Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономико-статистический анализ внешней торговли Италии за 2007-2011 годы

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хотелось бы сделать акцент на таких понятиях как цены ФОБ и СИФ, т.к. для расчета импорта и экспорта используются именно эти цены. Из-за чего возникла необходимость в использовании этих понятий? В международной торговой практике сделки совершаются на разных уровнях производства, поэтому цена на товары на каждой стадии будет различна. На выходе с конвейера одна цена, в порту — другая. Возникает… Читать ещё >

Экономико-статистический анализ внешней торговли Италии за 2007-2011 годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кафедра учёта, статистики и аудита Курсовая работа на тему

«Экономико-статистический анализ внешней торговли Италии 2007 — 2011 годы»

Москва 2013

Введение

1. Динамика внешней торговли Италии за 2007;2011 годы

2. Географическое распределение внешней торговли Италии за 2007;2011 годы

3. Товарная структура внешней торговли Италии

Заключение

Введение

В современных условиях национальная экономика страны не может развиваться изолированно от мировой экономики. Экономические связи между странами осуществляются по средствам внешней торговли, поэтому анализ внешней торговли имеет огромное значение для оценки степени участия страны в мировой экономике.

Экономика Италии — одна из самых крупных по объему, по данным ЦБ — седьмая в мире по номинальному валовому внутреннему продукту (ВВП) и по данным Международного валютного фонда — десятая по паритету покупательской способности. Италия классифицирована как индустриальная страна, хотя некоторые характеристики отличают ее от других стран Большой Восьмерки, Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). внешняя торговля экспорт италия Итальянская промышленность держится на предприятиях мелкого и среднего бизнеса, в то время как крупных предприятий в стране относительно немного. Однако с недавних пор итальянский средний класс оказался под давлением растущей конкуренции со стороны развивающихся стран, прежде всего восточной Азии (Китай, Вьетнам, Таиланд). На это итальянские предприятия отреагировали, частично перемещая бизнес в развивающиеся страны и делая упор на продукцию высокого качества.

В то же время итальянская экономическая система страдает от негибкости, жесткости, которая ограничивает конкурентоспособность. Торможению роста способствуют и возросшее налоговое давление, огромный государственный долг, недостаточная гибкость рынка труда, а также, по мнению некоторых экономистов, дробление предприятий.

В данной работе будет представлен анализ внешней торговли Италии за 2007 — 2011 годы.

Для начала будет продемонстрирована и проанализирована динамика внешней торговли Италии: объем экспорта и импорта, сальдо торгового баланса, доля страны в экспорте, импорте европейского региона и всего мира.

Также будет проведен анализ географической структуры внешней торговли Италии, где будут представлены все страны, с которыми Италия имеет торговые отношения, и анализ товарной структуры экспорта и импорта.

1. Динамика внешней торговли Италии за 2007;2011 годы Данная часть работы характеризует динамику внешней торговли Италии 2007;2011 годов. Характеристика динамики не может быть без характеристики основных показателей внешней торговли, таких как: экспорт, импорт, оборот, сальдо торгового баланса и коэффициент покрытия. Содержание экспорта как современного экономического понятия — вывоз товара за территорию страны (таможенной территории). Импорт же наоборот, это ввоз товара в страну. Оборот внешней торговли — сумма величин экспорта и импорта за определенный период времени. Сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом страны за один промежуток времени. Положительное торговое сальдо означает превышение экспорта над импортом, а отрицательное — превышение импорта над экспортом. В мировой практике принято считать, что отрицательное сальдо — это плохая тенденция, так как чрезмерный импорт способствует наводнению рынка импортными товарами, ущемлению интересов отечественного производителя. Коэффициент покрытия — отношение экспорта к импорту в процентном выражении и показывает процент покрытия экспорта импортом.

Хотелось бы сделать акцент на таких понятиях как цены ФОБ и СИФ, т.к. для расчета импорта и экспорта используются именно эти цены. Из-за чего возникла необходимость в использовании этих понятий? В международной торговой практике сделки совершаются на разных уровнях производства, поэтому цена на товары на каждой стадии будет различна. На выходе с конвейера одна цена, в порту — другая. Возникает вопрос — какую цену учитывать при подсчете экспорта и импорта. Для получения таких данных было решено привести все цены к единому базису. В статистике внешней торговли были введены понятия: цены ФОБ и СИФ.

Цены ФОБ — цена товара плюс все расходы на доставку до борта корабля и погрузка. В основном эти цены используются при расчете экспорта.

Цены СИФ — стоимость груза на условиях ФОБ, плюс расходы по страхованию груза в пути и его транспортировке до порта назначения. Используются при расчете импорта. Статистический учет внешнеторговых операций: международный опыт и российская практика. Н. Е. Григорук. 2004 г. стр.45

Данные, характеризующие основные показатели внешней торговли Италии представлены в Таблице 1.1.

Таблица 1.1

Динамика внешней торговли Италии за 2007;2011 годы.

Оборот внешней торговли (млн. долл. США)

Импорт (млн. долл. США)

Экспорт (млн. долл. США)

Сальдо торгового баланса (млн. долл. США)

— 11 631

— 18 474

— 8040

— 40 116

— 35 530

Коэффициент покрытия (в %)

97,70

96,70

98,06

91,76

93,64

Источник: Monthly Bulletin of Statistics Online http://unstats.un.org/unsd/mbs/data_files/t34.pdf

По данным Таблицы 1.1, за исследуемый период 2007;2011 годы внешнеторговый оборот Италии резко упал в 2009 году и составил 821 410 млн долл. США. Это объясняется мировым экономическим кризисом 2008 года. В дальнейшем внешнеторговый оборот ежегодно увеличивается и в 2011 году даже превышает докризисный уровень и составляет 1 082 096 млн долл. США.

Что касается сальдо торгового баланса, то на протяжении всего исследуемого периода оно остается отрицательным, что негативно сказывается на экономике Италии. Важно отметить, что, несмотря на самый низкий уровень оборота внешней торговли в 2009 г., сальдо торгового баланса в этом же году является самым низким. Объясняется это тем, что в 2009 г. стоимость импорта по отношению к 2008 г. снизилась значительнее, чем стоимость экспорта, что показано в Таблице 1.4 и 1.5.

Для того чтобы ясно представить роль Италии в мировой торговле, на основе данных Таблицы 1.1 рассчитаем долю страны в мировом импорте, экспорте и внешней торговле стран европейского региона.

В Таблице 1.2 приведены результаты проведенных расчетов.

Таблица 1.2

Доля страны в мировом импорте, экспорте и внешней торговле стран европейского района за 2007;2011 годы (в %).

Доля страны в мировом экспорте

3,819

3,594

3,486

3,156

3,086

Доля страны в мировом импорте

3,847

3,656

3,523

3,417

3,288

Доля страны во внешней торговле стран европейского региона

9,153

8,988

8,697

8,788

8,709

Источник: Monthly Bulletin of Statistics Online http://unstats.un.org/unsd/mbs/data_files/t34.pdf

Как видно из Таблицы 1.2, доля страны, как в мировом экспорте, так и в мировом импорте на протяжении исследуемого периода остается постоянной. Границы колебаний: от 3,086% (доля страны в мировом экспорте в 2011 году) до 3,847% (доля страны в мировом импорте в 2007 году. Как видно разница не велика, составляет всего лишь 0,761%.

Доля Италии во внешней торговле стран европейского союза в 2007 году составила 9,2%. В 2009 году снизилась до уровня 8,7% и в последующие годы оставалась почти на одном уровне.

Для более детального изучения внешней торговли Италии обратимся к таким показателям динамики как: абсолютный прирост, коэффициент и темп роста, темп прироста — цепные, базисные и среднегодовые по обороту, экспорту и импорту за 2007;2011 годы.

Абсолютный прирост — разность между сравниваемым уровнем и уровнем более раннего периода, принятым за базу сравнения. Общая теория статистики: Учебник. Под ред. И. И. Елисеевой. 2005 г. Стр. 450 Коэффициент роста — отношение сравниваемого уровня (более позднего) к уровню принятому за базу сравнения (более раннему). Темп роста — то же самое, что и коэффициент роста, но выражается в процентах. Что касается темпа и коэффициента прироста, то единственное отличие от описанных предыдущих показателей — описывает на сколько вырос или упал показатель по сравнению со сравниваемым периодом.

Результаты расчетов показателей динамики внешней торговли Италии представлены в Таблице 1.3.

Таблица 1.3

Динамика оборота внешней торговли Италии 2007;2011 годы.

2007=100

Года

Оборот

Абсолютный прирост (млн. долл. США)

Коэффициент роста

Темп прироста

(в %)

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

;

;

;

;

;

;

1,095

1,095

9,5

9,5

— 190 699

— 286 988

0,812

0,741

— 18,8

— 25,9

— 78 289

0,923

1,137

— 7,7

13,7

1,069

1,159

6,9

15,9

Среднегодовой абсолютный прирост = 17 496,75 млн долл. США Среднегодовой темп прироста = 1,68%

Источник: рассчитано по данным таблицы 1.1

Показатели динамики, представленные в Таблице 1.3, дают ясную характеристику изменениям оборота внешней торговли Италии за указанный период (2007;2011 года). Несмотря на то, что кризис 2008 года отрицательно повлиял на уровень внешней торговли Италии (падение с 1 012 109 млн долл. США- 2007 год, до 821 410 млн долл. США в 2009 году), уровень оборота внешней торговли 2011 года по сравнению с 2007 годом увеличился на 6,9% и составил 1 082 096 млн долл. США. Среднегодовой темп прироста составил 1,68%, что означает, что в среднем ежегодно уровень оборота внешней торговли увеличивался на 1,68%.

Отдельная динамика изменения экспорта и импорта даст нам более детальное объяснение причин изменения оборота внешней торговли.

В Таблице 1.4 представлены данные динамики экспорта за рассматриваемый период.

Таблица 1.4

Динамика экспорта Италии 2007;2011 годы.

2007=100

Года

Экспорт

Абсолютный прирост (млн. долл. США)

Коэффициент роста

Темп прироста

(в %)

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

;

;

;

;

;

;

1,089

1,089

8,9

8,9

— 93 554

— 138 277

0,813

0,746

— 18,7

— 25,4

— 53 387

0,893

1,099

— 10,7

9,9

1,046

1,171

4,6

17,1

Среднегодовой абсолютный прирост = 5 761 млн долл. США Среднегодовой темп прироста =1,13%

Источник: рассчитано по данным таблицы 1.1

Основной продукт, экспортируемый Италией, — машины и оборудование. Эта продукция эконом класса (Fiat, Indesit, De’Longhi) и люкс (Ferrari, Lamborghini). Спрос на автомобили класса люкс не высокий и кризис не сильно влияет на уровень продаж. Говоря о продукции эконом класса, то во время кризиса, люди приобретавшие более дорогую продукцию, переходят на более дешевую, поэтому спрос на продукцию такого типа почти не изменяется. Несмотря на это кризис все-таки оказал влияние на динамику экспорта.

Динамика экспорта Италии непостоянна. В 2007 году уровень достигал 500 239 млн долл. США. В 2008 году уровень увеличился на 8,9%. А в 2009 году упал на 18,7% (по сравнению с 2007 годом) на 25,4% (по сравнению с 2008 годом). С тех пор экспорт Италии постепенно увеличивается и в 2011 году экспорт превысил уровень 2007 года (на 4,6%) и составил 523 283 млн долл. США. Среднегодовой абсолютный прирост положителен и составляет 5 761 млн долл. США.

В Таблице 1.5 представлены данные о динамике импорта Италии 2007 — 2011 годов.

Таблица 1.5

Динамика импорта Италии 2007;2011 годы.

2007=100

Года

Импорт

Абсолютный прирост (млн. долл. США)

Коэффициент прироста

Темп прироста

(в %)

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

;

;

;

;

;

;

1,101

1,101

10,1

10,1

— 97 145

— 148 711

0,810

0,736

— 19,0

— 26,4

— 24 902

0,951

1,174

— 4,9

17,4

1,092

1,148

9,2

14,8

Среднегодовой абсолютный прирост =11 735,75 млн долл. США Среднегодовой темп прироста = 2,22%

Источник: рассчитано по данным таблицы 1.1

Динамика импорта не сильно отличается от динамики экспорта. Отрицательный цепной абсолютный прирост был только в 2009 году (-148 711 млн долл. США). В 2010 году импорт увеличился на 17,4% по сравнению с предыдущим годом, а в 2011 году на 14,8%. Т. е. темп роста замедлился.

Для обобщения всех ранее указанных данных ниже построен Рисунок 1.1, в котором указана динамика оборота внешней торговли, экспорта и импорта Италии за 2007;2011 годы.

Рисунок 1.1. — Динамика внешней торговли Италии за 2007;2011 годы.

Источник: построен по данным таблицы 1.1.

График более наглядно показывает динамику внешней торговли Италии. С помощью этого графика легко сделать вывод о динамике внешней торговли Италии. Уровень экспорта и импорта находятся практически на одинаковом уровне и одинаково изменяются на протяжении всего изучаемого периода. Единственное, что после резкого спада импорт стал немного преобладать над экспортом.

Помимо динамики для характеристики внешней торговли также используются различные индексы. В характеристике внешней торговли Италии будет использованы следующие индексы: индекс стоимости, средних цен и физического объема.

Отличительной особенностью внешнеторговых индексов является тот факт, что они подсчитываются не по всему товарообороту, а отдельно по экспорту и по импорту (из-за их различной динамики и структуры). Статистический учет внешнеторговых операций: международный опыт и российская практика. Н. Е. Григорук. 2004 г. стр.87

Индекс средних цен и физического объемы уже были подсчитаны в статистическом справочнике Monthly Bulletin of Statistics. А индексы стоимости были подсчитаны автором на основе данных стоимости 2000 года и соответствующих лет.

Индекс стоимости показывает (суммарный объем экспорта и импорта) характеризует общую динамику внешней торговли. Индекс физического объема характеризует изменение объема экспорта и импорта в сопоставимых ценах. Наконец индекс цен показывает, как повлияло изменение цен на динамику экспорта и импорта.

Рассмотрим подробно индексы экспорта, которые указаны в Таблице 1.6.

Таблица 1.6

Индексы экспорта Италии за 2007;2011 годы.

2000=100

Годы Показатели

Экспорт:

Стоимость (млн. евро)

Индекс стоимости

Индекс средних цен

Индекс физического объема

Источник: Monthly Bulletin of Statistics http://unstats.un.org/unsd/mbs/data_files/t35.pdf

Официальный сайт статистика Италии http://en.istat.it/comest/

Анализируя индексы стоимости, средних цен, физического объема можно заметить, что их динамика различна. Сравним индексы средних цен и физического объема параллельно. В 2007 году они составили соответственно 122% и 115%. В 2008 году наблюдается рост средних цен до уровня в 129%, а физический объем напротив упал до уровня в 110%. В 2009 году замечается резкий спад индекса физического объема до 89%, а индекса средних цен всего лишь до 134%. В дальнейшем мы видим небольшой рост индекса средних цена до 101% в 2011 году и индекса физического объема до 143%.

В 2009 и 2010 годах наблюдается отрицательная динамика в экспорте Италии.

Из Таблицы 1.6 видно, что динамика физического объема более явная, нежели динамика цен, а это значит, что динамика стоимости определяется в большей мере динамикой физического объема.

Индексы импорта Италии представлены в Таблице 1.7.

Таблица 1.7

Индексы импорта Италии за 2007;2011 годы.

2000=100

Годы Показатели

Импорт:

Стоимость (млн. евро)

Индекс стоимости

Индекс средних цен

Индекс физического объема

Источник: Monthly Bulletin of Statistics http://unstats.un.org/unsd/mbs/data_files/t35.pdf

Официальный сайт статистики Италии http://en.istat.it/comest/

Из Таблицы 1.7 мы видим, что динамика импорта практически не отличается от динамики экспорта за изучаемый период.

Динамика импорта отрицательна только лишь в 2009 году и составляет 94%, а в 2010 одна уже составляет 105%. На протяжении всего остального периода динамика положительна.

Основной вывод, который можно сделать по данным Таблицы 1.6 и 1.7 — индексы стоимости импорта и экспорта зависят в основном от индекса физического объема.

Приведенные в Таблицах 1.6 и 1.7 показатели позволяют рассчитать индексы условий торговли. Основные индексы условий внешней торговли: индекс нетто и индекс брутто. С помощью этих индексов можно определить, насколько благоприятны условия торговли.

Индекс условий торговли нетто представляет собой отношений индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта, выражается в процентах. Индекс брутто — отношение индекса физического объема экспорта к индексу физического объема импорта. Также выражается в процентах.

Если индекс превышает уровень 100%, то условия торговли благоприятные, если же уровень ниже 100%, то страна несет убытки в сфере внешней торговли и для покрытия этих убытков приходится привлекать дополнительные кредитные ресурсы.

Результаты расчетов индексов нетто и индексов брутто представлены в Таблице 1.8.

Таблица 1.8

Индексы торговли Италии за 2007;2011 годы.

Индекс нетто

Индекс брутто

Источник: рассчитано по данным таблицы 1.6 и 1.7

Проводя анализ Таблицы 1.8 можно увидеть, что почти за весь изучаемый период торговля Италии не была благоприятной. В основном индексы принимают значение ниже 100%. Только в 2008 году индекс брутто составил 101%, а индекс нетто был положителен только в 2009 году (103%). Важно также обратить внимание на тот факт, что ни в одном году не было такого, чтобы оба индекса были больше 100%, поэтому сказать о благоприятности условий внешней торговли Италии в 2008 и 2009 годах можно лишь условно.

Подводя итог динамики внешней торговли Италии в 2007 — 2011 годах, важно отметить, что динамика очень непостоянна, причиной чему был кризис 2008 года, который явился причиной резкого сокращения экспорта и импорта Италии.

В после кризисный период Италии удалось обеспечить рост внешнеторгового оборота и даже превысить его докризисный уровень при помощи увеличения физического объема поставок и закупок в большей степени, чем увеличение уровня цен.

2. Географическое распределение внешней торговли Италии за 2007;2011 годы Для анализа внешней торговли характеристика динамики ее основных показателей: экспорта, импорта и оборота, недостаточна. Поэтому в этой части работы будет представлена характеристика географического распределения внешней торговли Италии: страны, в которые Италия экспортирует свою продукцию; страны, которые импортируют в Италию свою продукцию.

В Таблице 2.1 представлено географическое распределение импорта Италии в 2007;2011 годах.

Таблица 2.1

Географическое распределение экспорта Италии в 2007 и 2011 году.

Страны — контрагенты

Страны — контрагенты

Стоимость в млн. долл.

% к итогу

Стоимость в млн. долл

% к итогу

Всего по экспорту, в т. ч.:

Всего по экспорту, в т. ч.:

1.Германия

63 217,28

12,65

1.Германия

68 688,24

13,13

2.Франция

56 185,07

11,24

2.Франция

60 840,14

11,63

3.Испания

36 287,19

7,26

3.Америка

31 816,94

6,08

4.Америка

33 414,30

6,68

4.Швейцария

28 751,76

5,50

5.Великобритания

28 480,93

5,70

5.Испания

27 679,92

5,29

6.Швейцария

18 377,18

3,68

6.Великобритания

24 386,45

4,66

7.Бельгия

14 500,08

2,90

7.Китай

13 920,00

2,66

8.Россия

13 123,23

2,62

8.Бельгия

13 570,61

2,59

9.Польша

11 891,60

2,38

9.Турция

13 402,18

2,56

10.Австрия

11 605,27

2,32

10.Польша

13 097,33

2,50

Источник: http://www3.istat.it/dati/catalogo/20 081 11200/PDF/cap17.pdf

http://www3.istat.it/dati/catalogo/20 121 21800/PDF/Cap17.pdf Экспорт и импорт Италии в istat. it представлен в национальной валюте (евро). Евро переведено в доллары с помощью курса, указанного в Приложении №

The International Trade Statistics Yearbook http://comtrade.un.org/pb/

Несмотря на то, что в течение исследуемого периода происходили большие колебания во внешней торговле Италии, уровень импорта в 2011 году достиг докризисного уровня импорта 2007 года. Как видно из таблицы 2.1, состав стран, куда Италия экспортировала свою продукцию, почти не изменился. Так как кардинальных изменений за исследуемый период не произошло, анализ географии внешней торговли будет проводиться в сравнении 2011 г. с 2007 г.

Из представленной таблицы видно, что Германия является страной, в которую Италия экспортирует 12,65% (63 217,28 млн долл. США) всего экспорта страны 2007 г. В 2011 году — 13,13% (68 688,24 млн долл. США). Так же Франция занимает стабильное второе место и составляет 11,24% в экспорте Италии за 2007 г. и 11,64% за 2011 г.

Следом за Францией идет Испания, куда в 2007 году Италия экспортировала 7,3% всего экспорта страны, за ней Америка с долей в 6,7%. А в 2011 году доля Америки уже уменьшилась, составила 6,1% всего экспорта.

Все остальные страны, представленные в таблице 2.1, имеют не такую большую долю в экспорте Италии как Германия и Франция, Испания и Америка.

Важно также отметить, что за исследуемый период страны, такие как Россия и Австрия покинули десятку крупнейших стран, в которые Италия экспортировала свою продукцию, а Китай и Турция вошли.

Для более наглядной демонстрации, данные Таблицы 2.1 представлены на круговых диаграммах (Рисунок 2.1 и 2.2) отдельно за 2007 и 2011 годы.

Рисунок 2.1 — Географическое распределение экспорта Италии в 2007 г.

Источник: построен по данным таблицы 2.1.

Рисунок 2.2 — Географическое распределение экспорта Италии в 2011 г.

Источник: построен по данным таблицы 2.1

Теперь проанализируем географическое распределение импорта Италии в 2007 — 2011 годах.

В Таблице 2.2 представлены данные о крупнейших странах-импортерах товаров в Италию за исследуемый период.

Таблица 2.2

Географическое распределение импорта Италии в 2007 и 2011 году.

Страны — контрагенты

Страны — контрагенты

Стоимость в млн. долл.

% к итогу

Стоимость в млн. долл.

% к итогу

Всего по импорту, в т. ч.:

Всего по импорту, в т. ч.:

1.Германия

85 292,09

16,73

1.Гермнаия

86 869,15

15,58

2.Франция

45 456,60

8,93

2.Франция

46 515,07

8,34

3.Китай

29 816,68

5,85

3.Китай

40 788,38

7,32

4.Нидерланды

27 639,75

5,42

4.Нидерланды

29 041,30

5,21

5.Бельгия

21 740,53

4,26

5.Россия

25 114,46

4,51

6.Испания

21 407,62

4,20

6.Испания

24 870,86

4,46

7.Россия

19 664,98

3,86

7.Бельгия

20 331,55

3,65

8.Ливия

19 186,85

3,76

8.Америка

18 141,94

3,25

9.Великобритания

16 650,98

3,27

9.Швейцария

15 818.69

2,84

10. Швейцария

15 231,66

2,99

10.Великобритания

14 990,45

2,69

Источник: http://www3.istat.it/dati/catalogo/20 081 11200/PDF/cap17.pdf

http://www3.istat.it/dati/catalogo/20 121 21800/PDF/Cap17.pdf

Анализируя географию импорта можно заметить, что страны, являющиеся основными импортерами товаров и услуг в Италию, так же являются основными странами, в которые Италия экспортирует свою продукцию.

В 2007 Германия импортировала в Италию товаров и услуг примерно на 85 292,09 млн долл. К 2011 г. это цифра не очень изменилась и составила 86 869,15 млн долл. На втором месте — Франция. Ее доля в импорте Италии в два раза меньше чем доля Германии. В 2007 г. составила 8.93% (45 456,60 млн долл. США), в 2011 г. — доля немного упала — 8, 34% (46 515,07 млн долл. США).

На третьем месте — Китай, доля которого в импорте в 2011 г. увеличилась почти в полтора раза по сравнению с 2007 г. В 2007 г. Китай импортировал продукции на 29 816,68 млн долл. США, а в 2011 г — 40 788,38 млн долл. США.

Еще одна страна, которая явилась основной составляющей стран импортеров — Нидерланды, доля в импорте Италии достаточно не большая — 5,42% в 2007 г. и 5,21% в 2011 г.

Остальные страны, указанные в Таблице 2.2 имели меньшую долю в импорте Италии. В 2011 г. Ливия покинула десятку крупнейших стран импортеров товаров и услуг в Италию, а вот Америка вошла, и ее доля составила 3,25% (18 141,94 млн долл. США).

Для большей наглядности, данные Таблицы 2.2 представлены на Рисунках 2.3 и 2.4.

Рисунок 2.3 — Географическое распределение импорта Италии в 2007 г.

Источник: построен по данным таблицы 2.2

Рисунок 2.4 — Географическое распределение импорта Италии в 2011 г.

Источник: построен по данным таблицы 2.2

Основной вывод, который можно сделать после анализа географического распределения внешней торговли Италии за 2007;2011 годы — две страны, с которыми Италия имеет самые значимые торговые отношения: Германия и Франция. Доля Германии, как в импорте, так и экспорте страны, составляет примерно 14%. Доля Франции — примерно 10%. Только Германия больше преобладает на рынке импорта, а Франция на рынке экспорта.

3. Товарная структура внешней торговли Италии Товарная структура внешней торговли тесно связана со структурой народного хозяйства и формируется под влиянием ряда факторов, таких как: обеспеченность природными и трудовыми ресурсами, исторически сложившимися экономическими связями и др. Она отражает уровень развития национальной экономики и характер ее участия в системе международного разделения труда.

В ежегоднике мировой торговли приводятся статистические показатели по 10 разделам СМТК — Стандартной Международной Торговой Классификации ООН.

Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК) (Standard International Trade Classification — SITC). Эта система стала основой для многих национальных внешнеторговых классификаций большинства промышленно развитых стран. На базе СМТК многие страны рассчитывают индексы, а по ним — общие индексы внешней торговли.

В основе построения СМТК лежит степень обработки товаров. Исходя из этого признака, все товары в СМТК делятся на разделы, отделы, группы, подгруппы и разделы. Это в определенной степени обеспечивает известную сопоставимость статистических показателей различных стран, и дает возможность проводить анализ товарной структуры международной торговли.

В настоящее время действует 3-й пересмотренный вариант СМТК, одобренный Статистической комиссией ООН в 1985 г. СМТК содержит 10 разделов, 67 отделов, 261 группу, 1033 подгруппы, из которых 720 — в свою очередь подразделяются на 2805 позиций. Для расширения возможностей анализа внешнеторговой статистики позиции СМТК перегруппированы в укрупненные категории, например, сырьевые и обработанные пищевые продукты и напитки, машины, транспортное оборудование и др.

Для того чтобы понять, какую продукцию экспортирует Италия, а какую импортирует, проанализируем данные Таблицы 3.1 и 3.2, в которых представлены числовые данные о товарной структуре экспорта и импорта.

Для начала, рассмотрим структуру импорта Италии (Таблица 3.1).

Таблица 3.1

Товарная структура импорта Италии в 2007 и 2011 году.

Разделы СМТК

Стоимость (млн. долл. США)

% к итогу

Стоимость (млн. долл. США)

% к итогу

Всего, в т. ч.

504 581,8

557 510,7

0+1 Продовольственные товары и живые животные, напитки и табак

36 843,3

7,3

45 882,3

8,2

2+4 Сырьё непродовольственное (кроме топлива), жиры, масла и воски животного и растительного происхождения

24 468,0

4,8

29 603,5

5,3

3 Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы

60 427,2

12,0

110 524,0

19,8

5 Химические продукты

63 373,3

12,6

77 131,6

13,8

6 Обработанные изделия, классифицированные по материалам

88 532,8

17,6

82 941,4

14,9

7 Машины и оборудование

143 052,7

28,4

138 380,0

24,8

8 Разные обработанные (готовые) изделия

50 999,1

10,1

58 681,0

10,5

9 Товары и сделки, не включенные в соответствующие разделы СМТК

36 885,3

7,3

14 366,9

2,6

Источник: The International Trade Statistics Yearbook, http://comtrade.un.org/pb/CountryPages.aspx?y=2007;

http://comtrade.un.org/pb/CountryPagesNew.aspx?y=2011

Основной статьей в импорте 2007 и 2011 гг. Италии являются машины и оборудование. Их доля составляет примерно 28% (143 052,7 млн долл. США) в 2007 г. и 24,8% (138 380,0 млн долл. США) в 2011 г. Этот вид продукции достаточно дорогой, поэтому объемы его закупки могут быть на самом деле не очень большими.

В 2007 г. на втором месте — обрабатывающая промышленность. Ее доля составляет 17,6% (88 532,8 млн долл. США) в 2007 г. В 2011 г. — минеральное топливо, смазки и подобные им материалы. Их доля составила 19,8% (110 524,0 млн долл. США).

Так же важную роль в торговой структуре Италии как в 2007 г. так и в 2011 г. играет импорт химических продуктов.

Для большей наглядности ниже представлены графики, демонстрирующие товарную структуру импорта Италии в 2007 г. и 2011 г. (Рисунок 3.1 и 3.2).

Рисунок 3.1 — Товарная структура импорта Италии в 2007 г.

Источник: построен по данным таблицы 3.1

Рисунок 3.2 — Товарная структура импорта Италии в 2011 г.

Источник: построен по данным таблицы 3.1

Далее будет рассмотрена товарная структура экспорта Италии в 2007 г. и в 2011. Числовые данные представлены в Таблице 3.2.

Таблица 3.2

Товарная структура экспорта Италии в 2007 и 2011 году.

Разделы СМТК

Стоимость (млн. долл. США)

% к итогу

Стоимость (млн. долл. США)

% к итогу

Всего, в т. ч.

492 058,3

523 179,1

0+1 Продовольственные товары и живые животные, напитки и табак

28 795,6

5,9

37 143,3

7,1

2+4 Сырьё непродовольственное (кроме топлива), жиры, масла и воски животного и растительного происхождения

7335,0

1,5

9174,9

1,8

3 Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы

18 816,7

3,8

24 811,6

4,7

5 Химические продукты

49 675,0

10,1

59 120,5

11,3

6 Обработанные изделия, классифицированные по материалам

102 965,9

20,9

101 482,2

19,4

7 Машины и оборудование

186 137,7

37,8

183 630,0

35,1

8 Разные обработанные (готовые) изделия

85 023,5

17,3

88 012,4

16,8

9 Товары и сделки, не включенные в соответствующие разделы СМТК

13 309,0

2,7

19 804,2

3,8

Источник: The International Trade Statistics Yearbook, http://comtrade.un.org/pb/CountryPages.aspx?y=2007;

http://comtrade.un.org/pb/CountryPagesNew.aspx?y=2011

Данная таблица демонстрирует, что основную долю в экспорте Италии занимают машины и оборудование. Несмотря на то, что машины и оборудование занимают первое место в доле импорта страны, машины и оборудование также являются основной составляющей экспорта страны. Объясняется это тем, что составляющими машин и оборудования Италии являются высококачественное оборудование, которое в основном уходит на экспорт (Lamborghini, Ferrari). Это очень дорогие автомобили, их количество не большое, в основном производство происходит на заказ, но их стоимость настолько высокая, что доля в товарной структуре страны очень большая (37,8% в 2007 г. и 35,1% в 2011 г).

Обработанные изделия, классифицированные по материалам, находятся на втором месте. В 2007 г. их доля в экспорте составила 20,9% (102 965,9 млн долл. США), а в 2011 г. — 19,4% (101 482,2 млн долл. США).

Готовые изделия также составляют значительную долю в экспорте Италии как в 2007 г. так и в 2011 г. В 2007 г. — 17,3%, в 2011 г. — 16,8%.

Для наглядности, данные Таблицы 3.2 представлены на следующих графиках (Рисунок 3.3 и 3.4).

Рисунок 3.3 — Товарная структура экспорта Италии в 2007 г.

Источник: построен по данным таблицы 3.2

Рисунок 3.4 — Товарная структура экспорта Италии в 2011 г.

Источник: построен по данным таблицы 3.2

Проанализировав товарную структуру импорта и экспорта, можно сделать следующий вывод: основным товаром, как в экспорте, так и в импорте страны, являются машины и оборудование. Как уже было сказано ранее, объясняется это разным уровнем качества продукции. Из Италии экспортируют высококачественную продукцию, а импортируют технику постоянного, ежедневного пользования.

Заключение

В настоящее время развитие любого государства невозможно без участия в мировой торговле. Экономика Италии, как и любого другого государства, очень сильно зависит от внешней торговли.

На сегодняшний день страна экспортирует в основном машины и оборудование. Свою продукцию Италия поставляет в такие страны: Германия, Франция, США, Испания, Великобритания, Швейцария и другие.

Импортирует Италия также машины и оборудование, обработанные изделия и т. д. Среди стран-импортеров продукции в Италию следует отметить: Германию, Францию, Китай, Нидерланды, и Испанию.

Но, к сожалению, во внешней торговле Италии на протяжении 4 лет прослеживается отрицательное сальдо торгового баланса, т. е. объем экспорта в денежном выражении не превышает объем импорта. Самая минимальная разница между импортом и экспортом была в 2009 году и равнялась -8040 млн долл. США (Таблица 1.1).

Для подтверждения значимости внешнеэкономической деятельности Италии следует отметить, что доля страны в мировой торговле равна за последние 5 лет в среднем 3,44%, что достаточно не плохо с учетом того, что территория страны занимает 301 230 км² (0,2% от площади всей суши Земли) и при населении в среднем 60 124,4 тыс. чел. (0.8% от населения Земли).

Внешнеторговый оборот на душу населения в год в среднем равен 16 482,145 долл./чел. С учетом, что среднемировой внешнеторговый оборот на душу населения равен 4079,213 долл./чел. в год .

В настоящее время, Италия является очень развитым государством с индустриально-аграрной экономикой.

К основным преимуществам итальянской экономики следует отнести то, что средний класс населения страны является образованным, творческим, трудолюбивым и как следствие достаточно конкурентоспособным. Значительную роль в развитии экономики страны играет то, что Италия является законодателем мировой моды в областях дизайна одежды, бытовой техники и бытовой промышленности. К преимуществам экономики можно отнести и то, что сельское хозяйство и легкая промышленность страны в полной мере обеспечивают потребности, как населения, так и туристов.

Основным минусом экономики страны является государственный дефицит бюджета и большой размер внешнего долга страны. К недостаткам также можно отнести незначительный прирост экономики, неразвитость сферы услуг, неравномерность распределения уровня доходов населения и сильную зависимость от импорта энергетических ресурсов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой