В.В. Межбюджетные отношения в инвестиционном процессе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2006.
  186. Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
  187. Й. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с нем., М., Прогресс, 1982.
  188. Л. Корпоративная долгота / Навигация в «экономике, основанной на знаниях». М.: ЮНИТИ, 2006.
  189. Экономика общественного сектора / Под ред. Е. Н. Жильцова, Ж.-Д. Лафея. М.: МГУ, 1998.
  190. Л. Благосостояние для всех. М.: Экономика, 1991.
  191. Эффективность научно-технического прогресса / Под ред. Л.М. Гатовско-го. М.: Экономика, 1979.
  192. Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 1998.
  193. Ю. В. Циклы, кризисы, прогнозы. М.: Наука, 1999.
  194. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 5.
  195. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. -N.Y., 1976.
  196. Buckanan J.M. Wagner R.E. Democracy in deficit: the political, legacy of lord Keynes. N.Y., Acad, press, 1977.
  197. Burton J., Sandole D. Generic theory: The basis of conflict resolution// Negotiation Journal. 1986.
  198. Chandler A. Strategy and Structure /Cambrige, Mass.: Mi Press, 1962. P.343.
  199. Davis L., Nort D. Institutial Change and American Economic Growth. Cambridge, 1971.
  200. DruckerP. The New Realities. Oxford, 1996.
  201. Электронный ресурс: Рейтинговые оценки регионов РФ / РА «Эксперт» // http://www.raexpert.ru/ratings/ ехр.
  202. Электронный ресурс: Эффективность государственного управления/ http://finance.yahoo.com.
Заполнить форму текущей работой