Молодежь и молодежная политика в социально-экономическом развитии региона: На примере Санкт-Петербурга
Стандарт", «качество жизни» и «качество населения» //Школа гуманитарных наук. 1997. № 2. 0,5 п.л. Прогнозы — дело тонкое и. неблагодарное //Экономика. Политика. Инвестиции. 1999. № 1. 0,4 п.л. Науке ювенологии — быть в России // Санкт-Петербургский университет. 1997. № 13. 0,3 п.л. О науке ювенологии и ее академиях // Молодежь: Цифры. Факты. Мнения. 1998. № 1. 0,6 п.л. L" emploi en Russie… Читать ещё >
Содержание
- Актуальность темы исследования
Реформирование российского общества методом «проб и ошибок» и как последствие этого — углубляющийся социально-экономический кризис в России и отдельных субъектах Федерации, включая Санкт-Петербург, а также сокращение государственного финансирования программ социальной политики на общенациональном и региональном уровнях актуализировали ряд фундаментальных и прикладных проблем, связанных с ролью «молодежного фактора» в обществе.
Не вызывает сомнений тезис, согласно которому различные параметры качества нынешней молодежи во многом определяют контуры экономически активного населения завтра- его демографические, медико-биологические характеристики, степень социализо-ванности, уровень образования и культуры, профессиональной подготовки, трудовой активности и гражданской зрелости. Без должной коррекции и параметрирования общественного потенциала, напрямую связанных с качеством жизни подрастающего поколения невозможны выход из кризиса, стабилизация экономической ситуации и перспективное реформирование. Практически важными становятся: (1) радикальное изменение существующих взаимоотношений между обществом и молодежью в сторону взаимопонимания и взаимной ответственности- (2) формирование и реализация эффективной государственной молодежной политики (ГМП) на основе комплексного, междисциплинарного исследования проблем подрастающего поколения и разработки действенных мер по их разрешению. Именно от сильной молодежной политики во многом зависит и выход из кризиса, и социально-экономическая стабилизация общества.
Историческое предназначение молодежи заключается в том, что она является активным субъектом общественного воспроизводства, существенным гарантом его развития. Молодежь ~кже выступает как важное условие и средство социальных пенен, инновационная сила. Существует диалектическая взаи
. общество и государство, экономика и политика, идео
1я и духовная культура сами определяют через молодежную, итику место и роль молодого поколения в изменяющемся ире, его образованность, профессиональную подготовку, нравственность и трудовую активность. Государственная политика в отношении молодежи напрямую связана с позицией общества, его социальных институтов, в первую очередь властных структур, а также других групп и слоев населения по отношению к подрастающему поколению. Молодежная политика прямо и опосредованно определяется также качеством жизни различных групп населения российского общества. В таком ракурсе социально-экономическое реформирование влияет на характер формирования и эффективность реализации самой ГМП. Характер и направленность взаимоотношений и взаимодействия молодежи и общества становятся основополагающим принципом и одновременно механизмом решения многих экономических, политических и социальных проблем, средством действенного управления общественными процессами. Междисциплинарное комплексное исследование проблем подрастающего поколения с точки зрения ювенологического знания, а также формирование и реализация эффективной молодежной политики и на этой основе перспективное параметрирование экономического потенциала региона могут и должны рассматриваться как актуальные проблемы «экономической социологии». Только на основе прогнозного проектирования экономически активной части населения, учета «человеческого фактора» через оценку качества нынешнего подрастающего поколения, разработки и реализации средств его улучшения можно приступить к определению потенциала экономически активного населения, контуров и ориентиров структурной перестройки экономики. Другим важным направлением исследований становится разработка концепции ГМП, как фактора, средства и условия улучшение качества подрастающего поколения — в будущем экономически активного населения, трудового потенциала региона.
Исходя из ресурсных возможностей соискатель постарался внести посильный вклад в развитие экономической социологии, становление ювенологии, как области междисциплинарных научных знаний о молодежи, обобщение теории и практики решения молодежных проблем, формирование концептуальных и методологических основ ГМП в нынешних кризисных условиях на примере региона-субъекта Федерации (Санкт-Петербурга), прогнозирование качества трудового потенциала региона в XXI веке 11ерез оценку «молодежного фактора» и эффективность ГМП.
Цель и задачи исследования
Основная цель: разработать концептуальные основы юве-нологического исследования проблем молодежи, выявить тенденции качества жизни подрастающего поколения как основы трудового потенциала региона и выработать научно-аргументированные предложения по формированию и реализации ГМП на уровне субъекта Федерации.
Главная цель предопределила теоретико-методологическую направленность научного поиска и характер исследовательских задач:
1) Теоретически обосновать ювенологию как область междисциплинарного, комплексного научного знания о молодежи и на этой основе определить принципы и направления ГМП.
2) Выявить сущностные характеристики молодежи как социально-демографической группы населения, определить специфику молодежных проблем и оценить положение молодого поколения петербуржцев, используя результаты репрезентативных социологических исследований и данные государственной статистики.
3) Определить роль молодежи как объекта и субъекта общественного воспроизводства, а в перспективе трудового потенциала, типологизировать взаимоотношения молодежи и общества.
4) Обосновать концептуальные основы ГМП как фактора, средства и условия экономического и социального реформирования, в частности на базе обобщения зарубежухм^и отечественного опыта. ^^
5) Разработать методологическиелодходы формирования и реализации молодежной политики уа-'уровне субъекта Российской Федерации.
6) Оценить роль «молодежного фактора» в перспективном^ развитии региона.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является молодое поколение жителей Санкт-Петербурга, эмпирически регистрируемое через тенденции качества жизни молодежи конкретного субъекта Федерации.
Предметом исследования выступает государственная молодежная политика (ГМП) как способ разрешения социально-экономических проблем в экстремальных условиях кризиса.
Теоретическая и методологическая базы исследования
Теоретической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы молодежных исследований, а также научное наследие таких известных исследователей, как М. Вебер, А. Леонтьев, Л. Гумилев, С. Рубинштейн, П. Сорокин, Д. Узнадзе, Э. Фромм, внесших существенный вклад в разработку различных направлений социального знания и оказавших воздействие на методологию молодежных исследований. Кроме того, соискатель опирался на работы А. Здравомыслова, В. Иванова, И. Ильинского, С. Иконниковой, А. Красина, И. Кона, В. Криво-рученко, Р. Кенистона, В. Лисовского, В. Лукова, Э. Майера, А. Мату-лениса, П. Митева, В. Мошняги, Г. Осипова, Б. Парыгина, В. Смолянс-кого, Н. Слепцова, М. Столярова, М. Титмы, Ж. Тощенко, С. Фролова, Б. Фирсова, В. Харчевой, В. Чупрова, Ф. Шереги, В. Шубкина, Э. Шой-ха, В. Ядова и др.
В работе использован принцип историзма, согласно которому изменение и развитие каждого объекта или явления необратимо и не изолировано от других общественных процессов. Применительно к изучению молодежи, ее качества жизни и определению сущности молодежной политики это означает рассмотрение их в контексте решения макро-социально-экономических проблем и общественного воспроизводства в целом.
При разработке концептуальных подходов ювенологическо-го исследования использовались работы основоположников марксистско-ленинского учения, непредвзятое изучение которых, по мнению соискателя, должно способствовать переосмыслению прежних и критическому восприятию некоторых вновь сложившихся стереотипов в общественных науках. Сущностные характеристики отношений молодежи и общества выводятся из более широкой по содержанию категории социальных отношений, основательно исследуемых в работах В. Афанасьева, И. Бестужева-Лады, В. Воротилова, А. Когута, Г. Осипова, Н. Перфильева, В. Полозова, В. Потемкина, В. Рохчина, М. Руткеви-ча, А. Румянцева, И. Сигова, В. Староверова, Ф. Филиппова, Я. Щепань-ского, А. Уледова, Р. Яновского, О.Яницкого.
Методология исследования автора основывается на достижениях современной экономической теории, социологии и политологии, элементами которых являются и марксистская традиция изучения общественных процессов, и работы ведущих отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы различные способы и методы осмысления и анализа изучаемых явлений, известных в общественной науке, в частности, диалектический, системный, социологический, междисциплинарный, статистический, математический методы познания.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовую основу исследования соискателя составили следующие документы:
— Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.-
— Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) —
— Закон Санкт-Петербурга «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга» (17 марта 1998 г. № 28−6) —
— Федеральный закон (20 июля 1995 г. № 115-ФЗ). О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации-
Федеральный закон (28 июня 1995 г. № 98-ФЗ) О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений-
— Указ Президента Российской Федерации от 16.09.92 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" —
— Указ Президента Российской Федерации от 14.09.9J № 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" —
— Указ Президента Российской Федерации от 15.08.97 № 89 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (19 982 000)" —
— Указ Президента Российской Федерации от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" —
— Указ Президента Российской Федерации от 16.05.96 № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи" —
— постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.92 № 829 «О комитете Российской Федерации по делам молодежи" —
— постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.92 № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи" —
— постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 № 5090−1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" —
— постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.97 № 746 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998−2000 годы)" —
— постановление Правительства Российской Федерации от
03.06.95 N"542 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995−1997 годы" —
— постановление Правительства Российской Федерации от
03.04.96 N9387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации" —
— постановление Правительства Российской Федерации от
28.02.96 N"226 «О государственном учете и регистрации баз и банков данных" —
— решение Коллегии государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи от 03.07.97 о присвоении Санкт-Петербургу статуса опорно-экспериментальной площадки по организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства-
— постановление Правительства Санкт-Петербурга от
03.04.97 № 15 «О состоянии и мерах по улучшению подготовки молодежи Санкт-Петербурга к защите Отечества, организации призыва граждан на военную службу" —
— постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.09.97 № 43 «Об «Основных направлениях государственной молодежной политики Санкт-Петербурга до 2000 года» и проекте целевой региональной программы «Молодежь Санкт-Петербурга на 1998 год" —
Молодежь и молодежная политика в социально-экономическом развитии региона: На примере Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
57. Основные результаты социологического опроса молодых труженников Латвии по проблемам качества выпус.
86 каемой продукции (исследование «Качество — 86») // Информационный бюллетень ЦК ВЛКСМ. 1986. № 6. 0,4 п.л. (в соавторстве, лично автора 0,3 п.л.).
58. Молодежная мода с точки зрения социологов // Авотс. Рига. 1988. № 3. (в соавторстве, лично автора0,3 п.л.).
59. Молодежная мода// Агитатор. 1989. № 12. 0,4 п.л.
60. Молодежь, мода, проблемы // Мода. 1989. № 4.
0,6 п.л.
61. Что такое молодежная политика? // Пресс-аналитик. 1995. № 2. 0,4 п.л.
62. О науке ювенологии и ее академии // Бюллетень Национальной Академии ювенологии. СПб. 1997. № 2.0,2 п.л.
63. Науке ювенологии — быть в России // Санкт-Петербургский университет. 1997. № 13. 0,3 п.л.
64. «Печально я гляжу на наше поколенье или Другая «Дума» //Санкт-Петербургскийуниверситет. 1997. № 10. 0,4 п.л.
65. Ювенология в России — наука будущего // Бюллетень Национальной Академии ювенологии. СПб. 1998. № 5. 0,4 п.л.
66. О науке ювенологии и ее академиях // Молодежь: Цифры. Факты. Мнения. 1998. № 1. 0,6 п.л.
67. Штрихи к портрету питерского подростка // Молодежь: Цифры. Факты. Мнения. 1998. № 1. 0,4 п л. (в соавторстве, лично автора 0,3 п.л.).
68. Ювенология в России — наука будущего // Регион: Политика. Экономика. Социология. 1998. № 1−2. 0,4 п.л.
69. Социальный взрыв в России: миф или реальность //Экономика. Политика. Инвестиции. 1998. № 2.0,3п.л.
70. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. 1998. № 3. 0,4 п.л.
71. Положение молодежи Санкт-Петербурга: проблемы, тенденции, перспективы // Информационный бюллетень Комитета по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга. 1998 (в соавторстве, лично автора 2,0 п.л.).
72. Прогнозы — дело тонкое и. неблагодарное //Экономика. Политика. Инвестиции. 1999. № 1. 0,4 п.л.
73. О соотношении понятий «образ», «стиль», «уклад» ,.
87 стандарт", «качество жизни» и «качество населения» //Школа гуманитарных наук. 1997. № 2. 0,5 п.л.
74. Ювенология в структуре научного знания // Регион: Политика. Экономика. Социология. 1999. № 1−2. 0,6 п.л. (в соавторстве, лично автора 0,4 п.л.).
75. Молодежь: концептуализация понятия, направления исследований и специфика молодежных проблем // Регион: Политика. Экономика. Социология. 1999. № 1 -2.1,0 п.л. (в соавторстве, лично автора 0,8 п.л.).
76. Социальная напряженность и социальный взрыв в молодежной среде // Регион: Политика. Экономика. Социология. 1999. № 1−2. 0,4 п.л.
77. Методологические проблемы формирования и «реализации молодежной политики // Молодой человек в условиях кризиса. М-СПб. 1994. 0,2 п.л.
78. Истоки и проблемы новой области знания — юве-нологии // Гуманитарные науки. 1999. № 1. 0,9 п.л. (в соавторстве, лично автора 0,6 п.л.).
79. Социальное сиротство: история и проблемы // Молодежь: тенденции социальных изменений (социологическое исследование). СПб: СПбГУ. 1999. 15 п.л. (лично автора 0,8 п.л.).
80. L" emploi en Russie // Le courrier des pays de l" Est. Paris. 1994. (в соавторстве, лично автора 0,3 п.л.).