Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подобное толкование содержания данного понятия связывает его с особой — высшей формы познавательной деятельности, которую может осуществлять только человек. При этом особый акцент в этой познавательной деятельности делается на приобретении опыта духовно-ценностного освоения человеком мира: «включающего не только информацию о внешнем или духовном мирах, но и ценностное (неутилитарное) отношение… Читать ещё >

Теоретические основы развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития художественного восприятия в психолого — педагогических исследованиях

Если говорить о понятиях отражающих специфику художественной деятельности, к их числу мы относим такие важные для нашего исследования понятия как: «художественное восприятие», «свойства художественного восприятия», его типы и этапы.

Дадим характеристику понятия «художественное восприятие». Важно, что данное понятие традиционно на протяжении многих веков активно исследовалось такими науками как философия, психология и искусствознание, но до сих пор многие его аспекты остаются дискуссионными.

Философский ракурс исследования, не смотря на несхожесть используемых подходов, выявляет общее: художественное восприятие — это «процесс, в котором восприятие духовной сущности явления находится в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемой формой».

Подобное толкование содержания данного понятия связывает его с особой — высшей формы познавательной деятельности, которую может осуществлять только человек. При этом особый акцент в этой познавательной деятельности делается на приобретении опыта духовно-ценностного освоения человеком мира: «включающего не только информацию о внешнем или духовном мирах, но и ценностное (неутилитарное) отношение индивида к этим мирам».

Психологический ракурс исследования данного понятия, позволяет определить его как результат развития общей способности к восприятию, и как особую «способность человека входить в мир художественной культуры, и порождать новые культурные миры на основе собственного мировосприятия» [18].

Результатом процесса порождения новых миров является становление образа мира, обретающего, «дополнительные измерения „личностного смысла“, сугубо индивидуального духовно-ценностного отношения человека к отдельным явлениям и миру в целом» (А.Н. Леонтьев) [8].

Художественное восприятие — это не генетически наследуемое свойство, но культурное приобретение человека, требующее для своего развития немалых педагогических усилий [8].

Художественное восприятие — «сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится „вторичный образ“ и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором» [8].

В психологии искусства художественное восприятие рассматривается в двух ракурсах: а) восприятия реальности, б) восприятия произведений искусства. Художественное восприятие реальности — это «способность восприятия сквозь призму существующих в культуре художественных понятий, сквозь призму языка искусства». Иначе — это, с одной стороны — способность видеть все как «не живую», но «созерцаемую» реальность и открывать в ней «неочевидное», а с другой — «способность к общению с автором произведения и способность к осмыслению, интерпретации авторского замысла» [6].

Прежде чем перейти к характеристике свойств художественного восприятия как общей человеческой способности (целостности, предметности, структурности и др.), необходимо отметить, что «в современных философских и психологических концепциях свойства художественного восприятия рассматриваются, как правило, в качестве исключительных феноменов, без соотнесения со свойствами восприятия как общей человеческой способности». К данным свойствам относятся:

«- эмоциональная напряженность (эмоциональность и интенсивность эмоциональных реакций);

  • — целостность и дифференцированность (целостное «схватывание» смысла и вычленение элементов художественной ткани, умение сводить их в систему, рассматривая отдельные языковые средства в контексте авторской концепции);
  • — синтез эмоционального и рационального моментов (единство моментов сопереживания и созерцания);
  • — многоуровневость восприятия (осмысление на разных уровнях сознания)". [6]

Так же, художественное восприятие выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты персептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия. Из этого следует вывод: художественное восприятие относится к активному типу восприятия.

В результате вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • 1) эстетическое воспитание как обязательное условие развития художественного восприятия;
  • 2) сравнение содержания понятий «восприятие» и «художественное восприятие» обнаруживает следующие важные для нашего исследования момент: художественное восприятие, также как и восприятие в целом — это особый познавательный процесс, а точнее процесс познания того или иного произведения искусства, разворачивающийся в реальном времени и при непосредственном взаимодействии субъекта с артефактом; продуктом данного процесса выступает художественный образ или субъективный «вторичный образ», который может совпадать или не совпадать с образом и идеей задуманными автором.

Данное обстоятельство важно для педагогики художественного образования тем, что требует мотивированного и научно обоснованного выбора форм обучения и их особой организации, а также знания научно обоснованных методов организации восприятия произведений искусств, в соответствии с их спецификой (временной, пространственной, пространственно-временной);

  • 3) философские подходы, не смотря на свои различные методологические базы, к исследованию феномена «художественное восприятия» единодушно выделяют в нем следующую фундаментальную характеристику: художественное восприятие — это высшая форма познавательной человеческой деятельности, в контексте которой человек приобретает опыт духовно-ценностного освоения миров и отношение индивида к этим мирам, что обязывает педагогику художественного образования к научно обоснованному поиску соответствующих технологий;
  • 4) психология определяет художественное восприятие как результат процесса порождения субъектом новых миров на основе «личностного смысла»;
  • 5) в психологии искусства художественное восприятие рассматривается как процессы художественного восприятия реальности и восприятия произведений искусства;
  • 6) предметность — это специфическая способность, которая формируется в процессе художественного восприятия опредмечивать человеческие эмоции, чувства, переживания и т. п., осуществляемый на бессознательном уровне;
  • 7) в общей психологии целостность восприятия не учитывает фактора специфики видов осваиваемых искусств (временных, пространственных и синтетических), и фактор осмысленности; развитие художественного восприятия должно вестись с учетом двух факторов: специфики природы видов искусства и обязательную осмысленность процесса восприятия;
  • 8) важнейшей характеристикой структурности художественного восприятия является особая упорядоченность художественного образа художником и зрителем, осуществляемая на осознанном уровне;
  • 9) константность художественного восприятия — это способность узнавать предмет в любых меняющихся условиях, качество которой всегда обусловлено персональным художественным опытом (или его отсутствием) конкретной личности общения с искусством;
  • 10) аконстантность это способность, присущая только художественному восприятию, ее суть — в способности «видеть реальный мир в материале искусства»;
  • 11) осмысленность художественного восприятия — это способность к осознанию собственных переживаний, понимание их уникальности и смысловой значимости; способность структуру художественного произведения из других стимулов восприятия и ее осознание как источника своих переживаний и средств их воплощения;
  • 12) художественное восприятие — это активный тип восприятия [6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что художественное восприятие традиционно на протяжении многих веков активно исследовалось такими науками как философия, психология и искусствознание, но до сих пор многие его аспекты остаются дискуссионными. Художественное восприятие является многослойной структурой, в которой взаимопроникают результаты персептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой