Управление дебиторской задолженностью предприятия ОАО «БАЗ»
Еще один подход рассматривает дебиторскую задолженность как элемент обязательственного правоотношения, который регулируется обязательственным правом одной из основных разновидностей гражданских правоотношений, где субъектом выступают кредитор и должник, объектом служит действие обязанного лица, выраженное в форме прав требований (дебиторской задолженности) и соответствующих обязанностей — Долга… Читать ещё >
Управление дебиторской задолженностью предприятия ОАО «БАЗ» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСОВОЙ ПРОЕКТ По дисциплине: Финансовый менеджмент Тема: Управление дебиторской задолженностью предприятия ОАО «БАЗ»
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
- 1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности
- 1.2 Организация управления дебиторской задолженностью предприятия
- 1.3 Показатели оценки эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия
- 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «БАЗ»
- 2.1 Общая информация о ОАО «БАЗ»
- 2.2 Оценка состава и структуры дебиторской задолженности ОАО «БАЗ»
- 2.3 Расчёт показателей оценки эффективности управления дебиторской задолженностью ОАО «БАЗ»
- 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОАО «БАЗ»
- 3.1 Рекомендации ОАО «БАЗ» по управлению дебиторской задолженностью на предприятии
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
эффективность оценка дебиторская задолженность
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т. е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, условиями договора, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.
Все выше сказанное и предопределяет актуальность темы курсового исследования.
Объект исследования — «Бологовский арматурный завод» (ОАО «БАЗ»).
ОАО «Бологовский арматурный завод» является специализированным предприятием по выпуску арматуры промышленного и санитарно-технического назначения (для воды, пара, нефтяных продуктов и газа) из цветных сплавов.
Цель курсового проекта — проанализировать эффективность управления дебиторской задолженностью на ОАО «Бологовский арматурный завод».
Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Изучить понятие, сущность дебиторской задолженности предприятия, провести классификацию дебиторской задолженности, а также рассмотреть организацию управления дебиторской задолженности на предприятии и определить показатели оценки эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия.
2. Раскрыть общую характеристику деятельности, оценить состав и структуру дебиторской задолженности и провести расчёт показателей оценки эффективности управления дебиторской задолженностью на примере ОАО «БАЗ».
3. Предложить рекомендации ОАО «БАЗ» по управлению дебиторской задолженностью на предприятии.
Курсовой проект состоит их трёх разделов. В первом разделе описаны теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью, дано понятие, раскрыта сущность и представлена классификация дебиторской задолженности, рассмотрена организация управления дебиторской задолженностью предприятия, представлены показатели оценки эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия, второй раздел посвящен анализу эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «БАЗ», дана общая информация о деятельности предприятия, проведена оценка состава и структуры дебиторской задолженности ОАО «БАЗ», а также рассчитаны показатели оценки эффективности управления дебиторской задолженностью ОАО «БАЗ», в третьем разделе предложены пути совершенствования управления дебиторской задолженностью на предприятии, даны рекомендации по управлению дебиторской задолженностью.
Для наглядности отдельный материал представлен в таблицах и рисунках.
В Заключении подводится итог проделанной работы.
В Библиографическом списке приведены источники, на которые даны ссылки в работе.
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
- 1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность — задолженность по платежам данному предприятию, учреждению, организации, сумма причитающихся предприятию, учреждению, организации, но еще не полученных денежных средств (долгов). Дебиторская задолженность является составной частью оборотного капитала и характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами.
Экономическая природа дебиторской задолженности многогранна, поэтому у отечественных и зарубежных ученых-экономистов при формулировании ее определения существует несколько распространенных точек зрения.
Согласно одной из них, под дебиторской задолженностью следует понимать задолженность перед организацией различных юридических и физических лиц, возникающая в ходе хозяйственной деятельности. Данное утверждение в основе своей имеет балансовое уравнение, которое выводится благодаря свойствам двойной записи, где каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов, и организация выступает в роли дебитора и кредитора.
Еще один подход рассматривает дебиторскую задолженность как элемент обязательственного правоотношения, который регулируется обязательственным правом одной из основных разновидностей гражданских правоотношений, где субъектом выступают кредитор и должник, объектом служит действие обязанного лица, выраженное в форме прав требований (дебиторской задолженности) и соответствующих обязанностей — Долга (ст. 307 ГК РФ). Обязательство, как правило, определяет, какие действия (воздержание от действий), кем, в каком объеме, когда, где и как должны быть выполнены. Основаниями возникновения обязательств служат различные по характеру юридические факты или определенный их состав. Договор — наиболее распространенное основание возникновения обязательства.
С позиции маркетинговой политики организации ряд авторов рассматривают дебиторскую задолженность как инструмент стимулирования спроса. Под влиянием рыночной конкуренции хозяйствующие субъекты стремятся привлечь как можно больше покупателей, предоставив им отсрочку (рассрочку) оплаты приобретаемых товаров, что приносит выгоду в виде увеличения объема продаж. В данном случае дебиторская задолженность является ожидаемой и планируемой в рамках кредитной политики организации. В связи с этим одной из нерешенных методических проблем является проблема оценки эффективности использования стимулирующей дебиторской задолженности как маркетингового рычага, увеличивающего спрос на продукцию (работы, услуги) и объем продаж.
В рамках следующего подхода дебиторская задолженность понимается как форма инвестирования. Организации, предоставляя дебиторскую задолженность в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), отвлекают свои оборотные средства в расчеты на нереально долгие сроки и тем самым кредитуют своих контрагентов, формируют рисковую среду невозвратных товарных кредитов при очень длинных сроках расчета. В свою очередь собственное финансирование такие организации осуществляют за счет заемных средств, чем трансформируют свои долги в долги по отношению к себе.
Дебиторская задолженность в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности (МСФО) является финансовым инструментом. «Под финансовым инструментом принято понимать любой контракт, из которого вытекает финансовый актив одного экономического субъекта и финансовое обязательство или эмиссионный инструмент другого экономического субъекта. Финансовым активом организации признается актив, являющийся: денежными средствами; правом требования денежных средств или другого финансового актива от другой организации; правом требования обмена финансовыми инструментами с другой организацией на потенциально выгодных для данного субъекта условиях; эмиссионным инструментом другой организации». В российском законодательстве на текущий момент не содержится определение финансовых инструментов, что связано с относительно недавним их появлением в деловом обороте. К понятию «финансовый инструмент» наиболее близко примыкают следующие юридические категории, получившие отражение в ГК РФ: договор, сделка, ценная бумага. Из определения финансового инструмента видно, что он представляет логический синтез определений договора и ценной бумаги, поскольку включает как права и обязательства, вытекающие из условий договора (финансовые активы и финансовые обязательства), так и права и обязательства по ценной бумаге (эмиссионный инструмент и финансовое обязательство).
Ряд отечественных и зарубежных экономистов рассматривают дебиторскую задолженность как инструмент управления оборотным капиталом организации. Отсюда дебиторская задолженность представляет собой вложение средств и расширение продажи в кредит с целью увеличения объема реализации и собственного капитала. Данный подход, на наш взгляд, скорее описывает свойства дебиторской задолженности.
Дебиторскую задолженность часто связывают с коммерческим кредитованием, поскольку, отпуская продукцию и прочие товары в долг, организация предоставляет покупателю кредит с последующим погашением при оплате. Причем кредит осуществляется в форме аванса, предоплаты, предоставления отсрочки или рассрочки оплаты.
Однако, в отличие от коммерческого кредита, в пределах срока платежа по договору не взимается процент за пользование.
Обобщив многообразие терминов и определений, используемых в законодательных актах, научной литературе, можно назвать следующие свойства активов, которые позволяют рассматривать их как дебиторскую задолженность: относят права на получение вероятной будущей выгоды и переход контроля над хозяйственными операциями или другими событиями, в результате которых организация получает будущий доход от объектов.
Под дебиторской задолженность понимается право требования организации на поступление финансовых и нефинансовых активов, возникающее из обязательств юридических и физических лиц по договору в ходе хозяйственной деятельности, с целью обеспечения приемлемого уровня финансовой устойчивости.
Для раскрытия экономической природы дебиторской задолженности дадим ее классификацию (табл. 1.).
Таблица 1. Классификация дебиторской задолженности [5]
Классификационный признак | Классификационная группа | |
Степень ликвидности | высоколиквидная | |
среднеликвидная | ||
неликвидная | ||
Элементы | задолженность покупателей и заказчиков | |
векселя к получению | ||
авансы выданные | ||
задолженность зависимых и дочерних обществ | ||
прочие дебиторы | ||
Сроки образования | краткосрочная | |
среднесрочная | ||
долгосрочная | ||
Целесообразность образования | оправданная | |
неоправданная | ||
Обеспеченность гарантиями | обеспеченная | |
не обеспеченная | ||
Степень надежности возврата | надежная | |
сомнительная | ||
безнадежная | ||
Соблюдение нормы закона | надлежаще истребованная | |
неистребованная | ||
Степень подверженности планированию | планируемая | |
не планируемая | ||
Возможность осуществления контроля | контролируемая | |
не контролируемая | ||
По степени ликвидности можно выделить высоколиквидную, неликвидную и среднеликвидную дебиторскую задолженность. Краткосрочная дебиторская задолженность (со сроком погашения до одного месяца) является высоколиквидной; безнадежная дебиторская задолженность, которая не может быть конвертирована в денежные средства, является неликвидной; все остальные виды дебиторской задолженности, за исключением краткосрочной и безнадежной, являются среднеликвидными.
Наиболее распространенной в отечественной учетной практике является классификация дебиторской задолженности по элементам. Охарактеризуем каждый из них:
— задолженность покупателей и заказчиков обусловлена их задолженностью за отгруженные товары и выполненные работы;
— векселя к получению — задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные товары и выполненные работы, оформленная товарными векселями;
— авансы выданные — задолженность по выданным авансам в счет предстоящих поставок продукции или выполнения работ;
— задолженность зависимых и дочерних обществ;
— прочие дебиторы — задолженность подотчетным лицам, по налогам и сборам, по ссудам работникам и др.
По срокам образования дебиторскую задолженность можно разделить на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. Краткосрочной считается дебиторская задолженность со сроком погашения до 30 дней, среднесрочной — дебиторская задолженность со сроком погашения от 1 до 12 месяцев, долгосрочной — свыше 12 месяцев.
По целесообразности образования дебиторскую задолженность может быть оправданной и неоправданной. Оправданной считается дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил и связан с нормальными сроками документооборота. Просроченная задолженность — дебиторская задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т. д.; она является неоправданной.
В зависимости от обеспечения дебиторскую задолженность классифицируется как обеспеченная гарантиями и не обеспеченная гарантиями. Дебиторская задолженность может быть обеспечена неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
По степени надежности возврата дебиторскую задолженность можно выделить надежную, сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность. Надежной признается дебиторская задолженность в случае подтверждения контрагентом исполнения своих обязательств, а также задолженность, обеспеченная гарантией. В свою очередь сомнительной является просроченная дебиторская задолженность, не подтвержденная кредитором. Безнадежной считается дебиторская задолженность, у которой срок исковой давности истек, а также дебиторская задолженность, признанная таковой по решению суда (вследствие ликвидации должника и др.).
Соблюдение нормы закона является следующим классификационным признаком, в соответствии с которым дебиторскую задолженность можно подразделить на надлежаще истребованную и неистребованную. Надлежаще истребованной считается дебиторская задолженность в случае подтверждения третьей стороной своих обязательств, а также если имеется обращение в суд. Во всех остальных случаях дебиторская задолженность признается как неистребованная.
По степени подверженности планированию можно выделить планируемую и не планируемую дебиторскую задолженность. Ожидаемая величина задолженности по условиям договора, в которых предусмотрена отсрочка, рассрочка платежа, является планируемой. Прочие виды задолженности относятся к незапланированной.
По возможности осуществления контроля выделяют контролируемую и неконтролируемую дебиторскую задолженность. Контролируемой считается дебиторская задолженность в том случае, если имеется заинтересованное аффилированное лицо, которому должна организация или которое должно организации. Прочие виды задолженности являются неконтролируемыми.
1.2 Организация управления дебиторской задолженностью предприятия
Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности [6]:
— контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;
— определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);
— анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);
— контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);
— прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации);
— определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
Подробная схема управления дебиторской задолженностью представлена на рисунке 1.
Согласно статистике, 20−25% всех активов типичного промышленного предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность — 10−15% пассивов.
Рис. 1. Управление дебиторской задолженностью [7]
Иными словами, дебиторская задолженность составляет внушительную часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью — важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций, омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании.
Эффективное управление дебиторской задолженностью также является важнейшей характеристикой ликвидности фирмы, так как чем меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.
Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.
При проведении в жизнь политики организации управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.
Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.
Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей, пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при отказе от использования скидки, снижаются.
Переменные второй группы также могут повлиять на объем продаж компании, на ее прибыльность и ликвидность. Очевидно априори, что в политике по возврату средств надо искать золотую середину или оптимум, если использовать математические термины. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В целях эффективного управления пой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.
1.3 Показатели оценки эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия
Выделяют несколько этапов управления дебиторской задолженностью [6, 9, 10, 11]:
1). На первом этапе анализируется дебиторская задолженность в предыдущем периоде с целью оценить ее уровень, состав и динамику.
— Первая стадия анализа заключается в определении размера дебиторской задолженности. Для этого применяется коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность.:
Котв — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
ДЗ — дебиторская задолженность;
ОА — сумма оборотных активов
— На второй стадии анализа определяются количество оборотов, совершаемых дебиторской задолженностью за период и средний срок ее погашения. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации.
Коб — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
В — выручка от продаж;
ДЗ — среднегодовой размер дебиторской задолженности Тпзд — период погашения дебиторской задолженности;
t — количество дней в периоде;
Коб — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
— Третья стадия заключается в ранжировании задолженности по предусмотренным срокам ее возврата, то есть ее «возрастным группам».
— На четвертой стадии происходит рассмотрение состава просроченной дебиторской задолженности, выделяется ее сомнительная и безнадежная части, рассчитывается коэффициент просроченной задолженности:
где Кдзп — коэффициент просроченной дебиторской задолженности;
ДЗп — размер просроченной дебиторской задолженности;
ДЗ — дебиторская задолженность, всего
— На завершающем стадии определяют сумму эффекта, который был получен от вложения средств в дебиторскую задолженность. Для этого сравнивают прирост прибыли от увеличения объема продаж за счет предоставления кредита с затратами по его оформлению и инкассации долга.
ЭДЗ=ПДЗ — ТЗДЗ — ФПДЗ,
где Эдз — сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз -дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ФПд3 — сумма прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями.
ТЗдзтекущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
2). На втором этапе формируются определенные принципы и подходы кредитной политики по отношению к покупателям продукции. Решаются два вопроса: в каких формах осуществляется реализация продукции, какой тип кредитной политики следует избрать. О разработке кредитной политики организации рассмотрим в пункте 3 настоящей главы.
3). Третий этап заключается в определении возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту. Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
где ОКдз — необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;
ОРК — планируемый объем реализации Продукции в кредит;
КС/Ц— коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
ППК сред — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
ПР сред — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
4). Четвертый этап предусматривает формирование системы кредитных условий, которая содержит следующие элементы:
— срок предоставления кредита (кредитный период);
— размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
— стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
— система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5). Пятый этап — формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность.
6). Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
7). Применение на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Рефинансирование дебиторской задолженности заключается в быстром ее конвертировании в другую форму оборотных активов.
В настоящее время широко используются следующие формы рефинансирования:
— факторинг;
— учет векселей, выданных покупателями продукции;
— форфейтинг.
Факторинг представляет собой финансовую операцию, которая предусматривает уступку организацией-продавцом права получения средств от ее должника за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании. В этом случае банк принимает на себя все риски, связанные с инкассацией задолженности. Кроме того, банк взимает с предприятия-продавца комиссионную плату за осуществление такой операции.
Учет векселей, выданных покупателями продукции, заключается в продаже этих векселей банку или иной организации по дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Данная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Учетная (дисконтная) цена векселя определяется по следующей формуле:
где УЦВ — учетная (дисконтная) цена векселя на момент его продажи (учета банком);
НС — номинальная сумма векселя, подлежащая погашению векселедателем в предусмотренный в нем срок;
Д — количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем;
УСВ — годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя,%.
Форфейтинг — это финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту с помощью передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банку (факторинговой компании), уплатив ему комиссионное вознаграждение. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка) Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортеру следует проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта.
- 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «БАЗ»
- 2.1 Общая информация о ОАО «БАЗ»
ОАО «Бологовский арматурный завод» (ОАО «БАЗ») является специализированным предприятием по выпуску арматуры промышленного и санитарно-технического назначения (для воды, пара, нефтяных продуктов и газа) из цветных сплавов.
Завод производит более 10 млн. единиц продукции в год. Основу продуктовой корзины ОАО «БАЗ» составляют изделия из цветных металлов (латуни): вентили 15Б3р и 15Б1П, краны шаровые 11Б27П и 11Б27П1 для воды и газа, никелированные шаровые краны «BOLARM», латунные фитинги, сетчатые фильтры, счетчики воды, затворы, алюминиевые и биметаллические радиаторы «ТЕПЛОТЕРМ».
Бологовский арматурный завод включен в число действующих предприятий в апреле 1978 года приказом Министерства химического и нефтяного машиностроения. Основные производственные мощности завода были пущены в эксплуатацию в 1981 — 1982 годах. В 1992 году государственное предприятие.
Бологовский арматурный завод преобразовано в акционерное общество.
Завод размещен на территории 21,.4 га в г. Бологое, Тверской области. Имеет железнодорожную ветку от станции Бологое — Московское Октябрьской ж.д., имеется площадка для выгрузки вагонов. Предприятие соединяется транспортной магистралью с центром города (3 км) и автотрассой Москва — Санкт-Петербург (15 км) и находится практически посередине между этими городами.
Завод имеет полную инфраструктуру (подстанция 110/35/10 кВт с двумя силовыми трансформаторами мощностью 2×25 тыс. кВт.; котельную с котлами ДКВР20/13 и котлом ДЕ 6.5/14 на природном газе; компрессорную, водозабор, и пр.).
Продукция завода пользуется спросом на мировом рынке. Бологовский арматурный завод неоднократно принимал участие на российских и международных выставках.
С 2005 года ОАО «Бологовский арматурный завод» проводит активную работу по расширению и модернизации своих производственных мощностей. Введено в эксплуатацию современное высокопроизводительное импортное оборудование, позволившее осуществить переход с литья под давление на современные технологии горячей объемной штамповки и кокельное литье. Это позволило улучшить качество произведенной продукции, расширить ассортимент и увеличить объем выпуска в 2 раза.
В ходе модернизации на предприятии было приобретено, смонтировано и запущено:
1 — Итальянское оборудование: «Farmbrass», «FPM», «Zobbio»;
2 — Комплексы заготовительного и автоматизированного кузнечно-прессового оборудования. В результате получены более качественные и точные заготовки с плотной структурой исходного материала;
3 — Оборудование для дробеструйной обработки заготовок, позволяющее получить качественный внешний вид деталей;
4 — Автоматизированное оборудование для механической обработки деталей, что позволило:
— полностью обрабатывать деталь за одну установку (повышение точности детали в 4 раза)
— повысить производительность в 5 и более раз
5 — Холодно-высадочный автомат по изготовлению шпинделей, что позволяет высоко точные детали без дополнительной механической обработки;
6 — Оборудованию по изготовлению счетчиков воды;
7 — Автоматическая сборочная линия для сборки шаровых кранов, что позволило увеличить производительность в 2 раза, повысить качество выпускаемой продукции;
8 — Проведено обучение сотрудников отдела технического контроля и получены аттестаты в области аккредитации по неразрушающему контролю, что позволяет испытывать 100% запорной арматуры;
9 — Специалистами центральной заводской лаборатории получены аттестаты и аккредитованы на проведение калибровочных работ, проведение физико-химических испытаний, что позволяет проводить входной контроль всех использующихся материалов;
10 — Приобретены и установлены программы для проектирования;
11 — Обновлен парк инструментального цеха новыми заточными станками с ЧПУ, что позволило изготавливать более сложные детали с высокой точностью, оперативно перестраиваться на другие виды продукции.
Параллельно с наладкой оборудования проводилось обучение специалистов завода по работе на новом оборудовании с начала в Италии, и далее итальянскими специалистами на Бологовском арматурном заводе.
За период с 2006 по 2009 год вся линейка запорной арматуры, прошла очередную сертификацию в Ростехнадзоре, Мостесте, ФГУ ВНИИПО МЧС России, получены все необходимые сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения.
В ближайшее время планируется пройти сертификацию ISO 9001, ввести с эксплуатацию уже спроектированные автоматизированные сборочные линии и испытательные стенды, приобрести дополнительно кузнечно-прессовое и механосборочное оборудование, а также отработать технологию и начать серийный выпуск алюминиевых радиаторов и расширить выпуск выпускаемой продукции.
Основное конкурентное преимущество изделий — высочайшее качество. На заводе работает жесточайший контроль используемого сырья и конечного продукта, каждый кран и вентиль проходят испытания по нескольким параметрам.
Понимая, что квалифицированные кадры составляют основу долгосрочного успеха, руководство завода формирует команду профессионалов, непрерывно заботимся о повышении их квалификации, мотивации, социальной защищенности и преданности корпоративным ценностям.
На 2014 год команда специалистов ОАО «БАЗ» по праву считается одной из самых компетентных и мотивированных на региональном рынке труда (по Тверской области), что является логичным результатом политики, проводимой в области работы с персоналом, и служит фактором, способствующим формированию дальнейших успехов и достижений предприятия.
В настоящее время на предприятии работает 675 сотрудников. Из них около 47% - женщины. Около 73% общей численности сотрудников — рабочие различных специальностей: литейщики, плавильщики, штамповщики, станочники широкого профиля, токари, фрезеровщики, наладчики, сборщики и другие. Средний возраст работников составляет 36 лет. Около 75% менеджеров высшего и среднего звена имеют высшее профессиональное образование.
Вновь принимаемые на работу сотрудники знакомятся с целями и стратегией предприятия, с основными принципами работы, с технологиями и документооборотом, с командой топ-менеджеров. Это позволяет новому персоналу оперативно включаться в деятельность предприятия и адекватно настраиваться на свой круг обязанностей.
Имеется земля 7 га в городе Бологое для строительства, что позволит обеспечить жильем не только сотрудников, а также в будущем привлекаемых квалифицированных рабочих.
2.2 Оценка состава и структуры дебиторской задолженности ОАО «БАЗ»
Оценка дебиторской задолженности начинается с изучения её состава и структуры. Проводя анализ состава и структуры дебиторской задолженности следует учесть, что в бухгалтерском балансе задолженность подразделяется на долгосрочную (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и краткосрочную (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты).
Оценка состава и структуры дебиторской задолженности ОАО «БАЗ» представлена в таблице 2.
Таблица 2. Оценка состава и структуры дебиторской задолженности ОАО «БАЗ» [13]
№ | Показатель | 31.12.2012 | 31.12.2013 | Изменение | Темп роста, % | |||
Сумма | % | Сумма | % | |||||
Дебиторская задолженность (общая) | 327 547 | 405 822 | + 78 275 | 123,90 | ||||
Долгосрочная дебиторская задолженность | 123 742 | 37,78 | 147 586 | 26,51 | + 23 844 | 86,94 | ||
Краткосрочная дебиторская задолженность (в т.ч. покупатели и заказчики) | 203 805 | 62,22 | 258 236 | 73,50 | + 54 431 | 146,33 | ||
Из проведенного в таблице 2 анализа видно, что в отчетном периоде прирост дебиторской задолженности составил 78 275 тыс. руб., темп роста составил 123,90%. Долгосрочная дебиторская задолженность выросла на 23 844 тыс. руб., темп роста составил 86,94%. Краткосрочная кредиторская задолженность увеличилась на 54 431 тыс. руб., при этом темп роста составил 146,33%. Также из таблица видно, что краткосрочная дебиторская задолженность на 100% состоит из задолженности покупателей и заказчиков.
Структура дебиторской задолженности по отношению к началу отчётного периода изменилась не существенно. Так, доля долгосрочной дебиторской задолженности составила 26,51% от общей суммы дебиторской задолженности, а доля краткосрочной дебиторской задолженности составила 73,50%.
2.3 Расчёт показателей оценки эффективности управления дебиторской задолженностью ОАО «БАЗ»
1. Проведём анализ эффективности формирования активов ОАО «БАЗ» за 2013 год (табл. 3).
Таблица 3. Анализ эффективности формирования активов ОАО «БАЗ» за 2013 г. [13]
Наименование | 31.12.2012 | 31.12.2013 | Отклонение | Темп роста, % | ||||
Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | |||
Нематериальные активы | 3 251 | 0,36 | 3 251 | 0,34 | ||||
Результаты исследований и разработок | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
Основные средства | 208 742 | 23,25 | 231 060 | 24,43 | + 22 318 | + 46,70 | 110,70 | |
Доходные вложения в материальные ценности | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
Финансовые вложения | 0,03 | 0,03 | ||||||
Отложенные налоговые активы | 2 463 | 0,27 | 5 112 | 0,54 | + 2 649 | + 5,54 | 207,55 | |
Прочие внеоборотные активы | 4 393 | 0,49 | 0,02 | — 4 231 | — 8,85 | 3,69 | ||
Итого по разделу I | 219 158 | 24,41 | 239 894 | 25,37 | + 20 736 | + 43,40 | 109,46 | |
Запасы | 274 425 | 30,57 | 219 158 | 23,18 | — 55 267 | — 115,66 | 79,86 | |
НДС по приобретенным ценностям | 7 034 | 0,78 | 1 013 | 0,11 | — 6 021 | — 12,60 | 14,40 | |
Дебиторская задолженность | 327 547 | 36,48 | 405 822 | 43,00 | + 78 275 | + 163,80 | 123,90 | |
Финансовые вложения | 1 290 | 0,14 | 2 135 | 0,22 | + 845 | + 1,77 | 165,50 | |
Денежные средства и денежные эквиваленты | 0,002 | 20 532 | 2,17 | + 20 509 | + 42,91 | 89 269,56 | ||
Прочие оборотные активы | 10 929 | 1,22 | 1 745 | 0,18 | — 9 184 | — 19,22 | 15,96 | |
Итого по разделу II | 678 623 | 75,59 | 705 672 | 74,63 | + 27 049 | + 56,60 | 103,98 | |
БАЛАНС | 897 781 | 100,00 | 945 566 | 100,00 | + 47 785 | 100,00 | 105,32 | |
За 2013 год активы ОАО «БАЗ» увеличились на 47 785 тыс. руб., или на 5,32% и составили на конец периода 945 566 тыс. руб.
На изменение внеоборотных активов повлияло уменьшение прочих внеоборотных активов на 4 231 тыс. руб. до 162 тыс. руб., их доля на конец 2013 года в общем объеме активов составила 0,02%.
Наибольшее влияние на изменение активов оказало уменьшение запасов на 20,14%, их доля в общем объеме основных средств снизилась с 30,57% до 23,18%.
Основные средства увеличились на 22 318 тыс. руб. (на 10,70%) и составили на конец года 231 060 тыс. руб.
Оборотные активы в 2013 году увеличились на 27 049 тыс. руб. (3,98%) и составили на конец периода 705 672 тыс. руб.
В 2013 году увеличилась дебиторская задолженность на 78 275 тыс. руб. (23,90%) и составили на конец периода 405 822 тыс. руб.
В целом ситуацию на ОАО «БАЗ» можно охарактеризовать как положительную, но с негативными моментами, так как:
— увеличивается дебиторская задолженность;
— увеличиваются оборотные и внеоборотные активы.
2. Проведём анализ эффективности формирования пассивов ОАО «БАЗ» за 2013 год (табл. 4).
Таблица 4. Анализ эффективности формирования пассивов ОАО «БАЗ» за 2013 г. [13]
Наименование | 31.12.2012 | 31.12.2013 | Отклонение | Темп роста, % | ||||
тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | |||
Уставный капитал | 240 000 | 26,73 | 240 000 | 25,38 | ||||
Переоценка внеоборотных активов | 18 976 | 2,11 | 18 976 | 2,00 | ||||
Резервный капитал | 0,07 | 0,08 | + 205 | + 0,43 | 133,94 | |||
Нераспределенная прибыль | 19 714 | 2,19 | 0,09 | — 18 815 | — 39,37 | 4,56 | ||
Итого по разделу III | 279 294 | 31,11 | 260 683 | 27,57 | — 18 611 | — 38,95 | 93,33 | |
Заемные средства | 103 000 | 11,47 | 94 250 | 9,97 | — 8 750 | — 18,31 | 91,50 | |
Отложенные налоговые обязательства | 0,06 | 0,04 | — 141 | — 0,29 | 75,22 | |||
Оценочные обязательства | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
Прочие обязательства | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
Итого по разделу IV | 103 569 | 11,53 | 94 678 | 10,01 | — 8 891 | — 18,60 | 91,41 | |
Заемные средства | 360 188 | 40,12 | 462 387 | 48,90 | + 102 199 | + 213,87 | 128,37 | |
Кредиторская задолженность | 144 891 | 16,14 | 117 872 | 12,46 | — 27 019 | — 56,54 | 81,35 | |
Доходы будущих периодов | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
Оценочные обязательства | 9 839 | 1,09 | 9 946 | 1,05 | + 107 | + 0,22 | 101,08 | |
Прочие обязательства | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
Итого по разделу V | 514 918 | 57,35 | 590 205 | 62,42 | + 75 287 | + 157,55 | 114,62 | |
БАЛАНС | 897 781 | 100,00 | 945 566 | 100,00 | + 47 785 | 100,00 | 105,32 | |
За 2013 год пассивы ОАО «БАЗ» увеличились на 47 785 тыс. руб. (5,32%) и составили 945 566 тыс. руб.
За 2013 год увеличился размер краткосрочных заемных обязательств на 102 199 тыс. руб. (28,37%) и составил 462 387 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от привлечения заемных средств. В свою очередь, уменьшился размер долгосрочных заёмных обязательств на 8 750 тыс. руб. (8,59%) и составил 94 250 тыс. руб. Собственный капитал за 2013 год уменьшился на 18 611 тыс. руб. (6,67%) и составил 260 683 тыс. руб. В отчетном периоде уменьшилась краткосрочная кредиторская задолженность на 27 019 тыс. руб., на конец периода она составила 117 872 тыс. руб. (18,65%), или 12,46% в общей структуре пассивов предприятия.
Таким образом, ситуацию на ОАО «БАЗ» можно охарактеризовать как положительную, но с отрицательными моментами так как:
— уменьшается краткосрочная кредиторская задолженность;
— уменьшается собственный капитал;
3. Рассмотрим основные показатели деятельности ОАО «БАЗ» за 2013 г. (табл. 5).
Таблица 5. Основные показатели деятельности ОАО «БАЗ» за 2013 г. [13]
Показатель | 31.12.2012 | 31.12.2013 | Отклонение | Темп роста, % | |
Выручка | 1 585 603 | 1 496 127 | — 89 476 | 94,35 | |
Себестоимость | 1 401 856 | 1 329 480 | — 72 376 | 94,84 | |
Валовая прибыль | 183 747 | 166 647 | — 17 100 | 90,69 | |
Чистая прибыль | 4 108 | — 18 610 | — 22 718 | — 453,02 | |
4. Проведём анализ основных показателей эффективности управления дебиторской задолженностью ОАО «БАЗ» за 2013 год:
Определим, насколько эффективно осуществляется управление дебиторской задолженностью на рассматриваемом предприятии.
Для определения уровня и динамики размера дебиторской задолженности рассчитаем коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность по формуле:
Результаты расчетов представлены в таблице 6.
Таблица 6. Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность
Показатели | Период | ||
31.12.2012 | 31.12.2013 | ||
1. Дебиторская задолженность | 327 547 | 405 822 | |
2. Общая сумма оборотных активов | 678 623 | 705 672 | |
Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность (п.1/п.2), % | 48,26 | 57,50 | |
Доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов увеличилась по сравнению с началом отчётного года и составила 57,50%.
В абсолютном выражении размер дебиторской задолженности в конце отчётного периода увеличился на 2/3 по сравнению началом. На ее долю приходится почти половина совокупных активов организации. Рассматривая структуру дебиторской задолженности, можно отметить, что значительную ее часть составляет краткосрочная задолженность. Основная часть обязательств перед организацией обусловлена расчетами с покупателями и заказчиками. Задолженность поставщиков в счет выданных авансов, а также задолженность по расчетам с бюджетом составляют незначительную долю.
Для определения скорости обращения инвестированных в дебиторскую задолженности средств определим коэффициент ее оборачиваемости. Тенденцию изменения этого показателя часто используют при определении обоснованности скидки за ранние платежи. Чем выше скорость оборота, тем меньше средств инвестировано в дебиторскую задолженность.
Средний остаток дебиторской задолженности рассчитывается как сумма дебиторской задолженности покупателей по данным бухгалтерского баланса на начало и конец анализируемого периода, деленное на 2.
Результаты расчетов представлены в таблице 7.
Таблица 7. Количество оборотов дебиторской задолженности ОАО «БАЗ»
Показатели | Период | ||
31.12.2012 | 31.12.2013 | ||
1. Средний остаток дебиторской задолженности, тыс. руб. | 366 684,5 | ||
2. Выручка от реализации товаров, тыс. руб. | 1 585 603 | 1 496 127 | |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | 4,32 | 4,08 | |
Показатели, приведенные в таблице 2, означают, что оборачиваемость дебиторской задолженность за рассматриваемый период замедлилась и составила 4,08 оборотов в год. Значение данного коэффициента является низким, его снижение показывает отрицательную динамику.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности можно преобразовать в показатель продолжительности ее оборота в днях. Период погашения счетов дебиторов рассчитывается по формуле:
Результаты расчетов представлены в таблице 8.
Таблица 8. Средний срок погашения дебиторской задолженности
Показатели | Период | ||
31.12.2012 | 31.12.2013 | ||
1. Число дней периода | |||
2. Количество оборотов дебиторской задолженности | 4,32 | 4,08 | |
Период погашения дебиторской задолженности, дни | 83,33 | 88,23 | |
Показатели данной таблицы подтверждают вывод о том, что ликвидность дебиторской задолженности рассматриваемой организации снизилась. Средний срок погашения обязательств дебиторами составляет 88 дней на начало отчётного периода, что на 5 дней дольше, чем в конце отчётного периода. Это свидетельствует об увеличении продолжительности финансового цикла предприятия, что неблагоприятно для ее деятельности.
В процессе анализа важно определить какое место занимает просроченная задолженность в составе всей дебиторской задолженности, а также выявить прогноз образования безнадежной задолженности. Для этого применяется коэффициент просроченной дебиторской задолженности:
Результаты расчетов представлены в таблице 9.
Таблица 9. Коэффициент просроченной дебиторской задолженности
Показатели | Период | ||
31.12.2012 | 31.12.2013 | ||
1. Дебиторская задолженность, тыс. руб. | 327 547 | 405 822 | |
2. Просроченная дебиторская задолженность, тыс. руб. | 94 521 | 93 326 | |
Коэффициент просроченной дебиторской задолженности | 0,288 | 0,222 | |
Данные таблицы показывают, что на протяжении рассматриваемого периода, доля просроченной дебиторской задолженности в общем ее объеме изменялась не существенно. В отчетном году коэффициент сократился на 0,066 и составил 0,222. Наличие 1/3 просроченных счетов может привести к проблеме низкой ликвидности задолженности и, как следствие, к трудностям финансирования деятельности.
Особое внимание также стоит уделить соотношению размеров дебиторской и кредиторской задолженности в организации. Их уровни не должны значительно отличаться друг от друга, так как существенное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой неустойчивости и возникает необходимость привлечения дополнительных ресурсов. Обратная ситуация, когда кредиторская задолженность преобладает над дебиторской, может привести к неплатежеспособности организации.
Проверим данное соотношение в ОАО «БАЗ».
Результаты расчетов представлены в таблице 10.
Таблица 10. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
Показатели | Период | ||
31.12.2012 | 31.12.2013 | ||
1. Дебиторская задолженность, тыс. руб. | 327 547 | 405 822 | |
2. Кредиторская задолженность, тыс. руб. | 144 891 | 117 872 | |
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности | 2,260 | 3,442 | |
Расчеты показали, что соотношение уровней дебиторской и кредиторской задолженностей было нестабильным, однако за весь рассматриваемый период сумма дебиторской задолженности преобладает над кредиторской.
Таким образом, можно сделать вывод, что в составе оборотных активов ОАО «БАЗ» дебиторская задолженность занимает существенную долю. Количество совершаемых оборотов в год равно 88,23, однако наблюдается замедление оборачиваемости и увеличение периода возврата долгов. В общей сумме задолженности на долю просроченных обязательств приходится около 1/3.
Превышение дебиторской задолженности над кредиторской принято оценивать положительно. Это объясняется тем, что погашение дебиторской задолженности, ее инкассация и поступление денежных средств от заказчиков за отгруженную им продукцию позволяет предприятию в свою очередь своевременно рассчитываться со своими поставщиками и подрядчиками.
- 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОАО «БАЗ»
- 3.1 Рекомендации ОАО «БАЗ» по управлению дебиторской задолженностью на предприятии
В результате проведенного анализа дебиторской задолженности было выяснено, что в ОАО «БАЗ» имел место резкий прирост задолженности в конце отчётного периода, по сравнению с началом. Доля дебиторской задолженности в структуре активов организации также высока.
Большой объем дебиторской задолженности наряду с наличием просроченных долгов может негативно повлиять на финансовое состояние предприятия. В связи с этим можно предложить ряд мер, которые могут способствовать совершенствованию политики управления и контроля над дебиторской задолженностью.
В этих целях необходимо:
— постоянно осуществлять контроль состояния счетов с контрагентами, в особенности по отсроченным задолженностям;
— разработать определенные выгодные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки, предоставляемые покупателям при оплате полученного товара в течение 10 дней с момента получения; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;
— диверсифицировать риски, а именно ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупателями;
— отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
— осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;
— формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;
— разрабатывать эффективную дифференцированную политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей можно условно разбить на группы в зависимости от их надежности, финансового состояния и других показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек;
— проводить политику привлечения добросовестных клиентов, предлагая им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку по месту требования и т. д.;
— проводить мероприятия, в том числе с привлечением органов власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности.
В целях улучшения контроля над состоянием дебиторской задолженности необходимо:
1) проводить регулярный мониторинг и контролировать дебиторскую задолженность предприятия, отслеживания при этом соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
2) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
3) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.
Также для ОАО «БАЗ» можно принять меры по уменьшению дебиторской задолженности за счет ее продажи (факторинга).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы:
1. 1). Было изучено понятие, сущность дебиторской задолженности предприятия.
Дебиторская задолженность — задолженность по платежам данному предприятию, учреждению, организации, сумма причитающихся предприятию, учреждению, организации, но еще не полученных денежных средств (долгов). Дебиторская задолженность является составной частью оборотного капитала и характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами
2). Проведена классификация дебиторской задолженности.
По степени ликвидности можно выделить высоколиквидную, неликвидную и среднеликвидную дебиторскую задолженность.
По элементам можно выделить:
— задолженность покупателей и заказчиков;
— векселя к получению;
— авансы выданные;
— задолженность зависимых и дочерних обществ;
— прочие дебиторы.
По срокам образования дебиторскую задолженность можно разделить на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.
По целесообразности образования дебиторскую задолженность может быть оправданной и неоправданной.
В зависимости от обеспечения дебиторскую задолженность классифицируется как обеспеченная гарантиями и не обеспеченная гарантиями.
По степени надежности возврата дебиторскую задолженность можно выделить надежную, сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность.
3). Рассмотрена организация управления дебиторской задолженности на предприятии.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:
— контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;
— определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);
— анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);
— контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);
— прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации);
— определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
4). Определены показатели оценки эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия. Они входят в следующие стадии:
— Первая стадия анализа заключается в определении размера дебиторской задолженности. Для этого применяется коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность.
— На второй стадии анализа определяются количество оборотов, совершаемых дебиторской задолженностью за период и средний срок ее погашения.
— Третья стадия заключается в ранжировании задолженности по предусмотренным срокам ее возврата, то есть ее «возрастным группам».
— На четвертой стадии происходит рассмотрение состава просроченной дебиторской задолженности, выделяется ее сомнительная и безнадежная части, рассчитывается коэффициент просроченной задолженности.
— На завершающем стадии определяют сумму эффекта, который был получен от вложения средств в дебиторскую задолженность. Для этого сравнивают прирост прибыли от увеличения объема продаж за счет предоставления кредита с затратами по его оформлению и инкассации долга.
2. 1). Раскрыта общая характеристика деятельности организации.
ОАО «Бологовский арматурный завод» (ОАО «БАЗ») является специализированным предприятием по выпуску арматуры промышленного и санитарно-технического назначения (для воды, пара, нефтяных продуктов и газа) из цветных сплавов.
2). Оценен состав и структура дебиторской задолженности.
В отчетном периоде прирост дебиторской задолженности составил 78 275 тыс. руб., темп роста составил 123,90%. Долгосрочная дебиторская задолженность выросла на 23 844 тыс. руб., темп роста составил 86,94%. Краткосрочная кредиторская задолженность увеличилась на 54 431 тыс. руб., при этом темп роста составил 146,33%. Также из таблица видно, что краткосрочная дебиторская задолженность на 100% состоит из задолженности покупателей и заказчиков.
Структура дебиторской задолженности по отношению к началу отчётного периода изменилась не существенно. Так, доля долгосрочной дебиторской задолженности составила 26,51% от общей суммы дебиторской задолженности, а доля краткосрочной дебиторской задолженности составила 73,50%.
3). Проведён расчёт показателей оценки эффективности управления дебиторской задолженностью на примере ОАО «БАЗ».
В составе оборотных активов ОАО «БАЗ» дебиторская задолженность занимает существенную долю. Количество совершаемых оборотов в год равно 88,23, однако наблюдается замедление оборачиваемости и увеличение периода возврата долгов. В общей сумме задолженности на долю просроченных обязательств приходится около 1/3. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской принято оценивать положительно. Это объясняется тем, что погашение дебиторской задолженности, ее инкассация и поступление денежных средств от заказчиков за отгруженную им продукцию позволяет предприятию в свою очередь своевременно рассчитываться со своими поставщиками и подрядчиками.
3. Предложены рекомендации ОАО «БАЗ» по управлению дебиторской задолженностью на предприятии. Можно осуществлять такие мероприятия, как:
— постоянно осуществлять контроль состояния счетов с контрагентами, в особенности по отсроченным задолженностям;
— разработать определенные выгодные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки, предоставляемые покупателям при оплате полученного товара в течение 10 дней с момента получения; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;
— диверсифицировать риски, а именно ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупателями;
— отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности и др.
В целях улучшения контроля над состоянием дебиторской задолженности необходимо:
1) проводить регулярный мониторинг и контролировать дебиторскую задолженность предприятия, отслеживания при этом соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
2) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
3) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.
Также для ОАО «БАЗ» можно принять меры по уменьшению дебиторской задолженности за счет ее продажи (факторинга).
Рациональная организация и контроль за состоянием дебиторской задолженности в современных условиях рыночной экономики играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Райзберг, Б. А. Словарь экономических терминов [Текст] / Б. А. Райзберг. — М.: Буква-П, 2013. — 512 с.
2. Ивашкевич, В. Б. Анализ дебиторской задолженности [Текст] / В. Б. Ивашкевич. — М.: Бухгалтерский учет, 2003. — 230 с.
3. Басовский, Л. Е. Экономический анализ [Текст] / Л. Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 315 с.
4. Бочаров, В. В. Финансовый анализ [Текст] / В. В. Бочаров. —, 2001. — 408
5. Богомолов, А. М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего контроля в организации [Текст] / А. М. Богомолов. — М.: Современный бухучет, 2004. — 327 с.
6. Шубина, Т. В. Организация документооборота для управления дебиторской задолженностью [Текст] / Т. В. Шубина. — М., 2005. — 190 с.
7. Киперман, Г. П. Управление дебиторской задолженностью [Текст] / Г. П. Киперман. — М.: Финансист, 2006. — 225 с.
8. Савицкая, Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности [Текст] / Г. В. Савицкая. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 615 с.
9. Савицкая, Г. В. Экономический анализ [Текст] / Г. В. Савицкая. — М.: Новое знание, 2004. — 658 с.
10. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий [Текст] / Г. В. Савицкая. — М.: Новое знание, 2004. — 681 с.
11. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент [Текст] / И. А. Бланк. — Киев: Эльга, 2013. — 768 с.
12. Деятельность ОАО «БАЗ» [Электронный ресурс]: — Электрон. док. — Режим доступа: http:// bolarm.ru
13. Бухгалтерская отчётность за 2013 год (ОАО «БАЗ») [Электронный ресурс]: — Электрон. док. — Режим доступа: http://www.gks.ru