Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Язык социальных сетей как социокультурный феномен

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо «смайликов» для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый «капс» (от английского «CapsLock» — блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения… Читать ещё >

Язык социальных сетей как социокультурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский институт лингвистики»

Курсовая работа

Язык социальных сетей как социокультурный феномен

Москва

  • Введение

    3

  • 1. Состояние современного русского языка (проблема современного русского языка в сфере общения) 5
  • 2. Специфика общения в Интернете 5
  • 3. Проблема грамотности 8
  • 4. Культура в сети интернет 9
  • 5. Распространение социальных сетей 15
  • 6. Специфика языка пользователей социальных сетей 17
  • 7. «Олбанский язык" — популярный язык общения в современных социальных сетях 22
  • Заключение

    26

  • Список используемых источников

    : 29

В данной курсовой работе рассматривается проблематика современного общения в социальных сетях Интернет, влияние такого общения на общество в целом, его развитие. Одну из основных формирующих современной культуры общения представляет собой общение с помощью Интернет. Социальные сети, блоги, чаты в настоящее время практически полностью заменили общение «вживую». Интернет дает современному человеку свободу и ограничивает ее одновременно.

Последние десятилетия ХХ века отмечены процессами, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Развитие средств массовой коммуникации и полномасштабное внедрение новых информационных технологийпривело к тому, что взаимодействие людей в современном обществе все больше приобретает виртуальный характер. В результате интенсивной информатизации и глобализации социальных и культурных процессов стало возможным появление нового социального пространства, получившего название виртуальной реальности.

В начале нового тысячелетия происходит существенная трансформация социальной реальности, обусловленная активным проникновением в общественные процессы новых информационных технологий, появлением предпосылок формирования в России информационного общества, неразрывно связанного с процессами глобализации. Благодаря новым информационным технологиям возможности человека современного общества многократно расширились. Тем не менее, глобальные социально-экономические и политические изменения повлекли за собой глубокий кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования, появилась угроза утраты культурной национальной идентичности народов России. 1]

Развитие технологий в конце XX — начале XXI веков актуализировало осознание проблем, связанных с глобализацией и с самим информационным обществом, дискуссии о которых ведутся на протяжении последних десятилетий. Сложность и необычность новой эпохи требует более глубокого осмысления происходящих изменений, прогнозирования текущих и кризисных явлений в духовной жизни и культуре общества.

Актуальность темы

исследования заключается в том, что особая роль в этом процессе формирования общества принадлежит глобальной сети Интернет, которая является не только средством массовой коммуникации, но и образует принципиально новую область социального взаимодействия, влекущую изменения в реальных областях жизни человека.

В последнее время виртуальное общение всё чаще вытесняет личное. Неудивительно — ведь общаться в сети не только дешевле, но и проще, здесь не имеют значения разделяющие собеседников километры, а нередко даже годы. Противники виртуального общения бьют тревогу, утверждая, что социальные сети убивают коммуникабельность и даже культуру слова.

Слово — это орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемы словом. Слово, имеющее в своем основании и опирающиеся при своем исхождении на добрые духовные начала, осветляет нашу жизнь и окружающий мир. А лексика, которая используется при виртуальном общении такого воздействия оказывать не может, так как лишена своего «духа и души», в ней есть лишь тело — информационно-содержательный блок.

При визуальном общении слово подается интонационно, передавая чувство и эмоции. При виртуальном общении мимику, эмоции, интонации, жестикуляцию заменяют значки и смайлики. Со временем это может сыграть злую шутку. Если человек работает дома и общается только через «Одноклассники» или «Вконтакте», наступит момент, когда общение «вживую» покажется ему сложным и неудобным, а природа все-таки создала человека для жизни среди людей.

1. Состояние современного русского языка (проблема современного русского языка в сфере общения)

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство, как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Одним из показателей снижения речевой культуры современного общества является повсеместное нарушение грамматических, лексических, орфоэпических и этических норм.

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения и в первую очередь общения в Сети, потому что именно этот способ общения становится наиболее популярным в среде учащихся и молодежи в целом. Человеческий язык — удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, стоили без языка? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Ученые поняли это давно. Две важнейшие особенности языка, точнее, две его функции указал когда-то Ломоносов: функцию общения людей и функцию оформления мыслей.

2. Специфика общения в Интернете

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня — это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Причинами обращения к Интернету как инструменту общения могут быть:

1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес кИнтернет — общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам невозможных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети — анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Сегодня по сути дела возникла новая форма языкового взаимодействия — письменная разговорная речь. Русский язык существует в Интернете в основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности.

Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55% результата.

Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована, поэтому общение в чате все-таки не обходится без телесности. В первую очередь был определенным образом компенсирован «эмоциональный дефицит» путем введения в виртуальное общение суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций — «смайликов» (от английского «smile» — «улыбка»), которые получили чрезвычайно широкое распространение. Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна.

Помимо «смайликов» для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый «капс» (от английского «CapsLock» — блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами — большим количеством восклицательных знаков, «традиционно русской лексикой» (чаще всего передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров. Новый мир и новый стиль жизни в этом мире требует и новых языковых средств коммуникации либо трансформации старых. Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику, возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки также имеет свою языковую специфику, игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в русском языке — о стиле Интернет — общения — который не только является специфической особенностью Интернет — сообщества, но и серьезно влияет на речевое поведение всего общества в целом. Язык становится не только средством общения, но и средством создания виртуальной реальности, так как искусственные языки программирования являются лишь технологическим средством, благодаря которому Интернет работает, а подлинным языком виртуального сообщества оказываются естественные языки аудитории пользователей.

3. Проблема грамотности

При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга. В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека — низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка: лексических, орфоэпических, грамматических, словообразовательных, морфологических, синтаксических.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается. Это значит, что он обладает одним из сильнейших орудий, когдалибо созданных человеком: орудием воздействия на сознание человека, тогда как другой человек, не владеющий языком в соответствии с его нормативностью и значимостью, не умеющий использовать все богатства языка, становится духовно беднее. Он не способен ни убеждать, ни вести за собой, ибо примитивизм языка говорит и о примитивизме мышления. Такого человека легко убедить, повести за собой, сделать марионеткой. Не приведет ли это к разделению общества на высших и низших: способных убеждать, а значит, подчинять, и на тех, кто способен только подчиняться и исполнять чужую волю.

Наше общество уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. Очень часто встречаются объявления о том, что в лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями «Этикет», «Деловой этикет», «Дипломатический этикет», «Этикет делового общения» и т. д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т. д. контакт.

Такова чудодейственная сила слова. Она особенно важна и действительна в сложных коммуникативных ситуациях. Слово может быть сильнейшим оружием не только в руках своекорыстных демагогов. Оно может быть еще более сильным оружием в руках творцов. И хотя они и используют его, но они далеко не всегда сознают силу слова — как разрушительную, так и созидательную. Возможности языка безграничны.

4. Культура в сети интернет

Выявление специфики социокультурных аспектов формирования компьютерной культуры в русскоязычной сети Интернет определяет необходимость социологического осмысления процессов в контексте становления информационного общества в России. Происходящие под влиянием развития Интернет-технологий изменения в социокультурном поле требуют внимания исследователей к информационным взаимодействиям агентов виртуальной культурологической системы.

Как и всякое крупномасштабное социальное явление, Интернет несет в себе не только пользу для общества, но и серьезную угрозу для его существования и развития в случае бесконтрольного или негативно направленного использования его возможностей.

С появлением глобальных телекоммуникационных сетей социология расширила предметную область для изучения поведения людей и групп в новой социальной среде. Современное состояние общения в социальных сетях характеризуется тем, что Интернет-культура рассматривается исследователями с различных позиций, не всегда согласующихся друг с другом, поскольку далеко не во всех случаях к Интернет-общению подходят как к чрезвычайно сложному социокультурному явлению, стержнем которого являются процессы интеллектуализации, развития культурно-духовной сферы общества, базирующиеся на принципиально новой научно-технической и технологической основе.

Социальные сети сегодня — один из самых популярных способов развлечения и общения. Они быстрые, удобные и несложные в употреблении. С собеседником можно переписываться, говорить и даже видеть его. Социальные сети доступны всем и каждому в любое время суток. Необходимы лишь компьютер и подключение к Интернету. [4]

Современная теория социальных сетей берёт своё начало с середины прошлого века. В 1951 году Рэй Соломонофф и Анатолий Рапопорт впервые заговорили о возможности этого явления. Продолжили эту идею в 1959;1968 годах венгерские математики Пол Эрдос и Альфред Реньи, написав восемь статей о принципах формирования социальных сетей. В конце концов, Дункан Уоттс и Стивен Строгач развили саму теорию. Термин «Социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом.

Впервые социальная сеть предстала в виде электронной почты, осуществляющая общение между людьми. Это первый способ коммуникации посредством вычислительных сетей. Изначально, электронная почта была предназначена для обмена информацией между двумя персонами, но впоследствии, благодаря небольшому изменению (списки рассылки), и целые группы людей смогли общаться между собой.

Следующим этапом в развитии стали телеконференции или группы новостей. По сравнению с прошлой версией, эта позволяла сохранять сообщения, которые впоследствии были доступны к просмотру каждого участника конференции. Также появилась возможность различной группировки сообщений.

Телекоммуникации продолжали эволюционировать, и всё больше людей стало постоянно работать в Интернете. В результате этого возник сервис общения в режиме настоящего времени — пользователь получал сообщение от собеседника через несколько секунд после отправления. Такой сервис получил название InternetRelationChat (IRC), что в дословном переводе означает «родственное общение через Интернет». Внутри IRC общение осуществляется при помощи специальных узлов — каналов, объединённых между собой тематикой.

Перед разработчиками социальной сети цель свободного, непринуждённого общения не стояла. Они лишь пытались облегчить информирование, коммуникацию и решение проблем фирм, компаний и просто работающих людей. Но ввиду появления в Сети индивидуальных пользователей, понижения цен на телекоммуникации и оборудование, общение стало носить более неофициальный характер, и начали появляться сообщества людей со схожими интересами и взглядами. Разговоры стали как общественными, так и приватными.

Ввиду стремительного развития, у социальных сетей появились свои специализированные особенности:

Ник-нейм (англ. nickname — прозвище, кличка) — формальное имя для идентификации личности.

Смайлы (англ. smile — улыбка) — «рожицы», позволяющие отобразить эмоции в текстовом сообщении.

Особый жаргон (сокращения, стиль общения) конкретной группы людей, пребывающей в частом контакте, служащий опознавательным знаком.

Более свободный стиль общения, ввиду того, что пользователь «виртуален» — его «имя» и личная информации формальны.

Последний и самый популярный на данный момент вид социальной сети — программа-браузер. Её представляют такие известные порталы как one. lv, odnoklassniki.ru, facebook.com и многие другие.

Существуют также и другие вариации:

Гостевые книги — первая и наипростейшая фора web-приложений. Это список сообщений в убывающем по дате порядке. Любой посетитель может оставить своё сообщение. Принадлежит часто физическому лицу.

Форумы — усовершенствованный вариант телеконференций. Форум чаще всего принадлежит какому-либо сообществу и подразделяется на темы. «Этикет» форума подразумевает соответствующие теме сообщения, которые могут оставить зарегистрированные пользователи.

Instant Messaging (IM) programms — улучшеннаяверсия IRC. Примером является программа Skype.

Блоги — личные дневники пользователей. Блог и записи автора в нём могут читать все пользователи/пользователи, «подписавшиеся» на чтение/или выбранные автором читатели. Читатели могут оставлять свои комментарии к записям. Автор в праве их удалять или отвечать на них. Автор также имеет возможность создать ленту просмотра друзей — читать «дневники» и сообщества, которые его интересуют. Известнейший пример — Живой Журнал.

Ввиду популяризации последнего вида, пользователям стали предлагать возможность самим настраивать внешний вид блога/web-портала.

Актуальность феномена в современной культуре и прогноз его развития на будущее

Люди предпочитают считать себя занятыми — работа, учёба, домашние хлопоты. Времени и сил на личные занятия, встречи, развлечения остаётся всё меньше. Тут на помощь и приходит социальная сеть. Общение с друзьями, обсуждение тех или иных проблем, новостей, обмен информацией, занятие хобби не вынуждают покидать родные стены или поднимать трубку телефона. Заняться этим можно в любое время суток, хоть ночью — ведь на другом конце света день и кто-то обязательно поддержит с вами разговор.

В Интернет порталы человека тянет и потому, что легче осуществить новые знакомства, а не только поддерживать уже имеющиеся. Выигрыш здесь заключается в том, что можно скрыть свою личность и избежать непонимания — как это, к сожалению, не редко происходит в реальном мире. Так, зачастую можно услышать, что некий человек в жизни совсем не такой, каким является в Сети.

Но всё же такая заинтересованность более применительна к молодёжи. Что же касательно людей старшего поколения — у них несколько иные приоритеты. Мало кто из них до сих пор поддерживает связь с бывшими одноклассниками, однокурсниками, коллегами, сослуживцами и просто старыми друзьями. Тому виной и время, и расстояния, и различные жизненные обстоятельства. Тем не менее, существует достаточно большая вероятность найти некогда близкого человека в какой-либо социальной сети (небезызвестные odnoklassiniki.ru, к примеру, популярные среди русскоязычного населения). Не редко и повзрослевшие дети вынуждены покинуть своих родителей и уехать в другую страну. Встречи происходят далеко не часто. В данном случае ситуацию спасает такая IM-программа, как Skype — родители могут поговорить с сыном/дочерью, подключив к компьютеру микрофон и наушники/колонки, и даже видеть друг на друга в режиме реального времени при наличии web-камеры.

Стоит упомянуть и группу людей, которых Интернет-общение вытаскивает из повседневной рутины в рабочее время на посту.

Как было сказано ранее, внутри социальных сетей часто создаётся специфический жаргон, используются нетрадиционные сокращения. Таким образом, происходит влияние на устную речь и нередко, устное творчество.

Благодаря развитию технологий, социальные сети становятся всё доступнее и доступнее. Столь популярный портал one. lv можно «носить» с собой — в мобильном телефоне, ноутбуке. Беспроводной Интернет (Wi-Fi) увеличивает эти возможности.

И всё же, существуют и иные способы объединения людей, помимо родственных, приятельских и других связей. Буквально на днях открылась сеть freefrog.ru, призванная объединить любителей музыки в различных жанрах, в то время как ex3m. su собирает почитателей экстремальных видов спорта. Желающие поделиться впечатлениями от путешествия, или же узнать о той или и ной стране, ожидаются на сайте социальной сети, посвящённой туризму — turometr.ru. На портале kinokrug.ru регистрируются профессиональные деятели киноиндустрии для сотрудничества и совместного обсуждения той или иной картины. Сеть goroo.ru «состоит» из представителей компаний, нуждающихся в хороших специалистах, и обычных пользователей, которые могут рекомендовать этих специалистов. За действительно удачную рекомендацию полагается денежное вознаграждение. Face.ru собирает профессиональных девушек-моделей, а ya-zvezda.com творческих людей. Пользователям предлагаются конкурсы на лучшую модель и видеоконференции с продюсерами. Существуют и достаточно необычные социальные сети как vnakate.ru (напоминающий в написании vkontakte.ru) для ценителей алкогольных напитков и vpodzemke.ru для людей, пользующихся метро.

Одно из последних новшеств — видеоблоггинг, позволяет пользователю «вести видео-дневник» в режиме реального времени. Новаторство заключается в том, что до этого «видеть» собеседника можно было только на мониторе компьютера посредством web-камеры, а видеоблоггинг осуществляет эту функцию через мобильный телефон. Впрочем, этот вид Интернет-общения ещё не пользуется особым спросом — тут верх берёт психология человека — наверное, люди ещё не готовы к тому, что бы за ними могли «следить» в данный час, в данную минуту. Впрочем, вполне вероятно, что вскоре такие блоги примут обыденный характер. Это лишь дело времени.

Социальные сети, безусловно, упрощают нам жизнь, экономя время, поддерживают наше моральное состояние, позволяя общаться с интересующими нас людьми, служат источником информации, коротают досуг. Они, безусловно, будут продолжать своё развитие — возможно, в скором времени, в сети можно будет дотронуться до человека, находящегося на другом краю света. Прогресс не стоит на месте. Но не стоит забывать, что ничто не может заменить настоящее человеческое общение, улыбку и тёплый взгляд.

5. Распространение социальных сетей

На данном этапе развитие социальных сетей в России, странах Восточной Европы и СНГ находится на разных стадиях. Для удобства аналитики J’son&PartnersConsulting разделили рынки соцсетей в странах СНГ, Восточной Европы и России на четыре категории по численности аудитории социальных сетей и темпам ее роста (Рис. 3).

Первая категория, в которую попала только Россия, характеризуется большим числом пользователей соцсетей (от 6 млн. человек) и высокими темпами роста. К примеру, в нашей стране на данный момент насчитывается 25 млн. пользователей социальных сетей, что сравнимо с общим числом пользователей социальных сетей в других рассматриваемых странах вместе взятых. По прогнозам J’son&PartnersConsulting, ежегодный прирост числа пользователей социальных сетей до 2014 года в России составит в среднем около 23%. Такая динамика определяет Россию как быстрорастущий и перспективный рынок.

Количество пользователей соцсетей от 6 млн. и невысокие темпы роста — это близкие к насыщению рынки. К этой группе относится польский рынок социальный сетей. Так, по итогам 2009 года в Польше насчитывалось около 11 млн. активных пользователей социальных сетей. Темпы прироста аудитории социальных сетей в Польше постепенно снижаются, что говорит о насыщении рынка.

Число пользователей социальных сетей менее 6 млн. человек и невысокие темпы роста характеризует рынки социальных сетей в большинстве стран Восточной Европы и СНГ. При этом рынок социальных сетей в странах Восточной Европы — в первую очередь в Венгрии, Чехии и Румынии — отличается снижением темпов прироста аудитории. Также к третьей группе относятся совсем новые, только зарождающиеся рынки социальных он-лайн-сервисов в Казахстане и Армении.

К четвёртой группе, в свою очередь, относятся рынки социальных сетей с небольшим количеством пользователей (менее 6 млн.) и высокими темпами роста. Такая ситуация наблюдается в большинстве стран СНГ: Белоруссии, Украине, Узбекистане, Молдове и Киргизии. Социальные сети и сам Интернет в этих странах находятся на ранней стадии развития, характеризующейся бурным ростом. Наибольшие темпы роста аудитории социальных сетей были отмечены в Узбекистане — в среднем около 40% в год.

Дальнейшее развитие социальных сетей, а также методы монетизации трафика в большей степени зависят от менталитета народа, распространения электронных платёжных сервисов, доходов населения и массы прочих факторов. Среди наиболее известных и популярных методов извлечения прибыли из социальных сетей называются реклама и маркетинговые решения, кастомизация и премиум-сервисы, игры и развлечения, различные коммуникационные сервисы.

Российские социальные сети развиваются по примеру и опыту соцсетей США и Западной Европы, небольшие соцсети государств Восточной Европы и СНГ, частично перенимая опыт «старших братьев», параллельно ищут свой путь для достижения наибольшего влияния на своих пользователей8.

Социальные сети вовлекают в свою инфраструктуру все большее количество участников. Тем не менее, из-за того, что интернетизация общества все еще пребывает в начальной стадии и использование интернет не приобрело столь массового и обыденного характера как, например, использование телефона, говорить о какой-то тотальной интервенции виртуальной реальности в жизнь человечества нельзя. Согласно опросам, проведенным в прошлом году в 17-ти странах лишь 42% опрошенных слышали о понятии соц. сетей. Остальные 58% респондентов не имеют ни малейшего представления о том, что такое социальная сеть, где пропадают их коллеги и почему их дети не спят по ночам.

6. Специфика языка пользователей социальных сетей

В последнее десятилетие в интернет-сообществах получили широкое распространение так называемые интернет-мемы. [2]

Интернет-мем (он же интернет-феномен) — единица информации, объект, ранее малоизвестный и, как правило, неожиданно ставший популярным, распространяясь от одного человека к другому через интернет. Термин «мем» введен английским этологом Ричардом Докинзом для описания процессов хранения и распространения отдельных элементов культуры.

Мемы — это просто информация, но функционирование мемов имеет свои последствия. Мемы могут распространяться горизонтально (между представителями одного поколения) и вертикально (от поколения к поколению). Мемы — объекты, копирующие самих себя. Выживание мема зависит от наличия, по крайней мере, одного носителя, а воспроизводство зависит от наличия того носителя, который пытается распространить сущность мема. Информационное содержание конкретногомема влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован, производя свой оптимон. Мемы могут видоизменяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей) и, в итоге, подвергаются естественному отбору.

С популяризацией интернета мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — интернет-мемов. Интернет-мемы представляют собой некую информацию (отдельную фразу, текст, медиафайл), добровольно передаваемую пользователями друг другу. В последнее время, как правило, средой распространения интернет-мемов являются блогосфера и форумы, однако мемы могут также распространяться с помощью мессенджеров, электронной почты и выходить за пределы интернета, например, попадая в СМИ (в таких случаях также применяют понятие «медиавирус»). Наиболее популярные жанровые разновидности интернет-мемов — это демотиваторы, баяны, эдвейсы (те же мемы), комиксы, стрип-комиксы, карикатуры.

Благоприятной средой для распространения интернет-мемов оказались и социальные сети, в которых эти феномены приобрели, в том числе, и статус особого языка пользователей. Так, в последние два-три года в интернет-пространстве широкое распространение получили так называемые демотиваторы, или демотивационные постеры. Картинка в черной рамке, внизу подпись-слоган — вот что такое демотиватор. Однако при кажущемся строгом минимализме эти картинки полифункциональны как по самой природе, так и по характеру распространения в интернет-сообществах.

Демотиваторы, появляющиеся в социальных сетях, — это сложный социокультурный феномен интернет-коммуникации, обладающий жанроопределяющими и жанрообразующими признаками (формальными и содержательными признаками текста поликодовой природы) и служащий многообразным целям организации коммуникативного пространства социальной сети, а потому стабильно вызывающий исследовательский интерес.

В рамках настоящей работы остановимся на частном аспекте и рассмотрим демотиваторы только как средство общения в социальных сетях.

В качестве объекта для исследования намеренно была выбрана социальная сеть «ВКонтакте», поскольку сегодня — это самая популярная российская сеть: «ВКонтакте» ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета (31%), 23% делают это еженедельно. На сегодня «ВКонтакте» — это более 97 млн пользователей (ср.: у «Одноклассников» — 45 млн) и 9-е место в списке самых крупных социальных сетей мира, 58% пользователей — молодые люди в возрасте до 25 лет. 8]

Итак, любая социальная сеть — это прежде всего объем информации, которым готов поделиться один человек с другим. Человек стремится рассказать о себе, своих увлечениях, мыслях, чувствах, он хочет говорить и быть услышанным. Однако социальная сеть «ВКонтакте» предполагает и определенную меру публичности, это своеобразный формат «Я и другие». Человек самовыражается, иногда обнажается, но всегда по определенным правилам, следуя инструкциям, учитывая конкуренцию (рейтинг, количество друзей / посетителей и др.), он создает свою роль, свой желаемый образ. Интернет-сообщество — это мир идеальных людей, в котором они представляются такими, какими хотят, чтобы их видели другие. Иными словами, социальная сеть — прекрасный инструмент маркетинга личности.

Еще одной особенностью коммуникации в социальных сетях можно считать ее полуоткрытый тип (ср.: арго, жаргон, сленг). Так, в представленном примере (см. Рис. 1) только пользователи сети «ВКонтакте» могут адекватно декодировать смысл этого коммуникативного послания, поскольку знают, что третий человек — Павел Дуров, создатель этой социальной сети.

Кроме того, следует подчеркнуть специфику самой коммуникационной цепи, в которую вовлекается адресат: источник — сообщение — кодирующее устройство — канал — декодирующее устройство — адресат — результат коммуникации — обратная связь, — а именно, высокую степень условности при декодировании респондентами визуального образа демотиваторов.

Так, при оценке демотиватора «Ипотека — доступное жилье» (см. Рис. 2) только 4 человека из 100 сказали, что демотиватор посвящен брошенным животным. Остальные 96 сочли, что в демотиваторе отражена острая социальная проблема доступности жилья. И если в данном случае вектор рефлексии задан большей смысловой нагрузкой вербального компонента высказывания, то в следующем примере (см. Рис. 3), как нам кажется, и вербальный, и визуальный компоненты текста не предполагают большого количества трактовок, однако в образе афроамериканца большинство опрошенных увидели бомжа. [6]

Что же касается вербального компонента, то при декодировании последнего пользователи, напротив, не склонны прибегать кразличного рода интерпретациям, а воспринимают буквально и сам текст, и ситуацию, в которой он может быть использован в качестве послания.

Так, при анализе следующего демотиватора (см. Рис. 4) на вопрос, кому может быть адресовано данное послание, большинство опрошенных ответили — любимой девушке. А на вопрос, с какой целью, самым популярным был ответ: «Чтобы знала, что она не единственная в жизни».

Если рассматривать демотиваторы как средство общения, то возникает вопрос о том, можно ли считать их языком. На наш взгляд, можно, правда, языком особого рода. Дело в том, что демотиваторы состоят из двух типов знаков, не просто семантически связанных, а имеющих общий интенциональный потенциал послания. В этом случае мы считаем целесообразным ввести понятие вербально-визуального единства, под которым мы понимаем комбинацию из двух типов знаков, коммуникативная эффективность которых базируется на отношении сопряженности семантических свойств. Знаки не просто складываются, они больше чем сумма, действуют в разносторонних отношениях и обладают синергетическим эффектом. Кроме того, в вербально-визуальном единстве можно выделить знак-стимул и знак-реакцию, в качестве которых может выступать как вербальный, так и визуальный код. Но особенностью демотиваторов можно считать выявление синергетического эффекта и в комбинации семантически свободных компонентов текста.

Еще одной отличительной чертой демотиваторов является определенная степень мобильности вербальных и визуальных компонентов текста, когда при одинаковом визуальном образе используются разные слоганы и, наоборот, при одном слогане используются разные изображения. Однако синергетический эффект этих демотиваторов, как правило, разный.

Каковы же характеристики демотиваторов как языка, без которых они не могут существовать? Очевидно, что демотиваторы имеют те же характеристики, что и язык в традиционном понимании этого слова, поскольку, во-первых, являются средством человеческого общения (коммуникативная функция); во-вторых, — средством получения новых знаний о действительности (когнитивная функция); в-третьих, реализуют функцию хранения и передачи знаний о действительности, традиций, культуры и истории (аккумулятивная функция); в-четвертых, являются выражением чувств и эмоций (эмотивная функция); и, наконец, в-пятых, реализуют функцию воздействия (волюнтативная функция).

Но поскольку мы рассматриваем демотиваторы как средство общения, уместен вопрос о владении этим языком. Итак, можно ли овладеть языком демотиваторов? Оказывается, можно. На каждом сайте Demotivators.ru предлагается создать свой демотиватор, и при желании можно воспользоваться этой услугой (ср.: самоучитель по английскому, французскому языку и т. д.). А можно создать его самостоятельно, не прибегая к сторонней помощи.

В заключение отметим, что тематика демотиваторов довольно обширная (ср.: со смыслом; с «приколом»; про жизнь; про любовь; про дружбу; про одиночество; про курение и алкоголь; про животных (грустные); про жизнь животных; про дружбу детей; про войну), что свидетельствует о том, что молодое поколение волнуют практически все существующие на сегодняшний день проблемы как общества в целом, так и отдельно взятой личности.

Ситуации же, в которых демотиваторы используются в социальной сети, вполне коррелируют с речевыми ситуациями приватного межличностного общения (ср.: инициировать дискуссию, обсуждение; поднять настроение собеседнику; «подколоть» собеседника; произвести впечатление на собеседника; придать своим словам особую значимость; помириться; поделиться мыслями или переживаниями; признаться в любви).

Кроме того, как показало наше исследование, 18% опрошенных коллекционируют демотиваторы в своих альбомах. И если посмотреть на цели коллекционирования (ср.: могу при случае кого-то на них отметить; могу при случае с кем-то обсудить поднятую в демотиваторе проблему; могу использовать по случаю какого-то праздника; это «классная» шутка; оригинально представлена идея; считаю это произведением искусства; в них встречаются глубокие и мудрые мысли; соответствуют моему теперешнему состоянию), то многие из них соответствуют целям коллекционирования языковых прецедентных феноменов (афоризмов, крылатых выражений, юмористических высказываний и т. д.).

Таким образом, все вышесказанное позволяет утверждать, что демотиваторы можно рассматривать как особый язык современной интернет-коммуникации, а следовательно, и как средство общения в социальных сетях.

7. «Олбанский язык" — популярный язык общения в современных социальных сетях

Жаргон падонкафф (он же «Олбанский язык», «Олбанцкеййезыг» и прочие аналогичные искажения) — широко распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением мата и определённых штампов, характерных для сленгов. Наиболее часто используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и web-форумах. Сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов, в частности, с ним связывают мем «превед». Часть стереотипных комментариев сформировалась в блогах живого журнала, часть — в блогах падонковской направленности, а часть — пришла в интернет из ФИДО, в основном, из эхи SU.KASCHENKO.LOCAL (см. кащениты). Наибольшую популярность стереотипные комментарии получили в 2005 году. Сегодня 5 миллионов человек (!) признают, что пользуются этим языком регулярно. 9]

Основой «олбанского» языка является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. К нему, в свою очередь, присоединяется несколько технических приемов, обеспечивающих в случае необходимости «перевод» с русского языка на «олбанский». Это, во-первых, кредо «пиши, как слышишь», во-вторых, написание в конце слов тех шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны (классические образцы — «превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»), и, в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ».

Следование этой триаде и привело к таким повсеместно известным чеканным формулам, как «Аффтаржжот» (= создатель данного текста выше всяческих похвал), «Аффтарвыпиййаду» (= данное произведение никуда не годится), «пешиесчо» (= радуй нас новыми творческими успехами) и т. д.

На первый взгляд может показаться, что перед нами нечто необычное, ставшее результатом целенаправленной злой воли, напрочь забывшей о любых существующих традициях. Но на самом деле язык «падонков» (так еще довольно часто называют «олбанский» язык) имеет весьма солидную предысторию.

Начнем с того, что от него — пусть и самым парадоксальным образом — прямо-таки веет книжной ученостью. В качестве доказательства достаточно привести строго научную фонетическую транскрипцию начала повести Тургенева «Муму»: «В адной из аддаленных улиц Масквы, ф серам доме з белыми калоннами, антресолью и пакривифшымся балконам жыланекагда барыня, вдава, акружоннаямногачисленнай дворней…» Как видим, и Тургенев в какой-то степени «жжот», хоть и не подозревает об этом.

Помимо навыков транскрибирования (скорее всего, школьного, а не вузовского), «олбанский» язык опирается и на достижения незабвенной рок-культуры семидесятых. Те, чья молодость пришлась на эпоху катушечных магнитофонов и виниловых дисков, конечно же, помнят английскую группу «Slade», которая прославилась не только фантастическим хриплым фальцетом Нодди Холдера, но и тем, что сознательно искажала слова в названиях альбомов и песен (за что и была официально признана крайне пагубным явлением для британского школьного образования). Чтобы не вдаваться в подробности перевода, сошлемся лишь на такие композиции, как, например, «LookWotYouDun», «Gudbuy T Jane» и «Coz I LuvYou».

Путешествуя по генеалогическому древу «олбанского» языка, нельзя обойти вниманием и безымянных предшественников отечественного постмодернизма — анонимных создателей псевдохармсовских анекдотов о русских писателях-классиках (установить, кто входил в этот не афишировавший себя круг, сейчас практически невозможно: слишком много желающих погреться в лучах чужой славы). В одном из этих анекдотов (и как тут не вспомнить, что сам Хармс предпочитал написание «анегдот») в образе настоящего интернет- «падонка» предстает не кто-нибудь, а бессмертный создатель романа «Что делать»: «Шел Пушкин по Тверскому бульвару и увидал Чернышевского. Подкрался и идет сзади. Мимоидущие литераторы кланяются Пушкину, а Чернышевский думает — ему. Радуется. Достоевский прошел — поклонился. Помяловский, Григорович — поклон, Гоголь прошел — засмеялся так и ручкой сделал привет, — тоже приятно. Тургенев — реверанс. Потом Пушкин ушел к Вяземскому чай пить. А тут навстречу Толстой — молодой еще был, без бороды, в эполетах. И не посмотрел даже. Чернышевский потом писал в дневнике: «Все писатели хорошие, а Толстой хамм. Потомучтографф».

Теперь о том, какую социальную функцию несет сегодня «олбанский» язык. Нам предлагают поверить, что «олбанский» язык представляет собой разновидность совершенно невинного стеба, позволяющего хотя бы на время сбросить оковы ненавистной орфографической регламентации (уйти из наскучившего царства «культуры» в мир бесконечно свободной «природы»). С этой точки зрения, перед нами довольно примитивный руссоизм, хоть и рядящийся в одежды XXI века.

Однако на проблему можно посмотреть и с другой стороны, и тогда все станет значительно серьезнее. Так, если мы вспомним, что границы нашего мира совпадают с границами нашего языка, то увидим, что «олбанское» наречие, подобно раковым метастазам, разъедает привычную структуру реальности, подменяя ее целостность тем единственным «срезом», где действуют законы и нравы «падонковского» сообщества. При таком подходе «олбанский» язык превращается в своеобразное лингвистическое Косово, грозящее стать эпицентром будущих — и совсем уже не филологических — потрясений.

Когда-то Грибоедов устами Чацкого сокрушался по поводу того, что у нас «на съездах, на больших, по праздникам приходским господствует еще смешенье языков французского с нижегородским». От этого господства сейчас, конечно, не осталось и следа, так как сочетание «прононса» с «оканьем» влечет за собой целый ряд артикуляционных неудобств, терпеть которые захочет далеко не каждый. Судьба же «олбанского» языка может сложиться куда более счастливо, ведь его адептам и пропагандистам не придется напирать на «о» и зажимать нос двумя пальцами: ниша письменного общения (в том же, например, интернете) не предполагает каких-либо тонкостей произношения.

К тому же «олбанский» язык так и просится в большую политику, где властные структуры давно уже испытывают острую нехватку псевдодемократической упаковки для своих решений и проектов. Когда Миронов, например, предлагает законодательно закрепить возможность для действующего президента остаться на третий срок — это одно. А вот если бы он выдвинул лозунг «Володя, рули есчо!» — это было бы совсем другое, почти что близкое и родное большинству сегодняшних россиян. 10]

Заключение

Виртуальная коммуникация осуществляется только на уровне лексическом, морфологическом и синтаксическом. Но при этом сам уровень стал настолько примитивен, однообразие лексики и морфологических форм при столь богатых возможностях нашего языка уже не удивляет, а пугает. Что касается синтаксиса, то здесь полное отсутствие уважения к языку. Создается впечатление, что собеседники слушают только себя.

А ведь родной язык — душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Но если судить по тому набору слов, который используется при интернет-общении, то можно сделать довольно неприятный вывод: словарный запас Эллочки Людоедки для многих молодых людей стал эталоном общения, что говорит об их примитивности. А ведь через какое-то время именно этот пласт населения будет определять наше общество и именно по ним будут судить, какое это общество, а в целом и государство.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается. Это значит, что он обладает одним из сильнейших орудий, когдалибо созданных человеком: орудием воздействия на сознание человека, тогда как другой человек, не владеющий языком в соответствии с его нормативностью и значимостью, не умеющий использовать все богатства языка, становится духовно беднее. Он не способен ни убеждать, ни вести за собой, ибо примитивизм языка говорит и о примитивизме мышления. Такого человека легко убедить, повести за собой, сделать марионеткой. Не приведет ли это к разделению общества на высших и низших: способных убеждать, а значит, подчинять, и на тех, кто способен только подчиняться и исполнять чужую волю.

Не нужно забывать и то, что если слово — «одежда» мысли, то голос — «одежда» — нашей речи. Для каждой ситуации общения нужны свои «ритмы и звуки голоса». Живое звучание голоса заслуживает доверия, несет убеждающую силу говорящего.

Слово может быть сильнейшим оружием не только в руках тех, кто умеет им пользоваться, потому что возможности языка безграничны.

Уйти от виртуального общения мы не можем, поэтому, общаясь в сети, каждый должен помнить, что общение идет с помощью слова, обладающего как разрушающей, так и созидающей силой.

Язык твой — лев: если удержишь его — защитит тебя, если выпустишь — растерзает.

Всемирная Сеть — это огромное хранилище данных, которые могут использоваться во многих областях человеческой деятельности. В самом начале своего развития сеть предлагала средства коммуникации, позволяющие связывать друг с другом собеседников из разных точек земного шара. Сегодня Всемирная Сеть предлагает еще больше средств, сервисов и услуг, в том числе и социальные сети, которые прочно вошли в нашу жизнь и изменили ее.

Негативные отзывы о соц. сетях просты и понятны. Во-первых, имеет место определенная социальная деградация участников сетевого общения. Люди, в силу тех или иных причин, имеющие определенные трудности с установлением внешних социальных связей получили в виде соц. сетей определенный костыль, упрощающий их социализацию. Однако, еще Папацельс говорил, что любое лекарство является ядом в достаточном количестве. Так и здесь. Велика вероятность замыкания таких пользователей в рамках виртуальной сети, вместо того, чтобы использовать ее как инструмент налаживания социальных связей в реальном мире. В итоге, это ведет их к еще большей социальной деградации.

Другой проблемой соц. сетей является повсеместное распространение так называемого «олбанского» языка или языка «падонкаф», употребление сленга, жаргонных выражений, нарушение пунктуации, использование словарных сокращений, что неизбежно ведет к определенной лексической и грамматической деградации.

И третьим, серьезным минусом соц. сетей, является всенаправленное распространение ценной информации (телефоны, адреса, фотографии, детали биографий и т. д.) Все это ведет к значительному распространению криминальной составляющей (вымогательства, шантаж, махинации, фальсификации, преступления на личной почве) на базе информационного хаоса соц. сетей.

Список используемых источников

язык интернет общение социальный

1. Эко У. От интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Интернет. М., 2008.

2. Статья «Социальные Интернет-сети: общая характеристика и направленность использования (Ссылка http://kapital-rus.ru/articles/article/183 585)

3. Статья «Социальные сети как социокультурный феномен» (ссылка http://www.coolreferat.com/Социальные_сети_как_феномен_современной культуры)

4. Статья «Какова история развития социальных сетей (в интернете)? «(Ссылка http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=7b442c2d-5c38−4a73-b8ff-d6b8066de096)

5. Статья «Специфика языка пользователей социальных сетей» (ссылка http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Philologia/7_94 463.doc.htm)

6. Программа урока русского языка (взята часть теории, ссылка: http://www.rslovo.ru/article1053)

7. Статья «Великий и могучий «олбанский» язык"(ссылка:http://oddom.ru/psiholog/525 635_Zachem_nam_olbanskiy_yazyk.html)

8. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. — М.: Можайск-Терра, 2000

9. Войскунский А. Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. — М.: Смысл, 2002

10. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете.- М.: МожайскТерра, 2000

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой