Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технологическая подготовка младших школьников с использованием средств информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сдерживающими факторами внедрения компьютера и программных средств являются отсутствие методики компьютерной поддержки уроков технологии, низкая информационная культура учителей, бедная материально-техническая база школ, боязнь негативных последствий компьютеризации. На разработку методики проведения уроков технологии с компьютерной поддержкой (включающей отбор программных средств, адекватных… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Научно-методические основы использования средств информационных технологий в трудовой (технологической) подготовке младших школьников. 1.1. Социально-педагогические проблемы использования средств информационных технологий в начальной школе.

1.2. Психолого-педагогические и организационные условия использования компьютера в учебном процессе начальной школы.

1.3. Отбор содержания информационно-технологической подготовки учащихся начальных классов для проведения уроков технологии. 1.4. Интеграция информационно-технологических и традиционных средств обучения на уроках технологии с компьютерной поддержкой.

Глава 2. Содержание и методика применения средств информационных технологий на уроках трудового обучения (технологии) в начальной школе.

2.1. Содержание технологической подготовки младших школьников г^. и возможность использования информационных технологий при ее осуществлении.

2.2. Организация и методика проведения уроков технологии с компьютерной поддержкой.

2.3. Подготовка учителей и студентов к использованию компьютера в начальной школе на уроках трудового обучения.

Глава 3. Экспериментальная проверка методики использования средств информационных технологий в технологической подготовке младших Щ школьников.

3.1 Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы.

3.2 Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ.

Технологическая подготовка младших школьников с использованием средств информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе информационные технологии оказывают все большее влияние на содержание и структуру предметной подготовки. В данный момент назрела необходимость разработки эффективных методик использования средств информационных технологий в преподавании отдельных предметов начальной школы, в том числе в трудовом обучении (технологии).

Использование информационных технологий на этапе начального образования приводит к качественно новому состоянию технологической подготовки младших школьников. Реорганизация работы учителей под влиянием «электронного инструментария» сопровождается интеграционными процессами. Интеграция средств информационных технологий с традиционными средствами обучения позволяет сочетать трудовую подготовку младших школьников с информационной.

Дидактические вопросы включения информационных технологий в обучении школьников и студентов раскрыты Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунским, А. П. Ершовым, В. Г. Житомирским, M.JI. Левицким, Б. Ф. Ломовым, Е. И. Машбицем, Г. Ф. Фроловой и др. К их числу относятся проблемы роли компьютера в учебном процессе, функций учителя в реализации компьютерного обучения, проблемы взаимодействия учащегося с компьютером, характеристика изменений в содержании и методах обучения, возможностей компьютера как средства обучения и др.

Современные исследования Н. В. Апатовой, А. А. Дикой, А. Ю. Кравцовой, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, B.C. Леднева, И. В. Марусевой, С. В. Панюковой, И. В. Роберт, Г. В. Рубиной, В. Д. Симоненко, А. В. Смирнова, Ю. Л. Хотунцева, А. В. Хуторского, М. А. Щербакова и др. посвящены выявлению дидактических особенностей процесса обучения с использованием информационных и коммуникационных технологийисследованию условий, позволяющих реализовать возможности этих технологийразвитию дидактических принципов обученияразработке методов и организационных форм обученияобоснованию и разработке содержания образования, включающего современные информационные технологии.

Психолого-педагогические исследования доказывают необходимость формирования основ информационной культуры и компьютерной грамотности на начальном этапе обучения в школе. Это отмечают в своих работах М.Г. Гаазе-Рапопорт, Т. Гергей, О. В. Доронина, Е. И. Машбиц, В. В. Рубцов и др., а также ученые, занимавшиеся исследованиями в области обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Т.О. Бру-сенцова, В. И. Варченко, Е. Д. Глушкова, Ю. М. Горвиц, Л. П. Гурьева, Г. И. Дацюк, JI.K. Леонова, Е. Д. Маргулис И.А. Терских, Л. Д. Чайнова и др.

Несомненный интерес для нашего исследования представляют работы зарубежных (З.А. Визель, Р. Вильяме, К. Маклин, С. Пейперт, Д. Солпитер, Б. Хантер и др.) и отечественных ученых (Л.Л. Буркова, А. В. Горячев, О. В. Даниленко, Д. В. Зарецкий, З. А. Зарецкая, М. И. Зверева, Е. И. Зуева, С. В. Ильченко, А. А. Кузнецов, О. Б. Назарова, Ю. А. Первин, И. Н. Слинкина, Н.Ф. Талызина) об использовании информационных технологий в методике начального обучения.

Большое значение имеют работы по использованию средств информационных технологий в трудовой (технологической) подготовке учащихся старшего школьного возраста и студентов педвузов, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство». Это исследования С .Я. Ба-тышева, А. Н. Богатырева, А. В. Коптелова, Н. П. Шипицына, В. И. Елисеевой, Г. А. Шильниковой, Г. Н. Некрасовой и Л. Г. Четвериковой и др. Эти исследования позволили наметить новое направление для разработки, предполагающее рассмотрение вопросов интеграции традиционного содержания предметных областей с информационно-технологическим.

Вклад в разработку различных аспектов проблемы интеграции знаний, применительно к разным учебным дисциплинам школьного и вузовского образования, внесли многие ученые (С.М. Гапеенкова, Ю. И. Дик, М. К. Енисеев,.

JI.И. Качалова, К. Ю. Колесина, Л. И. Люцкане, Р. З. Мустафина, Л. Я Осадчий, А. А. Пинский, Р. А. Самсиков, Н. Н. Светловская, С. А. Старченко, О. Г. Трапезникова, В. В. Усанов и др.). В настоящее время активно исследуется эта проблема в рамках технологической подготовки (С.Н. Бабина, Г. Н. Некрасова). Примером могут служить работы Г. Н. Некрасовой, исследующей систему междисциплинарных заданий как средство интеграции предметной и методической подготовки студентов.

Однако до настоящего времени недостаточно внимания уделяется разработке форм, методов и средств трудового обучения младших школьников в условиях использования информационных технологий и интеграции их с традиционными методами и средствами. В результате этого компьютерная техника и программные средства еще сравнительно редко используются учителями на уроках, не реализуются возможности применения компьютера как универсального средства обучения. Медленными темпами происходит дополнение традиционной методики трудового обучения приемами оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Таким образом, нами были выявлены противоречия между нормативными документами (Учебные стандарты, письма Минобразования с рекомендациями об использовании информационных технологий в начальной школе), новыми концепциями содержания начального обучения, учебными программами по трудовому обучению (технологии) и уровнем освоения информационных технологий учителями-практикамимежду потребностью практики обучения в использовании информационных технологий и отсутствием методики, позволяющей преподавать технологию с применением компьютера без нарушения целостности учебного процесса. Этим и определяется выбор темы данного исследования и ее актуальность.

Объект исследования — процесс трудового обучения (технологии) в начальной школе с использованием программных средств и компьютерной техники.

Предмет исследования — формы, методы, средства трудового обучения (технологии) на уроках с компьютерной поддержкой в начальной школе.

Цель исследования состоит в разработке методики использования средств информационных технологий в процессе трудовой (технологической) подготовки младших школьников.

Гипотеза исследования основывается на следующих двух предположениях:

Для проведения уроков технологии в начальной школе с компьютерной поддержкой необходимо разработать методики:

— отбора программных средств адекватных по содержанию задачам технологической подготовки младших школьников;

— интеграции содержания трудовой (технологической) подготовки и элементов информационной подготовки младших школьников.

Использование средств информационных технологий в трудовой (технологической) подготовке младших школьников позволит:

— активизировать учебную и трудовую мотивацию учащихся, повысить их интерес к предмету;

— более эффективно развить внимание учащихся в процессе трудовой деятельности;

— повысить результативность и качество ручного труда.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить возможность использования информационных технологий в трудовой (технологической) подготовке младших школьников.

2. Определить элементы содержания начальной информационной подготовки и отобрать средства в соответствии с содержанием трудового обучения младших школьников.

3. Разработать методику проведения уроков технологии в младших классах с использованием средств информационных технологий.

4. Разработать программу подготовки учителей и студентов педвузов к проведению уроков технологии с компьютерной поддержкой.

5. Провести опытно-экспериментальную проверку разработанной методики использования средств информационных технологий в трудовой (технологической) подготовке младших школьников.

Методологической основой исследования являются: положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии реального мираконцептуальные положения о методах, формах и средствах обученияидеи целостности, оптимизации, гуманизации и интенсификации процесса обучения.

Теоретические основы исследования процесса информационно-технологической подготовки младших школьников с учетом интеграционных связей базируются на: теории формирования понятийных структур JI.C. Выготскоготеории содержания образования (Ю.К. Бабанский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М.И. Махмутов) — теории целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Вахтеров, М. А. Данилов, B.C. Ильин, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников и др.) — теории интеграции в педагогической теории и практике (Б.С. Безрукова, Ю.С. Тюнников) — теории компьютерных технологий обучения (А.П. Ершов, Б. С. Гершунский, В. М. Монахов, Ю. А. Первин, А.В. Горячев) — технологическом подходе в дидактике (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Т.В. Машарова) — концепции совершенствования форм организации обучения и взаимодействия педагогов и учащихся на уроке (В.К. Дьяченко, С. Ю. Курганов, А. Б. Резник, И. М. Черезов,) — концептуальных основах образовательной области «Технология» (П.Р. Атутов, В. А. Кальней, В. Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

1. Теоретические: анализ научной литературы (педагогической, психолого-педагогической, философской) по теме исследования, педагогическое моделирование, синтез, сравнение, обобщение.

2. Эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся, фронтальная и индивидуальная беседа, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, экспертная оценка, графический анализизучение документации, учебных программ, педагогических программных средстванализ уроков, метод сбора фактов при анализе материализиро-ванных результатов деятельности учеников, математические методы обработки результатов исследования, экспериментальный метод (опытно-экспериментальная работа).

База исследования: Вятский государственный гуманитарный университет, Кировский физико-математический лицей, Вятская гуманитарная гимназия. На различных этапах в опытно-экспериментальной проверке принимали участие: студенты ВятГТУ (г. Киров), Ml 11 'У (г. Москва), Кировского педагогического колледжаучителя школ № 52, 20, 16, 14, 2, г. Кирова, Да-ровской малокомплектной сельской школы Кировской области, учителя школы № 135 г. Перми. Всего в эксперименте приняло участие 348 школьников, 129 учителей, 168 студентов. Кроме автора систематические занятия в течение учебного года проводили 6 учителей начальных классов. С методическими и дидактическими материалами ознакомились и высказали свои замечания 123 учителя школ Кировской области и г. Перми. В изучении мнения родителей младших школьников участвовало 155 человек.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000;2001 гг.) изучалось состояние проблемы в научной и методической литературе, педагогической теории и практике, в диссертационных исследованиях по данной проблеме, проводилось изучение и анализ нормативных документов: Базисного учебного плана, Проекта стандартов, учебных планов, программ и др. Особое внимание уделялось изучению мнений учителей, родителей, будущих учителей, школьников о применении компьютеров в трудовом обучении, что позволило сформулировать исходные позиции настоящей работы.

На втором этапе (2001 — 2002 гг.) осуществлялась разработка содержания информационно-технологической подготовки младших школьников. Была создана программа цикла уроков с компьютерной поддержкой «Компъютер на уроках технологии в начальной школе». Проводилась предварительная опытно-экспериментальная работа в лабораторных условиях и коррекция промежуточных результатов научного исследования (лабораторный эксперимент).

На третьем этапе (2002;2003 гт.) была проведена опытно-экспериментальная работаобобщение и анализ результатов исследования, теоретическое осмысление и систематизация данных, формулировка выводов.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— показана возможность и педагогическая эффективность применения информационных технологий в технологической подготовке младших школьников;

— определено содержание элементов информационно-технологической подготовки, необходимое для проведения уроков трудового обучения (технологии) с компьютерной поддержкой;

— разработана методика применения средств информационных технологий в процессе технологической подготовки младших школьников;

— определено содержание подготовки учителей начальных классов и студентов педвузов к проведению уроков технологии с компьютерной поддержкой.

Теоретическая значимость работы.

В работе получило развитие информационно-технологическое направление в дидактике трудового (технологического) обучения младших школьников.

Выявлены пропедевтические возможности уроков технологии в усвоении младшими школьниками знаний и умений по информационным технологиям.

Практическая значимость:

— разработана программа «Компьютер на уроках технологии в начальной школе»;

— составлены методические рекомендации для учителей по проведению уроков технологии с компьютерной поддержкой в начальной школе;

— подготовлены учебно-методическое пособие для студентов и учителей «Уроки технологии в начальных классах с компьютерной поддержкой» и дидактическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Знакомьтесь, компьютер» в форме динамической игры;

— разработана программа подготовки учителей начальных классов по использованию средств информационных технологий на уроках трудового обучения (технологии);

— подготовлены методические рекомендации по использованию программного продукта «Детская мастерская».

На защиту выносятся:

1. Положение о возможности и целесообразности применения средств информационных технологий на уроках трудового обучения (технологии) в начальной школе. Его реализация позволяет усилить учебную и трудовую мотивацию учащихся, повысить их интерес к предмету, улучшить результативность и качество ручного труда.

2. Содержание выделенных нами элементов начальной информационно-технологической подготовки, осуществляемой в процессе трудового обучения (технологии) в начальной школе. Они включают умения правильно включать и выключать компьютер, работать с клавиатурой и мышью, запускать прикладные программные средства и др.

3. Методика проведения уроков технологии в начальной школе с компьютерной поддержкой, включающая интеграцию традиционных методов трудового обучения с информационными (объяснение учителя и прослушивание дикторского текста, демонстрация учителем приемов работы всему классу и поэтапный, многократный просмотр их учащимися на экране монитора при выполнении самостоятельных работ и др.).

4. Методические рекомендации для студентов и учителей по использованию компьютера на уроках технологии в начальной школе, основу которых составляет методика адаптации программных средств игрового и развивающего назначения к учебным целям.

5. Содержание курса по подготовке учителей начальных классов к проведению уроков технологии с компьютерной поддержкой, рассчитанного на 30 часов и состоящего из следующих тем: «Выявление уровня владения учителями компьютерной техникой», «Современные средства информационных и коммуникационных технологий», «Проблемы компьютерных инноваций в школе» и др.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены четкой постановкой цели и задачцелесообразным выбором соответствующих им методов исследования, результатами опытно-экспериментальной проверки предлагаемой методики в течение трех лет, а также объективным анализом результатов, полученных в ходе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи и теоретические выводы исследования представлены, обсуждены и одобрены на Всероссийских и Региональной научно-практических конференциях (Екатеринбург, УГТТУ, апрель 2001 г.- Киров, ВГПУ, май 2001 г.- Брянск, БГУ, март 2002 г.) — Международных конференциях (Москва, МИОО, октябрь 2001 г. и 2002 г., Москва, Ml 11 У, февраль 2003 г.) — Международной конференции «Технолого-экономическое образование в XXI веке» (Новосибирск, сентябрь 2003 г.) и на ежегодных научных сессиях ВятГГУ в 2001;2003 гг.

Результаты исследования внедрены в преподавание трудового обучения (технологии) в школах — Кировском физико-математическом лицее, Вятской гуманитарной гимназии и школе № 135 г. Перми с углубленным изучением технологии, Даровской малокомплектной сельской школе Кировской области.

Выводы по третьей главе.

Таким образом, зафиксированные достоверные результаты опытно-экспериментальной работы позволили констатировать следующее:

— реализация на практике идеи интеграции предметной подготовки с компьютерной поддержкой эффективна для практической части урока технологии — экономится время на изготовление изделия, повышается качество выполнения некоторых операций;

— усвоение понятий из компьютерной лексики с использованием нашей методики имеет положительный результат;

— наблюдается расширение содержания выполняемых действий на компьютере и их операционный состав;

— повышается мотивация и интерес к деятельности на уроках технологии с компьютерной поддержкой;

— даже без целенаправленного воздействия на внимание ученика при использовании компьютера на уроке труда происходит развитие этого качества;

— опытно-экспериментальная работа, реализующая идею интеграции материальных и информационных технологий в трудовом обучении показали факт существования интегрированного урока технологии с компьютерной поддержкой.

Показателями эффективности методики компьютерной поддержки уроков технологии являются:

— реализация содержания образовательных стандартов;

— приобретение учителями компетентности в использовании средств информационных технологий на уроке;

— применение современных технологий обучения (компьютерная поддержка);

— развитие форм работы на уроке с использованием компьютера;

— пополнение учебно-материальной базы (ПС, пособия);

— обогащение методического фонда обучения технологии (пособия, программа);

— сформированность потребности в применении средств информационных технологий в деятельности учителей и учеников;

— повышение мотивации к урокам технологии;

— раскрытие для учеников перспектив использования компьютера в профессиональной деятельности.

Заключение

.

Подводя итоги данного исследования, можно резюмировать следующее. Информационные технологии все глубже проникают в методику преподавания школьных предметов. Органичное включение средств информационных технологий в учебный процесс без нарушения его целостности возможно на основе интеграции. Выдвижение принципа интегративности на ведущие позиции в трудовом обучении (технологии) с компьютерной поддержкой оказывает влияние на содержание, формы, методы, приемы, используемые в преподавании. Целостность их сосуществования сохраняется благодаря действию устанавливающихся интеграционных связей. Информационно-технологические элементы, интегрированные в содержание трудовой (технологической) подготовки, с одной стороны являются источником развития процесса обучения как системы и средством, позволяющим модернизировать методику преподавания технологии, реализовать инновационный потенциал участников учебного процесса, а с другой стороны — современным наличным результатом.

Теоретический и практический анализ компьютерной поддержки в трудовом обучении показал, что она возможна и целесообразна для реализации на всех ступенях начальной школы и на этапе подготовки к школе. Исходя из особенностей процесса обучения технологии с применением компьютера, выявлен комплекс условий, без которых ее существование невозможно. Сюда относятся: учет возрастных особенностей обучаемых, сопоставление психологических особенностей с возможностями для развития при компьютерной поддержке обучения, учет особенностей дидактики начальной школы, ориентация на развитие в направлении личностно-ориентированного обучения, соблюдение основных дидактических принципов и реализация принципа интегративности, предметные условия трудового обучения и условия, связанные с использованием средств ИТ, материально-техническое, программно-методическое, кадровое обеспечение.

Сдерживающими факторами внедрения компьютера и программных средств являются отсутствие методики компьютерной поддержки уроков технологии, низкая информационная культура учителей, бедная материально-техническая база школ, боязнь негативных последствий компьютеризации. На разработку методики проведения уроков технологии с компьютерной поддержкой (включающей отбор программных средств, адекватных задачам обучения и интеграцию содержания трудовой подготовки с содержательными элементами информационной подготовки) и на подготовку учителей к проведению таких уроков был сделан акцент в нашем исследовании. Обосновано, что освоение интегрированного содержания возможно за счет использования информационно-технологических методов обучения (многократный показ приемов работы в ходе самостоятельной работы, наблюдение за изменением объекта в процессе и др.), которые используются в сочетании с традиционными методами трудового обучения. К использованным в работе педагогическим программным средствам разработаны методические рекомендации, пополнившие научно-методический фонд базовых школ. При разработке методики применения компьютерной техники и программных средств в начальной школе мы учитывали возможное негативное влияние компьютера на школьников, но считаем, что оно компенсируется методически грамотным преподаванием, учетом психолого-педагогических условий и дальнейшим совершенствованием самой техники.

В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердилось, что использование средств ИТ в трудовой подготовке младших школьников позволяет: усилить учебную и трудовую мотивацию учащихся, повышает их интерес к предметуразвить внимание учащихся в процессе трудовой деятельности, повышает производительность и качество ручного труда. Экспериментальная работа помогла разработать модель урока технологии с компьютерной поддержкой и показала, что систематическому проведению уроков с компьютерной поддержкой должна предшествовать подготовка учителей по вопросам методики применения средств ИТ на уроках технологии.

Целесообразность данного исследования подтверждена положительными результатами опытно-экспериментальной работы, интересом учителей начальной школы и студентов педвузов к разработанной методике уроков технологии с компьютерной поддержкой, их желанием освоить и применять средства информационных технологий в обучении младших школьников.

Исходя из того, что компьютерная поддержка представляет собой способ преподавания, который обладает интеграционным потенциалом, у нее есть все необходимые условия для дальнейшего теоретического развития и широкого применения в практике массовой школы. Перспективной представляется разработка компьютерной поддержки уроков применительно ко всем предметам начальной школы. Данное направление предполагает тщательную методическую адаптацию программных средств, выработку критериев рационального использования компьютерной поддержки с учетом наработанного опыта.

Таким образом наше исследование внесло вклад в развитие информационно-технологического направления в методике преподавания технологии: дано научно-методическое обоснование содержанию элементов начальной информационно-технологической подготовкиопределено содержание цикла уроков «Компьютер на уроках технологии в начальной школе», дополняющее основное содержание действующих программ трудового обученияразработано оригинальное дидактическое средство — динамическая игра «Знакомьтесь, компьютер», позволяющая систематизировать знания учащихся до введения уроков с компьютерной поддержкойсоставлены методические рекомендации для учителей и программа подготовки учителей к проведению уроков технологии с компьютерной поддержкой.

Технологическая подготовка младших школьников с использованием компьютерной техники и ПС является примером для других предметных методик по интеграции средств ИТ в их содержание.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Не сжигайте свои глаза // Компьютер в школе. 1999. № 4. — С. 20−21.
  2. И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ / Рос. АН, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1993. — 215с.
  3. М.В., Манке Г. Г. Здоровье школьников: результаты лонги-тюдного исследования // Педагогика. 1995. № 2. С. 28−33.
  4. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. Монография. М.: РАО, 1994. — 228 с.
  5. П.Р. Связь трудового обучения с основами наук: Кн. для учителя / П. Р. Атутов, Н. И. Бабкин, Ю. К. Васильев. М.: Просвещение, 1983.-128 с.
  6. С.Н. Интеграция технологического и физического образования учащихся школ (научно-методические основы и педагогический опыт реализации): Монография. М.: Изд-во «Прометей» Mill У, 2002. — 320 с.
  7. Т.Ф. Интеграция занятий на примере компьютерных программ // Дошкольное воспитание. 1994. № 5. С. 32−35.
  8. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопр. теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  9. Бахарева Л. Н. Интеграция учеюных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. 1991. № 8. С. 48−51.
  10. Ю.Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: М-лы экспериментального курса. В двух частях. Ч. 1.: Педагогика младшего школьного детства / Уральский гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. — 73 с.
  11. П.Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.-304 с.
  12. А.Н., Коптелов А. В., Некрасова Г. Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях: Учеб. пособ. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 124 с.
  13. А.Н., Некрасова Г. Н., Тарасова Н. Г. Уроки трудового обучения с компьютерной поддержкой // Начальная школа. 2003. № 5. — С. 57−59.
  14. А.Н., Некрасова Г. Н., Тарасова Н. Г. Знакомьтесь, компьютер: Дидактическое пособ. в форме динамической игры. — Киров- р. п. Лянгасово: ОАО «Радуга», 2002. 16 с.
  15. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагентство, 1994. — 68 с.
  16. Болыпая Российская энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова. — М.- СПб., 1999.-С. 452.
  17. JI.JI. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. № 1. С. 86−94.
  18. Борьба с компьютерной преступностью в США // Проблемы преступности в капиталистических странах. — М.: ВИНИТИ, 1986. № 4. — С. 4−8.
  19. В.И. Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе: Дис.канд. пед. наук. Калининград, 1998.-164 с.
  20. В.Б. Компьютерные преступления: Способы совершения и раскрытия / Под ред. Б. П. Смагоринского. М.: Право и закон, 1996. — 182 с.
  21. Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступит, ст. В. В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. — 336 с.
  22. Н. Творец и робот. М., 1966. — С. 82.
  23. А.А. Система подготовки специалиста в области информатизации начального образования // Информатика и образование. 2003. № 3. — С. 90−96.
  24. А.А., Красноперова O.JI. Содержание и структура курса «Информационная культура» // Начальная школа. 1998. № 5. С. 45−52.
  25. Г. Г. Легко ли учиться в американской школе?— М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  26. Ю.П. Компьютеризация: шаг в будущее / Отв. ред. А.А. Берс- АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. — Новосибирск: Науки. Сиб. отд-ние, 1990. 335 с.
  27. Всемирный доклад по образованию 1998 г.: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. Барселона: ЮНЕСКО, 1998 — 175 с.
  28. JI.C. Собр. сочинений в 6-ти томах. Т. 4. Детская психология. — М.: Педагогика, 1984.
  29. Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютеров в учебном процессе // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 41−47.
  30. Т.М. Альбом чертежей приспособлений для оборудования мастерской трудового обучения в 1−4 классах — М.: Новая школа, 1994 — 40 с.
  31. Т.М. 150 уроков труда в 1−4 классах: Метод, рекомендации к планированию занятий. — М.: Новая школа, 1994 — 191 с.
  32. Т.М. Я все умею делать сам. 1−2 класс: Учебник-тетрадь по трудовому обучению для учащихся 1 и 2 кл. четырехлетней начальной школы. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 192 с.
  33. Т.М. Я все умею делать сам. 3 класс: Учебник-тетрадь по трудовому обучению для учащихся 3 кл. четырехлетней начальной школы. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 144 с.
  34. Т.М. Я все умею делать сам. 4 класс: Учебник-тетрадь по трудовому обучению для учащихся 4 кл. четырехлетней начальной школы. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — 192 с.
  35. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.— 263 с.
  36. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Ани-симова, Е. А. Каралашвили. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 48 с.
  37. .А. Философские и социальные проблемы информатики. -М., 1990.-105 с.
  38. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982. — 582 с.
  39. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К.А. Краснянская- Научн.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  40. В.А. Информационные технологии для менеджеров. — М.: Финансы и статистика, 2001. 367 с.
  41. Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 5−16.
  42. О.В. Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 17 с.
  43. А .Я. Учебный предмет как интегрированная система //. Педагогика. 1997. № 4. -С. 18.
  44. Двуликий экран // Вятский наблюдатель. 2002. № 14. С. 21.
  45. И. и др. Дети и компьютеры: новые педагогические проблемы // Народное образование. 1989. № 9. С. 71−80.
  46. Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 1995 -64 с.
  47. А.С. и др. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование. 1994. № 4. — С. 10.
  48. .М. и др. ЭВТ: знакомимся, делаем, играем / Б. Игошев, М. Га-лагузова, Д. Комский. М.: Мол. Гвардия, 1989. — 157 с.
  49. Т. Япония. Строгие направляющие // Мир ПК. 1992. № 9.-С. 18−21.
  50. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  51. С.В. Элементы компьютерной грамотности в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тирасполь, 1999. — 19 с.
  52. Инновационная практика управления развитием школы с углуб. изучением отдельных предметов: Метод, пос. / Под ред. В. Г. Лариной. Киров: Киров. Обл. ИУУ- ВГГУ, 2002. — 72 с.
  53. Интегративные основы педагогического мастерства: М-лы межвуз. на-уч.-практ. конф. аспирантов, 1−2 февр. 1995 г. СПб.: СПб ГУМП, 1996. -87 с.
  54. Информационные технологии в начальной школе: Сб. науч.-метод. м-лов. Киров, ВГПУ, 2000. — 52 с.
  55. Информационные технологии в начальном образовании // Школьные технологии. 2000. № 6. С. 168−177.
  56. JI.C. Разработка комплексной системы обучения с использованием персонального компьютера в начальной школе: Дисс.канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. — 165 с.
  57. В.М. Информационный подход к методам обучения // Педагогика. 1998. № 3. С. 43−47.
  58. В.М. Состояние и перспективы технологической подготовки учащихся к труду // Педагогика. 2000. № 10. С. 38−45.
  59. Н.Г., Назарова Т. С. Дидактика: начальные классы. М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
  60. .Г. Инновационные компьютерные технологии в сельской школе // Компьютерные учебные программы и инновации. 2002. № 5. — С. 66−70.
  61. Л.П. Теория и технология интеграции психолого-педагогических знаний в образовательном процессе педвуза: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2002. — 42 с.
  62. Кенни-Волейс Г. Дефицит электронного обучения в Великобритании // Экономика образования. 2002, № 6. С. 82−84.
  63. Е.И. Младший школьник: возможности изучения внимания. — М., 1993.-178 с.
  64. Г. А. Разработка тестов достижений в учебных заведениях профессионального образования. Метод, рекомендации. — Пермь: Изд-во Пермского ОИПКРО, 2001. 43 с.
  65. Д. Милый друг // Всем. 1998. № 2. С.8−9.
  66. И.И. Программы. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Теория и методика формирования ручных умений. Художественный труд (специализация). Развивающие средства обучения (спецкурс). Киров: Изд-во ВГПУ. 2001.-21 с.
  67. Н.М. Наш рукотворный мир: Учеб. для 3 кл. М.: XXI век, 1999.- 160 с.
  68. Н.М. Секреты мастеров: Учеб. для 4 кл. — М.: XXI век, 1999. -137 с.
  69. Н.М. Умелые руки: Учебник- тетрадь для 1 кл. — М.: XXI век, 1999.-127 с.
  70. Н.М. Чудесная мастерская: Учеб. для 2 кл. М.: XXI век, 1999.-140 с.
  71. А.В. Изучение и применение компьютерной техники в образовательной области «Технология» // Проблемы технологической подготовки учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. Брянск: Изд-во БГУ, 1995. — 134 с.
  72. В.Б. Методические основы обеспечения преемственности технологической подготовки учащихся в системе начального и основного общего образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. -18 с.
  73. А.Ю. Основные направления использования информационных технологий в шотландской начальной школе // Информатика и образование. 1997. № 6. С. 104−109.
  74. А.Ю. Предмет «Информационные технологии» в школах Англии и Уэльса // Информатика и образование. 1997. № 5. -С. 101−106.
  75. В.В. Социальные последствия компьютеризации. М., 1985.- 123 с.
  76. А.А. Интегрированный подход к выполнению творческих проектов в начальных классах в процессе изучения образовательной области «Технология» и математики: Автореф. дис. канд. пед. наук. Армавир, 2001.- 19 с.
  77. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 190 с.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  79. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
  80. В.А., Меламуд В. Э. Компьютер и школа. Социокультурные последствия компьютеризации. — М., 1998. — 88 с.
  81. В.Н. Межпредметные связи в учебно-образовательном процессе современной школы: Учеб. пособ. по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1987.- 160 с.
  82. О.А. Моделирование и проведение учебных занятий на основе интегративного подхода // Наука и школа. 2002. № 4. С. 49−55.
  83. И.В. Формы и методы компьютерного обучения как активизирующий аспект традиционных способов подачи материала // Педагогическая информатика. 1997. № 3. — С. 19−22.
  84. Материалы коллегии Министерства образования РФ // Информатика и образование. 1995. № 4. С. 7−81.
  85. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. -184 с.
  86. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Учеб. пособ. Киров: Изд-во ВГТТУ, 1997. — 120 с.
  87. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  88. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 191 с.
  89. В.М., Нижников А. И. Проектирование траектории становления будущего учителя // Школьные технологии. 2000. № 6. — С. 66−83.
  90. В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся // Вопросы психологии. 1985. № 3. —С. 14−23.
  91. М.И., Пышкало A.M. Методы обучения младших школьников. МП СССР, М., 1977. — 173 с.
  92. Е.М. Методическая подготовка учителей технологии и предпринимательства. Монография / Под ред. В. Д. Симоненко. — Брянск: Изд-во БГУ, 2002. 214 с.
  93. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. (Планы и структурно-логические схемы лекций). Пособ. для преподавателей. Шуя: Изд-во Шуйского пед. ун-та, 1998. — 114 с.
  94. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Учеб. пособ. для студентов педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». Шуя: Изд-во Шуйского пед. ун-та, 1996. — 156 с.
  95. О.Б. Преемственность в обеспечении компьютерной подготовки учащихся начальной и средней школы. Дис.канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1999.- 183 с.
  96. А.А., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. 1998. № 6. С. 53−57.
  97. Г. Н. Методические основы разработки и проведения спецкурса «Современные информационные технологии в обучении» в системе технологической подготовки студентов педвузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 16 с.
  98. Г. Н., Тарасова Н. Г. Уроки технологии в начальных классах с компьютерной поддержкой: Учеб.-метод. пособ. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003.- 131 с.
  99. Г. Н., Четверикова Л. Г. Применение игровых программных средств в технолого-экономической подготовке школьников: Учеб. пособ. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2002. 71 с.
  100. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном * учреждении. М.: РАО, Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.-130 с.
  101. Н.Н. Технология: Рабочая программа для городских школ. I-IV классы. Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2003. — 39 с.
  102. С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образова-щ ния // Информатика и образование. 1990. № 2. С. 93−96.
  103. Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ Ассоциация «Компьютер и детство». Под ред. Ю. М. Горвица. М.: Линка -Пресс, 1998.-328 с.
  104. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. щ пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-224 с.
  105. Об информатизации дошкольного образования в России // Вестник образования. 2001. № 9. С. 9−11.щ 124. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.-463 с.
  106. Общая психология: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
  107. Л.Ю. Технологическая подготовка учащихся и анализ программ трудового обучения начальной школы // Начальная школа. 1998. № 7.-С. 48−51.
  108. Л.Ю. Технология в начальной школе // Школа и производство. 1998.№ 2.-С. 86−89.
  109. О приоритетных направлениях создания учебной продукции по дошкольному образованию // Вестник образования. 2001. № 11. — С. 24−31.
  110. Л.Т. Психологические основы урока. М.: Просвещение, 1977.-96 с.
  111. С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
  112. С. Изобретения XX века. Компьютеры. М.: «Махаон», 1998.-48 с.
  113. К. Информатика во французской школе // Информатика и образование. 1991. № 2.-С. 111−119.
  114. Педагогика: учебник для педагогических заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. общество России, 2002. — 604 с.
  115. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.
  116. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов педагогических заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Ищенко и др. — М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  117. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации икоммуникации в сфере общего среднего образования II Информатика и образование. 2002. № 1. С. 10−16- № 2. — С. 17−22.
  118. В.А. Лабораторно-практические работы по техническому труду: Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  119. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. — М.: Финансы и статистика, 1995. 543 с.
  120. П.В. Дидактическая информационно-предметная среда как фактор оптимизации обучения в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров, 2000. — 16 с.
  121. Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Усова. — Челябинск: ЧГПИ, 1985.- 111 с.
  122. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (I-IV). В двух частях. Ч. 2. М.: Просвещение, 2001. — 394 с.
  123. Программы общеобразовательных учреждений: Технология. Трудовое обучение: I-IV, V-XI классы / Под ред. Ю. Л. Хотунцева, В.Д. Симо-ненко. — М.: Просвещение, 1998. 224 с.
  124. Программы общеобразовательных учреждений: Технология. Трудовое обучение: I-IV, V-XI классы / Под ред. Е. С. Забалуева. М.: Просвещение, 2002. -130 с.
  125. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. I-XI классы / Сост. А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова. — М.: Просвещение, 2000.- 126 с.
  126. В.Н. и др. Методические рекомендации к экспериментальной программе по «Азбуке информатики» для младших классов // Информатика и образование. 1997. № 7. С. 96−102.
  127. В.Н. и др. Экспериментальная программа по «Азбуке информатики» для младших классов // Информатика и образование. 1997. № 6.-С. 98−104.
  128. Психология внимания / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романович. М.: ЧеРо, 2001. — 857 с.
  129. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
  130. И.В. Современные требования к преподавателю // Информатика и образование. 2000. № 9. С. 44−46.
  131. О. ЭВМ и школа: Научно-педагогическое обеспечение // Советская педагогика. 1985. № 9. С. 36−42.
  132. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе И Информатика и образование. 2002. № 5. С. 12−14.
  133. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002. № 1. С. 2−6.
  134. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. — М.: «Школа-ПРЕСС», 1994.-205с.
  135. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособ. — М.: Гуманит. издат. центр «Владос», 1995. — 527с.
  136. Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. М.: Просвещение, 1988. — 240 с.
  137. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия. — Т. 1. — 1993. — 608 е.- Т. 2.-1999.-670 с.
  138. В.В. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Информатика и образование. 1989. № 3. С. 3−16.
  139. О., Шитова А. Как потратить миллиард? // Аргументы и факты. 2000. № 44. С. 19.
  140. С.А. Интегративный подход к подготовке учителей начальных классов (логический аспект): Дисс.канд. пед. наук. Рязань, 2000.-212 с.
  141. Г. И. Методология методики обучения информатики. — Саранск: Типография «Красный октябрь», 2001. 144 с.
  142. Н.Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. 1990. № 5.-С. 57−60.
  143. А.С., Хуторской А. В. О повышении квалификации с помощью сети Интернет // Школьные технологии. 2000. № 6. С. 178−189.
  144. В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и. образования). — Брянск. Изд-во БГПУ, 2001.-214 с.
  145. В.А. Дидактика: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  146. Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Речь, 2002. -148 с.
  147. В.А. и др. Общая педагогика в 2-х частях / В.А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Владос, 2002. 4.1. — 287 е.- 4.2. -253 с.
  148. И.Н. Использование компьютерной техники в процессе развития алгоритмического мышления младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 23 с.
  149. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной и др. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964. — С. 257.
  150. А.В. Средства новых информационных технологий в обучении физике. Монография. М.: Прометей, 1996. — 184 с.
  151. Д. Дети и компьютеры: Настольная книга родителей / Пер. с англ. М.: БИНОМ. — 192 с.
  152. Совершенствование обучения младших школьников / A.M. Пышка-ло, JI.K. Назарова, Г. А. Фомичева и др. М.: Педагогика, 1984. — 128 с.
  153. Н.Г. О методике проведения уроков технологии в начальной школе с использованием компьютера и программных средств // Технолого-экономическое образование в XXI веке: М-лы междунар. конф. Новосибирск, 2003. — С. 62−65.
  154. И.А. Развитие личности младшего школьника в процессе4 компьютерного обучения: Дис.канд. пед. наук. — Таганрог, 1997. —153 с.
  155. Т.С. Вопросы маркетинга программных продуктов // Информатика и образование. 1995. № 5. С. 117−118.
  156. Ф 180. Технические средства обучения в общеобразовательной школе:
  157. Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов и уч-ся пед. училищ / Под ред. Г. И. Pax. М.: Просвещение, 1993. — 287 с. ф 181. Титов И. Н. и др. Информационные технологии в средней школе:
  158. Учеб.-метод. пос. / Титов И. Н., Чикишева Н. Е., Шипицин Н. П. — Киров: ВГПУ, 2000.-50 с.
  159. Трудовая подготовка учащихся: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ труд, обучения и профориентации- Редкол.: В. А. Поляков (отв. ред.) и др. М.: АПН СССР, 1989. — 79 с. т
  160. Трудовая подготовка школьников / П. Р. Атутов, В. А. Кальней, С. У. Калюга, И. Д Чечель.- Под ред. П. Р. Атутова. Киев: Рад. шк., 1987.-223 с.
  161. Учебная деятельность младших школьников // Возрастная педагоги* ческая психология: Хрестоматия. М., 1998. — С. 52−123.
  162. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 2. математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред. B.C. Леднева. М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998.
  163. Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред.
  164. Ю.И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. — 488с.
  165. Учитель информатики должен стать организатором, а учитель предметник — пользователем // Информатики и образование. 2002. № 1. — С. 2−9.
  166. В.А., Климов Д. Ю. Преподавание информатики в компью-щ терном классе: Кн. для учителя: Из опыта работы учителей. — М.: Просвещение, 1990. — 206 с.
  167. Л.П., Смольская Л. Д., Суетова Т. А. Некоторые подходы к сохранению здоровья школьников // Начальная школа. 2001. № 11. —1. С. 6−10.
  168. К.Д. Родное слово. Книга для учащихся / Собрание сочинений в 11 томах, Т. 6. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948−1952. -С.253.
  169. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика». — М., 1996. 36 с.
  170. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования // Учительская газета. 2002. 20 августа. — С. 26−47.
  171. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  172. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт. Проблемы. Перспективы. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1988. — 173 с.
  173. . Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  174. А. А. Интегративный подход в экономическом образовании старшеклассников: Дис.канд. пед. наук. Киров, 2000. — 197 с.
  175. Д. Второе пришествие // ПК сегодня. 2001. № 12. — С. 59−71.
  176. А.А. Методические основы преподавания предмета «Технология» в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 23 с.
  177. Л.Д., Горовиц Ю. М. Компьютеры для детей: псих, проблемы безопасности и комфорта//Психологический журнал. — 1994. № 4. — С. 63−73.
  178. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  179. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 150 с.
  180. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1979.-96 с.
  181. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сб. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.:1. ИОСО РАО, 2001. 336 с.
  182. Элементы интегрирования на уроках чтения // Начальная школа.1990. № 9.-С. 2−6.
  183. Н.Ф. Учебные задания по труду для программированногообучения: 5-й кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.- 126 с.
  184. Н.М., Калугин Е. Ю. Процессы интеграции: достижения и проблемы // Внешкольник. 2003. № 2. С. 17−19.
  185. Cros F/ Quels enseignants en 2020? // Futuribles. 2001. № 267. P. 45−52. ^ 210. Kiernan V/ Cuts in college computing budgets are deep, survey findshttp: chronicle.com/weekly.
  186. Papert S. Mindstorm: Children, Computer and Powerful Ideas. N. Y., V1980.-224 p.
  187. Philip C. Slechty. School for the 21st Century. San Francisco, 1990. -321 p.
  188. Wulf W.A., Dugger W.E., Gilberty A.F. Standards for Technological Literacy: Content for the study of Technology. International Technology Education Association, USA, 2000. — 298 p.
  189. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА «ДЕТСКАЯ МАСТЕРСКАЯ"1. КИРОВ 2003
  190. Краткая характеристика программы
  191. Компьютерная программа «Детская мастерская» предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста в домашних условиях. Проведенный методический анализ ее содержания показал, что она может быть использована на уроках технологии в начальной школе.
  192. Выходные данные: Infogrames, NMG, 1996, Великобритания.
  193. Требования к компьютеру: 486 DX 66 MX, 8 MB ОЗУ, Windows 95, 2-х скоростной CD-ROM, звуковая карта.
  194. Та часть компьютерной программы, которая позволяет в игровой форме увлечь детей поделками из бумаги и картона, наиболее применима к использованию на уроках трудового обучения в школе.
  195. Структурный и методический анализ.
  196. Структура ПС и возможности разделов представлены в табл. 1.
Заполнить форму текущей работой