Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом проведенное эмпирическое исследование выявило значимость субъективной составляющей. Мы получили уникальный эмпирический материал, подвергнутый анализу. Социологический анализ позволил подвергнуть сомнению тезис о том, что ценностные ориентации являются образованиями статичными, которые возможно исследовать через проведение анкетного опроса. Ценностные ориентации — субъективные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ СОЦИОЛОГИИ
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностей и ценностных ориентаций специалистов по социальной работе
    • 1. 2. Социальная работа как социокультурное явление
  • ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
    • 2. 1. Структура и содержание ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях
    • 2. 2. Субъективная реальность социальной работы: результаты эмпирического исследования

Ценностные ориентации специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное российское общество определяется сложностью и противоречивостью его духовного состояния. Социально-экономические процессы, связанные с задачами модернизации страны, создают новые социокультурные условия жизни ее граждан. В таких условиях многократно возрастает роль социальной работы в обществе. Актуальность обращения к проблематике социальной работы в современных социокультурных условиях развития российского общества обусловлена рядом причин.

Во-первых, в период модернизации всех систем российского общества, экономических трудностей и социальных преобразований, следствием которых является появление все новых групп населения, нуждающихся в поддержке и помощи государства, социальная работа остается востребованной сферой профессиональной деятельности, так как социальная политика любого государства опирается в решении своих задач на институт социальной работы.

Во-вторых, институциализация социальной работы проходит в условиях, связанных с особой социокультурной ситуацией реформирования российского общества и новыми приоритетами развития страны: возрождением духовности, реализацией в обществе принципов гуманизма и справедливости, свободы и равенства. Ведущей функцией института социальной работы в новых условиях является гуманизация общественных отношений, восстановление духовно-нравственного потенциала каждого человека в отдельности и общества в целом.

В-третъих, ценным для развития социальной работы является соотношение социокультурных условий современного российского общества и этнокультурных традиций социальной работы в России. Каждый новый социокультурный этап в развитии российского общества определяет качественно новый уровень социальной работы с сохранением ментального ядра социальной помощи в России.

В-четвертых, социальная работа в своей основе содержит систему профессиональных ценностей. Профессионально-этический кодекс социальной работы декларирует такие ценности, как социальная активность, мобильность и гибкостьгуманизм и социальная справедливостькомпетентностьчеловеческое достоинство и толерантность. Ценности социальной работы находятся под воздействием системы ценностей современного российского общества и являются ее неотъемлемым компонентом. Социокультурная динамика ценностной системы общества отражается на системе ценностей специалистов. Актуальным становится вопрос, какие ценности в дальнейшем будут определять пути развития социальной работы в России как профессионального вида деятельности.

В-пятых, высокий уровень требований со стороны современного российского общества к качеству кадрового обеспечения системы социальной защиты и социальной работы обусловливает и предполагает наличие призвания и готовности выполнять социальные функции: прогнозирование, диагностику, защиту прав человека, организацию социального процесса, информирование, посредничество, изменение среды обитания, а также сформированной системы ценностей и ценностных ориентаций, лежащих в основе профессиональной деятельности. Поэтому выявление их содержания и целенаправленное формирование профессионально-этических ценностей в процессе социального образования особенно актуальны на современном этапе развития социальной политики государства.

Социальная работа, таким образом, это не только социальный институт и профессиональная деятельность, но и новое мировоззрение, корпоративная культура и новый образ жизни. Социальный работник является ориентиром для людей в их отношении к тем, кто нуждается в помощи. Личность специалиста, способного профессионально воспроизводить добродетельное поведение в постоянно изменяющихся социокультурных, социально-экономических условиях — основа профессиональной деятельности.

Неоднозначность оценки социокультурных аспектов профессиональной деятельности со стороны государства, общества и самих социальных работников ставит перед социологической наукой исследовательскую задачу определить социокультурное содержание социальной работы в современном российском обществе. Каким образом социокультурные условия развития российского общества отражаются на ценностной системе социальной работы? Какие ценности и ценностные ориентации специалисты определяют как наиболее значимые? Соответствует ли профессиональное поведение специалистов тем функциям, которыми наделяет социальную работу государство?

Социологические исследования, направленные на субъект профессиональной деятельности в области социальной работы, имеют как теоретическое, так и общественно-практическое значение и отвечают требованиям государства к качественным характеристикам специалистов по социальной работе. Антропологический подход к социальной работе с позиции изучения субъектов социальной деятельности на сегодняшний день особенно актуален, так как соответствует приоритетам российского общества, направленным на гуманизацию всех сфер общественной жизни.

Вышеперечисленные аргументы позволяют говорить об актуальности и проблемности выбранной темы исследования, определить цели и задачи диссертационной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования ценностной проблематики социальной работы представлены работами нескольких направлений.

Первое направление включает работы классических социологов, обращавшихся к тематике ценностей и ценностных ориентаций, определяющих роль ценностей и ценностных ориентаций в развитии общества, социальных групп, личности. Сторонники структурного функционализма Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон рассматривали ценности как элемент в системе социальных действийА. Щюц, Э. Гуссерль — основоположники феноменологической социологии — в ходе изучения социальных феноменов повседневного «жизненного мира" — П. Бергер и Т. Лукман — при конструировании социальной реальностиМ. Шелер, Ю. Хабермас — в развитии антропологической тематики.

М. Вебер — основатель «понимающей» социологии в типологию социального действия вкладывал ценностную составляющую.

Создатели теории социального обмена П. Блау, Дж. Хоманс, Б. Скиннер, Н. Луман рассматривали ценности в контексте системы общественных отношений. Также обращались к различным аспектам ценностной проблематики представители гуманистического направления в социологии У. Томас и Ф. Знанецкий, считавшие ценности основой бытия. У. Бек и Р. Инглегард рассматривали ценности в постмодернистских традициях.1.

Социокультурный подход представлен в работах классиков социологии и современных исследователей А. С. Ахиезера, Ю. Р. Вишневского, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Н. И. Лапина, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, П. А. Сорокина, В. Т. Шапко и др. Соединение культуры и социальности сегодня является особенно актуальным в условиях трансформации различных сфер жизни общества. Социокультурный подход в социальной работе рассматривается в работах Т. Шанина." .

1 См.: Бек У. Общества риска. На пути к другому модерну. — М.: Прогресс-традиция, 2000; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / пер. с, англ. Е. Руткевич. — М.: Московский философский, фонд — Академия-Центр — Медиум, 1995; Вебер М. Избранные произведения. — М.: «Прогресс», 1990; Гуссерль Э. Феноменология / Э. Гуссерль //Логос. — 1991. — № 1- Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения //в кн: Эмиль Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М.: Канон, 1995; Инглегард Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе //Новая постиндустриальная волна на западе. Антология, 1999; Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования.-1992.-№ 2- Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем.- М.: ИНИОН РАН, 1994; Смелзер Н. Социология.-М, 1994; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.-М.: Политиздат, 1992; Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки //Американская социологическая мысль: Тексты. — М., 1994; Щюц А. Смысловая структура повседневного мира// Очерки по феноменологической социологии / А. Щюц. — М., 2003.

2 См.: Ахиезер А. С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России): В 2-х т. — Новосибирск, 1998; Ионин Л. Г. Социология культуры.- М, 2004; Каган М. С. Философская теория ценностей. — СПб., 1997; Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992; Лапин Н. И. Социокультурный подход и социетальпофункциональные структуры //Социологические исследования.- 2000. № 7- Шашш Т. Социальная работа: идеология профессионализмаУ/Журнал исследований социальной политики. 2004. Т.2. № 3- Шапко В. Т. Социокультурный подход: истоки и перспективы // Большой Урал — XXI сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции//ХШ Уральские социологические чтения Екатеринбург, 2001.

Ценностная проблематика, концептуальные и методологические подходы к исследованию ценностей получили отражение в работах российских авторов В. Ю. Бойко, Г. П. Выжлецова, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, А. И. Кравченко, Н. И. Лапина, Н. М. Лебедевой, P.M. Нуреева, Ю. С. Пироговой, Л. М. Смирнова, И. А. Суриной, В. П. Тугаринова, И. О. Щербаковой, В. А. Ядова, Р. Г. Ясина.3.

Исследованию ценностей социальных работников как особой профессиональной группы посвящены труды В. Г. Бочаровой, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Г. П. Медведевой, Г. В. Мухаметзяновой, Е. Г. Студеновой, Л. В. Топчего, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой, Н. Б. Шмелевой, О. Н. Шухаревой, Е.Р. Ярской-Смирновой.4.

См.: Бойко В. Ю. Типология ценностных позиций и состояние кризисного сознания/ Ценности социальных групп и кризис общества: сборник статей. — М.: 1999; Выжлецов Г. П. Аксиология культуры, СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996; Динамика ценностей населения реформируемой России/ Отв. ред. Н. И. Лапин, Беляева J1.A. — М.: Эдиториал УРСС, 1996; Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. — М., 1968; Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986; Сурина И. А. Ценностные ориентации как предмет социального исследования// Учеб.- мед. пособие. — М., 1996; Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века. //Психологический журнал.- Т.21. — № 3. -2000; Нуреев P.M. Социальные субъекты постсоветской России: история и совремепность.//Мир России. — 2001. — № 3- Смирнов Л. М. Эмпирическое изучение базовых ценностей //Мир России. — 2002. — № 1- Соколов А. В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества //Социологические исследования. -2003. — № 1- Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы. — М.: «Ключ-С», 1999; Ясин Е. Г. Модернизация экономики и система ценностей. Доклад на 4 Международной конференции «Модернизация России: социальный аспект». — М., 24 апреля 2003.

1 Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа личностно-ориентированный аспект.- М., 1999; Гуслякова Л. Г. Теория и практика социальной работы// Избранные труды 1990;х годов. — Барнаул: Шумаповка, 1999; Медведева Г. П. Аксиологические основы социальной работы.- М.: 2004; Мухаметзянова Г. В., Мухаметзянова Ф. Ш. Подготовка специалиста социальной сферы. Региональный аспект. — Казань: Издательство Казанского университета, 2004; Топчий Л. В. Концептуальный подход к разработке этического кодекса профессиональных социальных работников // Отечественный журнал социальной работы.-2003. — № 1. — С. 40- Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. — М.: ВЛАДОС, 2000; Фирсов М. В. Профессионально-этические принципы социальной работы и их исторические корни. — М., 1997; Шмелева Н. Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы.- 1997. — № 1/5. — С. 115−124- Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М.: «Ключ-С», 1999; Ядов В. А. Социология в современной России // Социология. — 1996. -№ 12.

Однако, учитывая, что социальная работа как профессиональная деятельность существует в нашей стране лишь второе десятилетие, перечисленным авторам не представлялось возможным рассмотреть социокультурную динамику ценностных ориентаций представителей данной профессиональной группы. Ценностный мир социальной работы представлен универсальным в рамках постсоветского социокультурного пространства и не обладает субъектными характеристиками профессии в целом и отдельных ее представителей. В данном диссертационном исследовании делается попытка изучить ценностные ориентации применительно к современным социокультурным условиям развития российского общества.

Объектом диссертационного исследования выступает социальная работа как социокультурное явление.

Предметом диссертационной работы является содержание ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях.

Цель диссертационного исследования — выявить содержание ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях. Для реализации цели исследования были поставлены следующие исследовательские задачи: выявить методологические подходы к исследованию проблемы ценностных ориентаций специалистов по социальной работеопределить специфику социальной работы как социокультурного явления современного российского обществараскрыть содержание системы ценностей социальной работы в современном российском обществеразработать авторскую методику по выявлению ценностных ориентаций специалистов по социальной работеисследовать уровневую структуру профессиональных ценностей специалистов по социальной работе.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования проблемы ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях выступает интеграция структурно-функционального и социокультурного подходов и теория структурации Гидденса. Методология работы обусловила использование количественных и качественных методов исследования.

Автор опирался на широкий круг достижений и разработок в области социологии:

— на положения структурно — функционального подхода в понимании роли ценностей в системе социальных отношений и определении социальной работы как социального института;

— на идею П. А. Сорокина о социокультурной динамике общества;

— на теорию структурации Э. Гидденса, в основе которой лежит понимание диалектической взаимосвязи структуры (системы) и действия;

— работы Р. Инглегарда о динамике ценностей в современном обществе, его типологию ценностей и выделение постмодернистских ценностей.

В качестве основных социологических методов эмпирической части работы использованы: анкетный опросглубинное полуструктурированное интервьювторичный анализ данных, представленных в прикладных исследованиях российских ученых.

Источниковую и эмпирическую базу исследования составили:

1)материалы авторского анкетного опроса специалистов по социальной работе — представителей социальных служб и организации г. Казани и малых городов Республики Татарстан, находящихся в должности руководителей отделений или социальных служб, специалистов по социальной работе. Объем выборки — 300 человек. Репрезентативность выборки определялась по следующим критериям: профессиональная деятельность в области социальной работы — не менее 3 летвыполнение должностных обязанностей специалиста по социальной работе, руководителя социальной службы или организации. В опросе участвовали сотрудники Отделов социальной защиты, Центров социального обслуживания населения, Центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, Социально-реабилитационных центров для детей девиантного поведения, Реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности Республики Татарстан;

2)данные глубинного полуструктурированного интервью со специалистами по социальной работе. Целевая выборка: 23 человека;

3) вторичный анализ результатов социологических исследований системы ценностей и ценностных ориентаций социальных работников: исследование О. Н. Шухаревой, посвященное социокультурным ценностям социальной работы, объем выборки — 500 человек (Республика Хакасия) — исследование системы ценностей социальных работников И. Мальцева, объем выборки — 58 человек (Кемерово) — исследование системы ценностей социальных работников Н. Б. Шмелевой, объем выборки -200 человек;

4)вторичный анализ результатов социологических опросов базовых ценностей россиян Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) — исследование ценностей российского общества под руководством B.C. Магуна и М. Руднева (ВЦИОМ) — межстрановое исследование Е. Ясина по выявлению особенностей ценностей современного российского обществамониторинговые исследования 1998, 2004, 2007 годов, проведенные Институтом социологии под руководством М. К. Горшковаисследование ценностей россиян, проведенное в 2006 году под руководством В. Г. Андреенковой, объем выборки — 1200 человекпроведенное на базе лаборатории социально-психологических исследований ГУ-ВШЭ исследование ценностей россиян под руководством Н. Лебедевой и А. Татарко.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечиваются:

— выбором методологических позиций, определяющих интеграцию структурно-функционального, социокультурного подходов и теории интеграции Э. Гидденса;

— использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме исследования, его цели, задачамобстоятельностью теоретического анализа, корректностью понятийного аппарата исследования, применением разнообразных эмпирических методов исследования, критическим анализом научной литературы из разных областей знания, практической применимостью полученных результатоврепрезентативными выборками лиц, привлеченных к исследованию;

— соблюдением всех основных принципов проведения эмпирических исследований;

— широкой научной апробацией исследования, ход и результаты которого обсуждались на международных, всероссийских, региональных и республиканских конференциях, публиковались в научных, методических изданиях.

Научная новизна диссертационного исследования:

— апробирована методология исследования проблемы ценностных ориентаций специалистов по социальной работе на основе интеграции структурно-функционального и социокультурного подходов в контексте теории структурации Э. Гидденса;

— дана авторская интерпретация социальной работы как социокультурного явления современного российского общества, выявлена социокультурная динамика социальной работы;

— разработана авторская методика исследования ценностных ориентаций специалистов по социальной работе, базирующаяся на сочетании количественных и качественных методов;

— раскрыто содержание ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях;

— предложена авторская интерпретация уровней ценностей социальной работы («рутинные» и «постмодернистские») в соответствии с методологией исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методологический подход к исследованию ценностных ориентаций специалистов по социальной работе и системы ценностей, отвечающих современной российской социокультурной ситуации, основанный на теории структурации Э. Гидденса и положениях интегральной социологии П. И. Сорокина, позволяет интегрировать структурно-функциональный и социокультурный подходы в исследовании ценностной проблематики социальной работы. Социальная работа представлена как социальный институт, функционирующий в рамках социокультурного пространства современного российского общества, динамику развития которого можно проследить через призму профессиональной ценностной системы.

2. Социальная работа как социокультурное явление, содержащее совокупность профессиональных норм и правил, идейных убеждений, профессиональных ценностей, нравственного сознания, носителем которых является специалист, осуществляющий профессиональную деятельность, отражает специфику социокультурного пространства современного российского общества и этнокультурные традиции социальной работы в России.

3. Ценностные ориентации специалистов по социальной работе, выявленные с использованием авторской методики, представляют собой три кластера: это ценностные ориентации, направленные на изменения в системеценностные ориентации, направленные на межличностные отношенияценностные ориентации, направленные на профессионально-личностное развитие.

4. Система ценностей социальной работы содержит уровень «рутинных» ценностей, отвечающий за преемственность и рутинность социальных практик и уровень «постмодернистских» ценностей, который формируется современными социокультурными условиями развития российского общества.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации результаты будут использованы в последующем изучении динамики ценностных ориентаций специалистов по социальной работе, при разработке содержания учебных программ этического, философского, аксиологического направления, в преподавании социогуманитарных дисциплин, в процессе формирования ценностного сознания, установок и профессиональных мотиваций специалистов по социальной работе.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности применения ее результатов в практической деятельности социальных служб, организаций системы социальной защиты с целью совершенствования профессиональной деятельности по оказанию помощи социально уязвимым категориям населениявведении основных положений диссертационного исследования в учебные курсы по подготовке бакалавров и специалистов социальной работыв качестве модулей учебных дисциплин «Профессионально-этические основы социальной работы», «Деонтология социальной работы», «Философия социальной работы», «Социология культуры».

Апробация результатов исследования:

Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры государственного, муниципального управления и социологии Казанского государственного технологического университета.

Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, получили отражение в 6 публикациях, в том числе одна — в издании, рекомендованном ВАК РФ, в выступлениях на международной конференции «Международное сотрудничество в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» (2009) — Всероссийских научных конференциях «Психология профессионального образования» (Казань, 2004), «Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы» (Екатеринбург, 2006), на межрегиональной конференции «Компетентностный подход к обеспечению качества подготовки специалистов в вузе» (Казань, 2006).

Автор входит в коллектив разработчиков Международного проекта программы Европейского Союза «Tempus 4» в области социальной работы с участием кафедры социальной работы АСО (КСЮИ), Московского государственного областного университета, Адыгейского государственного университета, BBJ Консалт АГ, Германия/Москва, Потсдамского университета прикладных наук (Германия), Парижского университета (Франция).

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в разработке учебной дисциплины «Деонтология социальной работы» в рамках профессиональной подготовки бакалавров социальной работы.

Структура работы. Поставленная цель и задачи исследования определили содержание и структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, библиографического списка, содержит таблицы.

Выводы по второй главе.

Система ценностей социальной работы состоит из социокультурных, профессиональных и личностных ценностей. Личностные ценности определяют черты характера и включают общечеловеческие ценности (любовь к людям, инициативность, гибкость, справедливость, добросовестность и др.). Социокультурные ценности определяются как ценности взаимодействия «клиент — социальный работник и содержатся в содержательном смысле в этических принципах, предполагают личностно-центрированный подход. Профессиональные ценности социальной работы можно разделить на пять групп:

1. общечеловеческие ценности;

2. ценности профессионально-личностного самоопределения;

3. ценности межличностного взаимодействия (групповые);

4. ценности социально-ориентированные (взаимодействия государство — профессиональная группа и общество — профессиональная группа).

5. ценности адаптации к современным социально-экономическим условиям.

Система ценностей социальной работы определяется ценностными системами общества, государства, личности, профессии. В систему ценностей включаются рыночные ценности, что говорит о новых тенденциях в построении всей системы социальных отношений (доступ к ресурсам, предприимчивость, готовность идти на риск и т. д.).

В системе ценностей социальной работы нами выведены следующие постмодернистские" ценности: социальная работа как рациональная системаотлаженный механизм взаимодействия социальной работы и социальной политики государствапрестиж профессии в обществепланомерная работа (работа по плану) — социальная активность клиентапрофессионализм в работесамостоятельностьработа в команде.

На основании полученных данных, нами выявлена новая кластерная структура ценностных ориентаций специалистов по социальной работе: это ценностные ориентации, направленные на изменение в системеценностные ориентации, направленные на межличностные отношенияценностные ориентации, направленные на профессионально-личностное самоопределение.

Мы можем сделать предположение, что изменение соотношения в кластерной структуре ценностных ориентаций зависит от ряда факторов. Образование в области социальной работы повлияет на ценность профессионального становления. Изменение роли государства в социальной работе повысит ценность престижа профессии в обществе.

В содержании ценностных ориентаций специалистов по социальной работе и системы ценностей социальной работы наблюдаются следующие тенденции:

1. По результатам исследований были выявлены следующие доминирующие ценности в системе ценностей, составляющие «ядро» или рутинные ценности в уровневой системе профессиональных ценностей — это семья, здоровье, дети, работа, благополучие близких людей, жизнь и благополучие каждого человека, сохранение среды обитания, мощь и процветание родной страны, любовь, дружба, справедливость, добро, свобода, истина.

К ценностям-целям жизнедеятельности относят материальное благополучие (обеспеченность, комфорт), гармонию отношений (хорошие взаимоотношения с окружающими), статус (достойное положение в обществе). Высшие ранги занимают стремление роста по карьерной лестнице, потребность в признании в обществе собственной значимости.

В систему ценностей входят такие «постмодернистские» ценности как безопасность, предполагающая гармонию, стабильность в обществе, социальный порядок.

2. В результате обработки данных нами выделены ценностные ориентации, указывающие на ценности «рутинные» или ценности «постмодернистские». Деление на данные типы ценностей основано на соответствии «рутинных» ценностей базовым традиционным ценностям россиян, остающимся неизменными на протяжении нескольких десятков лет. «Постмодернистские» ценности — результат влияния современной социокультурной ситуации.

Наличие «постмодернистских» ценностных ориентаций и ценностей указывает на наличие потребностей в их удовлетворении. Явно прослеживаются проблемные области, требующие внесения положительных изменений. К ним относятся: отношение государства к институту социальной работысложность выстраивания иерархических отношений внутри системынедостаточная правовая компетентность специалистовотсутствие соответствующих условий для осуществления профессиональной деятельности, в том числе недостаточная компьютеризация работысуществование таких подходов к клиентам социальной работы, которые ставят его в зависимое положение от специалистов и определяют их пассивность в совместной работеспециалисты в настоящее время не принимают решений самостоятельно, а повседневная практика подчас не является плановой.

3. Результаты исследований подтвердили факт влияния современной ситуации в социально-экономической сфере на структуру ценностных ориентаций специалистов. Сегодня значимыми становятся: направленность на внедрение инновацийнаправленность на стабильность, порядок в социальной системе и законность применяемых в профессиональной деятельности средствнаправленность на повышение престижа профессии и ее роли в общественаправленность на социальные изменения в общественаправленность на демократические ценностиориентация на внедрение рыночных ценностей и рыночных отношений в профессиональную деятельность.

4. Социальные работники являются гражданами общества, поэтому изменения в иерархии ценностей характерны и для этой профессиональной группы. Но социальная работа — специфическая область деятельности, в том плане, что основными профессиональными ценностями остаются общезначимые понятия добра и сострадания, свободы и ответственности. Несомненно, изучение феномена ценностных ориентаций специалистов социальной работы не только необходимое условие, способствующее совершенствованию этого вида профессиональной деятельности, но и гарант успешности изменений, происходящих в стране. Для более глубокого понимания развития общества, необходимо изучить обратный процесс: как влияют системы и структуры ценностей и ценностные ориентации специалистов на успех проводимых политических и экономических социальной сфере.

5. Деятельность специалиста должна быть направлена на стимулирование людей в развитии собственных сил, раскрытие собственных внутренних резервов, специалист должен научить клиента наладить отношения и связи с окружающей действительностью, быть инициатором изменений. Для этого необходимо быть профессионалом в своей деятельности, что и отмечается специалистами как ценность. В первую очередь специалист должен быть в курсе всех настоящих и будущих изменений, происходящий в социальной, экономической, политической сферах.

Специалисты указывают на гуманный характер профессии, ценностью для них является благополучие близких. В основе такого поведения специалиста лежит его система ценностей, являющаяся определяющим фактором в регуляции человеческих отношений. Ценности, определяющие профессиональное поведение являются ориентирами, способствующими сохранению гуманности и духовности в обществе.

6. Ценности определяют адаптацию специалиста к изменяющимся условиям. К системе ценностей наряду с традиционными ценностями — семья, здоровье, дети присоединяются демократические ценности, отвечающие реалиям сегодняшнего дня. Таким образом, выстраивается новая система ценностей, появляются новые жизненные ориентиры, человек адаптируется к изменяющимся условиям.

7. Сегодня требуется изменение роли государства, пересмотр отношения к данной профессии, поскольку в современных условиях становления рыночных отношений резко возросла роль социальной работы. Появились социальные группы, которые не могут самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность и нуждаются в социальной помощи. Существует необходимость пересмотра государственного участия в управлении социальной защитой населения. Социальная работа является важным элементом социальной политики государства. Она индикатор происходящих изменений, выполняет функцию обратной информационной связи и через систему социальных учреждений оказывает воздействие на социальную политику. Ценностные ориентации, направленные на эффективное функционирование системы подтверждают этот факт.

Социальная работа сегодня особенно актуальна, так как способствует повышению жизненного уровня населения. Такие ценности как материальное благосостояние и комфорт это подтверждают данный тезис.

8. Ценности являются элементом культуры. Это фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий, лежащий в основе идеологии, ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Ценности обеспечивают интеграцию общества. Они определяют смысл, направление деятельности, будущее развитие общества и состояние социальных отношений.

Таким образом, деятельность специалиста связана с уровнем сформированности профессиональных ценностей, под которыми понимается общая ориентация личности на профессиональную деятельность, а также система ценностей конкретной профессии, включающая традиционные и либеральные ценности Система профессиональных ценностей является многоуровневой. Состоит из ценностей, определяющих гуманистический смысл профессии и ценностей периферии, отвечающих за адаптацию специалистов к новым социально-экономическим условиям.

К ценностям «ядра» или «рутинным» ценностям специалисты относят гуманное отношение, справедливость, истину, добро, ценности любви к ближнему, ценности благополучия близких, ценности семьи и детей, здоровья и т. д. К ценностям периферии — «постмодернистским» ценностям: Социальная работа как рациональная системаОтлаженный механизм взаимодействия социальной работы и социальной политики государстваПрестиж профессии в обществе.

К значимым ценностным ориентациям относятся ориентации, направленные на ответственность и самостоятельное принятие решения. Ответственность предполагает выбор средств осуществления цели, направленность на положительный результат. Совершенствование личности специалиста заключается в пересмотре своей деятельности относительно значимых профессиональных и личностных ценностей. Быть ответственным в нашем случае означает находиться в ситуации постоянной готовности корректировать и изменять социальную среду, выстраивать на основании профессиональной системы ценностей межличностные отношения, воздействовать на клиента в целях активизации его ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальная работа как «институт помощи» в настоящее время переходит на качественно новый этап своего существования. Снижение социальной напряженности, адаптация населения к новым социально-экономическим условиям, гармонизация человеческих отношений в последнее время приобретают все большее значение, что требует пересмотра всей системы социальных практик, внедрения новых технологий, выстраиваемых на собственной теории социальной работы.

Возвращение к нормальной полноценной гармоничной жизни людей, попавших в трудную жизненную ситуацию возможно лишь при интеграции деятельности общества, государства и профессиональной группы. В этой триаде диссертационное исследование берет на себя задачу пересмотреть основы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе с точки зрения ценностных предпочтений.

Социокультурный подход приоритетное значение отдает личности специалиста, тем значениям, которые они вкладывают в свою деятельность. Речь идет о профессиональных ценностях и ценностных ориентациях в интерпретации их носителей. Методики других авторов, основанные на количественном подсчете, часто не выявляют динамики и тех ценностных ориентаций, которые в последнее время являются наиболее значимыми, указывающими на высшие ранговые ценности в интерпретации специалистов.

Классическое исследование ценностных ориентаций основано на методиках Н. И. Лапина, М. Рокича, В. А. Ядова. Для эмпирической части нашего диссертационного исследования ресурсы были найдены в «объясняющей» теории, качественном методе, теории аномии Р. Мертона, работах Ш. Шварца, И. А. Суриной. На основании выбранных методических направлений мы разработали собственное социологическое исследование, состоящее из ряда этапов, что позволило нам выявить содержание ценностных ориентаций специалистов по социальной работе в современных российских социокультурных условиях.

При этом проведенное эмпирическое исследование выявило значимость субъективной составляющей. Мы получили уникальный эмпирический материал, подвергнутый анализу. Социологический анализ позволил подвергнуть сомнению тезис о том, что ценностные ориентации являются образованиями статичными, которые возможно исследовать через проведение анкетного опроса. Ценностные ориентации — субъективные образования, через которые отражается личностное восприятие особенностей профессиональной деятельности. Оформление ценностных ориентаций в только объективные теоретические статические рамки, на наш взгляд, не является обоснованным. Поэтому специфика нашего исследовательского проекта состоит в применении качественных методов исследования, когда показывается смысловая значимость собранного эмпирического материала. На основании анализа собранного эмпирического материала были сделаны следующие выводы:

1. Социальная работа как социокультурное явление основывается на системе профессиональных ценностей, ценностные ориентации как субъективные образования указывают на высшие ранговые ценности и определяют направление развития профессиональной деятельности.

Нами было выведено новое определение социальной работы с позиции социокультурного подхода: Социальная работа — это социокультурная система, содержащая в своей основе социальные практики, основанные на системе профессиональных ценностей, воспроизведение и преемственность которых осуществляется на каждом данном историческом этапе развития социальной работы как социального института общества по гуманизации общественных отношений. Социальные практики осуществляются на уровне личности профессионала и профессиональных групп с целью наделения членов общества культурными образцами.

2. На основании качественной методики нами выявлены три кластера динамических социокультурных ценностных ориентаций специалистов по социальной работе: это ценностные ориентации, направленные на изменение в системеценностные ориентации, направленные на межличностные отношенияценностные ориентации, направленные на профессионально-личностное самоопределение.

3. Социальная работа как социокультурная система воспроизводится специалистами в процессе взаимодействия на основании определенной системы ценностей. Каждый человек застает порядок сложившимся, приспосабливается к нему. Прирастание новых знаний способствует изменению в системе ценностей, и как следствие, сказывается на ценностных ориентациях и образцах дальнейшего социального поведения.

Применение дополнительно к социокультурнному подходу теории структурации Э. Гидденса позволило нам предположить, что существуют ценности, отражающие существующий порядок, обеспечивающие преемственность профессиональных практик: это высшие общечеловеческие ценности и собственно профессиональные ценности гуманизма, справедливости, любви к людям и т. д., ценности, определяемые количественными методами исследования. Данный тип ценностей мы обозначили как «рутинные».

Также мы предположили, что существуют уровень ценностей, отвечающий за адаптацию профессиональной группы к новым социокультурным условиям. Использование качественной методики позволило нам выявить ценностные ориентации, указывающие на эту группу ценностей. Мы определили данный тип ценностей как «постмодернистские».

Новые знания отражаются на ценностях периферии, тогда как ценностное ядро остается неизменным. Поэтому в профессии ценности, составляющие основу профессии, воспроизводятся на каждом новом этапе, социальная реальность и социальный порядок передаются последующим поколениям и каждый специалист застает порядок уже сложившимся. Изменению подвергаются ценности, отвечающие за адаптацию к современным условиям, это инструментальные ценности, посредством которых достигаются терминальные «ценности — цели», определенные в ходе анализа вторичных исследований.

Эмпирические исследования, проведенные по авторской методике, определили существование таких ценностей как Каждодневная практикаБлагополучие другихПрофессионализм в работеСамостоятельностьРабота в командеПланомерная работа (работа по плану) — Социальная активность клиентаЖизнь и достоинство личностиМоральная удовлетворенность от выполнения профессиональных обязанностейСоциальная работа как рациональная системаОтлаженный механизм взаимодействия социальной работы и социальной политики государстваПрестиж профессии в обществе.

4. В задачи нашего исследования не входило выявление факторов, влияющих на изменения в системе ценностных ориентаций специалистов, но мы может предположить, что изменение соотношение в кластерной структуре ценностных ориентаций зависит от ряда факторов: образование в области социальной работы будет способствовать актуализации ценности профессионального становленияизменение роли государства в социальной работе повысит ценность престижа профессииповышение нравственного уровня населения, включение общественных структур в практику помощи повысит престиж профессии в обществе.

Это позволяет наметить технологические и организационные меры по изменению ситуации в направлении гармонии социальной работы с социокультурной средой современного российского общества. На основании выделенных и принимаемых специалистами ценностей появляется возможность создания новых технологий, форм и методов в практике социальной работы. Возможность пересмотреть, переосмыслить профессионально-этическую компоненту в профессиограмме специалистов и внедрить новые направления (аксиологическое, деонтологическое) в структуру подготовки специалистов по социальной работе. А также обратить внимание на создание положительного образа социальной работы через СМИ.

5. Социокультурная динамика ценностных ориентаций специалистов по социальной работе идет в направлении ориентации на внедрение инновацийориентации на стабильность, порядок в социальной системе и законность применяемых в профессиональной деятельности средствориентаций на повышение престижа профессии и ее роли в обществе, на социальные изменения в обществе, демократические ценности. Ориентация на внедрение рыночных ценностей и рыночных отношений в профессиональную деятельность также указывает на подвижность и субъективность данных социальных образований.

К ценностным ориентациям относятся ориентации, направленные на ответственность и самостоятельное принятие решения. Быть ответственным в нашем случае означает находиться в ситуации постоянной готовности корректировать и изменять социальную среду, выстраивать на основании профессиональной системы ценностей межличностные отношения, воздействовать на клиента в целях активизации его ресурсов.

Таким образом, введение новой значимой информации из внешнего социального мира вносит изменение в систему профессиональных ценностей, изменяются ценностные ориентации, вслед меняются социальные образцы, модели профессионального поведения. Институт социальной работы претерпевает внутренние изменения. Развитие социальной работы идет в направлении приобретения нового знания. Факторами, способствующими смене ценностных ориентаций, являются образование, развитие науки, отношение государства к институту социальной работы, повышение престижа профессии в обществе. Процесс является двусторонним: с одной стороны, развитие социального института наступает вследствие приобретения нового знания (реальная экономическая ситуация, например) идет смена ценностных ориентиров профессии и моделей поведения людей, с другой стороны, одновременно, социальные практики являются рутинными, предопределенными социальной реальностью, в процессе профессиональной деятельности воспроизводятся.

В системе профессиональных ценностей присутствует несколько уровней. Существует «ядро», включающее ценности, воспроизведение которых обеспечивает преемственность профессиональных социальных практик и ценности периферии, соединяющие профессиональную деятельность с реальной ситуацией развития российского общества. Ценности периферии прослеживаются через ценностные ориентации, указывающие направление развития всей системы социальной работы.

Специалисты сами конструируют социальную реальность на основании социального знания, которое и определяет поведение человека.

Введение

нового знания, вслед за которым будут изменяться ценностные ориентации и социальные практики является целенаправленным процессом со стороны государства и общества, что повышает их роль в создании условий не только для профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, но и для гармонизации и гуманизации общественных отношений.

Такое понимание социальной работы и ее возможных результатов может стать основанием для ее оценки и признания как деятельности высокой социальной значимости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .С. Методы изучения социальных и ценностных ориентаций студентов. — Казань, 2006.
  2. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1969. — 299с.
  3. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978.
  4. А.Г. Личностный смысл психология: Словарь. — М., 1990. -С. 192.
  5. Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. — М., 2003.
  6. В.И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно -ценностные системы // Социологические исследования. — 2003 № 5. — С. 8 -20.
  7. С.Ю. Неформальная экономика и система ценностей россиян. //Социологические исследования. -2001. — № 1. С. 57 — 62.
  8. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1966 — С. 14.
  9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-традиция, 2000.-С. 14.
  10. Г. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменение./Беккер Г., Босков А. — М., 1961. —С. 159.
  11. П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания /П. Бергер, Т. Лукман, 2001. С. 101.
  12. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Московский философский фонд — Академия-Центр -Медиум, 1995.
  13. В.Ю. Типология ценностных позиций и состояние кризисного сознаниям/Ценности социальных групп и кризис общества: сб. статей. -М.: 1999.-С.62.
  14. В.Э. Ценности нравственного сознания: опыт социологического изучения //Социология власти. 2004. — № 2.
  15. В.Г. Профессиональная социальная работа личностно-ориентированный подход. М., 1999. — С. 47.
  16. В.Г. Профессиональная социальная работа личностно-ориентированный аспект. -М., 1999.
  17. П. Начала / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994. (Bourdieu P. Choses dites. Paris: Minuit, 1987).
  18. П. За рационалистический историзм//Альманах российско-французского центра социологических исследований. —М., 1996
  19. Г. Ю. Социальная работа в России: проблемы формирования профессиональной культуры.//Дис.канд.соц.наук. -М., 1997. С. 59.
  20. М. Избранное: кризис европейской культуры.- СПб.: Упив. книга, 1999.-С. 7.
  21. М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики//Культурология. XX век. Антология. М., 1995. — С. 557.
  22. М. Избранные произведения. М.: «Прогресс», 1990. — 628с.
  23. Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы при Минобрнауки РФ. М.: Издательство РГСУ.- 2006. -№ 2. -152с.
  24. И. Общество, культура, социология. М., 1984. — С. 122.
  25. Ю.Р., Шапко В. Т. Идеи П.А. Сорокина о социокультурном подходе и современность тезисы докладов 1-й Всероссийской научной конференции Сорокинские чтения, 2004. «Российское общество и вызовы глобализации», Т. 2. — М., 2005.
  26. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — С. 14.
  27. Г. П. Аксиология становление и основные этапы развития //Социально-политический журнал -1995. № 6. — С. 95.
  28. Э. Структурация социального действия. //Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. — С.41.
  29. Э. Устройство общества: Очерк теории структурации.-М.: Академический проект, 2003.
  30. Глобализация: настоящее и будущее России. 24−25 ноября 2006 года. Том 1. Сазонов А. А. (Москва) Новый этап в исследовании проблемы ценностей. —М.: Издательство Российского государственного социального университета, 2006.
  31. Глобализация: настоящее и будущее России. 24−25 ноября 2006 года. Том 1. Демидова Т. Е. (Москва). Актуальные проблемы социальной работы в современном обществе. — М.: Издательство Российского государственного социального университета, 2006
  32. З.Т., Игитханян Е. Д. Социальная структура и стратификация //Социология в России. — М.: Институт социологии РАН, 1998. — С. 104 129.
  33. М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ) 1992−2002 гг.-М., 2003.
  34. А.С. Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании //http: // sociologi.narod.ru/ lib/ Gl.htm.
  35. А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Мартис, 1995.
  36. И. Представление себя другим в повседневной жизни /Пер. с англ. А. Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц — Кучково Поле, 2000. (Goffman Е. Lamise en scene de la vie quotidienne, 1959 et 1971. Trad. d'Accardo A. et Kihm A. Paris: Minuit, 1973. Vol. 2).
  37. JI.H. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 274.
  38. Л.Г. Социология социальной работы основные направления исследований. Барнаул, 2002. — С. 15.
  39. Л.Г. Теория и практика социальной работы // Избранные труды 1990-х годов. Барнаул: Шумановка, 1999. — С. 69.
  40. Э. Идея феноменологии /Э. Гуссерль / Фауст и Заратустра. -СПб., 2001.
  41. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (введение в феноменологическую философию) // по изданиям: «Вопросы философии». — 1992. — № 7.
  42. Э. Феноменология / Э. Гуссерль //Логос. 1991. — № 1.
  43. Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: «Сагуна», 1994.
  44. Н.С. Теория и методика (технология) социальной работы: Уч. программа. М., 1992. — С. 9.
  45. М.П. Основные концепции ценностей. М., 2003.
  46. И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
  47. Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М., 1994.
  48. Г. Г. Люди среднего класса. М., 2002.
  49. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И. Лапин, Беляева Л. А. -М.: Эдиториал УРСС, 1996. С. 47−49.
  50. Динамика ценностей населения реформируемой России/Отв. ред. Н. И. Лапин, Беляева Л. А. М.: Эдиториал УРСС, 1996 — С.З.
  51. В.И., Кравченко А. И. Социология. Учебник.: ИНФРА-М., 2001.
  52. О.Г. Мир оживших предметов. М., 1968. — С.52.
  53. О.Г. Мир оживших предметов: Проблема ценностей и марксистская философия. — М.: Политиздат, 1967.
  54. Т.П. Социальная работа как феномен общественного сознания // Социальная работа опыт и проблемы: Балашов, 1999. С. 20.
  55. Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология / Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. (Durkheim Е. Les regies de la methode sociologique. Paris: Alcan, 1895PUF, 1987, coll. «Quadrige" — autre edition: Flammarion, 1988, coll. „Champs“.).
  56. Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. {Durkheim Е. La division du travail social. Paris: Alcan, 1897 PUF, 1967.
  57. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.-С. 290−291.
  58. Э. Ценностные и „реальные“ суждения //в кн: Эмиль Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М.: Канон, 1995. — С.299.
  59. В.И. Современная политика и ее кадровое обеспечение. — М., 2008.
  60. Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М., 2006.
  61. Т.Е., Орлов Г. П. Социология. -М.: Интер-пракс, 1995.— С.280
  62. А.Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. М.: Аспект Пресс, 2003 — С. 205.
  63. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.-С. 223.
  64. И.А., Социоэкология личности — наука о социальной работе//
  65. Социальная работа. М. 1992 — № 5. — С. 76.
  66. В.В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 334.
  67. Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе //Новая постиндустриальная волна на западе. Антология, 1999. С. 250.
  68. Л.Г. Социология культуры. М., 2004 — 427с.
  69. Т.Г. Этнические ценности полиэтничного общества: Социологический очерк. — Казань, 1996.
  70. М.С. Философская теория ценностей. — СПб., 1997. С. 31.
  71. В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. — СПб.: Речь, 2004.-69 с.
  72. В.О. Сочинения в 8-ми томах. Т. 1., М.: Госполитиздат, 1956 — 435с.
  73. JI.H. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  74. С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник / С. А. Кравченко. М: Издательство „Экзамен“, 2007.
  75. Э. Феномен России в системе координат социоестественной истории// Хрестоматия нового российского самосознания /Ред-сост. С. Б. Чернышев. М.: Аргус, 1995. Т. 1. — 520с.
  76. Н.И. Проблемы социокультурной трансформации // Вопросы философии— 2000 № 6.
  77. Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000 — № 7.
  78. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян//Социологические исследования. 1996. — № 5.
  79. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века. //Психологический журнал. Т.21. -2000. -№ 3. -73−87.
  80. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. — 1996. № 4. — С. 16 — 21.
  81. . Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001.-С.10.
  82. А.И. Организация и управление социальной работой в России. -М., 1995.
  83. B.C. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения //Россия: трансформирующееся общество. М.: Канон — пресс -Ц., 2001. -С.430- 449.
  84. А.И. Этничность, ее роль и место в социальной работе // Этносы развивающейся России проблемы и перспективы материалы межрегиональной научно-практической конференции. Абакан. — 2006. -254с.
  85. К. Диагноз нашего времени. М., 1998. — 433с.
  86. Г. П. Аксиологичсекие основы социальной работы. М., 2004.
  87. Г. П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 11.
  88. В.П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учеб. пособие.-М., 1998.
  89. Р. Социальная теория и социальная структура //Социологические исследования. -1992.-№ 2 — С. 4.
  90. Л.И. Социология культуры. М.: Дашков и К., 2005. — С.53.
  91. Г. В., Мухаметзянова Ф. Ш. Подготовка специалиста социальной сферы. Региональный аспект. Казань: Издательство Казанского университета, 2004
  92. В.А. О теоретической идентичности социальной работы //Социальная работа: теория, технология, образование. М., 1996. — № 1. — С. 33.
  93. В.А. Проблемы теории и образования в области социальной работы.-М., 1999.
  94. . P.M. Социальные субъекты постсоветской России: история и современность //Мир России. 2001. -№ 3. — С. 3 — 67.
  95. К.М. Социология морали. Екатеринбург, 2003.
  96. Г. И. Социология социальной сферы. М., 2003. — С. 155−157
  97. Т. Понятие общества компоненты и их взаимоотношения. Американская социологическая мысль. Тексты/ под ред. Добренькова В.И.- М.: Изд-во Международного Университета, 1996. С. 494 -525.
  98. Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. — М.: Академический проект», 2002.
  99. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. М.: ИНИОН РАН, 1994. — С.65.
  100. Т. Система современных обществ. -М.: Аспект-пресс, 1997.
  101. В.Д., Бессокирная Г. Л. Динамика основных ценностей повседневной деятельности и мотивов труда московских рабочих в 1990-е годы //Социологические исследования 2003. — № 5. — С. 72 — 84.
  102. Ю.С. Динамика ценностных ориентаций населения региона на современном этапе трансформации общества//диссертационное исследование. М., 2005.
  103. П.А. Философские и историко-педагогические основы подготовки социальных работников. Ростов н/Дону, 2004. — С. 3.
  104. В.В. Социология культуры: Тексты лекций. М.: Гос. ун-т управления, 1999. — С.92.
  105. К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. М., 1992.
  106. Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений России. XX век./ Под ред. Акад РАЕН А. Н. Аринина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 496с.
  107. М. Социальная работа / Современная теория. Учебное пособие. -М.: Издательство Academia, 2007.
  108. А. А., Радугин К. А. Социология. 2-е изд. — М.: Центр, 1996. -Тема№ 4.-С. 164−165.
  109. Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. -С.23−24.
  110. Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. — 282с.
  111. Н.С. Ценности в проблемном мире. М., 1998.113.114,115 116 117 118 119 114 184 390 262 248 546 762 752
  112. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /под ред. В .А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — С. 147−159.
  113. X. Об организации социальной работы в системе обучения социологов в Швеции // Социальная работа- теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 1992.
  114. С.И. Введение в социологию культуры: Тезисы лекций. -Якутск, 2002. С. 9.
  115. Е.А. Содержание и методика социальной работы. М., 2005. -332с.
  116. В. И. Развитие В.П. Тугариновым аксиологии //Вестник ЛГУ. Серия 6. 1988. — Выпуск 4.
  117. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологикх-М.: Академия, 2003. С. 16.
  118. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Холостовой Е. И. —1. М.: Юрист, 2000.-325с.
  119. Н. Социология. М., 1994. — С. 50.
  120. Л.М. Эмпирическое изучение базовых ценностей. //Мир России. 2002. — № 1.-С. 166- 184.
  121. А.В., Щербакова И. О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества//Социологические исследования. — 2003. -№ 1 С. 116.
  122. П.А. Границы и предмет социологии//Социология в России XIXначала XX веков (вып. 1). Тексты. М., 1997. — С. 55−84.
  123. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.128.129,130,131 132 133 134 135 136 897 947 270 119 424-С.48890.
  124. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. — М.: Союз, 1997.-С. 159.
  125. Социокультурное исследование/ под ред. проф. Ф. И. Минюшева. М., МГУ, 1994.-С.10.
  126. А.В. Становление идеологии социальной работы в России: анализ актуальных противоречий. — Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2006. 321с.
  127. И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностноепространство: вопросы теории и методологии. М., 1999. — С. 16.
  128. И.А. Ценностные ориентации как предмет социальногоисследования// Учеб. пособие. М., — 1996. — С.55.
  129. Д.К. Антропологический подход в социологии. М., 2004
  130. Теория и методика социальной работы. Под ред. Жукова В. И. М.:1. Союз", 1994. С. 33 -38.
  131. Теория и методология социальной работы /С.И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов. М., 1994.
  132. Теория социальной работы. Под ред. Холостовой Е. И. М.: Юрист, 1998, С. 33.142,143,144 145,146,147,148 149 150 151 152 155 448 412 471 296
  133. . Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа //Социологические исследования. — 2001.-№ 6.
  134. О.Г. Социология культуры: Конспект лекций: Учебное пособие. Н. Новгород, 1998. — С.58.
  135. Философия социальной работы. Отв. ред. Митрохин В. И. — М.: «Союз», 1998.-С. 167.
  136. М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996.
  137. М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.: ВЛАДОС, 2000.
  138. М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. -М.: МПЛ, 1993.
  139. М.В. Профессионально-этические принципы социальной работыи их исторические корни. М., 1997.
  140. Хайек Ф. А Пагубная самонадеянность. М., 1992.
  141. Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы
  142. Социологические исследования. — 2003. — № 5. — С. 89.
  143. Г. Р. Ценностная мотивация этнического конфликта. Казань, 1998.
  144. Ханс-Уве Отто. Некоторые аспекты отношения между социальной работой и социологией // Проблемы теоретической социологии., Вып. 2. — СПб.-1996.-С. 44.
  145. Хмырова-Пруель И. Б. Концепция ценностей В. П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (60−90-ые годы). Автореферат кандидатской диссертации. СПб., 2002.
  146. Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 1995.
  147. Е.И. и др. Теория социальной работы. М.: Юрист, 1999.
  148. Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) / Т. Шанин // Вопросы философии. 1997. -№ 11.- С.55−71.
  149. В.Т. Социокультурный подход истоки и перспективы // Большой Урал XXI сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции//ХШ Уральские социологические чтения, Екатеринбург, 2001.
  150. О.И., Карачаровский В. В. Русская трудовая и управленческая культура. Опыт исследования в контексте перспектив экономического развития. //Мир России. 2002. — № 1.- С. 3 — 57.
  151. Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2004.
  152. Н. Б., Домина О. И. Педагогические основы социальной работы: Учеб. пособие. М., 2001. — С. 24 -26.
  153. Н.Б. Профессионально-личностное становление социального работника. Волгоград, 2000. — С. 40.
  154. Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. Ульяновск: «ОНИ», 1997. — С. 30−47.
  155. Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социальногоработника.//Российский журнал социальной работы. 1997. — № 1/5- С. 115−124.
  156. Р.ГТ. Перечитывая Василия Петровича Тугаринова //Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. — СПб., 2000.
  157. О.Н. Социокультурные ценности социальной работы//диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.06./ Екатеринбург, 2007.
  158. , А. Структура повседневного мышления/А. Щютц//Социально-политические исследования. 1988. — № 8.
  159. Щюц, А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии / А. Щюц. М., 2003.
  160. С.Э. Гуманистические ценности социальной работы. — М.: Изд-во МГСУ, «Союз», 1995.
  161. В.А. Социология в современной России // Социология. — 1996. -№ 12.
  162. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 1998.
  163. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. -М.: «Ключ-С», 1999. С. 33−36.
  164. Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. Доклад на 4 Международной конференции «Модернизация России: социальный аспект». М., 24 апреля 2003.
  165. Definition of Social Work, International Federation of Social Workers. http: ifsw.org
  166. Homanc G.C. Social Behavior: Its Elementary Form.P.23
  167. Luhmann N. The differentiation of society. N.Y. Columbia Iniv. Press. 1982. C.86
  168. Merton, Robert K. Social Theory and Social Structure. New York: Free Press, 1968, C.216
  169. Rokeach Milton. The nature of human value. N. Y.: Free Press. 1973, C.5
  170. Rokeach Milton. The nature of human value. N. Y.: Free Press. 1973, C.30
  171. , S.H. & Bardi, A. Influences of Adaptation to Communist Rule on Value Priorities in Eastern Europe. Political Psychology, 1997, 18, 385−410.
  172. Social Workers Their Role &Task, Chairman, Mr Pete M Barclay, (National Institute for Social Work, Bedford Square Press, London, 1982, with corrections, 1985). p 35
  173. Thomas W.J. The Polish Peasant in Europe and America / W.J. Thomas, E. Znaniecki. Vol. 1. — Cambridge, 1918.
Заполнить форму текущей работой