Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогические условия подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению: На примере общеобразовательной реальной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целевое назначение реальной школы ориентировано на учащихся, в основном подростков «группы риска», освоение ими «общего среднего интегрированного образования в минимизированном виде, а также предпрофессиональ-ной и профессиональной подготовки по отдельным специальностямменеджмента, торговли, бухгалтерского учета, делопроизводства, стенографии-машинописи и т. п. Учащиеся, окончившие школу… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ГЛАВА II.
  • СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» — ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЫ ЮГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»
  • ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА», ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» К СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ В ПОДГОТОВКЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» К СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ: ДОПРОФЕССИОН АЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДЕОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ -ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИ- 131 КОВ

Организационно-педагогические условия подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению: На примере общеобразовательной реальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Роль школы в жизни общества и в судьбе каждого человека многозначна. Школьное образование предполагает не только трансляцию знаний в соответствии с определенной программой, но и, что не менее существенно, большую целенаправленную работу, непосредственно связанную с формированием социально-профессионального самоопределения школьников.

В современных условиях, когда выросло расслоение населения в обществе, ощутимо трансформировались его ценностные ориентации, резко изменилась структура рынка труда, по-новому складываются условия для образования, трудоустройства, самореализации молодежи. В этой связи актуальное значение приобретают задачи, связанные не только с повышением качества образования, стоящие перед школой, но и не менее сложные, реализуемые также в системе образования, заключающиеся в социальной адаптации и профессиональном самоопределении подрастающего поколения. По нашему мнению, значимыми причинами, порождающими дезадаптацию, проблемы в жизни и в профессиональном самоопределении, ведущие к появлению девиантности у дсгей в современном обществе, являются:

• рассогласованность педагогических влияний на ребенка со стороны семьи и школы;

• малоэффективная диагностическая, коррекционно-гтрогностическая, реабили-тационно-содержательная основа педагогического влияния на личность ребенка;

• преобразования современной школы не под силу определенной части учащихся, они влияют отрицательно на их учебу, усугубляют зависимость от негатива.

Задача подготовки подростка к жизни в трансформирующемся обществе, оказании помощи ему в принятии верного решения относительно своего будущего и ориентации его в мире профессий и в социуме в целом становится чрезвычайно актуальной. И эту задачу, в первую очередь, должны решать образовательные учреждения в разные периоды социализации личности.

Хорошо известно, что старший школьный возраст благоприятен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности [93]. По мнению большинства психологов, основным новообразованием в старшем школьном возрасте становится жизненное самоопределение, осознание своего места в будущем [102]. Профессиональное самоопределение, выбор профессии и путей достижения сегодня занимает одно из ведущих мест в структуре самосознания личности, а учебная деятельность приобретает в результате определенную нацеленность на будущее и обуславливается в значительной степени профессиональной ориентацией. Оптимальным для благополучного развития личности подростка является удовлетворенность настоящим достижением в практической трудовой деятельности и в то же время устремленностью в будущее. В решении этой проблемы особого внимания требуют подростки с определенными зависимостями, отклонениями в здоровье и в поведении, так называемые дети «группы риска».

Вопросы организации их обучения, развития и подготовки к профессиональной деятельности, адаптации в обществе в условиях существующей системы вариативных образовательных учреждений нуждаются в совершенствовании и реальном развитии. Отсутствие системы подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению является значимой и недостаточно решенной в теории и практике образования.

Проблемы подготовки школьников к выбору профессии, направленной на формирование таких качеств, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность, что определяет становление будущего профессионала, его жизненные и социально-профессиональные ценности, раскрываются педагогами Л. В. Ботяковой, Н. Ф. Гейжан, А. Е. Голомштоком, В. И. Журавлевым, А. Я. Журкиной, Н. Я. Касаткиной, Е. М. Павлютенковым, Н. Н. Чистяковым, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и др. 14, 26,32,44,55,121,190,191,197].

Анализ направлений, тенденций развития теории социально-профессионального становления личности свидетельствует, что учеными определены три основных приоритетных направления. Для одного из них характерны приоритеты личности в решении ее профессионального становления и преобладание, в основном, гуманистических тенденций (Р.С.Немов, Б. Д. Парыгин, К. Роджерс и др.) [116,144]. Для другого — приоритеты общественных интересов, усиление роли воздействующих на личность факторов (Ю.П.Аверичев, А. А. Вайзбург, В. В. Кревневич и др.) [18,78,97]. Третье направление — попытка интегрировать гуманистический подход к личности с конструктивным-, заключающееся в необходимости освоения общественно выработанного опыта в сочетании с установкой на развитие индивидуальности (К.А.Абульханова-Славская, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова и др.) [1,61,93,99]. Положительное разрешение этого направления обеспечивается также квалифицированной социальной защитой малоимущих со стороны государства — обеспечением возможности вовлекать трудоспособных граждан в активный социально-трудовой процесс.

Вопросам психокоррекции и реабилитации детей «группы риска», имеющих различные социальные и другие отклонения в поведении и состоянии здоровья, посвящены исследования С. А. Беличевой, Н. П. Вайзмана, Е. А. Горшковой, Н. М. Иовчук, В. П. Кащенко, Р. В. Овчаровой и др.

Проблема психолого-педагогической поддержки социально незащищенных подростков освещена в работах А. Я. Журкиной, В. И. Сахаровой, В. Г. Степанова, Н. Ф. Родичева, С. Н. Чистяковой и др. 153,168,145,192]. Вопросы раскрытия и развития способностей, обеспечивающих возможность индивиду более безболезненно интегрироваться в общество и адаптироваться в нем, анализируют психологи И. В. Дубровина, М. И. Лисина, В. С. Мухина, A.M.Прихожан, Н. Н. Толстых и др. [94,132].

И.С. Кон, М. Н. Лазутова, А. В. Мудрик, Е. М. Рыбинский в своих исследованиях обосновывают теорию формирования защитных функций и возможностей подростка при входе в социум [67,88,111].

В трудах Л.Б. Ермолаевой-Томиной, М. С. Кагана, Е. М. Рыбинского разрабатывается теория создания условий для самоутверждения каждого субъекта в формах общественно приемлемого поведения [42,54]. В истории педагогики социальная забота и защита ребенка анализировалась А. Дистервегом, А. Ко-менским, Дж. Локком, И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и др. [96,134]. Идеи гуманистической психологии, опирающиеся на личностно-центрированную педагогику, достаточно полно обосновали А. Маслоу, К. Роджерс и др. [100,144]. Они рассматривают педагогическую защиту как готовность и способность педагога прийти на помощь подростку, не защищенному и ранимому в изменяющемся мире человеческих и общественных отношений.

В трудах Л. С. Кочкиной, Г. Ф. Кумариной, Л. И. Кундозеровой, Н. И. Савиной, Т. И. Шульги раскрываются проблемы социальной, медицинской поддержки и защиты, профессионального самоопределения детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, и особенно детей «группы риска» [75,85,86,150,206].

Целевое назначение реальной школы ориентировано на учащихся, в основном подростков «группы риска», освоение ими «общего среднего интегрированного образования в минимизированном виде, а также предпрофессиональ-ной и профессиональной подготовки по отдельным специальностямменеджмента, торговли, бухгалтерского учета, делопроизводства, стенографии-машинописи и т. п. Учащиеся, окончившие школу, получают аттестат общего образца и удостоверение о получении профессии» [120]. Однако данная установка не находит своего адекватного решения в практике. Вопросам организации выявления социально-педагогических функций, теоретическим основам построения реальной школы посвящены труды А. П. Надточиего, А. К. Федорова, Т. А. Шумеевой. [113,179,207], но и в них не рассматривались вопросы социально-профессионального самоопределения подростков «группы риска» в возрасте 14 — 14.5 лет (5−7 классы), обучающихся в реальной школе, как важнейшего условия их успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Подростки «группы риска» требуют особой заботы, социальной защиты и поддержки, так как их подготовка к освоению процессов социально-профессионального самоопределения затруднена их индивидуально-психологическими особенностями и социально обусловленными зависимостями. Все это и определило выбор темы исследования. Организационно-педагогические условия подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению (на примере общеобразовательной реальной школы).

Цель исследования — разработать пути и средства подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению (на примере общеобразовательной реальной школы).

Объект исследования — процесс социально-профессионального самоопределения подростков «группы риска» в общеобразовательной реальной школе.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению в общеобразовательной реальной школе.

Гипотеза исследования — подготовка подростков «группы риска» в условиях реальной школы к социально-профессиональному самоопределению будет эффективной, если:

• подготовка к выбору и получению профессии осуществляется в едином контексте социализации школьников и является ее важнейшей составляющей;

• в системе образовательного процесса школы организована поэтапная профессиональная ориентация, предусматривающая решение ее специальных задач в ходе допрофессиональной и профессиональной подготовки во взаимосвязи с коррекционной и реабилитационной работой по оказанию помощи подросткам «группы риска» в развитии, общем образовании, поддержке состояния здоровья;

• создана открытая образовательная среда на субъект-субъектной основе деятельности всех ее участников, обеспечивающая не только обучение и коррекцию дезадаптивного поведения подростков «группы риска», но и устранение причин его порождающих, что позволяет школьникам успешнее адаптироваться к социальным отношениям в обществе и утвердиться в выборе сферы профессиональной деятельности;

• используется комплекс практико-ориентированных средств индивидуализации, направленных на приобретение школьниками «группы риска» продуктивного опыта для будущей профессиональной деятельности и определения перспективы их самореализации.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Определить исходные теоретические предпосылки социально-профессионального самоопределения подростков «группы риска».

2. Выявить особенности социального портрета подростков «группы риска», обучающихся в условиях реальной школы.

3. Разработать организационно-функциональную модель подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению в условиях общеобразовательной среды реальной школы.

4. Выявить комплекс практико-ориептироваиных средств, обеспечивающих социализацию и индивидуализацию социально-профессионального самоопределения школьников «группы риска».

5. Разработать психолого-педагогическое и методическое обеспечение подготовки к социально-профессиональному самоопределению подростков «группы риска».

Методологической и источниковедческой базой исследования являются идеи демократизации, дифференциации образования, положения концепции трудовой подготовки и профессионального самоопределения молодежи (Институт общего среднего образования РАО) — совокупность научных знаний о соци-ально-деятельностной сущности личности и ее развитииположения об особенностях организации и содержании деятельности с детьми различных категорий, в том числе и с подростками «группы риска" — Национальная доктрина развития образования Российской ФедерацииКонцепция структуры и содержания общего и среднего образования 12-летней школы (1999г) — Постановления правительства РФ: «О реализации Концепции ООН о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993г.), «Президентская программа «Дети России» на 1996;97 годы».

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• аналитические (анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта);

• диагностические (наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, изучение психологической и психофизиологической документации, продуктов деятельности учащихся);

• формирующие (теоретические и практические учебные занятия, разнообразная внеклассная деятельность, индивидуальные и групповые консультации);

• статистические (обработка и анализ данных эксперимента). Экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной средней школы № 19 (реальной) г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Исследованием было охвачено 549 учащихся реальных классов и 1129 учащихся межшкольного учебного комбината, входящих в структуру общеобразовательной реальной школы, 70 инженерно-педагогических работников, 121 родитель, 32 члена попечительского совета. Исследование проводилось с 1984 по 2000 годы в четыре этапа:

На первом этапе (1984;1987 г. г.) проводилось изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемепроанализирован практический опыт работы образовательных учреждений г. Нерюнгри, Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) — разработана программа эксперимента.

На втором этапе (1987;1992 г. г.) осуществлялось теоретическое исследование по изучаемой проблемепроведен мониторинг комплекса условий, способствующих социально-профессиональному самоопределению подростков «группы риска" — разработана и проведена проверка организационно-функциональной модели подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению в условиях реальной школы.

На третьем этапе (1992;1997 г. г.) анализировались предварительные итоги педагогического эксперимента, проведены осмысление, проверка, обобщение и систематизация его результатов, также выявлены перспективы развития образовательного учреждения по обеспечению подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению.

На четвертом этапе (1997;2000 г. г.) подведены общие итоги исследования, осуществлялась подготовка материалов к изданию, формулировались выводы, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

• определены и систематизированы исходные теоретические предпосылки подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению, сущность которых заключается в необходимости выявления причин, повлиявших на дезадаптацию подростков и создание комплекса условий, обеспечивающих профилактику, коррекцию и реабилитацию образа «Я», важнейшей составляющей которого являются ценностные ориентации и самооценка личности, определяющие успешность адаптации в обществе и будущей профессиональной деятельности;

• выявлены особенности социального портрета подростков «группы риска», обучающихся в реальной школе, послужившие основанием для определения комплекса коррекционных и реабилитационных средств, направленных на оказание им помощи в социально-профессиональном самоопределении. Основными особенностями социального портрета подростков «группы риска» являются: повышенная чувствительность к происходящим дестабильным процессам в обществе (семье), что приводит к их уязвимости и ранимостивысокий уровень агрессивности и враждебностиотсутствие способности ориентироваться в социальных отношениях, принимать нормы и требования коллективанесформимированные учебные навыкиперед поступлением в реальную школу затруднения с выбором будущей профессии испытывают большинство подростковотклонения в состоянии здоровья;

• разработана и обоснована организационно-функциональная модель подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению, основными принципами которой являются: гуманистический, развивающего и воспитывающего образования, доступности и открытости, интеграции и индивидуализации;

• установлено, что применение комплекса практико-ориентированных средств (тренинги, проблемные ситуации, практикумы, познавательные игры и др.), направленных на социализацию и индивидуализацию социально-профессионального самоопределения школьников, создают основу для приобретения ими жизненного и практического опыта, необходимого для дальнейшего самоутверждения в будущей профессиональной деятельности подростка;

• выявлены необходимые организационно-педагогические условия подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению в образовательном пространстве реальной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена сущность процесса подготовки к социально-профессиональному самоопределению подростков «группы риска» как средство их социализации и профессионального самоопределения и разработаны организационная структура, содержание, методы, формы и критерии подготовки подростков к социально-профессиональному самоопределению в условиях общеобразовательной реальной школы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-практических рекомендаций по подготовке к социально-профессиональному самоопределению подростков «группы риска" — разработке учебных планов и образовательных программ для реальной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исходные теоретические предпосылки социально-профессионального самоопределения подростков «группы риска»:

• процесс выбора будущей профессии обусловлен сформированными ценностными ориентациями личности как важнейшим фактором ее внутренней структуры;

• процесс самоопределения происходит эффективнее тогда, когда подросток осуществляет поиск смыслов своего существованияличностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу;

• индивидуально-психологические особенности подростков «группы риска» оказывают влияние на сформированность собственной, осознанной самооценки способностей и возможностей в определении будущей профессиональной деятельности;

• осознанное восприятие подростком психолого-педагогического сопровождения со стороны взрослых с опорой на складывающийся позитивный собственный опыт способствует определению его личностных целей, планов, ближних и дальних перспектив;

• согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей подростков «группы риска» составляет социально-психологическое обеспечение процессов коррекции, социализации и адаптации, являясь необходимым условием их социально-профессионального становления.

2. Выявленные особенности социального портрета подростков «группы риска», обучающихся в условиях реальной школы, определяют подходы к разработке содержания и комплекса средств деятельности субъектов образовательного процесса по формированию готовности школьников к социально-профессиональному самоопределению. Основными особенностями социального портрета подростков «группы риска» реальной школы являются: повышенная чувствительность к происходящим дестабильным процессам в обществе (семье), что приводит к их уязвимости и ранимостивысокий уровень агрессивности и враждебностиотсутствие способности ориентироваться в социальных отношениях, принимать нормы и требования коллективанесформированные учебные навыкизатруднения в выборе профессии, отклонения в состоянии здоровья.

3. Организационно-функциональная модель подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению в условиях общеобразовательной реальной школы, состоящая из следующих компонентов и совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи) — содержательного (функции, задачи, основные направления деятельности) — операционно-дейст-венного (этапы, формы, методы, условия) — оценочно-результативного (критерии и показатели) — эффективно реализуется с помощью целенаправленной, поэтапной, совместной деятельности всех организационных структур (подразделений) учебного заведения.

4. Комплекс практико-ориентированных средств, обеспечивающих индивидуализацию социально-профессионального самоопределения подростков «группы риска» в едином контексте их социализации.

5. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие создание открытой образовательной среды в реальной школе, позволяющей школьникам адаптироваться к социальным отношениям в обществе и утвердиться в выборе профессиональной деятельности:

• осуществление поэтапной профессиональной ориентации в условиях допро-фессиональной и профессиональной подготовки школьников в приобретении социально-профессионального опыта во взаимосвязи с коррекционной и реабилитационной работой;

• совершенствование социально-педагогического мастерства учителя как важнейшего фактора в разрешении психолого-педагогических проблем социально-профессионального самоопределения подростков «группы риска»;

• организационно-методическое обеспечение подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению с учетом специфики общеобразовательной реальной школы, целевое назначение которой создание благоприятных условий для личностного и социально-профессионального самоопределения.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: исходными теоретическими положениямииспользованием системного подхода, заключающегося в целенаправленной деятельности всех подразделений и служб реальной школы в обеспечении комплекса условий, направленных на оказание помощи подросткам «группы риска» в развитии адекватного образа «Я», приобретении ими опыта ценностного отношения к будущему социально-профессиональному становлениюприменением комплекса методов, соответствующих объекту, целям и задачам исследованияэтапным характером педагогического экспериментаапробацией выводов, сделанных в исследовании, в педагогической практике реальной общеобразовательной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования: ход и результаты исследования на различных этапах его проведения обсуждались и получили одобрение на августовских совещаниях педагогических работников города г. Нерюнгри и Республики Саха (Якутия) — на семинарах Департамента начального и профессионального образования Республики Саха (Якутия) (1992, 1996, 1997 г.г.) — в Институте развития профессионального образования МО РФ (1996г.) — на Саха-Германском симпозиуме по вопросам воспитания (г.Нерюнгри, 1998 г.) — на 5 и 6 международных конференциях по проблемам технологического образования школьников по темам: «Проблема формирования технологической культуры и социально-трудовой адаптации школьников» (г.Москва, 1999 г.) и «Технология — 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе» (г.Самара, 2000 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

Обоснованные в 1 главе цели, принципы, задачи и условия подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению в реальной школе находят отражение в содержании психолого-педагогического обеспечения этого процесса и предусматривают реализацию следующих этапов:

1. Этап самопознания, самокоррекции (5−6 класс). Он ориентирован на создание благоприятных условий для социально-профессионального самоопределения посредством познания, анализа и оценки своих индивидуальных возможностей, состояния здоровья. С этой целью на данном этапе с помощью социально-педагогической и психологической службы осуществляется диагностика профориентационных возможностей школы и социума в подготовке школьников к жизни и выбору профессии, изучение индивидуальных особенностей подростков. Важным условием социально-профессионального самоопределения является обеспечение открытости реальной школы. Основное внимание уделяется выработке единых целей, принципов и приоритетов.

Mfi.

2. Этап самооценки и самоутверждения (7−8 класс). Он сопровождается организацией допрофессиональной подготовки школьников в условиях профильного обучения, внеурочной деятельности подростковознакомления школьников с миром профессий, содержанием избираемой профессии, методами самосознания профессиональной карьеры в ходе изучения курса «Твоя профессиональная карьера».

На данном этапе деятельность реальной школы направлена на проведение целенаправленной и комплексной работы путем реализации основных средств профориентации: профессиональной информации и просвещенияразвития интересов, склонностей и способностей (профессиональных проб) — профессиональной консультации, профессионального отбора, социально-профессиональной адаптации.

3. Этап социашю-профессионального самоопределения (9−10 классы) -приобретение социально-профессионального опыта в допрофессиональной и профессиональной подготовке школьников. Этот этап также направлен на формирование ценностных ориентации личности подростков с учетом уровней их сформированности.

4. Этап аналитического осмысления социально-профессионапыюго самооп-реоеления (1 1 класс). Это оценка и самооценка результатов сформированности социально-профессионального самоопределения личности подростка. На данном этапе у подростка акту ализируется потребность в самоутверждении в обществе через устойчивый интерес и склонности к своей профессиональной карьере.

Реализация указанных этапов позволяет осуществлять психолого-педагогическое обеспечение процесса социально-профессионального самоопределения личности ученика, начиная с этапа целеполагания до оценки достигаемых результатов.

В ходе экспериментальной работы выявлено, что реабилитация подростка «группы риска» находится в прямой зависимости от постижения им смысла социально-профессионального самоопределения. Это положение учитывало лось при разработке комплекса практико-ориентированных средств, обеспечивающих социализацию и индивидуализацию подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению в условиях реальной школы.

Учитывая специфику нашего исследования, особенности социальных характеристик подростков «группы риска», мы особое внимание уделяли характерным проявлениям личности подростка: личностной и ситуативной тревожности, интеллектуальному уровню развития и эмоционально-волевой сфере, состоянию здоровья, которые существенно влияют на подготовку его к самоопределению и результаты его становления в целом.

Так как подростки «группы риска» поступают в реальную школу в возрасте 14 — 14.5 лет (5−7 классы) и в своих жизненных притязаниях и интеллекте отстают от своих сверстников (с разницей в развитии в 2−3 года), мы особое внимание уделяли в процессе их социально-профессионального самоопределения степени согласованности педагогических, психологических, медицинских, духовно-нравственных возможностей человека и восприятию подростками требований производственной деятельности и социального окружения в целом для успешной самореализации в нем.

В ходе исследования установлено, что эффективность процесса подготовки подростков к социально-профессиональному самоопределению определяется степенью согласованности педагогических, психологических, медицинских, духовно-нравственных возможностей человека и восприятием психолого-педагогического сопровождения к постижению требований производственной деятельности. Поэтому комплексная диагностика процессов подготовки подростков «группы риска» к самоопределению предусматривала социатьную, психологическую, медицинскую, педагогическую и профессиональную направленность на различных этапах их развития, самоопределения, самореализации и реабилитациипостоянное повышение социально-профессионального мастерства инженерно-педагогических работников образовательного учреждения как фактора и условия в самоопределении личности.

Социально-педагогическая и психологическая служба школы по подготовке подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению призвана понять и обеспечивать адекватную поддержку и управление особенностями индивида как формирующейся личности в контексте его социально-жизненных условий, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. родителями и на этой основе определять программу дальнейшей работы с ним.

На основе комплексной диагностики подростков, в ходе планирования содержания социально-педагогического и психологического реабилитационного пространства подросткам определилось два направления в деятельности службы: актуальное и перспективное.

Актуальное — ориентировано на развитие возникающих экстренных проблем, связанных с теми или иными трудностями в подготовке подростков к социально-профессиональному самоопределению, вызванными определенными отклонениями в их поведении, общении, формировании и перевоспитании. В этих случаях требуется и предоставляется социально-педагогическая и психологическая поддержка и защита подростков.

Перспективное — нацелено на развитие, становление, коррекцию личности, на подготовку к самоопределению, к постижению смысла созидательной жизни в обществе, высших нравственных и культурных ценностей.

На основании аналитических выводов, статистической отчетности, социально-педагогическая и психологическая служба реальной школы основной акцент в своей деятельности отводит перспективному самообогащению личности в ходе реабилитационно-коррекционной деятельности всех аспектов воспитательно-образовательного процесса. Решая перспективные задачи в подготовке подростка «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению, Служба повседневно оказывает помощь и защиту ему, родителям, учителям, инженерно-педагогическим работникам. Анализ показывает, основное содержание актуального и перспективного направлений в деятельности социально-педагогической и психологической службы строится на индивидуальном, групповом и массовом вовлечении подростков в воспитательно-образовательный процесс реабилитации в зоне ближайшего развития, в области их интересов, склонностей, способностей, чувств, самосознания, ценностных ориентаций и социально значимых приоритетов и планов. Развитие способностей подростка на каждом этапе его социализации тесно связано с развитием его интересов, с его самооценкой успехов и неудач, саморефлексией.

Социально-педагогическая и психологическая служба также создает содержательную основу для развития эмоционально-волевой сферы коррекции подростка «группы риска». Главное при этом — развитие коммуникативных способностей, установки, что он высшая ценность в обществе, что он сам со всеми его качествами, настроениями имеет право на свою индивидуальность и требует корректного, толерантного отношения к себе.

Исследования показывают, что важнейшим условием эффективности социально-педагогической и психологической службы школы к подготовке школьников «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению является координационно-управленческая деятельность по установлению гуманно-демократических контактов между сотрудниками в правильном понимании целей и задач по обеспечению воспитательно-образовательного процесса реабилитации психологически ранимых подростков.

Очевидно, что взаимодополняемость позиций и усилий психологов, социальных педагогов, инженерно-педагогических и медицинских работников, тесное сотрудничество и сотворчество субъектов на всех стадиях подготовки подростков к самоопределению является опосредованной необходимостью Службы и ее сотрудников.

Социально-педагогическая и психологическая служба школы по подготовке подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению может полноценно действовать только при условии, что она существует как единая, целая система с полным представлением о функциональных обязанностях каждого ее звена Только единая система управления социально-педагогической и психологической службой может гарантировать уровень деятельности всех ее подразделений, способствовать научно-методическому обеспечению коррекционно-профилактической работы, осуществлять квалифицированную оценку труда.

Таким образом, в результате исследования установлено, что социально-педагогическая и психологическая служба по подготовке подростков группы «риска» к социально-профессиональному самоопределению является системообразующим фактором поддержки социально-профессионального самоопределения проблемных школьников. Она обеспечивает решение данной проблемы использованием следующих психолого-педагогических средств: своевременно устанавливает степень готовности подростка к самопознанию как основы самосовершенствования и самоопределения личностипрогнозирует и планирует самосовершенствование личности подростка «группы риска» в зоне ближайших и дальних перспективоказывает влияние на мотивацию подростков в ходе допрофессиональной и профессиональной подготовки через организацию приобретения социально-профессионального опыта на информационно-деятельностной основе.

В ходе допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки со школьниками используются коллективные, групповые, индивидуальные формы воспитания и обучения. Методы и формы, определяемые основными целями деятельности педагогического коллектива для социально-профессионального самоопределения подростков: дидактические (проблемные лекции, беседы, практикумы, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, схемы, опорные конспекты, аудио, видео, компьютерные и др.) — развивающие (тренинги, психотехнические и профориентационные игры, упражнения на мобилизацию внимания, памяти, улучшение психологического самочувствия, дифференцированно-диагностический опрос, анкетирование и др.) — воспитательные (убеждение, порицание, встречи, праздники, конкурсы, викторины, олимпиады, туристические походы, вовлечение подростка «группы риска» в процесс самоактуализации и самореализации с помощью декоративно-прикладного и технического творчества (выставки народно-прикладного и технического творчества, кружки технического и декоративно-прикладного творчества), традиции.

Таким образом, допрофессиональная подготовка подростков «группы риска» в условиях реальной школы реализует следующие социально-педагогические задачи:

• определяет роль и место школьных предметов в структуре всех профессий;

• предоставляет подросткам возможность выполнять большой объем различных проб в сферах профессиональной деятельности и получить некоторое представление о своих возможностях и предпочтениях;

• выявляет динамику социально-профессионального самоопределения подростков посредством наблюдений, тестов, интервьюирования и другими способами;

• заинтересовывает школьников проектированием версий жизненных и социально-профессиональных планов, идеалов будущей профессии и различных перспектив и моделей достижения высокой квалификации в ней;

• формирует образы эффективного труженика и результативного труда, достойного уважения человека и благополучной трудовой карьеры.

Профессиональная подготовка реализует следующие социально-педагогические задачи:

• формирует у школьника специальные знания, умения и навыки профессии;

• способствует приобретению первоначальной профессиональной квалификации, позволяющей подростку включиться в реальный производительный труд;

• открывает возможности непрерывного профессионального образования;

• формирует потребность у подростка путем воспитания у него готовности выполнять всякую работу, необходимую для социализации человека в обществе.

Дополнительное образование в ходе допрофессиональной и профессиональной подготовки подростков решает следующие задачи:

• расширяет возможности учебно-воспитательного процесса активными формами работы (профессионально-тематические олимпиады, кружки по интересам и т. д.);

• вовлекает проблемного подростка в активный, доступный мир его самореализации;

• повышает мотивацию к получению образования.

Итак, социатьно-профессиональное самоопределение подростков «группы риска» осуществляется во взаимосвязи с допрофессиональным и профессиональной подготовкой, что способствует включению их в активную реальную трудовую деятельность, успешно сочетающуюся с приобретением общего среднего образования. При этом, с одной стороны, у школьников формируются культура трудовых ценностей, качества личности, необходимые в любой трудовой деятельности, а с другой — знакомство с различными областями и направлениями профессиональной деятельности позволяет подростку определить свои индивидуальные интересы и склонности, развить способности, найти свое место в многообразном профессиональном мире.

Полученные в ходе педагогического эксперимента сущность которого заключалась в создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность социально-профессионального самоопределения подростков «группы риска». Его результаты свидетельствуют о позитивных изменениях некоторых индивидуально-психологических особенностей подростков. Например, в группе «токарь», за период 1998;2000 уч. г. г. повысился уровень умственного развития на 12% (Р.Амтхауер). Динамика изменения уровня умственного развития подростков «группы риска», показана в таблице 25.

Заключение

.

Обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы:

1. Определены основные исходные теоретические предпосылки социально-профессионального самоопределения подростков «группы риска»: существенное влияние на процесс выбора человеком своей будущей профессии оказывают ценностные ориентации как важнейший фактор внутренней структуры личностипроцесс самоопределения происходит эффективнее тогда, когда подросток осуществляет поиск смыслов своего существованияличностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природуиндивидуально-психологические особенности личности оказывают влияние на сфор-мированность собственной, осознанной самооценки способностей и возможностей в определении будущей профессиональной деятельностиосознанное восприятие подростком психолого-педагогического сопровождения со стороны взрослых с опорой на складывающийся позитивный собственный опыт способствует определению личностных целей, планов, ближних и дальних перспективсогласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей подростка «группы риска» составляет социально-психологическое обеспечение процессов коррекции, социализации и адаптации и является необходимым условием социально-профессионального самоопределения индивида.

2. Выявлены особенности социального портрета подростков «группы риска», обучающихся в реальной школе, определившие подходы к разработке содержания и комплекса средств деятельности субъектов образовательного процесса по формированию готовности школьников к социально-профессиональному самоопределению. Основными особенностями социального портрета подростков «группы риска» являются: повышенная чувствительность к происходящим дестабильным процессам в обществе (семье) — высокий уровень агрессивности и враждебностиотсутствие способности ориентироваться в социальных отношениях, принимать нормы и требования коллективанесформированные учебные навыкизатруднения в выборе профессии и отклонения в состоянии здоровья у большинства подростков.

3. Организационно-функциональная модель подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению в условиях общеобразовательной реальной школы, состоящая из следующих компонентов и совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи) — содержательного (функции, задачи, основные направления деятельности) — операционно-действенного (этапы, формы, методы, условия) — оценочно-результативного (критерии и показатели) — эффективно реализуется с помощью целенаправленной, поэтапной, совместной деятельности всех организационных структур (подразделений) учебного заведения. Разработанная организационно-функциональная модель предусматривает реализацию принципов: гуманистическогоразвивающего и воспитывающего образованиядоступности и открытостииндивидуализации.

4. Комплекс практико-ориентированных средств (тренинги, проблемные ситуации, практикумы, познавательные игры и др.), направленные на социализацию и индивидуализацию социально-профессионального самоопределения школьников, создают основу для приобретения ими жизненного и практического опыта необходимого для дальнейшего самотверждения в будущей профессиональной деятельности подростка,.

5. Установлено, что социально-педагогическая и психологическая служба по подготовке подростков группы «риска» к социально-профессиональному самоопределению является системообразующим фактором поддержки их социально-профессионального самоопределения, что достигается своевременным выявлением степени готовности подростка к самопознанию как важнейшей составляющей самоопределения личностипрогнозированием и планированием путей развития личности подростка «группы риска» в зоне ближайших и дальних перспективоказанием влияния на мотивацию подростков для до-профессиональной и профессиональной подготовки к самоопределению через организацию приобретения социально-профессионального опыта на ин-формационно-деятельносгной основе.

6. Выделены этапы социально-профессионального самоопределения подростков «группы риска», обуславливающие психолого-педагогическое и методическое обеспечение данного процесса (этап самосознания, самокоррекции (5−6 класс) — этап самооценки и самоутверждения (7−8 класс) — этап социально-профессионального самоопределения (9−10 классы) — этап аналитического осмысления социально-профессионального самоопределения (11 класс).

7. Выявлены организационно-педагогические условия подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению в образовательном пространстве реальной школы: осуществление взаимодействия допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки подростков в приобретении социально-профессионального опьггаобеспечение социально-педагогической и психологической поддержки и защиты подростков «группы риска» в системе психолого-педагогической коррекции и реабилитациисовершенствование повышения педагогического мастерства учителя как важнейшего фактора в разрешении психолого-педагогических проблем социально-профессионального самоопределения подростков «группы риска" — организационно-методическое обеспечение подготовки подростков «группы риска» к социально-профессиональному самоопределению с учетом специфики общеобразовательной реатьной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности.- М., 1981.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М, 1991.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  4. Атутов П Р. Профессиональная ориентация как педагогическая пробле-ма.//Педагогические основы профессиональной ориентации учащейся молодежи. М.: 1982.
  5. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  6. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию учащихся. Киев, 1985. — 235 с.
  7. В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. 1994. — № 2.
  8. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с анг М: Прогресс, 1986 -420с.
  9. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВУ, 1977.
  10. Беспалько В П. Слагаемые педагогической технологии М: Педагогика. 1989. — 102 с.
  11. Божович Л И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
  12. Бондаревская Е В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа //Образование в поисках человеческих смыслов. Под ред. Бондаревская Е В. Ростов-на-Дону, 1995.
  13. Л.В. Изучение и определение путей развития профессиональных интересов учащихся 8−10 классов // Материалы VI Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.
  14. В.Г. Социальная педагогика. М., 1994.
  15. Н.Ф. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению в процессе их учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1984.
  16. Т. Л. Педагогические основы профессиональной ориентации молодежи на медицинскую профессию. Оренбург: Издательский Центр ОГАУ., 1997.
  17. А. А. Школьники выбирают рабочую профессию М., 1983.
  18. Н. Реабилитационная педагогика. М., 1994.
  19. Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-М., Издательский центр «Академия», 2001.
  20. Веселов, А Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования.-М. 1961.-С.393.
  21. В.В. Ориентация на профессии /7 Молодежь и труд. М., 1970.
  22. Г. Р. Организация профессионального самоопределения школьников в условиях базового города Крайнего Севера: Дис.. канд. пед. наук. -Курган, 1996.
  23. Е.Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Ярославль,.994.
  24. .З. Социальный педагог в системе общественного воспита-ния//Педагогика. 1992. -№ 5,6.
  25. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Детская психология / Под ред. ДБ. Эльконина М., 1984.
  26. Н.Ф. Проблемы профессиональной консультации моло-дежи//Теория и практика профориентации. ч.Ш. /Отв. ред. О. П. Апостолов. -Петрозаводск, 1991, — 42с.
  27. .С. «Гуманность» и гуманизм в образовании // Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992.
  28. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988, — № 2.
  29. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
  30. ЗГГиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций М., 1988.
  31. Головаха Е. И Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.-Киев, 1988.
  32. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитательная концепция профессиональной ориентации. М., 1979.
  33. А. Г. Слово о народной педагогике // Воспитание школьников, 1967, № 4.-С. 196.
  34. Гори некий С. Г. Концепция и модель технологического образования Всемирного Союза ОРТ. Сборник трудов VI Международной конференции. -М., 2000,-С. 13.
  35. А. А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М. 1999.
  36. Гриншпун С С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: Автор, дисс.. докт.пед.наук. М., 1993.
  37. ВВ. Научное обеспение образования в сете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление М. 1989.
  38. А. Изб. Пед. соч. М., 1956.
  39. М.А. Формирование профессиональной направленности старшеклассников в системе взаимодействия школы, семьи и общественности (на материале Литовской ССР): Автореф. дис.. канд пед. наук. М., 1971.
  40. Н.К. Формирование профессиональной направленности учащихся общеобразовательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970.
  41. Ермолаева-Томина Л. Б. Формирование психологической культуры у воспитанников детских домов и школ-интернатов.//Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск (материалы Российско-Американской научно-практической конференции). М., 1995.-67 с.
  42. В.И. Психологические основы выбора профессии. М., 1978.
  43. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972.
  44. В.И. Из школы в жизнь (О путях трудового самоопределения выпускников школы): Книга для учащихся ст.классов. — М., 1977.
  45. И.Ю. Педагогическая коррекция межличностного отношения как средство самоопределения в сфере «человек-человек»//Автор. дис.. канд. пед. наук. М. 1997.
  46. Иконникова С Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: ЛГУ, 1974.
  47. Л.А. Основы подготовки учащихся к выбору профессии: Автореф. дис. .д-ра пед. наук, — Вильнюс. 1971.
  48. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М., 1983.
  49. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  50. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1995.
  51. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 304с.
  52. Н.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород,! 998.
  53. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  54. Е.А. Как выбирать профессию М.: Просвещение, 1990.
  55. Е.А. Профориентация и психология // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. М&bdquo- 1985. — № 1. С.3−6.
  56. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону., 1996. — 5 И) с.
  57. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профконсультации. -М.: Знание, 1983. -96 с.
  58. Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей (мотивационный аспект): Автореф. дисс.. канд. психол. наук, — М.1993.
  59. Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М., Учпедгиз. 1955.
  60. Кон И. С. Психология ранней юности. М. Просвещение, 1989. — 255с.
  61. Кон И. С. Психология себя: личность и ее самосознание. М.: Мысль, 1984.
  62. Кон И. С. Ребенок и общество М., 1988.
  63. Кон И. С. Социология личности. М.: Мысль, 1967.
  64. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1992.
  65. Конвенсия о правах ребенка/Советская педагогика, -1991.- № 10.
  66. П.П. Педагогическое наследие и концептуальный подход к политехническому образованию. Практическое образование: проблемы и перспективы //Материалы республиканской научно-практической конференции. Яктск, 1998.
  67. Концептульные основы образовательной области «Технология» / Под.ред. Ю Л. Хотунцева. М.: РАО, 1999. — 44с.
  68. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. ВНИК «Школьник. Труд. Профессия». -М., 1991 — 18с.
  69. Кочкина Л С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Дисс.канд.пед.наук.,-М., 1998,
  70. ВВ. Моделирование в педагогическом исследова-нии//Введение в научное исследование: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Под ред. Журавлева В.И.-М.1988.
  71. А. И. Новгородский А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж. НПО «МОДЕК».1995.
  72. В.В. Потребность народного хозяйства в кадрах и профессиональная ориентация молодежи. Социалистический труд, 1972, № 9.
  73. В.К. Социальные службы для молодежи, материалы и документы. Серия: Государственная молодежная политика в России: Документы, опыт, практика /Центр образования молодежи. М.: Институт молодежи, «Социум», 1995.
  74. Крягжде С П. Психология формирования профессиональных интересов. -Вильнюс, 1981.
  75. Кудрявцев Т В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики самоопределения // Вопросы психологии. 1983. № 2.
  76. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М: Высшая школа, 1989.
  77. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа., 1990. — 119с.
  78. Л.Н. Воспитать себя: Кн. для учащихся, — М., 1991.
  79. Г. Ф. Компенсирующее обучение как тип коррекционно-разви-вающего учебного процесса. М., 1997.
  80. Кундозерова Л И. Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот как средство их социальной защиты.//Дисс.докт.пед.наук, М., 1999.
  81. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Мн., 1976. — 128 с.
  82. М.Н. Это горькое слово «сиротство». Учительская газета, № 4, 1996. С. 1−3.
  83. Л. Б. Организационно-педагогические условия реализации задач развития школы.//Дисс. канд. наук.- СПб., 2001.
  84. Левитов Н. Д Психологические особенности. М., 1954.
  85. Н.Д. Психология старшего школьника. М. 1955.
  86. Ленгвинас В.-Р.П. Формирование профессиональной направленности у чащихся IX-X1 классов в системе дифференцированного обучения: Дис.. канд. пед. наук. Вильнюс. 1982.
  87. Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность М., 1975.
  88. М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997.
  89. Лисовский В Т. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб. 1995.
  90. Дж. Опыт о человеческом разуме. М., 1989. Кн. IV. Гл. III.
  91. П.Т. Педагогические условия формирования профессиональной направленности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982.
  92. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М., 1988.
  93. А.К. Психология профессионализма М., 1996.1ЛО
  94. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, АА. Пузырея. М., 1982.
  95. Менеджмент и управление школой / Под. Ред. Т. Н. Шамовой. М., 1992.
  96. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса.-Премь, 1971.
  97. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.
  98. B.C. Системный подход к онтогенезу интегрального индивидуальности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  99. Методика обучения технологии. Книга для учителя. / Под. ред. В. Д. Симоненко. Брянск — Ишим: Издательство ИГПИ, НМЦ «Технологиями^.
  100. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. Книга для учителя ЛПод ред. Журки-ной А.Я., Чистяковой С. Н., Кемерово -1996.
  101. М.И. Дети душа нации // Педагогика 1995. № 5.
  102. Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово. 1996.
  103. А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов энтопе-дагогики народа саха). М.: Academia, 2000.
  104. ПГМудрик А. В. Введение в социальную педагогику7. Учеб. пособие. -Пенза 1994. 4.1.
  105. Мясищев В Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР: В 2 т. М., 1960.1 70
  106. А.П. Теоретические основы построения современной реальной школы: Дисс.. до кт. пед. наук. СПб, 1999.
  107. Н.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М&bdquo- 1972.
  108. И. А. Подростки „группы риска“ в школе.//Институт развития личности РАО., М., 1997.
  109. Р. С. Психология Кн. 1−3. — М&bdquo- 1994.
  110. Г. П. Возможности внеклассной работы в профессиональной ориентации учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1968.1180 типологии образовательных учреждений.//Вестник образования. -М., 1992. № 6−7.
  111. Ожегов С И. Словарь русского языка. //Под. ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1990. 693 С.
  112. Отчет о деятельности УВД г. Нерюнгри за 1999−2000 год.//"Индустрия Севера» от 24.12.2000 г.
  113. Павлютенков Е М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред. Б. А. Федоришина. Киев. 1980.
  114. Патрина В В. Формирование профессионального самоопределения подростков. потерявших связь с социумом, в условиях промышленного горо-да.//Дисс. канд.пед.наук., Кемерово. 2000.
  115. Педагогическая энциклопедия /Под ред. И. А Карпова, Ф. Н. Петрова и др.-М. 1966.-Т.З.С.647−648.
  116. А. В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону, 1996, Т. 2.
  117. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону, 1996.
  118. К.К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащихся. -М., 1966.
  119. И.П. Педагогика. В 2-х кн. М.: Владос, 1999.
  120. Подросток: проблемы социальной адаптации, — М., 1995.
  121. Положение детей в Российской Федерации. Государственный доклад 1994 г. -М., 1995.
  122. В.А. Социально-педагогические программы перехода от учебы к работе // Выпускник, рынок, профессиональная карьера: Материалы обл. научно-практической конференции. Кемерово, 1994.
  123. А. А. Методические основы профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов в процессе музейной практики.//Дисс. канд. пед. наук.,-М., 1999.
  124. A.M., Толстых Н И. Дети без семьи, — М., 1990.
  125. A.M., Толстых Н И. Подросток в учебнике и в жизни, — М.: Знание. 1990.
  126. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. Антология педагогической мысли. //Сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов.-М.: «Высшая школа», 1988. T.I.
  127. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям М., Ассоциация «Профессиональное образование». 1997.
  128. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи (Методика для преподавателя и профконсультанта).// Науч. ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. М.: РАО, 1993.
  129. Пряжников Н С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
  130. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение личности. М — Воронеж, 1996. — 256 с.
  131. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф. дисс. .докт.пед.наук. Екатеринбург, 1995. — 39 с.
  132. Психологические аспекты профессиональной профессиональной ориентации учащихся. Киев: КГПИ, 1988.
  133. Психологический словарь /Под.общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. Политиздат, 1985. -431 с.
  134. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. /Под ред. докт. психол. наук JI.M. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
  135. Рабинович О Т. Аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя.//Автореферат дисс.. канд. философских наук., Якутск, 2000.
  136. К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 1999.
  137. Н.Ф., Чистякова С. Н. Профессиональное становление подростков с проблемами в обучении и поведении./Школьные технологии, № 4,1999.
  138. Рубинштейн С Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  139. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т.2.
  140. Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.
  141. М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся: Дис.. д-ра пед. наук М., 1993.
  142. Савина Н И. Организационно-педагогические у словия адаптации детей «группы риска» в общеобразовательном учреждении.//Дисс. канд.пед.наук. Новосибирск, 2000.
  143. Сазонов, А Д. Теория и практика профессиональной ориентации школьников: Дис.. д-ра пед. наук. Курган, 1978.
  144. В.Ф. Сазонов, А Д Профессиональная ориентация школьников- М., 1982.
  145. Сахарова В. И Инновационные подходы в системе повышения квалификации учителей образовательной области «Технология», Сборник трудов конференции «Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе». «. — М ., 2000.
  146. В.И. Социально-профессиональная адаптация школьников в условиях реализации образовательной области «Технология», Сборник трудов конференции «Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе».- М ., 2000.
  147. А.П. Пути профессионального становления молодежи. -М., 1988.
  148. Г. К. «Современные образовательные технологии». М., «Народное образование». 1998.-255 с.
  149. Ю.П. Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к жизнедеятельности на базе межшкольного учебного комбината: Дисс. канд.наук., Омск, 2001.
  150. Семенова, А Д. Система учебно-воспитательной работы национальной школы по приобщению подрастающего поколения к традиционным видам труда (на материале школ Якутской АССР): Дис.. канд. пед. наук. -Якутск, 1989.
  151. В.В. Подготовка учащихся к труду в процессе изучения общеобразовательных предметов средней школы. М.: МОПШ986 — 96 с.
  152. Словарь современного языка. М.-Л .т. 13, 1972. 370 с.
  153. Снегирева Т В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопр. Психологии. 1989. № 2.
  154. Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников. Метод. Пособие / Редкол.: Чечель И. Д., Качанова И. А., Рыкова Е. А., Частухина Т Т.- М.1989.
  155. А.Г. Сознание и самосознание М., 1972.
  156. Справочник администрации школы по организации учебного процесса/Приложение к журналу «Завуч». М. Центр «Педагогический поиск ', 2000. 4.1,2.
  157. Н.К. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб.пособие. 4.1. М., 1983.
  158. В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  159. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  160. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М Л 975.
  161. Р.Е. Последипломное образование педагогов. Якутск: Издательство ИПКРО, 1996.
  162. М.Х. Ценности, влияющие на выбор профессии // Вопросы философии. 1969. № 4.
  163. Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984, № 3.
  164. В.П. Философия и ценностные формы сознания. М., 1978.
  165. Ю.И. Педагогическая техника и мастерство учителя. /Учителю о педагогической технике. М., 1987.
  166. Управление развитием школы / Под. Ред. М М. Поташника. B.C. Лазарева. М. 1995.
  167. Г. З. Технологическое образование в школе, как основа начат ьной профессиональной подготовки/'/Сборник трудов конференции «Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе», — М., 2000.
  168. И.А. Влияние «Образа Я» на особенности профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1990. — 15 с.
  169. А.К. Реализация социально-педагогических функций реальной школы: Управленческий аспект.//Дисс.канд.пед.наук. СПб, 1999.
  170. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда//Под общ.ред. С. Н. Чистяковой и В. И. Сахаровой.- Кемерово, 2001.
  171. Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  172. Хотунцев Ю Л. Совершенствование преподавания образовательной области «Технология» в культуросообразной школе. // Сборник трудов конференции «Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе». — М., 2000.
  173. Ю.Л., Кожина О. А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» М.: ИОСО РАО, 1999.-44с.
  174. Ю.Л., Симоненко В. Д., Кожина О. А., Орлов Б. И. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. 1994. — № 4.
  175. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения: Сост. Астапов В. М. Микадзе Ю.В. М. Институт практической психологии, 1996.
  176. Чебышева В В. Психология трудового обучения. М., 1969.
  177. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Дисс.. д-ра пед.наук. -М., 1995.
  178. Н.Н. и др. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся М, 1982.
  179. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2008 «Труд и черче-ние"/Под.ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983.
  180. С.Н. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников в современном мире труда // Выпускник, рынок, профессиональная карьера. Материалы обл. научно-практической конференции. Кемерово, 1994.
  181. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., 1987.
  182. С.Н., Сахарова В. И. Подготовка школьников к жизненному и профессиональному старту (Из опыта работы учебно-производственного центра «Школьник»), Книга для учителя, — М. ООО «ТЕИС». 1999.
  183. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М. 1981.
  184. В. Д. Психология деятельности и способности человека -М., 1996.
  185. Т. И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению: Дис. д-ра пед. наук. М., 1995.
  186. Т.И. Активизация учения школьников. М, 1982,
  187. И.Н. Школьная коррекционно-развивающая служба: (Из опыта работы средней школы № 1071 г. Москвы. М., Новая школа. 1997.
  188. Школа и выбор профессии / Под. Ред. А Е Голомштока и др. М., 1969.
  189. Р. Педагогика основанная на познании человека. М., 1996.
  190. B.C. Человек как цель воспитания // Педагогика. 1992"№ 3−4.
  191. Шубкин В Н. Емельянов Ю. В. Профессиональные ориентации и потребности общества в кадрах.//Социология образования. Труды по социологии образования. Т. 1, Выпуск 1./Под ред. B.C. Собкина. М.:Центр социологии образования РАО, 1993.
  192. Шулепова Н И. Подготовка старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению в процессе технологического обучения в условиях малого шахтерского города.//Дисс.канд.пед.наук: -Новокузнецк, 1999.
  193. Шуликов С И. Формирование профессиональной направленности учащихся средней общеобразовательной школы в преподавании истории СССР: Дис. .канд. пед. наук. Кемерово, 1985.
  194. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Изд-во У РАО, 1999.
  195. Т. А. Структура и содержание математического образования в 7−9 кл. реальной школы профессионального лицея.//Дисс.. канд.пед.наук. -Спб., 1997.
  196. В.А., Саганенко Г. И. Ценностные ориентиры как отражение условий образа жизни // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
  197. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Вып. 2.- М., 1996.
  198. В. А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью. -Л., 1986.
  199. В. В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев, 1983.
Заполнить форму текущей работой