Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены педагогические условия формирования методологической культуры будущего журналиста: создание образовательно-мотивационной среды, направленной на воспитание высоконравственной рефлексирующей личности, активизация процессов самоконтроля и самокоррекции, формирование глубоко и всесторонне эрудированного журналистаразработка и применение способствующих овладению методологией социального… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования методологической культуры журналиста
    • 1. 1. Становление и развитие методологической культуры журналиста в теории и практике зарубежных стран
    • 1. 2. Становление и развитие методологической культуры журналиста на различных этапах профессионального образования в России
    • 1. 3. Аксиологические аспекты формирования методологической культуры будущего журналиста
  • Выводы к первой главе
  • 2. Технология формирования методологической культуры будущего журналиста
    • 2. 1. Модель формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе обучения в вузе
    • 2. 2. Педагогические условия формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы ко второй главе

Формирование методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С изменением общественно-политических условий отечественная высшая школа, в том числе педагогика журналистики была поставлена перед необходимостью существенных изменений в структуре и содержании образования. В наибольшей степени востребованными оказались такие личностно-профессиональные качества специалиста, как умение применять полученные знания на практике и готовность постоянно учиться. Вузовская практика свидетельствует, что обучение часто сосредотачивается на теоретико-научных целях, не всегда уделяя должное внимание приобретению студентами практических навыков. Особенно остро в настоящее время разрыв между педагогической теорией и педагогической практикой ощущается в журналистском образовании. Задача преподавателя журналистики на современном этапе — соответствовать требованиям, предъявляемым к высшей школе, воплощая на практике концепцию непрерывного образования, культивируя в студенческом сообществе тягу к знаниям, новым открытиям, желанию получать системные профессиональные знания. В этих условиях наполняется новым смыслом процесс формирования методологической культуры будущих журналистов, меняются методики преподавания журналистики, апробируются новые спецкурсы и корректируются старые программы.

Разработанная в соответствии с решением правительства Российской Федерации стратегия развития науки и инноваций, рассчитанная до 2010 года, также должна способствовать повышению уровня методологической культуры специалистов, в том числе и журналистов, чья профессия требует самых разносторонних знаний, умений и навыков.

Помочь студентам факультетов журналистики стать настоящими профессионалами с высоким уровнем методологической культуры, интересными, яркими личностями с запоминающимся имиджем призваны преподаватели журналистики. Тем более, что сейчас в российском обществе заметен спад уважения к профессии «журналист». Это связано, в том числе, и с низким этическим и общеобразовательным уровнем многих молодых журналистов, их неспособностью создавать качественные медиа-произведения.

Среди причин этой ситуации С. Г. Корконосенко выделяет не до конца использованные ресурсы педагогики журналистики. И хотя разработкой проблем методологии преподавания журналистики занят ряд ученых (В.В. Ворошилов, А. А. Грабельников, Я. Н. Засурский, М. Н. Ким, Г. В. Лазутина, М. М. Лукина, Е. П. Прохоров, Л. Г. Свитич, А. А. Тертычный, В. В. Тулупов, А. А. Шерель, М. И. Шостак и др.), однако основы формирования методологической подготовки будущих журналистов все еще недостаточно изучены. Это вызывает следующие противоречия между:

— потребностью современного общества в журналистах с высоким уровнем методологической культуры и неспособностью соответствовать этому уровню многих выпускников факультетов журналистики;

— задачами высшей школы по формированию методологически грамотного специалиста, одинаково хорошо владеющего как теорией, так и практикой журналистики, и отсутствием определенных основ для решения этих задач;

— необходимостью прививать духовные, нравственные и эстетические ценности будущим журналистам как специалистам, участвующим в процессе формирования общественного мнения, и отсутствием четких аксиологических ориентиров в связи с кризисом системы ценностей в конце XX века.

С учетом разрешения этих противоречий проблема исследования заключается в необходимости обоснования педагогических условий для эффективного формирования у будущего журналиста методологической культуры в период обучения в вузе.

Актуальностью поставленной проблемы была обусловлена тема исследования: формирование методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущего журналиста.

Предмет исследования: формирование методологической культуры будущего журналиста в процессе вузовского обучения.

Цель исследования: определение педагогических условий формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе вузовского образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования методологической культуры будущего журналиста будет эффективным, если:

— уточнена сущность понятия «методологическая культура журналиста»;

— теоретически обоснована модель формирования методологической культуры будущего журналиста;

— выявлены педагогические условия формирования методологической культуры будущего журналистаразработаны педагогические технологии формирования методологической культуры будущего журналиста.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие его задачи:

1. Уточнить сущность понятия «методологическая культура журналиста».

2. Разработать и теоретически обосновать эффективность модели формирования методологической культуры будущего журналиста. v.

3. Определить уровни, критерии и выявить показатели сформированности методологической культуры будущего журналиста.

4. Выявить педагогические условия формирования методологической культуры будущего журналиста.

Теоретико-методологической основой исследования явились: философско-психологические основания методологии (В.В. Ильин, JI. H Столович, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, А. А. Радугин и др.) — науковедческие основания методологии (A.M. Новиков, Д.А. Новиков) — этические основания методологии (Е.В. Золотухина-Аболина, Г. В. Лазутина, Дж. Э. Мур, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова и др.) — методология преподавания журналистики (В.В. Ворошилов, А. А. Грабельников, М. Н. Ким, С. Г. Корконосенко, Г. В. Кузнецов, B. JL Музыкант, С. А. Муратов, Е. П. Прохоров, Л. Г. Свитич, С. И. Сметанина, В. В. Смирнов, А. А. Тертычный, А. А. Шерель, М. И. Шостак и др.) — фундаментальные положения аксиологии (Н.С. Розов, В. А. Сластенин, J1.H. Столович, Г. Й. Чижакова, В. А. Ядов и др.) — исторический подход к исследованию педагогической деятельности в преподавании журналистики (М.И. Алексеева, С. Г. Корконосенко, С. С. Распопова, В. В. Семиков и др.) — теория учебной деятельности в высшей школе (Ю.В. Андреева, С. И. Архангельский, JI.B. Ведерникова, А. В. Коржуев, О. О. Мартыненко, А. Н. Новоминский, П. И. Пидкасистый, В. А Попков, В. И. Черниченко и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений была использована совокупность общенаучных и педагогических методов. На теоретическом уровне применялись историографический, сравнительно-сопоставительный, системно-логический методы, анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, педагогическое моделирование и обобщение педагогического опыта. Из эмпирических методов использовались интервьюирование, анкетирование, целенаправленное наблюдение над усвоением теоретического материала, творческим процессом студентов, анализ документов.

Эмпирическую базу исследования составил контингент из 270 студентов и преподавателей факультета журналистики автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Калужский филиал Московского гуманитарно-экономического института». В контрольную группу вошли 83 студента, в экспериментальную — 80 студентов.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2000;2001г.г.) включал изучение психолого-педагогической, философской, социологической, культурологической литературы. В процессе работы определялись теоретико-методические аспекты учебной работы со студентами факультета журналистики и связей с общественностью Калужского филиала МГЭИ, осуществлялся сбор эмпирических данных о трудностях формирования методологической культуры будущих журналистов. В ходе педагогического эксперимента разрабатывались теоретические предпосылки поиска оптимальной модели формирования методологической культуры будущего журналиста. На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент, обработаны и проанализированы его результаты.

Второй этап (2001;2004 гг.) был посвящен проведению формирующего эксперимента, в ходе которого были изучены научные основы организации учебной деятельности будущих журналистов на факультетах журналистики различных вузов страны. Проведено диагностирование степени владения общей журналистской методологией у студентов контрольной и экспериментальной групп. Выявлены уровни самооценки, рефлексивности, активности, коммуникабельности, ответственности и готовности к риску. Развитие этих качеств формирует у будущих журналистов методологию сбора и обработки эмпирических данных.

Третий этап (2004;2008 гг.) стал обобщающим. На этом этапе был осуществлен анализ данных формирующего эксперимента, уточнены выводы, подведены итоги экспериментальной работы, составлены методические материалы, оформлены в виде кандидатской диссертации результаты исследования.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечивались исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, целям и задачам, репрезентативностью выборки количества испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного их анализа.

Научная новизна исследования.

1. Уточнена сущность и структура понятия «методологическая культура журналиста».

2. Разработана и апробирована модель формирования методологической культуры будущего журналиста.

3. Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования методологической культуры будущего журналиста.

4. Выявлены критерии" и показатели сформированности методологической культуры будущего журналиста:

— организационный — умение правильно определять цели и задачи учебной деятельности в целом и конкретного практического задания в частности;

— коммуникативный — умение слушать респондента, задавать вопросы, контролировать ситуацию, ориентироваться в окружающей действительности;

— интеллектуальный — умение запоминать, анализировать и систематизировать полученные знания в области журналистики;

— творческий — умение мыслить нестандартно и создавать новые медиатексты.

5. Разработана система спецкурсов, семинарских и практических занятий, направленная на формирование у будущих журналистов умения собирать, обрабатывать и интерпретировать эмпирические данные, повышение их общей методологической культуры и способствующая овладению методологией социального познаниявнедрены в учебный процесс авторские программы спецкурсов «Методология журналистского творчества», «Методология сбора эмпирических данных», «Методология анализа журналистского произведения».

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования по проблеме формирования у студентов факультетов журналистики таких компонентов методологической культуры, как общая журналистская методология, методология социального познания, методология сбора и обработки эмпирических данных, методология интерпретации эмпирических данных. В диссертационном исследовании обоснованы структура, содержание и механизмы формирования методологической культуры будущего журналиста. Разработанная модель формирования методологической культуры будущих журналистов создает возможности для формирования компетенций и навыков, присущих интервьюеру, репортеру, ведущему авторской программы, модератору.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем материалов и выводов в процессе профессиональной подготовки будущих журналистов. Педагогические условия, способствующие формированию методологической культуры будущего журналиста, позволят организовать эффективную работу преподавателей в процессе профессионального образования журналиста. Программы спецкурсов могут использоваться в процессе профессиональной подготовки будущих журналистов в целях формирования методологической культуры и имиджа радиожуралистов. Разработанная и апробированная система специальных заданий по дисциплинам «Основы журналистики», «Основы творческой деятельности журналиста», «Журналистское мастерство», «Основы радиожурналистики», «Профессиональная студия», «Теория, методика и практика радиовещания» может применяться в системе высшего образования на факультетах журналистики гуманитарных вузов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методологическая культура журналиста представляет собой осмысленную, целенаправленную, структурированную деятельность, способствующую творческой и интеллектуальной реализации личности, складывающуюся из таких содержательных компонентов, как общая журналистская методология, методология социального познания и таких процессуальных компонентов, как методология сбора и интерпретации эмпирических данных, методология анализа журналистского произведения.

2. Модель процесса формирования методологической культуры будущего журналиста представляет собой целостное единство пяти компонентов: методологии социального познания, общей журналистской методологии (содержательные компоненты), методологии анализа журналистского произведения, методологии интерпретации эмпирических данных и методологии сбора и обработки эмпирических данных процессуальные компоненты). Реализация этой модели предусматривает развитие таких профессионально-личностых качеств будущих журналистов, как самооценка, рефлексивность, ответственность, коммуникабельность, активность, готовность к риску.

3. В качестве критериев сформированности методологической культуры будущих журналистов выступают: организационный — умение правильно определять цели и задачи учебной деятельности в целом и конкретного практического задания в частностикоммуникативный — умение слушать респондента, задавать вопросы, контролировать ситуацию, концентрировать внимание, желание заняться журналистским расследованиемтворческий —умение мыслить нестандартно и создавать новое, способность к самоконтролю, самокоррекции, эмпатииинтеллектуальный — умение запоминать, анализировать и систематизировать полученные знания.

4. Педагогическими условиями, способствующими успешному формированию у будущих журналистов высокой методологической культуры, являются:

— создание образовательно-мотивационной среды, направленной на воспитание высоконравственной рефлексирующей личности, активизация процессов самоконтроля и самокоррекции, формирование глубоко ивсесторонне эрудированного журналистаразработка и применение способствующих овладению методологией социального познания спецкурсов, семинарских и практических занятий, направленных на формирование у будущих журналистов умения собирать, обрабатывать и интерпретировать эмпирические данные, а также на повышение их общей методологической культурыиспользование производственных практик в качестве механизма закрепления полученных в ходе образовательного процесса знаний и уменийорганизация мониторинга и тестирования интеллектуальноличностных качеств будущих журналистов.

Апробация результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались нанаучно-практических конференциях международного, всероссийского и регионального уровней (Калуга, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.- Минск, 2000 г., Москва, 2001, 2005 гг.- С.-Петербург, 2001 г.). Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры журналистики Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Основное содержание диссертации отражено в 8 публикациях, в том числе 1 статья в издании, рекомендованном ВАК.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе изучения дисциплин «Основы журналистики», «Основы творческой деятельности •журналиста», «Журналистское мастерство», «Основы радиожурналистики», «Профессиональная студия», «Теория, методика и практика радиовещания» студентами автономного некоммерческого партнерства высшего профессионального образования «Калужский филиал Московского гуманитарно-экономического института» с учетом разработанной модели формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования. Учебно-методические разработки автора внедрены в процесс обучения Московского гуманитарно-экономического института и КФ МГЭИ.

Структура и объем диссертации

.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 229 наименований, и приложений. Общий объем текста 206 страниц. Работа содержит 10 рисунков и 6 таблиц. Объем диссертации без учета приложений, рисунков, таблиц и списка использованной литературы составляет 130 страниц.

Выводы ко второй главе.

Проанализировав результаты констатирующего и формирующего экспериментов, мы выяснили, что за время обучения в институте у студентов экспериментальной группы повысился уровень общей методологической культуры журналиста. Это показал анализ результатов мониторинга знаний по дисциплинам «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». Будущие журналисты овладели методологией сбора эмпирических данных, знаниями по теории, этике и социологии журналистики.

У студентов, обучавшихся в контрольной группе, уровень знаний был значительно ниже уровня знаний студентов экспериментальной группы и колебался от 3,5 до 4,5 балла. Наиболее высокий уровень знаний студенты показали непосредственно после изучения дисциплин «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». На этапе формирующего эксперимента многие положения теории журналистики студентами этой группы были забыты, тогда как студенты экспериментальной группы стабильно демонстрировали высокий уровень знаний по этим дисциплинам (от 4,2 до 4,8 балла), применяя на практике знания по теории журналистики, методологии сбора эмпирических данных, основам правовой и этической культуры журналиста.

На этапе формирующего эксперимента была решена задача по формированию такой составляющей методологической культуры журналиста, как методология сбора и интерпретации эмпирических данных. Для ее решения мы развивали и повышали такие личностные качества журналиста, как правлильная самооценка, рефлексивность, активность, коммуникабельность, ответственность, готовность к риску.

Средним уровнем самооценки на конечном этапе формирующего эксперимента (2004 г.) в экспериментальной группе по сравнению с начальным этапом констатирующего эксперимента (2000 г.) стало обладать на 41,25% студентов больше. Это выразилось в том, что студенты экспериментальной группы обладали более реалистичной, адекватной оценкой себя, собственных сил, возможностей, внешности. Они научились сравнивать себя и свои произведения с другими работами (своих одногруппников, журналистов-классиков), учитывая при этом не только собственные достижения, но и достижения других людей. Адекватная оценка формировалась не только путем сравнения себя с другими журналистами, но и путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своего творчества.

В экспериментальной группе количество студентов, обладающих средним уровнем рефлексивности на конечном этапе формирующего эксперимента по сравнению с начальным этапом констатирующего эксперимента повысилось на 18,75% (в контрольной группе — на 9,64%). По сравнению со студентами контрольной группы студенты экспериментальной группы легко овладевали многими формами творчества, хотели создавать новое и совершенствовать старое, обладали хорошей фантазией и демонстрировали способность к самоанализу. Количество студентов в экспериментальной группе с высоким уровнем активности на конечном этапе формирующего эксперимента по сравнению с начальным этапом констатирующего эксперимента увеличилось на 50%. По сравнению со студентами контрольной группы студенты экспериментальной группы демонстрировали энергичность, способность легко переключаться с одного вида занятий на другой, обладали хорошей концентрацией внимания.

Сравнительные результаты уровня коммуникабельности в контрольной и экспериментальной группах показали, что уровень коммуникабельности на этапе констатирующего и формирующего экспериментов повышался и в контрольной, и в экспериментальной группах. Изменения уровня коммуникабельности в контрольной группе, студенты которой, так же, как и студенты экспериментальной группы, начали эксперимент с достаточно низкого уровня коммуникабельности, были не столь заметны. На завершающем этапе исследования студенты экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой продемонстрировали более высокую динамику. На завершающем этапе эксперимента студентов, продемонстрировавших умение быстро и легко входить в коммуникативный контакт с незнакомыми собеседниками, любопытство, желание высказываться по различным вопросам, быть в центре внимания, было намного больше.

В экспериментальной группе количество студентов с высоким уровнем ответственности на конечном этапе формирующего эксперимента по сравнению с начальным этапом констатирующего эксперимента увеличилось на 81,25%(65 человек). Это выразилось в том, что студентов экспериментальной группы отличала добросовестность, обязательность и надежность, они пользовались доверим респондентов.

Такие студенты были и в контрольной группе. В контрольной группе количество студентов, обладающих высоким уровнем ответственности, на конечном этапе формирующего эксперимента по сравнению с начальным этапом констатирующего эксперимента повысилось на 41%(34 человека).

Как показало наше исследование, высокий уровень готовности к риску студентов экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента в 2000 году был у 30 студентов (37,5% группы), а на заключительном этапе исследования высоким уровнем готовности к риску обладало уже 73,75% группы (59 человек). В контрольной группе к концу эксперимента высокого уровня достигло 53,01% группы (44 человека). Высокого уровня готовности к риску к концу формирующего эксперимента также достигло большее количество студентов экспериментальной группы. Это выразилось в том, что студенты из экспериментальной группы способны были вести жизнь, связанную с опасностями, если того требовали интересы дела и выражали готовность заняться журналистским расследованием во что бы то ни стало.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты эксперимента позволили решить поставленные в исследовании задачи, подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы:

— на основе анализа научной литературы раскрыты основные положения общей педагогики, философии, психологии, касающиеся процесса формирования методологической культуры будущего журналиста, уточнен понятийный аппарат исследования;

— разработана и теоретически обоснована эффективность модели формирования методологической культуры будущего журналиста;

— выявлены педагогические условия формирования методологической культуры будущего журналиста: создание образовательно-мотивационной среды, направленной на воспитание высоконравственной рефлексирующей личности, активизация процессов самоконтроля и самокоррекции, формирование глубоко и всесторонне эрудированного журналистаразработка и применение способствующих овладению методологией социального познания спецкурсов, семинарских и практических занятий, направленных на формирование у будущих журналистов умения собирать, обрабатывать и интерпретировать эмпирические данные, а также на повышение их общей методологической культурыиспользование производственных практик в качестве механизма закрепления полученных в ходе образовательного процесса знаний и уменийорганизация мониторинга и тестирования интеллектуально-личностных качеств будущих журналистов;

— разработаны педагогические технологии по формированию методологической культуры будущего журналиста.

Опытно-экспериментальная работа по формированию методологической культуры будущих журналистов, положительная динамика результатов педагогического эксперимента подтвердили корректность гипотезы, эффективность проведенного исследования и практическую успешность разработанной модели. Таким образом, можно утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, задачи исследования решены, цель достигнута.

В рамках исследования были изучены, проанализированы и обобщены фундаментальные положения аксиологии, наиболее ярко раскрытые в работах Розова Н. С., Сластенина В. А., Столовича JI.H., Чижаковой Г. И., Ядова В. А. Рассматривалась теория учебной деятельности в высшей школе (Ю.В. Андреева, С. И. Архангельский, JI.B. Ведерникова, А. В. Коржуев, О. О. Мартыненко, А. Н. Новоминский, П. И. Пидкасистый, В. И. Черниченко и др.), дидактика преподавания журналистики в различные исторические периоды как за рубежом, так и в России (Алексеева М.И., Засурский Я. Н., Корконосенко С. Г., Распопова С. С., Семиков В. В. и др.).

Методологическая культура журналиста — это осмысленная, целенаправленная структурированная деятельность, которая способствует творческой и интеллектуальной реализации личности и складывается из таких компонентов, как овладение общей журналистской методологией, методологией социального познания, методологией сбора и обработки эмпирических данных, методологией интерпретации эмпирических данных, методологией анализа журналистского произведения.

Начинать педагогическую работу на факультетах журналистики необходимо с формирования нравственных ценностей у будущих журналистов. К основным педагогическим задачам относятся: воспитание высоконравственной рефлексирующей личности, четко осознающей «я-образ» и «я-концепцию», активизация процессов самоконтроля и самокоррекции, формирование глубоко и всесторонне эрудированного специалиста-творца, владеющего теми компетенциями и навыками, которые необходимы журналисту XXI века.

Педагогические технологии по формированию методологической культуры будущего журналиста внедряются с учетом потребностей субъектов образовательного процесса. Среди профессиональных интересов студентов доминирует желание поскорее реализоваться в творческой среде и быть конкурентоспособными на медиа-рынке, среди потребностей преподавателей — желание гордиться системными знаниями и профессиональными достижениями своих воспитанников. Для более успешного применения технологий используются такие методы воспитания как убеждение (повествование, инструктаж, призыв и т. д.) и поощрение.

При формировании методологии социального познания ключевое место занимает осмысление студентами такой категории аксиологии, как «добро-зло». Именно эта категория является основополагающей при формировании методологии социального познания и творческого кредо. И лишь затем, на этапе самоусовершенствования, журналисты приходят к осмыслению категорий «прекрасное-безобразное», «возвышенное-низменное».

Следовательно, аксиологическое познание при формировании методологии социального познания вначале базируется на этических нормативах и только затем — на эстетических эталонах.

Формирование методологии интерпретации эмпирических данных, методологии анализа журналистского произведения, методологии социального познания должно способствовать развитию у студентов системного мышления, познавательной и исследовательской деятельности, стремление работать в аналитических жанрах журналистики.

Формирование методологии сбора эмпирических данных развивает организаторские способности, навыки коммуникации, нестандартное мышление, творческий потенциал и стремление работать в информационных и художественно-публицистических жанрах журналистики.

Формирование имиджа будущего радиожурналиста — процесс поэтапный. Наиболее сложный имидж ведущего авторской программы создается на последних курсах института. Формирование методологической культуры журналиста в период обучения специализации «теория и практика радиожурналистики» будет более успешным после выбора студентом определенного имиджа радиожурналиста. В этом случае процесс формирования методологии сбора и интерпретации эмпирических данных сосредоточен на получении узкопрофессиональных навыков. При этом на факультете журналистики должен соблюдаться принцип концептуального и технического уровней обучения.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту изучения всех аспектов заявленной проблемы. Дальнейшее изучение вопросов становления и формирования методологической культуры будущего журналиста может идти по следующим направлениям: развитие журналистской методологии интерпретации фактических данных, влияние развития методологии социального познания на мировоззрение универсального журналиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Человек для субботы? Текст. Авраамов Д. //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2004. № 1. — С.24−32.
  2. А.А. С чего начинается качество Текст. Аграновский А. А. /Уроки Аграновского. М.: Известия, 1986.- 320 с.
  3. А.А. Давайте думатьТекст. Аграновский А. А. /Уроки Аграновского. М.: Известия, 1986. — 320 с.
  4. В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. Текст. Аграновский А. А. М.: Вагриус, 1999. — 416 с.
  5. В.А. Ради единого слова. (Журналист о журналистике). Текст. Аграновский А. А. М.: Мысль, 1978. — 168 с.
  6. Т. Звезды зажигает телезритель Текст. Адамьянц Т. //Журналист. 2002. № 2. — С.50−51
  7. Н. Адреса спасения профессионализмаТекст. Ажгихина Н. // Профессия журналист. — 2002. — № 5. — С. 18−19
  8. Г. Ю., Вильсон Г. Как измерить личность. Текст. Айзенк Г. Ю., Вильсон Г. -М.: Когито-Центр, 2000. 283 с.
  9. Т., Заборова Е. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузовТекст. Алайба Т., Заборова Е. //Социологические исследования. 2004. № 2. — С.93−97.
  10. JI.B. Обучение студентов-журналистов профессиональному общению Текст. Алпилогова Л. В. //Педагогика. — 2003. № 3. — С.71−76.
  11. Г. М. Социальная психология Текст. Андреева Г. М. М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с.
  12. Ю.В. Развитие конкурентоспособности студентов-журналистов Текст. Андреева Ю. В. //Педагогика. 2006. — № 5. — С.67−70.
  13. Е. Социальная психология Текст. Андриенко Е.: Учебное пособие/Под. ред. Сластенина В. А. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 264 с.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методыТекст. Архангельский С. И.: Уч.-мет. пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  15. А. В поисках моральных ориентиров Текст. Афанасьева А. //Социологические исследования. — 2004. № 3. — С.138−141.
  16. Э.Г. Очерки теории телевиденияТекст. Багиров Э. Г. М.: Искусство, 1978. — 152 с.
  17. Е.В. Куда же идут наши университетыТекст. Балацкий Е. В. //Высшее образование сегодня. 2006. — № 1. — С.47−50.
  18. Н. Ведущий информационно-музыкальной радиостанции -становление профессии, специфика и методы работы Текст. Барабаш Н.: Дисс. канд. фил. наук. М., 2002. 149 с.
  19. Ю.Д. Жанры радиовещания (проблемы становления, формирования, развития) Текст. Бараневич Ю. Д. Киев-Одесса, Головное из-во изд. объединения «Вища школа». — 1978. — 291с.
  20. Е. Риторические вопросы в современной публицистике Текст. Басовская Е. //Русская речь. 2004. № 1. С. 57−63.
  21. Н.А. Самопознание Текст. Бердяев Н. А. Л.: Лениздат, 1991.-398 с.
  22. С. Язык радиоТекст. Берштейн С. М.: Наука, 1977. — 47с.
  23. В.А., Еремова Н.Ф.Система оценки качества российского образования Текст. Болотов В. А., Еремова Н.Ф.//Педагогика. — 2006. № 1. — С.22−31.
  24. Г. «Я работал в трех журналистиках."Текст. Боровик Г. //Журналистика 2005. № 6. — С.3−5.
  25. Л.Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публицистаТекст. Варустин Л. Э. -М.: Мысль, 1987. — 271 с.
  26. Л. Делаем новостиТекст. Васильева Л.: Уч. пособие. -М.: Аспект Пресс, 2003. 190 с.
  27. Л.В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализациюТекст. Ведерникова Л. В. //Педагогика. 2003. № 8. — С.48−53.
  28. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. Вербицкий А. А.: Метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1991. -207 с.
  29. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школеТекст. Вергасов В. М. Киев: Головное изд-во объединения «Вища школа». — 1985. — 176 с.
  30. Владислав Листьев. Послесловие. Текст. М.: ООО «Издательство ACT», ООО «Алкигамма», 2001. — 288 с.
  31. Л., Демидова О. Тайны и мифы Ясена ЗасурскогоТекст. Волкова Л., Демидова О. //Московский комсомолец. 7.06.2002.
  32. В.В. ЖурналистикаТекст. Ворошилов В. В. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. — 656 с.
  33. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках Текст. Вульфов Б. З., Иванов В. Д.: Уч. пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1997.-288 с.
  34. JI. С. Психология Текст. Выготский Л. С. М.: Эксмо-Пресс, 2000.- 1008 с.
  35. Т. Педагогическая психологияТекст. Габай Т. — М.: Академия, 2003. 240 с.
  36. Ю. В эфире словоТекст. Гальперин Ю. — М.: Искусство. 1977.-168 с.
  37. Ю. Человек с микрофономТекст. Гальперин Ю. — М.: Искусство, 1971.-288 с.
  38. Р.С. Текст как продукт медиакультурыТекст. Гиляревский Р. С. //Журналистика и культура русской речи. № 2. — 2004. -С.41−47.
  39. И. Розенталь Д. Секреты хорошей речиТекст. Голуб И. Розенталь Д.-М.: Международные отношения, 1993. 280 с.
  40. А. Работа журналиста в прессеТекст. Грабельников А. М.: РИП-холдинг, 2001. -274 с. 43 .Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психологияТекст. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. — М.: Гардарики, 2001.-480 с.
  41. О.В., Данилюк А. Я. Воспитание в современной РоссииТекст. Гукаленко О. В., Данилюк, А .Я. //Педагогика, 2005. № 10. — С. З-17.
  42. П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятияТекст. Гуревич П. С. М.: Искусство, 1991.-221 с.
  43. С. Амазонки с компьютер ом Текст. Гуревич С. //Профессия -журналист.-2001. № 10-С.50.
  44. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентацииТекст. Гурова Р.Г.//Педагогика. — 2000. — № 10. -С.32−38.
  45. Д.А. Логическая культура в преподавательской деятельности Текст. Гусев Д.А.// Преподаватель XXI век. 2005. № 1. — С. 15−21.
  46. И.В. и др. Аргументация в публицистическом тексте: (жанрово-стилистический аспект) Текст. Гущина И. В. и др. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та. — 1992. — 244 с.
  47. И.М., Дзялошинская М. И. Журналисткое сообщество в оценках журналистов Текст. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. //Вестник Моск. ун-та. Сер. Жур-ка. 2005. № 10. С.78−95.
  48. Д. Цензура РеальностиТекст.Дондурей Д.//Искусство кино.-2004. № 4. -С.18−25.
  49. А.П. и др. Развитие творческой активности студентов: Опыт, проблемы, перспективыТекст. Дьяков А. П. и др. — Воронеж: Изд-во ВГУ. — 160 с.
  50. Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиаТекст. Дэннис Э., Мэррилл Д. М.: Вагриус, 1997. — 384 с.
  51. .И. Что предшествовало университетскому образованию журналистовТекст. Есин Б. И. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2004. № 6. С.7−15.
  52. В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решенияТекст. Жураковский В., Федоров И.//Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С.3−14.
  53. Я. Н. Подготовка журналистов: европейский взглядТекст. Засурский Я. Н. //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. -2007. № 4. С.3−5.
  54. Я. Н. Журналистское образование в информационном обществеТекст. Засурский Я. Н. //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. -2006. № 4. — С.3−8.
  55. С., Волкова И. Болонский процесс: проблемы конкурентоспособностиТекст. Иванов С., Волкова И.//Альма матер (Вестник высшей школы), 2004. № 7. С.19−26.
  56. А. ЛогикаТекст. Ивин А. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 320 с.
  57. Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения (на материале предметов гуманитарного цикла) Текст. Изотова Н.В./ Автореф. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Брянск, 2004. — 20 с.
  58. В.В. ФилософияТекст. Ильин В.В.- М.: Академический Проект, 1999.-386 с. 73 .Интенсификация творческой деятельности студентаТекст.: под ред.
  59. B.И. Андреева и Г. Мельхорна. Казань: Изд-во Казанского ун-та. — 1990.1. C.156.
  60. В.И., Сыченков И. А. Основы процесса оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика) Текст. Каган В. И., Сыченков И. А.: Научно-мет. пособие. М.: Высшая школа. — 1987. — 143 с.
  61. Е.Е., Матвеева JI.B. Особенности образов партнеров по общению в телевизионной коммуникации Текст. Караванова Е. Е., Матвеева JI.B.// Вопросы психологии. 2001. № 4. — С. 115−127.
  62. Кара-Мурза Е. От речевого кодекса к речевому кодексу журналистаТекст. Кара-Мурза Е.// Вест. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2004. № 1. С.65−78
  63. Ким М. П. Журналистика: Технология профессионального творчестваТекст. Ким М. П. — СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. 496 с.
  64. Ким М. П. Технология создания журналистского произведенияТекст. Ким М. П. СПб.: Изд-во Михайлова, 2001. — 320 е.
  65. В. Старченко А. ЛогикаТекст. Кириллов В. Старченко А. М.: Юрист, 1999. — 256 с.
  66. И. Уроки ЛевитанаТекст. Кириллов И./ 50 лет у микрофона//Сост. Возчиков В. — М.: Искусство, 1987. — 199 с.
  67. . Редакции требуется.Текст. Киршин Б.//Профессия -журналист. -2001. № 2. — С. 42−44
  68. М. Стилистика русского языкаТекст. Кожина М— М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
  69. Я.А. «Панпедия» Текст. Коменский Я. А. М., Изд-во УРАО, 2003.-320 с.
  70. Комментарий к Закону РФ о СМЩТекст. М.: Галерия, 2001. — 416с.
  71. Кон И. С. Открытие «Я» Текст. Кон И. С. М.: Политиздат, 1978.367 с.
  72. Конституция Российской Федерации Текст. М.: Изд-во «Ось-89», 2001.-48 с.
  73. В.И. Речевая структура газетного текстаТекст. Коньков В. И. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1995. — 160 с.
  74. С.Г. Основы журналистики Текст. Корконосенко С. Г. -М.: Аспект Пресс, 2001.- 287с.
  75. А.В., Попков В. А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы Текст. Коржу ев А.В., Попков В. А. -М.: Изд-во МГУ, 2000. 184 с.
  76. И.И. Политические и другие социальные ценностиТекст. Кравченко И. И. //Вопросы философии. 2005. № 2. — С.3−16.
  77. О. Время авторской журналистики Текст. Красноярова О. //Журналист. 2002. № 5. — С. 38−39.
  78. В.Г. Социальная психологияТекст. Крысько В. Г. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 448 с.
  79. Кто есть кто на российском телевиденииТекст.: справочник: изд. 3-е доп. -М.: КТА «Телескоп», 2001, 520 с.
  80. Г. «В зеркале ТВ» Текст. Кузнецов Г. // Журналистика. — 2005.-№ 4.-С. 17−28.
  81. Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономикиТекст. Кузнецов Г. Ф.//Педагогика. 2004. № 3. -С. 12−23.
  82. А. Осторожно: «звезды»! Текст. Кузнецова А. //Журналист. -2000. № 5. С.56−58.
  83. В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство Текст. Кузовлев В. П. //Педагогика. 2000. № 1. — С.52−61.
  84. Ю.И. Философско-теоретические основания изучения педагогического профессионализмаТекст. Куницкая Ю.И.//Педагогика. 2004. № 6. — С.21 — 25.
  85. В.Н. Некоторые этические вопросы в современной фотожурналистике Текст. Ладутько В.Н./Журналистика-2000. Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 2000. — 222 с.
  86. Г. В. Основы творческой деятельности журналистаТекст. М.: Аспект Пресс, 2001. — 240 с.
  87. Г. В. Профессиональная' этика журналиста Текст.: Лазутина Г. В. Учебн. пособие. М.: Аспект Пресс, 1999. — 208 с.
  88. Р. Интернационализация провинциального вузаТекст. Латыпов Р. //Преподаватель XXI век. 2004. № 2. — С.26−34.103 .Лебедева Т. В. Незаинтересованная нуждаТекст. Лебедева Т. В. //Журналист. 2002. № 8. — С.30−31.
  89. Ю.Б. О нашей профессииТекст. Левитан Ю.Б./50 лет у микрофона//Сост. Возчиков В. -М.: Искусство, 1987. — 199 с.
  90. Ю. Время. Люди. Микрофон Текст. Летунов Ю — М. Искусство, 1974. 279 с.
  91. Н.Н. Очерк теории журналистикиТекст. Липовченко Н. Н. М.: Мысль, 1985. — 80 с.
  92. .Т. Педагогика: Курс лекцийТекст. Лихачев Б. Т. — М.: Юрайт, 2000. 523 с.
  93. Е. В корсете или пиджаке? Текст. Лозовская Е. /Тезисы научно-практической конференции «СМИ в современном мире» СПб.: Из-во СПбГУ, 2001.-С. 130.
  94. М.М. Технология интервью Текст. Лукина М. М.: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. — 191 с.
  95. . Радио без тайн: Рассказ неизвестного диктораТекст. Ляшенко Б. — М.: Искусство, 1990. — 223 с.
  96. Д. Социальная психологияТекст. Майерс Д. СПб.: Питер Ком, 1998.-588 с.
  97. А. Как стиль убивает содержание Текст. Макаров А. //Профессия-журналист. 1999. — № 1. — С.27
  98. С.Д. Общая психология Текст. Максименко С. Д. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. — 528 с.
  99. Э. Притяжение Аграновского/Воспоминания об Анатолии Аграновском Текст.: сборник. М.: Советский писатель, 1988. — 352 с.
  100. А.В. Аксиологические аспекты формирования мировоззрения журналистаТекст. Марачева А. В. /Философия.Наука.Культура. Вып.2:сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ-М.: Изд-воМГУ, 2005. С. 177−180.
  101. Пб.Марачева А. В. Анализ журналистского произведенияТекст. Марачева А. В.: Учебно-методическое пособие. Калуга: КФ МГЭИ, 2004. — 28 с.
  102. А.В. Анализ журналистского радиопроизведенияТекст. Марачева А. В.: Учебно-методическое пособие. — Калуга, 2005. — 24 с.
  103. А.В. Звуковой документ в современном радиовещании Текст.Марачева А. В. / Тезисы научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — С.49−50.
  104. А.В. Онтологические аспекты в публицистике XXI векаТекст. Марачева А.В./Философия в современном мире: сборник аспирантских работ № 4- Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2005. С.46−48.
  105. А.В. Некоторые аспекты формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образованияТекст. Марачева А. В ./Вестник Казанского университета. Казань, 2008. -С.208−212.
  106. О.О. Инновационное проектирование учебного процессаТекст. Мартыненко О. О. //Высшее образование сегодня- 2006. № 2.- С.12−18.123 .Мельник Г. «Смысл общения в его результате» Текст. Мельник Г. // «Журналистика». — 2005. — № 5. — С.6−27
  107. B.JT. Подготовка к творческому конкурсу по журналистике Текст. Музыкант В. Д.: Уч. пособие. М.: Изд. РИП-холдинг, 2000. — 76 с.
  108. А.А. В эфире радиостанция «Юность» Текст. Музыря А.А.- М.: Искусство, 1979. 200 с.
  109. . Как разговорить «звезду»? Текст. Муллакандов Б. //Журналистика, 2005. — № 4. — С.6−8.
  110. Мур Дж. Э. Природа моральной философииТекст. Мур Дж. Э. — М.: Республика, 1999. 351 с.
  111. Д. Этика выше политики Текст. Муратов Д. //Журналист.- 2000. № 11. С. 28.
  112. С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадромТекст. Муратов С. А. М.: Аспект Пресс, 2003. — 201 с.
  113. Н.И. Ценностно-личностный подход к изучению человекаТекст. Непомнящая Н. И. //Вопросы психологии, 2005. № 1. — С. 116 125.
  114. Г. В., Романенко В. И. Формирование творческих умений в процессе профессионального обученияТекст. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. 168 с.
  115. А. ЛогикаТекст. Никифоров А. М.: Изд-во «Весь мир», 2001.-224 с.
  116. А. Л.Философия в системе высшего образованияТекст. Никифоров А. Jl. ll Вопросы философии, 2007. № 6. — С. 17−23.
  117. Основы творческой деятельности журналистаТекст.: Учебник: под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. — 272 с.
  118. И.А. СМИ в контексте творческой личностиТекст. Павлихин И. А. /Средства массовой информации в современном мире. — СПб., 2001. С.200−201.
  119. Ю. Профессия репортерТекст. Панкратова Ю. //Искусство кино. — 1999. № 2. — С.93−103.
  120. Педагогика. Большая современная энциклопедия Текст. Мн.: «Соврем, слово», 2005, — 720 с.
  121. А.В., Ярошевский М. Г. ПсихологияТекст. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 512 с.
  122. П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузахТекст. Пидкасистый П. И. //Педагогика. 2005. — № 3. — С.47−52
  123. Е. К проблеме реализации этических кодексов в деловой журналистикеТекст. Письменная Е. (Модель справочника редакционных стандартов делового издания) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.10, Журналистика. 2000. № 3. — С.З.
  124. Платон. Собрание соч. Текст. Платон в 4 т.: Т.1/ Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1990. — 860 с.
  125. Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общенияТекст. Поберезникова Е. В. М.: Аспект Пресс, 2004. — 222 с.
  126. Подготовка научных кадров в системе высшего образования России Текст.: Сб. обзоров. -М., 2002. 184 с.
  127. Нб.Подласый И. П. Педагогика. Новый курсТекст. Подласый И. П.: Учебник для студ. пед. вузов.: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн.2.: Процесс воспитания. — 256 с.
  128. И.П. Педагогика. Новый курсТекст. Подласый И. П.: Учебник для студ. пед. вузов.: В 2 кн. — Кн.1.: Общие основы процесса обучения. М.: ВЛАДОС, 1999. 576 с.
  129. В. «Мы очень сиюминутные люди» Текст. Познер В. //Журналист.-2005. -№ 7. С.70−71.
  130. Пока микрофон не включен (Из опыта немецких журналистов) Текст.-М., 1991.-52 с.
  131. Г. Г. ИмиджеологияТекст. Почепцов Г. Г. М.: Рефл-бук К.: «Ваклер», 2001.-704 с.
  132. Е.П. Введение в теорию журналистикиТекст. Прохоров Е. П. -М.: Изд. Рип-холдинг, 2000. 308 с.
  133. Е.П. Массовые коммуникация в переходный период: аспекты теории и практики Текст. Прохоров Е. П. //Вест. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2001. № 1. — С.17−22.
  134. Психологические основы «Паблик рилейшнз» Текст. 2-е изд./Е.Богданов, В.Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003. — 208 с.
  135. ПсихологияТекст. /Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. — 672 с. 15 6. Психология и педагогикаТекст.: уч. пособие/ Под. ред Альбухановой К. и др. М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
  136. Психология и педагогикаТекст.: уч. пособие для вузов/Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1999. — 256 с.
  137. РадиожурналистикаТекст.: учебник/ Под ред. А. А. Шереля.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. 480 с.
  138. А.А. КультурологияТекст. Радугин А. А. — М.: Изд-во «Центр», 1996, -400 с.
  139. Ф.И. Досье на звезд: тайны телевидения Текст. Раззаков Ф. И. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.-672 с.
  140. С.С. Инновационные процессы в системе современного журналистского образования в контексте системной реорганизации высшей школыТекст. Распопова С.С.// Вест. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. -2007. № 6. — С.74−80.
  141. Редакторский анализ текстаТекст.: уч.-метод. пособие. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1988.-28 с.
  142. С.А. Принципы «ораторского диалога» в радиоречиТекст. Ржанова С.А./Журналистика-2000. Материалы Международной научно-практической конференции. Минск, 2000. — 224 с.
  143. Д. Практическая стилистика русского языкаТекст. Розенталь Д. Назрань: ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1997. — 384 с.
  144. Е. Голос времениТекст. Рябчиков Е./50 лет у микрофона. Сост. Возчиков В. М.: Искусство, 1987. — 199 с.
  145. И. Ты кто: врач или боль? Текст. Садреев И. //Журналист. -2004. № 10. — С.61.
  146. В. Азбука телевидения Текст. Саруханов В.: Уч. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2003. — 223 с.
  147. Л.Г. Профессия: журналистТекст. Свитич Л. Г.: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. — 255 с.
  148. Л.Г., Ширяева А. А. Проблемы подготовки журналистов (Итоги социологического исследования) Текст. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2003. № 6. — С. 7−18.
  149. Л.Г., Ширяева А. А. Проблемы подготовки журналистов (итоги социологического исследования) Текст. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2004. № 3. — С.53−66.
  150. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания Текст. Селиванов B.C. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. -336 с.
  151. В.В. Журналистское образование в дореволюционной РоссииТекст. Семиков В. В. /Журналистика-2000. Материалы Международной научно-практической конференции. Мн., 2000. — С. 178−179.
  152. Система средств массовой информации России Текст.: Учеб. Пособие под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 259 с.
  153. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологиюТекст. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  154. Смелкова 3. и др. Риторические основы журналистки. Работа над жанрами газетыТекст. Смелкова 3. и др.: Учеб. пособие — М.: Флинта: Наука, 2002. 320 с.
  155. С.И. Медиа-текст в системе культурыТекст. Сметанина С. И. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. — 383 с.
  156. В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм Текст. Смирнов В. В.: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. 203 с.
  157. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием Текст. Смирнова Е. Э. — Ленинград: Изд-во Ленинградского унта, 1977.-136 с.
  158. Советский энциклопедический словарь Текст. М.: «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 с. 183 .Соколовская В. От ремесла до мастерства и обратно Текст. Соколовская В.//Профессия- журналист. 2001. — № 2. — С.24−25.
  159. Г. Я. Язык современных СМИТекст. Солганик Г. Я. //Журналистика и культура русской речи. 2004. № 1. — С.3−6.
  160. Средства массовой информации в современном миреТекст. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — С.49−50.
  161. Т.А. Педагогика: наука и искусство Текст. Стефановская Т. А. М.: Изд-во «Совершенство». — 1998. — 368 с.
  162. П. Телевизионный репортаж: Практическое пособие для профессионаловТекст. Стейнли П. М.: Аспик Д, 1997. — 32 с.
  163. Л.Н. Об общечеловеческих ценностях//Вопросы философии Текст. Столович Л. Н. 2004. № 7. — С.95.
  164. А.С. Философия в контексте русской духовной культуры Стрельцов А.С.: уч. пособие. — Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского. -2005. 128 с.
  165. С. А. Высшее образование в перспективе XXI столетия Текст. Тангян С. А. // Педагогика. 2000. — № 2. — С.3−10.
  166. Телевизионная журналистикаТекст.: учебник. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. 304 с.
  167. А.А. Жанры периодической печатиТекст. Тертычный А. А.: учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 312 с.
  168. А.А. Заголовок — слово главноеТекст. Тертычный А. А. //Журналист. 2004. № 1. — С.80−82.
  169. А.А. Предъявите ваши аргументы Текст. Тертычный А. А. // Журналист. 1998. № 7. — С.62−64.
  170. Т.В., Лашина О. З. Удивление как феномен человеческого бытияТекст. Торубарова Т. В., Лашина 0.3. /Философия. Наука. Культура. Выпуск 2: сборник статей соискателей кафедры философии ИППК МГУ. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 200 с.
  171. В. Максимы журналистики Текст. Третьяков В. //Журналист. 2004. № 8. — С.80−81.
  172. И.Н. Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, практикаТекст. Тхагушев И. Н.: уч. пособие. -М.: Изд-во МГУ, 2000. — 92 с.
  173. В.В. Беседы о журналистике Текст. Ученова В. В. М., Изд-во «Молодая гвардия», 1978. — 208 с.
  174. А.С. Принципы и методы рефлексивного обучения в вузеТекст. Шаров А. С. // Высшее образование в России, 2008. № 4. — С. 110 114.
  175. А.А. Возвращение Мельпомены Текст. Шерель А. А //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2004. № 2 — С. 29−38.203 .Шеремет П. Я знаю, как это делается Текст. Шеремет П. //Журналистика, 2005, № 2. С.26−34.
  176. Н.В. Высшая школа: технология обучения Текст. Шестак Н. В. М.: Вузовская книга, 2000. — 80 с.
  177. Т. Социальная психология Текст. Шибутани Т. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 544 с.
  178. JI.A. Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивистаТекст. Шилов Л. А. М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
  179. М.И. Журналистское расследованиеТекст. Шостак М. И. //Журналист. 1998. № 9−10. — С.62−64
  180. М.И. Оживший факт или «Наброски с натуры» Текст. Шостак М. И. //Профессия: журналист. 2002. № 2. — С.46−48.
  181. М.И. Репортер: Профессионализм и этикаТекст. Шостак М. И. М.: РИП-холдинг, 2002. — 165 с.
  182. М.И. «Роли» и «маски» репортераТекст. Шостак М. И. //Журналист, 1998. № 11−12. — С.60−63.
  183. И.Ф. ПедагогикаТекст. Харламов И. Ф.: учебн. пособие. М.: Гардарики, 2002. — 519 с.
  184. Л. Живая мозаика репортажаТекст. //Журналист. 2005. -№ 8 — С.86−87.
  185. Г. Журналистика и гражданское общество: взаимоформирующие связиТекст. Чевозерова Г. //Социально-гуманитарные знания.-2003. № 5.- С.296−310.
  186. В.И. Педагогика высшей школы: Курс лекций по разделу «Дидактика» Текст. Черниченко В. И. М.: МГУКИ, 2002. — 120 с.
  187. О. Тренинги по курсу «Работа над текстом журналистского произведения» (программа и методические рекомендации) Текст. Четвериков О. //Профессия-журналист. 2002. — № 2. — С.45−48.
  188. А.Ю. Телевидение — поиски решенияТекст. Юровский А. Ю. М.: Искусство, 1983. — 215 с.
  189. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности Текст. Ядов В. А. М.: Омега-JI, 567 с.
  190. Яни С. Журналистские «университеты» 20-х годовТекст. Яни С. // Журналист. 2000. — № 8. — С. 41−43.
  191. Н. Психология памяти и процесс обучения в вузеТекст. Яновская Н. //Педагогика. 2003. № 8. — С. 105−106.
  192. Cleaiy L. Linguistics for teachers Текст. Cleary L. N.Y., 1993. -6401. P
  193. Evaluation and the Teacher’s RoleTeKCT. Houndmills and London.-1978.-190 p.
  194. Gould E., DiYanni R., Smith W. The Act of WritingTeKCT. Gould E., DiYanni R., Smith W. N. Y. — 1989. — 318 p.
  195. Jones A. Counselling adolescents: school and айегТекст. Jones A. -London.-1977.-228 p.227.1zbicki J. Education A-ZTeKCT. Izbicki J. London and Glasgow. -1984.- 196 p.
  196. Shulman L. The Skills of Helping Individuals and GroupsTeKCT. Shulman L. Itasca, 1984. — 432 p.
  197. Zanden V. Wilfrid J. The Social Experience: An introduction to sociologyTeKCT. Zanden V. Wilfrid J. N.Y. — 1990. — 664 p.
Заполнить форму текущей работой