Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование научно-методических подходов к исследованию потерь рабочего времени на предприятиях железнодорожного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная экономическая ситуация побуждает к пересмотру устоявшихся ранее методов оценки хозяйственной деятельности, проверке их на соответствие новым реальностям. Адекватность аналитического аппарата задачам, стоящим перед экономическими субъектами, позволяет последним оперативно реагировать на быстро меняющуюся среду и успешно руководить трудовыми, техническими, финансовыми и другими… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВА- 11 НИЯ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С ПОЗИЦИИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ
    • 1. 1. Концептуальное обоснование политики ресурсосбережения
      • 1. 1. 1. Зарубежные разработки в области менеджмента рабочего 14 времени
      • 1. 1. 2. Отечественные исследования и разработки в области 25 менеджмента рабочего времени
    • 1. 2. Современные проблемы изучения затрат рабочего времени как 39 важнейшего ресурса предприятия
    • 1. 3. Классификация затрат рабочего времени
  • ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА 57 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Учет рабочего времени на современных предприятиях России
    • 2. 2. Оценка действующих методов изучения затрат рабочего време- 59 ни
    • 2. 3. Аналитический обзор использования рабочего времени на же- 71 лезнодорожных предприятиях Иркутской области
    • 2. 4. Анализ мероприятий по сокращению непроизводительных за- 103 трат и внутрисменных потерь рабочего времени на обследуемых предприятиях
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО- 112 МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОТЕРЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
    • 3. 1. Методика исследования потерь рабочего времени
    • 3. 2. Результаты внедрения трансформированной методики изучения 131 потерь рабочего времени
    • 3. 3. Адаптация методики проведения FMEA-анализа к процессу 134 изучения потерь рабочего времени

Совершенствование научно-методических подходов к исследованию потерь рабочего времени на предприятиях железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Обязательным условием динамичного социально-экономического развития любого предприятия является повышение эффективности использования находящихся в его распоряжении ресурсов — материальных, финансовых, трудовых.

Данный, аспект, а также оптимальность соотношения различных ресурсов всегда занимали одно из центральных мест в процессе хозяйственной деятельности. Особенно важным это становится сегодня, когда российские предприятия вынуждены активизировать практику ресурсосбережения, что в равной мере относится и к предприятиям железнодорожного транспорта. Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») прямо ставит задачи ресурсосбережения.

Среди всех ресурсов трудовые всегда являлись наиболее значимыми. Для современной России^ это имеет особое значение, поскольку, начиная с 2007 года, наша страна вступила* в период абсолютного сокращения населения трудоспособного возрастаи решить возникшую в связи с этим проблему можно обеспечением, соответствующих темповроста производительности труда. По мнению ряда экспертов России, этот прирост должен составлять 67% ежегодно, чтобы компенсировать сокращение трудоспособного населения. В частности железнодорожная* отрасль* России имеет стабильное отставание от развитых стран по этому показателю: Функциональная стратегия кадрового потенциала ОАО «РЖД» предусматривает прирост производительности труда на 7% ежегодно, однако даже эти темпы не позволяют достичь уровня производительности труда передовых стран.

Среди многих факторов, обеспечивающих ускорение темпов роста производительности труда, главным остается обоснованная экономия рабочего времени (РВ) как в целом, так и на единицу производимых продуктов. Именно РВ является важнейшим и, при этом, невосполнимым ресурсом любой организации. Отсюда становится очевидной необходимость дальнейшей проработки научно-практического похода к обоснованию его экономии, что делает тему исследования актуальной.

В условиях рыночных преобразований в отечественной экономике методические подходы к исследованию затрат РВ в целом и его потерь, в частности, практически не подверглись реформированию. Официальная методика изучения, использования РВ в промышленности утверждена еще в 1967 году. На ее основе построены отраслевые методики, которые не внесли концептуальных изменений.

Можно предположить, что в быстро меняющихся условиях, характерных для последних десятилетий, методические подходы, сложившиеся в середине прошлого века, едва ли могут быть адекватны современным-требованиям. В частности, осуществляемый в настоящее-время переход многих российских предприятий к системному менеджменту качества, меняет традиционные методы управления. Необходимость проверки данной гипотезы по отношению’к методике изучения потерь и общих затрат РВ на предприятиях также делает заявленную тему актуальной.

Степень разработанности темы. Результаты исследований зарубежных ученых, приведенные в работах Г. Форда, Ф. У. Тейлора, JI. и Ф. Гилбертов, Г. Эмерсона, С. Синго, Т. Оно, Вильяма Дж. Стивенсона, Джеймса П. Вумека, Дэниеля Т. Джонса, Дж. Лайкера, У. Левинсона и др., имеют безусловную ценность, но в отечественных условиях могут использоваться с определенными ограничениями, поскольку, не учитывают специфику современного этапа развития трудовых отношений в России.

Над проблемами управления затратами РВ в разные периоды работали многие отечественные ученые. К их числу следует отнести А. К. Гастева, П. М. Керженцева, Г. А. Пруденского, Т. А. Бараненкову, В. К. Гупалова, A.M. Омарова, Я. М. Чернявского, М. А. Винокурова, Е.С. и Е. Е. Лазуткиных, А. И. Рофе, М. Р. Михайлову, Г. А. Пикалина, В. И. Фильева, В. Т. Чарыкова, Б. М. Генкина, Б. В. Бычина, А. Г. Архангельского и др.

Перечисленные ученые внесли существенный вклад в разработку указанных проблем, ими осмыслен значительный теоретический и эмпириче-ский>материал в «данной областиисследования. Однако часть работ была ориентирована на условия массового производства или плановойэкономики, другие — требуют расширения исследований. Отметим, что в последние десятилетия числопу бликаций-в области методологииизучения затрат и потерь РВ весьма ограничено. В связи с этим остается не решенным ряд вопросов, в частности, адаптация методики изучения: — потерь, РВ к принципамсовременного менеджмента, необходимости дополненияклассификации потерь РВ новыми-признаками. Это и обусловило*как выбор темысисследования, так и-цели, задачи и структуру работы.

Объектом исследования являются потери РВ на ряде железнодорожных предприятиях Восточно-Сибирской, железной дороги — филиала ОАО «РЖД» (далее ВСЖД). .

Предмет исследования — методы выявления и анализа потерь РВ и результаты их реализации 1на предприятиях железнодорожногснтранспортаь.

Цель исследования состоит в совершенствовании^ некоторых: методических подходов к исследованию потерь РВ и адаптация этих подходов к современным условиям деятельности предприятия.

Для достижения? этой цели, вдиссертации" поставлены, следующие взаимосвязанныезадачи теоретического итрикладного характера:

— исследовать теоретические аспекты в области изучения РВ и уточнить некоторые понятия-, относящиеся: кобозначеннойшроблеме;

— выявить общие длявсех: предприятий проблемы методического характера в изучении потерь РВ;

— обосновать основные, направления^трансформациишодходовгк исследованию-потерь РВ> на предприятиях железной дороги-:

— преобразовать методику исследования потерь РВ на предприятиях в соответствии ^ современными принципами управления-:

— адаптировать некоторые методики современного менеджмента к процессу исследования потерь РВ.

Методы исследования. При решении поставленных в диссертационной' работе задач применялись анализ и синтез, обобщение, графическая формализация и некоторые другие научные методы исследования.'.

Методологическими основами являются положения системного подхода и их адаптация к раскрываемой предметной области экономики труда.

В' качестве* источников, информации использовались труды фундаментального и прикладного значенияизвестных зарубежных и отечественных ученых, практиков по проблемам изучения затрат РВ, анализа эффективности управления РВ, эффективности организации труда, а также статистические сборники и справочники, нормативные, инструктивные материалы по вопросам изучения, учета и анализа’затрат РВ.

Выполнение диссертационного исследования базировалось на. конкретных материалах — отчетных и нормативных документах семнадцати железнодорожных предприятий, экономической службы ВСЖД, а также данных авторских исследований.

Основные результаты исследования:

— на основе сопоставления4 по времени и содержанию исследования: в области организации и нормирования, труда, российских и зарубежных ученых доказано, что некоторые разработки, считающиеся зарубежными, являются отечественными;

— введен дополнительный-классификационный признак потерь. РВ — добавление ценности продукту дляпотребителя, на основании, которого выявлены некоторые особенности использования, традиционных методов исследования затрат РВ;

— проведен анализ использования. РВ на предприятиях железнодорожного транспорта, который позволил определить совокупность факторов, снижающих эффективность мер по сокращению и устранению потерь РВ;

— трансформирована действующая в настоящее время методика исследования потерь .РВ;

— адаптирована методика FMEA-анализа к процессу исследования потерь РВ.

Достоверность полученных результатов обусловлена использованием фундаментальных концепций и гипотез, представленных в трудах ученых в области экономики труда и менеджмента, отчетных материалов экономической службы ВСЖД и отдельных предприятий.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыта сущность термина «Lean Production» и предложено авторское определение понятия «ценность», применительно к потерям РВ;

— классификация затрат РВ пополнена признаком добавления ценности продукту для потребителя и разработана классификация потерь РВ на основе нового классификационного признака — источник возникновения;

— обоснован отказ от усредненных данных при учете и анализе потерь РВ, на основании которого изменена методика их исследования;

— разработаны направления дальнейшего исследования затрат РВ, властности, адаптирована методика проведения FMEA-анализа к процессу изучения потерь РВ, требующая дальнейшей апробации на предприятиях.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что классификацию и исследование на ее основе потерь РВ, как и в целом его затрат, необходимо перестраивать под требования современного менеджмента, меняющего концептуальное представление о потерях РВ и управления ими.

Основные результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: «Механизм деятельности хозяйствующих организаций в рыночных условиях» (Иркутск, 2007 г.) — «Трансформация финансового механизма железнодорожного» транспорта в условиях структурной реформы" (Иркутск, 2006 и 2007 гг.) — «X Всероссийский форум молодых ученых и студентов» (Екатеринбург, 2007 г.) — «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2006 г.) — «Современные технологии — железнодорожному транспорту и промышленности» (Хабаровск, 2006 г.) — «Современные технологии в машиностроении» (Пенза, 2007 г.).

Практическая значимость исследования заключается в возможности реального применения универсальной для любых предприятий и организаций методики учета и анализа потерь РВ, основанной на единичных, а не усредненных наблюдениях, что полностью соответствует принципам современного менеджмента (ориентация на потребителя, принятие решений, основанных на фактах, немедленная реакция на возникающие проблемы, вовлечение работников в деятельность по совершенствованию, постоянное улучшение, бережливое производство и др.).

Предложенные в диссертационной работе решения некоторых методических вопросов позволяют расширить арсенал современных методов для исследования и управления РВ (FMEA), а также сделать более эффективными существующие методы — индивидуальна' фотография^ рабочего времени (ФРВ) и самофотографии (СФ).

Некоторые элементы диссертационной работы использованы в программах курсов (-повышения квалификации-^подготовки менеджеров различных уровней по организации труда Иркутского государственного университета путей сообщения, при разработке функциональных проектов улучшения качества ОАО «РЖД».

Предлагаемые методологические подходы к исследованию потерь РВ были использованы в вагонном эксплуатационном депо и локомотивном депо станции Иркутск-Сортировочный ВСЖД, признаны рационализаторским предложением (подтверждается свидетельством).

Публикации. Результаты диссертационной работы отражены в 15 публикациях общим объемом 4,01 печатных листов, из них авторских — 2,21 печ. л., в том числе две публикации в научных журналах «Труд и социальные отношения» и «Стандарты и качество», рецензируемых ВАК.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 148 страницах машино.

Выводы:

В первом разделе главы обобщены авторские предложения по совершенствованию методики изучения затрат РВ в области исследования его потерь, предложена форма документации для исследования потерь РВ. Обобщение проведенных изменений методики приведено на рисунке 28. При рассмотрении процесса минимизации сверхнормативных затрат и внутрисменных потерь РВ использована предложенная автором классификация — по источнику возникновения: по причинам, зависящим от менеджмента и от исполнителя. Приведенная модель процесса позволяет систематизировать и классифицировать потери РВ, проводить анализ, формировать мероприятия по устранению потерь РВ с учетом динамичности и сложности процесса управления рабочим временем.

Результаты использования разработанной методики на предприятиях ВСЖД филиала ОАО «РЖД» приведены во втором разделе данной главы. Несмотря на достигнутые автором результаты, считаем необходимым отметить, что ликвидация потерь РВ будет и в дальнейшем способствовать увеличению экономического эффекта от мероприятий по совершенствованию организации и нормированию труда, согласно модели оценки экономической эффективности деятельности предприятия по сокращению непроизводительных затрат и внутрисменных потерь РВ.

Рис. 28. Трансформирование методики исследования потерь РВ (иерархическая диаграмма).

Также проведена адаптация методики проведения FMEA-анализа к процессу изучения потерь РВ. Применение предложенного автором TFMEA-анализа будет способствовать вовлечению персонала в процесс исследования и устранения потерь РВ.

Заключение

.

Современная экономическая ситуация побуждает к пересмотру устоявшихся ранее методов оценки хозяйственной деятельности, проверке их на соответствие новым реальностям. Адекватность аналитического аппарата задачам, стоящим перед экономическими субъектами, позволяет последним оперативно реагировать на быстро меняющуюся среду и успешно руководить трудовыми, техническими, финансовыми и другими процессами производственной деятельности. Одним из самых наглядных и объективных показателей, определяющих рациональность использования имеющихся трудовых ресурсов, является производительность труда.

На отдельных предприятиях различных отраслей российской промышленности в последние десятилетия складывается неблагоприятная ситуация в области производительности труда в сравнении с экономикой развитых стран. Проблема заключается не только в уровне, темпах роста, но и стабильном нарушении условия оптимальности. Это делает настоятельной необходимость активизировать поиск путей ее решения. Один из них — ликвидация потерь РВ.

В результате проведенного анализа теоретических основ проблемы изучения РВ в настоящей работе было сделано следующее:

1. На основе изучения отечественных и зарубежных подходов к проблеме ресурсосбережения автором внесен ряд дополнений:

— проведено сопоставление исследований в России (СССР) и за рубежом по фактору времени, которое показало, что в России (СССР) и за рубежом они проводились практически параллельно, с опережением отечественными учеными по отдельным вопросам. Все концепции современного менеджмента имеют идентичное направление, но отличаются своими акцентами, терминологией и степенью ориентации на те или иные аспекты менеджмента. При этом теоретические предпосылки изучения затрат РВ были заложены российскими исследователями, что подтверждается исторически;

— исследовано происхождение термина «Lean production» и обосновано уточнение его перевода, как «гибкая ресурсосберегающая производственная система»;

— в соответствии с принципами системного менеджмента уточнено понятие «ценность». Ценность, по мнению автора, — это значимость товара, определяемая потребителем и формируемая производителем, исходя из способности продукта или услуги не только удовлетворять потребности определенной группы потребителей, но и соответствовать оптимальному уровню издержек потребителя.

— для повышения эффективности усилий по совершенствованию деятельности в конкурентной среде, автор предлагает использовать на предприятиях классификацию затрат РВ с позиции добавления ценности для потребителя. Классификация, используемая в настоящее время, позволяет оценить степень эффективности использования РВ и дает возможность выявить и использовать резервы его сокращения на единицу продукта труда. Однако практикой доказано, что большая часть резервов и потерь остается скрытой от производителя при таком подходе.

2. Автором выполнен анализ существующих методов изучения затрат РВ, определены их недостатки и-достоинства. Проведенный анализ подтвердил, что официальные методики, действующие в настоящее время, не обеспечивают достаточной достоверности потерь РВ, определения их истинных причин и, следовательно, разработку эффективных мер по их устранению. Данные обстоятельства требуют, на наш взгляд, корректировки действующих методик.

3. Проведенный анализ основных тенденций в изучении затрат РВ позволил сделать следующие выводы:

— современная статистическая^ отчетность не позволяет анализировать трудовые процессы в масштабах народного хозяйства, т.к. изучение затрат РВ является в настоящее время прерогативой предприятий;

— о реальном положении, в области изучения затрат РВ в. последние годы, можно судить лишь по результатам отдельных социологических исследований и научных разработок.

4. Проведенные исследования деятельности ряда предприятий Иркутской области показали, что:

— потери^РВисследуютсяна предприятиях преимущественно-через индивидуальные и групповые ФРВчто чрезвычайно трудоемко и методически не соответствует концепциям современных систем менеджмента;

— практические исключена практика проведениясамофотографии, этого эффективного и малотрудоемкого способа выявления-потерь РВ;

— основным: видомг потерьРВ ¦ являются внутрисменные потери, характеризующие невысокий уровень организации груда и производства предприятияне зависимо от сферы его деятельности-. — несмотря на то, что большинству обследованных предприятий удалось полностью ликвидировать некоторые внутрисменные потери их величина остается достаточно высокой, при этом наблюдается тенденцияшх роста;

— подтвержденорасчетами, что продолжительность регламентированных технологических. перерывов недопустимо принимать, в процентах от оперативного РВ, т.к. их величина^ целиком зависит от особенностей технологии, исходных материаловусловий производства и ряда других, факторов, не связанных с величиной оперативного времени;

— исполнители на предприятиях практически не привлекаютсяк выявлению непроизводительных затрат и внутрисменных потерь РВ, чтомогло бы обеспечить снижение трудозатрат при сборе аналитического материала;

— анализ мероприятий по сокращению непроизводительных затрат и внутрисменных потерь РВ на обследуемых предприятиях показал, что мероприятия по сокращению внутрисменных потерь носят преимущественно корректирующий характер. Дляпланирования мероприятий по сокращению затрат РВ, не добавляющих ценность продукту для потребителя, к которым относятся и потери РВ, автором предложена форма отчетности, построенная с использованием замкнутого управленческого цикла (Шухарта-Деминга).

5. Действующая в настоящее время методика изучения затрат РВ во многом не соответствует современным концепциям системного менеджмента качества. В частности, она не позволяет выявить истинные причины обнаруживаемых потерь РВ и, как следствие, делает невозможной разработку конструктивных мер по их устранению. Это и неудивительно, поскольку методика изучения затрат РВ не претерпевала каких-либо серьезных изменений с момента ее зарождения — 1967 г. В настоящей работе нами предложена усовершенствованная методика исследования потерь РВ. Кроме того, даны следующие обоснованные рекомендации:

1) Массовое введение в практику предприятий регулярного проведения самофотографии для изучения потерь РВ, зависящих от системных ошибок.

2) Разработку и реализацию мероприятий по сокращению потерь РВ осуществлять по результатам единичных, а не усредненных наблюдений.

3) Привлекать технологов к проведению ФРВ.

4) Использование метода Ф. Ковалева для распространения опыта передовых рабочих по эффективному использованию РВ и обоснованного пересмотра норм затрат труда.

5) Совершенствование форм для планирования мероприятий по сокращению затрат РВ, не добавляющих ценность продукту для потребителя и обеспечения адекватности их содержания.

Трансформированная методика прошла апробацию на Эксплуатационном вагонном депо ст. Иркутск-Сортировочный и Локомотивном депо ст. Иркутск-Сортировочный, что подтверждается свидетельством на рационализаторское предложение.

Были получены следующие результаты:

— отказ от усредненных результатов наблюдений позволил точнее устанавливать причины потерь РВ, следовательно, принимать конкретные и адекватные меры по устранению этих причинУ.

— производительность труда инженеров по нормированию труда увеличилась в 2,5 раза на процессах проведения индивидуальных ФРВ с целью выявления потерь РВ;

— увеличился в 2,5 раза охват исполнителей индивидуальной ФРВ;

— использование самофотографий позволило в ряде случаев довести до 100% охват работников при изучении потерь РВ, что высвободило в значительной степени инженеров по нормированию труда, а также способствовало вовлечениюперсонала в процессы совершенствования деятельности;

— обеспечена экономия фонда оплаты труда в размере 519 тыс. руб. на пилотных предприятиях путем сокращения уровня' непроизводительных затрат и потерь РВ;

— использование при планировании и реализации^ мероприятий управленческого цикла Шухарта-Деминга позволило снизить уровень непроизводительных затрат и потерь РВ в целом по исследуемым предприятиям за- 9 месяцев 2007 года на 188 676,2 минут по отношению к аналогичному периоду 2006 году, что обеспечило рост производительности труда на 7,3%.

В настоящее время апробация методики продолжается. В дальнейшем предполагается закрепление стандартом ОАО «РЖД» методики изучения потерь РВ.

Таким образом, как нам представляется, применение предложенных рекомендаций и разработок будет способствовать дальнейшему повышению эффективности деятельности предприятия.

Однако, круг проблем, обозначенных в настоящем диссертационном исследовании, например, проблема повышения производительности труда, гораздо шире рассмотренных нами, некоторые из них только обозначены и требуют дальнейшего изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. О системе Любищева/ Г. С. Альтшуллер. -http://www.improvement.ru/bibliot/altshull.shtm.
  2. Г. А. Организация времени/ Г. А. Архангельский. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. — 448 с.
  3. Г. А. Корпоративный стандарт организации времени персонала/ Г. А. Архангельский// Управление персоналом. 2003. — № 10. -С. 29−31.
  4. Г. А. Корпоративный тайм-менеджмент/ Г. А. Архангельский// Менеджмент сегодня. 2004. — № 3. — С. 24−29.
  5. Г. А. Тайм-менеджмент как инструмент развития фирмы/ Г. А. Архангельский// Управление персоналом. — 2003. № 7. — С. 4951.
  6. Г. А. Хронометраж: система персонального управленческого учета/ Г. А. Архангельский// Менеджмент сегодня. 2002. — № 2. С. 12−17.
  7. Г. А. Личный опыт: эволюция хронометража/ Г. А. Архангельский. hltp://www. improvement.ru/zanietki/ag-tm/chrono-1 .shtm .
  8. Г. А. От удовлетворения потребителя к реализации ценности/ Г. А. Архангельский// Рекламные идеи. — 2003. № 1. — С. 52−58.
  9. Бережливость не роскошь, а средство выживания (текст доклада, авторы Адлер Ю. П., Шпер В.Л.) www.demin.ru/Statyi/BerNeRocr.htm
  10. Т.А. Рационально использовать рабочее время/ Т. А. Бараненкова. М.: Экономика, 1971. — 63 с.
  11. Л. Изучение трудовых процессов: от наблюдения к использованию 1Т/ Л. Бартунаев// Человек и труд. 2005. — № 2. — С. 85−87.
  12. С. Рабочее время важный индикатор использования трудового потенциала/ С. Белозерова// Человек и труд. — 2006. — № 11. — С. 68−74.
  13. Р.А. Русское экономическое чудо 1921−1928 гг./ Р.А. Белоусов// ЭКО. 2003. — № 5. — С. 167−179.
  14. Бережливое производство + шесть сигм: — http://www.finpro.com.ua -Как сделать общими ценности компаний и потребителей
  15. В.Г. Нормирование труда за рубежом. Учебное пособие/ В. Г. Былков, А. О. Аракшиков, Н. В. Кузнецов. Иркутск: Изд. ИГЭА, 2001. -12 с.
  16. В.А. Основы менеджмента ресурсов/ В. А. Булахов, Ю.А. Усманов// Экономика железных дорог. 2004. — № 12. — С. 34−43
  17. В.А. Основы менеджмента ресурсов/ В. А. Булахов, Ю. А. Усманов // Экономика железных дорог. 2005. — № 1. — С. 69−79
  18. И. Перерывы во времени работы/ И. Булахов. М.: Гос-трудиздат, 1930. — 24 с.
  19. А. Е. Нормирование труда как резерв повышения эффективности работы/ А.Е. Бухановский// Экономика железных дорог. 2000. — № 1. — С. 77−82.
  20. .В. Организация и нормирование труда. Учебник для вузов/ Б. В. Бычин, С. В. Малинин, Е.В. Шубенкова- под общ. ред. Ю. Г. Одегова -М.: Издательство «Экзамен», 2003. 464 с.
  21. Бюджет времени. Вопросы изучения и использования: информ. — аналит. журн./ Ответственный редактор Б. П. Кутырев. М.: Изд. «Наука», 1977. — 285 с.
  22. М.А. Внутрипроизводительные факторы использования трудовых ресурсов/ М. А. Винокуров. Иркутск: ИГЭА, 1992. — 59 с.
  23. Я.С. Свободная ковка. Учебник для професс. -техн. Училищ/ Я. С. Вишневецкий. -. 2-е. изд. доп. М.: «Высшая школа», 1972. -336 с.
  24. А.А. Факторы роста производительности труда и характеристики их уровня и динамики/ А.А. Вовк// Экономика железнодорожного транспорта. 2002 — № 2 — С. 59−68.
  25. Дж. Машина, которая изменила мир/ Дж. Вумек, Д. Джонс, Д. Рус- пер. с англ. С. Э. Борич. Мн.: «Попурри», 2007. — 384 с.
  26. Дж. Бережливое обеспечение: Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями/ Дж. Вумек, Д. Джонс- пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 264 с.
  27. Дж. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания" вашей- копании/ Дж. Вумек, Д. Джонс- пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 473 с.
  28. М. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства/ Майкл Вэй-дер- пер.- с анг. — М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. — 125 с.
  29. А.К. Как надо работать/ А. К. Гастев. — М.: Экономика, 1966. -471 с.30'. Гастев А. К. Организация труда в стахановском движении/ А. К. Гастев. М., Л.: Государственное издательство по стандартизации, 1936. — 208'с.
  30. А.К. Трудовые установки/ А. К. Гастев. М.: Экономика, 1973.-343 с.
  31. .М. Актуальные вопросы практики нормирования труда/ Б.М. Генкин// Нормирование и оплата труда в промышленности. 2005. — № 1.- С. 91−99.
  32. Генкин-Б.Mi Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ Б. М. Генкин. — 5-е изд., доп. — М.: Норма, 2003. 416 с.
  33. .М. Актуальные вопросы практики нормирования труда/ Б. М. Генкин.// Нормирование и оплата труда в промышленности. 2005. — № 1.-с. 91−99.
  34. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: в 2-х т. Т. 2/ В. В. Гончаров. -М.: МНИИГТУ, 1998. 816 с.
  35. А. Современные методы: микроэлементное нормирование труда/ А. Головачев. JT. Леутина, В. Пашуто//Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2005. № 1. — С. 100−105.
  36. ГОСТ Р 51 814.2−2001 «Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов»
  37. Д.А. Эта странная жизнь/ Д. А. Гранин. М.: Сов. Россия, 1982.-253 с.
  38. В.К. Управление рабочим временем/ В. К. Гупалов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1998. 240 с.
  39. С. М. Состояние организации и нормирования труда на железнодорожном транспорте/ С. М. Данилов, А.Е. Бухановский// Экономика железных дорог. 2001. — № 11. — С. 71−74.
  40. Деловое администрирование/Под ред. О. А. Страховой. СПб.: Питер, 2001.- 176 с.
  41. М. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства/ Майкл J1. Джордж- пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 360 с.
  42. А.С. Основные методические положения по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве/ А. С. Довба, В. М. Рысс М.: НИИ труда, 1971.-115 с.
  43. А.П. Управление персоналом/ А. П. Егошин. -Н.Новгород: НИМБ, 1997. 607 с.
  44. Т. Производительность в поддержку демографии/ Т. Ефременко// Росс. Газ. 2007. — 15 фев.
  45. Ю.И. Реализация резервов развития промышленного предприятия на основе концепции бережливого производства/ Ю. И. Ефимович, Ю.О. Плехова// Вестник Нижегородского государственного университете им. Н. И. Лобачевского. 2007. — № 1. — С. 223−227.
  46. Жук Л. А. Рабочее время и экономические основы его рационального использования при социализме. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутск, 1970 г.
  47. А.А. Национальные особенности персонала/ А.А. Звя-гин//ЭКО. 2004. — № 2. — С. 155−161.
  48. С. Экономика времени: старая проблема нового производства/ С. Зинченко// Дистрибуция и логистика. — 2003. № 4. — с. 41−46
  49. А. Отношение к нормированию и производительности труда начинает меняться/ А. Зубкова, В. Рожкова, Ю. Пикалин и др.// Человек и труд. 2000. — № 9. — С. 77−84.
  50. , М. Настоящие мемуары гейши: (автобиографический роtман) / Минеко Ивасаки, Рэнд, Браун- пер. с англ. В. Михайлюк. СПб.: Ред Фиш. ТИД Амфора, 2006. — 350 с.
  51. Инструментарий качества. Технологии разработки и анализа разрабатываемых изделий и процессов. http://www.iso9000.iu/library/fma.htm.
  52. Иллюстрированный глоссарий по бережливому производству/ Под ред. Ч. Марчвински, Дж. Шука- пер. с анл. — М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, Центр развития деловых навыков, 2005. 123 с.
  53. Н.Р. Пути совершенствования организации, нормирования и стимулирования труда на Восточно-Сибирской железной дороге/ Н.Р. Ка-леник//Экономика железных дорог. — 2001. № 1. — С. 87−90.
  54. КаменщиковТ.Г. Кузнечное производство/ Г. Г. Каменщиков. М.: Машгиз, 1954. — 402 с.56: Карташов С. И. Хронометраж/ С. И. Карташев. Л.: Изд. Ленинградского губернского совета Профессиональных союзов, 1925. — 24 с.
  55. П.М. Борьба за время/ П. М. Керженцев. М.: Экономика, 1965.-111 с.
  56. В.Н. Экономия рабочего времени на горном предприятии/ В. Н. Ковалев. -М.: Недра, 1969. 185 с.
  57. Э.Б. Научный менеджмент: российская история/ Э. Б. Корицкий, Г. В. Нинциева, В. Х. Шетов. СПб.: Питер, 1999 — 384 с.
  58. Л.В. Применение: концепции bean при внедрении- ОМК/: ЛШ. Кухарева// Методы менеджмента качества. — 2006. № 7. — с. 13.
  59. Лазуткин-Е.С. Цена-времени/Е.С. Лазуткин, Е.Е. Лазуткина--, М.: Московский рабочий- 1983 — 19lf с. .
  60. Лайкер-Дж. Практика дао=Тоуо1а: Еуководствошо внедрению принципов менеджмента-Toy ota/- Джеффри Лайкер, Дэвид Майер- пер. с ант. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006, 588 е.
  61. Дж. Даб/Toyota: 14 принциповшенеджментат ведущей компании мира/Джеффри Лайкер- пер. с анг. М: Альпина? Бизнес Букс, 2005. -402 с. • '
  62. В.А. Менеджмент ошибок (Имеют, ли люди право на ошибку)/ В. А. Лаппдус. — Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. — 85 с.
  63. У. Бережливое производство: синергетический подход к сокращению потерь/ У. Левинсон, Р. Рерик- аер. с англ. АЛ. Раскина- под. науч. ред: В: В- Брагина. Mr: РИА" «Стандарты и-качество», 2007. — 272 с. .
  64. Г. И. Пути рационального использования рабочего времени/ Г. И. Лыков. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973.48 с. ' ' ¦ '.'. ' ' ' /
  65. Экономика труда и социально-экономические отношения/Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой- М.: Издательство МГУ, Издательство ЧеРо, 1996.-623 с.
  66. Методика изучения использования рабочего времени в. промышленности. М.: Научно-исследовательский институт труда, 1967. — 96 е.
  67. Методы и способы изучения затрат рабочего времени// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2004. № 3. — С. 89−100.
  68. Методические рекомендации по применению форм документации по нормированию труда на железнодорожном транспорте/ МПС РФ Департамент экономики. Проектный и внедренческий центр организации труда. — М'.: 2001.-92 с.
  69. Р. Возрождение организации и"нормирования труда -путь к повышению конкурентоспособности/ Р. Миускова//Человек и труд. — 2003 -№<6. -С. 85−87.
  70. М.Р. Дифференциация затрат рабочего времени по признаку добавления ценности/ М. Р. Михайлова, М.М. Полынская// Методы менеджмента качества. 2006. — № 10. — С. 9−12
  71. М.Р. Управление персоналом в современных системах качества /М.Р. Михайлова// Проблемы менеджмента качества на предприятиях России^ в современных условиях: Матер. Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2002. — с. 94
  72. М.Р. Бенчмаркинг универсальный инструмент управления качеством/ М.Р. Михайлова// Методы менеджмента качества. — 2003. — № 5.-С. 18−21.
  73. М.Р. Управление качеством. 4.2. Инструменты/ М. Р. Михайлова. — Иркутск: ИрГУПС, 2005. 140 с.
  74. М.Р. Повышение качества труда — основа роста качества продукции и производительности труда/ М.Р. Михайлова// Вопросы размещения, экономики и организации производства. Иркутск, 1977. — С. 149 155.
  75. В.Г. Социально-экономические проблемы сокращения ручного труда/ В. Г. Мысник. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1985.- 160 с.
  76. В.К. Новый англо-русский словарь/ В. К. Мюллер, B.JI. Дашевская, В. А. Каплан. и др. 7-е изд., стереотип. — М.: Рус.яз., 2000. — 880 с.
  77. Г. К. Выборочный анализ использования рабочего времени/Г.К. Оноприенко. -М.: Экономика, 1968. 140 с.
  78. Оно Тайити. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства/ Тайити Оно- пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «ИКСИ», 2006. -208с.
  79. A.M. Бережливость закон социалистического производства/ A.M. Омаров. — М.: Экономика, 1989. — 239 с.
  80. Отчет о результатах использования рабочего времени, по ВСЖД филиалу ОАО «РЖД» за 2002- 2003 год
  81. Отчет о результатах использования рабочего времени по ВСЖД филиалу ОАО «РЖД» за 2004 год
  82. Отчет О' результатах использования рабочего времени по ВСЖД филиалу ОАО «РЖД» за 2005 год
  83. Отчет о результатах использования рабочего времени по ВСЖД филиалу ОАО «РЖД» за 2006 год
  84. В.П. Организация и нормирование труда-на предприятии/ В. П. Паршуто. Минск: Новое знание, 2002. — 318 с.
  85. Ю.А. Повышение эффективности организации и нормирования труда на государственных предприятиях в условиях рыночных преобразований/ Ю. А. Пикалин. Екатеринбург: ООО «СВ-96», 1998. — 388 с.
  86. М.М. Стандартизация, как способ сокращения потерь/ М.М. Полынская// Трансформация финансового механизма железнодорожного транспорта в условиях структурной реформы: сб. науч. тр. — Иркутск:.Изд-во ИрГУПС, 2006. С. 136−139. .
  87. Попов Г. Х. Техникашичной: работы/Г.Х- Попов- М.: «Московский рабочий», 1971 -256 с.
  88. ПосошковлИ^Т. Книга, о>скудости, ю богатстве- и другие сочинения/ И§ Т. Посошков- Б. Б'5 Кафегауз. --М*:Издатёщ, ста6? Ж.€€€Р,-Г95.1С.- 409-с:
  89. , С.К. Резервы рабочего: времени/ С. К. Потемкин, С. У. Олейник. Харьков: «Прапор», 1975 -71 с.
  90. Г. А. Проблемы рабочего и нерабочего времени. Избранные произведения/ Г. А. Пруденский. М.: Изд. «Наука», 1972−335 с.
  91. Распоряжение Президента ОАО «РЖД» № 46р от 15.01.2007 -Функциональная стратегиягуправления качеством в ОАО'"РЖД>> .
  92. В.В. Процессный подход к управлению- Моделирование? биз-нес процессов/ В. В. Репин, В.Г.- Елиферов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. -408 с. •: ^ '
  93. М. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности/ М. Ротер, Дж. Шук: пер. с англ. — М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2005. — 144 с.
  94. В.А. Математические модели принятия решении в экономике. Учебное пособие/ В .А. Розен. — М-: Книжный дом «Университет», Высшая школа, 2002. 288'с. .
  95. И.Ю. Устранение потерь в рабочем? процессе/ И.Ю. Рыж-кин// Методы менеджмента качества. 2007. — № 12.- С. 4−7.
  96. Г. Б. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебное пособие/ Г. Б. Савицкая. Минск: «Новое знание» — 2006. — 652 с.
  97. Н.С. Фактор времени в советской экономике/ Н. С. Сачко. -М.: «Мысль», 1976 205-с.
  98. Сборник технологических карт по техническому обслуживанию и текущему ремонту контактной сети электрифицированных железных дорог. 1999 г.
  99. С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства/ С. Синго: пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. — 312 с.
  100. Е.А. Фотография рабочего времени инструмент анализа и оптимизации трудовых процессов/Е.А'. Скриптунова// Справочник экономиста. — 2004.- № 6. — с. 40−49.
  101. Г. Э. Вопросы организации труда и, социальных*отношений (по материалам зарубежных научных изданий)/ Г. Э. Слезингер// Труд за рубежом. 2000. — № 3. — с. 106−120.
  102. Е.А. Применение FMEA-анализа для улучшения процесса градуировки электронных весов/ Е. А. Солодков, С. В. Пономарев, А. Н. Жмаев и др. // Методы менеджмента качества. 2004. — № 8. — С. 47−49.
  103. Справочник работника общественного бюро технического нормирования. -М.: Экономика, 1966. 105 с.
  104. В. Дж. Управление производством/ В.Дж. Стивенсон: пер. с англ. М.: ООО «Издательство «Лаборатория Базовых знаний», ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. — 928 с.
  105. Э. Мотивация (размышления на заданную тему)// Управление персоналом. 1999. — № 5, с. 19−24.
  106. B.C. Кто способен работать больше других?/ B.C. Тапи-лина// ЭКО. 2003. — № 6. — С. 142−153
  107. Д. В: Организация трудовойf деятельности как фактор повышения производительности труда/ Д.В. Тащилин// Интернет-Конференция Волжского политехнического института. http ://www. volpi .ru/konf/Text/tashilin2 .htm.
  108. Ф.У. Принципы научного менеджмента/ Ф. У. Тейлор, Е. А. Кочерин, А. И. Зак. — М.: Журнал «Контроллинг», 1991. — 104 с.
  109. Трудовой кодекс РФ www.garant.ru
  110. У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи/ Сост. Э. Б. Корицкий. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. -556 с.
  111. З.А. Закон экономии*времени. Экономические законы социализма и их использование/ З. А. Уткин. М.: Экономика, 1960. — 189 с.
  112. Учет и контроль за>использованием рабочего времени// Экономика и учет труда. 2000. — № 10. — С. 3−10
  113. В.И. Нормирование труда на современном предприятии/ В. И. Фильев. — М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 1997. 144 с.
  114. Фильев В. И1. Организация, нормирование и оплата труда. Опыт зарубежных стран: Великобритании, Германии, Италии, США, Франции, Японии и др./ В. И. Фильев. М.: Юридический бюллетень предпринимателя, 1996.-96 с.
  115. Г. Сегодня и завтра/ Г. Форд. — М.: Финансы и статистика, 1992.-240 с.
  116. Чернявский ЯМ: Пути-^лучшенияшспользования?рабочего?времени- (Баланс-затрат рабочего времени- на предприятии:)/ Я^М- Чернявский: -М.: «Экономика», 1972. — 260 с.
  117. Н.Э. К вопросу оптимизации технологического процесса/ Н: Э: Чистякова- С. В. Павлов, Б. Н. Гусев // Методы менеджмента качества.- 2007.-№ 12.-С. 8−11.134: Хронометраж// Экономика и учет труда. 2005. — Jv> 11. — С. 18−25.
  118. Н.В. Тайм-меиеджмент-управление временем/ 11.В. Шлей// ЭКО. 2006. — № 5. — С. 135−159.
  119. В.Г. Кузница в современном хозяйстве/ В. Г. Шмаков: — М.: Машиностроение, 1990. -320 с.137: Шмакалов A.F. Метод FMb’A и мониторинг бизнес-процессов/ А. Е. Шмакалов. И.З. Аронов// Методы менеджмента качества. 2005. -№ 10. -С. 22−25... .
  120. Г. Двенадцать принципов производительности/ Г. Эмерсон. М.: Бизнес-ииформ, 1997. — 197 с.
  121. З.И. Ручная ковка: Учеб. для-ПТУ/З.И*: Юсипов, Н. И: Ляпунов: 2-е изд., перераб: и доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.
  122. Р. Вспоминая о будущем, или почему оптимизация зарплаты невозможна без нормирования труда/ Р. Яковлев// Нормирование и оплата труда в промышленности. 2004. — № 1. — С. 76−81.
  123. Р. Нормирование труда: необходимость и задачи возрождения/ Р. Яковлев// Российский экономический журнал. 2001 — № 9. — С. 6 468 142. Yandex словари
Заполнить форму текущей работой