Введение.
Московский текст Ю. Нагибина на занятиях по литературе в школе
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема изучения московского текста на занятиях по литературе в школе не получила последовательного освещения в методической науке. Кроме того, данная тема приобретает особую значимость в контексте современных задач обучения и воспитания гражданина, духовно-нравственного развития личности. Не менее важно для нас было увязать проводимое исследование… Читать ещё >
Введение. Московский текст Ю. Нагибина на занятиях по литературе в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема изучения московского текста на занятиях по литературе в школе не получила последовательного освещения в методической науке. Кроме того, данная тема приобретает особую значимость в контексте современных задач обучения и воспитания гражданина, духовно-нравственного развития личности. Не менее важно для нас было увязать проводимое исследование с предстоящим юбилеем Москвы — 870-летием основания города.
Для теоретического обоснования исследования мы обратились к трудам по проблемам изучения городского текста. Отправными для нас стали работы В. И. Топорова, который ввел в научный оборот понятие «городской текст», ставшее своего рода инструментом в исследовании петербургского, московского, пермского, сибирского и пр. текстов (Ю.М. Лотман, Г. С. Кнабе, Н. Е. Меднис, В. В. Абашеев, А.Е. Бобраков-Тимошкин и др.).
В результате анализа работ, посвященных Москве и «московскому тексту», были выявлены дискуссионные вопросы, связанные, прежде всего, с признанием самого факта существования «московского текста» в русской литературе (Н.Е. Меднис). Так, одним из аргументов противников выделения «московского текста» как «сверхтекста» является отсутствие у Москвы мифа как текстопорождающей основы, подобно мифу о миражном городе на воде в «петербургском» тексте или миф о Тавриде в «крымском тексте» (работа А.П. Люсый). Положительный ответ на вопрос о существовании московского текста («супертекста») дает автор книги «Московский текст. Текстологическая концепция русской культуры» А. Люсый. Имеется немало работ, в которых получили освещение различные аспекты изучения московского текста русской культуры: от обоснования самого понятия «московский текст» до конкретных исследований образа Москвы в русской культуре XVIII-ХХ вв., в рамках которых осмысляется специфика образа Москвы и его влияние на русскую культуру (Г.С. Канабе). Результаты исследований литературоведов, культурологов, краеведов пока не стали достоянием теории и практики литературного образования. Это также определяет актуальность темы данной работы.
Объект исследования: изучение московского текста на занятиях по литературе в средней школе.
Предмет исследования: изучение московского текста Ю. Нагибина в 5−9 классах.
Цель работы — теоретическое обоснование и разработка модели занятий по изучению московского текста Ю. Нагибина в современной школе.
Цель определила постановку исследовательских задач:
Изучить научную литературу, посвящённую проблеме городского текста в литературе, выявить наиболее разработанные аспекты исследования московского текста в русской литературе.
Проанализировать работы критиков, литературоведов, краеведов о творчестве Ю. Нагибина.
Дать сопоставительный анализ современных программ и учебников по литературе в аспекте исследуемой проблемы.
Разработать содержание констатирующего эксперимента, проанализировать его результаты.
Разработать модели занятий по произведениям Ю. М. Нагибина о Москве в 5−9 классах.
Методы исследования. При выполнении работы использовались теоретические (анализ литературы по проблеме, синтез, моделирование) и эмпирические (изучение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование) методы исследования.
Практическая значимость ВКР состоит в том, что материалы работы могут быть использованы для проведения внеурочной деятельности по литературе в 5−9классах.
Структура ВКР. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы.