Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структурные трансформации как фактор реформирования и экономического оздоровления сельскохозяйственного производства региона: На материалах РСО-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном подходе к разработке концепции реформирования и структурной перестройки аграрного сектора региона. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями: уточнены понятия реформирования предприятий и реструктуризации производства, позволяющие выявить направления трансформации, сформировать структуру… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
    • 1. 1. Сущность реформирования предприятий и реструктуризации производства
  • 1. ^.Государственное регулирование процесса реформирования и реструктуризации
  • 2. НАПРАВЛЕНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕДУРЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 2. 1. Экономические основы процесса реформирования предприятий и организаций
    • 2. 2. Повышение эффективности государственного управления предприятиями, выполняющими государственный заказ и участвующих в реализации ФЦП
  • 3. ТРАСФОРМАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
    • 3. 1. Сельское хозяйство РСО-Алания в системе регионов Южного
  • Федерального округа РФ
    • 3. 2. Факторы развития, реструктуризации и экономического оздоровления сельского хозяйства региона

Структурные трансформации как фактор реформирования и экономического оздоровления сельскохозяйственного производства региона: На материалах РСО-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Выход российского общества и национальной экономики из затянувшегося кризиса требует кардинального обновления стратегии и тактики реформ. Прежний курс, рассчитанный на механизмы рыночной самоорганизации, которые должны были автоматически включиться и, с радикальной либерализацией экономики и приватизацией собственности, вывести страну, на траекторию экономического роста, себя не оправдал, ибо современная социально-ориентированная рыночная экономика, как показал опыт предшествующих лет, не может сложиться самопроизвольно. Согласование всей гаммы экономических и политических интересов и поддержание социальной стабильности возможны лишь при создании эффективных институтов Гражданского общества на основе системы общенациональных приоритетов и целей, долгосрочных ориентиров социально — экономической стратегии, эффективном выполнении государством своих регулирующих функций.

Осуществляя реализацию приоритетных направлений структурной политики, стимулируя инновационную и инвестиционную активность, государство должно заботиться о формировании и росте конкурентоспособных предприятий, способных к самостоятельному развитию, и их объединений в условиях жесткой международной конкуренции. Это требует структурной трансформации подхода к экономической политике на микроуровне. Особое значение эти вопросы имеют для сельскохозяйственного производства, находящегося на посткризисном этапе развития.

В связи с этим, актуальность данной работы обусловлена необходимостью обоснования направлений структуризации реформирования и экономического оздоровления сельскохозяйственных предприятий в агропромышленном комплексе региона.

Степень изученности проблемы. Вопросы структурной перестройки национальной экономики, реформирования предприятий и реструктуризации производства широко и последовательно изучаются в экономической литературе, в том числе такими учеными, как Грязнова А., Живица В., Журавлев В., Кирсанов К., Клейнер Г., Мазур И., Саврунов Н., Телюкина М., Тутунджян А., Уткин Э., Чичелева Т., Шапиро В., Шеремет А. и другими.

Проблема трансформации и реформирования аграрного сектора экономики, создания современных организационно-производственных структур, обоснования и сочетания различных форм хозяйствования в сельскохозяйственном производстве исследуется в работах Бабкова Г., Боева В., Борисенко Н., Добрынина В., Зельднера А., Клюкача В., Кузнецова В., Милосердова В., Петрикова А., Романенко Г., Серкова А., Ушачева И., Черняева А., Шакирова Ф., Шогенова Б. и др.

Вместе с тем, целостной концепции, определяющей закономерности трансформаций и направления реформирования продовольственного комплекса, не разработано. Недостаточно изучены проблемы, специфика и направления развития регионального сельского хозяйства.

В связи с этим, необходимыми являются исследования трансформации продовольственного комплекса, направлений его реформирования и развития в конкретных регионах страны. Все это и определило направленность диссертационного исследования.

Цель, основные идеи и задачи исследования. Целью проведенного исследования является обоснование закономерностей и основных направлений структурного реформирования и экономического оздоровления сельскохозяйственного производства на региональном уровне.

Для достижения этих целей в диссертации исследовались следующие задачи: исследования экономического содержания понятий реформирования предприятий и реструктуризации производстваобоснования целей, задач и этапов планомерного реформирования сельскохозяйственных предприятийизучения задач и роли федеральных и региональных органов управления в осуществлении программ реформирования предприятийисследования направлений формирования, организации и управления федеральными и региональными целевыми программами реформирования сельскохозяйственного производства- * ситуационного анализа современного состояния и факторов развития сельского хозяйства Республики Северная Осетия-Алания в системе регионов Южного Федерального округа Россииобоснования потребностей населения региона в продуктах питания, стратегии развития, размеров и структуры продовольственного комплекса Республики Северная Осетия-Аланияразработки направлений структурного реформирования и экономического оздоровления сельскохозяйственного производства Республики Северная Осетия-Алания.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе реформирования и экономического оздоровления сельскохозяйственных предприятий региональной экономической системы. Объектом исследования является сельскохозяйственное производство Республики Северная Осетия-Алания в системе различных форм аграрных товаропроизводителей.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование основано на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных учёных-экономистов по проблемам реформирования и трансформации АПК, обоснования современных организационнопроизводственных структур и совершенствования методов хозяйствования на селе.

Информационно-документальной базой исследования являются законодательные и нормативные акты, данные Госкомстата Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, а также собственные расчёты автора.

Представленное диссертационное исследование выполнено в рамках п. 15.36 «Исследование особенностей воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве», п. 15.40 «Реформирование сельского хозяйства.», п. 15.49 «Сочетание коллективного, фермерского и личного подсобного производств-. Исследование российского феномена личных подворий» паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — АПК и сельское хозяйство)».

Методы исследования. В диссертации, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приёмы экономического исследования: монографический, сравнительный, графический, индексный, группировок, маржинальный, корреляций и регрессий, расчетно-конструктивный.

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном подходе к разработке концепции реформирования и структурной перестройки аграрного сектора региона. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями: уточнены понятия реформирования предприятий и реструктуризации производства, позволяющие выявить направления трансформации, сформировать структуру и экономическое содержание, целевые установки программ современного этапа структурной перестройки аграрного сектора экономики региона с целью его устойчивого развития: разработана логическая модель реформирования предприятий региона (в которой обоснованы и распределены функции, задачи, права и обязанности федеральных, региональных и муниципальных органов государственного управления, кредитных структур и самих предприятий), аргументирована система управления работами в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ с целью экономического оздоровления субъектов хозяйствования регионаобоснована и реализована методика ситуационного анализа продовольственного комплекса субъекта Федерации в системе регионов Федерального округа, позволяющая выявить закономерности структурной трансформации объемов производства сельскохозяйственной и пищевой продукции, душевого потребления продуктов питания, сочетания различных категорий хозяйствования, размеров и структуры продовольственных ресурсов регионапредложен алгоритм сравнительной оценки функционирования различных категорий хозяйствования в аграрном секторе экономики региона, сущность которой в сопоставлении ресурсов и результатов производства, обосновании факторов развития и дальнейших направлений структурной перестройки с целью формирования эффективного и устойчивого регионального АПКобоснована методика экономического оздоровления сельскохозяйственных предприятий в рамках реализации предложенной комбинации стратегий концентрации ресурсов, минимизации издержек и диверсификации, последовательное применение которых позволяет аграрным товаропроизводителям войти в прибыльную зону производства, осуществлять рентабельную хозяйственную деятельность.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость полученных результатов заключается в обосновании предложений по структурному реформированию продовольственного комплекса Республики Северная Осетия-Алания. Разработанные в диссертации методики и конкретные рекомендации могут использоваться в других регионах Южного Федерального округа РФ.

Результаты исследования использованы в учебном процессе при разработке программ и учебных курсов по экономике и организации сельского хозяйства, государственному регулированию и экономической политике в Горском государственном аграрном университете, Владикавказском филиале Современного гуманитарного института и Санкт-Петербургском торгово-экономическом институте.

Разработанные в диссертации положения по структурному реформированию продовольственного комплекса и совершенствованию организационно-производственных структур в АПК приняты Министерством сельского хозяйства РСО-Алании и рекомендованы к внедрению.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты данного исследования были доложены и обсуждены на научно-практических конференциях Северо-Осетинского государственного университета и Горского государственного аграрного университета в 19 982 002гг., на Международной конференции «Устойчивое развитие горных территорий» (Владикавказ, 2000), на заседаниях методологического Совета Федерального центра по реформированию предприятий и организации, а также на специальных совещаниях Министерства экономического развития и торговли РФ.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 5 публикациях общим объёмом 3.6 п.л.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Развитие России связано с всесторонней интеграцией в мировую экономическую систему, которая должна сказываться обеспечением традиционных национальных интересов нашего государства.

Глобальные изменения экономической конъюнктуры определяют необходимость крупномасштабных изменений в деятельности предприятий. Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, экономическая ситуация по-прежнему характеризуется как депрессивная, без статистически значимых признаков оживления реального сектора и перехода к экономическому росту.

За годы реформ, следует признать, были достигнуты следующие успехи: создание правого поля, позволяющего функционировать рыночным механизмамнакоплен опыт управления экономикой, посредством макроэкономических рычагов без прямого вмешательства в дело конкретных предприятийпроведена масштабная приватизация государственных предприятийвырос и развивается крупный бизнес, активно работающий на внешнем рынкесоздан и эффективно функционирует малый и средний бизнес.

Данное исследование проводилось с позиции разработки предприятий государственного сектора и реструктуризации производства, а также подходов к формированию механизма государственного управления процессом реформирования предприятий государственного сектора и аграрного сектора.

В диссертационной работе под реформированием предприятий понимается система мероприятий, которая не допускает их банкротства с соответствующим экономическим оздоровлением, модернизацией и развитием производства. Для недопущения банкротства необходима на первом этапе стабилизация экономического состояния предприятия, которая включает выбор и приведение в соответствие правовой формы, реструктуризацию просроченной задолженности, осуществление текущих платежей, своевременную выплату заработной платы. Второй этап подразумевает мероприятия, направленные на модернизацию и реструктуризацию производства, формирование современной организационно-производственной структуры, выпуск конкурентоспособных товаров, обновление основных фондов, улучшение платежеспособности предприятия, создание новых рабочих мест и повышение заработной платы, обеспечение своевременной отчислений налогов и социальных выплат. Таким образом, реформирование — это вывод предприятия из кризиса путем контролируемых и поддерживаемых государством преобразований и структурных трансформаций для превращения его в современное, отвечающее требованиям рыночных реалий, производство. В настоящее время состояние большинства предприятий, особенно в аграрном секторе экономики, может быть охарактеризовано как структурно-функциональная несбалансированность, которая проявляется по нескольким главным линиям: несоответствия финансового состояния предприятий их положению на отраслевых товарных рынках, ибо даже предприятия, чья продукция пользуется стабильным функциональным спросом, имеют недостаточный уровень ликвидностидиспропорций между интенсивностью производственных и воспроизводственных процессов, так как хронический недостаток инвестиций в течение ряда лет привел к затуханию процессов восстановления и обновления оборудования и других видов основных фондов, модернизации технологии производства, обновления персоналаразрыва между уровнем корпоративного управления и требованиями рыночной экономики, несоответствия организационно-производственной структуры предприятий их целям и задачам.

В связи с этим, основными целями реформирования предприятий являются следующие: сохранение производства и недопущение банкротствамодернизация предприятия, в целях адаптации системы управления предприятия к рыночным условиям, выпуск конкурентоспособной продукции, внедрение новых технологических процессов, структурная перестройка производстваувеличение прибыльности предприятиясохранение рабочих мест, увеличение заработной платы, создание новых рабочих мест, подготовка молодых специалистов.

Для разработки плана реформирования предприятия в диссертации предложена система мер и документов, которые описывают экономическое состояние, закрепляют систему конкретных мероприятий, направленных на выполнение основных задач реформирования, утверждают критерии оценок результатов мероприятий, проводимых предприятием в процессе реформирования. Целью плана реформирования является вывод предприятия из кризиса и преодоление негативных тенденций в его развитии посредством структурной перестройки деятельности.

План реформирования предприятия является внутренним документом. Вместе с тем, необходима его государственная оценка и утверждение: план реформирования должен проходить государственную (региональную) оценку на предмет возможности реализации и целесообразности выполнения рекомендуемых мероприятий, возможности предоставления льгот, соответствия их поставленным целям и оценочным критериямна основании оценки план реформирования должен проходить государственное (региональное) утверждение для закрепления указанных целей, узаконивания предоставленных льгот, приданию предприятию статуса реформируемого (сроком на 3 года), защиты его от возможного банкротства в этот период.

Необходимо обосновать объем государственных инвестиций (в случае их предоставления) и льгот на момент реформирования предприятия, согласовав их с заинтересованными сторонами. Предоставление льгот возможно при условии соблюдения предприятием оценочных критериев, заложенных в план реформирования. В случае несоответствия результатов деятельности предприятия этим критериям льготы теряют силу и выставляются требования по возврату долгов. При невыплате долгов осуществляется процедура банкротства. Предоставление льгот необходимо для улучшения финансово — экономического положения предприятия, пополнения оборотных средств и создания условий для реформирования.

В Республике Северная Осетия-Алания в рамках реформирования агропромышленного комплекса реализуется ряд целевых программ, как федеральных (экология и природные ресурсы Россииповышение плодородия почвсоздание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра), так и региональных (развитие Моздокского, Кировского и Ирафского районовразвитие рыбного хозяйстваукрепление материально-технической базы растениеводства и животноводстваразвитие кормопроизводстваразвитие птицеводстваразвитие регионального сельхозмашиностроения), реализацию которых целесообразно осуществлять на базе предложенного в диссертации подхода.

В диссертации также исследованы факторы, сдерживающие процесс реформирования предприятий, выполнения федеральных и региональных целевых программ (ФРЦП). При этом, с особой остротой стоит проблема выполнения полного объема мероприятий и получения конечных результатов, запланированных в рамках ФРЦП. Это связано с тем, что в последнее десятилетие ни одна из федеральных целевых программ не была исполнена. Для преодоления негативной ситуации следует сформировать эффективную систему управления государственным заказом и работами, в рамках ФРЦП.

Данная система должна базироваться на следующих принципах: централизованного утверждения перечня работ, сроков исполнения, стоимостипривлечения предприятий и организаций любых форм собственности на основании конкурсов, с учётом четких критериев определения возможности участия предприятий и организаций в работах по ФЦПформирования структур, координирующих работы и осуществляющих финансирование в рамках конкретных проектовналичия у координирующих структур действенных рычагов управления предприятиями и организациями, выполняющих работы в рамках ФЦПосуществления контроля деятельности структур, управляющих конкретными проектами со стороны Федерального органа власти, ответственного за данные проекты.

В целях создания действенных рычагов управления предприятиями, выполняющими работы по проектам, планируется учредить «Акционерное общество», 20% акций которого принадлежало бы управляющему государственному унитарному предприятию (ГУП), остальные акции следует реализовать организациям, участвующим в работах по проекту. Руководители предприятий и организаций, занятых в работах по проекту, посредством голосования на собраниях акционеров, получат возможность влиять на решения ГУПа по управлению работами. Денежные средства, собранные в ходе продажи акций акционерного общества, будут использоваться на содержание головного ГУПа.

Предложенная система имеет ряд положительных моментов. Во-первых, она способна объединить предприятия и организации для выполнения работ в рамках проектов. Во-вторых, формируются дополнительные источники денежных средств для финансирования проектов. В-третьих, создается единый центр управления проектом, осуществляемая деятельность системы является «прозрачной» и сравнительно просто контролируется вышестоящим органом государственной власти.

За годы реформирования национальной экономики как по России в целом, так и в отдельных регионах произошли существенные трансформации в размерах, структуре и продуктивности сельского хозяйства. В результате паевого раздела земли и имущества ликвидирована государственная монополия на землю, сельскохозяйственные предприятия (СХП) стали юридически независимыми хозяйствующими субъектами. На селе сформировалось три группы аграрных товаропроизводителей: крупных и средних СХП, мелких фермерских хозяйств (КФХ) и хозяйств населения (личного подсобного хозяйства). Важной функцией последних является не только самообеспечение части населения продуктами питания, но и производство пищевой продукции для рынка.

В последние годы этап структурной (по формам хозяйствования) перестройки по существу завершён, его итогом являются относительно устоявшиеся пропорции и специализация производства по категориям хозяйств. Примерно 70% продукции сельского хозяйства в РСО-Алании производится в хозяйствах населения, 23−25% в сельскохозяйственных предприятиях, 5−7% в фермерских хозяйствах.

Сельскохозяйственные предприятия в итоге произошедших трансформаций специализируются на производстве зерна и подсолнечника при значительном производстве овощей, яиц и молока.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, на начальном этапе своего становления производившие, в основном, зерно и подсолнечник, трансформируются в многоотраслевой продовольственный подкомплекс, производящий существенную долю продуктов питания в регионе: свыше 10% овощей и зерна, около 8% картофеля, порядка 5% подсолнечника, молока и шерсти, 3% яиц.

Хозяйства населения производят порядка 2/3 овощей региона, около 80% картофеля, молока и яиц, до 85% мяса, почти 90% шерсти.

Вместе с тем, из данных сравнительной оценки сельскохозяйственных предприятий, хозяйств населения и фермерских хозяйств сельскохозяйственные предприятия должны рачительно использовать свои ресурсы, осуществляя передачу их в пользование (естественных кормовых угодий) или во владение (кормов, молодняка) хозяйствам населения на возмездной, коммерческой основе. В рамках такого подхода возможно совместное, с хозяйствами населения, выращивание скота, производство мяса и шерсти на договорной основе.

Как показывает анализ, в 90-е годы XX века происходило опережающее развитие хозяйств населения на фоне негативного реформирования многих сельскохозяйственных предприятий. Вместе с тем, начиная с 1999 г., наблюдается, как в целом по стране, так и в большинстве регионов, завершение этих процессов и увеличение производства крупными и средними товаропроизводителями.

В итоге структурных трансформаций, после максимального спада объёмов производства в 1996;1999гг., в 2000;х гг. по РСО-Алании наблюдается тенденция подъёма сельскохозяйственного производства. В 2001 г. по зерну достигнут среднегодовой уровень 1991;1995гг., составляющий примерно 85% к доперестроечному периоду 1986;1990гг. Однако, за годы перестройки в республике резко уменьшились объёмы производства сахарной свёклы (более, чем в 8 раз) и подсолнечника, производимых, в основном, в сельскохозяйственных предприятиях. За счёт развития хозяйств населения меньшими темпами снизилось производство картофеля, овощей и продукции животноводства. При этом, в последние годы наблюдается чёткая тенденция увеличения объёмов производства этих важных видов продукции, особенно яиц.

Перспективы дальнейшего развития продовольственного комплекса республики Северная Осетия-Алания определяются необходимостью обеспечения населения продуктами питания, производимыми в регионе. При этом, необходимо учитывать динамику численности и структуры населения, закономерности изменения которых моделируются в диссертации. В республике наблюдается динамика ухудшения структуры населения (роста лиц старше трудоспособного возраста и пенсионеров при уменьшении молодёжи) на фоне, по существу, стабилизации общей численности. Очевидно также положительное увеличение количества населения, занятого в экономике, за счёт вовлечения в трудовой процесс части пенсионеров и молодёжи.

Стратегия развития продовольственного комплекса РСО-Алании заключается в ориентации на потребности населения республики с учётом возможного вывоза отдельных видов, для увеличения которых в республике имеются необходимые условия.

Главными причинами резкого уменьшения годовых объемов сельскохозяйственной и пищевой продукции, прежде всего зерна, являются сокращение посевных площадей, снижение урожайности и, как показывает анализ (табл. 4), изменение структуры посевных площадей.

За два анализируемых последних трёхлетия (в 1999;2001гг. по сравнению с 1996;1998гг.) валовые сборы зерна в целом по существу стабилизировались, соответствующий агрегатный индекс равен 0,999. Вместе с тем, наблюдается различное влияние конкретных факторов. Урожайность зерновых культур продолжала снижаться, за счёт чего недополучено 325,9 тыс.ц. Однако, это негативное влияние компенсировалось улучшением структуры посевов и некоторым ростом зерновых площадей.

Необходимое увеличение объёмов производства зерна должно осуществляться в республике за счёт восстановления зерновых площадей до уровня доперестроечного периода, оптимизации структуры посевов, повышения урожайности отдельных культур.

Необходимыми условиями дальнейшего развития сельскохозяйственных предприятий являются оптимизация структуры посевов (с позиций соотношения гумусопотребляющих и гумусонакапливающих культур), увеличение плотности скота, переход от узкой специализации (на зерновых и технических культурах) к рациональному сочетанию растениеводства и животноводства. Как показывает корреляционно-регрессионный анализ, концентрация и большая специализация производства зерновых и подсолнечника в сельскохозяйственных предприятиях, а картофеля и овощей в хозяйствах населения (в определённых фактическим состоянием пределах доли видов продукции, производимой в тех или иных категориях хозяйств) является позитивным фактором роста урожайности и увеличения валовых сборов этих культур.

Важным фактором адаптации аграрных товаропроизводителей к рыночным условиям, повышения эффективности сельского хозяйства является реструктуризация производства, под которой понимаются структурные трансформации, изменения методов функционирования предприятия с целью экономического оздоровления и повышения конкурентоспособности при сохранении экономической и социальной самостоятельности организаций, усилении ответственности собственников, повышении мотивации труда и высокой продуктивности средств производства на основе выбора соответствующей правовой формы, совершенствования организационной структуры и управления, реорганизации отраслей и внутрихозяйственных производств, оптимизации производства.

Для каждого конкретного предприятия существует и выбирается индивидуальная система мероприятий и стратегия реструктуризации. В одних случаях необходимо оформление взаимоотношений между собственниками и организацией, приведение в соответствие вкладов учредителей и имущественных паёв, выбор и приведение в соответствие правовой формы организации. В других случаях полезной может быть реорганизация производственных отраслей или совершенствование организационной структуры управления и т. д. Необходимым является также формирование и оптимизация производственной структуры, исходя из рыночного спроса и условий производства конкретного предприятия.

Вместе с тем, при всей индивидуальности конкретных товаропроизводителей, имеются общие направления реформирования и развития, содержание которых видно из сравнительного анализа трёх сельскохозяйственных предприятий Моздокского района РСО-Алании: колхоза «Украина» в сравнении с СХПК «Терский» и «Красная Осетия» .

Сравнительный анализ данных предприятий позволяет выявить систему факторов и направлений развития, определяющих большие или меньшие результаты и эффективность производства.

Прежде всего, существенными факторами экономического роста является уровень интенсивности производства (проявляющийся в затратах на гектар и голову скота, внесении удобрений и производстве кормов), а также t мотивация труда.

В колхозе «Украина» сформирована система факторов производства, обуславливающих стабильное состояние почвенного плодородия. Этими факторами являются: большее внесение удобрений (прежде всего органических), существенно больший размер корневых и пожнивных остатков в связи с высокими урожаями сельскохозяйственных культур, оптимальная структура посевов на основе необходимого соотношения гумусоемких и гумусопотребляющих культур.

Существенно разнятся по анализируемым предприятиям концентрация и f специализация производства. В колхозе «Украина» имеется 8 товарных видов сельскохозяйственной продукции — озимые и яровые зерновые, семенная кукуруза, овощи закрытого грунта, молоко и мясо КРС, мясо свиней, рыба — тогда как в СХПК «Терский» 16, а в СХПК «Красная Осетия» 17 видов продукции. В первом предприятии отношение выручки животноводства к растениеводству составляет 1,82 раза (то есть это скотоводческо-зерновое хозяйство) при 0,76 раза во втором предприятии (это многоотраслевое зерно-скотоводческое хозяйство, с развитым производством технических культур) и 0,18 раз в третьем предприятии, которое является по существу? узкоспециализированным зерновым хозяйством.

В колхозе «Украина» на основе агропромышленной интеграции осуществляется переработка значительной части сельскохозяйственной продукции. В предприятии имеется мельница, а также цеха по переработке мяса и молока, выпечке хлеба и хлебобулочных изделий, розливу минеральной воды. В итоге доля переработанной продукции в выручке здесь составляет 40,5% против 5% в СХПК «Терский» и 1,8% в СХПК «Красная Осетия» .

Таким образом, основными факторами реструктуризации, позволяющими увеличивать объемы и повышать эффективность производства, в реальной? практике являются не только и не столько поиск правовых форм и приведение их в соответствие законодательству, но, прежде всего, сочетание таких жизненно необходимых условий, как концентрация, специализация и интеграция производства, высокий уровень интенсивности хозяйственной деятельности, мотивация труда, сосредоточение денежных средств и других ресурсов на ограниченном числе крупных отраслей и видов продукции.

Дело в том, что, что при недостатке ресурсов, прежде всего, денежных средств, предприятия производят низкие объемы сельскохозяйственной продукции с соответствующей убыточной деятельностью. Причина такого положения заключается в делении издержек на условно-постоянные и условно-переменные затраты. Первые из них не зависят от объема производства, тогда как вторые непосредственно связаны и обуславливают размеры выпуска и продаж продукции. Очевидно, что при низком уровне денежные средства в основном расходуются на покрытие постоянных расходов, то есть на производительные цели остается минимум затрат.

При таком подходе, то есть, когда ограниченные ресурсы распределяются по большому количеству товарных отраслей и видам продукции, большая часть реализуемой продукции убыточна, так как объемы выпуска и продаж не достигают безубыточного уровня. Об этом наглядно свидетельствуют маржинальный анализ позволяющий, с учетом размера и соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат определить уровни безубыточности и зоны экономической безопасности реализации тех или иных видов продукции.

Расчеты по СХПК «Терский» показали, что из 16 видов товарной продукции высокорентабельны только 4 (семенная кукуруза, подсолнечник, озимая пшеница, ячмень), выращивание проса низкорентабельно, при возделывании сои, рапса и картофеля только покрываются затраты, а остальные виды продукции убыточны. В СХПК «Красная Осетия» из 17 видов товарной продукции 14 убыточны, рентабельно только выращивание озимой пшеницы, ячменя и подсолнечника. Иная ситуация наблюдается по колхозу «Украина», где в условиях разумной специализации и высокой концентрации производства рентабельны все основные виды продукции.

Пользуясь разработанной в диссертации методологией, любое сельскохозяйственное предприятие может разработать и реализовать комбинированную стратегию, сущность которой в последовательном, а иногда и совместном, интегрировании типовых стратегий концентрации ресурсов, минимизации издержек и, по мере усиления производственной мощности, диверсификации производства.

Исходная логика проста: чем ниже уровень лимитирующих денежных ресурсов у предприятия, тем меньшее количество товарных отраслей и видов продукции (с обязательным принципом безубыточной деятельности) может функционировать. Соответствующее экономическое проектирование по СХПК «Терский» показало, что за три года последовательной концентрации денежных ресурсов на приоритетных отраслях и видах продукции прибыль может возрасти с 2961 тыс. руб. в базисном 2002 г. до 6847 тыс. руб., то есть в 2,3 раза. В этот промежуток времени не только может быть осуществлено экономическое оздоровление предприятия, но и начата диверсификация производства. В дальнейшем целесообразно путём концентрации ресурсов осуществить создание собственной переработки сельскохозяйственного сырья, интенсифицировать другие отрасли, начать производство картофеля (в безубыточных объёмах) и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Размышления о стратегии и тактике экономических реформ // Вопросы экономики, 1993, № 2.
  2. Д.Ю. Анализ существующих систем управления в РФ и за рубежом. / www.cfin.ru.
  3. Агропромышленный комплекс России. М: Госкомстат РФ, 2001.
  4. Агропромышленный комплекс Ставрополья за1995−2000гг.-Ставрополь: Госкомстат СК, 2002.
  5. Ю.Г. Переходная экономика: российская версия. — М., «ИВРАН" — 1999, с. 40.
  6. М.М. Организация и повышение эффективности отраслей растениеводства (на материалах Кабардино-Балкарской республики). Дис. кан. эк. наук. — Кисловодск: КИЭП, 2001.
  7. А.И. Рыночные реформы глазами экономиста. // Энергия=Ене^и- М., 2000, № 5, с. 10−15.
  8. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999.
  9. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  10. Л., Назарова А. Анализ темпов экономического роста. // Экономист. М., 2000, № 6.
  11. Н. Как организовать стратегическое планирование в корпорации.//Менеджмент в России и за рубежом, 1999, № 4.
  12. Г. А., Алтуева М. М., Шогенов Б. А. Фундамент расширенного воспроизводства АПК. // Приложение к журналу «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки», 2000, № 4.
  13. И. Устойчивость мелкого сельскохозяйственного производства. // АПК: экономика, управление, 1998, № 4.
  14. В.Г., Ириков В. А. Технология повышения финансового результата предприятий и корпораций. — М., «ПРИОР», 2002, с. 512.
  15. .Б. и др. Состояние и прогноз развития агропромышленного производства. Владикавказ: Горский госагроуниверситет, 1999.
  16. .Б. Фермерское производство: организация, управление, анализ. — М.: Агопромиздат, 1989.
  17. В. Организация государственного планирования и регулирования экономики. // Плановое хозяйство, 1990, № 3.
  18. И. и др. Статистика рынка и услуг. М.: Финансы и статистика, 1997.
  19. В. Совершенствование управления АПК. // АПК: экономика, управление, 1994, № 5.
  20. JI. О стратегии государственного регулирования экономики. // Экономист, 1993, № 7.
  21. JI.В., Лагутин Н. С. Личное подсобное хозяйство: состояние и тенденции. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2001, № 9.
  22. А.Н. Структурная политика и инвестиционная деятельность в агропромышленном комплексе. — Ростов н/Д.: Коралл-Микро, 1997.
  23. Н. Ценовые пропорции и паритет отношений в сельском хозяйстве. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 5.
  24. Г., Овчинников В. Уроки и проблемы рыночной трансформации аграрной сферы.//АПК: Экономика и управление, 1994, № 3.
  25. В.Ф. Интегрированные производственные формирования в аграрной сфере. Волгоград: ВолГУ, 1999.
  26. О.С. Стратегическое управление. -М: Гардарика, 1998.
  27. А., Смиронов А. Шанс на инвестиционный подъем и трудности его реализации. // РЭЖ — М., 2001, № 11−12.
  28. Д.Н. Особенности формирования политики регионального продовольственного обеспечения (на материалах Ставропольского края). /Автореф. канд. дис. Кисловодск: КИЭП, 2003.
  29. А. Развитие промышленности — основа подъема экономики страны. // Экономист.-М., 2001, № 35, с. 11−21.
  30. Годовой Отчет Государственного комитета по статистике Российской Федерации, 1998.
  31. Годовой Отчет Государственного комитета по статистике Российской Федерации, 2000.
  32. А.В. Приоритеты аграрной политики и перспективы развития сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2001, № 4.
  33. Государственная программа мониторинга земель РФ на 1993−1995гг.// Постановление Правительства РФ № 100 от 05.02.1993.
  34. Гражданский Кодекс Российской Федерации с постатейным приложением материалов практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. М., 2002.
  35. А.Г., Чичелева Т. В., Атлас М. С. Экономического теория национальной экономики и мирового хозяйства. -. М., «Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации». 1997, с. 341.
  36. В.Е. Ориентиры российских реформ и зарубежный опыт. // Экономическая наука современной России. М., 2000, № 1, с. 73−85.
  37. В.А. Роль сельской промышленности в выходе деревни из кризиса. // АПК: Экономика и управление. 1995, № 5.
  38. В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики. // Экономист, 1998, № 5.
  39. А.С. Проблемы организации эколого-экономических систем региональных АПК.-. М.: РЭА, 1995.
  40. С. и др. Реструктуризация промышленных предприятий. // Вопросы экономики, 1997, № 9.
  41. B.C. Стратегическое управление в контексте организационного развития.//Менеджмент в России и за рубежом, 1999, № 1.
  42. B.C. Стратегия бизнеса: императивы XXI века. // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 6.
  43. В.И. Модель для государственного предприятия. — Москва-Минск, 1999, с. 49
  44. А.Н., Шахова Е. А. Продовольственная корзина и уровень потребления продуктов питания.//Пищевая промышленность, 1998, № 9.
  45. Е. Приоритеты аграрной политики России. // АПК: Экономика, управление, 1998, № 3.
  46. А.И., Попов П. Д. Регулирование баланса гумуса в почве. М.: Росагропромиздат, 1998.
  47. М.Г. и др. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации. М., «ИСА РАН и УРСС», 1997, Часть I, с. 148.
  48. М.Г. и др. Государственное регулирование экономики и' социальные проблемы модернизации. — М., «ИСА РАН и УРСС», 1997, Часть И, с. 208
  49. А. Приоритеты, институты и механизмы выхода аграрной сферы из кризиса в XXI веке. М.: ИЭ РАН, 2000.
  50. А. и др. Практикум по общей теории статистики и сельскохозяйственной статистики. М.:. Финансы и статистика, 1988.
  51. А.И. Планирование на предприятии. Стратегическое планирование. Минск: Новые знания, 2000.
  52. Р.В. Организационно-экономические основы рационального земледелия. М.: ВНИЭСХ, 1994.
  53. О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК.-Волгоград: ВолГУ, 1995.
  54. Т.Р. Корпоративное право. М.: Инфра-М., 1999.
  55. К.А., Малявина А. В., Попов С. А. Инвестиции и антикризисное управление. М., «МАЭП», 2000, с. 184.
  56. В. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. // АПК: Экономика, управление, 1995, № 2.
  57. Г. Б. Реформирование предприятий: концепция, модель, программа. М., КОНЭСКО, 1998, с. 96.
  58. А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятий. М., 1999, с. 3
  59. М.П. Рыночные тенденции в аграрном производстве России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2001, № 8.
  60. Концепция аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации. АПК: Экономика, управление, 1995, № 5.
  61. В.В., Гарькавый В. В., Тарасов А. И. и др. Региональная экономика: проблемы развития и стратегия АПК. — Ростов н/Д: ВНИИ ЭН, 1998.
  62. В.В. Проблемы кооперации и интеграции в аграрном секторе. // Экономика сельского хозяйства России, 2001, № 1.
  63. О. Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы. Волгоград: ВолГУ, 1998.
  64. Ли Якокка. Карьера менеджера. Издательский дом «Довгань», 1997, с. 211, с. 355.
  65. А.Н. Стратегический менеджмент. М.: Юнити, 2000.
  66. В.З., Кумехов К. К. Агропромышленные объединения холдингового типа. // Экономик сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2001, № 7−8.
  67. И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний. М., 2000, с. 446, с. 17.
  68. Е. Государственное регулирование агропромышленного производства. // Экономист, 1998, № 8.
  69. М.К., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1994.
  70. В.В. Аграрная политика и проблемы развития АПК.-М.: Агропромиздат, 1997.
  71. .З. Некоторые уроки управленческих реформ. // Экономический вестник, М., 2000, № 3, с. 172−85.
  72. Л.И., Семенов Ю. Х., Шогенов З. Б. Стратегическое управление и индикативное планирование. Кисловодск: КИЭП, 2000.
  73. Н. Грегори. Макроэкономика. -. М., «МГУ», 1994, с. 735.
  74. В. Проблемы продовольственной безопасности. // Международный сельскохозяйственный журнал, 1997, № 6.
  75. А.И. и др. Преодоление кризиса российской промышленности- финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий. // Вопросы экономики, 1997, № 4.
  76. А. Становление системы управления финансово-промышленными группами. // Проблемы теории и практики управления, 1996, № 3.
  77. В. Многообразие форм сельскохозяйственных предприятий. // Российский экономический журнал, 1995, № 9.
  78. Организационно-экономические основы управления эффективностью аграрного производства в условиях системного кризиса. / А. В. Руцкой, Ю. В. Васильев, Л. И. Ушвицкий и др. — М.: Курск, 1998.
  79. Организационно-экономические проблемы развития становления системы агробизнеса в переходной экономике. — Ставрополь: СевКавГТУ, 1999.
  80. Основные направления агропродовольственной политики РФ на 20 012 010гг. // Экономика сельского хозяйства России, 2001, № 7.
  81. И., Яблочник А. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1983.
  82. А.А. Крупные сельскохозяйственные предприятия и изменение социально-экономической инфраструктуры аграрного сектора. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2001, № 5.
  83. . О фактах послекризисного восстановления экономики. // Экономист, М., 2001, № 6, с. 20−26.
  84. Н.Н., Погостинский Ю. А. Системный анализ финансовой отчестности. — СПб: Михайлова В. А., 1999, с. 96.
  85. Положение о мониторинге земель в РФ. // Постановление правительства РФ № 491 от 15.07.1992.
  86. Положение ЦБР от 3 октября 2000 № 123-П «О порядке осуществления иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С».
  87. В.М., Ляпунов С. И., Муртузалиева С. Ю. Финансовый бизнес план. М., «Финансовая статистика», 2000, с. 132.
  88. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному собранию от 18 апреля 2002.
  89. Постановление Правительства Российской Федерации № 228 от 10.04.2002 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий».
  90. Постановление Правительства Российской Федерации № 1081 от2808.1997. «О ходе выполнения и задачах Правительства Российской Федерации по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране».
  91. Постановление Правительства Российской Федерации № 1024 от 09.09.1999 «О концепции управления государственным имуществом приватизации в Российской Федерации».
  92. Постановление Правительства Российской Федерации № 784 от1707.1998.
  93. Постановление Правительства Российской Федерации № 1272 от 20.11.1999 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С».
  94. Постановление Правительства Российской Федерации № 906 от 16.08.1999 № 906.
  95. Постановление Правительства Российской Федерации № 880, № 879 от 30.07.1999.
  96. Постановление Правительства Российской Федерации № 1024 от 9.09.1999 «О концепции управления государственным имуществом приватизации в Российской Федерации».
  97. Постановление Правительства Российской Федерации № 234 от 16.03.2000 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий».
  98. Постановление Правительства Российской Федерации № 1348 от 6.12.1999 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения».
  99. Постановление Правительства Российской Федерации № 1348 от 6.12.1999 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения».
  100. Постановление Правительства Российской Федерации № 1366 от912.1999 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации».
  101. Постановление Правительства Российской Федерации № 104 от302.2000 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ».
  102. Постановление Правительства Российской Федерации № 395 от1404.1998 «0 порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом».
  103. Постановление Правительства Российской Федерации № 1373 от 30.10.1997 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций.
  104. Программа Правительства «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000».
  105. Программа «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» от 30 октября 1997 № 1373, с. 2.
  106. Продовольственный рынок России. М.: Госкомстат РФ, 2002.
  107. Промышленность Республики Северная Осетия Алания. — Владикавказ: Комитет Госстатистики РСО-А, 2002.
  108. Программа социльно-экономического развития Республики Северная Осетия Алания на среднесрочную переспективу (2002−2004 гг.). Владикавказ: Правительство РСО-А, 2001.
  109. О.С. Частная собственность создается не приватизацией, а инвестициями. // Экономическая наука современной России, № 1, с.40−49.
  110. В.Н. Коммерциализация использования земельных и водных ресурсов в АПК Северного Кавказа. Ростов н/Д.: Литера-М, 1994.
  111. .М. Рыночная экономика. Учебное пособие. 2-е издание, доп. и испр. М., 1995.
  112. Регионы России. М: Госкомстат РФ, 2002, сю 142−157, 437−539, 624−631, 642−646, 660−667, 778−781, 791−794.
  113. А.В. проблемы реформирования организаций при смене собственников. С-П., 1999, с. 23.
  114. Реформирование предприятий. Типовая программа, методические рекомендации. М., «Акционер», 1998, с. 151.
  115. Реструктурирование сельскохозяйственных предприятий в Российской Федерации (из опыта Владимирской области). Москва —Владимир: МСХ и ПРФ, 1999.
  116. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 2002.
  117. Г. А. и др. Агропромышленный комплекс России: ресурсы, продукция, экономика. Новосибирск. Наука, 1995.
  118. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 2001.
  119. В.П. Организация и эффективность корпоративных структур в региональном АПК. Дис. кан. эк. наук. — Кисловодск: КИЭП, 2002.
  120. Д.Д. Результаты деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в современных условиях. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2001, № 5.
  121. Северная Осетия Алания в цифрах. Владикавказ: Комитет Госстатистики РСО-А, 2002, с. 78−90.
  122. Сельское хозяйство в России. М.: Госкомстат РФ, 2000.
  123. Сельское хозяйство в России. М.: Госкомстат РФ, 2002.
  124. Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия-Алания в январе-декабре 2002 года. Владикавказ: Комитет Госстатистики РСО-А, 2002.
  125. Статистические материалы и результаты исследований агропромышленного производства России. М.: РАСХН, 1999.
  126. B.C. Формирование и стратегия развития продовольственного комплекса региона (на примере Ставропольского края). / Дис. кан. эк. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2003, с. 71−73.
  127. А., Башинной О. И. и др. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1994.
  128. М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М., «БЕК», 1998, с. 510.
  129. Терриориальное разделение труда и рынок продукции АПК./Под ред., В. Р. Боева. М.: ВНИИЭСХ, 1995.
  130. А.К. Диагностика и управление доходностью при экономическом оздоровлении сельскохозяйственных предприятий. / Авторефер. канд. дис. Кисловодск: КИЭП, 2001.
  131. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, 2000.
  132. А.К. Реструктуризация предприятий в условиях перехода к рыночной экономики: проблемы теории и практики. М., «Экономика», 2000, с. 262.
  133. Э.А., Консалтинг М. Ассоциация авторов и издателей, «ТАМДЕМ», 1998, с. 254.
  134. И.Г. Аграрная реформа в России: Интеграция в мировой рынок. // Аграрная наука, 1997, № 1.
  135. Федеральная программа «Электронная Россия на 2002−2010 гг».
  136. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 гг., М.: Правительство России, 1996.
  137. Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 08.01.1998 № 65-ФЗ.
  138. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф3.
  139. Федеральный Закон «Об иностранных инвестиций в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.
  140. Федеральный Закон «О внесении дополнений в Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» (ред. от 28.12.2002).
  141. Федеральный Закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.1997 г. № 100-ФЗ.
  142. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» РФ 1996 № З-ФЗ.
  143. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ.
  144. В.А. Американский капитализм и государственное регулирование. М., «Наука», 1979, с. 474, с. 174.
  145. Н., Радугин Н. Аграрная реформа и продовольственная безопасность России. // Экономика, управление, 1998, № 8.
  146. Л.И. Государственное регулирование АПК в переходный период развития. М.: Информагробизнес, 1997.
  147. А.В. Что такое аграрный вопрос. // АПК: Экономика, управление, 1998, № 2.
  148. .А. Роль и место крупнейших сельскохозяйственных предприятий в аграрном секторе США. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2001, № 5.
  149. А.С. Основные направления использования земель в условиях формирования рыночных отношений. Ростов н/Д.: ЮжНИИгипрозем, 1994.
  150. Ф.К., Удалов В. А., Грузов С. И. и др. Организация сельскохозяйственного производства. М.: Агропромиздат, 2000.
  151. А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М., «ИНФРА-М», 1999, с. 208.
  152. .А. и др. Стратегия повышения конкурентоспособности и эффективности отраслей сельского хозяйства. Нальчик: Эльбрус, 2000.
  153. .А. Стратегия и тактика управления прибыльностью регионального АПК. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001.
  154. Ю. Концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции./УРоссийский экономический журнал, 1999, № 5.
Заполнить форму текущей работой