Экономическая сущность и функции налогов
Налоги возникли там и тогда, где и когда возникло государство. Всеобщим материальным источником налогов и сборов является вновь созданная стоимость (национальный доход, валовой внутренний продукт), составными частями которой являются доходы основным участников общественного производства и государства: оплата труда наемных работников, прибыль (доход) хозяйствующих субъектов и централизованный… Читать ещё >
Экономическая сущность и функции налогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экономическая сущность и функции налогов
1. Историческое происхождение налогов
Исторически понятие «налог» для разных людей, их сборщиков и их плательщиков, для разных государств, богатых и бедных, исходя из разных экономических, политических и других смыслов, складывается из множества вопросов о смысле этого понятия. Неужели это современное людское бремя? Возможно, у своих истоков оно было легкой добродетелью? Чтобы определить смысл понятия «налогов», его сущность, необходимо познать его глубинную сущность, которая начинает свою историю в Европе средних веков. Налоги появились задолго до введения самого понятия. Они существовали как в виде взимания части плодов земли, в виде работ.
Из всех трудов экономистов, философов постепенно складывается теория налогов. Теория налогов как предмет изучает экономическую природу налогов и их отличительную черту. Фома Аквинский выделял эту черту по двум признакам: распределению на всех (принцип всеобщности) и соразмерности бремени (принцип справедливости).
Один из родоначальников английской классической политической экономии Уильям Петти (1623−1687), известен как автор первого специального сочинения «Трактат о налогах и сборах» (1662). Петти формулирует пути устранения причин, вызывающих недовольство при уплате налогов: обеспечение соразмерности, однократности, определенности, пропорциональности и обоснованности, экономичности обложения. У. Петти сформулировал экономические основы индивидуалистической теории — население должно учувствовать в покрытии государственных расходов в соответствии с их размером имущества, богатства.
В развитие классической школы также значительный вклад внесли А. Смит и Д. Рикардо. Смит выделял четыре принципа, на которых, по его мнению, должна строится налоговая система любого государства: справедливости (налоговое бремя равное для всех налогоплательщиков), определенности (налог должен быть точно определен по способу и сумме платежа, по срокам уплаты и метод налога должен быть простым и ясным), принцип удобства (налог должен взиматься удобным способом в наиболее удобное для плательщика время) и принцип экономичности (издержки государства по взиманию налогов должны быть минимальными). Д. Рикардо рассматривал налоги как препятствие на пути к накоплению, уменьшению будущего производства страны.
Большинство определений, как современных экономистов, так и в исторических трудах, имеют действительную, реальную, поверхностную форму: Н. И. Тургенев, русский экономист: «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».
В конце 1818 года Тургенев издал свою книгу «Опыт теории налогов», в которой местами затрагивал крепостное право в России. Книга Тургенева имела совершенно небывалый в России для таких серьёзных сочинений успех: она вышла в свет в ноябре 1818 года, и уже к концу года была почти вся распродана, а в мае 1819 года появилось её второе издание. После 1825 года она была запрещена: её разыскивали и отбирали все найденные экземпляры.
Тургенев писал, что возникновение налогов связано с появлением политики, то есть с образованием и управлением государства. Потребности государства, или самих государей, удовлетворялись за счет имений самого государства или за счет единовременных сборов. Улучшение образования и качества жизни людей повлекло за собой и улучшение системы налогообложения; налоги начали быть распределяемы и собираемы с большею справедливостью и уплата их была с большей готовностью. Т.о., Тургенев считал, что уровень развития системы налогов напрямую зависит от уровня образования населения, отсюда что состояние налогов, можно определить по уровня образования каждого государства.
В трудах современных налоговедов — И. В. Горского, В. В. Глухова, В. И. Гуреева, В. А. Кашина, Н. В. Милякова и других, налог определяется: «как одна из форм пополнения государственной казны» [6 с. 13, с. 43] или как «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей» [4, c. 28]. Сегодня, понятия «налог» и «сбор» кардинально разные. Под «сбором» понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение в пользу плательщиков сбора юридически значимых действий со стороны уполномоченных органов (выдача лицензий, нотариальное заверение документов и др.). таким образом, главное отличие сбора — возмездность. Отсюда, определение «налогов» в НК РФ: «это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведение или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований» [1, c. 28].
2. Сущность налогов
В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог — это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юрлиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти…». Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой затрат государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Рис. 1. Налоги как источник доходов государства для выполнения необходимых функций
3. Сущность налогов в экономической системе
Налоги как экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.
Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.
Налоги возникли там и тогда, где и когда возникло государство. Всеобщим материальным источником налогов и сборов является вновь созданная стоимость (национальный доход, валовой внутренний продукт), составными частями которой являются доходы основным участников общественного производства и государства: оплата труда наемных работников, прибыль (доход) хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги и сборы, аккумулируемые в бюджетной системе). Образованием первичных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения национального дохода, ВВП. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от наемных работников — в форме подоходного налога, а от хозсуъектов — в форме налога на прибыль (доход).
Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП. ВВП включает оплату труда, валовую прибыль и амортизационные отчисления, налоги на продукты (НДС, акцизы) и импорт и др. оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовая прибыль экономики составляет первичные доходы хозсубъектов. Таким образом, реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов субъектов общественного производства и налоговых доходов государства. Валовая прибыль экономики представляет ту часть ВВП, которая остается у производителей после вычета расходов по оплате труда и чистых налогов на производство и импорт. Чистая прибыль экономики равняется валовой прибыли за вычетом потребления основного капитала (амортизации). С чистой прибыли уплачивается налог на прибыль организаций и в распоряжении последних остается чистая (нераспределённая) прибыль.
Налоги тогда приобретают статус правовой категории, когда система налоговых отношений формализована, налоговые законопроекты разработаны. Налоговый кодекс РФ отражает правовое содержание налогов, а именно [1]: «Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведение или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований».
Рис. 3. Налог как экономическая и правовая категория
4. Функции налогов
Функция налога — это проявление сущности в действии, способ выражения его свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. в настоящее время, однозначного толкования понятия функций налогообложения, а также точного их списка, не существует.
Рис. 2. Функции налогов
1. Фискальная — исторически первая, так как связана с историей и причиной появления налогов. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
2. Регулирующая (экономическая) — отражает экономическую сущность налогов и ее суть: оказание воздействия на экономическое развитие государства[6].
3. Контрольная — налоги являются своеобразным индикатором состояния экономики, адекватности налоговой системы, уровню налоговой системы. Данные (см. Приложение) на сайте nalog.ru позволяют понять состояние налоговой системы. Все данные необходимо сравнивать с плановыми.
4. Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения (пример: налог на роскошь), при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.
Налоговые отношения составляют специфическую подсистему производственных отношений. Из всей совокупности отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением, налоги функционируют на стадии распределения. В процессе движения национального дохода происходит обособление распределительных отношений в целом и налоговых отношений в частности. Налоги как подсистема производственных отношений представляют собой форму обобществления части национального дохода в денежной форме. Распределение не выступает как пассивный результат производства. В результате изменения распределения оно может показывать на производство обратное влияние. Значительная роль в этом процессе принадлежит налогам. Движение налогов связано с движением всего общественного капитала. Посредством налогов изымается значительная часть необходимой и часть прибавочной стоимости. В процессе движения денежного капитала его часть в форме налогов периодически изымается из кругооборота и принимает самостоятельную форму и движение. На последующей стадии возросшая в результате получения прибавочной стоимости масса денежного капитала расходуется не только для рас ширенного воспроизводства, но и выплаты налоговых обязательств. Таким образом, функционирование налогов одновременно приводит к сокращению производственного потребления и формированию государственного денежного фонда, повышающего государственный спрос и потребление. Объектом налоговых отношений является движение части стоимости национального дохода в денежной форме посредством перераспределения части его стоимости и образования целевых фондов финансовых ресурсов. Субъектами налоговых отношений в Российской Федерации выступают:
· Юридические и физические лица — в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
· Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления;
· Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные отделения;
· Таможенные органы;
· Государственные и муниципальные органы исполнительной власти.
Носителями налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя.
Роль налогов в обеспечении деятельности государства
Налоги — это принудительное лишение принадлежащей лицу (юридическому или физическому) собственности. Задача государства — устанавливать уровень налогообложения в стране таким, чтобы он был достаточным для выполнения государственных функций и не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.
Исторически налоги возникли с разделением на социальные группы и с появлением государства. Социально-экономическая их сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства.
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, выполняющего разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную) и требующую соответственно определенных средств.
У государства нет иных методов мобилизации денежных средств в казну кроме налогов. Государство может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. В результате остается поступление налогов и сборов в доход государства.
Рис. 4. Роль налогов в обеспечении деятельности государства
В любом государстве результатом хозяйственной деятельности становится создание валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД).
Производственный НД последовательно распределяется и перераспределяется. Важнейшую роль в этом процессе играют налоги: часть НД страны в денежной форме посредством налогообложения направляется в бюджет для его последующего использования на государственные и социальные нужды.
налог доход сбор бюджет
Где НБ — налоговое бремя на экономику;
НП — поступление налогов и сборов в бюджет;
ВВП — объем валового внутреннего продукта.
ВВП изымается в биоэквивалентном, безвозвратном и одностороннем порядке. Такое движение финансовых ресурсов отличает налоговые отношения от других парораспределительных отношений.
Организация парораспределительных отношений в государстве определяет уровень налогового бремени (налоговой нагрузки) на экономику. Экономическая сущность налогов проявляется в их функциях.
Рис. 5. Роль налогов в перераспределении ВВП
Заключение
Эффективное функционирование налогов — важная составляющая в обеспечении деятельности государства. Налоги существуют для обеспечения функционирования государства, выполнение им своих социальных, экономических, политических, культурных и многих других функций. Мировой опыт показывает, чем выше оценка налоговой системы, чем лучше она используется, тем государство имеет больше доходов, источниками которых выступают, в первую очередь, налоги. Налоговые доходы играют ведущую роль в формировании финансовых ресурсов государства.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая, от 31.07.1998 № 146-ФЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая / постатейный комментарий / Под общей ред. В. И. Слома — М.: Статут, 1999
3. Горский И. В. Налоги: история и современность — Т.1 — М., 1997
4. Дадашев А. З. Налоги и налогообложение, ВЗФЭИ — М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2008
5. Кашин В. А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики / Финансы, № 8, с. 23−28, 1998
6. Кашина М. Н. Лекции «Налоги и налогообложение», Финансовый университет при Правительстве РФ, 2013
7. Колчин С. П. Налоги в Российской Федерации: ВЗФЭИ.-М.: Вузовский учебник, 2001
8. Рыманов А. Ю. Налоги и налогообложение-М.: ИНФРА-М, 2010
9. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов, 1818
10. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение-М.: ИНФРА-М, 2011
11. Forexaw.com — Налоги
12. Grandars.ru — Функции налогов
13. Repository.vzfei.ru — КОПР Налоги и налогообложение
14. Nalog.ru — Статистические данные от 01.10.13 Форма № 1-НМ «Начисление и поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей»