Теория естественного свободного воспитания Ж.Ж.Руссо
Родился в Швейцарии в семье чиновника, мама умерла при родах, отец очень любил сына и много времени проводил с ним, позже отца хотели посадить в тюрьму и он вынужден был бежать из страны, оставив ребенка на попечение дяди. Ребенку рано пришлось зарабатывать себе на хлеб, работал лакеем, секретарем. (Много пишет об этой боли одиночества в Исповеди). От 15 — 18 лет (юношеский или период бурь… Читать ещё >
Теория естественного свободного воспитания Ж.Ж.Руссо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Жан Жак Руссо (1712−1778), писатель, философ. Автор педагогических трактатов.
«Элоиза», «Эмиль или о воспитании», «Исповедь» и др. Его педагогические мысли были признаны еще при жизни, в России его любили, считали учителем (Толстой).
Родился в Швейцарии в семье чиновника, мама умерла при родах, отец очень любил сына и много времени проводил с ним, позже отца хотели посадить в тюрьму и он вынужден был бежать из страны, оставив ребенка на попечение дяди. Ребенку рано пришлось зарабатывать себе на хлеб, работал лакеем, секретарем. (Много пишет об этой боли одиночества в Исповеди).
Его интересуют проблемы социума, считает что прогресс общества ухудшает нравы людей, науки расцветают, а люди становятся более безнравственными, защищает мысль о борьбе бедных с богатыми, выступает за равенство людей.
В 1762 году выходит в свет его педагогический роман «Эмиль или о воспитании», для него педагогические вопросы были вопросами преобразования общества на гуманистических и нравственных основах. В романе 2 главных действующих лица. Эмиль и его воспитатель, до 25 лет они вместе, мальчик сирота с детства и ответственность за воспитание берет на себя его воспитатель. Помещает ребенка в среду, далекую от цивилизации, не доверяет обществу, оно развращает ребенка. Книга была признана опасной для общества, и подверглась сожжению. Роль учителя — развивать активность и инициативу ребенка без принуждения.
В основе его взглядов лежит теория естественного права. Это право на свободу и собственность, разделение труда рассматривал как начало неравенства. Современное государство считает самым несправедливым, призывает к борьбе, в результате должен образоваться новый строй государство мелких ремесленников.
Яркий представитель сенсуализма.
Цель воспитания — воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы не от кого не зависел, жил плодами своего труда, ценил свою свободу, уважал свободу других.
Выделяет факторы, которые влияют на развитие ребенка: природа (наследственность), вещи (среда), люди.
Идея естественного свободного воспитания — это воспитание сообразно с природой, необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Каждый ребенок рождается свободным, поэтому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания… это все насилие над ребенком.
Возрастная периодизация:
От 0 — 2 лет (младенческий возраст), в его основе идея свободы, не пеленать, ни какого режима, кормилицей должна быть мать, не надо ставить на ноги раньше времени, пусть говорит и начинает ходить когда хочет.
От 2 — 12 лет (детский возраст или сон разума), этот период связан с развитием ощущений, особенно с развитием зрения, необходимо больше играть с ребенком, заниматься музыкой. «У Эмиля глаза на кончиках пальцев». В этот период Эмиль овладевает 2 понятиями: собственности на основе его опыта (сажает бобы, а их выкапывает садовник, вывод нельзя присваивать результаты чужого труда), понятие дисциплины (разбил стул, сидит на нем).
В этот период нет специального обучения грамоте, ребенок учиться читать, когда почувствует необходимость, постоянно говорить с ребенком, рассказывать о жизненых ситуациях.
От 12 -15 лет (отрочество), это период систематического умственного и трудового обучения. Не признает программ и классно-урочной системы. Важнее умение приобретать знания и искать их самостоятельно. Движущей силой обучения считает интерес, для этого необходимо использовать окружающий мир. Важное значение придает труду, уважению к нему. Методика включения в труд состоит в следующем: Эммиль работает подмастерьем, погружается в атмосферу труда, радуется за плоды своего труда. Умственное образование: знание о мире, физике, географии, астрономии, элементы математики, обучение ремеслу.
От 15 — 18 лет (юношеский или период бурь и страстей), в этот период можно ввести ребенка в общество, так как он умеет рассуждать, ценить, трудиться. В основе идя нравственного воспитания, формируется доброе чувство, суждения и воля, ребенок сопереживает и правильно оценивает ситуацию. В это период происходит половое воспитание.
Для педагогической системы характерно: критическое отношение к средневековой системе воспитания, защита детства, направленность обучения на поиск знаний, идея безрелигиозного воспитания, демократизм воспитания. Социальная функция женщины — жена и мать, ей нет необходимости углубляться в науки, она должна уметь шить, готовить, танцевать, быть религиозной. Главное средство обучения — подражание взрослым. В девушке должны быть воспитаны такие качества как: покорность, подчинение мужу, она должна быть здоровой.
Недостатки теории: призыв к свободе, а Эмиль задает только те вопросы, которые хочет услышать воспитатель, ребенок находится под постоянным контролем, свобода лишь сводится к отсутствию гнета со стороны воспитателя. Изолирование от социализации может привести к тому, что ребенок останавливается в своем росте. Большое значение отводит труду, а сам пишет, что детей тружеников воспитывать не надо, они как бы уж воспитаны трудом, отступает от принципа единства воспитания для всех.