Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление развитием социальных функций бизнеса в региональной экономической системе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальные функции и социальная ответственность бизнеса в России явления не новые: существовали исторические традиции меценатства и благотворительности в дореволюционной России, в советские времена многие объекты социальной сферы находились на балансе предприятий. Во все времена в основе социальных функций бизнеса лежит понимание того, что деятельность любой бизнес — структуры оказывает влияние… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальные функции бизнеса в региональной экономической системе как объект управления
    • 1. 1. Природа и сущность социальных функций бизнеса в регионе
    • 1. 2. Состояние реализации социальных функций бизнеса в регионах
    • 1. 3. Мировой опыт реализации социальных функций бизнеса в различных экономических системах
  • Глава 2. Механизмы реализации социальных функций бизнеса в регионе
    • 2. 1. Государственная поддержка социально ответственного бизнеса в регионе
    • 2. 2. Экономические инструменты и управленческие технологии реализации социальных функций бизнеса в регионе
    • 2. 3. Рзвитие услуг, влияющих на качество реализации социальных функций бизнеса в регионе
    • 2. 4. Контроль общества и государства за реализацией социальных функций бизнеса в регионе
  • Выводы

Управление развитием социальных функций бизнеса в региональной экономической системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что социальные функции бизнеса в регионе реализуются далеко не в полной мере, в то время как общество, ориентированное на рыночные отношения, регулируемые государством, может полноценно развиваться лишь при участии крупных корпораций и всего предпринимательского сектора экономики в решении социальных проблем населения. Правда существует мнение о том, что любой бизнес изначально ориентирован на прибыль, а социальные проблемы его заботят мало. Удел бизнеса платить налоги, а государство должно направлять их на общественное благо. Однако даже при таком подходе в экономически развитых странах возрастает общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства за счет развития бизнеса. Все чаще экономический рост сопровождается сокращением числа рабочих мест, загрязнением окружающей среды, снижением безопасности производства. Поэтому анализ общественного мнения показывает, что львиная доля ответственности за социальную несправедливость хозяйственной деятельности должна быть возложена на бизнес.

В России значительная часть населения считает, что бизнес в ходе приватизации не совсем справедливо приобрел собственность и получил права на использование природных ресурсов, принадлежащих всему обществу. В связи с этим, в рамках социальной справедливости общество вправе ожидать от него качественного исполнения своих социальных функций. Это обусловливает необходимость формирования таких социально ответственных отношений бизнеса и государства, которые бы складывались в интересах общества. По сути, необходимо более четкое разделение и интеграция усилий бизнеса и государства в решении проблем их социальной ответственности перед обществом, которое должно быть осуществлено в рамках соответствующей концепции.

Российский крупный бизнес уже в состоянии разделить с государством ответственность за социальное благополучие общества. Однако этого не происходит. Сложность ситуации с низкой социальной ответственностью бизнеса обусловлена рядом обстоятельств теоретического, методологического и научно — практического характера. Социальная значимость бизнеса напрямую связана с правильным пониманием бизнесменами своей роли и миссии своей деятельности в обществе. Немаловажное значение имеет и знание традиций социально ответственного бизнеса, оправдавших себя в процессе жизнедеятельности поколений.

Требуются системные представления о таких явлениях, как социальные функции бизнеса, социальная ответственность бизнеса, адекватная традициям российского народа и региональной экономической системы в этой сфере отношений, позволяющие решить данную проблему наиболее эффективно. Необходимо серьезно разобраться с такими понятиями, как «управление развитием социальных функций бизнеса в регионе», с его смысловым значением для населенияфедеральных, региональных, муниципальных органов управления, субъекта хозяйствования.

Не обойтись и без преобразования системы государственного регулирования развитием социально ответственных бизнес структур в регионе и ориентации ее на повышение социальной л защищенности населения. Нуждаются в совершенствовании механизмы финансовой бюджетной поддержки социально ответственного бизнеса, управленческих технологий, вытекающих из природы, новых социальных функций бизнеса, особенностей их реализации в рыночных условиях, способные сделать эффективным участие бизнес структур в решении социальных проблем населения региона. Нет устоявшихся методик и показателей оценки эффекта от участия бизнес структур в социальных программах в регионе, отсутствует кодекс социальной ответственности бизнеса крупных корпораций, не найдены действенные формы контроля общества за реализацией социальных функций бизнеса.

Решение этих проблем является актуальной задачей при создании системы целенаправленного воздействия на факторы развития социальных функций бизнеса, в интересах населения региона.

Изученность проблемы. Рассматриваемой теме посвящены многие отечественные и зарубежные публикации. В нашей стране общим методологическим проблемам развития бизнеса и его социальных функций посвящены труды ученых А. Буянкиной, И. Г. Горланова, Доненко, О. Зыкова, В. Иванова, С. Мельникова, В. Орешина, С. Паркинсона., Б. Пенькова, Л. Проскуряковой, Т. Сиваевай, А. Синягова, А. Сунгурова, Д. Торхова, Н. Хананашвили, В. Якимец и других.

Среди западных ученых, данной проблемой занимаются: Joseph Galaskeiwich, Weiser John, Zadek Simon, Sandra Waddock, Samuel Graves,.

Вместе с тем, процесс поиска путей решения современных проблем управления развитием социальных функций бизнеса в региональной экономической системе не прекращается. Он находится на стадии изучения и практической апробации, найденных подходов.

Общая цель исследования состоит в поиске и аргументации новых путей решения важной научной задачи, имеющей существенное значение для теории и практики управления экономическими системами — разработке концептуальных основ управления развитием социальных функций бизнеса в регионе, а также выработке научно-практических рекомендаций по их использованию, дополняющих, развивающих и обогащающих данную область знаний.

Эта общая цель достигается решением следующих конкретных задач:

— уточнением содержания и составляющих процесса управления развитием социальных функций бизнеса в регионе, его смыслового значения для населенияфедеральных, региональных, муниципальных органов власти, субъекта хозяйствования и экономики региона;

— поиском путей преобразования системы государственного регулирования развитием социально ответственных бизнес структур в регионе и ориентацией ее на повышение социальной защищенности населения;

— разработкой механизмов финансовой бюджетной поддержки социально ответственного бизнеса, формированием других экономических механизмов и управленческих технологий, вытекающих из природы, новых социальных функций бизнеса, особенностей их реализации в рыночных условиях, способных сделать эффективным участие бизнес структур в решении социальных проблем населения регионавыявлением, классификацией и государственным стимулированием услуг, оказываемых социально ответственному бизнесу другими организациями, развитие которых, влияет на качество исполнения социальных функций бизнеса в регионе;

— разработкой методики и основных показателей оценки эффекта от участия бизнесструктур в благотворительных и иных социальных программах в регионе, созданием и использованием кодекса социальной ответственности бизнеса крупных корпораций, своеобразного социального стандарта их обязательств перед собственными коллективами и населением регионов;

— созданием условий для формирования региональных центров гражданской активности — одной из эффективных форм контроля общества за реализацией социальных функций бизнеса.

Объектом исследования является теория и практика управления развитием социальных функций бизнеса в региональных экономических системах.

Предметом исследования выступают экономические, а также связанные с ними управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и реализации социальных функций бизнеса в региональных экономических системах.

Теоретической и методологической базой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых, классиков теорий общественного развития, экономикиприкладные работы по данной проблемепрограммы, концепции, нормативные и другие материалы, касающиеся управления развитием социальных функций бизнеса в регионе. В диссертации применяется современная методология статистической обработки информации, логического, экономического анализа.

Новые научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования, состоят в следующем: найдены и аргументированы пути решения важной научной задачи, имеющей существенное значение для теории и практики управления экономическими системами.

Разработаны концептуальные основы управления развитием социальных функций бизнеса в региональных экономических системах, а также даны научно-практические рекомендации по их использованию. Они включают: систематизацию, уточнение и дополнение теоретических знаний в области управления развитием социальных функций бизнесаиспользование механизмов поддержки социально ответственного бизнеса, эффективных в региональных экономических системахразвитие услуг, оказываемых социально ответственному бизнесу и повышающих качество его функционированияприменение современных экономических инструментов и технологий социальной ответственности бизнеса в регионевнедрение кодекса социальной ответственности бизнеса в крупных корпорацияхформирования региональных центров гражданской активности, осуществляющих контроль общества за реализацией социальных функций бизнеса.

В частности:

— выделены нематериальные источники, побуждающие развитие социальных функций и ответственности бизнеса: давление общества на бизнес, давление рынка на бизнес, внутренние убеждения лидеров бизнесструктургосударственное воздействие на бизнес. Предложены адекватные механизмы, поддерживающие данные источники: развитие контроля общества над бизнесом, рост конкуренции, стимулирующей функции государства, ориентация образования на подготовку специалистов со знаниями социально ответственного бизнеса. В качестве одной из современных форм контроля общества за реализацией социальных функций бизнеса, обосновано формирование региональных центров гражданской активности, обеспечивающих общественное участие, экспертизу, мониторинг, консультирование социальных проектов. Доказана необходимость поддержки региональными органами власти процессов сетевой организации таких центров;

— выявлены, систематизированы и раскрыты основные области проявления социальных функций и ответственности бизнеса в регионе: потребительский рынок товаров и услуг (ценообразование, качество товаров и услуг, здоровье и безопасность потребителей, реклама и конкуренция, этика ведения бизнеса) — управление персоналом и корпоративная культура (трудовое права и вознаграждение за труд, охрана труда, безопасность и здоровье на рабочем месте, развитие персонала, профессиональный и карьерный рост, ориентация на сохранение духовных ценностей и традиций корпоративной культуры) — среда обитания человека (экологическая безопасность производства, потребление природных ресурсов, утилизация отходов, энергосбережение) — местное, региональное или федеральное сообщество (партнерство с местным сообществом и властьюгражданские инициативы, благотворительные программы социального и культурного развития населения) — сфера прав человека (соблюдение прав работника и гражданина на рабочем месте, предотвращение любых форм дискриминации, принудительного труда, соблюдение и поддержка прав человека, имеющих отношение к деятельности организации) — финансово — экономическая сфера (налогидоходыпроцессы накопления, хранения, размещения инвестирования капиталов) — разработаны механизмы поддержки социально ответственного бизнеса в различных его областях. Обоснована целесообразность выделения в расходной части регионального бюджета специальной строки: «средства на поддержку социально ответственного бизнеса», которые должны аккумулироваться за счет штрафов и пеней за несвоевременную уплату налогов недобросовестными бизнесструктурами. Данные средства должны выделяться на конкурсной основе добросовестным бизнес-структурам, для реализации региональных социальных программ. Это обеспечит легитимность, целевой характер расходов на поддержку развития социально — ответственного бизнеса, будет мотивировать его новые инициативы. Показано, что мерилом деятельности функционирования социально ответственного бизнеса при этом должен стать не только объемы средств, потраченных на социальные программы, но и их эффективность. Выделены и классифицированы услуги, оказываемые социально ответственному бизнесу, развитие которых, влияет на качество реализации им социальных функций в регионе: образовательные услугиуслуги кадровых агентствуслуги ярмарокрекламные услугиинформационные услугиуслуги по цивилизованному лоббированию интересов бизнеса в регионефандрайзинговые услуги по совместному использованию и привлечению ресурсов к социальным проектам;

— сформирован набор инструментов и социальных технологий реализации социальной ответственности бизнеса в регионе и информированности населения: социальная отчетность, социальный аудит, социальные рейтинги. Установлено, что доверием в регионе пользуются лишь те отчеты, которые заверены органами государственной власти и управления, или независимыми внешними иностранными организациями. Установлено, что наличие социальной отчетности бизнесструктур является новым фактором, повышающим инвестиционную привлекательность региона. Аргументировано создание федеральной, региональной, муниципальной и корпоративной базы данных, доступных населению, о всех проведенных социальных проектах и бизнесструктурах их осуществлявших. В ней целесообразна градация выполненных социальных проектов по социальным сферам, по масштабу (крупные, средние, мелкие), по уровням (межгосударственный, федеральный, региональный, межрегиональный, муниципальный корпоративный). Показано, что качество информированности населения о социальных аспектах деятельности бизнеса в регионе повышается, если местная информация дополняется сведениями, представленными независимыми источниками;

— выявлены показатели оценки эффектов бизнесструктур, участвующих в благотворительных программах: окупаемость инвестиций, направленных в благотворительные программыэффективность благотворительной помощи по сравнению с эффективностью других, не благотворительных, средств (затрат на рекламу, стимулирование продаж) — темпы роста финансовых показателей компании, вследствие реализации благотворительных программ. Ключевыми индикаторами бизнес — эффекта являются: доход с инвестицийокупаемость в виде соотношения между затратами на благотворительность и той долей прироста капитала, которая возникла благодаря этой деятельностиузнаваемость продукции и брэнда компаниирост числа покупателей продукции компании, совершивших первую покупку;

— аргументирована разработка и внедрение кодекса социальной ответственности бизнеса крупных корпораций, своеобразного социального стандарта их обязательств, особенно для топливноэнергетического комплекса страны, перед собственными коллективами и населением регионов. Показано, что он должен иметь обязательный статус реализации социальных намерений, отличаться комплексным, системным подходом, увязанным с социальной ситуацией конкретной территории, быть пронизанным корпоративной идеологией, носить открытый, публичный характер, раскрывающий социальную позицию конкретных бизнес-корпораций в обществе, формирующей позитивную практику взаимоотношений общества, бизнеса и государства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно доведено до конкретных рекомендаций по привлечению инвестиций коммерческих банков в экономику региона. Его результаты используются на уровне региональных органов управления, в коммерческих банках, а также в субъектах хозяйствования. Работа представляет существенный интерес для менеджеров, она • может быть использована в системе экономического образования.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в ходе практической деятельности автора и обсуждены на заседании центра управленческого консультирования кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Различные аспекты исследования изложены в публикациях автора.

Логика и структура работы. Логика и структура работы обусловлены содержанием диссертации. Она состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы.

126 Выводы.

1. Социальные функции и социальная ответственность бизнеса в России явления не новые: существовали исторические традиции меценатства и благотворительности в дореволюционной России, в советские времена многие объекты социальной сферы находились на балансе предприятий. Во все времена в основе социальных функций бизнеса лежит понимание того, что деятельность любой бизнес — структуры оказывает влияние на общество. При этом социально ответственная организация, реализуя свои функции, ищет способы эффективного партнерства с другим бизнесом, властью, гражданским обществом. В результате бизнес снижает коммерческие риски, улучшает свою репутацию, повышает эффективность персонала, приобретает лояльность потребителей и, в конечном счете, становится более конкурентоспособным. Социально ответственный бизнес, эффективно решая свои прямые коммерческие задачи, вносит позитивный вклад в устойчивое экономическое и социальное развитие общества. Корпоративная социальная ответственность бизнеса — это в первую очередь долгосрочная экономическая устойчивость предприятий и рабочих мест, производство качественных товаров и услуг, создание рабочих мест и безопасной рабочей среды, здоровье и развитие персонала, экологическая безопасность, содействие развитию местного сообщества.

2. Исследования показывают, что подавляющая часть российского общества не осведомлена о социальных функциях и программах бизнеса в регионах. У жителей регионов нет возможностей узнать, реализует ли та или иная бизнесструктура социальные функции и является ли она социально ответственной.

Бизнесу нужно приложить серьезные усилия для того, чтобы информировать общественность о своей социальной деятельности путем вовлечения журналистов в обсуждение данной проблемы, сотрудничества с известными общественными организациями. Одним из действенных методов продвижения информации о социальной ответственности крупных бизнес структур является подготовка и распространение социального отчета. Убедительность такого отчета для населения усиливается, если он прошел социальный аудит, выполненный независимой внешней организацией. Сравнить показатели социальной ответственности различных компаний и выявить лидеров, помогают социальные рейтинги.

3. Социологические исследования показывают, что социальные функции и социальная ответственность не должна ограничиваться уплатой налогов и обеспечением населения рабочими местами. С точки зрения общества и государства самые значимые признаки социально ответственного поведения — это: производство качественных товаров по разумной цене (79%) — защита здоровья и обеспечение безопасности сотрудников (76%) — защита окружающей среды (72%) — вклад в российскую экономику (62%) — борьба с бедностью (58%) — оказание помощи при стихийных бедствиях и катастрофах (57%) — и, что очень важно, — непричастность к любым формам взяточничества и коррупции (53%). Менее значимыми оказались направления, на которых делают акцент сами компании, говоря о своей социальной ответственности: предоставление адресной социальной помощи (43%) — поддержка благотворительных организаций (40%) — поддержка искусства и культуры (34%).

4. Ослабление государственной поддержки социальной ответственности бизнеса приводит к тому, что бизнес — структуры постепенно перестают участвовать в решении социальных проблем населения регионаПоэтому, прежде чем требовать от бизнеса в регионе должной социальной ответственности, необходимо создать соответствующие условия, позволяющие эффективно реализовать данную функцию. Важным условием при этом является поддержка социально ответственного бизнеса. Причем ее следует понимать не только, как систему прямых, административных мер поддержки, но и косвенных, с помощью апробированных в мире регуляторов непрямого воздействия. В ряде случаев они менее эффективны по сравнению с прямыми мерами поддержки и более длительны по времени воздействия и получения положительного эффекта, но крайне необходимы, как дополнение административных мер и комплексное использование имеющихся возможностей воздействия.

5. Коммерческие компании, под влиянием ужесточения позиции власти по отношению к бизнесу, понимают свою социальную ответственность как ответственность перед властными структурами. Ответственность бизнеса перед властью состоит в том, что высоких экономических показателей нельзя достигать, пренебрегая социальной стабильностью общества. Однако власть зачастую не представляет, какую нагрузку несет бизнес по решению социальных проблем в регионах и с какими проблемами он сталкивается. В связи с этим можно выделить следующие сложившиеся модели поведения бизнеса по отношению к решению социальных проблем в регионах: бизнес структуры переводят финансовые потоки в центр вместо того, чтобы платить налоги в региональные и местные бюджеты, часть из которых идет на решение социальных проблемвынужденные социальные вложения под давлением властей, что приводит к коррупции власти и иждивенчествустратегический подход к социальной ответственности, при котором бизнес структуры рассматривают социальные программы как бизнес-проекты и в соответствии с этим управляют ими.

6. Отличительной особенностью нового этапа взаимоотношений власти и бизнеса стало появление в них социальной составляющей. Но в бизнесменах народ, не видит социальную силу, способную обеспечить подъем национальной экономики. Основное внимание уделяется сегодня развитию бизнеса в реальном секторе экономики. Власть стремится создать условия для реализации главных социальных функций, закрепленных за бизнесом в рыночной системе, а именно: быть источником занятости и доходов для массовых слоев населения. Кроме того, государство стало уделять внимание и таким проявлениям социальной роли бизнеса, как распространению наиболее передовых ¦ образцов «корпоративной культуры» на крупных предприятиях. Трудовой кодекс заложил основу для социального партнерства между корпоративно организованным большим бизнесом.

7. Как важный общественный институт, крупные бизнес корпорации включены в систему отношений государства и народа, во многом определяющих социальное бытие не только отдельных сегментов рынка, но, если брать корпоративный сектор в целом, то и всего общества в его совокупности. По существу, они должны делить с государством социальные функции и ответственность за состояние системы социальных услуг и за благополучие общества в целом. Роль корпораций в ряде социальных функций бизнесаодна из ключевых. В России сформировался достаточно обширный и преуспевающий корпоративный сектор, который может существенно поспособствовать решению социальных проблем страны. Перекладывать эту миссию целиком на государство равносильно сохранению плачевного состояния социальной сферы.

На Западе, доктрина социальной ответственности, крупных корпораций развиваясь, модифицируется в другую, более широкую и всеобъемлющую концепцию корпоративного гражданства. Эта последняя, инкорпорировав в себя постулаты доктрины социальной ответственности, делает особый упор на необходимости установления корпорациями тесных, более конструктивных отношений с государством и обществом.

8. Ослабление государственной поддержки социальной ответственности бизнеса приводит к тому, что бизнес — структуры постепенно перестают участвовать в решении социальных проблем населения региона. Поэтому, прежде чем требовать от бизнеса в регионе должной социальной ответственности, необходимо создать соответствующие условия, позволяющие эффективно реализовать данную функцию. Поддержку социально ответственного бизнеса необходимо осуществлять не только, как систему прямых, административных мер поддержки, но и с помощью апробированных в мире регуляторов непрямого воздействия. В ряде случаев они менее эффективны по сравнению с прямыми мерами поддержки и более длительны по времени воздействия и получения положительного эффекта, но крайне необходимы, как дополнение административных мер и комплексное использование имеющихся возможностей воздействия. Сейчас на уровне бизнеса нет четких, не ущемляющих права всех заинтересованных сторон принципов поддержки социально ответственного бизнеса со стороны государства. По нашему мнению государство должно быть заинтересовано в поддержке тех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют значительные и регулярные налоговые выплаты.

9.Важное значение для управления развитием социальных функций бизнеса в регионе, имеет оценка получаемых при этом эффектов от корпоративных социальных и благотворительных программ, как для компании, так и для тех, на кого они были рассчитаны. Чаще всего для крупных корпораций эффект характеризуется созданием стабильной бизнес — среды, укреплением доверия со стороны населения, партнеров, региональных органов власти и управления, созданием положительного имиджа, а в связи с этим, снижением системных рисков бизнес деятельности, ростом продаж, увеличением капитализации и улучшением финансовых показателей, способствующих расширению рынка. Имеют место и другие выгоды. Для населения чаще всего эти эффекты носят социальный и экономический характер.

10. Изучение мирового опыта показало, что со временем основные социальные функции бизнеса стандартизируются. Широкое внедрение социальных стандартов за рубежом привело к следующему пониманию социально ответственной корпорации, утвердившемуся в мире: корпорация, как и гражданское лицо, должна соблюдать законы и нормы общественной жизникорпорация, как производитель, должна производить безопасные надежные товары, устанавливать справедливые ценыкорпорация, как работодатель, должна заботиться о материальном положении работников и недопущении их дискриминациикорпорация, как субъект управления ресурсами, должна эффективно их использовать и заниматься жизненно важными проблемами территорий, на которых она расположенакорпорация, как объект инвестирования, должна защищать интересы инвесторов и давать правдивую информацию о своем финансовом положениикорпорация не должна участвовать в нечестной конкуренции или в необоснованном ограничении конкуренциикорпорация, как участник социального развития, должна стимулировать и поддерживать инновации и признавать ответственность за воздействие на качество жизни окружающих.

11. В скорейшем подъеме экономики и развитии нашей страны заинтересованы как бизнес — корпорации, так и население, региональные власти, и правительство. Крупные отечественные компании, в особенности монополисты, представляют собой странообразующие структуры. Но даже в этом случае обустройство совместной среды обитания возможно лишь при взаимодействии с государством и с учетом, как минимум, двух моментов. Во-первых, необходимо вводить разумные налоговые платежи и осуществлять политику протекционизма по отношению к российским производителям, что позволит им успешно реализовать свои планы. Во-вторых, учитывать интересы общества и населения страны. К сожалению, на сегодняшний день ситуация, мягко говоря, иная: производители, в лице владельцев и менеджеров, недовольны существующими условиями ведения бизнеса, а рядовые граждане, получая доход, «привязанный» к минимальной ставке оплаты труда, чувствуют неуверенность и социальную незащищенность. Таким образом, важной задачей государства на современном этапе реализации социальных функций бизнеса должна стать выработка и контроль за соблюдением общих правил игры или, одним из которых является социальная ответственность и эффективность бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Управление персоналом: технология, формирование команды. М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. Ш. Р. Большие проблемы малого бизнеса // Проблемы современной экономики. 2002. — № 1.
  3. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2001.
  4. Г. Х. Звездные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории / Пер. с нем. М., 1999.
  5. С.Н. Критика основ теории относительности/ С. Н. Артеха. -М.: Едиториал УРСС, 2004.
  6. Н. Предприятие переходит от борьбы за выживание к освоению рынка // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 3.
  7. Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист. 2001. -№ 4.
  8. Бер Томас. Дао продаж. М.: Изд-во «Торговый дом „Гранд“», 2001.
  9. Дж., Штайнхофф Дэн. Основы управления малым бизнесом. М.: БИНОМ, 1997.
  10. Ю.Блинов А., Гаенко Н. Малый бизнес России: вчера, сегодня, завтра. Краснодар, 1996.
  11. П.Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. — М., 1997.
  12. Т. Не нужно разгадывать ребусы рынка, или как увеличить производство в 36 раз // Экономические стратегии. — 2001, лето.
  13. Бренд // Коммерсант. 2003. — № 61.
  14. Ю. Малые и средние предприятия: политика и управление // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2.
  15. А.В. Предпринимательство. Основной курс. В 2-х кн. -М.: Интерпракс, 1994- Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991-
  16. В.И., Игнатов В. Г., Перова Н. П. Основы региональной экономики. Ростов-на-Дону, 2000.
  17. А.Н. Государственная политика поддержки малого бизнеса. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  18. И.О. Торгуй и богатей. СПб.: Пинтер, 2002.
  19. А.Б. Успех в бизнесе / Пер. с англ. Минск: Попурри, 1999.
  20. П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М., 1990.21 .Вестник Московского ун-та. Серия: Экономика. — 1996. № 2- Вестник. Серия «Экономика». — Сыктывкар, 2000. — № 2.
  21. Е.А. Персонал в фирмах индустриально развитых стран.-М., 1992.
  22. Д.Н. Современные бизнес-технологии в торговле. -М.: Ось-89, 2002.
  23. Власть и бизнес: новое осмысление старого. Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.
  24. А. «О социальной ответственности бизнеса» // Промышленник России. 2003. — № 10.
  25. Гейтс Билл. Бизнес со скоростью мысли. М., 2000.
  26. Гелбрайт Джон К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
  27. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. -М.: Дело, 2002.
  28. С., Байчиков С. Какая свобода нужна нашей экономике? Независимая газета. 2000. 17 авг.
  29. В.В. Опыт управления на примере фирмы. М.: МНИИПУ, 1998.
  30. Э.О. О концепции развития малого предпринимательства. Вопросы экономики. 1991. № 8.
  31. М. Средний класс по-российски. Независимая газета. № 7. 1999. 14 сент.
  32. Государственное регулирование рыночной экономики. Под ред. Н. А. Волгина и В. И. Кушлина. М., 2000.
  33. А.Г. Основы региональной экономики. М., 2000.
  34. А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. М.: Финпресс, 2002.
  35. М.В. Суперкадры: управление персоналом в международных корпорациях. М., 1993.
  36. Гэд Томас. 4D Брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики. Пер. с англ. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001.
  37. Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, выступая публично .Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1989.
  38. А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. — М.: Дело и сервис, 2002.
  39. Денни Ричард. Установка на успех. Персональный определитель потенциала удачливости. — СПб., 2002.
  40. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионализма. М., 2000.
  41. В.Н. Брендинг: Новые технологии в России. СПб., Пинтер, 2002.
  42. Друкер Питер. Эффективное управление. М., 2002.
  43. Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Европе и США // Проблемы теории и практики управления. — 2002. -№ 2.
  44. Дэвид Д’Алессандро. Войны брендов. — СПб.: Пинтер, 2002.
  45. С.С. Природа связей бизнеса и власти. М: «Экономика», 2003.
  46. Ю. Стоимостной подход как основа современного управления бизнесом // Проблемы теории и практики управления. -2002. -№ 3.
  47. С.Н. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.
  48. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  49. История управленческой мысли и бизнеса. V международная конференция «Проблемы измерений в управлении организацией: история, современность, будущее». Москва, 24−26 июня 2002 г. / Под ред. В. И. Маршева. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
  50. Как открыть собственное дело. М., 2002.
  51. М. Правовое регулирование собственности. -Финансовая газета. 1993. № 8.
  52. Ф. Философия рынка Ф. Хайека. — Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
  53. С.Н. Современные технологии управления для оптимизации бизнеса компаний. — М., 2002.
  54. Капферер Жан-Ноэль. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брендинга / Пер. с франц. М.: ИНФРА-М, 2002.
  55. В.М., Беляева М. В. Тренинг как метод обучения торгового персонала // Экономика и финансы. — 2002. № 4.
  56. X. Тактика успеха в бизнесе и науке. М., 1993.
  57. Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. — № 10.
  58. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя // Вопросы экономики. — 2000. № 5.
  59. Г., Тамбовцев В., Качалов Р. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  60. А.В. Экономические функции государства в период рыночной реформы. — Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1993. № 6.
  61. A.M. Промышленная цивилизация и судбьа России : Идеи, размышления, гипотезы/ А. М. Ковалев. -М.: ЧеРо, 2003.
  62. В. Формы и методы государственного управления. -Проблемы теории и практики управления. 2000. № 2.
  63. Ю., Овчинников В. Экономическая реформа и воспроизводственная целостность России. — Социально-политический журнал. 1993. № 7.
  64. В. Социальное измерение экономики. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1994. № 1. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Ред. А. Г. Цыганов. -М.: Логос, 1999.
  65. Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. -№ 4.
  66. Е.В. Фигура предпринимателя в рыночной экономике // Российский экономический журнал. — 1995. № 3.
  67. Ле Пла Ф. Дзозеф, Поркер Линн М. Интегрированный бренд. -СПб.: Нева, М.: Олма-Пресс, 2003.
  68. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. М., 2000.
  69. Ли Якокка. Карьера предпринимателя. Минск, 2002.
  70. М.Е. Командовать или подчиняться. — Ростов-на Дону: Феникс, 2003.
  71. Малое предпринимательство России. М., 2002.
  72. Малый бизнес России: состояние, проблемы, перспективы: Аналитический обзор. М., 1996.
  73. С. 1000 советов бизнесмену. СПб.: Пинтер, 2003.
  74. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М., 2001.
  75. Материалы докладов по текущей и перспективной конкурентоспособности стран мира на Комиссиях Центра глобальных индустрий Всемирного экономического Форума в Давосе в период с 1998 по 2003 годы. Выпуски 1−18.
  76. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. Под ред. Ю. П. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001.
  77. Н. Маркетинговые технологии в обеспечении деловой активности организации // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 6.
  78. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002.
  79. Никитов В. А" Орлов Е. И., Старовойтов А. В., Савин Г. И. Информационное обеспечение государственного управления. М., 2000.
  80. Т. Конкурентный брендинг: Заставьте чужой опыт работать на себя. -М., СПб.: Пинтер, 2003.
  81. А. Продажи как увлекательный бизнес. — М.: Бератор-Пресс, 2003.
  82. Пилдич Джеймс. Пути к покупателю: О том как преуспевающие компании делают товары, которые мы с удовольствием покупаем / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991.
  83. Письман Людмила. Партнерство: государство, бизнес, общество. Вестник благотворительности. 1999. № 1.
  84. Т. Исповедь Тома Питерса // Искусство управления. -2002. -№ 1.
  85. ЮО.Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность. М.: ИНФРА-М, 2001.
  86. Е.В. Рыночный потенциал предприятия. — М.: Экономика, 2002.
  87. Ю4.Райзберг Б. А. Основы бизнеса. М., 1996.
  88. Райс Лори и Эл. 22 закона создания бренда. М., 2003.
  89. Регион: к новому качеству управления. Под ред. Ю. П. Алексеева и А. Н. Падучина. М., 2000.
  90. Юб.Реформирование России: реальность и перспективы: Социальная и социально- политическая ситуация в России в 2001 году/ Ин-т социально-политических исследований РАН- Ред. Г. В. Осипов. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. -470 с
  91. А.В. Процессное управление в социальной сфере. -М., 2001.
  92. Римашевская Наталья. Эта программа будет посильнее шоковой терапии Гайдара. Независимая газета. № 14. 2000. 1 сент.
  93. С.В. Политико-экономическая доминанта российской государственности: вызовы XXI века. М., 2003.
  94. О.Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке // Вопросы экономики. 2002. — № 1.
  95. Ш. Рокфеллер Дж. Искусство разбогатеть: мемуары американского миллиардера. — М.: Алфавит, 1992.
  96. О. Оптимизация поведения предприятия в современных условиях // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 3.
  97. В. Мифы и реалии «Китайского чуда». М., 2002.
  98. Российский статистический сборник. — М., 2002.
  99. Рыночное хозяйствование и риски. СПб.: Наука, 2000.
  100. Пб.Савченко В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. 1995. — № 9.
  101. В.Е. Современное предпринимательство. М.: Экономика, 1997.
  102. Самые успешные PR-компании в мировой практике. М.: ИНФРА, 2002.
  103. Секреты успеха: уроки гениев бизнеса. — М.: Интеллект-Экспресс, 1992.
  104. Сиваева Т. Аналитический отчет «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса», Фонд «Институт экономики города», 2002
  105. X., Бернд-младший Э. Искусство торговли по методу Сильва / Пер. с англ. Минск: Попурри, 2001.
  106. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1962.
  107. П.В. Политическая элита современной России: особенности формирования. Политическая теория: тенденции и проблемы. М., 1994, вып.2.
  108. Современный бизнес: Учебник в 2-х томах / Пер. с англ. М.: Республика, 1995.
  109. Социально ответственный бизнес: Глобальные тенденции и опыт стран СНГ / пер. с англ. Лаптева А. под ред. Либоракиной М. -М., Фонд «Институт экономики города», 2001.
  110. Статистическое обозрение. 2001, 2002 гг.
  111. Стаут Ларри. Лидерство: от загадок к успеху. — М.: Изд-во «Добрая книга», 2002.
  112. Дж. Неудачи корпоративного управления при переходе к рынку // Экономическая наука современной России. 2002. — № 4.
  113. Стратегия бизнеса. Коллектив авторов под рук. Г. Клейнера. -М.: КОНСЭКО. 1998.130Сухарев П. Л. Сетевой маркетинг. Построй свою пирамиду успеха. -Питер., 2003.
  114. Сущность и характер современного рынка, его особенности в России. М., 2000.
  115. П. Эффективный бренд-менеджмент / Пер. с англ. -СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
  116. Технология управления персоналом в России: опыт профессионалов. М., 2001.
  117. Торговля в России. Статистический сборник. Госкомстат России.-М., 2001.
  118. Траут Джек. Большие бренды большие проблемы. СПб.: Пинтер, 2002.
  119. Траут Джек. Сила простоты / Руководство по успешным бизнес-стратегиям. СПб.: Пинтер, 2003.
  120. Тысяча лет русского предпринимательства. М.: Современник, 1995.
  121. Фабрики мысли и центра публичной политики: международный и первый российский опыт. Сб. статей/ Под ред. А. Ю. Сунгурова. -СПб.: Норма, 2002.
  122. В.Н., Капусгин С. Н. Управление персоналом организации. Ошибка! Ошибка связи.: ИзД-ВО «Экзамен», 2003.
  123. Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. -М.: ЮНИТИ, 2003.
  124. Форд Генри. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1991.
  125. Хананашвили Н, Якимец (В. Смутные времена социальной политики в России. М.: Фонд НАН, 1999
  126. Ханс Петер Штиль. Государство и экономика: сотрудничество и конфронтация. Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.
  127. Р., Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М ., 1999. с
  128. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1992.
  129. Хокен Пол. Я начинаю свое дело / Пер. с англ. М., 1999.
  130. А. Курс предпринимательства / Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1993.
  131. Р. Все о Pablic Relations. М., 1999.
  132. Ч. По ту сторону уверенности. О новом мире внутри и вокруг организаций. СПб.: Питер, 2002.
  133. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  134. Ф. Государство и экономика (власть и бизнес). М.: Экономика, 1999.
  135. И. Теория экономического развития. М., 1982.
  136. JI.A. Рождение русской духовности. //Русская духовность. В 3-х т. Т.1. —Екатеринбург. Изд —во Возяковой Т. И., 2002.
  137. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  138. Экономика и организация рыночного хозяйства. Под редакцией Б. К. Злобина, В. И. Кушлина. М., 1995.
  139. Экономическая стратегия фирмы. СПб.: Спец. Лит, 2000.
  140. Экономическая трансформация: цели, направления, динамика. Под ред. В. И. Кушлина. М., 2000.
  141. Эллвуд Айен. Основы брендинга. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  142. Эштон Роберт X., Мюллер Феликс. Структура американской программы повышения квалификации менеджеров в Европе // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 6.
  143. Archie Carroll & Kim Davenport Executive Summary Phrase II: Measuring the Business Value of Corporate Citizenship December, 1999, c.21.
  144. Gorodnitsky, L. B. The Best Practices in Corporate Community Relations, PAG, 1 998 151. Measuring the Value of Corporate Citizenship, Council on Foundations, Inc. Washington, DC, 1996
  145. Weiser, J. and Zadek, S., Conversations with Disbelievers, Ford Foundation, 2000.
  146. Weiser, John and Zadek, Simon Conversations with Disbelievers: Persuading Companies to Address Social Challenges, Ford Foundation, November, 2000
Заполнить форму текущей работой