Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование корпоративного сектора экономики России: Институциональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ключевые и наиболее сложные проблемы реорганизации обществ связаны с вопросами разделения участников обществ и регламентами конвертации акций компапии-предшественника в ценные бумаги компании-преемника. В действующей системе регулирования процессов реорганизации акционерных обществ эти проблемы решаются не достаточно эффективно. Так, существующие правила, регулирующие процедуры реорганизации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Корпоративное управление: мировой и отечественный опыт
    • 1. 1. Сущность и природа корпоративного управления
    • 1. 2. Государственное регулирование корпоративного управления в мировой практике
    • 1. 3. Современное состояние корпоративного сектора России
  • Глава 2. Проблемы корпоративного управления в современной Россиибб
    • 2. 1. Механизмы регулирования процедур реорганизаций в корпоративном секторе
    • 2. 2. Проблемы корпоративного управления в условиях концентрированной структуры собственности
    • 2. 3. Корпоративные конфликты и способы их преодоления
  • Глава 3. Развитие механизмов государственного регулирования корпоративного сектора экономики России
    • 3. 1. Стратегические направления государственного регулирования корпоративного сектора
    • 3. 2. Особенности применения мирового опыта корпоративного управления в России
    • 3. 3. Направления совершенствования нормативно-правовой базы в области государственного регулирования корпоративного сектора экономики России

Государственное регулирование корпоративного сектора экономики России: Институциональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Существенные изменения, произошедшие в последние годы в мировой экономике в связи с интернационализацией рынков и усилением процессов глобализации, с одной стороны, и благоприятная макроэкономическая ситуация на фоне политической стабилизации с другой, остро ставят перед российской экономикой вопросы повышения ее конкурентоспособности и обеспечения высоких темпов экономического роста. Важная роль в решении этих вопросов принадлежит российскому корпоративному сектору, обеспечивающему значительный вклад в развитие народного хозяйства, и от состояния которого зависит конкурентоспособность российской экономики в целом.

Дальнейший рост промышленного производства, своевременное и в полном объеме перечисление налогов и сборов в доход государства обусловлены, в том числе наличием эффективных институтов, регулирующих корпоративные отношения. Вклад в рост российского ВВП корпоративного сектора в России, согласно данным Европейского банка реконструкции и развития, в 2005 году составил около 65%. По этой причине состояние корпоративного сектора оказывает существенное влияние па национальное хозяйство России.

Важными задачами на предстоящие несколько лет в стране являются реализация национальных проектов, в том числе с участием корпоративного сектора, запуск крупных инфраструктурных проектов с помощью частно-государственного партнерства, выход па новые экспортные рынки. Каждая из задач предполагает привлечение значительных объемов инвестиций и обеспечение интересов всех участвующих в этом процессе сторон. Значительная роль в осуществлении этих задач отводится совершенствованию государственного регулирования корпоративного сектора российской экономики. При этом корпоративный сектор экономики рассматривается как часть государственного и частного секторов. Внутренняя противоречивость, а часто фрагментарность нормативно-правовой базы в области регулирования корпоративных отношений является сдерживающим фактором для осуществления инвестиционной деятельности, эффективного взаимодействия государства и предпринимательского сообщества, а также ускорения темпов экономического роста в целом. Недостаточная защищенность интересов инвесторов и собственников способствует сужению горизонта планирования деятельности отечественных компаний и компаний с иностранным капиталом в России, а также не отвечает интересам экономики по привлечению инвестиций для модернизации основных фондов ее структурообразующих секторов.

Сложившаяся в последние годы в стране стабильная макроэкономическая и политическая обстановка позволяет комплексно подойти к решению вопросов повышения эффективности функционирования корпоративного сектора: проанализировать текущую ситуацию, определить приоритеты развития и выбрать оптимальные инструменты их реализации. При этом внешнее благополучие состояния российской экономики не снимает вопросов создания и совершенствования существующих экономических институтов.

Вышесказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы совершенствования государственного регулирования корпоративного сектора российской экономики. Проблема обостряется в связи с недостаточной разработанностью в научной литературе теоретических и методологических вопросов корпоративного управления, включая обеспечение защиты интересов участников процесса реорганизации компаний, вопросов владения и распоряжения крупными и мелкими пакетами акций, предотвращения корпоративных конфликтов. Решение этих научных и прикладных задач служит условием повышения эффективности функционирования экономических институтов, что оказывает непосредственное влияние на обеспечение высоких темпов роста и повышение конкурентоспособности экономики страны.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является выявление ключевых факторов, определяющих развитие корпоративного управления в российской экономике, разработка механизмов повышения эффективности государственного регулирования корпоративного сектора, обоснование мер по реализации этих механизмов.

Для достижения названной главной цели в работе решаются следующие задачи:

— проанализировать основные тенденции и особенности развития корпоративного управления в российской экономике;

— на основе анализа состояния институциональной среды, сформированной в ходе экономических реформ в России, выявить необходимые институциональные новации в области корпоративных отношений;

— обосновать и разработать ключевые направления государственного регулирования корпоративного сектора;

— разработать организационно-правовые мероприятия по повышению эффективности системы корпоративного управления.

Объектом исследования выступает государственное регулирование корпоративного управления, направленное па обеспечение функционирования и развития корпоративного сектора российской экономики.

Предмет исследования составляет совокупность институциональных преобразований и методов государственного регулирования корпоративного сектора российской экономики.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов в области регулирования корпоративного управления.

В диссертации нашли применение методы системного анализа, статистических исследований и экспертных оценок.

При подготовке диссертации автор опирался на работы ведущих российских экономистов Абалкина Л. И., Петракова Н. Я., Энтова P.M. Также в исследовании широко использовались труды российских экономистов: Виссарионова А. Б., Райзберга Б. А. и др.

В процессе работы автором были использованы результаты современных исследований зарубежных ученых, таких как Бебчук Л., Краакмап Р., Рои М., Стиглиц Й., Шлейфер А. и др.

В качестве информационной базы исследования использованы статистические отчетные материалы Росстата, Минэкономразвития России, аналитические материалы министерств и ведомств Российской Федерации, специализированных изданий, результаты расчетов, выполненных автором.

Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей развития корпоративного сектора современной России, разработке и обоснованию подходов к развитию механизмов государственного регулирования корпоративного сектора экономики с целыо повышения эффективности функционирования национального хозяйства.

Основные научные результаты, полученные автором в процессе исследования и выносимые па защиту, заключаются в следующем:

— предложена авторская оценка роли эффективного корпоративного управления в обеспечении хозяйственного подъема российской экономики, с учетом особенностей реформирования экономики;

— выявлены ключевые факторы, оказывающие влияние на развитие корпоративного управления в России;

— разработаны и обоснованы направления формирования государственной политики в области регулирования корпоративных отношений, направленной на повышение эффективности российской экономики;

— обоснованы механизмы повышения эффективности государственного регулирования корпоративного управления в России на основе учета баланса интересов всех участников корпоративных отношений, включающие совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные и обоснованные в нем научные положения могут быть непосредственно использованы в практике государственного регулирования корпоративного сектора экономики России, в частности, в законотворческой деятельности. Материал диссертационной работы также может использоваться специалистами Минэкономразвития России, ФАС России, а также ведомствами при разработке концептуальных документов по реформированию корпоративного управления. Материал диссертационной работы применим для использования в учебном процессе в вузах экономического профиля.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Предложенные в работе методические положения, выводы и рекомендации были использованы в направленных в Минэкономразвития России докладах, по совершенствованию регулирования корпоративного сектора экономики.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения с выводами и рекомендациями, списка использованной литературы (170 наименований) — изложена на 174 стр., включает 3 таблицы и 7 графиков.

Выводы и рекомендации.

Проведенное исследование в области государственного регулирования корпоративного сектора российской экономики, а также проблем и конфликтов, возникающих в рамках этого регулирования, позволили сформулировать следующие основные выводы и рекомендации.

1. Решение задачи по обеспечению эффективного корпоративного управления в российской экономике требует активного государственного регулирования, направленного на разработку и обеспечение защиты институтов корпоративного права.

При этом важным аспектом является стабильность регулятивных норм и правил. Частые изменения правил ведения хозяйственной деятельности препятствуют эффективной реализации долгосрочных планов развития собственников, инвесторов и других заинтересованных лиц. Меры по совершенствованию регулирования корпоративного сектора экономики, по мнению автора, должны носить эволюционный, а не революционный характер. Такой подход будет способствовать успешной реализации задач экономического роста и модернизации российской экономики.

При выработке мер по совершенствованию регулирования корпоративного сектора экономики необходимо также учитывать такие характеристики, как скорость приспособления хозяйственных субъектов к новым нормам и правилам. Новации должны осуществляться с учетом времени, необходимого для адаптации институциональной средой проводимых изменений.

Следует принимать во внимание факт того, что корпоративный сектор российской экономики характеризуется низкой транспарентностью. Это приводит к нарушению связей управляющего и управляемого объекта при введении в институциональное поле новых норм и правил. Таким образом, при реализации мер по совершенствованию механизмов регулирования корпоративного сектора экономики могут быть получены неполные или искаженные результаты управляющего воздействия, что способствует возникновению асимметрии информации на рынке.

2. Широкие научные дискуссии о механизмах развития институтов корпоративного управления основываются на противопоставлении влияния на этот процесс, с одной стороны, исторически сложившихся в каждом государстве традиций и обычаев, а с другой — правовых норм, доказавших свою эффективность в других странах. По мнению автора, обе составляющие должны учитываться и использоваться при разработке мер по совершенствованию регулирования корпоративного сектора экономики. Эффективное развитие институтов корпоративного управления невозможно без учета существовавших ранее институтов, традиций, обычаев делового оборота и наличия эффективной системы регулирования корпоративных взаимоотношений.

В условиях интернационализации рынков и усиления процессов глобализации в мире наблюдаются процессы сближения методов регулирования корпоративного сектора экономики.

3. Несмотря на достаточно длительный процесс реформирования отечественной экономики и законодательства, российская правовая система в значительной степени несовершенна. Российское законодательство в области регулирования корпоративного сектора экономики во многом нерационально, фрагментарно и требует дальнейшего совершенствования. Макроэкономическая и политическая стабилизация в стране предоставляет возможность комплексного решения накопившихся проблем в корпоративном секторе с целью повышения эффективности его функционирования. Для этого необходимо провести анализ текущей ситуации, определить приоритетные направления развития и выбрать оптимальные инструменты их реализации. Также для повышения результативности этой работы следует разработать соответствующий нормативно-методический инструментарий для министерств и ведомств, необходимые регламенты для органов исполнительной власти.

Важным аспектом реализации мер по повышению эффективности корпоративного сектора российской экономики является информационная открытость этого процесса. Многие изменения норм и правил, принимаемые на законодательном уровне, оказывают большое влияние на хозяйственную деятельность субъектов корпоративных отношений. Информационная открытость и комплексность подхода при разработке мер по совершенствованию регулирования корпоративного сектора экономики позволит заранее запланировать мероприятия и ресурсы для их реализации участниками хозяйственной деятельности.

4. В работе выявлены ключевые особенности современного корпоративного сектора России. Он характеризуется высокой концентрацией собственности и отсутствием сбалансированной системы прав и обязанностей участников корпоративных отношений. Так, разные нормы предоставляют разный набор прав миноритарным и мажоритарным акционерам. Кроме того остро стоят проблемы правоприменения при реализации норм и правил действующего законодательства в области регулирования корпоративных отношений. Все обстоятельства являются причинами большого количества корпоративных конфликтов, которые захватывают как миноритарных, так и мажоритарных акционеров. В результате миноритарные акционеры, будучи фактически отстраненными от управления компанией, зачастую не получают дохода в виде дивидендов. В ряде случае законодательство предоставляет им возможности оказания давления па крупных акционеров и вовлечения их в корпоративный шантаж.

Автор полагает, что в рамках совершенствования регулирования корпоративного сектора экономики важно следовать принципу сохранения баланса интересов всех участников корпоративных отношений. Прежде всего, должны быть сбалансированы права и обязанности крупных и миноритарных акционеров. При достижении этого баланса станет возможным снижение потерь от корпоративных конфликтов для экономики и общее повышение эффективности корпоративного сектора.

5. Одной из острых проблем, препятствующих формированию эффективных субъектов корпоративного сектора российской экономики, является недостаточная регламентация процедуры реорганизации акционерных обществ. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, создание новых акционерных обществ путем реорганизации существующих становится все более популярной формой. В последнее время в российском корпоративном секторе увеличилось число слияний и поглощений компаний и величина задействованных финансовых ресурсов при их совершении, что лишний раз подчеркивает необходимость эффективного регулирования процедур реорганизации акционерных обществ.

Ключевые и наиболее сложные проблемы реорганизации обществ связаны с вопросами разделения участников обществ и регламентами конвертации акций компапии-предшественника в ценные бумаги компании-преемника. В действующей системе регулирования процессов реорганизации акционерных обществ эти проблемы решаются не достаточно эффективно. Так, существующие правила, регулирующие процедуры реорганизации компаний, не всегда обеспечивают возможности для эффективного «разделения» участников, что собственно является одной из целей реорганизационных мероприятий. В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения в Федеральный закон об акционерных обществах в части порядка конвертации акций при реорганизации акционерных обществ. В частности, предлагается, что при реорганизации акционерных обществ через выделение акционеры, принявшие решение об участии в создаваемой в результате выделения компании, должны прекратить свое участие в реорганизуемом обществе. При этом принадлежащие им акции должны быть конвертированы в акции выделяемого общества.

Также следует внести изменения в действующее законодательство для улучшения регламентации процедур голосования по вопросам реорганизации акционерных обществ с запретом проведения общего собрания акционеров и принятия каких-либо решений в отсутствие собственников, обладающих более 51% акций, то есть проведения, так называемых, повторных собраний акционеров.

6. Проведенное исследование последних изменений в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность акционерных обществ, выявило необходимость совершенствования ряда его положений. Так, принятые и вступающие в силу с 1 июля 2006 года изменения, регламентирующие порядок приобретения крупных пакетов акций, несомненно, следует расценивать как позитивный факт, позволяющий обеспечить эффективное регулирование корпоративных отношений участников акционерных обществ. При разработке новых правил были учтены мнения экспертного сообщества, а также непосредственных участников хозяйственной деятельности. Вместе с тем, не теряет своей актуальности необходимость внесения ряда изменений в федеральное законодательство, направленных на совершенствование регулирования порядка приобретения крупных пакетов акций, напрямую влияющего на структуру корпоративного сектора экономики.

Для повышения эффективности регулирования операций с крупными пакетами акций целесообразно повысить величину пакета ценных бумаг, при приобретении которой инвестор должен направить другим акционерам компании обязательное предложение о приобретении их доли в капитале. Условие об обязательности выкупа доли других акционеров в капитале компании при приобретении 30% ее акций, установленное изменениями в законе об акционерных обществах, является достаточно жестким. Согласно этому уеловию, компания, приобретшая 30% акций другой компании, должна направить предложение на приобретение остальных цепных бумаг владельцев, в собственности которых находится 70% доли в капитале компании. В условиях высококонцентрированной собственности корпоративного сектора российской экономики владельцем 70% капитала компании может быть узкий круг акционеров, что значительно увеличивает вероятность их сговора с целью формирования требований о приобретении их доли в капитале компании. Если же инвесторы изначально не ставил цель приобретения пакета акций, превышающего 30% акционерного капитала, то новое правило может оказать негативное влияние на принятие решения о вложения средств в акции российских компаний.

Представляется также целесообразным определить дополнительную ответственность компаний, приобретающих крупные пакеты акций других компаний, в случае искажения информации о своих планах в отношении этой компании, в том числе трудового коллектива. Необходим контроль за реализацией компанией-покупателем стратегии в отношении компаний, в капитале которых приобретаются крупные доли, с целью предотвращения возможных негативных социальных и экономических последствий от действий новых собственников.

7. Важной задачей повышения инвестиционной привлекательности корпоративного сектора экономики России является обеспечение прозрачности структуры собственности компаний. В современных условиях ее реализации во многом препятствует существующая практика перекрестного владения акциями компаний.

Владение акциями акционерного общества со стороны его дочерних обществ предоставляет возможность менеджменту компании принимать выгодные для него решения на общих собраниях акционеров в связи с подконтрольностью участников общих собраний акционеров дочерних компаний руководителям материнской компании. Подобная ситуация приводит к возникновению конфликтных ситуаций в отношениях акционеров и менеджеров компании. При этом перекрестное владение акциями материнской компании со стороны дочерних обществ позволяет обойти ограничения, налагаемые федеральным законодательном в области владения собственными акциями.

В России акции большинства акционерных обществ не обращаются на фондовом рынке. В этих условиях перекрестное владение акциями компаний также служит инструментом сокрытия структуры собственности компании.

В целях улучшения корпоративного управления и снижения вероятности возникновения корпоративных конфликтов целесообразно ограничить возможность перекрестного владения акциями компаний определенным пороговым значением. В случае превышения этой величины компании должны реализовать пакет акций, на который превышено это пороговое значение. Одновременно следует также ограничить право голоса на общих собраниях акционеров по пакетам акций, превышающим указанное значение.

8. Актуальной проблемой, требующей скорейшего решения, является повышение эффективности регулирования сделок с заинтересованностью и аффилированное&tradeлиц. Недостаточная регламентация и несовершенство механизмов регулирования аффилированное&tradeюридических и физических лиц, а также сделок с заинтересованностью позволяет хозяйствующим субъектам совершать операции между аффилированными лицами, в которых существует конфликт интересов. Такие операции приводят к снижению эффективности деятельности корпоративного сектора российской экономики.

Для решения этой проблемы, по мнению автора, целесообразно присвоить определенные категории ситуациям аффилированное&tradeлиц в зависимости от объекта регулирования. Это позволит сформировать гибкие критерии для осуществления эффективного регулирования аффилированное&tradeдаже при изменении внешних условий ведения хозяйственной деятельности.

Для реализации этого подхода предложено в первую очередь определить виды деятельности, в рамках которых необходимо осуществление регулирования аффилированное&tradeлиц. Так, для антимонопольного регулирования, ориентированного на обеспечение конкуренции и противодействия монополистическому поведению, должны быть определены специальные механизмы выявления аффилированности лиц. В зависимости от объекта регулирования, необходимо определить и набор инструментов регулирования. В соответствии с этим подходом, определение аффилированности лиц не должно быть единственным для всех случаев. Основными направлениями регулирования корпоративных отношений, в которых необходимо определение аффилированности лиц является:

— раскрытие информации об обществе для акционеров, инвесторов и других заинтересованных сторон;

— раскрытие информации для регулирования сделок по приобретению и продаже акций общества, а также реорганизации акционерного общества;

— раскрытие информации для регулирования сделок с заинтересованностью.

Полный перечень возможных взаимосвязей, существующих у физического или юридического лица в отношении других лиц, необходимо включить для раскрытия информации об обществе. Это обеспечит доступ максимальному числу потенциально заинтересованных в этой информации лиц. Также представляется целесообразным зафиксировать все типы связей, свидетельствующие об аффилированности лиц, в главе XI Федерального закона об акционерных обществах. При регулировании сделок с заинтересованностью список аффилированных лиц также целесообразно четко определить в Федеральном законе об акционерных обществах. При этом следует исключить акционеров из списка потенциально заинтересованных лиц.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы и официальная статистическая отчетность
  2. Россия в цифрах 2005 Краткий статистический сборник, Росстат, М.:2005
  3. Промышленность России статистический сборник, Росстат М. 2006
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)
  5. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 5 января 2006 г.)
  6. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.)
  7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)
  8. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера»
  9. Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии (в ред. Постановления ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. № 47)
  10. Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05−4/пз-н) (с изменениями от 1 ноября 2005 г., от 12 января 2006 г.)
  11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2003 г. № 5-П // СЗ РФ. 2003. № 17. Ст. 1656
  12. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 марта 1998 г. N 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства»
  13. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона „Об акционерных обществах“
  14. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 32
  15. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 28. Ст. 161 716. Вестник ВАС РФ.2001.№ 717. Вестник ВАС РФ. 2004.№ 118.Бюллетень СВ РФ. 2000. № 3
  16. Кодекс корпоративного поведения от 5 апреля 2002 г. утвержден распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. № 421/р „О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения“ // Вестник ФКЦБ России. 2002. № 4
  17. Комментарии к Федеральному закону „Об акционерных обществах“ / Под ред. Г. С. Шапкиной
  18. Loi п° 66−537 du 24 jullet 1966 Sur sur les societes commerciales/ Code de Commerce 91 edition. Paris, Dalloz
  19. Council Regulation (EC) 139/2004 of 20 January 2004
  20. Directive 2001/34/ЕС of the European Parliament and of the Council of 28 May 2001 on the admission of securities to official stock exchange listing and on information to be published on those securities
  21. Council Regulation (EC) No 2157/2001 of 8 October 2001 on the Statute for a European company (SE)
  22. Directive 2004/25/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on takeover bids
  23. Council Directive 92/101/EEC of 23 November 1992 amending Directive 77/91/EEC on the formation of public limited- liability companies and the maintenance and alteration of their capital
  24. Second Council Directive 77/91/EEC of 13 December 19 761. Научные монографии и публикации
  25. Л.И. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления), Экономист. 2003. № 7
  26. А. Проблемы конкурентоспособности российского фондового рынка, Вопросы экономики. 2005. № 12
  27. С.Б. Бизнес-группы в российской промышленности, Вопросы экономики. 2004. № 5
  28. Дж. О приватизации государственной собственности, Вопросы экономики. 2004. № 12
  29. В. Российская приватизация: подходы и последствия, Вопросы экономики. 2004. № 6
  30. А., Немытов Д. Аграрные корпорации перспектива развития, Экономист. 2005. № 7
  31. В.Н. Место и значение кодекса корпоративного поведения // Ко-декс-info. 2004. № 7 8
  32. А. А., Эстрин С., Шаффер Е. С. Факторы реструктуризации предприятий в переходных экономиках, Экономический журнал ВШЭ. Том. 6 (2002), № 1
  33. В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора. М., МОНФ, 2003
  34. А.В. Особенности российского малого предпринимательства, Экономический журнал ВШЭ. Том. 8 (2004), № 2
  35. А.Б. Особенности государственного регулирования переходной экономики, Проблемы теории и практики управления. 1996 № 6
  36. А.Б. Развитие ценового и финансово-кредитного механизмов в России (монография). М.: НИЭИ, 1994
  37. А.Б., Федорова И. В. Государственный сектор: границы, контроль, управление, Экономист. 2003. № 6
  38. С., Козицын С. МГТС по частям „Комстар-ОТС“ приобретает акции ее миноритарных акционеров, Ведомости 18.01.2006, № 6 (1533)
  39. А.А. Инвестиционные процессы в экономике переходного периода (методы исследования и прогнозирования). М., 1995.
  40. А.А. Новые инструменты государственного регулирования инвестиций, Проблемы теории и практики управления. 1996, № 5.
  41. Е.Т. Государственная нагрузка на экономику, Вопросы экономики. 2004. № 9
  42. С. Планово-корпоративная система и конкурентоспособность, Экономист. 2005. № 12
  43. Д.И. Конфликт интересов, М.: Волтер Клувер, 2004
  44. С.С. Способен ли частный капитал модернизировать российскую экономику?, Вопросы экономики. 2005. № 4
  45. В.И. Защита корпоративной собственности в арбитражной суде, М.: Волтерс Клувер 2006
  46. Т.Г. Корпоративное управление в России: акционерная собственность и корпоративный контроль в компаниях „Российская экономика на новых путях“. Сборник статей под ред. Э. И. Гойзмана и Р. Н. Евстигнеева. М.: Институт бизнеса и экономики, 2004
  47. Т.Г. Становление корпоративного сектора и эволюция собственности, Препринт WP1/2003/03 Серия WP1 Институциональные проблемы российской экономики Москва ГУ ВШЭ 2003
  48. .А. Постсоциалистическая приватизация и корпоративное управление в свете теоремы Коуза, Вопросы экономики. 2005. № 7
  49. Т.В. Предприятия с собственностью работников: опыт и проблемы развития, Экономист. 2005. № 2
  50. О.В., Фролов Д. П. Место ипституционализма в экономической науке, Экономист. 2005. № 10
  51. Р.И., Демина Н, Влияние характеристик собственности па результаты экономической деятельности российских промышленных предприятий, Вопросы экономики. 2005. № 2
  52. КашаиипаТ.В. Корпоративное право, Порма-Инфра-М, 1999
  53. КирдинаС.Г. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация, Вопросы экономики. 2004. № 10
  54. Г. Б., Качалов P.M., Сушко Е. Д. Экономическое состояние и институциональное окружение российских промышленных предприятий: эмпирический анализ взаимосвязей, Вопросы экономики. 2005. № 9
  55. А.Н., Яковлев А. А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка), Вопросы экономики. 2004.№ 8
  56. К.К., Соколов Д. Г., Юдаева К. В. Инновационная активность российских фирм, Экономический журнал ВШЭ. Том. 8 (2004), № 3
  57. В.Б. Корпоративное управление и инвестиционный процесс. М., „Наука“, 2003
  58. Копииа НЛО. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний. Монография. Проспект М. 2005
  59. Корпоративное право Под ред. И. А. Еремичева Закон и право, Москва 2005
  60. В.М. Страны Центральной и Восточной Европы: опыт системной трансформации, Вопросы экономики. 2006. № 5
  61. П.В., Муравьев А. А. Структура акционерного капитала и результаты деятельности фирм в России, Экономический журнал ВШЭ. Том. 4 (2000), № 4
  62. О.А. Корпоративное право, М.: Волтерс Клувер, 2005
  63. Н. Эффективность фондового рынка: институциональный подход, Вопросы экономики. 2004. № 5
  64. С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ, М.: „Дело“, 2004
  65. А. Пределы институционализма, Экономист. 2005. № 6
  66. А.И. Государственные пакеты акций в российских компаниях, Вопросы экономики. 2003. № 5
  67. А. Сделки с заинтересованностью в акционерном законодательстве. И., 200 171.0лейник А. Н. „Институциональные ловушки“ постприватизациоппого периода в России, Вопросы экономики. 2004. № 6
  68. Оценка регулирующего воздействия „Регулирование перекрестного владения акциями“ Информационно-аналитический бюллетень Фонд „Бюро экономического анализа“ № 78 февраль 2006 г.
  69. Я.Ш., ГалухинаЯ.С. Внешнеэкономические факторы трансформации крупного бизнеса в России, Вопросы экономики. 2005. № 10
  70. Н.Н. Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект). Екатеринбург, 2004
  71. С.П. Корпоративный капитал в мировой и российской политике. М., ИМЭМО РАН, 2005
  72. Н. Я. Создание эффективного собственника, Экономическая паука современной России, № 1, 1998
  73. Н. Я. Отношения собственности в переходной экономике, Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. № 3.
  74. Ю.В. Акционерное законодательство Англии и России. Сравнительно-правовой анализ. М., 2002
  75. Н. Частная ли частная собственность в России? (вероятные сценарии развития бизнеса), Вопросы экономики. 2006. № 180. „Правительство предлагает полностью пересмотреть концепцию деления акционерных обществ“ РИА „Новости“ 13.02.2006
  76. Ю.А. От качества корпоративного управления к инвестиционной привлекательности компании, Право и экономика. 2003. № 5
  77. В. В. Российский бизнес: на пути к легализации?, Вопросы экономики. 2002.№ 1
  78. Радыгин А. Д, Энтов P.M. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств, Вопросы экономики. 2003. № 5
  79. Радыгин А. Д, Энтов P.M. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и актуальные направления реформ ИЭПП, Научные труды № 36. — М.: ИЭПП, 2001
  80. А.Д., Мальгинов Г. Рынок корпоративного контроля и государство, Вопросы экономики. 2006. № 3
  81. А.Д., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества?, Вопросы экономики. 2000. № 5
  82. .А. Российские реформы: обещания и реальность, Экономист. 2002. № 9
  83. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь, М.: Инфра-М, 2006
  84. А. Государственный сектор в развитых странах, Экономист. 2002. № 6
  85. И.В. Основные этапы развития спроса на корпоративное право в России// Развитие спроса на правовое регулирование корпоративного управления частном секторе/ Под ред. А. А. Яковлева. М., 2003
  86. А. Накупили на $ 59 млрд Объем рынка слияний и поглощений удвоился, Ведомости 10.03.2006, № 41 (1568)
  87. Ю. Институт несостоятельности в России: спрос, основные тенденции и проблемы развития, Вопросы экономики. 2003. № 4
  88. К. Институциональная теория бесконечного передела, Вопросы экономики. 2005. № 7
  89. В. Формирование государственной собственности на результаты интеллектуальной деятельности (на примере предприятий оборонно-промышленного комплекса), Экономист. 2003. № 6
  90. О. Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М., 1996
  91. В.Л. Улучшение защиты прав собственности — неиспользуемый резерв экономического роста России?, Вопросы экономики. 2006. № 1
  92. Ю.В. Рабочая акционерная собственность, ее потенциал, Экономист. 2003. № 3
  93. М. Конвергенция моделей корпоративного управления, Вопросы экономики. 2004. № 1
  94. Ю., Столяров Г. „АвтоВАЗ“ не спрашивают. Государство может получить акции завода за его долги, Ведомости. 30.01.2006, № 14 (1541)
  95. К.А. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект), Экономист. 2003. № 1
  96. Цветков В. А. Российская модель приватизации и особенности её влияния на формирование корпоративен структуры экономики России, Промышленная политика в Российской Федерации», № 1, 2005
  97. Г. Новое в российском акционерном законодательств (Изменения и дополнения Федерального закона «Об акционерных обществах»), Приложение к журналу Хозяйство и право. 2001. № 11
  98. Шохина Е. IPO для маленьких, Эксперт, 2006 № 11 20−26 марта (505)
  99. Яковлев А. А Спрос на право в сфере корпоративного управления: эволюция стратегий экономических агентов, Вопросы экономики. 2003. № 4
  100. Е.Г. Государство и экономика на этапе модернизации, Вопросы экономики. 2006. № 4
  101. Banerjee, S., Leleux В., Vermaelen Т. Large shareholders and corporate control: An analysis of stake purchases by French holding companies, European Financial Management. 1997. Vol.3 No. l
  102. Bebchuk L. A. The Case Against Board Veto in Corporate Takeovers, University of Chicago Law Review. 2002. Vol.69
  103. Berle A., Means G. The Modern Corporation and Private Property. New York, NY: World Inc. 1932
  104. Black B.S. Is Corporate Law Trivial?: A Political and Economic Analysis, Northwestern University Law Review. 1990 Vol. 84
  105. Blaurock U. Steps Toward a Uniform Corporate Law in the European Union, Cornell International Law Journal 1998. Vol. 31 No.2
  106. Boehmer, E. Who controls German corporations?, in McCahery J., Moerland P., Raaijmakers Т., Renneboog L. Corporate governance regimes: convergence and diversity, Oxford: Oxford University Press, 2002
  107. Borokhovich K., Brunarski K., Parrino, R. CEO contracting and anti-takeover amendments, Journal of Finance. 1997. Vol. 52 No. 4
  108. Charny D. The Politics of Corporate Convergence, in Gordon J.N., Roe M. J. Convergence and persistence in corporate governance, Cambridge: Cambridge University Press, 2004
  109. Cheffins B. R. Does Law Matter? The Separation of Ownership and Control in the United Kingdom, University of Cambridge. 2000. Working Paper No. 172
  110. Coffee John Jr. Racing Towards the Top?: The Impact of Cross-Listings and Stock Market Competition on International Corporate Governance, Columbia Law and Economics. 2002. Working Paper No. 205
  111. Fox M. В., Heller M.L. Corporate Governance Lessons from the Russian Enterprise Fiascos, New York University Law Review. 1999.
  112. Franks J., Mayer C., Renneboog L. Who disciplines the management of poorly performing companies?, Journal of Financial Intermediation. 2001. Vol. 10
  113. Franks J., Mayer C. Ownership and control in Germany, Review of Financial Studies. 2001. Vol.14
  114. Garvey G., Hanka G. Capital structure and corporate control: the effect of antitakeover statutes on firm leverage, Journal of Finance. 1999 Vol. 54
  115. Gilson R. J. Globalizing Corporate Governance: Convergence of Form or Function, Stanford Law and Economics. 2000. Working Paper No. 192
  116. Golbe D.L., White L. J. Catch a Wave: The Time Series Behaviour of Mergers, Review of Economics and Statistics. 2003. Vol. 75 No. 3
  117. Gordon J. N. An American Perspective on Anti-Takeover Laws in the EU: The German Example, Columbia Law School. 2003
  118. Grossman S.J., Hart O.D. One share-one vote and the market for corporate control, Journal of Financial Economics. 1988. Vol. 20 No. ½
  119. Halbhuber H. National Doctrinal Structures and European Company Law, Common Market Law Review. 2001. Vol. 38
  120. Hansmann H., Kraakman R. The End of History for Corporate Law, in Gordon J.N., Roe M. J. Convergence and persistence in corporate governance, Cambridge: Cambridge University Press, 2004
  121. Hertig G. Convergence of Substantive Law and Convergence of Enforcement: A Comparison, in Gordon J.N., Roe M. J. Convergence and persistence in corporate governance, Cambridge: Cambridge University Press, 2004
  122. Hill J. G. Regulatory Responses to Global Corporate Scandals, Wisconsin International Law Journal. 2005. Vol. 23
  123. Hirschman A.O. Ideology: Mask, or Nessus Shirt? in Alexander Eckstein, Comparison of Economic Systems: Theoretical and Methodological Approaches, University of California Press, 1971
  124. Ilopt K. J. Common Principles of Corporate Governance in Europe?, in B.S. Mar-kesinis, The Clifford Chance Millennium Lectures, The Coming Together of the Common Law and the Civil Law. Oxford. 2000
  125. Johnson S., La Porta, R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. Tunnelling, Harvard Institute of Economic Research. 2000. Paper No. 1887
  126. Jordan C. The Conundrum of Corporate Governance, Brooklyn Journal of International Law. 2003. Vol. 30
  127. Karpoff J., Malatesta P. The wealth effect of second generation state takeover legislation, Journal of Financial Economics. 1989. Vol. 25
  128. Kohl H. Path Dependence and German Corporate Law: Some Skeptical Remarks from the Sidelines, Columbia Journal of European Law. 1999. Vol.5
  129. Koke J.F. Renneboog L. Do corporate control and product market competition lead to stronger productivity growth? Evidence from market-oriented and block-holder-based governance regimes, ECGI. 2003. Finance Working Paper No. 14
  130. La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. Corporate Ownership Around the World, NBER. 1998. Working Paper No. W6625
  131. Licht A. N. Legal Plug-Ins: Cultural Distance, Cross-Listing, and Corporate Governance Reform, Berkeley Journal of International Law. 2004. Vol. 22
  132. Maug E. G. Efficiency and Fairness in Minority Freezeouts: Takeovers, Overbidding, and the Freeze-in Problem, ECGI. 2005
  133. Milhaupt C. Property Rights in Firms, in Gordon J.N., Roe M. J. Convergence and persistence in corporate governance, Cambridge: Cambridge University Press, 2004
  134. Moore K., Lewis D. Foundations of Corporate Empire: Is History Repeating Itself? Financial Times Prentice Hall- 2000
  135. Morck R., Nakamura M. Been There, Done That. The History of Corporate Ownership in Japan, ECGI. 2003. Finance Working Paper No. 20
  136. Morck R., Steier L. The global history of corporate governance: An introduction. NBER. 2005. Working Paper No. W11062
  137. O’Brien A.P. Factory Size, Economies of Scale, and the Great Merger Wave of 1898−1902, Journal of Economic History. 1988. Vol. 48
  138. OECD Principles of Corporate Governance (2004)
  139. Paredes T.A. A Systems Approach to Corporate Governance Reform: Why Importing US Corporate Law Isn’t the Answer, Washington U. School of Law. 2004. Working Paper No. 04−02−01
  140. Pistor K., Keinan Y., Kleinheisterkamp J., West M. The Evolution of Corporate Law: A Cross-Country Comparison, Journal of International Economic Law. 2003. Vol. 23 No. 4
  141. Reinhard S., Spindler G., Path Dependence and Complementarity in Corporate Governance, in Gordon J.N., Roe M. J. Convergence and persistence in corporate governance, Cambridge: Cambridge University Press, 2004
  142. Renneboog L. Ownership, managerial control and the governance of poorly performing companies listed on the Brussels stock exchange, ECGI. 1996. Working Paper 9635
  143. Roe M. Delaware’s Competition, Harvard Law Review. 2003. Vol. 117
  144. Roe M. Path Dependence, Political Options, and Governance Systems, in Hopt K.J., Wymeersch E. Comparative Corporate Governance: Essays and Materials, Walter De Gruyter Inc., 1997
  145. Roe M. Some Differences in Corporate Structure in Germany, Japan, and the United States, Yale Law Journal. 1993. Vol. 102
  146. Salmon P. Political Yardstick Competition and Corporate Governance in the European Union, ECGI. 2005. Working Paper No. 38
  147. Schwert G. Hostility in takeovers: In the eyes of the beholder?, NBER. 1999
  148. Shleifer A., Vishny R. A survey of corporate governance, NBER. 1996. Working Paper No. W5554
  149. Skeel Jnr. D. Corporate Anatomy Lessons, Yale Law Journal. 2004. Vol. 113
  150. Stiglitz J. Globalization and Its Discontents, New York: W.W.Norton & Company Inc. 2002
  151. Sudarsanam S., Mahate A.A., Freeman A. Glamour Acquirers, Method of Payment and Post acquisition performance: The UK evidence, EFMA. 2001
  152. Thompson R. B. Takeover Regulation after the 'Convergence' of Corporate Law, Vanderbilt Law and Economics Research. 2002. Paper No. 02−26
  153. Tirole J. Corporate Governance, Econometrica 2001. Vol. 69
  154. Tucker S., Aline Van Duyn, Funds sue News Corp after failure to honour pledge for vote on «poison pill» Financial Times, 8 Oct 2005
Заполнить форму текущей работой