Социально-педагогическое сопровождение внеучебной деятельности подростков в клубном объединении
Исследование теории и практики организации внеучебной деятельности подростков в клубном объединении позволило выявить следующие основные противоречия: между объективной потребностью общества в самостоятельной личности, обладающей активной, деятельной позицией и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической наукемежду имеющимся потенциалом деятельности клубных объединений… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕ-УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КЛУБНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
- 1. 1. Внеучебная деятельность подростков в клубном объединении как социально педагогическая проблема
- 1. 2. Особенности социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении
- 1. 3. Анализ опыта организации внеучебной деятельности подростков в клубном объединении
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КЛУБНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
- 2. 1. Активизация субъектной позиции подростков в ходе социоориентирован-ных занятий
- 2. 2. Реализация целостного процесса взаимодействия педагогов и подростков в условиях клубного объединения
- 2. 3. Актуализация социально-личностного опыта подростка при участии в общественно значимых видах деятельности
- Выводы по второй главе
Социально-педагогическое сопровождение внеучебной деятельности подростков в клубном объединении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Сохраняющаяся в современном обществе тенденция значительного роста численности подростков группы риска создаст серьезные социальные, экономические и психологические проблемы, составляя реальную угрозу для национальной безопасности. Педагогическая практика свидетельствует о недостаточности внимания к внеучебному времени подростков в целях их социализации, самоопределения и реализации социальной активности личности, что требует повышения компетентности специалистов — организаторов педагогического взаимодействия с подрастающим поколением. Особым резервом в этой связи располагает социоори-ентированная впеучебная деятельность подростков в клубном объединении, избранном по интересу субъекта, имеющая личностно и социально позитивный характер.
Рассматриваемый нами подростковый возраст характеризуется как период интенсивного становления личности. На данном возрастном периоде складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Основные мотивационные линии данного возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
По этой причине необходима организация специальной деятельности, целью которой является развитие коммуникативных умений подростков, творческих способностей, самостоятельности, умения взаимодействовать с другими людьми.
В педагогике прочно закрепилось мнение об эффективности организации деятельности подростков с целью развития внутреннего потенциала, основывающейся на их интересах и возрастных и индивидуальных потребностях. Значительными условиями для организации такой деятельности располагают клубные объединения.
В настоящее время клубные объединения не всегда способствуют активизации субъектной позиции у подростков, так как их деятельность сводится к развитию отдельных умений и навыков подростков, удовлетворению их интересов в досуговой деятельности, не побуждая к поиску и выбору социально направленных видов деятельности. Участникам клуба, как показывает наше исследование, необходимо не только развить свои личные способности, но и реализовать их в социально приемлемых формах общественной деятельности.
Требуется научное обоснование сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении, что предполагает использование действенных социально-педагогических средств, форм и методов, способствующих разрешению проблем активизации субъектной позиции подростка в социуме.
Анализ современных диссертационных исследований по проблеме показывает, что в настоящее время педагогической наукой рассмотрен комплекс вопросов, связанных с организацией свободного времени подростков (Г.Л. Евтеева, J1.A. Левина, В. Х. Лукманова, З. Ш. Саитгалиева, И. Н. Чередниченко, А. Н. Чистилин и др.) — организацией клубной деятельности подростков (Т.И. Бондаренко, Е. Г. Казьмина, Ю. Е. Окунева, A.B. Шапочкип и др.) — педагогической поддержки и сопровождения развития субъектности личности (A.A. Архипова, И. В. Воронкова, Т. В. Глазкова, A.A. Ефимов, O.A. Ко-ряковцева, Н. Б. Крылова, С. А. Расчётина, А. Л. Уманский, К. В. Уфаев, П. А. Эльканова и др.).
Исследование теории и практики организации внеучебной деятельности подростков в клубном объединении позволило выявить следующие основные противоречия: между объективной потребностью общества в самостоятельной личности, обладающей активной, деятельной позицией и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической наукемежду имеющимся потенциалом деятельности клубных объединений и недостаточным использованием его в формировании социально активной личности подросткамежду необходимостью в научно-педагогическом обеспечении и организации внеучебной деятельности подростков в клубном объединении на современном этапе и недостаточной подготовленностью педагогов к данной деятельности.
Выявленные противоречия обнаруживают наличие проблемы исследования, которая состоит в необходимости обоснования содержания, методов и технологий социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Социально-педагогическое сопровождение внеучебной деятельности подростков в клубном объединении».
Цель исследования: обоснование, разработка и реализация организационных условий социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении.
Объект исследования: внеучебная деятельность подростков в клубном объединении.
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение внеучебной деятельности подростков в клубном объединении.
Гипотеза: социально-педагогическое сопровождение обеспечивает эффективность внеучебной деятельности подростков, если в деятельности клубного объединения:
• активизируется социально-личностный опыт подростка в ходе социо-ориентированных занятий;
• осуществляется целостный процесс взаимодействия педагогов и подростков;
• актуализируется субъектная позиция подростка при участии в социально-значимых видах деятельности. Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность внеучебной деятельности подростков в клубном объединении.
2. Охарактеризовать особенности социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении.
3. Обосновать процессуальную модель социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении.
4. Разработать рекомендации по реализации социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении.
5. Провести опытно-экспериментальную работу.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
— идеи о деятельностной природе развития личности (К.Н. Вентцель, J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, Д.Б. Элько-нин);
— теоретические основы организации деятельности детей и подростков в клубе, разработанные классиками отечественной педагогики (Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий);
— теоретические аспекты деятельности подростков в общественном и клубном объединении (Н.М. Борытко, М. В. Бондаренко, А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, И. Н. Ерошенков, Г. А. Евтеева, Ю. Е. Окунева, М.В. Шакурова);
— идеи социально — педагогической поддержки внеучебной деятельности учащихся (О.С. Газман, А .Я. Журкина, Л .Я. Олиферепко, В.И. Попова);
— концепции личностно развивающего взаимодействия субъектов педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич, А. Б. Орлов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);
— теория социализации личности и социально-педагогический подход в воспитании и образовании (В.Г. Бочарова, М. А. Галагузова, J1.B. Мардахаев, A.B. Мудрик, Т. А. Панкова, М. И. Рожков, C.B. Сальцева и др.);
— научные положения о реализации социально-педагогического сопровождения деятельности учащихся (Е.И. Казакова, С. А. Расчётина, К.В. Уфа-ев, и др.).
Методы исследования. Проверка и подтверждение гипотезы потребовало использования взаимодополняющих и взаимопроверяемых методов, обусловленных спецификой поставленных задач, особенностями реализации социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении:
— теоретический анализ, синтез при изучении научной литературы по данной проблеме;
— прогнозирование, моделирование, анализ опыта по исследуемой проблеме;
— общепедагогические и социально-педагогические методы исследования: анкетирование, тестирование, наблюдение, ранжирование, собеседование;
— сравнительный анализ экспериментальных данных, обобщение и систематизация, математическая и статистическая обработка результатов исследования.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе клубов детей и подростков г. Оренбурга «Орион», «Гренада», «Спутник», «Олимпик», клубных объединений Центра эстетического воспитания детей Южного округа г. Оренбурга (18 профилей). В эксперименте участвовали 432 участника клубных объединений, 34 педагога дополнительного образования.
Этапы исследования.
На первом этапе (2004;2005гг.) осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель, задачи, понятийный аппаратвыдвинута рабочая гипотезаизучалась и анализировалась научная философская, социологическая, социально-педагогическая и психологическая литература, анализ государственных нормативных актов, программ, относящихся к обеспечению права на отдых детей и молодежи России, осуществлен первичный сбор эмпирического материала с тем, чтобы сформулировать исходные позиции настоящей работыбыла разработана программа опытно-экспериментальной работы для апробации теоретической концепции исследования.
На втором этапе (2004;2006гг.) была проведепа опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипо1езаотрабатывались и проверялись научно-педагогические средства реализации социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении, способствующие формированию субъектной позиции подростков.
На третьем этапе (2006;2008гг.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведённого исследования, осуществлялся качественный и количественный анализ результатов проведённой опытно-экспериментальной работы, разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в практику.
Научная новизна исследования:
— уточнена сущность внеучебной деятельности подростков в клубном объединении как совокупности эмоционально притягательных предметно-практических занятий и многообразных ситуаций познания и самопознания, способствующих восстановлению, развитию и укреплению физических, интеллектуальных и духовных силрасширяющих рамки социально-личностного опыта подростков в дополнение учебной деятельностиспособствующих формированию социально активной личности подростка;
— выявлены особенности социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении: превентив-ность (предупреждение, профилактика проблем) — социальная ориентированность (мотивация на активное участие, социально позитивный выбор и принятие решения) — сотворчество (проектирование, организация и анализ ситуаций в делах личностно и социально значимого характера);
— обоснована процессуальная модель социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении как фактора развития социально активной личности подростков, отражающая целенаправленность (реализацию потенциала внеучебной деятельности подростков в клубном объединении), содержание и формы (создание условий и поддержка внеучебной деятельности подростков как синтеза общения, социально направленных и личностно значимых занятий), структуру (целевой, организационно-содержательный, технологический и результативный компоненты), совокупность социально-педагогических средств (социоориенти-ровапные дела, социальные проекты, социальные акции), результат, критерии и показатели (мотивационный, поведенческий, рефлексивный).
Теоретическая значимость исследования заключается:
— в обосновании сущности и социально-педагогической значимости внеучебной деятельности подростков в клубном объединении, которая является сферой самореализации и самопознания и требует компетентного сопровождения со стороны педагога в целях развития социально активной личностив уточнении содержания понятия и структуры социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении;
— в определении совокупности общепедагогических принципов: социальной обусловленности, культуросообразности, гуманистической направленности, позитивного восприятия и принятия личности, системности и последовательности, дополнительности, обеспечивающих эффективность социально-педагогического сопровождения.
Практическая значимость исследования:
— создана и апробирована программа спецкурса «Социоориентирован-ная внеучебная деятельность подростков в клубном объединении как фактор формирования субъектной позиции подростков» для педагогов — организаторов клубных объединений подростков, способствующая широкому применению полученных выводов в массовой практике дополнительного образования и системе переподготовке педагогов учреждений дополнительного образования;
— разработаны и внедрены методические рекомендации, позволяющие комплексно проектировать социально-ориентированную внеучебную деятельность подростков и осуществлять образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования и вузе на научной основе;
— разработаны творческие задания, проекты и сценарии внеучебной деятельности для использования социально-педагогического сопровождения в клубном объединении подростков;
— обоснован диагностический инструментарий для изучения результативности внеучебной деятельности подростков и своевременной коррекции социально-педагогического сопровождения клубного объединения.
Прошедшие экспериментальную проверку учебные пособия, научно-методические материалы и методические рекомендации используются в массовой педагогической практике.
Достоверность и обоснованность результатов, выводов и рекомендаций, представленных в исследовании, определяется целостностью методологических позиций, обоснованностью исходных теоретических положений, комплексным использованием методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, сочетанием анализа проблемы с обобщением эмпирических данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной в условиях естественного протекания внеучебной деятельности подростков в клубном объединении.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Внеучебная деятельность подростков в клубном объединении при наличии целенаправленного социально-педагогического сопровождения приобретает социально направленный характер и позволяет развить социально приемлемые качества личности с целью успешной адаптации в обществесформировать субъектную позицию, актуализировать личностный опыт социального взаимодействия.
2. Процессуальная модель социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении, включающая цель, задачи, средства, этапы, критерии, обеспечивает социоориентировап-ность содержания, форм и методов внеучебной деятельности подростков в клубном объединении, способствуя развитию социально активной личности.
3. Эффективность внеучебной деятельности подростков в клубном объединении обеспечивается соблюдением комплекса организационно-педагогических условий реализации социально-педагогического сопровождения, предусматривающего:
• целенаправленное развитие субъектной позиции подростка в социо-ориентированной деятельности;
• обеспечение целостного процесса взаимодействия социальных педагогов и подростков в клубном объединении;
• активизацию личностного опыта подростка в процессе реализации со-циоориентированных форм деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы и ее результатов обсуждались на научно-практических конференциях по проблемам дополнительного образования: Международной научно-практической конференции «Совершенствование системы социально-педагогического образования в современных условиях» (Шадринск, 2005) — Международной научно-практической конференции «Социальная педагогика: проблемы социализации детства» (Саратов, 2007) — XXVII преподавательской научно-практической конференциях ОГПУ «Теории, содержание и технологии высшего образования в условиях глобализации образовательного процесса» (Оренбург, 2006) — XXIX преподавательской научно-практической конференциях ОГПУ «Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов» (Оренбург, 2008) — Всероссийской научно-практической городских конференциях по проблемам воспитания в дополнительном образовании (Оренбург 2004;2008) — на заседаниях кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета.
Разработанные в ходе исследования методические рекомендации внедрены в педагогическую практику учреждений основного и дополнительного образования г. Оренбурга.
Выводы по второй главе.
Проведённая опытно-экспериментальная работа по апробации организационных условий социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении свидетельствует о необходимости решения триединой задачи: обоснование функциональной модели социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединениивыявление эффективных средств социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединенииопределение диагностической процедуры, позволяющей увидеть результативность педагогической деятельности с подростками в клубном объединении.
Функциональная модель социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении, целенаправленно разработанная нами в ходе исследования содержит ряд блоков, позволяющих в совокупности цели, форм, технологий сформировать субъектную позицию участников клубного объединения.
Социально-педагогическое сопровождение внеучебной деятельности подростков в клубном объединении основывается на следующих общепедагогических принципах:
— природосообразности (требует учета естественных природных задатков и возможностей подростка в процессе социально-педагогической работы);
— индивидуальной обусловленности (в работе с каждым конкретным учащимся необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, которые обеспечат наиболее полную реализацию его индивидуального потенциала);
— гуманистической направленности процесса социально-педагогического сопровождения (предполагает отношение педагога к подростку как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, формирование его отношение к миру и с миром, к себе и с самим собой, развитие чувства собственного достоинства, формирование личности-носителя демократических и гуманистических отношений);
— позитивного восприятия и принятия личности (предполагает принятие ребенка таким, какой он есть, веру в его возможности и способности и поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие значимые свойства личности);
— системности и последовательности (установление связи между всеми элементами системы и этапами социально-педагогической деятельности) — дополнительности (предполагает подход к оказанию социально-педагогической помощи с опорой на взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное и др.).
Социально-педагогическое сопровождение внеучебной деятельности подростков в клубном объединении осуществлялось поэтапно, включая: диагностический, организационный, деятельностный и аналитический этапы.
Средства социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении представляют собой совокупность социально-ориентированных дел.
Социально-ориентированными формами и средствами социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении выступали воспитательные дела, в которых подростки активно включались в социально-ориентированную деятельность: принимали участие в целеполагании, в планировании, в подготовке, в разработке сценария мероприятия, сами организовывали и направляли свою предметно-практическую деятельность при поддержке педагогов клуба.
Применение субъектно-ориентированных форм и видов воспитания в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось на основе применения воспитательных технологий: технологии коллективного творческого дела, игровых технологий (имитационные игры, операционные игры, ролевые игры, «Деловой театр», психодрама и социодрама), интеллектуальные, социальные.
Диагностика социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении отражает уровень развития, который замеряется с помощью специальных техник, позволяющих определить составляющие личности участников клубного объединения, с одной стороны и эффективность клубного объединения, с другой.
Проведенная диагностика результативности опытно-поисковой работы по проверке выявленных условий на базе обоснованных критериев и показателей показывает позитивную динамику, как по каждому компоненту, так и по развитию субъектной позиции подростка в целом. Это свидетельствует об эффективности организационных условий реализации модели социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты проведенного диссертационного исследования подтверждают положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ теоретических источников и практики организации внеучебной деятельности подростков в клубном объединении позволил выявить актуальность проблемы, которая обусловлена сохраняющейся в современном обществе тенденцией значительного роста численности подростков группы риска, создающих серьезные социальные, экономические и психологические проблемы и составляющих реальную угрозу для национальной безопасности.
2. Внеучебпая деятельность подростков в клубном объединении при наличии целенаправленного социально-педагогического сопровождения приобретает социоориентирующий характер и позволяет развить социально приемлемые качества личности с целью успешной адаптации в обществесформировать субъектную позицию, актуализировать личностный опыт социального взаимодействия.
3. Социально-педагогическое сопровождение внеучебной деятельности в клубном объединении представляет собой процесс создания условий развития социальной активности подростка, который характеризуется превентив-ностью, социальной ориентированностью и сотворчеством педагога и подростка.
4. Модель социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении включает целевой, организационно-содержательный, технологический и результативный компонент и отражает взаимосвязь цели, средств, форм, методов, этапов, условийрезультата и критериев, способствует формированию социально активной личности подростка.
5. Критериями эффективности социально-педагогического сопровождения внеучебной деятельности подростков в клубном объединении являются: мотивационный — субъектная позиция как средство достижения жизненных целейповеденческий — действия подростка в отношении микросоциума, других участников клубного объединениярефлексивный — критическое переосмысление подростком первоначальных представлений о себе, о сверстниках, об осуществляемой деятельности в клубном объединении.
6. Эффективными организационно-педагогическими условиями организации внеучебной деятельности подростков в клубном объединении, являются: активизация субъектной позиции подростка в ходе социоориентированных занятий в клубном объединенииосуществление целостного процесса взаимодействия педагогов и подростковактуализация социально-личностного опыта подростка при участии в социально значимых видах деятельности.
Результаты проведенного исследования дают основание сделать вывод, что цель достигнута, гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Однако проведенное исследование не претендует на исчерпывающий характер и имеет перспективы развития: необходима разработка новационных подходов к проектированию деятельности клубов по развитию добровольчества подростковразработка социально-педагогических условий подготовки социальных педагогов к организации внеучебной деятельности учащихся различного возраста.
Список литературы
- Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби и др. -М.: Экономика, 2000. 428 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. / Абульханова-Славская К.А. М., 1980 — 334 с.
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. -М., 1995.-291 с.
- Аминов, H.A. Диагностика педагогических способностей. / H.A. Аминов М.: Институт практ. психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.80 с.
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М., 1996. — 497 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного чсловекознания / Б. Г. Ананьев. СПб: Питер, 2001. — 263 с.
- Андреева, И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева.- М.: Академия, 2000. 176с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2002. — 364 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — 2-е изд. — Казань: Центр инновац. технологий, 2000. 608 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. — М.: Академия, 2001. 262 с.
- П.Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1989. 224 с.
- Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. М., 1984. — Т.4. — 830 с.
- Архипова, А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации: авто-реф. дис.: канд. пед. наук / A.A. Архипова. С.-Петербург, 2005.-18 с.
- Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов М.: Смысл: Академия, 2002. — 416с.
- Ахундов, М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы / М. Д. Ахундов. М.: «Наука», 1982. — 259 с.
- Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. -Ростов нД: Феникс, 1999. 416 с.
- Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. М.: Академия, 2000. — 188 с.
- Белозерова, J1.C. Гражданское воспитание старших подростков в творческой деятельности туристских объединений: автореф. дис.: канд. пед. наук / Л. С. Белозерова. Кострома, 2006. — 19 с.
- Бестужев Лада, И. В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И. В. Бестужев — Лада. — М.: Пед-кое об-во России, 2002. — 392 с.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович. М.: МПСИ- Воронеж: МО-ДЭК, 2001.-352 с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: РГПУ, 2000. — 352 с.
- Бондарепко, М.В. Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности: автореф. дис.: канд. пед. наук / М. В. Бондаренко. С.-Петербург, 2006. — 18 с.
- Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2004. — 300 с.
- Борытко Н.М. Досуг в структуре социального воспитания / Н.М. Бо-рытко. Волгоград: изд-во ВГИПК РО, 2006. — 32 с.
- Бочаров, В.В. Антропология возраста / В. В. Бочаров. СПб.: С. — Петербургский университет, 2001. — 196 с.
- Бочарова, В.Г. Социальная педагогика: монография / В. Г. Бочарова. М.: ВЛАДОС, 2004. — 368 с.
- Братусь, Б. С. Смысловая сфера личности / Б. С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов. М., 2000. — С. 56 -67.
- Буйлова, Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис.: канд. пед. наук / Л. Н. Буйлова. 1998. — 183 с.
- Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. -М.: Академия, 2001. 160 с.
- Вержуцкая, Е. О. Индивидуальное сопровождение ребёнка с социаль-нами проблемами в системе ДО: автореф. дис.: канд. пед. наук / Е. О. Вержуцкая. С.-Петербург, 2004. — 19 с.
- Викулина М.А. Проектирование и реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов в вузе. Автореф. дис. д-ра пед. наук. Оренбург: ОГПУ, 2001. — 41 с.
- Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник. / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-240 с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод, рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: Сфера, 2003. — 128 с.
- Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Эксмо — Пресс, 2000. — 994 с.
- Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Гала-гузова. М.: Владос, 2001. — 416 с.
- Галагузова, Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: автореф. дис.: д-ра. пед. наук. — М.: ИРГТО, 2001.-38 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: в поисках практико ориентированных образовательных концепций / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. — М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
- Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гине-цинский. СПб., 1992. — 150 с.
- Глазкова, Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис. капд. пед. наук. / Т. В. Глазкова. Иркутск, 2004. — 18 с.
- Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марциновская. М.: Гардарики, 2001. — 480 с.
- Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 31 000 «Педагогика и психология» / О. Б. Дар-виш, В. Е. Клочко. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — 264 с.
- Джуринский, А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
- Дополнительное образование детей: учебное пособие / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
- Дополнительное образование фактор развития личности // Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб., 1998. — 204 с.
- Дьяченко, М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. 2003. — 352 с.
- Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. 0317 «Педагогика дополнительного образования» / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова, М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
- Ежеленко, В. Б. Новая педагогика: учеб. пособие / В. Б. Ежеленко. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -246с.
- Ермоленко, Г. В. Основы социального воспитания подростка в деятельности временных детских объединений: автореф. дис.: канд. пед. наук. / Г. В. Ермоленко М., 1999, — 22 с.
- Ефимов, A.A. Педагогическое сопровождение асоциально-криминальных групп подростков: автореф. дис.: канд. пед. наук / A.A. Ефимов. Ставрополь, 2003. — 19 с.
- Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. / А. Д. Жарков. М.: Профиздат, 2000. — 287 с.
- Жданова, С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования: автореф. дис.: д-ра. пед. наук / С. Н. Жданова. Оренбург, 2007. — 44 с.
- Жданова, С.Н., Сальцева, C.B. Социально-педагогическая теория освоения мира учащимися: генезис и технология реализации / С. Н. Жданова, C.B. Сальцева. — Екатеринбург, 2007. 162 с.
- Журкина, А.Я. Педагогические проблемы внеучебного времени старшеклассников: автореф. дис.: канд. пед. наук. / А. Я. Журкина. М., 1970. — 19 с.
- Журкина, А.Я. Трудовое воспитание школьников во внеучебной деятельности: автореф. дис.: д-ра пед. паук. / А. Я. Журкина. М., 1988. -39 с.
- Забелина, О.М. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений: автореф. дис.: канд. пед. наук / О. М. Забелина. Кострома, 2007. — 22 с.
- Зверева, H. М. Практическая дидактика для учителя: учеб пособие / H. М. Зверева. — М.: Педагогическое об-во России, 2001.- 202с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обучающихся по пед. и психол. специальностям / И. А. Зимняя. 2 изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 384 с.
- Золотарёва, A.B. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности / A.B. Золотарёва. -Ярославль: Академия развития, 2004. 304 с.
- Зосимовский, А. В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте / А. В. Зосимовский. М.: МГУ, 1981. — 343 с.
- Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Ильин, Е. Н. Мотивация и мотивы / Е. И. Ильин. СПб: Питер, 2000. -512 с.
- Интеграция воспитания и дополнительного образования. Муниципальная программа на 2000−2005 гг. г. Гай / Под науч. ред. C.B. Саль-цевой. Оренбург-Гай, 2000 — 48 с.
- Исакова, Т.Г. Развитие духовной культуры младшего школьника в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования: ав-тореф. дис.: канд. пед. наук. / Т.Г. Исакова- Магнитогорск, 2000.- 18 с.
- Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицина СПб.: Петербург — XXI век: ЗАО Пресс — Атташе, 1997,-160с.
- Казьмина, Е.Г. Туристско-краеведческое объединение клубного типа как средство ориентации учащихся: автореф. дис.: канд. пед. наук / Е. Г. Казьмина. Москва, 2000. — 19 с.
- Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Пед. об-во России, 2000. — 256 с.
- Катунова, М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждений дополнительного образования детей: автореф. дис.: канд. пед. наук. / М. Р. Катунова СПб, 1998. — 22 с.
- Климова, Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
- Клячкина, Н. Л. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие / Н. Л. Клячкина. Самара: Самар. гос. техн. уп-т, 2004. — 96 с.
- Коваль, М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. / М. Б. Коваль -Оренбург, 1993.- 62 с.
- Коваль, М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: автореф. дис.: д-ра. пед. наук / М. Б. Коваль. М., 1991. — 332 с.
- Козлова, Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: автореф. дис.: канд. пед. наук / Е. В. Козлова. Оренбург: ОГПУ, 2000. — 18 с.
- Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. М.: Академия, 2005. -288 с.
- Контров, Г. Е. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений: автореф. дис.: канд. пед. наук / Г. Е. Контров. Ярославль, 2004. — 18 с.
- Корнева, Н.Ю. Социально-педагогическая поддержка подростков в условиях ДО: автореф. дис.: канд. пед. наук / Н. Ю. Корнева. — Магнитогорск, 2004. 19 с.
- Краевский, В. В. Методология научного исследования: пособие для студ. и аспир. гуманитар, ун-тов. / В. В. Краевский. — СПб.: СПб ГУП, 2001.- 128с.
- Круглова, Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис.: канд. пед. наук / Л. Ю. Круглова Челябинск, 1997 — 20 с.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения / Н. К. Крупская М., 1969. -342 с.
- Кукушин, В. С. Педагогические технологии: учеб. пособие / В. С. Ку-кушин. Ростов н/Д: МарТ, 2004. — 336 с.
- Кэдьюсон, X. Практикум по игровой психотерапии / X. Кэдьюсон, Ч. Щефер. СПб.: Питер, 2002.-416 с.
- Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии / А. Ф. Ла-зурский. СПб.: Алетейя, 2001. — 192 с.
- Латышина, Д.И. История педагогики: учеб. пособие / Д. И. Латышипа. М.: Гардарики, 2006. — 603 с.
- Лебедев, Ю.Д. Формирование опыта построения жизненных перспектив старшеклассников в деятельности временного объединения: автореф. дис.: канд. пед. наук / Ю. Д. Лебедев — Кострома, 2002. 20 с.
- Левина, Л.А. Свободное время как фактор формирования всесторонне развитой личности: автореф. дис.: канд. филос. наук / Л. А. Левина. — Москва, 1984.- 19 с.
- Лейнова, И.А. Педагогические основы формирования мотивации обучения у школьников в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис.: канд. пед. наук / И. А. Лейнова — М., 2000 19 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983.
- Лешер, В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в У ДО: автореф. дис.: канд. пед. наук / В. Ю. Лешер Оренбург: ОГПУ, 1999 — 19 с.
- Липатова, С.Н. Организационно-педагогические условия социализации личности подростка в детско-юношеском клубе по месту жительства: автореф. дис. канд .пед. наук/С.Н. Липатова.-Томск, 2004−20 с.
- Литвак, Р. А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: монография / Р. А. Литвак. Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 336 с.
- Макаренко, A.C. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / A.C. Макаренко. М.: Педагогика, 1977. — Т. 1. — 334 с.
- Маленкова, Л. А. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л. А. Маленкова- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 480 с.
- Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. Г. Маралов. М.: Академия, 2004.-256 с.
- Матюхина, В. С. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / В. С. Матюхина, Т. С. Михальчик- под ред. М. В. Гамезо. — М.: Просвещение, 1984.-256 с.
- Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. — СПб, 1997.
- Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.- под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2005.-144 с.
- Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев.- М.: Академия, 2004. 192 с.
- Минаева, В. М. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов / В. М. Минаева. — М.: Академический проект- Трик-ста, 2004.-128 с.
- Митина, Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина.- М.: Академия, 2005. 336 с.
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. псд. вузов / В. А. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. -3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. — 2000 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. 5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 456 с.
- Мясищев, Н. В. Психология отношений /Мясищев, Н. В. — 1995. — 356 с.
- Наин, А. Я. Современный словарь-справочник нового педагогического мышления / А. Я. Найн. Челябинск: Челябинский филиал УГНОЦРАО, 2000. — 28 с.
- Немов, Р. С. Практическая психология: пособие для уч-ся / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
- Никитин, В. А. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ! высш. учеб. заведений / В. А. Никитин. М.: ВЛАДОС, 2002. -272с.
- Никитина, Л.Я. Теоретические основы совершенствования педагогических технологий в учреждении дополнительного образования: автореф. дис.: канд. пед. наук. / Л. Я. Никитина М.: 1998 — 19 с.
- Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М.: Мысль. — 2001.
- ПЗ.Норец, А. И. Формирование социальной активности личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: автореф. дис.: канд. пед. наук / А. И. Норец. Магнитогорск, 2002. — 18 с.
- Обухов, Д.А. Социально-педагогическая ориентация подростков в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис.: канд. пед. наук / Д. А. Обухов. — Челябинск, 2000. 19 с.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. 4-е изд. — М.: Пед. об-во России, 2004. — 442 с.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Ов-чарова. М.: Сфера, 2001. — 480 с.
- Окунева, Ю.Е. Технологии формирования патриотической направленности личности подростка в условиях клубного объединения: автореф. дис.: канд. пед. наук / Ю. Е. Окунева. Москва, 2005. — 20 с.
- Олиференко, Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: теория и практика: монография / Л. Я. Олиференко. Москва, 1999.-240 с.
- Ольшанская, Н. А. Техника педагогического общения: практикум для учителей и классных руководителей / Н. А. Ольшанская. — Волгоград: Учитель, 2005. 74 с.
- Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся поспециальности «Психология» / А. Б. Орлов. М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. А. Осипова. М.: Сфера, 2000. — 503 с.
- Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных экстримальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Г. Осухова. М.: Академия, 2005. — 288 с.
- Павлова, O.A. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях: автореф. дис.: канд. пед. наук / O.A. Павлова. Кострома, 2004. — 22 с.
- Панкова Т. А. Сальцева C.B. Воспитательные системы: основы конструирования: учебно-методическое пособие.— Оренбург: РИО ОГИМ, 2005.-204 с.
- Панкова Т.А. Социально-педагогический подход в конструировании школьного образования: Монография. М.: Логос, 2004. — 240 с.
- Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -М.: Академия, 2006. — 368 с.
- Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
- Педагогическая поддержка ребёнка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / H.H. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.- Под ред. В. А. Сластёнина, И.А. Колесниковой- науч. ред Н. Б. Крылова. М.: Академия, 2006. — 288 с.
- Педагогическая психология образования: учебник для студентов высших и средних учеб. заведений / Под ред. И. И. Дубровиной. -М.: Сфера, 2000.-528 с.
- Погорелова, Н.В. Полуфункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков: автореф. дис.: канд. пед. наук / Н. В. Погорелова — Оренбург, 2000. 18 с.
- Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн.: Процесс воспитания / И. П. Подласый. — М.: Владос, 2004.-Кн. 2.-256 с.
- Попцов, С.Б. Продуктивное обучение подростков в учреждении дополнительного образования: учеб. пособие. / С. Б. Попцов Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. — 60 с.
- Пролеева, JI. М. Формирование гуманистической направленности личности подростка в условиях совместной общественно полезной деятельности: автореф. дис.: канд. пед. наук / JL М Пролеева. — Ижевск, 2005. 22 с.
- Радугин, А. А. Педагогика: учебное пособие для высших учебных заведений / А. А. Радугин. М.: Центр, 2002.
- Реан, А. А. Социальная педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
- Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. М.: Рефл-бук, 1997.-320 с.
- Рожков, М. И. Теория и методика воспитания / М. И. Рожков, JL В. Байбородова. М.: Владос, 2004. — 384 с.
- Романова, О.С. Досуговая деятельность подростков как средство их социализации: автореф. дис.: канд. пед. наук / О. С. Романова. М., 2004. — 20 с.
- Рубинштейн, С. J1. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. 720 с.
- Рындак, В.Г. Личность. Творчество. Развитие: учебное пособие по педагогике творчества / В. Г. Рындак, А.В.Москвина- М.: Педагогический вестник, 2001. — 290 с.
- Саитгалиева, З.Ш. Педагогические условия организации свободного времени подростка: автореф. дис.: канд. пед. наук / З. Ш. Саитгалиева.-Уфа, 2002.- 18 с.
- Сальникова, Т. П. Педагогические технологии: учеб. пособие / Т. П. Сальникова. -М.: Сфера, 2005. 128 с.
- Сальцева, С. В. Воспитательные системы: основы конструирования: учеб.-метод, пособие / С. В. Сальцева, Т. А. Панкова — Оренбург: РИО ОГИМ, 2005. 245 с.
- Сальцева, C.B. Активизация социального воспитания школьников: Учебное пособие/ C.B. Сальцева. — Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2006. 110с.
- Сальцева, C.B. Социально-педагогические условия организации внеучебной деятельности школьников: методическое пособие. /C.B. Сальцева М., 1998. — 136 с.
- Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е. Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: ВЛАДОС, 2001. — 256с.
- Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000.-336с.
- Семенова, В.И. Воспитание профессиональных интересов старших школьников в учреждении дополнительного образования: автореф. дис.: канд. пед. наук / В. И. Семенова. Чебоксары, 2001 — 19 с.
- Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю. В. Сенько. -М.: Академия, 2000. 240 с.
- Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272 с.
- Сластёнин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2004. — 576 с.
- Сластёнин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для учеб. заведений / В. А. Сластёнин, Г. И. Чижаков. М.: Академия, 2003. — 192 с.
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаева. — М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
- Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для высш. учеб. / авт.- сост. JI. В. Мардахаев. М.: Академия. 2002. — 368 с.
- Смирнов, В. И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов- 2-е изд., перераб., испр. и доп. — М.: Логос, 2002. — 304 с.
- Соколова, H.A. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: монография / H.A. Соколова. — Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2007.-306 с.
- Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О.В. Миновская- под ред. A.B. Мудрика. -М.: Академия, 2004. 240 с.
- Социальная педагогика: учеб. пособие / Р. А. Литвак. — Челябинск: ЧГПИ, 1994.- 152 с.
- Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев М.: Гардарики, 2 005 269 с.
- Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2003. — 427 с.
- Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2003. -160 с.
- Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / В. А. Сухомлинский. М: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 384 с.
- Терегулов, Ф. LLI. Теоретическая педагогика: учеб. пособие / Ф. Ш. Терегулов. — Уфа: Восточный университет, 2004. — 332 с.
- Тимуршина, Г. А. Внеурочная деятельность старших школьников как фактор их гражданского становления: автореф. дис.: канд. пед. наук / Г. А. Тимуршина. — Н. Новгород, 2005. 18 с.
- Уманский, A.JI. Педагогическое сопровождение детского лидерства: автореф. дис.: д-ра пед. наук / A.JI. Уманский. — Кострома, 2004. — 38 с.
- Уфаев, К.В. Социально-педагогическое сопровождение подростков с нарушениями общения в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис.: канд. пед. наук / К. В. Уфаев. С.-Петербург, 2005. -19 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1990. 402 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. И. Фришман. -М.: Академия, 2004. 160 с.
- Хапжин, Е.В., Карпов, Т.П., Ерофеева и др. Основы социальной работы: учеб. пособие для проф. образования / Е. В. Ханжин, Т. П. Карпов, E.H. Ерофеева- под ред. Е. В. Ханжина. М.: Академия, 2001. -144 с.
- Хухлаева, О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. Москва: Академия, 2005. -160 с.
- Хьели, JI. Теория личности / Л. Хьели, Д. Зиглер. — СПб.: Питер Ком, 1999.-608 с.
- Чередниченко, И.Н. Педагогические условия формирования культуры использования школьниками свободного времени в культуно-досуговой деятельности: автореф. дис.: канд. пед. наук / И. Н. Чередниченко. Омск, 1997.-21 с.
- Чистилин, А.Н. Личностная обусловленность содержания свободного времени: автореф. дис.: канд. психол. наук / А. Н. Чистилин. -Краснодар, 2004. 18 с.
- Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С. Н. Чистякова. М.: Академия, 2005. — 128 с.
- Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /М.В. Шакурова. М.: Академия, 2002. — 272 с.
- Шапочкин, A.B. Клубная деятельность как средство социально-педагогической реабилитации подростков с девиантпым поведением в России в 20 веке: автореф. дис. канд. пед. наук / A.B. Шапочкин. — Великий Новгород, 2000. 18 с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / С. Т. Шацкий. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958. — Т.2. — 426 с.
- Шептенко, П.А. Методика и технология социального педагога / Под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2002. — 208 с.
- Щетинская, А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества / А. И. Щетинская. Казань: Центр инновационных технологий, 2001. — 328 с.
- Эльканова, П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростков: автореф. дис.: канд. пед. наук. / П. А. Эльканова. М., 2000. — 19 с.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Просвещение, 1996. — 234 с.
- Яковлев, В.П. Социальное время / В. П. Яковлев. Ростов- н/Д: Изд-во РГУ, 1980.-160 с.
- Якунин, В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. А.
- Якунин. СПб.: Политус, 2000. — 349 с.
- North G. «Learning space»: enhancing the educational care of children / G. North // Forum for promoting, 3−19 compressive education.-2000-Vol. № 2.- p. 57−59.
- Patricia M. Matthews. The Role of Beauty and Sublimity in Human. Activity / Aesthetics in practice. XIII th international Congress of Aesthetics Lahti-Finland-August. 1−5, 1995 p. 317.
- Swarts S.D. Uninvolved students learn the ROPES/ S.D. Swarts// The education digest.- 2001.-Vol.66 № 6.-p. 44−47.
- Taylor K.A. Are your student clubs treated equally? /К.А. Taylor// The education digest.-2000.- Vol.66, № 4.-p. 52−56.
- Weller K. One perspective on Humanistic Education in: Visions and Realities/ Ed. K. Weller- Berkley (Calif), 1997.- p 120.