Анализ финансовой устойчивости (на примере ООО «СибирьСервис»)
Поступление и движение принадлежащих предприятию на правах собственности основных средств учитывается на активном счете 01 «Основные средства». Стоимость основных средств предприятия погашается путём износа и списания на издержки производства в течение всего их полезного использования по нормам, утвержденным в установленном порядке. Срок полезного использования объекта основных средств… Читать ещё >
Анализ финансовой устойчивости (на примере ООО «СибирьСервис») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ Кафедра экономики и менеджмента Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Анализ финансовой устойчивости (на примере ООО «СибирьСервис»)
Студент группы 2−3531/5−5 А. Э. Чепуштанова БАРНАУЛ 2015
- Содержание
- Введение
- 1. Экономическая характеристика предприятия
- 2. Анализ финансовой устойчивости ООО «СибирьСервис»
- 3. Организация бухгалтерского учета на предприятии
- 3.1 Учет денежных средств и расчетных операций
- 3.2 Учет основных средств и материальных ценностей
- 3.3 Учет труда и расчетов с рабочими и служащими
- 4. Учет движения товаров на ООО «СибирьСервис»
- 4.1 Закупочная деятельность предприятия
- 4.2 Синтетический и аналитический учет товаров
- 4.3 Порядок проведения инвентаризации и учет ее результатов
- 4.4 Учет доходов от реализации товаров
- Заключение
- Список литературы
- Введение
- Для правильного руководства деятельностью предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета. В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учёт делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.
- На ООО «СибирьСервис» бухгалтерский учет представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основе документов, т. е. хозяйственные средства и операции с ними регистрируются все без исключения, изменение состояния хозяйственных средств и процессов отражается непрерывно и в хронологической последовательности, все хозяйственные операции своевременно оформляются документами.
- На предприятии бухгалтерский учёт осуществляется специальным подразделением — бухгалтерией. Структура бухгалтерской службы определяется внутренними правилами и должностными инструкциями. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на главного бухгалтера.
- Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» № 129- ФЗ; он подчиняется Генеральному директору предприятия и несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
- Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение записей в учётных регистрах, составление отчётности.
- Организация бухгалтерского учёта на предприятии зависит от объёма учётных работ, наличия компьютерной техники, других условий, а также от учётной политики, которую ведёт предприятие. При этом свою учётную политику ООО «СибирьСервис» разрабатывает самостоятельно на основе установленных общих правил бухгалтерского учёта.
- Под учётной политикой организации понимается принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
- На основании учетной политики бухгалтерский учет в Обществе ведется в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 26.12.1994 г. № 170 с изменениями и дополнениями. Рабочий план счетов и субсчетов бухгалтерского учета утверждается согласно учетной политике.
- Операции, произведённые предприятием, отражаются в целях их систематизации сначала в регистрах бухгалтерского учёта. В ООО «СибирьСервис» используют таблично-автоматизированную форму учёта, которая ведется с использованием компьютерной техники. С помощью бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия» данные первичных документов группируются и обобщаются непосредственно на компьютере, для получения информации, эквивалентной по содержанию регистрам синтетического и аналитического учета.
- Цель производственной практики: изучить и проанализировать экономические и бухгалтерские данные предприятия, разработать предложения по совершенствованию работы в области бухгалтерского учёта.
- Объект исследования: ООО «СибирьСервис»
- Методы исследования: табличный, описательный и сравнительный.
- 1. Экономическая характеристика предприятия
- ООО «СибирьСервис» зарегистрировано Администрацией Центрального района Алтайского края. ООО «СибирьСервис» является юридическим лицом, пользуется правами, необходимыми для своей деятельности в соответствии с законодательством и уставом, имеет самостоятельный баланс, печать и счета в банке. Действует в соответствии с федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными правовыми актами РФ. Юридический адрес: 656 043, Алтайский край, Барнаул, ул. 1-я Малиновая, 58
- Алтайская Деловая Компания занимается поставками и комплектацией сантехнического оборудования и сопутствующих материалов с момента своего основания в ноябре 1992 года.
- Много лет назад, в самом начале своего пути, компания представляла собой небольшую фирму, четко определившую свою рыночную нишу — профессиональная торговля широким спектром инженерно-сантехнического оборудования. Из года в год мы стремились к тому, чтобы наши возможности соответствовали запросам клиентов.
- Его главной задачей является удовлетворение потребностей граждан в товарах, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива
- В этих целях ООО «СибирьСервис» организует торговое обслуживание населения, приобретает товары, продукцию, материалы, основные средства на предприятиях любых форм собственности и у частных лиц, осуществляет торгово-посредническую деятельность, обмен товаров в порядке бартерных сделок, оказывает различные виды услуг, осуществляет выполнение любых других видов деятельности, не противоречащих законодательству РФ.
- На сегодняшний день Алтайская Деловая Компания занимает прочное место на региональном рынке. Мы являемся дилерами и официальными представителями таких известных в России производителей, как
- ОАО «Нижнетагильский котельно-радиаторный завод»
- ЗАО «ПО Муромский завод трубопроводной арматуры»
- ЗАО «ЧТПЗ-Комплексные трубные системы»
- ЗАО «Бологовский арматурный завод»
- ОАО «Арзамасский приборостроительный завод»
- и других производителей.
- Это позволяет компании не только удерживать приемлемые для наших клиентов цены, но и выдерживать необходимый ассортимент.
- Сегодня предприятие стремится к полной комплектации систем отопления, водоснабжения, газоснабжения и канализации любого уровня сложности. Отрабатывается система поставок по согласованному с клиентом графику, в планах построение четкой системы доставки заказанных материалов на объект.
- За десять лет работы нашими клиентами стали предприятия самых различных форм собственности — от муниципальных, до индивидуальных предпринимателей и флагманов краевой промышленности, таких как ОАО «Алтайкокс», ОАО «Стройгаз», ОАО «Алтайэнерго» .
- К каждому из клиентов мы стараемся подходить индивидуально и гордимся наработанными связями.
- Предприятие является юридическим лицом. Имеет самостоятельный баланс, расчетный рублевый счет, фирменное наименование, печать и штампы со своим наименованием, эмблему и товарные знаки.
- ООО «Алтайская Деловая Компания» занимается розничной торговлей, следовательно, организационная структура данного предприятия тяготеет к структуре управления по функциональному признаку, т. е. функциональная организационная структура (рис. 1.1).
Исполнительным органом ООО «СибирьСервис» является директор, осуществляющий руководство текущей деятельностью. Директор без доверенности может действовать от имени организации, в том числе представлять его интересы во всех отечественных и иностранных учреждениях, организациях, обществах, совершать сделки от имени организации, открывать в банках расчетные, валютные и иные счета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками предприятия.
Рисунок 1.1 — Организационная структура ООО «СибирьСервис»
Основные экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия, отражены ниже в таблице 1.
Таблица 1. Основные экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия (тыс. руб.) за 2011;2013г.
Показатели | 2013 в % к 2010 | ||||
Выручка от реализации | 112,6 | ||||
Себестоимость реализованных товаров | 113,1 | ||||
Валовая прибыль | 110,8 | ||||
Коммерческие расходы | 100,1 | ||||
Прибыль (убыток) от реализации | 113,2 | ||||
Прочие операционные расходы | 125,9 | ||||
Прибыль (убыток) отчетного периода | 112,6 | ||||
Среднесписочная численность | 111,1 | ||||
Анализируя показатели за последние три года, выявлено, что в 2013 году по сравнению с 2012 годом выручка увеличилась на 20 362 тыс. руб. или 112,6%, себестоимость на 16 546 тыс. руб. (113,1%) — показатель увеличения товарооборота по розничной торговле. Коммерческие расходы остались прежними, но при этом увеличились прочие операционные расходы на 353 тыс. руб. Вследствие всего, предприятие имеет прибыль в отчетном году, которая по сравнению с 2012 годом составляет 3457 тыс. руб. или 112,6%.
Анализ динамики розничного товарооборота осуществляется путем сравнения его объема за ряд отчетных периодов. Динамика роста товарооборота представлена на рис.2
Анализируя динамику показателей товарооборота, можно сказать, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота увеличиваются.
Рисунок 2. Динамика роста товарооборота в 2011; 2013 гг.
Все товары, реализуемые предприятием разбиты на группы по принципу схожести их составов. Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру ООО «СибирьСервис».
Широта товарной номенклатуры хозяйства представлена четырьмя ассортиментными группами товаров: водоснабжение, отопление, канализация и сантехника которые включают в себя 586,129, 55 и 59 видов товаров соответственно.
Водоснабжение включает в себя такие товары, как: Задвижки чугунные, Задвижки стальные, Вентили чугунные, Вентили стальные, Краны шаровые, Клапаны обратные, Клапаны регулирующие, Отводы стальные, Переходы стальные, Тройники, Болты, гайки, прокладки, Фитинги из ковкого чугуна, Сгоны, резьбы, Трубы стальные, Металлопластиковая труба и фитинги, Гидранты пожарные Полипропиленовая труба и фитинги, Краны шаровые NAVAL и другие.
А группа товаров, входящих в группу «отопление», включает в себя, например, Радиаторы отопления, Манометры, термометры, элеваторы, Указатели уровня, Запорные устройства, Конденсатоотводчики, Насосы Водосчетчики, фильтры, Карбид, электроды, лён и другие.
Эффективность работы торговых точек ООО «СибирьСервис» на 80% обусловлена ассортиментом товаров. От того, насколько разнообразно и продуманно предложение, зависит главное — удовлетворенность посетителей и их готовность совершать покупки. Ассортиментная политика магазина направлена на удовлетворение населения со средним уровнем дохода,
Итак, краткий анализ предприятия показал, что предприятие имеет прибыль, темпы роста товарооборота увеличиваются.
2. Анализ финансовой устойчивости ООО «СибирьСервис»
Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия — стабильность его деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Показатели, включаемые в различные методики анализа, могут существенно варьировать как в количественном отношении, так и по методам расчета.
Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия может быть раскрыта на основе изучения соотношений между статьями актива и пассива баланса (табл. 2.).
Таблица 2. — Соотношения между статьями актива и пассива баланса
Статьи баланса | Отклонение в сумме, (+,-) | |||||
в 2012 г. | в 2013 г. | |||||
Общая сумма текущих активов | ||||||
Общая сумма краткосрочных долгов предприятия | — 833 | |||||
Сумма собственного оборотного капитала | ||||||
Доля в сумме текущих активов, % | ||||||
собственного капитала | 73,0 | 85,4 | 85,9 | 12,4 | 0,5 | |
заемного капитала | 27,0 | 14,6 | 14,1 | — 12,4 | — 0,5 | |
Приведенные данные таблицы показывают, что в 2012 году по сравнению с 2011 г. происходит увеличение количества собственного капитала в общей сумме текущих активов на 12,4% (с 73,0 до 85,4), тем самым, уменьшается часть заемного капитала, т. е. снижается зависимость от внешних источников финансирования.
Таким образом, на начало 2013 года текущие активы были на 14,6% сформированы за счет заемных средств, а на конец года доля заемных средств в формировании текущих активов составила 14,1%, а собственных — 85,9%. Это свидетельствует о снижении финансовой зависимости предприятия от внешних инвесторов.
Рассчитывается также структура распределения собственного капитала, а именно доля собственного оборотного капитала и доля собственного основного капитала в общей его сумме. Отношение собственного оборотного капитала к общей его сумме получило название «коэффициент маневренности капитала», который показывает, какая часть собственного капитала находится в обороте, т. е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами (табл.3).
Таблица 3. — Расчет коэффициента маневренности капитала
Показатели | Отклонение в сумме,(+,-) | |||||
в 2012 г. | в 2013 г. | |||||
Сумма собственного оборотного капитала | ||||||
Общая сумма собственного капитала | ||||||
Коэффициент маневренности капитала | 0,189 | 0,267 | 0,294 | 0,078 | 0,027 | |
В 2009 году, по сравнению с другими анализируемыми годами, наблюдается самый низкий коэффициент маневренности капитала (0,189).
Это говорит о том, что в этом году наименьшая часть собственного капитала находилась в обороте, т. е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами. В 2011 году доля собственного капитала, находящаяся в обороте, возросла незначительно на 0,078%, что даже нельзя оценить положительно.
Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитать такой показатель, как излишек (или недостаток) средств для формирования запасов и затрат, который определяется как разница между величиной источников средств и величиной запасов.
Поэтому для анализа, прежде всего, надо определить размеры источников средств, имеющихся у предприятия для формирования его запасов и затрат.
Рассмотрим абсолютные показатели финансовой устойчивости. Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования. Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя:
— излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств равное разнице наличия собственных оборотных средств и общей величины запасов и затрат,
— излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат равный разнице наличия собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат и общей величины запасов и затрат.
— излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат равный разнице общей величины основных источников формирования запасов и затрат и общей величины запасов и затрат. Анализируя данные таблицы 4, можно отметить, что на протяжении трех лет на данном предприятии наблюдается динамика увеличения источников собственных средств, а также рост общей величины запасов и затрат.
Таблица 4 — Изменение степени финансовой устойчивости ООО «СибирьСервис» за 2011;2013гг., тыс. руб.
№ | Показатели | Изменения +,; | |||||
в 2012 | в 2013 | ||||||
Источники собственных средств | |||||||
Основные средства и их вложения | — 1710 | ||||||
Наличие собственных оборотных средств (стр1-стр2) | |||||||
Долгосрочные кредиты и заемные средства (стр.590) | ; | — 11 413 | — 14 760 | ||||
Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (стр.3+стр.4) | |||||||
Краткосрочные кредиты и заемные средства (стр.690) | — 833 | ||||||
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (стр.5+стр.6) | |||||||
Общая величина запасов и затрат (стр.210+220+240) | |||||||
(+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (стр.3-стр.8) | |||||||
Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (стр5-стр.8) | — 1063 | ||||||
Излишек (+) или недостаток (-) общей величины запасов и затрат (стр.7- стр.8) | |||||||
Наличие собственных оборотных средств в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 27 652 тыс. руб., а общая величина запасов и затрат в 2013 году увеличилась на 13 955 и 13 293 тыс. руб. по сравнению соответственно с 2012 и 2011 годами.
До 2013 года предприятие имело кредит в Райффайзенбанке, но в июле 2012 года рассчиталось досрочно с ним и в 2012 году долгосрочных кредитов и заемных средств у предприятия не имелось.
По степени финансовой устойчивости предприятия возможны четыре типа ситуаций:
1. Абсолютная устойчивость — возможна при условии:
Источники собственных оборотных средств? запасов и затрат
2. Нормальная устойчивость — возможна при условии:
Источники собственных оборотных средств < запасов и затрат (стр.210+стр.220+стр.240)? Источники собственных оборотных средств (стр. 490-стр.190) + кредиты банков и займы (стр.510+стр.610) + кредиторская задолженность, используемая для формирования запасов (стр.620)
3. Неустойчивое финансовое положение связано с нарушением платежеспособности и возникает при условии:
Запасов и затрат (стр.210+стр.220+стр.240) < Источники собственных оборотных средств (стр. 490-стр.190) + кредиты банков и займы (стр.510+стр.610) + кредиторская задолженность, используемая для формирования запасов (стр. 620)
Рассчитаем указанные показатели:
2011 год: ИСОС = 44 501; ЗЗ = 22 155; КЗ = 6027
44 501 >22 155<6027 Абсолютная устойчивость
2012 год: ИСОС = 73 730; ЗЗ = 35 448; КЗ = 5194
73 730>35 448<5194 Абсолютная устойчивость
2013 год: ИСОС = 101 382; ЗЗ = 49 403; КЗ = 7017
101 382 > 49 403< 7434 Абсолютная устойчивость Расчет указанных показателей показывает, что финансовое состояние у предприятия ООО «СибирьСервис» на протяжении рассматриваемых лет абсолютно устойчиво.
финансовый денежный учет инвентаризация
3. Организация бухгалтерского учета на предприятии
3.1 Учет денежных средств и расчетных операций Расчёты между предприятиями осуществляются в безналичном порядке через банки (государственные, коммерческие), а также наличными через кассу предприятия в пределах, установленных в законодательном Порядке лимитов.
Вся выручка предприятия поступает через кассу. Расчеты наличными предприятием производятся с обязательным применением контрольно-кассовой машины. Всю денежную наличность, сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе, предприятие сдает в банк.
В соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций № 373-П, утвержденным Банком России от 12.10.2013 г. предприятие самостоятельно определило размер лимита кассы на 2014 год.
Размер лимита остатка кассы в 2014 году утверждаться приказом руководителя организации и составляет 2 000 000 руб.
После издания приказа о назначении кассира на работу с ним заключают договор о полной материальной ответственности.
Приём наличных производится по приходным кассовым ордерам, при этом о приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, заверенная печатью.
Выдача наличных денег из кассы предприятия производителем по расходным кассовым ордерам (платёжным ведомостям, заявлениями на выдачу денег).
Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.
Ежедневно кассир передаёт бухгалтеру отчет с приложенными к нему приходными и расходными ордерами. Отчет кассира, в котором бухгалтером проставлена корреспонденция счетов, служит основанием для зачтения ведомости по счёту 50 «Касса».
Полученные в виде торговой выручки в кассу средства зачисляются на счет предприятия — денежные средства сдаются в кассу банка. Кроме того, на расчётном счете сосредоточиваются не только свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, но и краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, прочие зачисления.
С расчётного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т. п.
ООО «СибирьСервис» формой расчётов использует платежные поручения. Платёжными поручениями рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с разными кредиторами, по перечислению налогов, с внебюджетными фондами.
Платежные поручения, представленные в банк на бланке установленной формы, действительны в течение 10 дней со дня выписки.
При осуществлении операций со средствами по расчетному счету происходит их движение, отражаемое в банковской выписке. Выписка с расчётного счёта предприятия является банковским документом, дающим бухгалтеру достоверную информацию о состоянии счета и движении средств по счёту предприятия.
Денежные суммы, поступившие на расчётный счёт, отражаются по дебету счёта 51 «Расчётные счета». По кредиту — учитывается погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей, подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, суммы, полученные наличными в кассу, и т. д.
Сопоставляя дебетовые и кредитовые обороты за отчётный период, выводится конечный остаток на определенную дату, который должен совпадать с суммой средств, отраженных в банковской выписке и имеющихся на счёте на эту дату.
На предприятии продажа товаров осуществляется через кассы торгового предприятия за наличный расчет с населением. Контрольно — кассовая техника применяется на основании Федерального закона РФ от 22.05.03 № 54-ФЗ (в ред. 27.06.2011 № 162-ФЗ). Основными кассовыми документами являются кассовые книги, отчеты кассиров, приходные кассовые ордера. Отчет по кассе предоставляется ежедневно в бухгалтерию. На предприятии ООО «СибирьСервис» продавцы — кассиры сдают выручку бухгалтеру, который выписывает на ее суммы приходные кассовые ордера, которые прилагаются к товарному отчету и служат основанием для списания стоимости реализованных товаров с подотчета материально ответственных лиц.
Продавцами на основании приходных и расходных документов составляют товарные отчеты и в установленные главным бухгалтером сроки сдают их в бухгалтерию.
Отчеты после проверки и бухгалтерской обработки являются основанием для записей данных о движении товарноматериальных ценностей в учетные регистры.
Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам (ф. № КО-2) или по другим документам (Платежным ведомостям, счетам, заявлениям на выдачу денег и пр.).
Для учета наличия и движения денежных средств в кассе используется активный счет 50 «Касса.
На ООО «СибирьСервис» расчёты с подотчётными лицами и имеют особое значение, так как часто возникают потребности в закупке материалов через сотрудников предприятия.
Расчеты с работниками, выданным им под отчет на административно — хозяйственные нужды и операционные расходы, а также на служебные командировки, учитывают на счете 71 «Расчёты с подотчётными лицами»
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
Целесообразность произведённых расходов подтверждается вышестоящим к подотчётному лицу должностным лицом. Основанием для заполнения данного бухгалтерского регистра являются расходные и приходные кассовые ордера — при выдаче средств в подотчёт и возврате их в кассу, а также авансовый отчет — при списании израсходованных сумм.
3.2 Учет основных средств и материальных ценностей
ООО «СИБИРЬСЕРВИС» для обеспечения своей деятельности располагает средствами труда, составляющими его материальнотехническую базу. В составе основных средств предприятие отражает различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение длительного времени в реализации продукции и при выполнении работ.
Учёт основных средств организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов.
Поступление и движение принадлежащих предприятию на правах собственности основных средств учитывается на активном счете 01 «Основные средства». Стоимость основных средств предприятия погашается путём износа и списания на издержки производства в течение всего их полезного использования по нормам, утвержденным в установленном порядке. Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии его к бухгалтерскому учету. Основные средства в процессе их эксплуатации на какой-то стадии могут быть списаны. Данная операция в учете отражается через счет 01 субсчет «Выбытие основных средств». При этом материально — ответственное лицом составляется акт о списании, который утверждается комиссией и генеральным директором ООО «СИБИРЬСЕРВИС».
Для получения полных и достоверных данных о наличии и структуре основных средств предприятия, определить их восстановительную стоимость и степень износа проводят инвентаризацию основных средств. Она проводится инвентаризационной комиссией не реже одного раза в год.
Учет материальных ценностей осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходного ордера, акта о приемке материалов, накладной на отпуск материалов на сторону, карточки учета материалов.
Синтетический учет движения материальных ценностей в денежном выражении осуществляется бухгалтером на соответствующем счете 10 «Материалы», а внутри него — по субсчетам, материально — ответственным лицам и группам материалов.
При списании материалов материально — ответственное лицом составляется акт о списании, который утверждается комиссией и генеральным директором ООО «СИБИРЬСЕРВИС».
3.3 Учет труда и расчетов с рабочими и служащими
Основой для начисления зарплаты служит учет фактически отработанного времени или табельный учет. Результатом табельного учета является составление табеля.
По окончании месяца табель закрывается, то есть в нем подсчитывается по каждому работающему: количество дней явок на работу, неявок по причинам, количество неотработанных часов (опоздания, преждевременный уход с работы), общее количество отработанных часов.
Отпуск предоставляется работникам в соответствии с графиком отпусков (ф. № Т-7). Для оформления отпуска применяются типовые документы — приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам (ф. № Т-6, Т-6а), записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (ф. № Т-60).
При расторжении трудового договора оформляется приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работниками (ф. № Т-8, Т-8а), а также записка-расчет (ф. № Т-61).
Сумма заработной платы к выдаче работнику равна разности между суммами начислений и удержаний заработной платы. Результаты расчетов заработной платы фиксируются в лицевых счетах работников и в расчетно-платежной ведомости (ф. № Т-49), которая применяется для учета не только расчетов, но и выплаты заработной платы всем категориям работающих в основном средними и малыми организациями. В ООО «АДК» применяется для учета выплаты заработной платы — платежная ведомость (ф. № Т-53).
Работодатель в письменной форме извещает каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Для этой цели используется, как правило, расчетный листок, форма которого утверждается работодателем самостоятельно.
Подоходный налог взимается в соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть вторая). Налог исчисляет в размере 13% и удерживает бухгалтер предприятия по истечении каждого месяца с суммы налогооблагаемого совокупного дохода физического лица с начала года. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов. Главным изменением по НДФЛ 2013;2014 годов не только для бухгалтеров, но и для работников стали поправки, внесенные в статью 218 НК РФ «Стандартные налоговые вычеты» Федеральным законом РФ от 21.11.2013 № 330-ФЗ .
С 2012 года законодатели упразднили стандартный налоговый вычет в размере400 руб., который предоставлялся работникам «на самих себя». Однако родители, имеющие на содержании детей, эту потерю не заметят: законодатели позаботились об увеличении размера стандартных налоговых вычетов для них. Соответствующие поправки были внесены в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ в ноябре 2011 года.
Таблица 5
Вычет предоставляется: | В 2013 году | Начиная с 2014 года | |
На первого ребенка | 1000 рублей | 1400 рублей | |
На второго ребенка | 1000 рублей | 1400 рублей | |
На третьего и каждого последующего ребенка | 3000 рублей (ранее — 1000) | 3000 рублей | |
На каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы | 3000 рублей (ранее — 2000) | 3000 рублей | |
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2011 № 212-ФЗ (ред. от 03.12.2013) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» отчисления в Пенсионный фонд производятся по двум частям: страховой и накопительной. В зависимости от возраста устанавливается процентная ставка отчислений.
Аналитический учет расчетов по оплате труда и начислению заработной платы осуществляется по следующим основным направлениям:
— по каждому ра6отнику независимо от времени его работы на предприятии;
— по видам начислений;
— по источникам выплат;
Основным направлением аналитического учета является организация учета начислений по каждому конкретному работнику.
В настоящее время на предприятии используется организация учета: по расчетно-платежным ведомостям.
В соответствии с действующим Трудовым кодексом заработная плата может выдаваться работающим один или два раза в месяц, в сроки, установленные в коллективном договоре.
В ООО «СибирьСервис» применяется порядок, при котором заработная плата начисляется и выдается один раз в месяц.
Основным сводным документом по исчислению заработной платы является расчетная ведомость. Основанием для составления расчетной ведомости служат следующие первичные документы:
— табель учета использования рабочего времени;
— справки-расчеты на отдельные вилы доплат, сумм дополнительной заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности;
— исполнительные листы и заявления работников на различные вычеты и удержания из заработной платы;
— платежные ведомости или расходные кассовые ордера на выданные авансы.
Работники получают заработную плату в кассе предприятия.
Синтетический учет расчетов с работниками по оплате труда ведется на сч. 70 «Расчеты по оплате труда». Счет преимущественно пассивный, входит в группу счетов расчетов. На этом счете отражается состояние расчетов с работниками как состоящими, так и не состоящими в списочном составе предприятия по всем видам выплат.
По кредиту счета 70 отражаются суммы начислений по оплате труда, поощрительных, гарантийных, социальных и компенсационных выплат. Кредитовое сальдо счета 70 показывает задолженность организации перед работниками по начисленной заработной плате. По дебету счета отражаются выплаченные суммы заработной платы, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Выдача работнику заработной платы и пособий оформляют бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т сч. 50 «Касса» — выдана из кассы заработная плата наличными;
Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т сч. 51 «Расчетные счета» — перечислена с расчетного счета заработная плата на лицевой счет работника в Сбербанке.
Неполученная работниками в срок заработная плата депонируется. Аналитический учет депонированной заработной платы ведется по каждому работнику в реестре невиданной заработной платы, в специальной книге или на депонентских карточках. Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»).
Депонированные суммы должны сдаваться в банк на расчетный счет организации, что отражается в бухгалтерском учете проводкой:
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 50 «Касса».
Выдача депонированной заработной платы из кассы организации по карточке депонента и на счетах бухгалтерского учета фиксируется проводкой:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам»
К-т сч. 50 «Касса».
Невостребованная депонированная заработная по истечении трех лет относится на финансовые результаты деятельности организации:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91−1 «Прочие доходы».
4. Учет движения товаров на ООО «СибирьСервис»
4.1 Закупочная деятельность предприятия Основным предметом деятельности ООО «СибирьСервис» является розничная реализация комплектаций сантехнического оборудования и сопутствующих материалов. Сегодня предприятие стремится к полной комплектации систем отопления, водоснабжения, газоснабжения и канализации любого уровня сложности. ООО «СИБИРЬСЕРВИС» реализует свою продукцию населению, приобретающим товар для собственных целей.
Служба закупок, включающая в себя отдел менеджеров по закупкам, в ООО «СибирьСервис» построена в основном централизованно. В случае поставки мелких партий некоторых товаров, в частности товаров сопутствующего назначения, используется децентрализованная форма закупок. В данном случае, заведующие торговых точек самостоятельно осуществляют закупки у поставщиков, каждый для своего пункта. Преимуществом такого подхода является тот факт, что продавцы лучше знают потребности своего магазина, чем менеджер главного офиса. Процесс закупки при этом подходе осуществляется быстрее.
Однако по сравнению с децентрализацией у централизованных закупок гораздо больше преимуществ, поэтому предприятие ООО «СибирьСервис», в основном использует централизованный подход к совершению закупок. Для осуществлении закупок централизованным путем создан отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех торговых точек.
Специалисты службы закупок (менеджеры) предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии с заявками, полученными от внутренних потребителей, т. е. магазинов. Рабочие места менеджеров оснащены персональными компьютерами, создавая так называемые автоматизированные рабочие места (АРМ), обеспечивающие непрерывный ежедневный контроль за процессом закупки и ходом поставки товаров по каждой позиции ассортимента и каждому поставщику. Все персональные компьютеры оснащены программой 1С: Торговля + Склад.
Организация процесса закупок на предприятии ООО «СибирьСервис» имеет определенные этапы:
1. Определение потребности в материальных ресурсах.
2. Определение нужных характеристик и количества товаров и услуг.
3. Анализ и определение возможных источников снабжения.
4. Определение цены и условий закупок.
5. Подготовка и размещение заказа на закупку.
6. Контроль выполнения заказа и/или экспедирование.
7. Получение и проверка товаров.
8. Обработка счета и оплата.
9. Учет поступлений материальных ресурсов.
Каждая закупка начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждой торговой точки. Потребность в закупках материалов определяется с учетом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода.
Имея такую информацию, можно получить материальные ресурсы со склада либо путем перемещения избытка товаров из другого магазина, либо покупая новые товары. Заявка на товар представляет собой внутреннее сообщение отделу закупки о потребности в материале. На данном предприятии заявки продавцов на товар осуществляется в электронном виде (торговые точки оснащены компьютерным оборудованием) и по телефону.
В заявке на материал магазин сообщает базовые характеристики необходимых материалов, возможные от них отступления в виде идентификатора товара или группы товаров, требуемое количество и сроки поставки. В основном поставки товара осуществляются на следующий день.
У менеджеров, имеется точное описание потребности, артикула товара, которые запрашиваются. Для этого в отделе закупок ведется, автоматизированный список (каталог) постоянно закупаемых предметов, что способствует ведению правильного бухгалтерского учета и процедуре хранения их на складе.
Выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые хранятся как в электронном виде, в отделе закупок имеется информация о действующих контрактах с поставщиками (договоры с поставщиками заключаются ежегодно), в соответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков. Анализ и выбор поставщика, являющиеся вопросами субъективной оценки, ведут к размещению заказа.
На данном этапе, на основании полученной заявки на товар, менеджер составляет список возможных поставщиков, состоящий из постоянных поставщиков, с которыми заключены договора на долгосрочное сотрудничество, и, возможно, новых, выявленных с помощью различных информационных каналов, в том числе в результате анализа ранее полученных коммерческих предложений.
Многие заказы осуществляются в результате тендера, в частности, после ознакомления с прайс-листом, которые большинство поставщиков обновляют ежедневно в электронном виде или в ходе переговоров.
На основе сравнительного списка цен и условий поставки для зарегистрированных и согласованных коммерческих предложений от возможных поставщиков, факта наличия или отсутствия в данный момент с ними долгосрочных договорных отношений, а также на основе дополнительной информации о компании — возможном поставщике производится выбор наиболее подходящих поставщиков.
В соответствии с заявками торговых точек на товар отделом закупок подготавливается запрос на материал, который представляет собой просьбу к поставщику на поставку материала, идентификатор, требуемое количество и сроки поставки которого указаны в соответствующих позициях формы запроса. В случае необходимости, в него вносятся корректировки.
Размещение заказа на закупку включает заполнение электронной формы заказа, или в качестве альтернативы используется соглашение поставщиком на продажу товара или поставка товара на основании общего заказа.
После того, как заказ на закупку отправлен поставщику, менеджеры ООО «СибирьСервис» контролируют ход его выполнения и/или ускоряют выполнение заказа. Функция контроля выполнения заказа — стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнят свои обязательства по срокам доставки. Экспедирование заказа это своего рода давление на поставщика с тем, чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял его с опережением графика или ускорил доставку в случае отставания от графика. В качестве стимула иногда применяется угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем, если поставщик не может выполнить условия соглашения. Очень часто такие ситуации случаются с иногородними поставщиками, которые нарушают сроки поставки, в этом случае предприятие аннулирует свой заказ.
Важный этап — оприходование (получение) материальных ресурсов и готовой продукции. Основными целями функции получения и контроля материальных ресурсов являются: гарантия получения заказа; проверка качества; подтверждение получения заказанного количества материальных ресурсов; отправка их далее к месту назначения (на склад); регистрация необходимой документации на получение материальных ресурсов.
После получения заказа менеджеры вводят новые сведения в учет отдела закупок. Эта операция включает в себя ведение файлов документов (товарных накладных), которые относятся к заказу и необходимы отделу закупок.
Основным документом, регулирующим взаимоотношения по закупкам и поставкам материальных ресурсов, является договор поставки. Он представляет собой соглашение, по которому поставщик (изготовитель, посредник) обязуется сформировать и направить соответствующий материальный поток (передать в собственность потребителю продукцию обусловленного ассортимента и качества в установленные сроки и в требуемом количестве), а потребитель — принять и оплатить эту продукцию.
В приложении представлен договор поставки с одним из основных поставщиков ООО «Си Эс Медика Алтай»
В соответствии с п. 1 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129 — ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Унифицированные формы первичной документации по учету торговых операций утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г.№ 132. Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие)» (в ред. от 03.05.2000) // СПС Консультант Плюс
Первичные документы по учету товаров можно условно разделить на внешние и внутренние.
Внешние первичные документы отражают движение товаров от поставщика в розничную организацию (входящие документы). Отличительной особенностью внешних документов является тот факт, что они подписываются не только уполномоченными лицами самой торговой организации, но и ответственными лицами предприятия — контрагента.
Основным из внешних первичных документов розничной торговой организации является товарная накладная. Постановлением № 132 предусмотрена унифицированная форма товарной накладной № ТОРГ — 12.
Унифицированная форма № ТОРГ — 12 оформляется поставщиком при продаже (отпуске) товаров и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у поставщика и является основанием для списания товаров. Второй экземпляр передается розничной торговой организации и является основанием для оприходования этих товаров.
Нужно отметить, что при доставке товаров силами сторонней транспортной организации составляют не накладную по форме № ТОРГ — 12, а товарно — транспортную накладную.
Товарно — транспортная накладная состоит из двух разделов:
— товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя (розничного торгового предприятия). Этот раздел служит основанием для списания товаров у поставщика и оприходования их у покупателя.
— транспортного, определяющего взаимоотношения организации, заказавшей транспорт, с фирмами — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. Этот раздел служит для учета расчетов поставщика с транспортной компанией за оказанные услуги по доставке товаров.
Также документами для оприходования товара являются сопроводительные документы поставщиков, приложенные к отчетам материально — ответственных лиц:
счета-фактуры, сертификаты, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, и другие в зависимости от вида товара, его упаковки и способа доставки.
Внутренние первичные документы призваны обеспечить учет товаров внутри торговой организации, то есть они должны отражать:
— перемещение товаров внутри предприятия,
— списание товаров, непригодных для реализации и внутреннего использования, внутреннюю отчетность о товарных операциях и т. д.
В случае оформления документов при законном возврате некачественного товара ООО «СибирьСервис», не являющееся плательщиком НДС обязано оформить следующие документы:
— акт об установленном расхождении по количеству и качеству (формы №ТОРГ — 2, № ТОРГ — 3), подписанный специально созданной комиссией;
— претензионное письмо с приложением акта форм № ТОРГ — 2, № ТОРГ -3;
— письмо — согласие с претензией поставщика или согласие, подтвержденное иным образом (согласно условиям конкретного договора);
— товарная накладная на возврат (форма № ТОРГ -12) Козлова Н. А. Возврат товара — выбираем оптимальный способ учета // Главбух. — 2006. — № 15. — С.62.
Продавец вносит изменения в счет — фактуру.
После оприходования товара на главный склад предприятия, товар по расходным — накладным отписывается на торговые точки в соответствии с ранее заявленной заявкой.
4.2 Синтетический и аналитический учет товаров Через торговое предприятие ООО «СибирьСервис» проходит огромное количество разнообразных товаров и поэтому одной из задач бухгалтерского учета является контроль за поступлением товаров, своевременным и правильным оприходованием их, количеством товарных запасов. В связи с этим важное значение приобретает процесс учета движения товаров.
Основными документами по учету товаров, являющихся частью материально-производственных запасов являются:
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 № 44н;
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 № 119н.
Согласно учетной политике, учет товаров в ООО «СибирьСервис» ведется по продажным ценам. Учет товаров по продажным ценам, как правило, применяется в том случае, если организация розничной торговли, какой является «СибирьСервис», имеет большой ассортимент товаров и не имеет возможности вести количественный учет реализованных товаров по каждому наименованию с конкретными покупными ценами.
Товары отражаются в учете на счете 41 «Товары». Предприятие «СибирьСервис» не является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС), поэтому при учете товаров счет 19 не используется.
Одновременно с записью по счету 41 делается запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка «на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки).
Поступление товаров отражается в учете следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 41 «Товары»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Цена приобретения товара (без НДС);
Дебет 41 «Товары»
Кредит 42 «Торговая наценка»
Разница между предполагаемой продажной ценой поступивших товаров и стоимостью их приобретения
Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю. На счете 42 учитываются также скидки, предоставляемы поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов. Кредитуется счет 42 «Торговая наценка» при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок).
Ежемесячно в конце месяца производится расчет торговых наценок на реализованные товары за данный месяц. Используется способ расчета по среднему проценту, который является простым и применяется в любой организации.
Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., сторнируются.
При этом в бухгалтерском учете делается запись:
Дебет 90−2 «Себестоимость продаж»
Кредит 42 «Торговая наценка» — сторно На сумму торговой наценки на стоимость проданного товара Списание продажной стоимости товаров, реализованных покупателем, отражается в бухгалтерском учете записью:
Дебет 90−2 «Себестоимость продаж»
Кредит 41 «Товары»
Транспортные (по завозу) и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется по соответственным лицам, наименованиям (сортам, кипам, партиям), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров. Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным. Аналитический учет по счетам 41 и 42 отражен в Главной книге предприятия.
Проверка правильности, тождественности внутренних перемещений товаров произведена по сводному журналу ордеру по счету 41.2 «Товары в розничной торговле» (итог, отраженный по Дебету счета 41.2 «Товары в розничной торговли» в корреспонденции со счетом 41.2 «Товары в розничной торговли», равен итоговой сумме по Кредиту счета 41.2 «Товары в розничной торговли»). Таким образом, можно исключить возможность злоупотреблений при внутренних перемещениях товаров. С каждым поставщиком ежемесячно проводятся сверки платежей, представленные в актах — сверках. В конце месяца составляется оборотно-сальдовая ведомость по счету 60.1 по каждому контрагенту.
Наличие товаров на складах и в рознице, проверка сохранности периодически проверяется посредством их инвентаризации. Годовую инвентаризацию имущества обычно проводят в конце года.
4.3 Порядок проведения инвентаризации и учет ее результатов Наличие товаров на складах и в рознице, проверка сохранности периодически проверяется посредством их инвентаризации.
Инвентаризация (от лат. inventarium — роспись, опись) — точная и подробная опись имущества. Сличение фактических остатков с учетными данными путем перевешивания, перемеривания, пересчета.
Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.
Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и обязательств силами специально созданной в организации комиссии.
Важность проведения инвентаризации подчеркивает и то, что намеренное или случайное искажение количества и оценки данных по товарным запасам мгновенно сказывается как на финансовых результатах предприятия (поскольку оказывает влияние на определение себестоимости реализованной продукции), так и на балансе, отчетности в целом.
Годовую инвентаризацию имущества предприятие проводит по состоянию на 1 ноября. Также в течение года проводят инвентаризации в каждой торговой точке, а также обязательно при смене материально-ответственных лиц.
Как должна проходить инвентаризация, установлено указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия и оформляются приказы (распоряжения) на проведение инвентаризации и назначении комиссии.
Бывают случаи, когда председатель инвентаризационной комиссии сам подсчитывает и взвешивает ТМЦ, а счетный работник и МОЛ в это время делают соответствующие записи. Этого делать не следует. Председатель комиссии должен следить за правильностью проведения работы и сам протоколировать результаты проведения проверки. Чтобы избежать недоразумений, запись результатов ведет и МОЛ; периодически производится сверка записей.
Результаты инвентаризаций фиксируются в инвентаризационных описях по каждому виду товаров; опись составляется по месту нахождения или хранения ценностей, и по должностным лицам, ответственным за их сохранность. Особое внимание при проведении инвентаризации следует обращать на номера, артикул, наименование товаров. Иногда при сличении номеров, артикулов, данных приходных документов обнаруживается замена дорогостоящих товаров более дешевыми.
Очень важно, чтобы председатель комиссии, в целях последующего контроля сразу же по окончанию инвентаризации снял копию инвентаризационной ведомости, поскольку на практике встречались случаи, когда в инвентаризационные ведомости вносились существенные изменения. Председателю в таком случае нужно выявить причину изменений и при необходимости запросить проведение повторной инвентаризации с его участием. В последствии скопированная ведомость сличается с окончательной.
В инвентаризационные ведомости, составляемые по результатам инвентаризации, включают данные о выявленных излишках и недостачах. Председатель комиссии проверяет правильность данных, включенных в инвентаризационную ведомость, т. е. проводит сверку фактического наличия, основываясь на своих записях результатов инвентаризации и учетных данных.
При этом он обращает внимание на возможные признаки, свидетельствующие о сокрытии недостачи, а именно: неоговоренные исправления цен, количества и сумм отдельных товаров в ведомостях, подчистки записей; добавление и дописки цифр в инвентаризационных ведомостях; исправительный подсчет количества единиц товаров по стоимостным описям; приписки отдельных товаров в конце описи и другие. Кроме того, инвентаризационная ведомость сверяется со сличительной ведомостью, в которую на практике обычно включают только выявленные расхождения.
В 2013 году в ООО «СИБИРЬСЕРВИС» комиссия проводила годовую инвентаризацию на складе предприятия и выявила:
— недостачу 10 штук указателей уровня № 2 по цене 1500 рублей за штуку. Сумма недостачи -15 000 рублей (1500 руб.* 10 штук);
— излишек 10 штук указателей уровня № 4 по цене 1550 рублей за штуку. Сумма излишек — 15 500 рублей (1550 руб. * 10 штук).
Пункты 5.3 и 5.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств говорят о том, что когда после инвентаризации обнаружены одновременно излишек и недостача одного и того же товара, но разных сортов, в бухучете по решению руководителя можно провести взаимный зачет излишков и недостач.
Материально ответственные лица должны представить инвентаризационной комиссии подробные объяснения, почему они допустили пересортицу. В сличительной ведомости комиссия отразила результат проведенного зачета — сумму недостачи, покрытой излишком. Также в ведомости отражена сумма недостачи, которая осталась после зачета.
Соответствующие проводки в бухгалтерском учете отражены в таблице 2.6
В последующем на основании решения комиссии, суммы потерь от недостачи лекарственных средств с истекшим сроком годности списываются либо на виновных лиц, либо относятся на финансовый результат.
Таблица 2.6 — Бухгалтерские проводки учета результатов инвентаризации
Хозяйственные операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | ||
Дт | Кт | |||
Выявлена недостача товаров | 41−2 | |||
Отнесена недостача на материальное лицо | 73−2 | |||
4.4 Учет доходов от реализации товаров Доходами от обычных видов деятельности в ООО «СибирьСервис» является выручка от продажи товаров.
Момент перехода права собственности на товары определяется условиями договора, заключенного между поставщиком и покупателем.
Выручка принимается к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
Обобщение информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определение финансового результата по ним ведется на счете 90 «Продажи» .
При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90−1 «Выручка», и дебету счета 60 «Расчеты с покупателями и заказчиками» .
Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового и кредитового оборота счета 90 «Продажи» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Заключение
На сегодняшний день ООО «СибирьСервис» занимает прочное место на региональном рынке. Предприятие является дилерами и официальными представителями многих известных в России производителей. Общество вправе осуществлять, согласно ст. 49 ГК РФ, любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Виды деятельности, по которым требуется получение лицензии, осуществляются только на основании лицензии.
Основным предметом деятельности ООО «СибирьСервис» является розничная реализация комплектаций сантехнического оборудования и сопутствующих материалов. Предприятие является юридическим лицом. Имеет самостоятельный баланс, расчетный рублевый счет, фирменное наименование, печать и штампы со своим наименованием, эмблему и товарные знаки.
Проведенный анализ товарооборота розничного предприятия ООО «Алтайская Деловая Компания» за 2011;2013 гг. позволяет сформулировать важнейшие аспекты совершенствования товарооборота данного предприятия. Основными из них являются: использование информации об ассортиментной структуре рынка, влияние на ассортиментную политику специфики местоположения торговой точки Необходимо своевременно проверять товарные, и кассовые отчеты, контролировать наличие продукции на предприятии в соответствии со спросом на потребительском рынке, контролировать сохранность товарно-материальных ценностей посредством правильной организации материальной ответственности на предприятии.
Основными задачами организации учёта денежных средств и расчётов являются своевременное, полное и точное отражение операций по учёту денежных средств и расчетов; постоянный контроль за наличием и сохранностью денежных средств в кассе и на расчётном счёте, контроль за использованием денежных средств; контроль за правильностью договорных расчетов с поставщиками и покупателями.
Бухгалтерский учёт основных средств и материальных ценностей призван обеспечивать правильное документальное отражение в учёте их поступления, перемещения и выбытия; осуществлять постоянный контроль за сохранностью каждого объекта учётных средств; правильное исчисление амортизации и точное определение результатов при ликвидации средств и их выбытия.
Учет труда, заработной платы и расчётов с рабочими и служащими подразумевает правильное и своевременное начисление заработной платы и выдачу ее в установленные сроки, правильное распределение сумм начисленной заработной платы по направлениям затрат; правильное и своевременное удержание и перечисление налога на доходы физических лиц.
Анализ организации учёта показал, что в бухгалтерском учете ООО «СибирьСервис» имеются недостатки: инвентаризация материальных ценностей осуществляется часто формально, результаты не рассматриваются и не анализируются; учётная политика не обновлялась с 2008 года.
Для улучшения организации учёта финансовых результатов ООО «СИБИРЬСЕРВИС» рекомендуется:
Более серьёзно относится к организации проверок правильности учета финансовых результатов в различных формах: инвентаризация, ревизия, аудит, анализ финансовой отчётности.
Непосредственно процессу формирования учётной политики ООО «СИБИРЬСЕРВИС» должен предшествовать анализ соответствующего законодательства. В результате проведенного анализа следует определить круг вопросов, которые предприятие предлагает рассмотреть в учётной политике.
Сначала целесообразно выделить те направления, разделы и объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью предприятия. Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа.
Для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходим поиск и мобилизация факторов повышения доходов ООО «СИБИРЬСЕРВИС», находящихся в компетенции высшего руководства предприятия, а также его маркетинговой службы. Например, в целях повышения эффективности закупочной деятельности ежемесячно, перед началом составления программы закупок, генеральный директор и менеджеры по закупкам должны рассматривать итоги закупочной деятельности за прошедший месяц.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)
2. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете» // СПС Консультант Плюс
3. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // СПС Консультант Плюс
4. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учет материально-производственных запасов“ ПБУ 5/01» (с изменениями от 25 октября 2010) // СПС Консультант Плюс
5. Приказ Минфина РФ от 06.05.99 № 33н Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010) // СПС Консультант Плюс
6. Письмо Минфина РФ от 19.08.2004 № 07−05−14/217 «О порядке проведения инвентаризации» (с изм. от 8.11.2010) // СПС Консультант Плюс
7. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, (с изменениями от 24.12.2010 № 186н) // СПС Консультант Плюс
8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 142н) // СПС Консультант Плюс
9. Амплеева С. Прием товар от поставщика / С. Амплеева // Главбух.- 2011. — № 16. — С. 39−45
10. Бородина В. В. Инвентаризация в бухгалтерском учете. — М.: Городец, 2010.
11. Геворкян Е. А. Бухгалтерский учет товарных операций в торговле: учебное пособие. — М.: Маркетинг, 2010.
12. Зеленкова Л. Типичные ошибки, которые можно выявить при инвентаризации // Главбух. — 2010. — № 23. -С. 46−48
13. Швецкая В. М., Головко Н. А. Бухгалтерское дело. — М.: Дашков и К, 2010. — 304 с.
14. Экономика предприятий торговли и общественного питания / Под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. — М. Кнорус, 2010. 450с.
15. Ивасюк Р. Я. Анализ финансового состояния малых предприятий // Экономический анализ: теория и практика.- 2010 август.- 23(188).- С. 29−33.
16. Илясов Г. Оценка финансового состояния предприятия / Г. Илясов // Экономист. — 2008. — № 6. — С. 49−54
17. Документация ООО «СибирьСервис»
18. Устав ООО «СибирьСервис»
19. Бухгалтерская отчетность ООО «СибирьСервис»