Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Образовательные технологии формирования научных понятий в общеобразовательной школе с позиций компетентностного подхода: на материале гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в статьях и учебно-методических разработках (V п.л.). Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры новых технологий активного обучения Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, на заседаниях Окружного научно-методического центра Северного окружного управления образования города Москвы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.Зс
  • Глава 1. Технологический подход к организации освоения научного знания в общеобразовательной школе.10с
    • 1. 1. Общая характеристика образовательных технологий, используемых в общеобразовательной школе.10с
    • 1. 2. Проектирование образовательных технологий и педагогических алгоритмов как основы организации освоения научных знаний.31с
  • Глава 2. Научное понятие как объект применения образовательных технологий и педагогических алгоритмов (компетентностиый подход).43с
    • 2. 1. Научное понятие как логико-гносеологическая категория и дидактическая единица: история становления и развития.43с
    • 2. 2. Научное понятие как содержание понятийной компетенции.67с
    • 2. 3. Понятийная компетенция как самостоятельный объект формирования и цель обучения.79с
  • Глава 3. Повышение эффективности освоения научных понятий в условиях реализации системы образовательных технологий и педагогических алгоритмов (экспериментальная апробация).90с
    • 3. 1. Программа организации формирования научных понятий и ее критериальная основа.90с
    • 3. 2. Влияние образовательных технологий деятельностного типа и педагогических алгоритмов на результативность формирования.109с. научных понятий

Образовательные технологии формирования научных понятий в общеобразовательной школе с позиций компетентностного подхода: на материале гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основным направлением реформирования российского образования является повышение его качества и эффективности, что обусловлено как неудовлетворительным состоянием дел внутри системы образования, так и влиянием внешних изменений. Современное состояние общего образования характеризуется усиливающимся противоречием между требованиями общества к уровню развития интеллектуального потенциала выпускников общеобразовательных школ и фактическим уровнем их общеобразовательной подготовки. Одним из способов разрешения указанного противоречия, определенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является ориентация общего образования на развитие творческих способностей учащихся, на «формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Реализация поставленных целей возможна, прежде всего, при условии серьезного пересмотра подходов к организации образовательного процесса, направленного на развитие общего интеллектуального потенциала учащихся общеобразовательной школы. Именно в общеобразовательной школе происходит формирование основ научного мышления учащихся, складывается система научных знаний в качестве базы их дальнейшего интеллектуального развития.

Одним из важнейших элементов системы научных знаний является научное понятие. В отечественных и зарубежных работах ученых Д. Н. Богоявленского, Г. Гибша, М. А. Даниловой, А. Т. Ерсильда, Б. П. Есиповой, Е.Н.Кабановой-Меллер, Л. Келемана, Г. Клауса, Н. А. Менчинской, М. Н. Шардаковой и др. исследуется процесс возникновения и образования понятий в контексте движения от чувственного восприятия к абстрактному мышлению. Научное понятие как форма абстрактного мышления было предметом изучения многих отечественных и зарубежных ученых.

Дж.Брунер, М. Вейтгеймер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, У. Джемс, О. Зельц, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, О. К. Тихомиров и др.). Научное понятие как дидактическая единица исследуется в работах Ю. В. Громыко, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова Н.Ф.Виноградовой Д. Б. Эльконина, Г. П. Щедровицкого, И. С. Якиманской и др. В научных исследованиях М. А. Даниловой, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, А. А. Радугина, М. Н. Скаткина, Г. К. Селевко, И. П. Подласого, П. И. Пидкасистого и др. научное понятие рассматривается как один из элементов содержания общего образования.

В диссертационных исследованиях и статьях Е. В. Веселовской, А. Н. Дахина, В. А. Коринской, Н. Д. Леонидовой, И. В. Николаева, А. В. Усовой, Л. С. Хадарцевой и др. анализируются общедидактические подходы к формированию интеллектуальных умений и навыков, психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий, приемы умственной деятельности и логические операции, способствующие успешному формированию понятий у учащихся, проводится педагогическая диагностика логического мышления учащихся разных возрастов, исследуется процесс формирования простых и сложных понятий, диалектика выбора существенных признаков понятия, логические отношения в учебном материале базовых предметов.

Несмотря на то, что проблеме формирования научных понятий ученые уделяли значительное внимание, вопрос влияния образовательных технологий на эффективность формирования научных понятий в общеобразовательной школе остается недостаточно изученным. Практически не исследован вопрос о роли научных понятий в формировании базовых учебных компетенций и общей компетентности выпускника общеобразовательной школы. Остается открытым вопрос об особенностях использования инновационных технологий, приемлемых для формирования научных понятий, соотнесенных с конкретным предметом конкретной области знаний.

Особенно остро проблема формирования научных понятий проявляется в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Анализ школьных учебников предметов гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание) с точки зрения того, как в них представлена работа с понятиями, позволяет сделать вывод о том, что в отличие от предметов математического и естественно — научного циклов, эта работа ведется бессистемно и непоследовательно. Анализ используемых в школьной практике технологий позволяет сделать вывод об отсутствии общих подходов к формированию понятийного аппарата гуманитарных дисциплин. Требует решения вопрос технологического сопровождения процесса формирования понятийного аппарата научных знаний.

Актуальность нашего исследования, таким образом, обусловлена тем, что существует несоответствие между нормативными требованиями государственных образовательных стандартов общего образования (далее ГОС) к уровню формирования системы научных знаний выпускников общеобразовательной школы и образовательными технологиями формирования научных понятий, применяемыми в массовой школе, которые фактически не обеспечивают требуемого уровня обученности с точки зрения освоения учащимися научных понятий, адекватного использования научных понятий при решении учебных и практических задач, оперирования ими в самостоятельной творческой деятельности.

Вышеизложенное и определило тему, проблему и цели исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать влияние образовательных технологий инновационного типа и педагогических алгоритмов на результативность формирования научных понятий учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Объект исследования: формирование научных понятий.

Предмет исследования: образовательные технологии формирования научных понятий гуманитарных дисциплин.

Гипотеза исследования: Результативность формирования научных понятий, задаваемая требованиями ГОС, в значительной степени достигается за счет использования образовательных технологий и педагогических алгоритмов деятельностного типа, соотнесенных с особенностями гуманитарной области знаний.

В соответствии с поставленной целью и для подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить содержание категории «научное понятие», проследить историю ее становления и развития.

2. Проанализировать представленность научных понятий в ГОС и учебно-методической литературе гуманитарных дисциплин (учебники, учебные пособия, справочные материалы) с позиций компетентностного подхода.

3. Выявить применяемые в школьной практике образовательные технологии формирования научных понятий.

4. Определить особенности образовательных технологий, их совокупность, обеспечивающих повышение эффективности формирования научных понятий в общеобразовательной школе.

5. Провести эмпирическое исследование системы образовательных технологий и педагогических алгоритмов формирования научных понятий в области гуманитарных дисциплин.

Положения, выносимые на защиту:

— Образовательные технологии деятельностного типа, спроектированные в виде системы и сопряженные с педагогическими алгоритмами, существенно повышают результативность формирования научных понятий.

— Сформированные научные понятия могут рассматриваться в качестве содержания понятийной компетенции, выступающей как самостоятельный объект в ряду других компетенций, включенных в ГОС.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теории систем (И.В.Блауберг, Н. Винер, Э. Г. Юдин и др), личностно-ориентированный подход (Ш.А.Амонашвили, Г. Л. Ильин, И. А. Зимняя,.

B.В.Сериков, И. С. Якиманская и др), идеи мыследеятельностной педагогики (, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Ю. В. Громыко, Г. П. Щедровицкий и др), теория интериоризации (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.), проблемное обучение (Дж. Брунер, И. Я. Лернер,.

C.Л.Рубинштейн, М. Н Скаткин и др.), активное обучение (Н.В.Борисова, Ж. Брюнетьер, А. А. Вербицкий, А. М. Смолкин, Т. И. Шамова и др.), проектное обучение (Г.Л.Ильин, В. Х. Килпатрик, К.Г. Юнг), компетентностный подход (И.А. Зимняя, Н. В. Борисова, В. И. Байденко, Н. А. Селезнева,.

A.В.Хуторской и др.), технологический подход (Ю.К.Бабанский,.

B.П.Беспалько, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, П. Я. Гальперин, В. В. Гузеев, Г. Л. Ильин, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, И. С. Якиманская и др.).

В соответствии с логикой диссертационного исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования: анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация, классификация, наблюдение, анкетирование, моделирование, эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— исследованы ГОС по критерию представленности в них научных понятий в качестве цели и объекта изучения, а также требований к способам и приемам их формированияустановлено, что в компонентный состав компетенций, представленных в ГОС, может быть включена как самостоятельная понятийная компетенциядано ее определение, выявлены ее структурные элементыподтверждена принципиальная возможность использования существующих в школьной практике образовательных технологий для формирования понятийной компетенции учащихся общеобразовательной школыразработан универсальный пошаговый алгоритм формирования научных понятий, основанный на последовательном использовании конкретных образовательных технологий, приемлемых для каждого его этапа.

Практическая значимость работы заключается в успешном внедрении разработанного понятийного алгоритма в практику работы учителей общеобразовательных школ, а также в разработке и издании методического пособия «Понятия и работа с ними», которое используется учителями и преподавателями предметов различных областей знаний средних и средне-специальных учебных заведений России.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в статьях и учебно-методических разработках (V п.л.). Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры новых технологий активного обучения Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, на заседаниях Окружного научно-методического центра Северного окружного управления образования города Москвы, учебно-методических семинарах руководителей образовательных учреждений Северного окружного управления образования, методических семинарах для учителей и руководителей образовательных учреждений Северного округа. Основные положения исследования были изложены на I Западно-сибирской международной научно-практической конференции «Образование на гране тысячелетий» г. Нижневартовск, ноябрь 2005 г, на УШ международной научнопрактической конференции «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения» г. Москва, ноябрь 2006 г.

Содержащиеся в исследовании выводы и основные результаты прошли апробацию и внедрение в практику работы ГОУ СОШ № 643 города Москвы в статусе экспериментальной окружной площадки и двух московских школ. Исследование проводилось в несколько этапов с 2002 по 2006 гг.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2002;2003 гг.), изучалась литература, осуществлялся сбор и обработка материалов, анализировался и обобщался опыт педагогических подходов к изучению научных понятий, а также опыт использования образовательных технологий в контексте формирования понятийного аппарата учебных дисциплин. На втором этапе (2003;2004 гг.) изучались особенности образовательных технологий, применяемых в процессе изучения научных понятий учебных дисциплин гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, обществознание, мировая художественная культура), велась экспериментальная работа на базе экспериментальной площадки окружного уровня Северного округа города Москвы ГОУ СОШ № 643 по созданию и внедрению комплексно-целевой программы применению универсального алгоритма формирования понятийного аппарата учебных дисциплин разных областей знаний.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) были разработаны и апробированы образовательные технологии формирования понятийного аппарата применительно к учебным дисциплинам гуманитарной области знаний, обобщались и систематизировались полученные в ходе исследования результаты, и на их основе разрабатывалось методическое обеспечение по использованию понятийного алгоритма в практике работы общеобразовательной школы.

Выводы по третьей главе:

1. Результативность освоения научных понятий зависит от системного использования ОТ или отдельных их элементов, и педагогических алгоритмов, соотнесенных с особенностями конкретной области знаний в соответствии с поставленной учебной целью.

2. Доминирующая роль в повышении уровня освоения научных понятий принадлежит образовательным технологиям деятельностного типа.

3. Использование ОТ деятельностного типа, сопряженных с педагогическими алгоритмами, существенно повышает уровень развития метакогнитивных знаний.

4. Уровень развития метакогнитивных знаний определяет уровень сформированности понятийной компетенции выпускника общеобразовательной школы, его готовности использовать навыки оперирования научными понятиями, приобретенные в общеобразовательной школе, в дальнейшем в системе непрерывного образования.

5. Пошаговый понятийный алгоритм формирования научных понятий гуманитарных дисциплин, сконструированный на основе поэтапного определения понятия (сначала дефиниции, а затем формулировки) способствует структуризации понятийного аппарата гуманитарной области знаний и формированию понятийной компетенции учащихся общеобразовательной школы.

6. Понятийный алгоритм, прошедший экспериментальную апробацию в различных учебных заведениях, имеет практико-направленную сущность, характеризуется как открытая система, поскольку подлежит адаптации под конкретного учителя, может корректироваться им с учетом целей и задач урока и служить учителю практическим руководством к действию, но при условии сохранения содержания и последовательности его этапов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наше исследование, выполненное в контексте центральной проблемы образовательной политики современной России — повышения качества и эффективности отечественного образования, позволяет утверждать, что основным направлением проводимых реформ является ориентация российского образования на формирование интеллектуального потенциала страны, которое возможно при условии системных изменений в принципах организации и управления общим образованием.

Реализация поставленных целей возможна в контексте компетентностного подхода к обучению, постулирующего изменение ценностно-смысловых ориентиров процесса обучения в сторону личностно-деятельностной образовательной парадигмы и технологического подхода к обучению. В контексте технологического подхода к организации процесса обучения все более широкое применение получают инновационные образовательные технологии деятельностного типа, соотнесенные с педагогическими алгоритмами их реализации.

В общеобразовательной школе закладываются основы теоретического мышления учащихся, происходит формирование их личностной компетентности, развитие творческих способностей в качестве фундамента дальнейшего совершенствования по пути непрерывного образования. Основу системы научных знаний любой научной области составляет ее понятийный аппарат. Эффективность овладения научными знаниями учащимися общеобразовательной школы зависит от уровня освоения ими научных понятий той или иной области знаний.

Актуализируя проблему эффективности формирования научных понятий у учащихся общеобразовательной школы в соответствии с нормативными требованиями ГОС, мы отмечаем в качестве обязательного условия — использование системы образовательных технологий, сопряженных с педагогическими алгоритмами их реализации.

Исходя из поставленных задач и для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было изучено содержание категории «научное понятие» и прослежена история ее становления и развитияпроанализирована представленность научных понятий в ГОС и учебно-методической литературе гуманитарных дисциплин, зафиксировано влияние образовательных технологий инновационно-деятельностного типа и педагогических алгоритмов на повышение результативности формирования научных понятий в общеобразовательной школе, а также даны рекомендации по использованию ОТ и педагогических алгоритмов при формировании научных понятий в практике школьного обучения.

Анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, моделирование учебного процесса, теоретическое обобщение результатов исследования с учетом новых фактов и конкретных условий, анкетирование учителей и учащихся, беседы, прямое и опосредованное наблюдение, методы самооценки и экспертной оценки, а также полученные результаты обучения подтвердили нашу гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Существующие в школьной практике образовательные технологии, спроектированные в виде системы и сопряженные с педагогическими алгоритмами, существенно повышают результативность формирования научных понятий.

2. Самым мощным потенциалом в повышении результативности формирования научных понятий обладают инновационные образовательные технологии деятельностного типа.

3. Формирование научных понятий на уроках гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история и обществознание) целесообразно вести на основе общих подходов к освоению научных понятий учащимися, предполагающих определенный алгоритм их изучения (понятийный алгоритм).

4. Использование учителями понятийного алгоритма способствует повышению качества освоения учащимися научных понятий и навыков оперирования ими в самостоятельной творческой деятельности.

5. Сформированные научные понятия могут рассматриваться в качестве содержания понятийной компетенции, которая включает в себя знание и понимание научных понятий, а также практические навыки использования научных понятий в познавательной, рефлексивной и социально-значимой практической деятельности учащихся.

6. Понятийная компетенция, входящая в состав группы интеллектуально-образующих системных компетенций может рассматриваться как самостоятельный объект в ряду других компетенций, включенных в ГОС.

Перспективы развития данного направления исследования, с нашей точки зрения, состоят в исследовании влияния образовательных технологий и педагогических алгоритмов инновационного типа на формирование научных понятий у обучающихся других уровней образования: среднего специального и высшего, а также специалистов, у которых диагностируется недостаточный уровень развития понятийной компетенции.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет разработанная технология визуализации «Понятийный коллаж», успешно применяемая учителями в процессе обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Асмус В.Ф.-Логика.М.-1947 г.
  2. Аристотель. Первая аналитика. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1-Изд-во «Мысль», 1976. 246 с.
  3. А.С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия, М., «Наука», 1967.- 440 с.
  4. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1997.
  5. А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М.- ГУ ВШЭ, 2002. — 51с.
  6. Беседы с учителем: 3 класс общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л. Е. Журовой. М.: Вентана-Граф, 2005. — 384 с. (Начальная школа XXI века).
  7. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336с.
  8. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  9. И.Б., Юдин Э.Г Системный подход в социальном познании.М., 1972 с 163
  10. П.Болонский процесс: Середина пути/ Под науч. Ред. Д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблемкачества подготовки специалистов. Российский новый университет, 2005.- 379 с.
  11. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб.: Питер, 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»).
  12. Н.В. От традиционного через модульное к дистианционному образованию: Учеб. Пособие. М.- Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. — 174 с. — (Современные образовательные технологии: Модуль 1).
  13. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 146 с.
  14. Н.В., Бугрин В. П. Терминологическое пространство образовательных технологий. Краткий словарь. Справочное издание. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.- 52 с.
  15. Н.В., Кузов В. Б. Развитие компетентности преподавателя как фактор качества образовательных технологий в условиях виртуализации образования// Бизнес-образование. -2004. № 1, с.193−202.
  16. ДЖ. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  17. В.И., Зырянов П. Н. История России, конец ХУП-Х1Х в.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. Под ред. А. Н. Сахарова. 6-е изд. — М.: Просвещение, АО «Моск.учеб.», 2000. — 303 с.
  18. В.А., Бурин С.Н.Новая история зарубежных стран. Учеб. Для 7−8 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. В 2-х частях. 4.2. 8 кл. М.: Издательский дом «Новый учебник" — Образовательный центр «Веди-М», 2000.-304 с.
  19. A.JI. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство/ М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 159 с.
  20. A.JI. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. -М.: Генезис, 2001. 160 с.
  21. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  22. А.А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр (для средних специальных учебных заведений) М., ВНМЦентр профессионально-технического обучения молодежи, 1990.- 48 с.
  23. Е.В. «Педагогическая диагностика логического мышления учащихся», Кандидатская диссертация, Вологда 2002г.
  24. Е.К. «Понятие как форма мышления», М., МГУ 1989 г. 239 с.
  25. О.В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. Россия и мир.: Учеб. для 10−11кл. общеобразоват. учеб.заведений. в 2-х частях. 4.1. 10 кл. М.: Издательский дом «Новый учебник" — Издательско-образовательный центр «Веди — принт», 2001. — 416 с.
  26. JI.C. Мышление и речь., М., «Лабиринт» 1999.- 350 с.
  27. JI.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-231с.
  28. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  29. Г. В. Сочинения .t.XI. М.: Госполитиздат, 1932.
  30. А.Д. Логика: Словарь и задачник: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.-336 с.
  31. А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. М.: Новая школа, 1995. — 416 с.
  32. Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий. АН СССР, М., 1961.-352 с.
  33. Д.П. Диалектика научного познания. Очерк диалектической логики. М., «Наука», 1978.- 479с.
  34. Д.П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики., М., «Мысль», 1966.- 374 с.
  35. Г. Г., Бондаренко С. М. Русский язык: Синтаксис и пунктаация: Пособие для уч-ся старш. кл. и абитуриентов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-416 с.
  36. Ю.В. Метод В.В.Давыдова М.:Пушкинский институт, 2003,-416с.
  37. X. Визуализация. Практическое руководство. СПб.: Питер, 2001. -128 с.
  38. Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики. Методическое пособие. М.: Институт учебника «Пайдея»., 1998. — 296 с.
  39. В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996−112 с.
  40. В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001. 128 с.
  41. В.В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., «Педагогическое общество России», 2000 г.- 480 с.
  42. А.А., Косулина Л. Г. История государства и народов России.: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. — М.: Издательский дом «Новый учебник" — Образовательный центр «Веди М», 2000. 224 с.
  43. А.А., Косулина Л. Г. История государства и народов России. XVI—XVIII вв.: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник" — Издательско-оразовательный центр «Веди-принт», 2000. — 320 с.
  44. А.А., Косулина Л. Г. История государства и народов России. XIX век.: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учеб.заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник" — Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2001. — 320 с.
  45. А.А., Косулина Л. Г. История государства и народов России, XX век: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник» — Издательско-образовательный центр «Веди — принт», 2001 г.- 464 с.
  46. Ф.Н. «Проблема образования понятий в логике и психологии». Автореферат КФН. МГУ им М. В. Ломоносова., 1992.
  47. А.Н. «Интегрированная логика в учебном процессе» Автореферат КПН., Новосибирск. 1997.
  48. В.И. Теория обучения в вопросах и ответах : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 160 с.
  49. Закон об образовании (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 М102-ФЗ, от 07.08.2000 N122-ФЗ).
  50. JT.B. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  51. Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. -М.:Дело, 1998.-480 с.
  52. В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями» // http :// mainskills. ru
  53. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
  54. И.А. Педагогическая психология : Учеб.пособие. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.
  55. И.А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственногообразовательного стандарта. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.
  56. Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: Анализ проблемы, выводы.//Стандарты и мониторинг в образовании,-2004.-№ 1. с 16−20.
  57. Ю.В. Логика: Сборник упражнений: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2002. — 248 с.
  58. Г. Л. Проективное образование и реформация науки, -Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, М.: 1993.-100 с.
  59. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практика применения). Научный доклад. -М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-24 с.
  60. В.В., Сазонова З. С. Функционально-сетевые модели компетентностного подхода для описания интеграции образования, науки, производства. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 52 с.
  61. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.-38 с.
  62. О.В., Иоффе А. Н. Основы обществознания. Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. — М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001. 272 с.
  63. О.В., Иоффе А. Н. Основы обществознания. Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ О. В. Кишенкова, А. Н. Иоффе М.: изд. дом «Новый учебник», 2003. — 320 с.
  64. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  65. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2006. — 368 с.
  66. С.В., Селунская Н. А. История Древнего мира. Под общей редакцией академика РАН Г. М. Бонгард-Левина: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват.учеб. заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник" — Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2001−304с.
  67. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.2., -М.:Педагогика, 1982. 472 с.
  68. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-практическое пособие: М., 2001.-132 с.
  69. В.А. «Формирование понятий при изучении курса географии материков». М., «Педагогика», 1979. -152 с.
  70. Краткий словарь по философии. Изд. 2-е (дораб. И доп.) М.: Политиздат, 1970.-398 с.
  71. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 228 с.
  72. О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. — 96 с.
  73. B.C. Содержание образования : Учеб. пособие. М.: Высш.шк., 1989.-360 с.
  74. Н.Д. «Формирование интеллектуальных умений учащихся 6−7 кл. общеобразовательных школ» Кандидатская диссертация. М., 1998.
  75. И.Я. «Прогностическая концепция целей и содержания образования» Институт теории педагогики и международных исследований в области образования. М., 1994.- 143 с.
  76. А.В. Законы организации и социальные алгоритмы (методологический очерк общей теории организации).- Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1989. 192 с.
  77. Логика: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений, шк. и классов с углубл. Изуч. Логики, лицеев и гимназий / А. Д. Гетманова, А. Л. Никифоров, М. И. Панов и др. М.: Дрофа, 1995. — 256 с.
  78. Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся средней школы. Автореферат ДПН., М., 1985.
  79. М. Технология интервью: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003, — 191 с.
  80. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: АПН, 1956.
  81. Материалы для разработки документов и проведения эксперимента по модернизации общего образования. Пути реализации стратегических целей обновления школы: М .: 2000. — ПЗ 113 с.
  82. А.С. Сочинения./Ред. И. Я. Каиров. -М.: Академиздат, 1951.
  83. М.И. Современный урок. -М.: Педагогика, 1981 192 с.
  84. Мировая художественная культура. 6−7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Т. И. Бакланова, Н. М. Сокольникова — М.: Издательство «Интербук», Издательский дом «Новый учебник», 2001.-272 с.
  85. Мировая художественная культура. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Т. И. Бакланова, Н. М. Сокольникова. 2-е изд. — М.: Издательство «Интербук», Издательский дом «Новый учебник», 2002. — 288 с.
  86. Мировая художественная культура. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Т. И. Бакланова, Н. М. Сокольникова. 2-е изд. — М.: Издательство «Интербук», Издательский дом «Новый учебник», 2002. — 320 с.
  87. Мировая художественная культура. 11 кл.:Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Г. И. Данилова и др. — 2-е изд. -М.: Издательство «Интербук», 2000.- 256 с.
  88. Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления (из опыта работы по реализации программы «Столичное образование 3»). Выпуск 4// Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. 248 с.
  89. И.В. Происхождение понятий. Лекция СПБ «Образование», 1995. -24 с.
  90. С.И. Словарь русского языкаб 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  91. В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  92. Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т. С. Панина, Л.Н.Вавилова- под ред. Т. С. Паниной. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.-176с.
  93. М.И. Преподавание логики в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1996. — 160 с.
  94. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2005 — 608 с.
  95. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. -544 с.
  96. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированнная монография. Тюмень: Изд-во «Тюмень», 1994. 288 с.
  97. В.В. Семантика научных терминов.- Новосибирск.: изд-во «Наука» 1982. 127с.
  98. Ю.А. Азбука логичного мышления. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991.-104 с.
  99. . Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. Изд-во Эксмо пресс, 2002 г. 416 с.
  100. Платон. «Гиппий Больший» Полное собрание творений. Т.9.М.Д923.
  101. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДЛС, 1999. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  102. М.В., Абрамов А. В., Тырин С. В. История средних веков. Под общей редакцией С. К. Цатуровой. Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник" — Издательско-образовательный центр «Веди — принт», 2002. — 304 с.
  103. Практическая логика: Учебное пособие / А. А. Ивин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 288 с.
  104. Примерные программы основного общего образования/ Сост. A.M. Водянский, Н. Н. Гара. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 448 с.
  105. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века"/ Руководитель проекта проф. Н. Ф. Виноградова. М.: Вентана-Графф, 2003. — 144 с.
  106. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А. А., М, 1996. 336 с.
  107. Пути реализации стратегических целей обновления школы: Материалы для разработки документов и проведения эксперимента по модернизации общего образования. М .: 2000. — ПЗ 113 с.
  108. А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. -М.: Центр, 2002. 272 с.
  109. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности /Под ред. В. В. Давыдова, В.В.Рубцова- Психологический институт, Российская академия образования, 1995. — 227 с.
  110. JI.A. «Понятие и слово». Ленинградский университет им. Жданова., 1958.- 124 с.
  111. Реформы образования: Аналитический обзор. Под ред. В. М. Филиппова. -М.: Центр образовательной политики, 2003 .
  112. Д.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.-543 с.
  113. Д.Э. Русский язык. 10−11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 1995. 352 с.
  114. Сост. Е. П. Пронина.- Под ред. В. П. Журавлева 8 изд. — М.: Просвещение — АО «Московские учебники», 2003. — 334с.
  115. Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. С. В. Иванов, А. О. Евдокимова и др. М.: Вента-Граф, 2001. — 160 с.
  116. Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, Т. Б. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. — М.:"Просвещение» АО «Московские учебники», 2004. -303 с.
  117. Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.- Науч. Ред. Н. М. Шанский. -27-е изд. М.: Просвещение АО «Московские учебники», 2005. — 239 с.
  118. Русский язык: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. 24 изд. — М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. — 221 с.
  119. Русский язык: Учеб для 8 кл. шк. Общеобразоват. учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 26-е изд. -М.:Просвещение — АО «Московские учебники», 2003. — 208 с.
  120. Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений /С.Г.Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. 27-е изд.-М.: Просвещение — АО «Московские уебники», 2005. — 206 с.
  121. Т.М. Технология развития логического мышления у учащихся младших классов. Метод, рекоменд.- Ряз. обл. ин-т развития образования. Рязань, 1998. — 67 с.
  122. А.Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца ХУП века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений Под ред.
  123. А.Н.Сахарова. 6-е изд. — М. .'Просвещение, АО «Московские учебники», 2000.-303 с.
  124. А.И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2003. 144 с.
  125. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «энциклопедия образовательных технологий».)
  126. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий«.)
  127. Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция -доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 79 с.
  128. И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 3-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2006. — 80 с.
  129. М.П. Профессиональное обучение: Педагогические технологии. Учебное пособие. Изд. 3-е., М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 2002. — 128 с.
  130. В.П., Черненко Е. Г. Десятибалльные школы оценки степени обученности по предметам. Учебно-справочное пособие. — М., Международная педагогическая академия, 201. 68 с.
  131. Система обеспечения качества в дистанционном образовании /Научн. ред. С. А. Щенников, Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. — 130 с.
  132. М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М.: Педагогика, 1984.
  133. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.
  134. Словарь иностранных слов. 14-ое издание, исправленное. М.: Русский язык» 1987 г.- 608 с.
  135. М.С. Логика. М. :Госполдитиздат 1949.
  136. А.В., Подольская Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология: Вопросы теории / Отв. Ред. Т. Л. Канделаки. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2004. — 248 с.
  137. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. № 8. 2004.
  138. Л.Н. Педагогические статьи. Сочинения т.1У М., 1903. 243с.
  139. П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. М.: Изд-во «Новая школа», 1998.-286 с.
  140. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/ Под ред. П. И. Третьякова. -М.: Новая школа. 1997. 352 с.
  141. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Пособие по спецкурсу. Челябинск. ЧГПИ. 1988 г. 90 с.
  142. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования Российской Федерации., М., 2004.-487 с.
  143. Л. Избранные философские произведения. T. l М.: ИПЛ, 1955.
  144. Философия образования: законы, доктрина, принципы. М.: Центр «Школьная книга», 2001. 56 с.
  145. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. -576 с. — (Б-ка словарей «Инфра-М»).
  146. Л.М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса. Методическая разработка. М., 1990. 64 с.
  147. Л.С. Формирование интеллектуальных умений учащихся при изучении гуманитарных предметов. Кандидатская диссертация. М.1995.
  148. Э. «Значение, понятие, имя» Иваново 1995.- 94 с.
  149. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10−11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений/Под ред. В. И. Уколовой. 4-е изд., стереотип. — М.:Дрофа, 2000.-512 с.
  150. С.Ф., Тараненко Н. Д. Практическое пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК-Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2004, 98 с.
  151. А.В. Ключевые компетнции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet/htm
  152. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. — 416 с.
  153. ШТОМ: Школьный психологический тест освоенности мышления. http://www.effection.ru/728/html
  154. Т.И. Проблема активизации учения школьников (дидактическая концепция и пути реализации принципа активности в обучении). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед.наук. М., 1977. 24 с.
  155. А.В. Новейшая история : Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. М.: Издательский дом «Новый учебник" — Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2000. — 320 с.
  156. Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.- 427 с.
  157. Экспериментальное образовательное пространство города Москвы. Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. — М., Пушкинский институт, 2005. 554 с.
  158. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  159. Approaches to Curriculum Management / Open University Press/1989
  160. Bloom B.S. Handbook on formative and summative evaluation of Students Learning.- N.-Y.: McGrow-Hill, 1971.-923
  161. Burgess Hill School for Girls/The Curriculum/ 1990
  162. Educational Institutions and their Environments: Managing the Boundaries// Open University Press/1989
  163. Edward de Bono. Simplicity/Penguin Books/1998
  164. Human Resource Management in Education/ Open University Press/1989
  165. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997
  166. Krathwohl D.R.:Taxonomy of Educational Objectives Affective Domain. David McKay Company, Inc., New-York, 1974
  167. Managing Education: Theory and Practice/ Open University Press/1989
  168. The Education Reform Act 1988/ Competition and Control/Cassel 1989
  169. The Polytechnic of Wales/ Prospectus/1992
  170. The Technology Teacher/ November 1990
  171. University of Oxford/Undergraduate Prospectus/1990
  172. Тема: «Художественный образ».1 этап Цель', повторить ранее изученные понятия внутри изучаемой понятийной темы.
  173. Технология: Контрольный опрос- понятийный тренинг. Контрольный опрос:
  174. Какие образы вам известны? Приведите примеры.
  175. Технология: «синтез мысли» (групповая и парная работа).
  176. Для того, чтобы определить понятийную основу понятия «художественный образ, надо термины и понятия комментированного диктанта сгруппировать по критерию родовидовой отнесенности. В результате чего получается деление на следующие группы:
  177. Эмоциональная окраска Средства художественной изобразительности:• Эпитет-• Тропы: метафора, олицетворение, сравнение, аллегория, гипербола, литота, антитеза-• Композиция• Внутренний конфликт• Монолог• Диалог
  178. Картины жизни: действующие лица, обстановка, время и место действия, исторические события.
  179. Технология: Проблемное обучение. Работа в команде. Исследовательская работа.
  180. Учитель: осуществляет постановку учебных проблем командам.
  181. Картины жизни в творчестве М. Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Бородино».2. «Образ-символ» на примере стихотворений А. С. Пушкина «Кавказ» и стихотворения в прозе М. Ю. Лермонтова «Синие горы Кавказа, приветствую вас!.»
  182. Заслушиваются выступления представителей каждой команды по проблеме исследования. Остальные учащиеся составляют на основе доклада выступающих опорный конспект исследуемого понятия.
  183. Ведется обсуждение учебной проблемы: «Образы-символы» на основе р-за И. А. Бунина «Человек из Сан-Франциско».
  184. В результате проведенной дискуссии учащимся дается задание самостоятельно сконструировать полную формулировку понятия «художественный образ».
  185. Технология: «дебаты», понятийная визуализация- «понятийный коллаж». Учащиеся: на основе обсуждения предложенных определений и определения-эталона конструируют собственное универсальное полное определение понятия «художественный образ».
  186. Тема: «Действительное и страдательное причастие»
  187. По узкой тропинке, которая извивается между скал, мы поднимаемся на площадку».
  188. Учащиеся: записывают в тетрадь :
  189. Причастие, прилагательное, глагол, часть речи, главный член предложения, ударение, повествовательное предложение, страдательное причастие, действительное причастие, восклицательный знак, признак предмета, действие предмета, состояние предмета.
  190. I. Подведение под термин. Технология: игра в понятия «Найди парное слово»
  191. V. Актуализация знаний по теме «Причастие». Фронтальный опрос:
  192. Назвать признаки глагола и прилагательного у причастия.
  193. Что называется причастным оборотом?
  194. Как определить границы причастного оборота? (Напоминаем, что от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос, а от причастия к зависимым словам несколько). Привести примеры.
  195. V. Информационно-аналитический этап. Технология: работа в парах
  196. Объект — явление, предмет, на который направлена какая-либодеятельность"1. Дети прочитали книгу1. Дети, прочитавшие книгу.
  197. Книга, прочитанная детьми.
  198. Получаем:.(Дети S, книга — О)
  199. VI. Определение обогащенного понятия.
  200. В результате работы групп учащиеся дают сконструированные ими самостоятельно определения с соблюдением правил определения. Степень корректности определения устанавливают эксперты.
  201. Действительное причастие это причастие, которое обозначает признак субъекта действия».
  202. Страдательное причастие это причастие, которое обозначает признак объекта действия».
  203. VII. Закрепление нового материала.
  204. VIII. Мониторинг качества усвоения нового материала.
  205. Технологии: «понятийный светофор», визуализация «понятийной моделирование».
  206. Технология «понятийное моделирование» предполагает самостоятельное составление учащимися схем субъектно-объектных отношений при изображении обоих видов причастия. С—S1. В качестве домашнего задания учащимся предлагается:
  207. Написать сочинение-миниатюру с использованием действительных и страдательных причастий и причастных оборотов на тему «Любимый уголок природы».
  208. Тема: «Промышленный переворот и становление индустриального запада».1 этап Введение в понятийную область.
  209. Цель: Актуализация понятий «переворот», «революция», «буржуазная революция».
  210. Технология: Тренинг: «Понятийная разминка».
  211. В ходе этого этапа в ходе фронтального обсуждения учащиеся устанавливают суть понятий, связь между ними.2 этап Выделение понятийной основы.
  212. Цель: Выделение общих существенных признаков обсуждаемых понятий и их понятийных основ Технология: дискуссия.
  213. В результате проведенной дискуссии выделяются общие существенные признаки обсуждаемых понятий и их понятийная основа.3 этап. Определение терминов. Цель: Определение терминов.
  214. Технология: игровая процедура «Синтез мысли», игровое моделирование, работа в команде.
  215. Определения записываются на доске.
  216. Буржуазная революция глубокие качественные изменения, итогом которых является развитие буржуазных отношений.
  217. Цель: приращение знаний, изучение учебной проблемы. Технология: проблемное обучение, работа в команде.
  218. Цель: на основе обсуждения проблемы самостоятельного исследования, сформулировать определение понятия «промышленный переворот" — развитие навыков работы в различных знаковых системах и перевода информации из одной знаковой системы в другую.
  219. Технология: учебная конференция.
  220. На доске вычерчиваются таблицы схемы, в которых как опорные понятия используются:1 команда: Изобретения конца 18 начала 19 века.:
  221. Увеличение роли науки в качестве производительной силы общества (телефон, телеграф, радио, лампочка накаливания, автомобильный транспорт), рост влияния информации как товара. 6 этап Понятийное обобщение.
  222. Цель: самостоятельно сформулировать определение понятия «Промышленный переворот». Технология: «мозговой штурм»
  223. Учащиеся: конструируют следующее определение понятия «промышленный переворот»
Заполнить форму текущей работой