Учителя — под впечатлением социального статуса семьи
Все эти аспекты, в силу целостности личности учителя, реализуются во взаимосвязи. Сложная педагогическая проблема состоит в подверженности учителя впечатлениям о социальном статусе ученика и его семьи, что отмечают зарубежные и отечественные исследователи. Заслуживает в этом плане упоминания и открытый в 1960;е гг. «эффект Розенталя» (подробнее см. гл. 8). Почти каждый учитель убеждается… Читать ещё >
Учителя — под впечатлением социального статуса семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Почти каждый учитель убеждается на практике в сильной взаимосвязи образовательного процесса и характера семьи конкретного ученика. Эта взаимосвязь ощущается в нескольких аспектах, в том числе:
- — в оценке учителем социального статуса родителей учащегося и ресурсов его семьи (культурных, социальных, материальных),
- — в выборе учителем модели взаимодействия с родителями учащегося,
- — в оценке учителем характера одаренности учащихся, выборе профессиональной модели поведения в отношении конкретного учащегося,
- — в выработке учителем рекомендаций о целесообразных действиях родителей в плане психолого-педагогической поддержки учащегося.
Все эти аспекты, в силу целостности личности учителя, реализуются во взаимосвязи. Сложная педагогическая проблема состоит в подверженности учителя впечатлениям о социальном статусе ученика и его семьи, что отмечают зарубежные и отечественные исследователи. Заслуживает в этом плане упоминания и открытый в 1960;е гг. «эффект Розенталя» (подробнее см. гл. 8) [R. Rosenthal, L. Jacobsen, 1968].
Среди учителей распространено вынесенное из разговоров о генетике суждение, что сильные способности детей связаны с большими способностями их родителей или с ресурсами конкретной семьи. По этой логике, чем ярче проявляются способности родителей (а это усматривается, прежде всего, в достигнутом родителями профессиональном или образовательном статусе), тем вероятнее обнаружение сильных способностей и у их ребенка. Подобное ожидание действует как установка. Учитель, руководствующийся подобным суждением, чаще надеется и стремится раскрыть способностей у тех детей, чьи родители имеют достаточно высокий социальный статус (рис. 3).
Рис. 3. Должностной статус матери учащегося и мнения классного руководителя об интеллектуальных способностях детей, %.
Как считают учителя, среди детей «руководителей» вдвое меньше учеников, не проявивших интеллектуальных способностей в школе, чем среди детей из семей «рабочих». У половины детей из «рабочих» семей учителя вообще не замечают особых способностей. Причем среди учителей знание социального статуса родителей учеников нередко оказывается весьма приблизительным или ошибочным. Можно предположить, что социальная идентификация родителей (или семьи) не ограничивается экстраполяцией учителем оценок способностей на учащегося. Она имеет определенное продолжение, заключающееся в переносе учителем на данную семью (или конкретных родителей) ряда характеристик, вытекающих из присущих ему социальных стереотипов. Этот феномен, известный в психологии как атрибуция, позволяет ставить проблему социальных стереотипов в работе учительства.