Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие гностических способностей студентов технического вуза средствами игровой технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой педагогического проектирования комплекса дидактических и компьютерных игр, развивающих гностические способности будущих специалистов, является системный подход. Его использование позволяет разработать модель игровой деятельности как взаиморасположение и взаимосвязь элементов, таких, как цель, педагогические задачи, субъекты игры, организационно-деятельностные условия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические основы развития гностических способностей студентов технического вуза средствами игровой технологии
    • 1. 1. Гностические способности в структуре профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля
    • 1. 2. Игровая технология обучения как педагогическое средство развития гностических способностей студентов технического вуза
    • 1. 3. Модель процесса развития гностических способностей студентов посредством игровой технологии
  • Глава II. Содержание и результаты эксперимента по развитию гностических способностей средствами игровой технологии.>
    • 2. 1. Проектирование комплекса дидактических и компьютерных игр по развитию гностических способностей студентов
    • 2. 2. Методика развития гностических способностей студентов технического вуза посредством игровой технологии
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы

Развитие гностических способностей студентов технического вуза средствами игровой технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время осуществляется реформирование системы высшего профессионального образования России как на общеконцептуальном, так и конкретно — методическом уровне. Условием успешной профессиональной деятельности становится умение её перестраивать с учетом резкого изменения общественно-экономических отношений, требований к профессиональным компетенциям, ценностным ориентациям, жизненной философии. Поэтому цель подготовки специалиста должна быть связана не только с формированием навыков деятельности, но и, что принципиально, личностных характеристик и способностей профессионалов.

Проблемам профессиональной деятельности посвящено значительное количество работ A.B. Белоусова, A.A. Вербицкого, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Б. Ф. Ломова, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, Г. П. Щедровицкого и др.

Результативность профессиональной деятельности объективно зависит от развития профессиональных способностей. В психолого-педагогической науке вопросы, связанные с изучением способностей, развитием их в деятельности, отражены в исследованиях Т. И. Артемьевой, К. К. Платонова, C.JT. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др.

Успешность в профессиональной деятельности выпускника вуза напрямую связана с его особенностями и невозможна без опоры на компетенции будущих специалистов. Именно поэтому нами рассматриваются гностические способности студентов как инвариантный компонент в структуре профессиональных способностей. Под гностическими способностями будущего специалиста мы понимаем психические свойства функциональных систем индивида, направленные на познание приоритетных особенностей профессиональной деятельности технического профиля и обеспечивающие её успешность.

Теоретический анализ проблемы гностических способностей говорит о сложности и недостаточной разработанности данного феномена. В трудах Л. А. Андреевой, H.H. Митинина, Г. Ю. Ксензовой, Н. В. Кузьминой, H.H. Холодовой и др. рассмотрены общие закономерности развития гностических способностей будущих выпускников, вузов. В научных исследованиях не находят должного внимания отдельные аспекты методологического и методического характера их формирования, в связи с чем встает задача о необходимости разработки педагогической технологии развития гностических способностей у студентов технического вуза.

Создание и функционирование многоуровневой подготовки требует от выпускника овладения соответствующими компетенциями.

Профессиональными компетенциями выпускника технического профиля являются: наблюдение и контроль (чтение показателей приборов, чертежей) — решение оперативно-производственных задач (принятие решений, экспериментирование) — графические действияобработка материалов, изделий (манипулирование, контроль-измерение, разметка) — управление механизмамимонтаж-сборка, ремонтруководство коллективом и воспитание людей (административное руководство, инструктаж, обучение, контроль). Обеспечению эффективного функционирования выпускника как субъекта-профессионала в системе «человек-техника» и «человек-человек» способствуют развитые гностические способности.

Обзор научных работ в проблемном поле данного исследования (С.А. Арзуханова, Ф. Ю. Боташева, A.B. Ветхов, К. Гросс, Т. А. Ефимова, А. Н. Леонтьев, Г. К. Селевко, Д. Б. Эльконин и др.) показывает, что большой потенциал в решении этой задачи содержат игровые технологии обучения. Переход к активизирующим, развивающим, интенсифицирующим, игровым способам организации учебного процесса является одной из современных тенденций развития высшего профессионального образования.

Исследованию дидактических возможностей игры как средства развития способностей в процессе обучения и воспитания посвящены работы.

Н.П. Аникеевой, В. П. Бедерханова, A.A. Вербицкого, О. С. Газмана, Т. О. Ефимовой, М. В. Кларина, П. И. Пидкасистого, Г. П. Щедровицкого, Д. Б. Эльконина и др.

В проектировании принципиально новых педагогических средств игровые технологии не только развивают способность к сотрудничеству и самоопределению, но и обеспечивают направленность на личностную самоорганизацию, создают условия для развития гностических способностей личности как инвариантного компонента в структуре профессиональных способностей, развивают способы заинтересованного осуществления профессиональной деятельности.

Исследователи Б. Ахметжан, В. М. Монахов, Г. К. Селевко указывают на эффективность использования игры в системе инновационных технологий, где каждый метод, каждое средство находит своё место и приносит максимальный эффект в целях развития профессиональных способностей будущих специалистов, в частности гностических способностей.

Глубина рассматриваемой проблемы обусловливает её актуальность, которая определяется, с одной стороны, необходимостью развития гностических способностей будущих специалистов, обеспечивающих их успешную профессиональную деятельность, а с другой — потребностью в разработке педагогических условий игровой технологии и реализации их в процессе развития гностических способностей студентов технического вуза. Это позволило выявить противоречия между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности выпускников вузов с одной стороны, возможностями и способностями личности к самореализации в профессиональной деятельности с другойнеобходимостью целенаправленного воздействия на личность студентов технического профиля с целью развития их гностических способностей в учебном процессе и отсутствием научно-обоснованного содержания и технологий этого процесса.

Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность, большая теоретическая и практическая значимость определили тему исследования: «Развитие гностических способностей студентов технического вуза средствами игровой технологии».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения игровой технологии как средства развития гностических способностей студентов технического вуза.

Объект исследования: процесс развития гностических способностей студентов технического вуза.

Предмет исследования: игровая технология как средство развития гностических способностей студентов технического профиля.

Гипотеза исследования. Использование игровой технологии как средства развития гностических способностей студентов технического вуза будет эффективным, если:

— проанализированы результаты исследований в области игровых технологий развития профессиональных и гностических способностей, уточнено содержание понятия «гностические способности будущих специалистов»;

— выявлена и обоснована структура, этапы реализации и развития компонентов гностических способностей студентов технического профиля;

— разработана модель процесса развития гностических способностей студентов технического вуза посредством игровой технологии, выделены условия реализации игровой технологии: дифференциация учебных заданийсоздание профильных групп, ориентированных на индивидуальные способностипрофессиональная направленностьмониторинг развития гностических способностей студентов;

— определены уровни, критерии и показатели влияния игровой технологии на развитие гностических способностей студентов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы, обосновать значимость игровой технологии для развития гностических способностей будущих специалистов как инвариантного компонента в структуре профессиональной компетентности современного специалиста технического профиля. Выявить и обосновать структуру гностических способностей студентов технического вуза, рассмотреть поэтапное развитие компонентов этих способностей.

2. Уточнить содержание понятия «гностические способности будущих специалистов» с учетом специфики будущей профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций технического профиля.

3. Разработать и экспериментально проверить модель развития гностических способностей будущих специалистов посредством игровой технологии, согласно условиям её реализации, включающую взаимосвязанные структурные компоненты: цель, содержание, процесс и результат.

4. Определить уровни развития гностических способностей, критерии и показатели успешности влияния игровой технологии как средства развития гностических способностей студентов технического вуза.

Методологическую основу исследования составили:

— на философском уровне: диалектико-материалистическое учение о личности как объекте общественных отношений (Б.Г. Ананьев, М. С. Каган, Н. В. Мясищев, К. К. Платонов, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн и др.) — личностно-деятельностный подход к изучению способностей (К.А. Абульханова-Славская, Т. И. Артемьева, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.) — фундаментальные исследования в области психологии формирования умений (Н.Д. Левитов, К. К. Платонов, C. JL Рубинштейн и др.) — развитие психологии игры (А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);

— на общенаучном уровне: психологическая концепция деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов, И. В. Муравов, P.A. Низамов, Н. Ф. Талызина, Е. А. Травникова и др.) — концепция личностно-ориентированного образования (H.A. Алексеев, C.B. Кульневич, Е. В. Набиева, И. С. Якиманская и др.) — теоретические основы построения педагогических технологий обучения (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, М. М. Левина, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин и др.);

— на научно-педагогическом уровне: концепция технологизации образовательного процесса (М.И. Махмутов, Е. И. Машбиц, Г. К. Селевко и др.) — основополагающие положения общей теории игр и технологии контекстно-игрового обучения (A.A. Вербицкий, П. И. Пидкасистый, К. Ричарде и др.) — теория возрастной мотивации игры (Н.П. Аникеева, Т. А. Конникова, Л. Ф. Тихомирова и др.) — педагогические вопросы формирования личности в игре (Ю.К. Бабанский, О. С. Газман и др.) — вопросы целенаправленного применения игры как средства профессиональной подготовки специалистов высшей школы (Л.А. Андреева, Б. Ахметжан, В. П. Бедерханова, A.A. Вербицкий, Л. Г. Сафина и др.) — идеи компетентност-ного подхода в профессиональном образовании (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя и др.) — методология психолого-педагогического исследования (Ю.Д. Железняк, A.B. Соловьев и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялось с помощью комплекса методов: теоретических (историко-аналитического, сравнительно-сопоставительного, абстрагирования, аналогии, индуктивно-дедуктивного, моделирования) — эмпирических (опроса, анкетирования, наблюдения, тестирования, педагогического эксперимента) — математических (статистическая обработка, графическое представление результатов исследования и др.).

Экспериментальной базой исследования являлись Брянский государственный технический университет, Брянская инженерно-технологическая академия и Брянская сельскохозяйственная академия. Всего исследованием было охвачено 1500 студентов. В опытно-экспериментальной работе участвовали 250 студентов БГТУ первого и второго года обучения. Исследование проводилось в течение пяти лет и включало четыре этапа:

Первый этап (2004;2005 гг.) — аналитико-концептуальный, направлен на изучение и анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы и диссертационных исследований по проблемам формирования профессиональных способностей и гностических способностей будущего специалиста, педагогических технологий и игровых технологийопределение исходных параметров работы и научного аппарата.

Второй этап (2005;2006 гг.) — констатирующий, охарактеризован разработкой методической базы исследования. На этом этапе исследовалась проблема развития гностических способностей у современной молодежи, выявлялся уровень их развития у студентов 1−2 курсовпроводилось наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихсяразработка и обоснование программы «Игровая технология обучения» и учебно-методические материалы для преподавателей и студентов.

Третий этап (2006;2007 гг.) — формирующий. Отмечен проведением экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы, апробацией курса «Игровая технология обучения» и практической проверкой разработанной модели процесса развития гностических способностей студентов технического вуза посредством игровой технологии.

Четвертый этап (2007;2009 гг.) — обобщающий. Проверялись, обрабатывались и систематизировались результаты эксперимента, осуществлялось их внедрение в практику работы вуза. Проводилась статистическая обработка, формулировались выводы исследования.

Научная новизна исследования.

1. Выделены теоретические основания развития гностических способностей студентов технического вуза как инвариантного компонента в структуре профессиональных способностей личности современного специалиста.

2. Уточнено содержание понятия «гностические способности будущих специалистов», как психические свойства функциональных систем индивида, направленные на познание приоритетных особенностей профессиональной деятельности технического профиля и обеспечивающие её успешность.

3. Разработана и экспериментально проверена модель процесса развития гностических способностей студентов технического вуза посредством игровой технологии, включающая взаимосвязанные структурные компоненты: цель, содержание, процесс и результат.

4. Выделены уровни развития гностических способностей, критерии и показатели успешности влияния игровой технологии на развитие гностических способностей студентов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования.

Данное исследование вносит определенный научный вклад в теорию развития профессиональной компетентности будущих специалистов и в развитие гностических способностей, как инвариантного компонента в структуре профессиональных способностей современного специалиста технического профиля. Научно обосновано применение игровой технологии в процессе развития гностических способностей будущих специалистов в учебном процессе вуза технического профиля, что может являться теоретической основой конструирования различных диагностических технологий профессиональной подготовки и пригодности будущих специалистов.

Разработанная модель процесса развития гностических способностей студентов технического вуза может являться теоретической базой для обоснования и конструирования игровых и инновационных педагогических технологий по развитию гностических способностей будущих специалистов.

Конкретизировано понятие «гностические способности будущих специалистов», представлены уровни, критерии и показатели влияния игровой технологии на развитие гностических способностей студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— обосновано практическое применение игровой технологии как средства повышения эффективности процесса развития гностических способностей студентов технического вуза;

— разработан и апробирован методический комплекс в помощь будущим специалистам технического профиля (программа, методические разработки, вариативный комплекс дидактических и компьютерных игр);

— предложена оперативная диагностика уровня развития гностических способностей студентов, включающая инструментарий (тесты, игры) и позволяющая выявить: понимание студентами своей профессиональной подготовки на современном этапе общественного развитияуровень сформированности культуры мышления, внимания, памяти современного специалистаспособность логично, аргументировано и ясно строить свою речьспособность моделировать варианты решения проблем, связанных с производством, и выбор, на основе анализа вариантов, оптимального решения.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается выбором методологической базы, применением педагогических технологий обучения, логикой проведения эксперимента, анализом специальной литературы по избранной проблеме, опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостью, продолжительной опытно-экспериментальной работой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В структуре профессиональной компетентности современного специалиста технического профиля, в процессе становления его как профессионала, выделяются гностические способности как инвариантный компонент.

Выявленная взаимосвязь способностей профессионала и гностических способностей позволила выделить приоритеты применения игровой технологии как средства развития гностических способностей и определить доминирующую составляющую этих способностей в структуре профессиональных способностей.

2. Содержание понятия «гностические способности будущих специалистов», как свойства функциональных систем индивида, направленных на познание приоритетных особенностей профессиональной деятельности технического профиля и обеспечивающие её успешность.

Профессиональное становление личности происходит в процессе деятельности, общения, познания и самопознания человеком функциональных задач будущего специалиста.

3. Модель игровой технологии как средства развития гностических способностей студентов технического вуза, включающая цель, задачи, содержание, критерии и показатели, средства развития гностических способностей.

4. Оценка развития гностических способностей студентов технического вуза может определяться по мотивационно-ценностному, содержательному и оценочно-результативному критериям и соответствующим им показателям влияния игровой технологии на развитие гностических способностей студентов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Работа содержит таблицы, иллюстрирована рисунками.

Выводы исследования не свидетельствуют об окончательном и исчерпывающем решении проблемы развития гностических способностей студентов технического вуза средствами игровой технологии. За пределами исследования остались требующие дополнительного изучения вопросы, в частности, о дифференцированном воздействии дидактической игры на различные группы обучающихсяо сравнительном эффекте влияния игры и других форм обучения на процесс развития гностических способностей студентов технического и других вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поиск путей и условий развития гностических способностей студентов технического вуза посредством игровой технологии позволяет сформулировать ряд выводов.

Выделение ведущих компонентов гностических способностей, которые наиболее оптимально соответствуют деятельности будущих специалистов технического профиля, возможно на основе понимания того, что профессиональная деятельность многофункциональна, включает в себя гносеологический, конструктивный, организаторский, коммуникативный виды деятельности. На основании того, что профессиональная деятельность выпускника технического вуза носит комплексный характер, объединяет в себе функции инженера, организатора, воспитателя.

1. Анализ теоретических аспектов, степень разработанности проблемы развития гностических способностей как инвариантного компонента в структуре профессиональных способностей личности современного специалиста позволили выявить и обосновать структуру компонентов гностических способностей студентов технического вуза. Требования, которым должны соответствовать выпускники технического вуза, их компетенции, согласно ФГОС ВПО, определили основные компоненты (понятийное мышлениелогичность, гибкость мышленияраспределение внимания и кратковременная память) гностических способностей студентов технического вуза.

2. Применение игровой технологии как средства развития гностических способностей студентов технического вуза позволило выделить следующие приоритеты: создание благоприятных условий для максимального проявления потенциальных способностей выпускника технического вуза, его активности в проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, сервисно-эксплуатационной и специальных видах деятельностивоссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношенийимитационное моделирование конкретных проблемных профессиональных задач и игровое моделирование технологических процессов, средств автоматизации и управлениямотивация участия в разработке обобщенных вариантов решения проблем, прогнозировании последствий решения, в разработке проектов производства с учетом специфических параметров и проектов модернизации производства. Прослеженная взаимосвязь способностей профессионала и гностических способностей, выявили доминирующую составляющую гностических способностей. В связи с этим уточнено содержание понятия «гностические способности будущих специалистов», как психические свойства функциональных систем, направленные на познание приоритетных особенностей профессиональной деятельности.

3. Модель процесса развития гностических способностей студентов посредством игровой технологии, во-первых, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов и тем самым выполняет функцию оптимизации процесса развития гностических способностей. Во-вторых, придаёт учебному процессу в вузе действенный мотивационный фон, чем создаёт позитивную установку на профессиональную деятельность и побуждает к самопознанию, самореализации и нравственному самосовершенствованию будущего специалиста. В-третьих, выполняет в единстве воспитательную, социально-ориентирующую, организационно-деятельностную, обучающую, развивающую, побудительно-стимулирующую, коммуникативную, психокоррекционную, рефлексивную, а также функции саморазвития и самоутверждения личности, тем самым она содействует развитию способностей, профессионально значимых для будущей деятельности их как специалистов технического профиля.

4. При выборе критериев мы исходили из требований к выпускникам технического профиля, согласно ФГОС ВПО, на характеристики ведущих компонентов гностических способностей, во-вторых, на условия динамичного развития личности студентов в техническом вузе, в-третьих, на потенциал игровой технологии. Ведущими критериями являются: мотивационно-ценностный, содержательный и оценочно-результативный.

5. Значимым условием развития гностических способностей является внедрение методического комплекса игровой технологии в процесс обучения, что обеспечивает формирование мотивации развития гностических способностей студентовоценивание уровня подготовленности их к профессиональной деятельности через компоненты гностических способностей (внимание, мышление, память). Активизирует самообразование студентов и формирует интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности.

6. Для развития гностических способностей будущих специалистов технического профиля нами использовались такие технологические приемы: знакомство с ситуационными нововведениями в социально-профессиональной областирефлексивно — инновационный практикум (разработка тестов или игр) для развития гибкости и логичности мышления, понятийного мышлениятренинг поощрения и похвалы необходим для подведения промежуточных результатов развития гностических способностей и мотивации на дальнейшее их совершенствованиеформирование имиджа специалиста (составления портрета специалиста по избранному виду профессии).

6. Методологической основой педагогического проектирования комплекса дидактических и компьютерных игр, развивающих гностические способности будущих специалистов, является системный подход. Его использование позволяет разработать модель игровой деятельности как взаиморасположение и взаимосвязь элементов, таких, как цель, педагогические задачи, субъекты игры, организационно-деятельностные условия осуществления игры, социально-педагогические условия успешности игровой учебной деятельности и личностно-психологические условия развития компонентов гностических способностей студентов в игре (гибкости, логичности мышленияпонятийного мышленияраспределения внимания и кратковременной памяти). Целостность обусловливает объединение в систему отобранных и адаптированных к условиям профессиональной подготовки в техническом вузе игр по следующим признакам: цели и задачи организации и проведениясреда реализациистепень участия преподавателяэтапы функционирования игрысистема оцениваниястепень проблемности и профессиональной направленности игр.

7. В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что при включении комплекса игр в процесс обучения в вузе создаются объективные возможности для развития гностических способностей студентов технического вуза. Анализ динамики развития этих способностей за время проведения эксперимента показывает, что рост средних значений по каждому из показателей у студентов экспериментальной группы превышает эти же показатели в контрольной группе. Это подтверждает реальность теоретических положений, выдвинутых нами в гипотезе и эффективность игровой технологии как средства развития гностических способностей студентов технического вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука — 1980. — 336 с.
  2. , H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография / H.A. Алексеев. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1996.-216 с.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  4. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. В 2 кн. Кн. 2. Инновационный курс / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998.-318 с.
  5. , Л. А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: дисс.. канд. пед. наук / Л. А. Андреева. Брянск, 1999.-234 с.
  6. , Н.П. Анализ имитационных педагогических игр / Н. П. Аникеева // Игра в педагогическом процессе: межвуз. сб. науч. тр. -Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1982. С. 38−41.
  7. , Т.А. Кризис буржуазной культуры и концепция игры И. Хёйзинга / Т. А. Апинян // Философские науки. 1982. — № 4. — С. 78−85.
  8. , С.А. Формирование профессиональной компетентности специалистов экономического профиля в вузе средствами игровых технологий: дисс.. канд. пед. наук / С. А. Арзуханова. — Ульяновск. — 2009. 264 с.
  9. , Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. М.: Наука, 1977. — 184 с.
  10. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  11. , М.К. Технология измерения результатов самостоятельной познавательной деятельности студентов / М. К. Асаналиев // Открытое образование. 2006. —№ 1. — С. 64−68.
  12. , H.A. Аксиологические основы организации индивидуального подхода в образовательном процессе вуза / H.A. Асташова // Вестник Брянского государственного университета. 2010. — № 1. — С. 36−39.
  13. , Б. Диалог суть технологий обучения / Б. Ахметжан и др. // Высшее образование в России. — 2004. — № 3. — С. 116−118.
  14. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. Киев: Рад. школа, 1982. — 198 с.
  15. , Н.Г. Формирование профессионального мышления как предпосылка успешно деятельности специалиста / Н. Г. Банайтис // Среднее профессиональное образование. 2009. № 5. — С. 55—56.
  16. , В.М. Использование игровых технологий при изучении дисциплин специального блока студентами юридических специальностей / В. М. Баранов // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 8. С. 11−13.
  17. , В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: дисс.. канд. пед. наук / В. П. Бедерханова. Л., 1977. — 194с.
  18. , A.B. Воспитание волевых качеств у офицеров методом создания игровых ситуаций в ходе практических занятий / A.B. Белоусов //Инновации в образовании. 2005. — № 4. — С. 104−109.
  19. , И. А. Диагностика и развитие профессиональныз способностей студентов-менеджеров: дисс.. канд. пед. наук / И. А. Белякова. — Ставрополь, 2009. — 195 с.
  20. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Ин-та проф. обр. Мин. обр. России, 1995. — 306 с.
  21. , М. М. Производственные игры: первые шаги / М. М. Бернштейн // ЭКО. 1978. — № 6. — С.55−63.
  22. , М.А. Развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению: дисс.. канд. пед. наук / М. А. Бирюкова. Орск, 2009. — 223 с.
  23. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П.П. Блонский- под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т.2. — 400 с.
  24. , H.H. Структурно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки / H.H. Богомолова- под. ред. Г. М. Андреевой // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. 1997. — № 5. — С. 183−204.
  25. , A.A. Восприятие человека человеком / A.A. Бодалев. JL: Изд-во ЛГУ, 1965.- 124 с.
  26. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С. 59−65.
  27. Большая советская энциклопедия: в 30 т. /гл. ред. A.M. Прохоров. — 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1976. Т. 23. — 640 с.
  28. Большой энциклопедический словарь /гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1454 с.
  29. , Ф.Ю. Игровые технологии обучения как средство формирования информационной культуры старшеклассников: дисс.. канд. пед. наук / Ф. Ю. Боташева. Карачаевск, 2005. — 168 с.
  30. , Дж. Процесс обучения / Дж. Брунер. М.: Просвещение, 1962. — 84 с.
  31. , Н.Е. Гносеологический компонент в процессе обучения /Н.Е. Важеевская. -М.: Прометей, 2003. 120 с.
  32. , Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология / Е. С. Вентцель. М.: Высш.шк., 2001. — 208 с.
  33. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
  34. , A.B. Саморазвитие профессионально значимых качеств будущего учителя на основе игровой педагогической технологии: дисс.. канд. пед. наук / A.B. Ветхов. Челябинск, 2005. — 179 с.
  35. Виленский, М. Я Физкультура работников умственного труда / М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. -М.: Знание, 1991. 96 с.
  36. , Б.С. Психология развития человека / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Акад. проект, 2006. — 223 с.
  37. , А.Е. Общение и «опыт потока» в групповых ролевых Интернет-играх /А.Е. Войскунский и др. // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. № 5. — С.47−63.
  38. , А.Е. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера / А. Е. Войскунский // Вопросы психологии. 2003.11. С. 35^-3.
  39. , Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. — № 7. — С. 74−122.
  40. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика. 1999. — 536 с.
  41. , М.А. Перспективная схема учебной дисциплины как основа организации познавательной деятельности / М. А. Гаврилова // Среднее профессиональное образование. — 2008. -№ 11. С. 48−50.
  42. , О.С. Проблема формирования личности школьника в игре: межвуз. сб. науч. тр. / О. С. Газман. Новосибирск, 1985. — С. 14−24.
  43. , П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. — М.: Высш. шк., 2002. 400с.
  44. , В.И. Основы теоретической педагогики: учебное пособие / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1992. — 154 с.
  45. , Я. С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр / Я. С. Гинзбург, Н. М. Коряк // Игровое моделирование: методология и практика. — 1987. — № 2. С. 61−77.
  46. , Д.Н. Внимание и его воспитание / Д. Н. Гоноболин. -М.: Педагогика, 1972. С. 6−159.
  47. , Ю.В. Предметные олимпиады как фактор активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов / Ю. В. Гончарова // Профессиональное образование. -2006. -№ 6. С. 11.
  48. , П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе / П. Н. Городов. М.: ВПА, 1990. — 127 с.
  49. , К.Ф. Руководство по операционным играм: пер. с англ. / К. Ф. Грей. М.: Сов. радио, 1977. — 376 с.
  50. , О.Ф. К вопросу о структуре интеллектуальных способностей личности / О. Ф. Григорьева // Психология в вузе. 2007. — № 1. — С. 49−59.
  51. , К. Душевная жизнь ребенка: пер. с нем. / К. Гросс. — Киев: Рад.шк., 1916.- 242 с.
  52. , О.Ю. Организационно-педагогические игры в профессиональной подготовке учителя: дисс.. канд. пед. наук / О. Ю. Грязнева. Казань, 1995. — 176 с.
  53. , П.И. Проблемы диагностики перцептивных способностей / П. И. Губочкин // Диагностика познавательных способностей: межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ, 1986. — С.31−38.
  54. , В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  55. , H.H. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов / H.H. Давыдов, H.A. Бойченко. — Симферополь: Таврия, 1992.-112 с.
  56. Диагностика когнитивных процессов. В помощь практическому психологу / под ред. С. П. Дягилева. Нижний Новгород: ППМЦ, 1993- 47 с.
  57. , Н.Ф. Деятельность и внимание / Н. Ф. Добрынин // Проблемы деятельности в советской психологии: тезисы докл. к 5 Всесоюзному съезду общества психологов, 1977. С.93−100.
  58. , Ю.Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев,
  59. B.Я. Романов. -М: Тривола, 1999. 336 с.
  60. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -М.: Латерна, 1995.-С. 10−14.
  61. , М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. -М.: БГУ, 1981. 383 с.
  62. , Т.О. Игровые технологии как средство профессиональной самореализации студентов ссузов в процессе обучения иностранному языку: дисс.. канд. пед. наук / Т. О. Ефимова. Краснодар, 2009.-186 с.
  63. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Академия, 2002. — 264 с.
  64. , Р.И. Игра и её педагогическое значение / Р. И. Жуковская. М.: Педагогика, 1975. — 111 с.
  65. , Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики / Н. Г. Зверева // Вестник развития науки и образования. 2009. — № 8. — С. 83−85.
  66. , Э.Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППУ, 2008. — 396 с.
  67. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2002.-382 с.
  68. , И.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативности студентов технического вуза: дисс.. канд. пед. наук / И. Н. Зотова. Ставрополь, 2006. — 180 с.
  69. , Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению / Е. П. Ильин // Психологический журнал. 1987. — Т.8. — № 2. — С. 37−47.
  70. , В.И. Средства физической культуры и спорта в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности: перспективы разработки проблемы / В. И. Ильинич // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 10. — С. 15.
  71. , М.С. К построению философской теории личности / М. С. Каган // Философские науки. 1971. — № 5. — С. 15−21.
  72. , В.В. Функции компьютера как средства организации управляемого самообучения учащихся / В. В. Казаченок // Информатика и образование. 2006. — № 10. — С. 104−106.
  73. , С.Н. Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов / С. Н. Казначеева // Высшее образование сегодня. 2006. — № 12. — С. 4617.
  74. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  75. , И. Сочинение: в 6 т. / И. Кант- под ред. В. Ф. Асмуса, A.B. Гулыги. -М.: Мысль, 1964. -Т.1. 544 с.
  76. , Л.И. Познавательная деятельность студентов / Л. И. Каплан // Профессиональное образование. 2008. — № 12. — С. 24—25.
  77. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев- под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  78. , M.B. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) /М.В. Кларин. -Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. 180 с.
  79. , Е.В. Формирование культурной компетентности студентов технического вуза: дисс.. канд. пед. наук / Е. В. Киселева. — Москва, 2007. 149 с.
  80. Кон, И. С. Как построить своё «Я» / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1991.-115 с.
  81. , Т.А. Творческая игра в воспитательной работе школы / Т. А. Конникова // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1966. — Т. 297. -С.171−210.
  82. Корнилова, J1.A. Развитие перцептивных педагогических способностей в профессе профессионально-педагогической подготовки в техническом университете: дисс.. канд. пед. наук / JI.A. Корнилова. — Краснодар. 2005. — 198 с.
  83. , И.В. Развитие у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации: педагогическая поддержка: дисс.. канд. пед. наук / И. В. Костерина. — Хабаровск. 2006. — 227 с.
  84. , Л.П. Важное средство развития познавательной активности / Л. П. Кочетова // Специалист. 2007. —№ 5. — С. 18.
  85. , В.М. Психология и педагогика / В. М. Кроль. М.: Высш. шк., 2006. — 432 с.
  86. , A.A. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / A.A. Крылов, С. А. Маничев. СПб.: Питер, 2000. -560 с.
  87. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  88. , C.B. Педагогика личности от концепций до технологий / C.B. Кульневич. —Ростов-н/Д.: Учитель, 2001. 159 с.
  89. , Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. — 1986. № 2. -С.21−30.
  90. , В.Л. Психолого-педагогические аспекты подготовки преподавателей к работе в условиях информатизации образования / В. Л. Латышев // Мир психологии. 2005. — № 1. — С. 103−115.
  91. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 270 с.
  92. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Академия, 2005. — 352 с.
  93. , А.Н. Проблема развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1981.-584 с.
  94. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  95. , М.В. Возможности учебного ролевого взаимодействия в воспитании профессиональных качеств будущего учителя / М. В. Ломаева // Образование и наука. 2006. — № 5. — С. 75−84.
  96. , Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологическая жизнь. 1981. — № 5. — С.3−22.
  97. , Т.М. Так ли безопасны компьютерные игры? / Т. М. Лопатина // Высшее образование сегодня. 2006. — № 9. — С. 34−37.
  98. , Ю.Р. Факторный подход в образовательном и воспитательном процессах будущих спортивных менеджеров / Ю. Р. Лутфуллин //Теория и практика физической культуры. 2009. — № 4. — С. 21−25.
  99. , A.C. Сочинения: в 7 т. Т.4. Игра / А. С. Макаренко. — 2-е изд. М.: Изд-во АПН РСФРСР, 1957. — 552 с.
  100. , Е.В. Формирование производственно-технологической компетентности студентов технического вуза в процессе общепрофессиональных дисциплин: дисс.. канд. пед. наук / Е. В. Малькова. — Челябинск, 2009. 175 с.
  101. Н.Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технического вуза: дисс.. канд. пед. наук / Н. Ю. Мамонтова. — Кемерово, 2006. 229 с.
  102. , B.JI. Методики психодиагностики в спорте / B.JI. Маршцук и др. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  103. , А. Маслоу о менеджменте: самоактуализация / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003. — 413 с.
  104. , Н.В. проектная деятельность в системе работы педагога-психолога / Н. В. Матяш // Вестник Брянского государственного университета. — 2010.-№ 1.-С. 153−157.
  105. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  106. , Л.Д. Формирование профессиональных компетенций у выпускников экономического колледжа / Л. Д. Медведева // Среднее профессиональное образование. 2008. — № 12. — С. 31−34.
  107. , Л.Д. Педагогическая система подготовки специалистов экономического профиля в условиях глобализации / Л. Д. Медведева // высшее образование сегодня. 2009. — № 1. — С. 66−69.
  108. , H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника / H.A. Менчинская // Избранные психологические труды. 1989. -№ 5.-С. 218−220.
  109. , H.H. Взаимовлияние уровня развития познавательных способностей и успешности учебной деятельности младших школьников / H.H. Минченко // Педагогическое образование и наука. — 2007. — № 5. — С. 77— 79.
  110. , E.H. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности студента технического вуза: дисс.. канд. пед. наук / E.H. Мирошниченко. Воронеж, 2005. — 194 с.
  111. , Б. О содержании профессиональных программ подготовки специалистов экономики и бизнеса / Б. Мисиков // Alma Mater: Вестник высшей школы. — 2006. — № 8. — С. 53−54.
  112. , JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности / JIM. Митина. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж- МОДЭК, 2003. — 400 с.
  113. , H.H. Комплектование профессиональных способностей вузовского преподавателя / H.H. Митинин //Студент-плюс. — 2005.- № 2 — С. 49.
  114. , В.М. Проектирование траектории становления будущего учителя / В. М. Монахов // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 66−83.
  115. Морева, Н. А. Технология профессионального образования / Н. А. Морева. М.: Академия, 2005. — 432 с.
  116. , И.С. Технологии интенсификации образовательного процесса в вузе / И. С. Морозова // Психология в вузе. — 2007. № 1. — С. 72−82.
  117. , Н.В. Личность и отношения человека / Н. В. Мясищев // Международный симпозиум. 1969. — С. 63—73.
  118. , Е.В. Конструирование педагогической деятельности на основе гносеологического подхода / Е. В. Набиева // Педагогическое образование и наука. 2007. — № 3. — С. 74−77.
  119. , H.A. Организация учебных деловых игр в процессе вузовского обучения: дисс.. канд. пед. наук / Н. А. Недужий. — Киев, 1991. — 141 с.
  120. , P.C. Психологический словарь / P.C. Немов. М.: ВЛАДОС, 2007.-560 с.
  121. , P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов /P.A. Низамов. Казань: КГУ, 1975. — 302 с.
  122. Новейший философский словарь / сост. A.A. Грищанов. — Минск: Изд. В. М. Скакун, 1988. 210 с.
  123. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. Полат. М.: Просвещение, 2000. — 640 с.
  124. , А.Н. Определение профессиональных компетенций специалиста путем анкетирования выпускников / А. Н. Носырева // Среднее профессиональной образование. — 2009. № 9. — С. 57—59.
  125. , C.B. Личностно-ориентированные игровые технологии как средство профессиональной ориентации старшеклассников: дисс.. канд. пед. наук / C.B. Овчинниккова. -Карачаевск, 2006. 177 с.
  126. , В.П. Психомоторные способности человека / В. П. Озеров.
  127. Дубна: Феникс, 2002. — 320 с.
  128. , В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. — М.: Просвещение, 1968. 208 с.
  129. , Л. Требования к молодым специалистам на современном рынке труда / Л. Осиленкер // Инновации в образовании. — 2005.5.-С. 41−50.
  130. , Т.С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина. М.: Академия, 2008. — 176 с.
  131. , М.А. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности менеджера-экономиста / М. А. Паутова // Инновации в образовании. 2009. — № 8. — С. 81−88.
  132. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. М.: Пед. общ-во России, 2001. — 156 с.
  133. , С.А. Дидактические условия формирования рефлексивных стратегий познавательной деятельности студентов / С. А. Пеняева // Высшее образование сегодня. 2008. — № 8. — 57−58.
  134. , A.M. Педагогические условия профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеровсельскохозяйственного производства: дисс.. канд. пед. наук / A.M. Петраков.- Брянск, 2000. 226 с.
  135. , JI.A. Компетентность в общении / JI.A. Петровская.- М.: Центр, 1989. 216 с.
  136. , П.И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. К. Хайдаров. М.: РПА, 1996. — 270 с.
  137. , К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М. Наука, 1972.-312 с.
  138. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-254 с.
  139. , Ю.А. Формирование коммуникативной компетентности у студентов технического вуза средствами самоконтроля: дисс.. канд. пед. наук / Ю. А. Плужникова. Коломна, 2008. — 221 с.
  140. , И.П. Педагогика: новый курс: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 2. — 255 с.
  141. , О.П. Дидактическая игра как средство подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности: дисс.. канд. пед. наук / О. П. Подосинникова. — Астрахань, 1996.- 208 с.
  142. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. 142 с.
  143. Полоскина, З.А.' развитие познавательных способностей и активности студентов при выполнении самостоятельной работы по общеобразовательным дисциплинам / З. А. Полоскина // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 9. — С. 28—30.
  144. , В.В. Развитие когнитивности у студентов вузов при изучении общеобразовательных дисциплин / В. В. Пономарев // Информатика и образование. 2007. — № 6. — С. 18−20.
  145. Попков, В. А Теория и практика высшего профессионального образования / В. А. Попков, A.B. Коржуев. М.: Академический проект, 2010.
  146. , И.И. Наблюдательность, внимание, память / И. И. Потсрин //Семья и школа. 1962. — № 2. — С. 14−17.
  147. Профессиональная педагогика / редкол. А. И. Батышев и др. М.: Проф. обр., 1997.- 511 с.
  148. , A.A. Педагогические условия развития познавательных способностей учащихся V-VII классов: на материале естественно-научных дисциплин / A.A. Прядехо. — Брянск: БГПУ, 2000. —264 с.
  149. М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема /М.В. Ретивых // Вестник Брянского государственного университета. 2010. -№ 1.-С. 18−20.
  150. , З.А. Организация деятельности усвоения и развития учащегося / З. А. Решетова // Вопросы психологии. 2002. -№ 5. — С. 70−89.
  151. , К. Обучение и использование компьютерных игр / К. Ричарде // Дистанционное вертуальное обучение. 2004. — № 5. -.С. 43—45.
  152. , К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии: тексты. — 1986. № 9. — С. 46−49.
  153. , О.П. Активизация познавательной деятельности студентов / О. П. Рубанов, Л. М. Суворова // Специалист. 2007. — № 3. — С. 20−21.
  154. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Питер, 2007.-712 с.
  155. , С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1960. — № З.-С. 8−9.
  156. , П.А. Игры для детей и их педагогическое значение / П. А. Рудик. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 64 с.
  157. , Ю.И. Психология и педагогика / Ю. И. Рысь, В. П. Степанов, В. П. Ступницкий. М.: Акад. проект, 2002. — 317 с.
  158. , Л.Г. Формирование эвристических умений будущего учителя химии с помощью игровых технологий: дисс.. канд. пед. наук / Л. Г. Сафина. Самара, 2009. — 215 с.
  159. , Г. К. Технологии развивающего образования / Т. К. Селевко. -М.: НИИ школ. технологий, 2005. 185 с.
  160. Т.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с.
  161. , Е.В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений студентов педвуза: дисс.. канд. пед. наук / Е. В. Семенова. М., 1984. — 230 с.
  162. , М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1965. — 69 с.
  163. , В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. И. Шиянов. -М.: Академия, 2005. 576 с.
  164. , В.А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Академия, 2008. — 477 с.
  165. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2004 — 302 с.
  166. Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1987. 1600 с.
  167. Современный, словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
  168. , В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт) / В. М. Соколов. М.: Акад. проект, 1996. — 86с.
  169. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л. Ф. Спирин. -М.: Педагогика, 1997. 104 с.
  170. , Л.Д. Психология / Л. Д. Столяренко. — СПб.: Лидер, 2006. 592 с.
  171. , H.H. Система дидактических игр как средство формирования педагогической умелости и направленности: дисс.. канд. пед. наук / H.H. Страздас. Л., 1980. — 264 с.
  172. , Г. С. Моделирование педагогических ситуаций / Г. С. Сухобская.-М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  173. , Г. Е. Двигательная активность как фактор формирования познавательных способностей студентов: дисс.. канд. пед. наук / Г. Е. Сякина. Брянск, 2005. — 257 с.
  174. , Т.Н. Психолого-педагогические условия развития профессиональных способностей будущих педагогов: дисс.. канд. пед. наук / Т. Н. Таброско. Томск. — 2005. — 230 с.
  175. , Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. — 1977. № 1. — С. 94.
  176. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 356 с.
  177. , Б.М. Способность и одаренность / Б. М. Теплов // Психология. 1948. — С. 408−427.
  178. , Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  179. , Е.А. Продуктивные технологии активизации деятельности учащихся / Е. А. Травникова // Вестник развития науки и образования. 2008. — № 4. — С. 106−107.
  180. , А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / А. И. Уман. М.: МГПУ- Орел: ОГУ, 1997. — 208 с.
  181. , К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д. Ушинский- сост. и коммент. Э.Д. Днепрова- под ред. А. И. Пискунова. -М.: Педагогика, 1974. Т. 1. — 43 8 с.
  182. , Н.Т. Развитие коммуникативной компетенции студентов технического вуза: на примере изучения гуманитарной дисциплины «Психология и педагогика»: дисс.. канд. пед. наук / Н. Т. Фарукшина. — Казань, 2007.-221 с.
  183. , Н.Ф. Учет закономерностей психических познавательных процессов в обучении и воспитании / Н. Ф. Феденко // Психология и педагогика высшей военной школы. 1989. — № 7. — С.394−6.
  184. , И. Формирование навыков самоконтроля в учении / И. Федоренко // Народное образование. — 1962. № 6. — С. 21−23.
  185. , О.И. О мотивации при учении / О. И. Ходыкина // Специалист. 2004. — № 7. — С. 16−17.
  186. , Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Академия, 2008. — 478 с.
  187. , H.H. Профессионально-личностные качества специалистов, работающих с детьми, имеющими проблемы в развитии / H.H. Холодова // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: в 2ч. 2002. — 4.2. — С. 207.
  188. , В.А. Саморазвитие личности студентов в аспекте их познавательной деятельности / В. А. Челноков // Специалист. 2008. — № 3. — С. 27−29.
  189. , С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи / С. Н. Чистякова // Проблемы профориентации молодежи в условиях рынка труда. 1995. — № 4. — С. 92.
  190. , В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. М.: ИПП- Воронеж: МОДЭК, 1997. — 288 с.
  191. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994. 320 с.
  192. , В.Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О.В. Шапарь- под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 806 с.
  193. Шамова, Т. И. Активизация учения учеников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  194. , С.Т. Школа для детей или дети для школы. Педагогические сочинения: в 4-х т. / С. Т. Шацкий. — М.: Просвещение, 1964. -Т.3.-476 с.
  195. , Ф. Собрание сочинений / Ф. Шиллер. — М.: Просвещение. -1957.-Т. 6.-137 с.
  196. , С.А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. М.: Нов. шк., 1994. — 86 с.
  197. , Ж.А. Особенности формирования конкурентоспособности специалистов в контексте повышения качества профессионального образования / Ж. А. Шуткина // Вопросы статистики. -2007,-№ 3.-С. 80−81.
  198. , Г. П. Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий. М.: Скинер, 1993.-68с.
  199. , Ю.В. Общая психология / Ю. В. Щербатых. СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
  200. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  201. , Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин- под ред. В. В. Давыдова. М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
  202. , И.А. Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: дисс.. канд. пед. наук / И. А. Югфельд. Тула. — 2007. — 182 с.
  203. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  204. , И.С. Развитие пространственного мышления школьника / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  205. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 316 с.
  206. , В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты / В. А. Якунин. Д.: ЛГУ, 1988−160 с.
  207. Abt, S. Serious Games / S. Abt. -N.Y.: The Press, 1970. 63 p.
  208. Allport, D.A. Selectins for action: some behavioral and neuropsychological considerations of attentions and action / D.A.Allport- Header A.F. Sanders (Eds.) // Perspectives on Perseption and action. — Hillisdale, N.J. Elbaum, 1987. P. 395-^19.
  209. Butler, T. Gaming and Games in Business Education / T. Butler, G. Hale // National Business Education Yearbook. 1979. — V. — 17.- P. 108−121.
  210. Csikszentmihalyi, M. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention / M. Csikszentmihalyi. New York: Harper Perennial, 1996.
  211. Neumann, O. Visual attention and Action / O. Neumann, W. Prinz (Eds.). Berlin: Springer Veriag, 1990. — P. 227−267.
  212. Osbec, L.M. Conceptual problems in the development of psychological notion of «intuition» / L.M. Osbec // J. Theory Soc. Behav. 1999. V. 29. № 3. P. 229 250.
Заполнить форму текущей работой