Малые предприятия и их роль в экономике (Россия, регион)
Основным документом, регулирующим деятельность малого бизнеса России, является Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим Законом приняты соответствующие постановления Правительства РФ. Основополагающие из них посвящены федеральным программам поддержки малого предпринимательства. Нормативные акты… Читать ещё >
Малые предприятия и их роль в экономике (Россия, регион) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Развитие рыночной экономики в нашей стране, ее стабильный рост очень тесно взаимосвязаны с развитием в России малого предпринимательства. Современная динамика численности и роста субъектов малого бизнеса говорит о том, что этот важнейший сектор экономики переживает период, когда ключевое значение должно принадлежать повышению эффективности и устойчивости малых предприятий. Сегодня уже как никогда необходимо начать развивать новые экономические связи с участием малого предпринимательства, начать уже наконец проводить прогрессивные структурные преобразования в российской экономике, активизировать инвестиционную производственную деятельность в сфере малого бизнеса.
Особую актуальность это обрело сегодня, когда по отношению к России вводятся экономические санкции со стороны США и ЕС. Тем не менее, не смотря на большие трудности и испытания, обрушившиеся на нашу экономику, можно отметить и некоторые положительные стороны. Санкции могут послужить хорошим стимулом для отечественного производителя к росту производства, повышению эффективности и инновационности бизнеса, повышению качества российских товаров, освоению новых технологий, росту конкурентоспособности, переориентации на внутренний рынок и на Восток, налаживанию новых каналов сбыта. Все это можно осуществить при содействии грамотной государственной политики, направленной на совершенствование системы кредитования, налогообложения, создание благоприятных финансово-экономических условий для эффективного развития субъектов малого предпринимательства.
Тема курсовой работы: «Малые предприятия и их роль в экономике».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что экономическое развитие регионов и российской экономики в целом просто немыслимо без дальнейшего эффективного развития данного сектора экономики, поскольку именно малое предпринимательство может стать той движущей силой, которая потянет за собой экономическое и социальное развитие страны.
Цель работы: дать исчерпывающую характеристику сфере отечественного малого предпринимательства на современном этапе его развития, показать его специфические особенности и отметить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым бизнесом, а так же наметить пути решения данных поблеем.
Задачи. В работе я постараюсь определить место малых предприятий в развитии регионов и национальной экономики России, оценить нынешние условия для их развития, раскрыть содержание различных видов кредитования и страхования малых предприятий, программы государственной поддержки малого бизнеса, исследовать данные национальной статистики в данном секторе. В работе также будет сделана попытка дать объективную оценку сегодняшней ситуации и перспективам развития малого бизнеса на современном этапе.
Методологическую базу исследования при написании работы составляет: общенаучные методы, статистический анализ, обобщение, изучение учебной и научной литературы по данной теме, публикации российских и зарубежных авторов, посвященные проблемам отечественной экономики и малого бизнеса. Были использованы работы таких авторов, как Туренко Т. А., Медведев А. П., Левкевич, М.М. и другие.
Работа состоит из трех глав с приложениями. Первая глава посвящена исследованию сущности и особенностям функционирования малых предприятия в экономике, исследован отечественный и зарубежный опыт, показатели эффективности развития в регионах. Во второй главе будет отдельно рассмотрена специфика кредитования, страхования и налогообложения малого бизнеса. Третья глава будет посвящена наиболее острым проблемам в российском секторе малого предпринимательства, его насущным потребностям, способам решения данных проблем, путям повышения эффективности деятельности малых предприятий, а также основным направлениям развития малого бизнеса и особенностям государственной политики в данной области.
предпринимательство малый бизнес
1. Место и значение малых предприятий в экономике
1.1 Особенности малого бизнеса Термином «малый бизнес» называют совокупность мелких и средних предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике.
Малый бизнес — это процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности, осуществляемый в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли, необходимой для саморазвития собственного дела и выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами. Среди количественных критериев для отнесения предприятий к категории малых следует выделить: численность персонала, годовой оборот в стоимостном выражении, стоимость активов (Приложение А). Эта сфера экономики страны характеризуется относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве, сравнительно небольшим числом производимых продуктов, сравнительно ограниченными ресурсами и мощностями.
К основным преимуществам малого предпринимательства можно отнести гибкость, их хорошую адаптивную способность к переменам рыночной конъюнктуры. Большое количество малых предприятий дает возможность для свободного развития конкуренции. Малое предприятие гораздо оперативнее реагирует на изменения потребительского спроса, значительно облегчают территориальное и отраслевое перетекание трудовых ресурсов и капитала. Наиболее эффективные малые фирмы, как правило, функционируют достаточно стабильно. В целом роль развития малого предпринимательства наиболее заметна в том, что оно способствует:
производству новых товаров и услуг, увеличению ассортимента;
снабжению специализированными товарами и услугами;
организации новых рабочих мест;
удовлетворению нужд крупных компаний.
Среди основных качественных характеристик, присущих малому предприятию, можно назвать личный риск управления предприятием, особенности структуры активов, выражающиеся в преобладании оборотных средств над внеоборотными; особенности структуры пассивов, характеризующиеся преимущественной долей заемного капитала.
К дополнительным качественным характеристикам малого предприятия можно отнести цель деятельности и доступность анализа.
Согласно статистическим данным, в настоящее время в России количество микрои малых предприятий на начало октября 2014 г. составило 2,2 млн ед., что на 12% больше, чем в 2013 г.
В 2014 г. прирост численности микрои малых предприятий наблюдался в Московской области, Санкт-Петербурге, ЦФО, в том числе и Новосибирской области, и в РФ в целом, причем по России с каждым годом все более высокими темпами.
При этом вклад малых предприятий (с учетом индивидуальных предпринимателей) в ВВП составляет около 18 процентов. Развитие малого бизнеса происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле и общественном питании, а также в сфере обслуживания.
На долю промышленности в отраслевой структуре малых предприятий приходится до 19 процентов, также недостаточно осваивается сфера научно-технических новшеств и информации.
Кругооборот капитала малых предприятий имеет некоторые особенности. Индивидуальные кругооборот и оборот фондов выражают специфику деятельности предприятия. Для малых предприятий кругооборот капитала характеризуется: ускоренным характером; тенденцией к увеличению в структуре активов доли оборотных активов; относительно невысокой долей внеоборотных активов, которые включают только основные средства; высокой долей заемных средств (85%); преобладанием обязательств перед поставщиками и подрядчиками.
1.2 Малый бизнес за рубежом Малые предприятия США являются одним из основных генераторов технического прогресса. Инновационная активность малых предприятий США подтверждается количеством нововведений. На одного научного сотрудника приходится нововведений в 4 раза выше, чем в крупных организациях. При этом число нововведений на 1 долл. затрат на НИОКР в секторе малых и средних предприятий в 24 раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов, выданных на одного работника, почти в 16 раз превышает аналогичный показатель для крупных предприятий.
В США реализуется комплекс различных по масштабам научно-технических программ. Наиболее эффективными мероприятиями федерального масштаба являются мероприятия в рамках Программы Инновационных исследований в малом бизнесе (The Small Business Innovation Research — SBIR) и Программа Трансферта технологий малого бизнеса (The Small Business Technology Transfer Program — STTR), которые координируются отделом технологий «Администрации малого бизнеса» (далее — агентство АМБ). Судакова, Н. А. Американские индивидуальные предприятия: современное состояние и организация / Н. А. Судакова // США. Канада. Экономика — политика — культура. — 2011. — № 5. — С. 93−113.
Японский опыт поддержки и развития малых предприятий отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. Учитывая высокую значимость сектора малого бизнеса в экономике страны, особое внимание в процессах реформирования уделяется совершенствованию взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки малых предприятий. Экономическая политика страны была направлена на создание собственного научно-исследовательского потенциала и организацию крупных исследовательских центров, ориентированных на решение приоритетных задач научно-технического прогресса.
Развитие малого бизнеса в Европе подчиняется общим закономерностям и направлено на разработку льготного законодательства в области налогообложения и кредитования малого бизнеса. В то же время существует особенности государственной стратегии, форм поддержки малых предпринимателей и дерегулирования экономики страны.
Государственная стратегия развития малых предприятий Франции направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач:
всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности;
совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов для малых и средних предприятий;
дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до 9 млрд евро;
стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей малых и средних предприятий;
улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития малых и средних предприятий.
Италия — страна классического малого бизнеса, где из 4 млн фирм только 2% считаются крупными, на которых занято по 1000 и более работников. В Италии функционируют 200 индустриальных округов (ИО), объединяющих 60 тыс. предприятий с числом занятых 600 тыс. человек, а с учетом взаимодействия производственной кооперации в ИО функционируют более 1 млн малых и средних предприятий, дающих работу 4 — 6 млн человек. В Италии роль малого и среднего бизнеса в экономике очень высока. В настоящее время в Италии действуют около 3,5 млн малых и средних предприятий, на которых занято примерно 13 млн человек. Это составляет около 80% всего работающего населения. Малые предприятия производят 52 процента ВВП страны, с учетом средних предприятий эта цифра вырастает до 70 процентов, в том числе 49,5 процента предприятий представлены семейным бизнесом, 1,5 процента предприятий из них являются убыточными. На ремесленные фирмы, в каждой из которых трудятся всего 2 — 3 работника, приходится свыше 18 процентов итальянского экспорта.
Для малого бизнеса Италии свойственно существование большого числа ассоциаций и союзов. Примерно 90 процентов всех итальянских предприятий являются членами Конфедерации промышленников (Confindustria), которая защищает интересы предпринимателей на государственном уровне на внешних рынках.
Основным источником финансирования предприятий и конфедераций выступает банковская система. К малым и средним предприятиям Италии относятся предприятия с численностью рабочих не менее 20 человек. Они составляют 47 процентов всех предприятий Италии, 22 процента в Германии и 27 процентов во Франции.
В Германии малое предпринимательство является одним из важнейших секторов экономики. Правительство осуществляет поддержку малого предпринимательства, как финансовую, так и технологическую. Специально разработаны программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки.
Правительство Германии предоставляет льготы для получения кредита для развития малого предпринимательства для следующих объектов:
малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны;
малых предприятий, разрабатывающих проекты в области улучшения условий производства;
предпринимателей малого бизнеса, занятых в сфере научных разработок;
предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения жилищных условий;
предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в стране.
Понимая необходимость реализации крупномасштабных инновационных и научно-технических проектов, Правительство Китая ведет широкую программу по созданию научных парков, бизнес-инкубаторов и специальных технологических зон для обеспечения экспортного производства. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. — Финансы и статистика, — 2011.
Для развития сельской экономики на основе применения научно-технических достижений реализованы государственные программы «Искра», «Факел», направленные на развитие науки и техники для быстрейшего внедрения в производство передовых отечественных разработок. В рамках этих программ, предприятиям оказывается содействие в коммерциализации инновационных разработок, способствующих росту производства высокотехнологичных товаров.
В целях активизации инновационной деятельности в секторе малых предприятий Китай создал инкубаторы научно-технических предприятий для поиска и поддержки инновационных проектов с последующей их реализацией на базе специально созданных высокотехнологичных малых предприятий.
1.3 Основные показатели оценки эффективности малого бизнеса в регионах Особенностью показателей оценки эффективности малого предпринимательства в регионе является их ориентация на аккумуляцию эффектов, позволяющих обеспечить связанность социально-экономических интересов населения региона с предпринимательской деятельностью. Динамика показателей позволяет оценивать системные изменения в эффективности развития малого бизнеса в регионе как с позиции хозяйствующих субъектов, так и с позиции региональной поддержки малого бизнеса органами власти.
При комплексной оценке уровня эффективного развития малого предпринимательства используются значительные массивы исходной информации, отражающие влияние факторов внешней и внутренней среды малого предпринимательства. В связи с этим, при реализации предлагаемой данной методики необходимо использовать информационные технологии.
Для эффективного регулирования процессов развития малого предпринимательства, с учетом интересов развития региональной экономики в целом, администрация региона должна осуществлять мониторинг развития малого бизнеса, его вклад в региональную экономику, получая информацию для принятия решений в области регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.
Меры осуществления структурной политики в малом бизнесе:
Проведение крупномасштабных перераспределений ресурсов: трудовых, материальных, финансовых.
Создание на отдельных предприятиях «региональных микрозон совместного предпринимательства» как одного из наиболее эффективных средств привлечения иностранного капитала.
Организация непрерывного мониторинга приоритетов структурной политики в малом бизнесе.
Реализация конкурентных преимуществ территории посредством разукрупнения существующих предприятий, создания новых сфер отраслевой деятельности, носителем которых являются малые предприятия.
Разработка механизма лоббирования размещения государственных заказов на предприятиях региона.
Обеспечение выполнения соглашения между РФ и регионом о разграничении полномочий по реформированию и структурной политике в оборонно-промышленном комплексе.
Стимулирование отраслей по производству, переработке сельскохозяйственной продукции, по производству продовольственных и промышленных товаров.
В качестве инструментов для оценки вклада малого бизнеса в региональную экономику использован комплекс индикаторов, а также трендовых и факторных моделей.
Индикаторы оценки эффективности структурной политики в секторе малого бизнеса региона базируются на анализе:
Показатели, отражающие структурную политику:
Доля обрабатывающих отраслей.
Объем производства обрабатывающих отраслей на душу населения.
Объем промышленного производства.
Объем производства обрабатывающих отраслей.
То же, в % к показателю по стране.
Показатели эффективности проводимой структурной политики:
Доля продукции приоритетной отрасли в общем выпуске продукции малого предприятия.
Коэффициент скорости изменения структурной политики.
Коэффициент структурных сдвигов.
Темп прироста продукции приоритетной отрасли в малом бизнесе.
Таким образом, перечисленные индикаторы оценки эффективности инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики стимулирования кооперации крупного и малого бизнеса позволяют использовать их в методике комплексной оценки эффективного развития малого бизнеса как подсистемы региональной экономики.
Следующим шагом в направлении повышения адекватности и полноты оценки результативности усилий органов региональной власти по эффективному развитию малого бизнеса является построение интегральных индексов, отражающих его реальное состояние и функционирование. Комплексная методика оценки эффективного развития малого бизнеса в регионе основана на мультипликативных интегральных индексах, которые отражают его экономические, социальные и политические функции (Приложение Б).
2. Кредитование, страхование и налогообложение малых предприятий
2.1 Система кредитования малых предприятий Правовая основа кредитования малого бизнеса является важным элементом системы кредитования малых предприятий, которому присущи особенности развития кредитования в Российской Федерации.
Направления и пути развития кредитования малых предприятий впервые на общегосударственном уровне определены в Заявлении Правительства Российской Федерации N 983п-П13 и Центрального банка Российской Федерации N 01−01/1617 от 05.04.2005 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». В последующих аналогичных документах были определены цели и задачи развития банковского сектора. Развитие кредитования малых предприятий заявлено как основной вид деятельности для небольших специализированных банков. В настоящее время наблюдается иная тенденция — развитие деятельности крупных российских банков в направлении кредитования малого бизнеса.
Нормы кредитования закреплены в Гражданском кодексе РФ, в Законах «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др., в подзаконных актах и ведомственных актах Центрального банка и Министерства финансов.
Современная система кредитования малого бизнеса состоит из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: фундаментального, экономико-технологического, организационного (Приложение В).
В отличие от системы кредитования предприятий крупного и среднего бизнеса, в базовый подблок фундаментального блока системы кредитования малых предприятий включаются не только субъекты, но и участники: государство и международные финансовые организации. Включение их в систему кредитования предприятий малого бизнеса объясняется тем, что кредитование таких субъектов не может полностью осуществляться без прямой или косвенной поддержки. В состав инфраструктуры кредитования включаются правовая основа кредитования, а также организации, обслуживающие отдельные стороны процесса кредитования: кредитные бюро, коллекторские агентства, страховые и оценочные компании и т. д.
Особенности системы кредитования субъектов малого бизнеса в части объекта кредитования проявляются как потребность в основном и оборотном капитале, связанная с созданием или развитием малых предприятий.
На сегодняшний день в России в инфраструктуре кредитования действуют около 85 бюро кредитных историй, 13 коллекторских компаний, множество консалтинговых и страховых фирм. Все эти элементы инфраструктуры кредитования сосредоточили свою деятельность на обслуживании предприятий малого бизнеса.
Необходимо отметить, что развитие кредитования малого бизнеса обуславливает включение в систему кредитования и других участников, таких как компании — разработчики программного обеспечения — IT-компании, консалтинговые компании и т. д. Одними из основных элементов системы кредитования являются ее субъекты и участники.
При кредитовании малых предприятий большое значение имеет правильное определение кредитоспособности клиента. Первой проблемой является выбор правильного метода ее оценки.
Кредитоспособность — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Платежеспособность — это возможность предприятия ответить по всем своим обязательствам в определенный период времени. Кредитоспособность — понятие более узкое, чем платежеспособность. Следовательно, банку, чтобы принять решение о выдаче кредита потенциальному заемщику, достаточно убедиться в его кредитоспособности и необязательно рассматривать вопрос в более широком аспекте. Хотя из соотношения понятий ясно, что если заемщик платежеспособен, то это включает в себя и его кредитоспособность.
Критерии кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся: оценка делового риска; оценка менеджмента; оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов; анализ денежного потока; сбор информации о клиенте; наблюдение за работой клиента путем выхода на место. Макарова А. Ю. Финансовые аспекты развития малого бизнеса. — Екатеринбург: [Институт экономики УрО РАН], 2012. — 42 с.
Коммерческие банки в своей практике используют также анализ делового риска как третий способ оценки кредитоспособности клиента. Деловой риск — риск, связанный с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Деловой риск, приводящий к прерывности и задержке кругооборота фондов заемщика, является способом оценки риска заемщика или уровня кредитоспособности клиента. В то же время факторы делового риска зависят от того, к какой стадии кругооборота фондов относится объект кредитования.
Качественный структурный анализ баланса и других форм отчетности малого предприятия представляет собой экспертную оценку величины, качества и основных тенденций развития малого бизнеса.
Основой для проведения качественного структурного анализа являются:
горизонтальный анализ, то есть изучение изменений статей баланса во времени (изучение показателей в динамике не менее чем за 6 месяцев);
вертикальный (структурный) анализ (изучение структуры баланса на имеющиеся даты).
Задачей качественного структурного анализа малого предприятия является выявление тенденций и изменений в балансовых показателях, которые должны быть оценены качественно (источники формирования капитала, качество дебиторской задолженности, устойчивость и качество ресурсной базы, наличие сезонности и неравномерности в деятельности и развитии предприятия и т. д.).
Результатом качественного структурного анализа является присвоение малому предприятию определенного количества баллов, которое уменьшает или увеличивает количество баллов, присвоенных по результатам коэффициентного анализа. Соответственно, итоговым результатом оценки финансового состояния малого предприятия является сумма баллов, набранных по результатам коэффициентного анализа, и баллов, присвоенных по результатам качественного структурного анализа.
На основании количественного и качественного анализа формируется внутренний кредитный рейтинг предприятия. Каждому малому предприятию присваивается категория в зависимости от степени его надежности:
Таблица 1
категория I | с кредитоспособностью, не вызывающей сомнений; | |
категория II | с кредитоспособностью выше средней; | |
категория III | со средней кредитоспособностью; | |
категория IV | с удовлетворительной кредитоспособностью; | |
категория V | с невысокой кредитоспособностью; | |
категория VI | с крайне низкой кредитоспособностью. | |
Система оценки эффективности кредитования малых предприятий основана на использовании широкого набора оценки рисков, из которого для каждого конкретного случая выбирается тот набор, который дает наилучшую точность для оценки рисков данных. Система также позволяет оценивать различные сценарии развития кредитуемого бизнеса, что дает персоналу банка возможность более точно прогнозировать доходность операций и денежный поток банка.
Использование модели позволяет получать объективную картину бизнеса потенциальных и имеющихся заемщиков, которая характеризуется численными оценками, точность и объективность которых могут быть проверены оценками на исторических данных.
Комплексная модель оценки эффективности кредитования малого бизнеса обеспечивает:
сокращение сроков принятия решения по конкретному заемщику;
сокращение количества проблемных кредитов при увеличении объемов кредитования;
снижение влияния субъективных факторов при принятии решения о предоставлении кредита;
объективность решений и работу в едином методологическом поле всех отделений и филиалов банка;
минимизацию кредитных рисков за счет повышения качества их оценки;
более точное прогнозирование денежных потоков банка.
2.2 Страхование малого бизнеса Чтобы снизить стоимость страховки и упростить процедуру получения страхового полиса, страховые компании разрабатывают стандартные («коробочные») продукты, сформированные специально для малых предприятий, которые можно купить без страхового агента. Практически все компании включают в стандартный договор обязательное покрытие всех обычных имущественных рисков (пожар, удар молнии, взрыв, падение пилотируемых объектов и их частей, а также стихийные бедствия, авария, хищение и умышленное повреждение), но есть и отличия. Так, по программе страхования малого и среднего бизнеса ОСАО «Россия» помимо стандартных видов имущества (помещение и/или его отделка; оборудование; мебель и инвентарь; товарные запасы; остекление, зеркала и витрины) могут быть застрахованы и деньги в кассе или сейфе. Возможно включение в договор страхования ответственности за качество товаров, работ (услуг).
В программе «Мой бизнес» от «РОСНО» можно отдельно застраховать такие объекты, как имущество на открытой площадке, на складе, киоски, банкоматы и рекламные щиты.
Встречаются и программы личного страхования, ориентированные на сотрудников малых предприятий. Например, «Ингосстрах» предлагает специализированную программу медицинского страхования, по которой коллективы малых предприятий могут воспользоваться корпоративными тарифами, а также рядом «коробочных» продуктов для различных типов страхования: имущественного, транспортного, профессиональной деятельности и гражданской ответственности.
" Уралсиб" предоставляет специализированные программы страхования малого бизнеса: для предприятий торговли, бытового обслуживания, общественного питания, автосалонов и автосервисов, а также офисов.
Росгосстрах вывел на рынок новую комплексную программу страхования для средних и малых предприятий — Росгосстрах-Бизнес, включающую в себя 5 страховых продуктов:
Росгосстрах-Бизнес «Ответственность» ;
Росгосстрах-Бизнес «Имущество» ;
Росгосстрах-Бизнес «Здоровье» ;
Росгосстрах-Бизнес «Авто» ;
Росгосстрах-Бизнес «Cargo» .
Росгосстрах-Бизнес — это комплексное предложение, достаточно уникальное, специально разработанное для компаний среднего и малого бизнеса с учетом их особенностей и требований, предъявляемых к страховой защите. Программа предусматривает гибкую тарифную политику, накопительную систему бонусов: чем больше страховых продуктов, тем меньше каждый из них стоит — скидка до 20 процентов от стоимости каждой услуги.
Руководителям предприятий и организаций Страховая компания «ЕврАзЭС» предлагает программы по коллективному страхованию жизни. Они разработаны для организаций численностью свыше 10 человек и являются дополнением социального пакета сотрудников.
Наличие у членов трудового коллектива полиса накопительного страхования жизни — это:
способ создать и удержать команду единомышленников;
выражение поддержки и защиты членов трудового коллектива со стороны работодателя;
страховая защита семей застрахованных работников;
создание имиджа компании;
решение социальных и финансовых проблем;
поднятие престижа компании;
повышение лояльности членов коллектива к компании;
возможность поощрения ключевых фигур фирмы.
На сегодняшний день страхование наиболее популярно у предприятий, занимающихся производством мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, пишущих принадлежностей (на них суммарно приходится более трети взносов), а также предприятий оптовой и розничной торговли и пищевой промышленности. Определенный интерес к страхованию проявляют компании, специализирующиеся на обработке древесины, работающие в области целлюлозно-бумажной промышленности, занимающиеся издательской и полиграфической деятельностью, а также компании, занимающиеся строительством, производством текстильной и швейной продукции.
Наиболее охвачены страховыми услугами предприятия Центрального региона (включая Москву) — на них приходится около 40 процентов от объема всех собранных взносов. Сравнительно охваченными страхованием малого бизнеса областями можно считать Юг, Поволжье и Северо-Запад страны, в то время как Урал и Дальний Восток пока практически выпадают из сферы работы страховщиков с малыми предприятиями.
Сегодняшняя региональная политика страховых компаний в сегменте малого бизнеса пока оставляет им достаточно много простора для развития и совершенствования. Тем более что предпосылок для развития страхования малого бизнеса более чем достаточно. Макарова А. Ю. Финансовые аспекты развития малого бизнеса. — Екатеринбург: [Институт экономики УрО РАН], 2012. — 42 с.
2.3 Налогообложение малых предприятий Перед малым предприятием, как и перед любым другим, встает вопрос о применении того или иного режима налогообложения. В настоящий момент на территории Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы. К специальным режимам относятся:
упрощенная система налогообложения (УСН);
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД);
система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.
Перед тем как осуществить выбор налоговой системы, руководству малого предприятия необходимо понять сущность каждого возможного варианта налогового режима, выделить их отличительные особенности, достоинства и недостатки. По сути, выбор возможен только между общим режимом и УСН, поскольку ЕНВД является обязательным налоговым режимом при соответствии параметров предприятия установленным законодательством критериям.
упрощенная система налогообложения, в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, распространяется на организацию в целом, а не на какой-либо отдельный вид деятельности.
Организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ, для перехода на упрощенную систему налогообложения должны подать заявление в налоговые органы в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году применения указанного налогового режима. Левкевич, М. М. Малый бизнес: учет и налогообложение: Учебное пособие / М. М. Левкевич. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 432 c.
В этот же период необходимо осуществить выбор объекта налогообложения.
Предприятия могут применять одновременно упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Применяя упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики уплачивают единый налог, исчисленный по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период (без учета деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход).
В отличие от УСН, переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке, если вид деятельности, которым занимается предприниматель или организация, подпадает под данный налог.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ, данный налог обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов.
С момента начала ведения деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, организации должны подать в налоговый орган заявление о постановке на учет не позднее пяти дней.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Плательщик единого налога на вмененный доход вправе уменьшить налог к уплате на сумму страховых пенсионных износов и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом есть ограничение: размер вычитаемых взносов не должен превышать половины исчисленного единого налога.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется организациями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Данная система налогообложения оказывает минимальное влияние на организацию бухгалтерского учета организации, не слишком ее обременяет. Это вызвано тем, что размер ЕНВД рассчитывается не на основании данных бухгалтерского учета, а на основе законодательно установленных величин доходности того или иного вида деятельности. Поэтому в плане эффективности системы бухгалтерского учета именно организации, подпадающие под ЕНВД, выигрывают, по нашему мнению, в наибольшей степени.
3. Проблемы малого бизнеса и пути решения
3.1 Актуальные проблемы развития малого предпринимательства На сегодняшний день успешному развитию малого бизнеса препятствует множество проблем.
В первую очередь, это разного рода организационные проблемы, которые связаны с определением и приобретением месторасположения, юридическим оформлением, регистрацией предприятия, открытием счета в банке и прочие.
Также важнейшей является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков. Высокие процентные ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса.
Особенно сейчас в условиях экономических санкций и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение. Данная проблема особенно актуальна для сферы малого бизнеса, так как, в настоящее время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого предпринимательства. Ощутимой государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому развитие сети малого предпринимательства не оказывает решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере малого бизнеса не имеет необходимой почвы. Крутик А. Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2
У нас в стране защищена только самая крупная собственность и самая крупная экономическая деятельность. Эта деятельность так называемых олигархов. Им достаточно присягнуть на политическую лояльность к существующему политическому режиму и их права полностью защищены и эти права безграничны. Они имеют право, безграничные возможности экономической деятельности, в первую очередь почему — потому что на их собственность никто никогда не посягнет. Это священная корова. Что касается массового собственника, так называемого мелкого собственника, то он буквально поражен в правах, и с ним можно делать, что угодно.
Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.
Серьезными проблемами являются материально-техническое обеспечение сырьем, нехватка или отсутствие производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятия.
Если посмотреть на опыт зарубежных стран, Европы, то малый бизнес в принципе и в основном призван и решает, в первую очередь, проблему занятости.
Так получилось, что в нашей стране с сырьевой экономикой, в принципе, граждане не заняты и не нужны никому. Даже государству. Государство не знает, что с ними делать и как обеспечить. Вот эту проблему успешно решает во всем мире малый бизнес. И поэтому нам представляется, что у нас нет другого пути, кроме как развивать этот бизнес и всемерно способствовать предпринимательскому движению и не только отдельным людям, а стимулировать объединения предпринимателей мелких в более крупные объединения путем создания некоммерческих организаций, общественных объединений.
Одной из главных проблем развития малого предпринимательства является его слабое инвестирование в связи с повышенными в данной области рисками при кредитовании, которые вызваны следующими факторами:
консалтинговые услуги по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, для предприятий малого бизнеса слишком дороги;
не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности;
малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам;
кадровый состав малого бизнеса обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты.
К числу значимых методологических проблем относится, и усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственных программ. Речь в данном случае идет о преодолении ситуации, когда поддержка оказывается не комплексно, «однобоко» и, как следствие, — весьма часто мало результативно.
Проблема получения заемных средств малыми предприятиями усугубляется и тем, что коммерческие банки не заинтересованы в их кредитовании. Причины в отсутствии отработанных инвестиционных банковских технологий, а также необходимость рассмотрения банками большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке. Фактически невозможно получить кредит вновь организованным малым предприятиям. В связи с этим банковские структуры предпочитают ограничивать свою инвестиционную деятельность кредитованием только тех фирм, которые держат у них свой расчетный счет. http://www.strategplann.ru/estatiw/problemy-malogo-biznesa-v-rossii.html
3.2 Пути решения проблем малого бизнеса Для решения указанных проблем необходимо провести серьезную работу. В первую очередь должно быть обеспечено предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.
Основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства: Макарова А. Ю. Финансовые аспекты развития малого бизнеса. — Екатеринбург: [Институт экономики УрО РАН], 2012. — 42 с.
формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи;
расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
Для увеличения численности новых малых и средних предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями необходимо решить следующие задачи:
1. По-возможности устранить административные ограничения для развития среднего и малого бизнеса, негативно влияющие на предпринимательский климат.
2. Необходимо как можно скорей снизить для малых предприятий налоговую нагрузку, особенно для начинающих предпринимателей.
3. Сконцентрировать финансовые средства, поступающие на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, и иных фондов по следующим направлениям:
эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;
формирование, при активном участии государства, венчурных фондов для финансирования проектов малого инновационного бизнеса;
увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что может значительно расширить сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;
создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей; http://www.nisse.ru/business/article/article593.html?effort=
передача государственных финансовых ресурсов на особо льготных условиях специализированным лизинговым компаниям для реализации лизинговых проектов для субъектов малого предпринимательства.
4. Для преодоления ограничений кредитования малого бизнеса необходимо прежде всего создать систему гарантирования кредитно-финансовых рисков, которая бы включала ответственность государства, банка и заемщика.
5. Наладить межведомственную координацию и установить контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ.
6. Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Богданова, С. Малый бизнес становится частью региональной политики / С. Богданова // Банковское дело. — 2012. — № 8.
7. Систематизировать информации о потребностях малых предприятий в квалифицированных кадрах и реализация программы подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга и менеджмента и знакомых со спецификой малого предпринимательства.
8. Оказать поддержку малым предприятиям в решении финансово-имущественных проблем, связанных с арендой недвижимости.
9. Распределить ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти, отвечающими, с одной стороны, за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, а с другой — за меры по реализации федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства и упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.
10. Проводить экономическую политику направленную на усиление потребительского спроса.
11. Для поддержки малого бизнеса требуется поднять уровень обучения начинающих предпринимателей, повышения квалификации уже действующих.
3.3 Программы поддержки малого бизнеса В настоящее время у государственной поддержки малого предпринимательства существует широкая нормативная база.
Основным документом, регулирующим деятельность малого бизнеса России, является Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим Законом приняты соответствующие постановления Правительства РФ. Основополагающие из них посвящены федеральным программам поддержки малого предпринимательства. Нормативные акты о поддержке малого бизнеса и программы такой поддержки существуют также на региональном и местном уровнях. Закон определяет разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области государственной поддержки малых предприятий, которые позволяют субъектам Российской Федерации самостоятельно разрабатывать и проводить политику в области малого бизнеса. Наиболее эффективным стал Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: от 24.07.2007. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. — 2010. Одним из результатов действия Закона является то, что в настоящее время в столице сосредоточено до 30% всех малых предприятий. До 40% всех поступлений в городской бюджет составляют поступления в виде налогов от малых предприятий. Впервые на государственном уровне был сделан шаг навстречу малым предприятиям в области налогообложения Законом от 29 декабря N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу в январе 1996 г.
Главными проводниками радикальных технических нововведений являются малые научно-технические и инновационные фирмы, которые опираются в своей деятельности на государственную поддержку. Поэтому особое внимание отводится поддержке малого инновационного предпринимательства.
Эффективными инструментами обеспечения взаимопонимания инвесторов и предпринимателей малых инновационных предприятий являются фонды содействия развитию инвестиций, инновационные и инвестиционные форумы, основной целью которых является не только помочь предпринимателям разобраться с источниками получения финансовых средств на реализацию своих инновационных проектов, но и сориентировать их в многообразии возможностей получения финансирования. Беспамятных Н. Н., Государственная финансовая поддержка малого бизнеса — Екатеринбург: [Б. и.], 2011. — 71 с.
Фонды содействия развитию инвестиций, инновационные и инвестиционные форумы проводят тематические заседания и круглые столы с участием представителей органов государственной власти и крупнейших государственных корпораций, заинтересованных в развитии инновационной сферы, руководителей финансовых институтов, вкладывающих денежные средства в новейшие разработки, что повышает эффективность мероприятий и реализуемость проектов.
Обсуждение актуальных тем, таких как «Инициативы государства по поддержке и финансированию развития малых инновационных предприятий», «Региональные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере», «Государственные программы финансирования инновационной деятельности», «Финансовый кризис и инновационный бизнес: угроза или возможности» и другие, повышает интерес участников форума. При этом основное внимание уделяется инвестированию в IT-отрасль, биотехнологии, нанотехнологии, альтернативную энергетику и реальной поддержке малых инновационных предприятий в виде:
содействия взаимодействию субъектов малого предпринимательства и технопарков в регионах;
разработки предложений по эффективной реализации промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе с учетом потребностей и приоритетов региона;
разработки предложений для органов государственного управления по вопросам развития инновационной длительности в соответствии с приоритетами конкретного региона;
показа достижений инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, участвующих в венчурных конкурсах, взаимодействия с различными СМИ;
организации проведения комплексных и специализированных экспертиз инновационных проектов, поступивших от субъектов малого предпринимательства;
организации мероприятий по обмену опытом, расширению деловых связей и возможностей малого предпринимательства в инновационной сфере;
организации взаимодействия с фондом содействия развитию инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере региона и его Управляющей компанией;
обеспечения информационного сопровождения инновационных проектов в интересах повышения эффективности реализации и ускоренного внедрения результатов инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;
обеспечения деловых связей малого и крупного бизнеса;
научно-методического обеспечения развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере;
консультативной помощи заявителям инновационных проектов по вопросам формирования инновационных проектов, оформления заявок для получения финансовой помощи, выбора актуальных направлений и областей реализации их интеллектуальной собственности, повышения конкурентоспособности продукции, определения условий, возможностей и путей привлечения инвесторов;
исследований, разработки и апробирования новых методик внедрения инноваций.
Для большинства инновационных предприятий получение бюджетных средств на безвозвратной основе становится единственным способом финансирования на стадии развития проекта. Бюджетные средства могут предоставляться в виде субсидий и в виде субвенций. Одним из условий привлечения бюджетных средств является обязательное участие в проекте одновременно с бюджетными средствами собственных и других источников. При этом учитывается механизм долевого участия в финансировании. Беспамятных Н. Н., Государственная финансовая поддержка малого бизнеса — Екатеринбург: [Б. и.], 2011. — 71 с.
Заключение
Малое предпринимательство постепенно становится заметным явлением российской действительности. В экономике — это создание рабочих мест, конкурентной среды, вклада в ВВП, налоги. В политике и социальной сфере — это основная среда формирования среднего класса. Невзирая на бытующее мнение о существенном отставании России от других стран в развитии малых предприятий, этот сектор составляет на сегодняшний день в нашей стране более 90% от общего числа предприятий и на него приходится примерно 25−40% численности занятых и общего объема производства продукции и услуг. Ключевые положения о существенной роли данного сектора стабильно фигурируют в средствах массовой информации и в публичных выступлениях политиков и руководителей страны, акцентируется его значимость для стимулирования экономической активности, его роль в развитии демократии и т. п. Во всех цивилизованных странах малые предприятия играют немалую роль в решении текущих социально-экономических проблем и увеличении занятости.
Однако отечественные исследователи пришли к выводу, что только трем из ста российских предприятий малого бизнеса удается продержаться на рынке дольше трех лет. Большинство экспертов приходит к выводу, что, к сожалению, до сих пор поддержка малого предпринимательства в стране не предусматривает его рост, а только поддержку.
У малого бизнеса в России сегодня нет иммунитета, сравнимого с другими мировыми практиками. Пока каждый чиновник, из ФАС и прочих, может преследовать малый бизнес, назначая различное количество штрафов, не всегда обоснованных, развития малого бизнеса в России не будет.
Все программы поддержки бизнеса в основном заточены под малый формат, как только предприятие перерастает его, то сразу лишается почти всех налоговых льгот и преференций. Необходимо поменять подход и стимулировать рост предприятия. Пару лет назад году правительство поддержало инициативу введения налоговых каникул для новых индивидуальных предпринимателей, а также системы патентов для самозанятого населения. Последняя предполагает, что вместо разнообразных налоговых отчислений и страховых взносов гражданин сможет купить патент на право занятия предпринимательской деятельностью на определенный период, заплатив лишь один разовый платеж, включающий и налоги, и все другие фискальные платежи.
Важнейшая задача государственной политики в этой области состоит в определении приоритетных направлений развития частного бизнеса. На данный момент к таким направлениям относятся:
Производство продуктов питания и товаров народного потребления;
Строительство;
Производство лекарств и медицинского оборудования;
Оказание услуг производственного, коммунального и бытового плана;
Производство и переработка продукции сельского хозяйства.
Прямая финансовая помощь в виде льготного субсидирования частного предпринимательства, льготное кредитование и льготное налогообложение — вот пути поддержки малого бизнеса в современных условиях. Поможет и организация специальных служб по оказанию различных консультационных услуг индивидуальным предпринимателям.
Решение проблем малого бизнеса может быть основано на применении опыта, который был накоплен в различных странах с рыночной экономикой. Однако лучше всего, в России найти свой собственный путь развития малого бизнеса, который, в будущем может сыграть главенствующую роль в экономике нашей страны.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение | |
Вмененный доход | потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. | ||
Государственные субсидии | денежные средства, пособия, финансовая помощь, выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению и предназначенные на строго определенные цели. | ||
Государственный сектор экономики | часть экономики, управляемая, контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. | ||
Консалтинг | деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций. | ||
Корпоративный сектор | сфера экономики, охватывающая сделки, предпринимательскую деятельность предприятий, организаций частного сектора. | ||
Малое предпринимательство | предпринимательская деятельность в небольших масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации. | ||
Малое предприятие | небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия. | ||
Налог единый на вмененный доход | налог на отдельные виды деятельности предпринимателей, доход которых не фиксируется в процессе купли-продажи, не отражен в первичной документации. | ||
Реальный сектор экономики | отрасли экономики, производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, не относимых к данному сектору. | ||
Структурная политика | проводимая правительством страны, регионов, администрацией предприятий политика в отношении отраслевой, региональной, производственной структуры экономики в целом и отдельных ее частей, а также структуры доходов и расходов, потребления, накопления, экспорта и импорта. | ||
Федеральные программы развития малого предпринимательства | нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства | ||
Частный сектор | часть экономики, связанная с деятельностью и сделками частных лиц (индивидуальный сектор), предприятий, компаний (корпоративный сектор), финансовых институтов (финансовый сектор). | ||
Список использованных источников
Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. — Финансы и статистика, — 2011.
Захарченко, С. А. Кредитные гарантии как форма господдержки малого бизнеса / С. А. Захарченко // Финансы. — 2012. — № 7
Крутик А. Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2
Медведев, А. П. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть / А. П. Медведев. — СПб.: Питер, 2013. — 224 c.