Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие регионального рынка молока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К особенностям рынка можно отнести и то, что молоко и молочная продукция относятся к продуктам первой необходимости, поэтому независимо от экономической ситуации на нее всегда есть потребительский спрос. Однако величина спроса в целом по России постоянно колеблется в зависимости от платежеспособности потребителей. В Читинской области в 2003 году по сравнению с 1999 годом уровень среднедушевого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОКА
    • 1. 1. Экономические основы формирования и развития российского рынка молока
    • 1. 2. Факторы, влияющие на развитие рынка молока и продукты его переработки
    • 1. 3. Организация рынка молока и его инфраструктуры в зарубежных странах
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОКА И СПЕЦИФИКА ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Предложение молока и молочных продуктов и факторы, влияющие на его объем
    • 2. 2. Формирование спроса на молочную продукцию
    • 2. 3. Равновесие на рынке молока в условиях ограниченной платежеспособности
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА
    • 3. 1. Прогноз объемов регионального производства молока и совокупного спроса в краткосрочной перспективе
    • 3. 2. Инфраструктурное обеспечение развития рынка молока в регионе
    • 3. 3. Совершенствование государственного воздействия на рынок молока

Формирование и развитие регионального рынка молока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Надежное обеспечение населения страны продуктами питания отечественных товаропроизводителей способствует решению проблемы продовольственной безопасности государства. В связи с этим большой научный и практический интерес представляет исследование продовольственного рынка и его сегментов.

Одним из важнейших сегментов рынка продовольствия страны является рынок молока. Особое положение молока и молочной продукции среди других продуктов питания обусловлено не только их пищевыми достоинствами, но и тем, что в условиях низкого платежеспособного спроса большинства россиян эта группа продуктов в силу ценовой доступности является одним из основных источников получения животного белка, а также других уникальных по своей пищевой ценности веществ.

В России за период проведения социально-экономических реформ уровень потребления молокопродуктов населением снизился в 1,8 раза, что обусловлено сокращением как производства молока, так и продуктов его переработки. С 1990 по 2003гг. среднегодовое производство молока уменьшилось на 41%. Дестабилизация развития молочного производства вызвана, прежде всего, незаинтересованностью сельских товаропроизводителей в увеличении производства продукции в условиях диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, ухудшением обеспеченности материально-техническими ресурсами, кормами, снижением уровня селекционно-племенной работы.

Во многих регионах наблюдается уменьшение объемов производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и рост его производства в хозяйствах населения, которые стали решать не только проблему самообеспечения семей молочной продукцией, но и продавать её излишки на локальных рынках. Стремление людей «выжить» в сложившихся экономических условиях способствует не только росту самообеспеченности населения молочными продуктами, но и сглаживанию социальной напряженности за счет пополнения бюджета сельских семей.

Выявление факторов, сдерживающих объемы спроса и предложения молока, ограничивающих активность субъектов регионального рынка молока, позволяет определить направления развития этого рынка.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена необходимостью совершенствования механизма функционирования регионального рынка молока с учетом потребностей населения территорий в молоке.

Степень изученности проблемы. Базой для проведения теоретических исследований по проблемам функционирования и развития рынка молока являются научные труды российских ученых Р. Г. Ахметова, С. Б. Авдашевой, И. Н. Буздалова, A.M. Гатаулина, В. Д. Гончарова, М. П. Деминой, Л. И. Зининой, З. М. Ильиной, С. Е. Илыошонок, М. М. Ишмуратова, В. А. Клюкач, Э. Н. Крылатых, Н. Я. Коваленко, А. Г. Коротаевского, И. В. Мирочицкой, A.A. Попова, П. М. Першукевич, Е. В. Серовой, Э. А. Сагайдак, В. В. Шайкина и других.

В общетеоретическом плане автор опирался на труды таких отечественных ученых как Л. И. Абалкин, В. И. Видяпин, А. И. Добрынин, В. М. Гальперин, А. Г. Грязнова, Л. А. Калинина, В. В. Милосердов, A.C. Новоселов, H.A. Попов, Б. А. Райзберг, Е. С. Строев, М.И. Туган-Барановский, A.B. Чаянов и другие.

В исследовании использованы работы зарубежных экономистов А. Смита, К. Макконелла, С. Брю, М. Трейси, Р. Л. Колза, Ф. Котлера, Д. Кейнса.

Несмотря на то, что исследованию рынка молока и молочной продукции уделяется достаточно внимания, существует много вопросов, требующих дальнейшего изучения. Они связаны со структурными и институциональными изменениями на рынке молока, с механизмом взаимодействия его субъектов, а также с государственной политикой на этом рынке. Вследствие сложности и многообразия проблем функционирования и развития рынка молока возникает необходимость в исследовании этих проблем с учетом региональной специфики и новых условий хозяйствования.

Цель диссертационного исследования — исследование основных закономерностей, особенностей и условий функционирования и развития рынка молока в регионе и разработка на этой основе подходов к созданию адекватного ему рыночного механизма.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

— определить специфику функционирования рынка молока на основе изучения теоретических положений, условий, факторов и особенностей его формирования, обобщения прогрессивного опыта в организации этого рынка ряде регионов Российской Федерации и зарубежных стран;

— исследовать особенности формирования спроса и предложения молока в регионе, экономические условия функционирования субъектов регионального рынка молока;

— выполнить прогноз объемов совокупного спроса и регионального производства молока на краткосрочную перспективу на основе статистических методов и региональных программ развития, а также с помощью эконометрической модели определить степень влияния факторов на объемы продаж цельномолочной продукции в регионе и выполнить прогноз выпуска этой продукции;

— разработать рекомендации по развитию инфраструктуры рынка молока с учетом специфики различных административных районов региона и экономических интересов субъектов этого рынка;

— систематизировать основные направления государственной поддержки производства, переработки и реализации молока.

Объектом исследования является региональный рынок молока.

Предметом исследования являются организационно-экономические процессы, условия и механизм функционирования регионального рынка молока.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых экономистов, посвященные проблемам развития рынка молока и его инфраструктурызаконодательные и нормативные актыпрограммные документы и постановления правительства РФ, затрагивающие вопросы формирования и развития рынка молока на федеральном и региональном уровнях. В качестве информационной базы использовались статистические материалы комитета государственной статистики Российской Федерации, комитета государственной статистики Читинской области, данные комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации Читинской области и управления перерабатывающей промышленности администрации Читинской области, ряда предприятий молочной промышленности и результаты исследований автора.

В зависимости от решаемых задач в работе использованы различные методы исследования. При изучении условий, факторов и специфики функционирования рынка молока и молочной продукции, а также обобщении прогрессивного опыта в молочном производстве в отечественной и зарубежной практике применялись диалектический, монографический и сравнительный методы исследований. Экономико-статистический, абстрактно-логический, графический методы применялись с целью изучения и обобщения тенденций и оценки современного состояния регионального рынка молока и молочной продукции. Для подготовки научных предложений и методических рекомендаций применялись социологический, конструктивный, экспертно-аналитический методы и экономико-математическое моделирование.

Научная новизна исследования состоит в следующем: — определена специфика функционирования регионального рынка молока, проявляющаяся в постепенном увеличении объемов производства молока и продуктов его переработки, росте удельного веса производства молока в хозяйствах населения в общем объеме его производства, что позволило определить тенденции развития этого рынкавыявлены региональные особенности формирования спроса и предложения молока, заключающиеся в сокращении численности, старении населения и росте объемов производства молока преимущественно за счет хозяйств населения, что позволило обосновать возможные направления развития молочного производстваразработаны прогнозные параметры соотношения регионального производства молока и совокупного спроса на него с учетом выявленных тенденций развития рынка и авторегрессионные модели для планирования выпуска цельномолочной продукции на предприятиях молочной промышленности и товарооборота торговых организаций на краткосрочную перспективу;

— предложен дифференцированный подход к решению проблем сбыта продукции сельхозпроизводителей и расширения сырьевых зон для предприятий молочной промышленности в зависимости от возможностей различных территорий региона по производству молока и спроса населения на молокопродукты;

— систематизированы основные направления государственного воздействия на региональный рынок молока с целью создания благоприятных условий для функционирования субъектов этого рынка.

Практическая значимость работы заключается в том, что на базе теоретических положений и аналитических оценок, изложенных в работе, определены возможные направления развития регионального рынка молока и продуктов его переработки и даны предложения по совершенствованию механизма его функционирования. Теоретические и методические разработки могут быть использованы в дальнейшем более глубоком изучении проблем функционирования регионального рынка молока. Результаты исследования могут быть использованы региональными органами управления для обоснования программ развития продуктовых монорынков. Отдельные теоретические и практические разработки диссертации целесообразно использовать при проведении учебных занятий по курсам «Экономика сельского хозяйства», «Сельскохозяйственные рынки», «Организация сельскохозяйственного производства» на экономических факультетах аграрных вузов, а также при повышении квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на всероссийской научной конференции «Стабилизация и экономический рост аграрного сектора экономики» (Ульяновск, 2004), всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Иркутской государственной сельскохозяйственной академии (Иркутск, 2004), региональных научно-практических конференциях (Чита, Ростов-на-Дону, 2004, Иркутск, 2005).

Основные результаты и рекомендации исследования одобрены и приняты к внедрению комитетом сельского хозяйства и продовольствия администрации Читинской областииспользованы на молокоперерабатывающем предприятии ОАО «Читинский молочный комбинат» и на предприятиях Читинского облпотребсоюза.

По результатам исследования опубликовано 8 работ общим объемом 3,0 п.л.

Тема диссертационного исследования соответствует пунктам 15.32, 15.42 Паспорта специальностей ВАК.

Структура диссертационной работы соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 156 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, и приложений. Исследование содержит 161 страницу и включает 36 таблиц, 7 рисунков и 13 приложений.

Результаты исследования рядов отобранных факторов и результативного признака свидетельствуют о том, что исследуемые ряды обладают высокой внутрирядной связью. Первый коэффициент автокорреляции изменяется от 0,76 до 0,85 в зависимости от ряда (рис.5). Вместе с тем, как правило, имеет место уменьшение значений автокорреляционной функции с увеличением сдвига. Полученные результаты позволяют применять авторегрессионный анализ для оценки будущих ситуаций с заблаговременностыо на 1 месяц как результативного признака, так и факторов (табл. 3.2).

•объем продаж цельномолочной продукции объем поступления молока от сельскохозяйственных предприятий.

•объем поступления молока от хозяйств населения.

Ж~цены на цельномолочную продукцию.

Рис. 5 Автокорреляционные функции объема продаж, цены, источников поступления молочного сырья в Читинской области.

Основные характеристики уравнений авто регрессии.

Наименование результативного признака Уравнение авторегрессии Коэффициент детерминации.

Эбъем продаж молочной 1родукции у = 0,77x1 + 172,67 0,59.

Эбъем молока, поступившего зт сельхозпредприятий у = 0,75хи + 411,75 0,58.

Эбъем молока, поступившего зт крестьянских подворий у = 0,87×1.1 + 166,95 0,74.

Цены на цельномолочную 1родукцию у = 0,86хи + 222,73 0,80.

Следующим шагом в построении эконометрической модели спроса на цельномолочную продукцию является определение математической формулы связи между спросом и учтенными факторами.

На основе регрессионного анализа получено уравнение регрессии у = 1,12×1 + 0,53×2 +0,10×3−2092,97.

Данное уравнение регрессии определено с коэффициентом детерминации 0,97, который указывает на то, что связь между результативным признаком и факторами значимая. Для проверки значимости уравнения регрессии полученные Рф и 1ф сравнивают с теоретической величиной. Если теоретическое значение меньше эмпирического, то уравнение регрессии значимо. В данном случае Рф =235,270 расчетное больше табличного. Все коэффициенты регрессии значимы по критерию Стьюдента.

По уравнению регрессии можно сделать вывод о том, что несмотря на повышение цены, объем продаж цельномолочной продукции увеличивается (знак коэффициента X]). Это еще раз доказывает, что цельномолочная продукция является насущно необходимым товаром в Читинской области. Единственной верхней границей объема продаж в данном случае могут быть финансовые возможности семейного бюджета конкретного потребителя.

Таким образом, вследствие выявления внутрирядной связи в исследуемых рядах результативного признака и факторах, разработанные авторегрессионные уравнения могут быть использованы для оценки будущих ситуаций с заблаговременностью на 1 месяц для планирования объема продаж на предприятиях молочной промышленности, и товарооборота в торгующих организациях. Наличие внутрирядной связи уменьшает возможность использования эконометрической модели. Тем не менее, её целесообразно использовать как консультирующее средство для разработки мероприятий и мер по регулированию спроса (объема продаж) на цельномолочную продукцию.

В ходе нашего исследования было выявлено, что особенностью спроса на цельномолочную продукцию является ярко выраженная сезонность, что объясняется колебаниями объемов производства молока. В связи с этим возникает необходимость создания запасов сухого обезжиренного молока в летний период с целью увеличения производства цельномолочной продукции в зимний период. На рисунке 6 показана хронология объема продаж цельномолочной продукции и сглаженный график, полученный с помощью скользящей средней с усреднением 4 месяца. За анализируемый период объем продаж цельномолочной продукции имеет медленную тенденцию к увеличению, что обусловлено большей доступностью молока в ценовом отношении относительно других продуктов питания.

В дополнение к модели нами вычислены коэффициенты эластичности спроса в зависимости от исследуемых факторов. С помощью этих коэффициентов можно определить, на сколько процентов изменится объем продаж в зависимости от процентного изменения исследуемых факторов.

Коэффициенты эластичности спроса по объемам поступления молочного сырья от производителей показывают, что при увеличении объемов поступления молока от коллективных сельскохозяйственных предприятий на 10% рост объемов продаж цельномолочной продукции составит 11,3%, а при увеличении поступления молока от крестьянских подворий населения объем продаж этой продукции увеличится на 1,8%.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 месяца.

Хронология объема продаж Динамики объема продажЛинейный (Динамики объема продаж).

Рис. 6 Динамика объема продаж цельномолочной продукции в Читинской области.

Несмотря на то, что основные производители молока — крестьянские подворья, объем продаж этой продукции в зависимости от этого фактора изменяется незначительно. Это свидетельствует о низкой товарности молока у этой категории производителей.

Коэффициент эластичности объема продаж по цене составляет 2,34, что свидетельствует о высокой эластичности. При увеличении цены на цельномолочную продукцию повышается рентабельность этого продукта, поэтому производители наращивают его производство. Однако в условиях ограниченной платежеспособности населения в регионе рост цен на эту продукцию приведет к падению спроса и сокращению удельного веса продукции предприятия на рынке. Так, в 2003 году в структуре расходов населения удельный вес молокопродуктов составлял 4,7%, что в 1,9 раза меньше по сравнению с рекомендуемым минимальным набором этой группы продуктов (молоко 110л, творог 10 кг, масло сливочное 1,8 кг, сметана 1,8 кг, сыр твердый 2,5кг).

На основании проведенных исследований факторов спроса и производства молока с использованием программы «Статистика» нами рассчитаны прогнозные параметры регионального производства молока и совокупного спроса на молокопродукты в краткосрочной перспективе (табл. 3.3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из главных задач рыночных преобразований является надежное обеспечение населения всех регионов РФ продовольствием. Решить её можно только в условиях формирования полноценного рынка продуктов питания. Актуальность этой проблемы на современном этапе в отдельных сегментах продовольственного рынка становится все более очевидной. К числу таких сегментов относится рынок молока и молочной продукции.

Молоко и молочные продукты, учитывая их биологическую ценность, всегда занимали ведущее место в организации рационального питания населения. В общем балансе потребляемых человеком питательных веществ на долю молокопродуктов в среднем у взрослого приходится 20%, а у детей — 5060%. Поэтому определенный научный и практический интерес представляет изучение тенденций формирования и развития рынка молока и продуктов его переработки как в целом по стране, так и в отдельных регионах.

Рынок молока и молочной продукции функционирует и развивается по общим экономическим законам, но имеет свою специфику, обусловленную особенностями самой продукции. На основе проведенных исследований автор приходит к выводу о том, что в настоящее время отечественный рынок молока и молочных продуктов характеризуется рядом особенностей, основные из которых состоят в следующем.

Первая особенность заключается в постепенном росте объемов производства молока при снижении поголовья коров за счет увеличения их продуктивности. С 1999 по 2003гг. среднегодовое производство молока в целом по стране увеличилось на 3%, при этом численность коров уменьшилась на 15%, а рост продуктивности животных составил 23%.

Второй особенностью является то, что с 1990 года наблюдается рост производства молока в хозяйствах населения и уменьшение его производства в сельскохозяйственных предприятиях. В 2003 году в целом по стране удельный вес производства молока в крестьянских подворьях и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства молока составлял 53,9% .

Третья особенность выражается в том, что первичный рынок молока имеет ярко выраженный региональный характер. Реализация молочного сырья осуществляется его производителями, в основном, районным и городским молокоперерабатывающим заводам на основе прямых договоров. Предприятия молочной промышленности на территории региона диктуют свои условия сельскохозяйственным производителям, получая значительную часть прибыли от реализации продукции. В 2003 году в целом по России розничные цены на молоко превысили закупочные цены на молокосырье в среднем в 2,3 раза.

Четвертая особенность проявляется в том, что при увеличении объемов производства продукции на предприятиях молочной промышленности ассортимент выпускаемой молочной продукции в России по сравнению с зарубежными странами относительно узкий и насчитывает около 500 наименований (в Великобритании более 900). В сфере переработки молока практически отсутствует комплексная переработка молочного сырья с безотходными технологиями, вследствие чего сложилась нерациональная структура его переработки, прежде всего за счет неполного использования вторичных ресурсов.

Пятая особенность исследуемого рынка — появление в последние годы крупных субъектов рынка, представленных вертикально интегрированными финансово-промышленными группами и холдингами («Вим-Биль-Данн», «Татарстан СЭТЭ», «Петмол» и другие), интерес которых направлен на формирование собственной сырьевой базы (разработка и реализация инвестиционных программ поддержки сельскохозяйственных производителей), техническое переоснащение и освоение новых технологий. Также на общую ситуацию на рынке молочной продукции оказывает влияние Российский молочный союз, созданный в 1999 году, членами которого являются крупнейшие производители молочной продукции, производители оборудования для молочной промышленности и другие.

К особенностям рынка можно отнести и то, что молоко и молочная продукция относятся к продуктам первой необходимости, поэтому независимо от экономической ситуации на нее всегда есть потребительский спрос. Однако величина спроса в целом по России постоянно колеблется в зависимости от платежеспособности потребителей. В Читинской области в 2003 году по сравнению с 1999 годом уровень среднедушевого потребления молочных продуктов увеличился на 11%. При этом особое значение в настоящее время в нашей стране представляют вопросы качества молочной продукции как в экономическом, так и в социальном аспекте. Экономический аспект состоит в том, что чем выше качество перерабатываемого молока, тем больше выход молочной продукции с единицы молочного сырья и больше возможностей использования вторичных сырьевых ресурсов. Социальный аспект рассматривается с позиции того, что молоко и молочные продукты в условиях низкого платежеспособного спроса россиян (в силу ценовой доступности) являются одним из основных источников получения животного белка, а также других веществ, уникальных по своей пищевой ценности, роль которых в питании человека значительна.

Таким образом, перечисленные особенности функционирования рынка молока оказали влияние на его формирование и дальнейшее развитие.

Изучение опыта развитых стран позволило сделать вывод о том, что интересен опыт зарубежных стран, накопленный в промышленной переработке молочного сырья. В нашей стране в условиях нехватки молочного сырья организация его рациональной переработки позволит увеличить сырьевой потенциал предприятий молочной промышленности и расширить ассортимент молочных продуктов. Также по опыту зарубежных стран эффективное функционирование рынка молока и молочных продуктов во многом определяется хорошо организованной системой сбыта молока и молочной продукции и целенаправленным государственным воздействием. Однако опыт зарубежных стран можно применять в России только с учетом специфики формирования и функционирования рынка молока как в целом по стране, так и в отдельных регионах.

Значительные внутрирегиональные различия России влияют на формы проявления общих закономерностей развития молочного производства в регионах, в связи с чем, на основе статистического материала за 2003 год автор сгруппировал регионы Российской Федерации по структуре производства молока. Основными производителями молока в нашей стране стали крестьянские подворья, в 2003 году на их долю приходилось 53% от общего объема производства. Сгруппировав российские регионы по объему производства молока в 2003 году такой категорией производителей, как крестьянские подворья, было выявлено, что только в 3 регионах нашей страны доля крестьянских подворий в общем объеме производства молока не превышает 20%- в 15 регионах на их долю приходится от 20% до 40%- в 15 регионах доля мелкотоварного производства молока составляет от 20% до 40%). Наряду с этим в 28 регионах из-за структурных изменений в аграрном секторе основными производителями молока (более 60%) являются крестьянские подворья. В работе отмечено, что в этих регионах в настоящее время не созданы условия для развития крупнотоварного производства, которое реально может обеспечить население страны молокопродуктами, а молокоперерабатывающую промышленность — сырьем.

С целью более детального изучения условий функционирования крестьянских подворий, на долю которых в Читинской области приходится 90,9%) от общего объема производства молока, нами проведено социологическое обследование. Исследованием установлено, что 33% опрошенных в зимний период получают от имеющихся коров свыше 10 литров молока в сутки. В летний период почти 70% респондентов производят в личном подворье свыше 20 литров молока в сутки. При этом респонденты отметили, что испытывают трудности с реализацией произведенного молока, особенно в отдаленных районах. Не могут продать произведенные молокопродукты 65% опрошенных (260 семей). Всего 35% от общего количества опрошенных продают произведенную молочную продукцию в основном на рынках, так как это приносит доход в виде «живых» денег. Посредников в сбыте немного из-за специфики молока как продукта.

Оценивая важнейшие проблемы сбыта молочной продукции у этой категории производителей в Читинской области на современном этапе, можно отметить отсутствие непосредственного доступа производителей к покупателям молочной продукции, высокие транспортные издержки, низкие цены. В крестьянских подворьях нет потребности увеличивать производство молочной продукции из-за нерешенности проблем её сбыта.

Проведенное исследование показало, что есть реальная необходимость в развитии инфраструктуры рынка молока как с позиции создания условий сбыта для основной категории производителей молока, так и с позиции расширения сырьевых зон для предприятий молочной промышленности.

Проблемы в сфере производства молока непосредственно влияют и на наблюдается сокращение объемов выпуска продукции на предприятиях молочной промышленности. Практически все молокоперерабатывающие заводы области испытывают трудности в обеспечении необходимым количеством сырья, вследствие чего имеющиеся производственные мощности используются не полностью. Между тем согласно технологии их надо поддерживать в работоспособном состоянии постоянно. Кроме этого, повышенные издержки эксплуатации падают на небольшой объем выпускаемой продукции, удорожая её, что, в первую очередь, отражается в сокращении спроса на предлагаемые молочные продукты.

Уровень потребления молочной продукции в Читинской области низкий и не соответствует обоснованным медицинским нормам. Из-за низкой покупательной способности большая часть населения не может позволить себе покупку в достаточном количестве молокопродуктов, особенно таких, как масло животное, сыры. Сравнительный анализ потребления молока и молочной продукции по уровню доходов населения показал, что только у 17,5% потребителей молочной продукции в области уровень потребления соответствует медицинским нормам потребления или превышает их. При этом существующий уровень потребления молока и молочных продуктов в области достигается в основном за счет сельского населения.

Негативное влияние на совокупный объем продаж молока и молочной продукции в области оказывает и уменьшение численности населения. Ассортимент выпускаемой молочной продукции в Читинской области сравнительно узкий. Молочная продукция выпускается в недостаточном количестве и ассортименте, вследствие чего часть рынка молочной продукции занята ввозимыми из других регионов продуктами.

По нашему мнению, для увеличения спроса на молочную продукцию необходимо расширить производство нежирной молочной продукции на предприятиях молочной промышленности области, что обусловлено увеличением численности населения пенсионного и предпенсионного возраста, мощными рекламными компаниями этой продукции, а также ростом уровня культуры и стремлением к рациональному питанию более обеспеченных групп населения. Кроме этого, особенностью спроса на цельномолочную продукцию в Читинской области является ярко выраженная сезонность, что объясняется колебаниями производства молока. В связи с этим возникает необходимость создания запасов сухого обезжиренного молока в летний период с целью равномерного производства цельномолочной продукции в течение года.

Проведенные исследования показали, что в 2003 году объем регионального производства молока превышал объем совокупного спроса на 10,3%. На основании анализа предложения и спроса на рынке молока с учетом выявленных тенденций определены прогнозные параметры соотношения регионального производства и совокупного спроса в Читинской области. В 2005 году объемы производства молока будут превышать объем совокупного спроса на 7,6%, в 2006 году — на 3,6%, что свидетельствует о постепенном росте совокупного спроса на рынке молока в краткосрочной перспективе.

Предприятия молочной промышленности при планировании объемов производства ориентируются на объем фактических продаж своей продукции на локальном рынке. Нами предпринята попытка исследования процесса формирования и развития спроса и выполнение его краткосрочного прогноза на основе статистического метода, суть которого состоит в оценке факторов, определяющих спрос на цельномолочную продукцию с целью его регулирования. В результате проведенного исследования установлено, что основным фактором, определяющим спрос (объем продаж) на цельномолочную продукцию, можно считать недостаток сырьевых ресурсов для предприятий молочной промышленности. Учитывая, что основными производителями молока в регионе являются крестьянские подворья, необходимо организовать сбор и транспортировку молока у этой категории производителей с целью расширения сырьевой базы для предприятий молочной промышленности.

Посредством развития инфраструктуры рынка молока можно не только урегулировать взаимоотношения между субъектами рынка молока, но и сделать их экономически выгодными и эффективными. Поэтому предложены рекомендации по развитию инфраструктуры рынка молока посредством разработки вариантов и моделей кооперации сельских производителей молока. При этом определен потенциал сырьевых зон для предприятий молочной промышленности для выработки тактики и стратегии в развитии инфраструктуры рынка молока в отношении каждой сырьевой зоне.

В настоящее время особую значимость в формировании рынка молока и молочной продукции имеет организация государственного регулирования экономических отношений товаропроизводителей, в связи с чем, систематизированы основные направления государственного воздействия на региональный рынок молока. Предложенные мероприятия государственной поддержки, которые сводятся к стимулированию производства продукции, льготному кредитованию и налогообложению, развитию инфраструктуры, на наш взгляд, будут способствовать росту потребления молока и молочной продукции населением региона.

Таким образом, реализация разработанных в диссертационном исследовании автором рекомендаций по развитию рынка молока позволит улучшить условия хозяйствования субъектов этого рынка и более полно удовлетворять потребности населения региона в молочной продукции. Однако для регионального рынка молока проблемы, связанные с совершенствованием механизма и условий функционирования субъектов данного рынка, весьма актуальны и потому требуют дальнейшего более детального их изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ. — М., 1995.
  2. Налоговый Кодекс РФ.- И. 1,2.
  3. Федеральный закон РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» № 53 ФЗ от 2 декабря 1994 года / Российская газета. — № 13. — 15.01.1994.
  4. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» № 100 ФЗ от 14.07.1997.- Экономика сельского хозяйства России -№ 9,1997.
  5. Федеральный закон РФ № 193 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года/Российская газета.-1995. -№ 2.
  6. Постановление Правительства РФ «О концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 года» № 917 от 10.08.1998/Российская газета.-№ 172. 18.09.1998 г.
  7. Постановление правительства РФ от 3 августа 2001 года № 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
  8. Закон Читинской области от 20 декабря 2000 года № 248- ЗЧО «О программе стабилизации и развития агропромышленного производства Читинской области до 2005 года».
  9. Закон Читинской области от 6 августа 2004 года № 572 ЗЧО «Об областной целевой программе поддержки и развития агропромышленного комплекса Читинской области (2006−2012годы)».
  10. Ю.Закон Читинской области от 22 апреля 1999 года № 166 ЗЧО «О личном подсобном хозяйстве».
  11. П.Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики.- № 6, 1997. С. 4 — 12.
  12. С.Б. Теория организации отраслевых рынков: Учебник для ву-зов.-М.: Магистр, 1998.-311 с.
  13. А.И. Развитие форм кооперации в аграрном секторе АПК / Под науч. ред. М. К. Камилова М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003 — 253с.
  14. А.Д., Великанов Е. В. Финансы корпоративных образований в АПК России. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 130с.
  15. И.В., Кундиус В. А., Лобова С. В. Организационно-экономический механизм государственного регулирования АПК региона в условиях многоукладной экономики: Монография. Барнаул: ГИПП «Алтай», 2000. — 222с.
  16. В.Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 228с.
  17. А. Личное подворье важнейший источник доходов сельских жителей / АПК: экономика и управление. — № 6, 2002. — С. 51 — 54.
  18. И.Н. Возрождение кооперации. М.: Экономика, 1990.- 81 е.
  19. Ю. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в США // АПК: экономика, управление.- № 1, 2004. С. 37 — 41.
  20. Г. К. Пищевая и перерабатывающая промышленность в современных условиях.// Экономика сельскохозяйственный и перерабатывающих предприятий.- № 3, 2000. С. 17 — 19.
  21. П.С., Юдин В. Е. Перспективы увеличения производства и эксперта российской агропродовольственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 3, 2004. С. 14.
  22. И.Л. Экономико-математическое моделирование ресурсосбережения в молочной промышленности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 12, 2004. С. 25.
  23. В.И. Современное состояние и механизм регулирования регионального рынка продукции животноводства// Аграрная наука.- № 1, 2000.- С. 5.
  24. В.И. Проблемы развития молочной и мясной индустрии Кубани // Достижения науки и техники.- № 8, 2001. С. 27.
  25. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: в 2-х томах. СПб.: Экон. школа, 1994. Т.1 -349с.} Т.2 508с.
  26. В.П. Развитие экономических отношений в производстве и реализации животноводческой продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 3, 1995. С.7−10.
  27. И. Меры стабилизации сельскохозяйственного производства в регионе // АПК: экономика, управление.- № 4, 2004. С. 67 — 73.
  28. В.Д., Борисов В. А. Перерабатывающая промышленность России при переходе к рынку // Достижения науки и техники, — № 4, 1998.- С. 26.
  29. В.Д. Продовольственный маркетинг. М.: АгроНИИТЭИПП, 2000, — 175с.
  30. В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. — М.: Финансы и статистика, 2002. 176с.
  31. Государственное регулирование молочного скотоводства в Финляндии // Экономика сельского хозяйства.- № 12, 1995.- С. 32.
  32. В.Г. Рынок: каким ему быть (принципиальная схема и условия построения рыночной экономики). Минск: БелНИИЭПАПК, 1992. — 127с.
  33. С.А. Рынок животноводческой продукции и его регулирование / / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 1, 2004.-С. 7- 11.
  34. С., Лавровский В. Государственная поддержка агробизнеса в Канаде // АПК: экономика, управление.- № 3, 2004. С. 54 — 61.
  35. В.А. Актуальные проблемы экономики и АПК. М.: Издательство МСХА, 1996.-402с.
  36. И. Возможности возрождения кооперативного сектора экономики // Экономист.- № 1, 2000. С. 92 — 96.
  37. Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. — С.-Пб., 1992.-496с.
  38. П., Барцева Г. Проблемы формирования и развития регионального рынка молока и молочной продукции // Международный сельскохозяйственный журнал.- № 1, 2002. С. 3 — 11.
  39. Я. Кооперация и интеграция в агропромышленном производстве // АПК: экономика, управление.- № 5, 2000. С. 50 — 56.
  40. А.Т. Обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на продовольственных рынках Казахстана // Международный сельскохозяйственный журнал.- № 3, 2004. С. 46.
  41. С.Б. Дотации и компенсации: методика стимулирования эффективности сельхозпроизводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 12, 1999. С. 37 — 41.
  42. А.Н. Развитие продовольственного рынка в Белгородской области // Достижения науки и техники АПК.- № 10, 2002. С. 41 — 44.
  43. Л.И., Коротаевский А. Г. Экономические основы формирования продовольственного рынка. Саранск, 1999. — 75 с.
  44. Н.М., Заика С. Б. Переработка молока сельскохозяйственными предприятиями: тенденции и проблемы // Достижения науки и техники.- № 12, 2002. С. 4.
  45. З.М., Мирочицкая И. В. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия- Учебное пособие по изучению курса «Сельскохозяйственные рынки». Ин.: БГЭУ, 2000. — 226с.
  46. С.Е. Оптимизация темпов и пропорций развития агропромышленного комплекса, — Новосибирск: Наука, 1980.-303с.
  47. М.М. Регулирование рынка молока и молочной продукции // Достижения науки и техники, — № 1, 2000. С. 4 — 6.
  48. В.Г., Дойков В. В. Молочная индустрия России: проблемы и перспективы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 5,2003. С. 8 — 12.
  49. В.Г., Серегин С. Н. Пищевая и перерабатывающая промышленность России: достижения и проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 7, 2004. — С. 18 20.
  50. В.Г., Серегин С. Н. Пищевая и перерабатывающая промышленность России: достижения и проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 5, 2004. С. 14−19.
  51. Л.А. Становление и функционирование потребительской кооперации в регионе: Монография. Иркутск: ИГЭА, 2000. — 152с.
  52. Л.А. Потребительская кооперация как одна из форм жизнеобеспечения сельского населения в условиях переходной экономики России: Монография. Иркутск: ИГЭА, 2001. — 156с.
  53. Л.Н., Эльмурзаев Л. Э. Методика расчета размера бюджетной поддержки производства молока на областном уровне // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 9, 2000. С. 18—19.
  54. Д. Общая теория занятости, процента и денег. Петрозаводск: Пет-роком, 1993 -307с.
  55. М. Тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянских подворий // АПК: экономика, управление.- № 2, 2005. С. 57.
  56. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. Пер. с англ. 2 европ. Изд. — М.- Изд. дом «Вильяме», 2000. — 400с.
  57. А. Ценовые взаимоотношения партнеров в аграрном секторе // Экономист.- № 7, 2003. С. 77 — 81.
  58. В.С. Логическая инфраструктура регионального товарного рынка — Иркутск: Изд-во ИТЭА, 1999. 174с.
  59. М.М. Финансово-кредитный механизм агропромышленного комплекса. М.: ТЕИС, МАКС Пресс, 2000. — 252с.
  60. М.А. Аграрная реформа: Крестьянская власть. М.: Стеле, 2002.-357с.
  61. В.А. О проблемах рынка продукции сельскохозяйственных предприятий. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий." № 12. 2000. С. 47.
  62. JI.K. Экономические основы исследования рынка потребительских товаров приграничных субъектов Федерации: Монография. Чита: ЗИП СибУПК, 2001. — 311с.
  63. Колз Ричард JL, Ул Джозеф Н. Маркетинг сельскохозяйственной продукции / Пер. с англ. В. Г. Долгополова. 8-е изд. — М.: Колос, 2000. — 512с.
  64. А. Объективные основы формирования молочного подкомплекса // АПК: экономика, управление, — № 11, 2004. С. 20 — 25.
  65. И. Стратегия продовольственных рынков регионов России и ВТО // АПК: экономика, управление.- № 2, 2004. С. 45 — 52.
  66. П.П. Антикризисное управление в хозяйствах молочного направления // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-№ 2,2004.-С. 21 -23.
  67. JI.A. Эволюция крестьянских дворов при вступлении России в ВТО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 4, 2004. С. 43 — 45.
  68. Н. Роль сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов в решении проблем производственной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление.- № 1, 2004. С. 50 — 57.
  69. Г. А., Куанова Г. А., Калиева Д. А. Агропродовольственный сектор Республики Казахстан: тенденции и перспективы развития. Алматы, КИСИ, 2002.- 156с.
  70. И. Продовольственное обеспечение и развитие АПК Сибири // АПК: экономика, управление.- № 8, 2004. С. 4 — 11.
  71. Э., Строкова О. Аграрный сектор в странах с переходной экономикой // Мировая экономика и международные отношения. № 5, 2002.- С. 59−66.
  72. В. Сберегаем традиции, развиваем новые направления аграрных экономических исследований // АПК: экономика, управление. № 6, 2004.-С. 11−17.
  73. В.А., Мельников Д. И. Организация оптовых продовольственных рынков: теория, методология, практика. Т.1. М. — 1999. — 242с.
  74. Д. Макрологистическая стратегия молочнопродуктового подкомплекса// Международный сельскохозяйственный журнал.- № 1,2004. С. 28.
  75. Магамедов А-Н.Д., Клочко Л. Н. Место сбытовых (торговых) кооперативов в инфраструктуре регионального аграрного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 9, 2003. С. 46 — 48.
  76. В.З., Аджиева А. Ю., Неврев A.B., Тлатова А. Ю. Государственное регулирование формирования рыночных отношений в региональном агропромышленном комплексе: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2000. — 219с.
  77. Е.Ю., Козачун Г. У. Личное подсобное хозяйство на современном этапе развития аграрного сектора // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 6, 2004. С. 50.
  78. К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. Т.2. -М., 1996.-400с.
  79. С.Ю. Методологические проблемы построения и применения эконометрических моделей. Вильнюс.: Макекалас, 1979. — С.43 — 44.
  80. Э., Тиксье Д. Логистика / Пер. с франц. под ред. Н. В. Куприенко. -СПб.: Изд. Дом «Нева», М.: ОЛМА ПРЕСС Инвест, 2003. — 128с.
  81. Материалы единовременного обследования домохозяйств.- Гос. комитет сельского хозяйства и продовольствия, администрация Читинской области, -Чита, 2004.- 36с.
  82. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для ВУЗов. /Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. 2 изд.-М.: ИТД «КиоРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 544с.
  83. Т. Становление и развитие регионального продовольственного рынка: Автореф. дис. канд. эк. наук / ИГЭА. Иркутск, 2002. — 22с.
  84. C.B., Некрасов В. Н., Овчинников В. Н., Секретарюк В. В. Экономическая теория: Учебник. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. — 416с.
  85. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня (середина 80-х — 90-е годы XX столетия) / Под ред. Е. С. Строева. М.: Колос, 2001. — 622с.
  86. В. Законодательное регулирование производства, переработки молока и молочной продукции в Канаде // Достижения науки и техники.- № 5, 1999.-С. 46.
  87. На мировом рынке молока без перемен // Крестьянские ведомости № 11, 23 июня 2003. С. 7.
  88. А.С. Теория региональных рынков: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002 — 448с.
  89. Основные показатели сельского хозяйства России в 2003 году. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. 64с.
  90. С. Реализация экономических интересов участников вертикального кооператива // АПК: экономика, управление.- № 12, 2004. — С. 78 — 82.
  91. С. Модели кооперирования сельхозпроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 6, 2001.-С.39−41.
  92. С. Формирование системы сельскохозяйственной кооперации в АПК региона // АПК: экономика, управление.- № 10, 2004. — С. 21 26.
  93. П.М. АПК Сибири: тактика и стратегия экономических реформ. РАСХ Сиб. Отд-ние СибНИИЭСХ, Новосибирск, 2001. — 321с.
  94. А. Ситуация в аграрном секторе и актуальные проблемы продовольственной политики // Экономист № 7, 2001. — С. 70−78.
  95. A.B. Приоритеты в государственной поддержке ЛПХ (изложение выступления на коллегии Минсельхоза России) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 8, 2002. С. 9 — 10.
  96. А. Государственная поддержка малого предпринимательства в АПК и сельского развития // АПК: экономика и управление. № 1, 2003.-с. 10−15.
  97. В., Загайтов И., Яновский Л. Моделирование перспективного развития сельскохозяйственного производства АПК региона // АПК: экономика, управление № 10, 2004. — С. 55 — 64.
  98. П. Хозяйства населения: проблемы и пути решения // АПК: экономика и управление.- № 2, 2001. С. 41 — 46.
  99. П.Е., Анисимова Е. В. Интеграционные связи и взаимоотношения в региональном молочном подкомплексе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 4, 2003. С. 45 — 47.
  100. H.A. Организация предпринимательской деятельности в аграрном производстве: Учебник. М.: Изд-во РУДН, 2003. — 329с.
  101. A.A., Яхъев М. А. Агропромышленный комплекс России: Проблемы и решения. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. — 409с.
  102. Н.И., Квочкин А. И. Современные тенденции формирования регионального продуктового рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 12, 2002. С. 49.
  103. . Проблемы аграрного рынка России // АПК: экономика, управление.- № 2,2005. С. 37 — 42.
  104. . Роль цены в рыночном механизме агропромышленного комплекса // АПК: экономика, управление.- № 1, 2004. С. 4 — 7.
  105. Почему в России мало высококачественных молочных продуктов (интервью с зам. Директоора ЗАО «Колакс М» Б.Г. Парфеновым) // Достижения науки и техники АПК.- № 11, 2003. — С. 12 — 13.
  106. Проблемы развития АПК в России. Г. В. Максимов, В. И. Степанов, В. И. Василенко и др. М.: Вузовская книга, 2002. — 240с.
  107. Проекты реформирования регионального АПК / Под науч. ред. В.В. Ми-лосердова. Книга 1. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 408с.
  108. Проекты реформирования регионального АПК / Под науч. ред. В.В. Ми-лосердова. Книга 2. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 472с.
  109. Производство молока растет (аналитическая группа)/ Крестьянские ведомости от 1 октября 2004.- С. 10.
  110. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 4-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА — М, 2004. — 480с.
  111. .А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. М.: ФОЛЬФ,-2000.-416с.
  112. Рекомендации по совершенствованию механизма экономических отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и системой заготовок, переработки и реализации продукции. / Под ред. В. А. Клюкач. -М., ВНИИЭСХ, 2001. 285с.
  113. А.И., Тонких Р. В. Сбыт молочной продукции и ценовая политика // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-№ 11,1999.- С. 23.
  114. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сб./ Госкомстат России. -М., 2003.-705с.
  115. А.Г. Тенденции развития продовольственного рынка: региональный аспект // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 3, 2004. С. 48 — 52.
  116. М.А. Влияние республиканского агрохолдинга на формирование и развитие рынка молока в Татарстане // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 10, 2004. С. 38 -40.
  117. Э., Серков А., Ратгауз М. Кризис углубляется // АПК: экономика, управление.-№ 3, 1995.-С. 41.
  118. Стратегический ответ Росси на вызовы нового века / Под общ. ред. Л. И. Абалкина. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 608с.
  119. О.И. Совершенствование экономических отношений молоко-перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 11, 2004. С. 18.
  120. Сельскохозяйственные рынки. В. В. Шайкин, Р. Г. Ахметов, Н. Я. Коваленко М.: Колос, 2001 — 264 с.
  121. Селиверстов A.B. A.B. Место кооперации в продовольственном обеспечении страны // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий № 6, 2004. — С. 48 -50.
  122. П. Экономические интересы сельскохозяйственных производственных кооперативов// АПК: экономика, управление.- № 4, 2004 с.51−55.
  123. Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 480с.
  124. О.С. Цены на агропродовольственных рынках во втором квартале 2004 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 9, 2004. С. 40.
  125. О.С. Оценка рентабельности производства молока в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -№ 8, 2004.-С. 46−48.
  126. Социально экономические проблемы развития агропромышленного комплекса региона. Под ред. Деминой М. П. — Иркутск: Изд-во Иркутский университет, 1991.-376с.
  127. И., Пакус К. Аграрные преобразования в странах с переходной экономикой // Вопросы экономики.- № 8, 2001. С. 102−118.
  128. М., Марк И. Модель эффективного производства молока в сельхозпредприятиях // АПК: экономика, управление.- № 1,2005. С.67−72.
  129. А. Исследование о природе и причине богатства народа (отдельные главы). Петрозаводск: Петроком, 1993. — 320с.
  130. Состояние животноводческой отрасли в мире // Достижения науки и техники.-№ 1,2001, С. 43 47.
  131. Социально экономическое положение регионов Сибирского Федерального округа. — Росстат. — Иркутск, 2004.
  132. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И. К. Беляевского. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 656с.
  133. В. Развитие рынка молока и молочной продукции // Зоотехния.-№ 2, 2001.-С. 5.
  134. Н.В. Состояние и развитие молочного скотоводства Орловской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 5, 2004. С. 39 — 40.
  135. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России 2004: Стат.сб./ Росстат. -М, 2004.-478с.
  136. Статистический российский ежегодник 2003: Стат.сб./ Госкомстат. М., 2003 — 705с.
  137. И. Состояние и перспективы АПК // Экономист. -№ 4, 2001. -С. 83−92.
  138. С. Обеспечение продовольственной безопасности // Международный сельскохозяйственный журнал.- № 4, 2003. С. 7 — 50.
  139. В.А. О состоянии и развитие животноводства в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- № 4, 2004.-С. 45 -47.
  140. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран / Пер. с англ. В.А. Макеева- Под ред. А. Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1995. — 431с.
  141. Трудные шаги к оздоровлению земли, деревни, России / Общ. ред. И. Р. Суслова, В. В. Бакушева. М.: МААМиК, Информагротех, 1997. — 304с.
  142. Туган Барановский М. И. Социальные основы кооперации — М.: Экономика. — 1989.-496с.
  143. Умнова В. Е. Основные направления совершенствования производственно-экономических отношений в мясном подкомплексе при переходе к рынку
  144. Вопросы совершенствования сельскохозяйственного производства: Сб. научн. Трудов. Пенза, 1995. — С. 213 — 221.
  145. И. Основные направления социально-экономического развития АПК // Экономист.- № 6, 2003. С. 81 — 90.
  146. В.Н. Государственное регулирование агропродовольственного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-№ 6, 2004.-С. 14−17.
  147. A.B. Краткий курс кооперации, М.: Коопиздат, 1995. — С. 12.
  148. .А. Фермерский кооператив из штата Айова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 5, 2004.- С. 57- 60.
  149. А., Белокопытова Е. Развитие рынка продовольствия // АПК: экономика и управление.- № 12, 2000. С. 44 — 49.
  150. В.П. Цены и ценообразование в функционировании и развитии АПК: монография-Воронеж.Изд-во Воронеж: Гос. ун-та, 2003. 240с.
  151. Читинская область в цифрах- Статистический ежегодник: Стат. Сб. / Обл-комстат. Чита, 2004. — 373с.
  152. Шик Г. Агроэкономические исследования и сельское хозяйство ФРГ // АПК: экономика, управление, — № 7, 2004. С. 77.
  153. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, А. С Тарасевича-М.: ИНФРА-М, 2000. 714с.
  154. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. Камаева В. Д. — М.: Гуманит. Изд. центр ВААДСС, 1998. 640с.
  155. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. А. Г. Грязновой, Т.В. Чечеле-вой. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.- 592с.
  156. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 1999. — 391с.
Заполнить форму текущей работой