Кинопроизводственный процесс, как средство социализации в обществе
Фильмы для студенческой молодежи являются второй ступенью в формировании личности, именно на этот возраст рассчитан основной напор идеологического воздействия для формирования мировоззрения. Обратимся к определению. Мировоззремние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека… Читать ещё >
Кинопроизводственный процесс, как средство социализации в обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Факультет Филологический КУРСОВАЯ РАБОТА на тему
«Кинопроизводственный процесс, как средство социализации в обществе»
Москва 2015
Введение
Глава 1. История возникновения кинематографа. Первые годы развития кинематографии Глава 2. О взаимосвязи кинематографа и аудитории, взаимном влиянии и взаимном формировании
2.1 Общество и кинематограф в СССР
2.1.1 Детский и пионерский возраст
2.1.2 Молодежь и студенты Выводы
Кинофильм — это средство массовой информации отложенного действия. Отражая реальность, сложившуюся вокруг людей, посредствам ярких образов и картин, — он оказывает не меньший эффект, чем новостная лента. Это одно из немаловажных средств, способствующих формированию личности. В наше время, когда телевидение начинает активно заменять книги, а времени катастрофически не хватает, просмотр картин в кинотеатре или на домашнем экране воспринимается, как возможность отдохнуть, но не учиться. Этот фактор, выраженный в стремлении зрителя к массовому развлекательному кино, взамен познавательного, ставит производство социально-значимых фильмов на грань исчезновения. Другая проблема — это упадок зрительской активности населения, в связи с возможностью отложенного просмотра интересующих картин в интернете в свободном доступе. Однако с проблемой коммуникативного потенциала кинематограф сталкивался не раз, и, рассмотрев опыт истории, можно найти решения для ускорения реабилитации кинопроизводства в России.
Еще во времена становления кинопроизводства в СССР Владимир Ильич Ленин говорил: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» (11).
Эта фраза не случайна. Не случайно и то, что за выходом кинокартин на отечественные экраны в СССР следили очень внимательно, цензурировали. Ведь фильм — это средство пропаганды, причем очень сильное. Пропаганды определенного образа жизни, мыслей. Также, это средство социализации. В Советском Союзе оно использовалось очень активно, сейчас меньше, но сомневаться в том, что кино производит вклад в развитие общественного сознания, — не приходиться.
В данной работе, я постараюсь рассмотреть идеологическую ценность фильмов и выполнение ими социальных функций, проведя «вектор картин», созданных для аудитории различного возраста (от детей до взрослых) на примере кинофильмов и мультипликационных фильмов, снятых в советское время.
Актуальность данной работы состоит необходимости изучения данной темы и важности развития качественного кинопроизводства для формирования гражданина в эпоху информационного общества, а также невозможности сделать это без учета опыта истории. В роли кинофильмов, как одного из индикаторов формирования духовного багажа населения.
Научная новизна работы состоит в недостаточной изученности кинопроизводственного процесса, как средства, способствующего социализации в обществе. Необходимости создания единой цепи фильмов (по возрастному принципу), направленных на формирование личности человека.
Цель работы — рассмотреть исторические корни российского кинематографа, как средства, выполняющего важнейшие социальные функции (эстетические и познавательные) для определения возможных путей выхода из кризиса российского кинопроизводства на примере кинематографа СССР. Сделать выводы об основных целях кинопроизводства советской эпохи, для того, чтобы впоследствии, в сравнении с российским кино понять ошибки и неудачи, успехи и победы, способствующие формированию кинематографа, способного вырастить полноценного гражданина.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— выявить основные ценности советского кинопроизводства и основные направления фильмов, созданных для аудитории различного возраста на примере конкретных кинокартин
— рассмотреть закономерности развития данного вида искусства в условиях окружающей действительности, причины спада зрительской активности после распада СССР и интересы российского зрителя.
Объект исследования — идеи кинофильмов, способствующие формированию личности.
Предмет исследования — кинофильмы и мультфильмы
Основные источники, которые были использованы при написании работы: М. И. Жабский, В. П. Даровский, и др.
Глава 1. История возникновения кинематографа. Первые годы развития кинематографии
Первым шагом к появлению кинематографа стало создание портативной камеры обскура в 1685 году. Ее спроектировал Йоганнес Цан.
Вторым шагом, было появление в 1830 фенакистескопа — аппарата, позволяющего оживить картинку. (Создатели Майкл Фарадей и Макс Роджер).
В 1876 изобретено фоторужьё. В него заправлялась лента, подаваемая с помощью лентопротяжного механизма, который работал на бумаге.
А в 1877 году русский ученый Болдырев изобрёл целлулоидную плёнку. Модернизировав своё изобретение, Маре получил фоторужьё, которое могло использовать пленку. В скором времени в 1894 году Томас Эдисон создает кинетоскоп — аппарат, позволяющий просмотр движущихся картинок, подобный современному слайдоскопу. Он позволял просмотр только одному человеку. В этот кинескоп имел параметры будущего оборудования братьев Люмьер. Например: ширина пленки — 35 мм, скорость показа — 23−24 (условных) кадра в секунду. Соотношение сторон кадра 1:1,32.
К изобретению кинематографа подключились и наши ученые. В 1893 году Тимченко совместно с профессором Московского университета физиком Н. А. Любимовым разработал «улитку» — скачковый механизм, который позволял прерывисто менять кадры в стробоскопе. Этот же механизм использовался в кинетоскопе, спроектированном совместно с М. Ф. Фрейденбергом. Кинетоскоп, использовавший для съёмки дисковую фотопластинку, был впервые продемонстрирован в январе 1894 года на девятом съезде русских естествоиспытателей и врачей. Показанные фильмы — «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» — были сняты на одесском ипподроме. (11) (История этого изобретения известна по материалам Карена Шахназарова).
Все эти шаги были толчком к появлению кинематографии.
28 декабря 1895 года был продемонстрирован аппарат для кино под названием «синематограф», его изобрели братья Люмьер. В этот день, в «Гран-кафе» на бульваре капуцинок прошел первый сеанс кинематографа. В течение 1896—1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первый показ был организован 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге (в саду «Аквариум»), затем в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. (11)
Первыми российскими фильмами можно считать короткометражные фильмы, снятые в 1896 году артистом театра Корша — Владимиром Сашиным. Уже в июне 1896 года появилась первая газетная статья, посвященная кинематографу, написал ее Максим Горький: «Кинематограф, называвшийся „Живая фотография“ открылся незаметно, и посещали его преимущественно дети. Показали всего три картины. Первая, обошедшая все экраны мира, — это садовник, поливающий траву, и мальчишка, наступивший на кишку. Вторая картина — вид Невского проспекта с конкой и извозчиками. Третья — прибытие поезда. <�…> Музыкального сопровождения нет. Продолжительность сеанса — не более тридцати минут с двумя антрактами. Первый кинематограф в России быстро прогорел». (1)
Первые шаги к развитию кинематографа в нашей стране были непростыми. Долгое время Европа держала монополию на кинопроизводство за собой. Так было вплоть до 15 (28) октября 1908 года, когда был показан первый российский кинофильм, снятый в киноателье Александра Дранкова, и названный «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). За год до этого в 1907 году в Российской империи выходит журнал «Кино», освещающий события мирового и российского кинематографа. К 1908 году в России насчитывалось порядка 1200 синематографических театров. Это стало началом развития кинематографа в нашей стране.
Глава 2. О взаимосвязи кинематографа и аудитории, взаимном влиянии и взаимном формировании
кинематограф социальный эстетический познавательный Кинематограф со времен своего создания — это массовое искусство. Обратимся к определению искусства(12): искусство — это образное осмысление действительности; процесс или итог выражения (2) внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей (3). Кинематограф в полной мере соответствует данному определению, т.к. призван удовлетворять ряд потребностей своего зрителя. Для эффективности кинематографа должна быть найдена «золотая середина» в удовлетворении эстетических и познавательных потребностей аудитории. Однако стоит заметить, что по своему определению кинематограф относится к зрелищным видам искусства, отсюда и ряд проблем, которые подстерегают данную область со времен ее появления. Зрелищным называют синтетическое искусство пространственно-временного характера, включающим в себя проявления других видов искусства, — так кино представляет собой синтез литературы, театра, танца, изобразительного искусства (декорации) и многого другого. Чтобы понять одну из центральных проблем кинематографа стоит обратиться к культурному фону и восприятию значения слова зрелищный. Согласно определению в словаре русских синонимов, — слово «зрелищный» стоит в одном ряду с определениями «впечатляющий, картинный, увеселительный»(4), а, следовательно, воспринимается аудиторией подобным образом. Отсюда вытекает проблема кинематографа в следовании просветительским идеалам и необходимости соответствия фильмов восприятию кинозрителя. Для которого кинематограф является впечатлительным и увеселительным, — из-за схожести данных понятий в языке и множества процессов, повлиявших на наше восприятие данного определения.
В связи этими особенностями понятия «киноискусство» сложилась специфическая пирамида ценностей кинофильма (5):
— художественно-эстетическая творческая ценность (профессиональный уровень, вклад в киноискусство).
— идеологическая ценность (вклад в развитие общественного сознания)
— выполнение социальных функций (эстетической, познавательной, развлекательной, и т. п.), оценка массовым зрителем
— коммерческая ценность, коммуникативность фильма.
Если на протяжении ряда лет, в СССР, государство обладало, как говорят, монопольным правом на внесемейный культурный досуг населения и формировало фильмотеку, способствующую определенным настроения в обществе, — то в России кинопроизводство перестало быть государственным и уйдя в частные руки стало «на рельсы коммерциализации», в связи с этим и столкнулось с производственным кризисом. В отношениях «кинематограф-зритель» главенствующее и последнее слово перешло полностью ко второму. Аудитория стала формировать фильмотеку, как на уровне личных предпочтений, так и на уровне предпочтений всего общества.
Поскольку массовая аудитория — это сфера и механизм, помогающий реализовать функциональный потенциал кинематографа, — она является первым и важнейшим звеном кинематографического процесса и этого вида искусства, следовательно, остальные действия направлены на удовлетворение потребностей этой самой аудитории. Так должно быть, однако на деле картина выходит иная. Появляется еще одно звено, которое на деле оказывается важнее зрителя. Оно отличается, в зависимости от времени и общества, живущего в стране.
2.1 Общество и кинематограф в СССР
История советского кинематографа началась 27 августа 1919, в день подписания декрета о национализации кинематографа. Данный вид искусства к тому моменту появился достаточно недавно, и потому, считался, очень перспективным. Момент национализации отрасли, как в последствие станет понятно, изменило ход развития всего кинопроизводства в целом. Кинематограф всегда предлагает какую-то определенную картину мира, рассказанную языком фильма, и эта картина оставляла свой след в структуре зрительских предпочтений, — как говорит М. И. Жабский.(5) Однако стоит заметить, что в нашей стране кинематограф очень быстро стал на рельсы выполнения важнейших социальных функций, вытеснив развлекательную составляющую. На то были свои причины, и важнейшая из них — революция, после которой основной задачей государства стала пропаганда нового строя и идеологии. Подобно тому, как эта пропаганда велась в традиционных СМИ, на протяжении всего существования СССР, она велась и в кинематографе. Существовало образное деление сфер влияния на аудиторию:
1) По возрастному признаку: маленькие дети, пионеры, комсомольцы и т. д.
2) По принципу мышления: элитарное и массовое кино Главной особенностью кинематографа советского времени стало деление картин по возрастному признаку. Каждый возраст требует своей формулировки идеологической установки, — это понимали в партии еще в первые годы революции начав снимать агитационные фильмы. Вскоре после полного установления советской власти кинематограф стал рассматриваться как средство формирования личности. Именно данный момент нас и интересует. Первые фильмы для молодежи появились в середине 20-х годов и широко распространились еще в довоенное время. К известным картинам можно отнести «Белеет парус одинокий» В. Г. Легошин (1937), «Брат героя» М. С. Донской (1940), «Тимур и его команда» А. С. Разумный (1940 г.). Это лишь примеры фильмов патриотического воспитания, однако это была не единственная задача кинематографа для детей и молодежи. Он вообще выполнял функции дополнительного развлекательно-познавательного начала, был чем-то вроде «школы после школы». Фильмы для данной возрастной категории были различны по жанрам: научно-фантастические («Космический рейс», 1936, реж. В.Н. Журавлев), приключенческие («Джульбарс», 1936, реж. В. А. Шнейдеров; «Дети капитана Гранта», 1936, «Остров сокровищ», 1938 — реж. В.П. Вайншток), экранизации произведений классики («Детство Горького», 1938, «В людях», 1939, «Мои университеты», 1940 — реж. М.С. Донской), киносказки («Новый Гулливер», 1935, реж. А. Л. Птушко; «По щучьему веленью», 1938, «Василиса Прекрасная», 1940, «Конёк-Горбунок», 1941 — реж. А.А. Роу) (13). Данные фильмы выполняли свою идеологическую задачу, однако их целью было: формирование гражданина, способного к самопожертвованию, любви к родной земле, сохранению чести и достоинства, чувствующего дух товарищества. Таким образом, советское кино оказывало влияние на формирование личности на всех ее возрастных этапах. Выстраивая «лестницу» из фильмов по возрастному критерию стоит отметить высокую значимость кино для детей дошкольного возраста. Наравне с развитым производство мультфильмов для дошкольников: «Варежка» (реж. Р. Кочанов, 1967), «Жил-был пес» (реж. Э. Назаров), «Ежик в тумане» (реж. Ю. Норштейн), «Винни Пух» (реж. Ф. Хитрук), и других, — активно развивался кинематограф для детей.
2.1.1 Детский и пионерский возраст
Союзмультфильм и другие организации, занятые созданием мультипликационных фильмов, создавали продукцию, направленную на детей от 2 лет и старше. Так, к детской возрастной категории 2−5 лет относились мультфильмы: «Непослушный котенок» (1953), «Пирожок» (1956), «Колобок» (1956), «Девочка и медведь» (1980), «Мама для мамонтенка» (1981), «Пингвиненок» (1981, свердловская киностудия), «Первая зима» (1978), и другие. К возрастной категории 5−7 лет: «Храбрый олененок» (1957), «Малыш и Карлсон» (1968), «Как львенок и черепаха пели песню» (1974), «Дед Мороз и серый волк» (1978), «Падал прошлогодний снег» (1983), «Земляничный дождик» (1990). Для младшего школьного возраста предназначались мультфильмы: «Серая шейка» (1948), «Кошкин дом» (1958), «Бременские музыканты» (1969), «Умка ищет друга» (1970), «Сказка о жадности» (1976), «Приключения кота Леопольда» (1975;1987), «Ивашка из дворца пионеров» (1981).
Мультфильмы советского времени активно стали создаваться с 1945 года и заняли широкую нишу в образовательном процессе детей дошкольного и раннего школьного возраста. Они осуществляли образовательную и развлекательную функцию и вели борьбу за умы детей очень успешно. Этому способствовала и длина мультипликационного фильма, который длился от 5 до 50 минут, — в зависимости от возрастного ценза фильма. Так, для маленьких детей чаще снимались короткометражные мультфильмы, а самые длинные «Тайна третьей планеты» (1981) и «Конек Горбунок» (1947) — были предназначены или для детей младшего школьного возраста или же представляли собой экранизацию сказки (как во втором случае). Многие мультфильмы демонстрировались по сериям. Такими многосерийными мультфильмами были: «Чебурашка и крокодил Гена» (1972), «Трое из Простоквашино» (1978), «Ну, погоди!» (1969;2005). Серия мультфильма не занимала больше 15 минут эфирного времени телеканала; сюжетная линия была достаточно простой и рассказывала не об этапе в жизни героев, а была как бы отдельным эпизодом из жизни, тем самым позволяя смотреть серии вне зависимости от того, видел ли прошлую, или нет. Кроме того, короткометражные мультфильмы подходят детям по возрастной категории, т.к. позволяют им усваивать информацию, а не пропускать ее мимо себя. Это связано с ограниченной способностью (временной) людей, и еще более ограниченной детей, воспринимать информацию, не переводя внимание на другой предмет.
По мнению психологов (14), воздействие мультфильмов на ребенка сравнимо с возможностями игры и живого людского общения. Персонажи мультиков формируют у малыша первичные понятия о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо, демонстрируют ребенку всевозможные модели взаимодействия с окружающим миром. У самых маленьких, они формируют восприятие действительности и окружающего мира, потому, для малышей важно, чтобы герои были похожи на свои реальные прототипы. Это понимали в советское время и создавали мультипликационные фильмы с вязанными, вылепленными героями (такие помогают приблизить восприятие к мышлению детей и их повседневному опыту и общению с окружающим пространством на основе игрового процесса). Дети сами выбирают любимых героев. Сравнивая себя с ними, они учатся уважать других и позитивно воспринимать себя, бороться с собственными трудностями, избавляться от страхов. Также стоит отметить, что мультфильмы, являются одним из важнейших этапов, помогающих в развитии воображения ребенка. Развитию воображения способствовали такие шедевры мультипликации, как «Варежка», — история о девочке, которая хотела собаку, и в варежке увидела исполнение своей мечты. Также для развития воображения полезны пластилиновые и вязанные мультфильмы, являющиеся специфической особенностью советской мультипликации. Советские мультфильмы придерживались в основном идеи исправления (мальчик из «Мойдодыра») плохих героев, а не идеи их устранения, которая появится много позже в иностранных мультфильмах.
В формировании элементарного мировоззрения помогали и кинофильмы для младшего возраста. Их возрастная категория начинается приблизительно с 6 лет. Для школьников младшего школьного возраста было снято немало фильмов. Так, в 1939, — появился, наверное, один из первых детских кинофильмов — «Золотой ключик» (реж. А. Пушко). Экранизация детской сказки была исполнена в черно-белом варианте, с использованием кукольного театра. О товарищеской поддержке и отношении к взрослым повествуют фильмы «Первоклассница» (реж. И. Фрез, 1948), «Васек Трубачев и его товарищи» (реж. И. Фрез, 1955, 1957). Рассчитанные на младший школьный возраст, фильмы на примере одного класса рассказывают о сложностях, которые поджидают юных пионеров на пути к взрослой жизни, о коллективной работе, об уважении к старшим. Эти важные принципы подаются детям без особой дидактической подоплеки (ее заметят взрослые). Дети видят себе подобных, сравнивают себя с героями, попадают в реальные истории, требующие от них умения сделать выбор. Немаловажна и роль идеологии в данных фильмах, ведь они воспитывают пионеров. «Алеша Птицын вырабатывает характер» (реж. А. Граник, 1953). Данный фильм — пример гостеприимного маленького мальчика, которым должен быть каждый пионер. Алеша готов протянуть руку помощи, сам учится жить по режиму и распорядку, не винит взрослых, а пытается помочь им и исправить ошибку, совершенную бабушкой. Фильм, снятый на фоне широкой панорамы Москвы начала 50-х годов, — стал хорошим примером социалистического реализма в кинематографе и показал типичный характер школьника-пионера. О храбрости юного пионера и жизни на каникулах повествует фильм «Огни на реке» (реж. В. Эйсымонт, 1953). Для младшего школьного возраста был снят и фильм-сказка «Королевство кривых зеркал» (реж. А. Роу, 1963). Фильм снят по одноименной повести Виталия Губарева. Этот кинофильм стал популярным не только среди детей, но и у старшего поколения, которое видело в нем решение сложных вопросов, в том числе и политического характера. Детям же он рассказывал о непослушании и наказании, ответственности и требовательности к себе. Стоит отметить особую важность данной картины в плане идеологической пропаганды. В 1985 году Московским издательством «Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства» по мотивам фильма «Королевство кривых зеркал» внесерийным изданием была издана книга (комикс) в мягкой обложке. Приключенческая сказка «Старик Хоттабыч» (реж. Г. Казанский, 1956) — стала традиционным фильмом для детей. В этом кинофильме нет сильной идеологической линии, он не призван формировать пионера-героя, однако несет в себе важнейшие принципы, способствующие формированию достойной личности. Говорить об отсутствии идеологической направленности фильма — ошибочно. На примере обыденных человеческих взаимоотношений демонстрируются базисные черты характера советского человека.
Усвоение эстетических, духовных, нравственных установок кинофильма, — производится ребенком непреднамеренно и хаотично, тем более, если учесть тот фактор, что большинство фильмов, подавляющее большинство, демонстрируется в кинотеатрах. Кино позволяет осуществлять формирование личности в нужном направлении с более ранних и простых элементов ее психологической структуры — с интересов. (7) Потому, показывая детям и пионерам картины, привычные в их жизни, кинематограф, как нельзя лучше, добивается воздействия на аудиторию. А, следовательно, показанные нами выше примеры и основные установки кинофильмов для детей, откладываются в подсознании юного представителя общества, формируют жизненные ориентиры, необходимые для дальнейшего усвоения норм и правил.
Помимо полнометражных картин и мультфильмов для просмотра в кинотеатре, большое место в образовательном процессе детей и молодежи посредствам кино занимают киножурналы. Ярким примером является киножурнал «Ералаш». Начавший выходить с 1974 года сначала в кинотеатрах, а потом и на телевидении детский юмористический киножурнал демонстрировал пример обучения через развлечение. В нем присутствует много сюжетов для младшего школьного возраста: «Зараза» (1986), «Вот смеху-то будет» (1982). Показателен, плане обучения, сюжет о том, как школьники решили подшутить над учителем анатомии и сделали танцующий скелет. данный сюжет демонстрировался на телемосте Москва — Сан-Диего, Калифорния в 1983 году. Тема телемоста: «Дети и кино». Данный сюжет интересен детям и не привязан к действительности какой-то одной страны, т.к. отражает общую суть поведения ребенка, а потому является примером вненационального формирования личности в целом.
2.1.2 Молодежь и студенты
Дети старшего школьного возраста также нуждаются в воспитании, однако, педагогика сталкивается со сложностью воздействия на возрастную категорию 11−15 лет, в связи с переходным возрастом. В этот самый момент кинематограф и литература становятся основными способами воздействия на поведение ребенка. Кинематограф ведет уже направленное воздействие на зрителя данной возрастной категории, включающее более серьезную идеологическую пропаганду. Однако не стоит забывать, что это все же детский возраст, а потому процент пропаганды в кинематографическом произведении искусства не должен уступать проценту развлекательной и дидактической составляющей. Осознанный школьный возраст является первой ступенью в базисном формировании личности, способной совершать те или иные поступки. Для данного возраста кинематограф демонстрирует характер через поступки героев, а не окружающую обстановку. Базируется на приемах операторской работы, помогающих в идентификации зрителя с героем. Идентификации способствуют и художественные средства кино, определенным образом используемые авторами. Прежде всего, это монтаж и ракурс, благодаря которым реальный мир предстает на экране с точки зрения одного из действующих лиц. Например, в фильме «Летят журавли» (реж. М. Калатозов) мы видим окружающую действительность глазами тяжелораненого Бориса. На экране не только верхушки берез, которые видны упавшему на землю человеку, но и последние мысли гаснущего сознания. От зрителя не требуется никаких усилий, чтобы полностью отождествить себя с героем, жить его бедами и радостями. Обстоятельства, которые вызывают наши переживания, так называемые реагенты, условны, ибо они связаны с экранным изображением, а не с подлинной внешней средой (7). Как говорил М. Эйзенштейн: «Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения, фиктивно… чувствовать себя мудрым с Фаустом, страстным—с Ромео… В результате такого „фиктивного“ поступка зритель переживает совершенно реальное, конкретное удовлетворение» (8) Таким образом, фиктивное переживание формирует совершенно реальную готовность поступать так, а не иначе, на основе примера, показанного на экране. К таким осознанным поступкам подталкивали фильмы, главной темой которых становилась первая любовь. Для старших школьников, в отличие от младших, создаются романтические легенды. В то время, как для младшей школы чаще снимаются комедии, — больше соответствующиеэтой возрастной категории. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (реж. Н. Лебедев, Э. Ясан, 1979) — история, повествующая о взаимоотношениях Клавы и Сергея, помимо любовной линии, показывает и важнейшие моменты сомнений в правильности своего выбора, периода взросления героев. Детские подарки третьеклассника Сережи (барометр отца, игрушки младшего брата — вещи, не принадлежащие ему) не идут ни в какое сравнение с уже взрослыми подарками. Отсюда и фраза Клавы, в ответ на признание в любви: «Это трудно объяснить. У нас всё не так получилось. Всё могло быть иначе… Ты всё время дарил мне себя, а Лаврик подарил мне меня, понимаешь?» (17). Отзывы критики свидетельствовали о большом успехе картины у аудитории: «Лавина писем в киноредакции, во всех кассах кинотеатров — всегда и везде — билеты проданы. После демонстрации этой ленты по Центральному телевидению в 1986 г. редакция кинопрограмм ЦТ была завалена потоком откликов: подросли новые 14—15-летние, которые в свои 10 лет картину, может, и не видели, а если и видели, то не могли оценить с позиций нынешних, сформировавшихся запросов; бывшие подростки, нынешние 20-летние молодые люди, заново переживали прекрасные впечатления теперь уже их прошедшего детства.» (10). О школьном возрасте были картины: «Доживем до понедельника» (реж. Станислав Ростоцкий, 1968) — о взаимоотношении между школьниками и педагогами, честности, справедливости, коллективном мнении и следовании нормам. Именно здесь прозвучала ставшая крылатой фраза: «Счастье — это когда тебя понимают» (16). Однако не все фильмы для школьников давали открытый посыл и крылатую фразу, раскрывающую одну из главных мыслей кинокартины. Были и те, которые оставляли открытый финал, тем самым заставляя школьников самих искать выход, примерив на себя поступки героев, поступить по совести и чести (воспитывали самостоятельность и умение сделать выбор в сложной ситуации). Фильмы «Сто дней после детства» (реж. С. Соловьев, 1975), «Розыгрыш» (реж. В. Меньшов, 1976), «Вам и не снилось» (реж. И. Фрез, 1981), «Романс о влюбленных» (реж. А. Кончаловский, 1974) — по-разному описывали жизнь подростков и их проблемы, вопросы, сомнения и стремления. На примере историй, в которые попадали герои, школьникам показывали уже более взрослую, реальную жизнь. Вопросы, затронутые в картине, касались сложных этических и моральных аспектов в жизни, были своего рода учебниками, обернутыми в суперобложку развлекательного массового кинопроизводства.
Кинематограф является одним из важнейших педагогических средств в формировании мышления студента, т.к. помогает выработать чувство сплоченности коллектива (просмотр предполагается, чаще всего, в дружеской компании сокурсников или школьных друзей. А просмотры, идут без надзора родителей, позволяя людям самостоятельно выбирать, что смотреть).
Кинематограф относится к области стабильных духовных интересов учащейся молодежи, становится для нее одним из самых популярных видов художественного творчества. Проведенный сектором изучения духовной культуры советского общества при Уральском филиале АН СССР опрос, показал, что кино интересует учащуюся молодежь (с незаконченным высшим образованием — студентов) больше других видов искусства. Если представить количественное выражение мнений в виде индексов (кино принято за 1), то различные виды художественного творчества.
По степени «привлекательности» расположатся следующим образом (9):
1. Кино 1
2. Эстрада 0,74
3. Музыка 0,71
4.
Литература
0,63
5. Театр 0,53
6. Живопись 0,33
7. Архитектура 0,15
Это говорит о предпочтении молодой публики в проведении досуга. Этим предпочтениям и соответствовал кинематограф советского периода времени. Однако фильмы никогда не были лишены идеологической и дидактической составляющей, напротив, с увеличением возрастной категории, идеологическая составляющая фильма становилась сильнее. По данным опросов также стало известно, что высокую популярность среди работающей молодежи и главным образом студентов приобрели ленты о подвигах героев Великой отечественной войны. Это обусловлено желанием компенсировать ситуации, отсутствующие в реальной жизни. Это желание молодежи приобщиться к великому подвигу своей родины понятно стремлением сохранить историческую память, однако оно подпитывалось и киноиндустрией изнутри. Картины подобного характера вызывали подъем духа и формировали у зрителя представление о долге и чести, целях советского государства и непоколебимой любви к родине. Эти фильмы сейчас, во многом, можно назвать образцами пропаганды, т.к. они формировали четкий образ врага и героя даже для тех, кто не встречался с ним в действительности. Являясь мощнейшим фактором формирования личности, фильмы о войне стали и фактором формирования образа России в мире в послевоенное время.
Однако вернемся к факторам формирования личности посредствам киноиндустрии. Благодаря «эффекту сопереживания» происходит усвоение нравственного урока фильма. Часто встречается в картинах для молодежи и взрослых открытый финал. Многие фильмы обращаются к зрителям с призывом вести совместные поиски решения острых нравственных проблем. Так, лента 20-х годов «Парижский сапожник» (реж. Ф. Эрмлер), критиковала мещанство, сопутствующее некоторым комсомольцам, и кончалась вопросительным титром:
«Кто виноват?» Дискуссионный запал явно ощутим в фильме Ю. Райзмана «А если это любовь?» Одни фильмы демонстрируют героев сильных душевных качеств, интеллигентных, готовых к подвигу, — другие же нравственно павших, вскрывают мотивы антиобщественных поступков. Это способы влияния на мышление. В фильмах для молодежи, героев обличают в их поступках, здесь уже не происходит волшебных перерождений плохих героев в хороших, нет перевоспитания, а чаще встречается более реальный характер, сложный и неоднозначный, требующих длительного и разнопланового рассмотрения. Этот тип героя характерен для всего советского кинематографа, но с увеличением возрастной категории и усложнением социальных и политических вопросов, усложняется и изменяется и характер героя. Давая возможность зрителю додумать картину самостоятельно, благодаря открытому финалу, на него велось срытое давление. Драматургия подталкивала к единственно правильному с точки зрения коммунистической идеологии решению, при этом создавая столь важную иллюзию свободного выбора, которая способствует выработке у зрителя личной ответственности за происходящее. Сюжетность фильма приобретает документальную составляющую (реальные события на экране вызывают большее доверие кинозрителя и настраивают его на серьезное восприятие картины), однако мы ведем речь о влиянии не документальных, а художественных фильмов на формирование личности, потому будем рассматривать картины художественные. В кинокартинах «Салют, Мария!» (реж. И. Хейфиц), «Освобождение» (реж. Ю. Озеров) присутствуют подлинные факты истории, однако они встроены в картину.
Фильмы для студенческой молодежи являются второй ступенью в формировании личности, именно на этот возраст рассчитан основной напор идеологического воздействия для формирования мировоззрения. Обратимся к определению. Мировоззремние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер (15). Кроме того мировоззрение — это совокупность основных социально-политических, философских, этических принципов, система взглядов на мир в целом. Молодой человек, окончивший вуз, должен уметь подходить к явлениям природы и общественной жизни с точки зрения метода материалистической диалектики, уметь пользоваться основными закономерностями развития природы, общества. У молодежи возникает необходимость разобраться в самом себе, найти свое место в обществе, коллективе, понять свое отношение к семье и свои жизненные ориентиры, происходит развитие самосознания. На этом рубеже кино задает вопросы, дает советы, направляет, указывает на ошибки и выстраивает пирамиду истинных ценностей. «Мне двадцать лет» (реж. М. Хуциев, 1965) — фильм о сомнениях трех молодых людей, о вечных вопросах и поисках смысла жизни. Герои задаются извечными вопросами, которые подстерегают всех молодых людей: как жить, куда идти, во что верить? Фильм показывает поиски, дает свои уроки, ведет диалог между прошлым и будущим (разговоры Журавлева с погибшим отцом и его слова: «Тебе сколько лет? Двадцать три. А мне двадцать, так что решай сам, ты уже старше меня»).(18) Кинокартина активизирует познавательную деятельность, а это содействует формированию мировоззренческих взглядов и убеждений. Фильм побуждает студентов к познанию сути общественных явлений, их научному объяснению. Все это является обязательным условием успешного формирования мировоззрения (7).
В психологический тупик из-за своего поведения, не соответствующего возрасту, попадает герой фильма «Старший сын» (реж. В. Мельников, 1975). Осознание необходимости отвечать за поступки и прощания с детством сложно дается герою, но учит его многому. Важность взаимоотношений и умение «пройти сквозь воду, огонь, и медные трубы», — отражает фильм «Чемпион» (реж. В. Гончуков, 1954). Фильм «Берегите женщин» (реж. В. Макаров, А. Полынников, 1981) способствует бережному осмысленному отношению к женщинам, вырабатывает уважение к представительницам прекрасной половины человечества и наоборот. На примере киноленты показаны женские и мужские черты характера и работа, которая должна выполняться теми или иными людьми, в зависимости от умений и знаний.
Перечисленные фильмы — это лишь малая часть фильмов советского периода, способствующих формированию определенных черт характера зрителя. Создание подобных фильмов было невозможным на западе, где киноиндустрия — это, прежде всего бизнес. В Советском Союзе кассовый успех (или не успех) никак не влиял на выход картины на экраны. Все было обусловлено, в первую очередь, соответствием фильма идеологии партии. Чем выше категория, присвоенная картине приемочной комиссией, тем больший гонорар будет получен за картину. Следовательно, не было стремления к большому успеху массовой аудитории, главной оставалась идеологическая основа фильма, а потому, требовалось поддерживать в фильмах образ коммунистического героя, развивать его характер, ставить его в различные обстоятельства, способствующие отражению идеалистического образа советского человека. В таких условиях появились вышеперечисленные фильмы, для них дидактическая и идеологическая составляющая были ведущими, ведь они способствовали выходу картин на экраны.
Выводы
Кинематограф СССР активно участвовал в формировании личности гражданина, был представлен множеством государственных киностудий и творческих объединений, которые следуя государственному заказу, создавали картины для различных слоев населения. Цензура фильмов являлась необходимым условием выхода картины на экран, а присвоенная категория — важной характеристикой в оплате фильма. Кинематограф стремился удовлетворить потребности населения в культурном досуге и стал «школой после школы» для детей.
Время советского кинематографа можно охарактеризовать, как время некоммерческого кино, а следовательно, основной направляющей для режиссеров становился зритель, а не прибыль, — с этим связана тематика картин, их дидактика. В создании кинофильмов большое внимание уделялось психологическому аспекту влияния кинофильма на зрителя: фильмы учитывали различную способность детей разного возраста усваивать информацию, разницу интересов, предпочтений. Именно психологический и идеологический аспекты влияния лент стали главными в кинопроизводстве СССР. Именно с этим связано появление вязанных, пластилиновых, рисованных мультфильмов, — а также комедии для младших школьников и романтических легенд для подростков. Такое деление кинематографа по жанровому возрастному, жанровому принципу позволило добиться успехов в формировании личности с четкой (нужной партии) идеологической установкой, которая воспринималась зрителем, как нечто само собой разумеющееся. Фильмы учили добру и обличая плохие черты характера, позволяли через изменение киногероя прийти к осознанию и пониманию морали произведений, способствовать выработке положительных качеств у зрителя посредствам «эффекта сопереживания».
Список литературы
Сборники и монографии:
1) Дюшен Б. Беглые воспоминания. — «Киноведческие записки», 2003, № 64. С. 175
2) Робин Коллингвуд — Принципы искусства V. § 2
3) Е. И. Покусаев. «Н. Г. Чернышевский (критико-биографический очерк)» СКИ, 1955 г.
4) Словарь русских синонимов: «зрелищный».
5) М. И. Жабский «Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969;2005гг. — Москва, «канон+», 2009
6) Даровский В. П. «История российского кинематографа. Курс Лекций»
7) С. Н. Пензин «Кино, как средство воспитания». Издательство воронежского университета. Воронеж, 1975
8) Э й з е н ш т е й н С. М. Избр. произв. в 6 т. т. 1, М., 1964, с100.
9) Кино и зритель. Опыт социологического исследования. М., 1968, с.154
10) И. С. Левшина «Подросток И ЭКРАН», Москва «Педагогика» 1989
Источники из сети Интернет
11) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
12) https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE
13) http://forum-msk.org/material/society/788 708.html
14) http://www.inwent.ru/psikhologiya/302-psikhologicheskaya-problema-deti-i-multfilmy
15) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Цитаты из кинофильмов:
16) «Доживем до понедельника» Киностудия им. Горького, 1968, реж.С. Ростоцкий.
17) «В моей смерти прошу винить Клаву К.» 1979, Ленфильм. Реж. Н. Лебедев, Э. Ясан.
18) «Мне двадцать лет» 1965, реж. М. Хуциев, киностудия им. Горького Телепередачи:
19) Телемост: МоскваСан-Диего, Калифорния, 1983. Тема: «Дети и кино».
Фильмотека:
20) «Понизовая вольница» 1908, реж. В. Ромашков, Ателье А. Дранкова
21) «Белеет парус одинокий» 1937, реж. В.Г. Легошин
22) «Брат героя» 1940, реж. М.С. Донской
23) «Тимур и его команда» 1940, реж. А.С. Разумный
24) «Космический рейс», 1936, реж. В.Н. Журавлев
25) «Джульбарс», 1936, реж. В.А. Шнейдеров
26) «Дети капитана Гранта» 1936, реж. В. Вайншток
27) «Остров сокровищ» 1938, реж. В. Вайншток
28) «Детство Горького» 1938, реж. М. Донской
29) «В людях» 1939, реж. М. Донской
30) «Мои университеты» 1940, реж. М. Донской
31) «Новый Гулливер» 1935, реж. А. Птушко
32) «По щучьему веленью» 1938, реж. А. Роу
33) «Василиса Прекрасная» 1940, реж. А. Роу
34) «Конёк-Горбунок» 1941, реж. А. Роу
35) «Золотой ключик» 1939, реж. А. Пушко
36) «Первоклассница» 1948, реж. И. Фрез
37) «Васек Трубачев и его товарищи» 1955, 1957, реж. И. Фрез
38) «Алеша Птицын вырабатывает характер» 1953, реж. А. Граник
39) «Огни на реке» 1953, реж. В. Эйсымонт
40) «Королевство кривых зеркал» 1963, реж. А. Роу
41) «Старик Хоттабыч» 1956, реж. Г. Казанский
42) Ералаш: «Зараза» (1986)
43) Ералаш: «Вот смеху-то будет» (1982)
44) «Летят журавли» 1957, реж. М. Калатозов
45) «Сто дней после детства"1975, реж. С. Соловьев
46) «Розыгрыш» 1976, реж. В. Меньшов
47) «Вам и не снилось» 1981, реж. И. Фрез
48) «Романс о влюбленных» 1974, реж. А. Кончаловский
49) «Парижский сапожник» 1927, реж. Ф. Эрмлер
50) «А если это любовь?» 1961, реж. Ю. Райзман
51) «Салют, Мария!» 1970, реж. И. Хейфиц
52) «Освобождение» 1968;1972, реж. Ю. Озеров
53) «Старший сын» 1975, реж. В. Мельников
54) «Берегите женщин» 1981, реж. В. Макаров, А. Полынников Мультфильмы:
55) «Варежка», реж. Р. Кочанов, 1967
56) «Жил-был пес», реж. Э. Назаров, 1982
57) «Ежик в тумане», реж. Ю. Норштейн, 1975
58) «Винни Пух», реж. Ф. Хитрук, 1969
59) «Непослушный котенок», реж. М. Пащенко, 1953
60) «Пирожок», реж. П. Носов, 1956
61) «Колобок», кукольный мультфильм, 1956
62) «Девочка и медведь», союзмультфильм, 1980
63) «Мама для мамонтенка», реж. О. Чуркин, 1981
64) «Пингвиненок», реж. В. Фомин, 1983
65) «Первая зима», 1978
66) «Храбрый олененок», реж. Л. Ористов., О. Ходатаева, 1957
67) «Малыш и Карлсон», реж. Б. Степанцев, 1968
68) «Как львенок и черепаха пели песню», реж. И. Ковалевская, 1974
69) «Дед Мороз и серый волк», реж. В. Бордзиловский, 1978
70) «Падал прошлогодний снег», реж. А. Татарский, 1983
71) «Земляничный дождик», реж. Б. Тузанович, 1990
72) «Серая шейка», реж. Л. Амальрик, В. Полковников, 1948
73) «Кошкин дом», реж. Л. Амальрик, 1958
74) «Бременские музыканты, реж. И. Ковалевская, 1969
75) «Умка ищет друга», реж. В. Попов, В. Пекарь, 1970
76) «Сказка о жадности, 1976
77) «Путешествие кота Леопольда», реж. А. Резников, 1975;1987
78) «Иванушка из дворца пионеров», реж. Г. Сокольский, 1981
79) «Тайна третьей планеты», реж. Р. Качанов, 1981
80) «КонекГорбунок», 1947
81) «Чебурашка и крокодил Гена», реж. Р. Качанов, 1972
82) «Трое из Простоквашино», реж. В. Попов, 1978
83) «Ну, погоди!», реж. В. Котеночкин, 1969;2005
84) «Мойдодыр», реж. И. Иванов-Вано, 1954