Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета, кафедре хорового дирижирования института искусств АГУ, отражены в научных статьях и тезисах, в докладах и выступлениях на научных конференциях: Межвузовской методической конференции «Актуальные проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен
    • 1. 1. Генезис и сущность понятий «эмоция», «ценность», «отношение», «эмоционально-ценностное отношение» к миру
    • 1. 2. Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру как педагогическая проблема
    • 1. 3. Аксиологический и воспитательный потенциал народной песни
  • Выводы
  • Глава 2. Дидактическая модель формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен
    • 2. 1. Целевой, критериальный и содержательный компоненты дидактической модели
    • 2. 2. Процессуально-методический компонент дидактической модели формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен
    • 2. 3. Педагогический эксперимент по формированию у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен
  • Выводы

Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В гуманистической педагогике категория «содержание образования» всегда интерпретировалась с ориентацией на приоритет эмоционально-нравственных ценностей, и сегодня стратегические направления преобразования содержания образования продиктованы необходимостью его реальной гуманизации и культурологизации.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых предлагается строить стратегию и тактику реализации идей, способствующих развитию образования в России. Для полноценной жизнедеятельности системы образования среди прочих педагогических условий в нем обозначается приоритет общечеловеческих ценностей, а среди главных задач общеобразовательных учебных заведений называется эмоционально-ценностное развитие личности. В процессе решения как названных, так и других задач возникает ряд противоречий, связанных с происходящими изменениями в ценностных ориентациях. В этой связи особую озабоченность вызывает состояние эмоционально-ценностного отношения молодежи к миру. Так, к примеру, данные Центра социальной адаптации подростков, рисуя проблемный портрет современного ученика, выявляют набор кризисных показателей образования, среди которых для большинства детей (52%) получение высшего образования связывается с применением его в таких сферах деятельности как спекуляция, рэкет, предпринимательство, а традиционные ценности — Добро, Красота, Истина, добросовестность, аккуратность, сдержанность оказываются непривлекательными.

По оценкам результатов социолого-педагогических исследований (С.В.Кульневич), наиболее значимыми для большей части молодежи являются ценности ухода от активной деятельности, ценности жестокости, грубости, насилия, бессмысленная поп-культура, порнография, боевики, детективы и т. д. Отмечается снижение ценностей чтения, произведений искусства.

Одна из причин такой ситуации видится в том, что в школьной практике в процессе изучения учебных предметов, в том числе по музыке и пению, не в полной мере реализуется их воспитательный потенциал и, в частности, Их возможности в решении проблемы формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру.

Такая ситуация выдвигает необходимость выявления потенциальных возможностей обучения школьников хоровому пению народных песен как средства формирования у них эмоционально-ценностного отношения к миру, ориентирования традиционных методов обучения вокально-хоровым навыкам на гуманистическую парадигму, выражающихся в личностно-ориентирован-ных, гуманно-личностных, личностно-поисковых технологиях, воздействующих на эмоционально-чувственную сферу и создающих эмоционально-психологическую установку на эмоционально-ценностное отношение к миру. Общие подходы к проблеме эмоций и чувств отражены в работах Л. Я. Гозмана, Ч. Дарвина, К. Ланге, У. Джеймса, Н. Д. Левитова, Линдсея-Хебба, А. С. Никифорова, Л. Фестингера, С. Шехтера, П. В. Симонова, Е. Т. Коробова, А. Т. Злобина, П. Н. Якобсона, П. К. Анохина, Б. И. Додонова, Л. С. Выготского, Е. И. Рогова, Л. Э. Изарда и другихрудиментной теории эмоций посвящены работы Ч. Дарвина, Д. Ланге и другиетеории когнитивного диссонанса и когнитивно-физиологического возбуждения отражены в работах Л. Фестингера, С. Шехтера и другихэмоциональные процессы в механизмах мыслительной деятельности отражены в работах Аристотеля, Р. Декарта, К. Д. Ушинского, И. П. Павлова, В. А. Сухомлинского и другихроли чувств и эмоций в обучении посвящены работы П. К. Анохина, Е. Т. Коробова, П. В. Симонова, П. Н. Якобсона и др.- классификации эмоций определены работах Б. И. Додонова, А. Маслоу, А. Т. Злобина, К. Э. Изарда и др.- информационная теория эмоций отражена в работах П. В. Симонова.

Проблеме ценностей посвящены работы Б. Г. Анисимова, М. С. Бургина, А. Г. Здравомыслова, М. В. Кларина, С. В. Куревина, С. В. Кульневича, П. Р. Леиашвили Д.А.Леонтьева, А. Маслоу, В. И. Табакова, В. П. Тугаринова, А. Ю. Шадже и др.- структуре строения ценностных ориентаций посвящены работы А. В. Битуева, В. В. Ведзинской, А. Г. Здравомыслова, С. В. Куревина, Л. И. Петровой и др.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру как содержание образования рассматривается в работах многих современных ученых (Ю.Б.Алиева, Д. Б. Кабалевского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, А. С. Макаренко, А. В. Миронова, М. Н. Скаткина, Н. Е. Щурковой и др.).

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных путей решения проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру рассматривается в работах И. Я. Лернера, А. В. Брушлинского, П. В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина, М. И. Махмутова, В. Оконя, М. Н. Скаткина и ДР.

В многочисленных публикациях ученых теоретиков музыкального искусства, хоровых дирижеров, таких как Е. А. Альбрехт, Н. Х. Весель, Н. В. Калугина,.

A.И.Пискарев, А. Н. Серов, П. П. Сокольский, композиторов В. Г. Захарченко,.

B.Г.Комиссинского, Б. М. Целковникова, С. Чернобая, учителей музыки, разработавших программы общеобразовательных учреждений «Музыка в начальных классах» (Ю.Б.Алиев, В. К. Белобородова, Е. Д. Критская, Е. В. Николаева, Г. П. Сергеева, В. О. Усачева, Л. В. Школяр, Т.С.Шмагина), факультативная программа «Русский фольклор» (Л.Л.Куприянова), народная песня рассматривается как одно из важных средств воспитания.

Существует ряд диссертационных исследований, посвященных смежным с нашей проблемой аспектам: «Народная песня как интегрирующее средство обучения учащихся сельской школы» М.А.Гориновой- «Развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя в процессе освоения связей искусств (на примере музыки и литературы)» Г. В.Лазаревой- «Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах)» И. М. Красильникова и др.

Однако анализ литературы свидетельствует о том, что проблема формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен исследована не в полной мере.

Кроме того, анализ посещенных занятий учителей музыки, руководителей фольклорных кружков показывает, что обучение школьников хоровому пению народных песен осуществляется в основном традиционными формами и методами и формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к миру при этом осуществляется стихийно.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью целенаправленного и управляемого формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к миру и недостаточной разработанностью теоретических основ и технологии его формирования средствами обучения хоровому пению народных песен.

Необходимость решения этого вопроса и определила тему предлагаемой диссертационной работы и проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен.

Цель исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен, разработать дидактическую модель формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к миру и экспериментально проверить ее эффективность.

Объект исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к миру.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к миру будет осуществляться успешно и обеспечит прогнозируемые их качества если:

• будут определены теоретико-методологические основы формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен;

• будет разработана концептуальная дидактическая модель формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен, включающая логико-методологический, психолого-педагогический и технологический аспекты;

• в качестве педагогических условий формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к миру средствами обучения хоровому пению народных песен будет определено целевое, критериальное, содержательное, процессуально-методическое и технологическое его обеспечение.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили решение следующих задач:

1. Определить теоретико-методологические основы формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен.

2. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен.

3. Спроектировать и реализовать дидактическую модель формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен и экспериментально проверить ее эффективность.

4. Выделить и теоретически обосновать педагогические условия формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен.

Методологическую основу исследования составляют философские положения по проблеме ценностей, о диалектике эмоционального и рационального, основные положения этики и эстетики в системе ценностей.

Методологическими подходами к исследованию явились: аксиологический, гуманистический (личностноориентированный), культурологический, системно-структурный.

Теоретическими основами исследования явились: культурологическая концепция содержания образования (В.В.Краевский, И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин) — концепция эвристического образования (В.И.Андреев,.

A.В.Брушлинский, Н.В.Хуторской) — концепция личностноориентированного образования (Е.В.Бондаревская, С. В. Кульневич, В.В.Сериков) — концепция гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич,.

B.А.Сухомлинский, Н. Е. Щуркова и др.) — теория целеполагания (Е.Л.Белкин, В. П. Беспалько, Б. Блум, Д. Кратволь, М.В.Кларин) — теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Дистервег, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, И. Я. Лернер, И. Г. Песталоцци, М. Н. Скаткин, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.) — теория методов обучения (Ю.К.Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М.Н.Скаткин) — теория проблемного обучения (В.И.Загвязинский, З. И. Калмыкова, И. Я. Лернер, М. Н. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.) — вопросы дидактического анализа проблем художественного образования и методов художественного переживания (Ю.Б.Алиев) — концепция педагогической культуры (А.В.Барабанпдаков, Е. В. Бондаревская, З. К. Меретукова, Н. Д. Никандров и др.) — теория моделирования и программно-целевого проектирования, проектирование педагогических систем (В.П.Беспалько, М. В. Кларин, Ю.С.Тюнников) — теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Силевко, Ю. С. Тюнников, В. Т. Фоменко и др.) — теория отношений и пути их формирования (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Н. Д. Левитов, В.Н.Мясищев) — концепция формирования гуманного отношения к миру (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).

Методы исследования: • теоретические — анализ, моделирование педагогического процесса и отдельных его компонентов, обобщение, сравнение, синтез;

• эмпирические — наблюдение, опросные методы (тестирование, беседа, анкетирование), педагогический эксперимент, контент-анализ;

• математические — регистрация, ранжирование, шкалирование, математическая обработка полученных результатов.

Организация и этапы исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились СОШ № 3 г. Майкопа, ДОУ № 22 г. Майкопа, СОШ № 22 ст. Красная Улька Майкопского района. В исследовании участвовало 70 учеников младшего и среднего школьного возраста. Организация исследования включала три этапа.

Первый этап (1998 — 2000гг.) — изучение и анализ философской, психологической, педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования. На этом этапе изучалось состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практикеразрабатывался научно-исследовательский аппаратопределялись подходы к построению целостного процесса формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен, определялись критерии, показатели и уровни его сформированности, определялись диагностические средства, изучались условия проведения экспериментапроведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2000 — 2003гг.) — разработка дидактической модели формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен. На этом этапе осуществлена разработка «Образовательной программы по обучению школьников хоровому пению народных песен», «Рабочей тетради ученика по хоровому пению народных песен» и их реализация, осуществлен формирующий эксперимент, проведены диагностические процедуры с фиксацией данных, характеризующих изменения в объекте под влиянием экспериментальной работы.

Третий этап (2003 — 2004гг.) — анализ и обработка результатов экспериментальной работы, формулирование выводов и рекомендаций, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Определены теоретико-методологические основы формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен: уточнено содержание базовых понятий «эмоция», «ценность», «отношение», «эмоционально-ценностное отношение» к миру, выявлены подходы ученых к проблеме взаимодействия эмоций, ценностей, отношений, состояние разработанности проблемы формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру.

2. Определены критерии, показатели и уровни сформированное&tradeу школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен.

3. Предложена дидактическая модель формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен, включающая логико-методологический, психолого-педагогический и технологический аспекты.

4. Выделена и теоретически обоснована совокупность педагогических условий формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен, включающая целепостановочное, критериальное, содержательное, процессуально-методическое и технологическое его обеспечение. Теоретическая значимость исследования заключается в выделении и раскрытии педагогических условий формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен. Результаты исследования обогащают новыми знаниями теорию обучения в целом и концепцию формирования эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения, в частности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев сформированности у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен. Результаты исследования в целом и рекомендации автора, а также разработанные «Образовательная программа по обучению школьников хоровому пению народных песен» и «Рабочая тетрадь ученика по хоровому пению народных песен» могут быть использованы в дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждениях, руководителями песенно-фолыслорных кружков, учителями музыки, преподавателями вузов в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки в качестве дидактического материала, в системе повышения квалификации учителей музыки.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается четкостью методологических и теоретических положений, применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, предмету, целям, задачам и логике исследованияэкспериментальной проверкой основных положений диссертации и получением конкретных позитивных изменений у детей эмоционально-ценностного отношения к миру.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к миру представляется важнейшей воспитательной задачей процесса обучения хоровому пению народных песен, для решения которой необходима систематизация и интегрирование философских, психологических, педагогических, музыкально-педагогических взглядов на проблему.

2. Эффективность формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен определяется критериями: когнитивным, мотивационным, характером восприятия художественного образа и своего «Я», эмоциональной реакцией, ценностной ориентацией и позицией субъекта.

3. Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен определяется дидактической моделью, включающей: логико-методологический аспект, определяющий стратегию и теоретические основания моделируемого процесса и носящий в модели сквозной характерпсихолого-педагогический педагогический аспект, включающий систему принципов обучения как средства в целом и принципов формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, в частности, проект учебного процесса, описывающий целевой, критериальный, содержательный, процессуально-методический компонентытехнологический аспект, обеспечивающий организацию и реализацию моделируемого процесса и эффективное функционирование педагогического инструментария.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета, кафедре хорового дирижирования института искусств АГУ, отражены в научных статьях и тезисах, в докладах и выступлениях на научных конференциях: Межвузовской методической конференции «Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики» (г. Таганрог, 1998 г.) — Научной конференции молодых ученых и аспирантов «Наука — 2002» (г. Майкоп, 2002 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и систем образования» (г. Майкоп, 2002 г.) — Южно-Российской научно-практической конференции «Многоуровневая система профессионального художественного образования: традиции и современность» (г. Краснодар, 2004 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 211 наименований, 19 приложений. Общий объем диссертации составляет 268 страниц, в том числе 2 рисунка, 19 таблиц, 8 диаграмм.

Выводы.

Организация и проведение занятий по обучению детей хоровому пению народных песен свидетельствует, что возникающие творческие диалоги между поющими детьми, между хоровыми партиями, проявляющиеся во взаимодействии коммуникативных ситуаций, в умении высказывать самим предметную мысль, относиться к ней с пониманием, проявлять в ней объективное суждение с личностным оценочным отношением, исходя из проблемных условий, являются доминантой формирования эмоционально-нравственного переживания, эмоционально-ценностного отношения, к миру, к деятельности.

Сравнивая результаты констатирующего и формирующего этапов работы, мы пришли к выводу, что певческий коллектив экспериментальной группы, с которой проводилась целенаправленная работа по формированию эмоционально-ценностного отношения к миру через художественные образы народных песен, более компетентен в суждениях и внутренней культуре. Результат экспериментальной работы показал позитивно-динамический уровень познавательно-психологического развития детей ЭГ, нежели детей КГ. Развитие познавательно-психологической сферы, обогащая внутреннюю информационную культуру ребенка, способствовало интериоризации развития, на языке средств художественной выразительности, развитию видения многообразного, реального мира через призму обобщенных художественных образов народно-песенного жанра. Формированию эмоционально-ценностного отношения детей к миру способствовали конкретные психолого-педагогические условия: эмоционально-творческий микроклиматэвристические беседывыражение певческой информации на языке проблемных вопросов, проблемных ситуацийпроблемно-интонационные вопросы, способствовавшие формированию мотивационно-художественной потребностисистема методических мероприятий, направленных на осмысление и отношение поющих детей к мирунетрадиционные формы обучения.

Разработанные методические рекомендации и внедрение в учебно-воспитательный процесс вокально-хоровой технологии позволили активизировать и совершенствовать работу фольклорных ансамблей не только в вокально-техническом мастерстве, но и через художественные образы народных песен раскрыть творческий потенциал познания мира через свое «Я», через красоты природы, через обобщенный образ Достойного человека.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент подтвердил верность выдвинутой гипотезы и позволил сформулировать педагогические условия формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен. Такими условиями являются: целепостановочное и критериальное обеспечение процесса формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру, содержательное и процессуально-методическое его обеспечение.

Заключение

.

В рамках современного образовательного процесса, который носит гуманистический характер и направлен на индивидуальное личностное развитие, развивающее обучение в системе образования становится ведущим, а технологии, предполагающие построение учебного материала на личностно-смысловой, эмоционально-психологической основе, становятся очень актуальными. Личностно-ориентированные, гуманно-личностные технологии свободного воспитания составляют базу для психолого-педагогического исследования эмоционально-психологических установок, соответствующих поэтапному развертыванию содержательности урока.

В этих условиях цели воспитания формулируются как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ «Об образовании». Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование.

Сообразно названным целям в нашем диссертационном исследовании определены теоретические и методологические основы развития у детей эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен: уточнена сущность понятий «эмоция», «ценность», «отношение», «эмоционально-ценностное отношение к миру», определены различные подходы к проблеме развития эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен.

Педагогический эксперимент по формированию у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен (технологический блок) предполагал личностно-ориентированное, гуманно-личностное, личностно-смысловое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

В качестве педагогических условий, обеспечивающие эффективность формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен выдвинуты: целевое обеспечение процесса формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, включающее целеполагающую деятельность учителя и формулирование целей занятий, выраженных в результатах деятельности обучаемыхкритериальное его обеспечение, включающее содержательную характеристику критериев, их показателей и уровней сформированности у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песенсодержательное обеспечение, предполагающее отбор и структурирование образовательной программы по формированию у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песенпроцессуально-методическое обеспечение, включающее отбор и структурирование содержания учебного материала по каждому занятию, разработку системы занятий, определение методов, приемов, форм и средств обучения, видов деятельности, анализ и оценку результатов их деятельности, рефлексивную деятельность учителя и детейтехнологическое обеспечение, включающее организацию и реализацию эффективного функционирования педагогического инструментария.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предложенная совокупность педагогических условий формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен, ее теоретико-методологическое и технологическое обеспечение обогащают педагогический инструментарий и теоретическую базу концепции художественного образования, расширяет и обогащает дидактическое представление о возможностях обучения хоровому пению народных песен как средства формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, о возможностях реализации закона воспитывающего и развивающего обучения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев сформированности у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен. Результаты исследования в целом, рекомендации автора, а также разработанные «Образовательная программа по обучению школьников хоровому пению народных песен и «Рабочая тетрадь ученика по хоровому пению народных песен» могут быть использованы в дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждениях, руководителями песенно-фольклорных кружков, учителями музыки, преподавателями вузов в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки, в системе повышения квалификации учителей музыки.

Таким образом, результаты диссертационного исследования подтвердили верность сформулированной гипотезы.

На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации по формированию у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен:

1. Спроектировать художественно-образовательную модель, направленную на формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к миру средствами обучения хоровому пению народных песен в условиях единого образовательного пространства дошкольное учреждение — начальная школа.

2. Разработать учебные курсы по предложенной дидактической модели для руководителей фольклорных кружков.

3. Разработать музыкально-тематическую программу (музыкально-песенный материал) по содержанию разработанной проблемы.

4. Включить в учебную программу руководителей фольклорных кружков, хоровых коллективов, учителей музыки предложенную содержательно-образовательную программу, рабочую тетрадь для учащихся, тематическое построение нотного материала.

5. Привлечь внимание руководителей фольклорных кружков, учителей музыки, методистов к включению в практическую деятельность проблемных, нетрадиционных методов обучения, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения школьников к миру средствами обучения хоровому пению народных песен через призму художественных образов и оптимально сочетать их с традиционными методами.

6. Организовать практическо-методические занятия для руководителей фольклорных кружков, учителей музыки и др. по реализации содержания предложенной методики.

Проведенное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения ряда вопросов: обучение хоровому пению народных песен как фактор формирования мировоззренческой направленности личности школьниковподготовка будущего учителя музыки к формированию у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами обучения хоровому пению народных песен.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1983.- 112с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. М., 1995. — 145с.
  3. Ю.Б. Подросток музыка — школа / Ю. Б. Алиев // Вопросы методики музыкального воспитания детей. -М.: Музыка, 1975. — С. 71 — 115.
  4. Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования / Ю. Б. Алиев // Современная дидактика: теория практике. Под научн. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — С 231, 288.
  5. Ю.Б. Музыка / Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, Е. В. Николаева, Б. С. Рачина, С. Л. Старобинский // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы. Москва, Просвещение, 2002.- С. 99- 116с.
  6. Ш. А. Установление гуманных отношений в процессе обучения. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ш. А. Амонашвили 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, I987.-C.412, 447.
  7. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя /Ш.А.Амо-нашвили. -М.: Просвещение, 1987. 208с.
  8. А мы просо сеяли: Для детей мл. возраста рус. нар. игры-хороводы -М.: Музыка, 1982. Вып. 4 — С. — 39.
  9. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. /Б.Г.Ананьев. М.: Педагогика, 1980 г. — Т. 1. — 232 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. /Б.Г.Ананьев. -М.: Педагогика, 1980 г. Т. 2. — 288 с.
  11. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие / В. И. Андреев. Казань, 1994. — 247 с.
  12. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — 240 с.
  13. О.А. Музыкальное воспитание в русской образовательной школе / О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1948. — 189 с.
  14. O.JI. Современные требования и школьному учителю — музыканту / О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1982. Вып. 15 — С. 32 — 43.
  15. О.А. Методика музыкального воспитания / О. А. Апраксина. -М.: Музыка, 1984. -245с.
  16. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах / Аристотель. М., 1975−85. — Т.4. -С. 286, 300.
  17. .В. Избранные труды / Б. В. Асафьев. М., 1952. — Т. 1. — 325 с.
  18. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. М. — Л.: Музыка, 1965. — 276 с.
  19. .В. О хоровом искусстве / Б. В. Асафьев. JL: Музыка, 1980. -188с.
  20. Ю.К. Избранные педагогические труды / М. Ю. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  21. В. Мудрость тысячелетий: Энциклопедия / В.Балязин. М.: ОЛМН — ПРЕСС, 2002. — 848 с.
  22. Ф. Сочинения: В 2-х томах / Ф.Бэкон. М., 1977. — Т. 4. — С. 236 -266.
  23. Т. Музыка. Книга для общеобразовательной школы (3 кл.) / Т. Бейдер, В. Белобородова, А.Тилевич. М.: Музыка, 1983 г.
  24. В.П. Основы теории педагогических систем /В.П.Беспалько. -Воронеж. 1977.
  25. И.В. Философский принцип системности и системный подход /И.В.Блауберг, В. Н. Садовский, Б.Г. Юдин// Вопросы философии. 1978. -№ 8.
  26. А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций /А.В.Битуева // Credo 2000. -№ 3.
  27. А.А. Психология о личности /А.А.Бодалев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.- 188 с.
  28. Р. Серебристый поясок: Песни для детей дошк. и мл. шк. возр.: стиле музыки разных народов. Переизд. — М.: Сов. композитор, 1991. — 79с.
  29. Большая медицинская энциклопедия: 2-е изд. — М., 1964. — Т. 36. — С. 339.
  30. Большая советская энциклопедия: В 30-ти томах. 3-е изд. — М.: Сов. энц-я, 1978. — Т. 30. — С. 169,493 — 494.
  31. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.
  32. БордовскаяН.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  33. Ю.Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  34. Г. М. Эмоциональные особенности личности в детстве: Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 1998 — 140 с.
  35. Буланова-Топоркова М. В. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / М.В.Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушкин, Г. В. Сучков. Ростов н/Д.: Центр «Март», 2002. — 320 с.
  36. О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студентов высших пед. вузов / О. С. Булатова. М.: Центр «Академия», 2001. — 240 с.
  37. М.С. Аксиологические аспекты научных теорий / М. С. Бургин,
  38. B.И. Кузнецов. К.: Наук, думка, 1991. — 179 с.
  39. В.В. Понятие установка, отношения и ценностные ориентации в социологическом исследовании / В. В. Ведзинская. // Философские науки. 1968.-№ 2.
  40. JI.M. Психология и реальность. Единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. М.: Смысл, 1998. — 685 с.
  41. Весенние капельки: Рус. нар. игровые и хор. песни. М.: Музыка, 1983. —1. C.31.
  42. К.П. Работа над дикцией в хоре / К. П. Виноградов М.: Музыка, 1967.-101с.
  43. Водят дети хоровод: Муз. игры и песни для детей дошк. возр. М.: Музыка, 1988 г. -47с.
  44. Вокально-хоровая подготовка учителя музыки: Межвузовский сборник научных трудов. Ростов н /Д: РГПИ, 1991. — 112 с.
  45. Вопросы психологии. 1991. — № 3. — М.: Педагогика.
  46. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: Центр Сфера, 2001 — 128 с.
  47. Л.С. Учение об эмоциях // Выготский Л. С. Собр. соч: В 6-ти томах/ Л. С. Выготский. М., 1984. Т. 6. — С. 91 — 319.
  48. Л.С. Психология искусства /Л.С.Выготский. М., 1987.
  49. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. -265с.
  50. Т. Сочинения: В 2-х томах / Т.Гобсс. М., 1991. — Т. 2. — С. 65 -67.
  51. Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 28.
  52. М.А. Народная песня как интегрирующее средство обучения учащихся сельской школы: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук: / М. А. Горинова. Белгород. — 2001 г. — С. 19.
  53. А.Я. Теория интеграции образования /А.Я.Данилюк. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2001.- 192с.
  54. М.В. Проблемы теории личности /М.В.Демин. М.: Изд-во МГУ, 1977.-С. 180.
  55. Дирижерское исполнительство: Практика, история, эстетика. М.: Музыка, 1975.-621с.
  56. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.
  57. У. Что такое эмоция / У. Джемс // Психология эмоций. М., 1984.-83с.
  58. Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и воспитании: Сб. научн. трудов. М.: ИФЭН, 1985. — 138с.
  59. Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. — 204с.
  60. .И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М.: Политиздат, 1978.-272с.
  61. А. Краткий музыкальный словарь. 5-е изд. /А.Должанский. — М. — Л.: Музыка, 1966. — 517с.
  62. Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль / Л. Я. Дорфман // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 88.
  63. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — С. 192 — 224 с. (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  64. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. Г. Науменко, под общ. ред. С.Пушкиной. М.: Советский композитор, Москва, 1977 г. — С. 130.
  65. В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. -160с.
  66. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Загвязинский. М.: Центр «Академия», 2001. — 193с.
  67. В.Г. Песни станицы Кавказкой /В.Г.Захарченко. — Краснодар: Советская Кубань, 1993. 336 с.
  68. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности /А.Г.Здраво-мыслов. М.: Политиздат, 1968. — 223с.
  69. А. Классификация эмоций /А.Злобин // Вопросы психологии. -1991.-№ 4.-С. 8.
  70. К.Э. Эмоции и человек / К. Э. Изард. М., 1980. — С. 340.
  71. К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 2000. — 464с.
  72. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /И.Ф.Исаев. М.: Центр «Академия», 2002. — 208 с.
  73. Истины и ценности на рубеже XX -XXI веков. -М.: Б.И., 1992.-248 с.
  74. Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1 -3 классы / Д. М. Кабалевский. Москва: Просвещение, 1981. -208с.
  75. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д. Б. Кабалевский // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1 3 классы. — М., 1983. — 29 с.
  76. Д.Б. Дорогие мои друзья/Д.Б.Кабалевский. М.: Молодая гвардия, 1977. — 206 с.
  77. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе / Д. Б. Кабалевский.
  78. М.: Молодая гвардия, 1984. 189 с.
  79. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя /Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 1987. — 206 с.
  80. Д.Б. Как рассказать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1989. 193 с.
  81. Н. Методика работы с русским народным хором / Н.Калугина. -Москва: Музыка, 1977. 254 с.
  82. И. Критика способность суждения // Сочинение в 6 т / Кант И. Сочинения: В 6 т. / И.Кант. — М., 1966. — Т .5. — 199 с.
  83. М.Т. Развитие музыкальных способностей участников самодеятельного хорового коллектива / М. Т. Картавцева. — М.: МГИК, 1988.
  84. В.В. Эмоционально-образный анализ песни учебно-методического хорового репертуара в дошкольных группах, 1 классах ДМШ, в детских хоровых студиях и общеобразовательных школах /В.В.Кирюшин. М.: Интелтех, 1994. — 48 с.
  85. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие по спецкурсу / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. -218с.
  86. А.С. Я познаю мир /А.С.Кленов, // Детская энциклопедия: Музыка. М.: ACT — ЛТД, 1998. — 448с.
  87. Г. М. Педагогический словарь: Для студентов вузов и средних пед. уч. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Центр «Академия», 2000. — 176с.
  88. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей /А.К.Колеченко. СПб.: КАРО, 2001. — 368 с.
  89. Г. Я. Когда казаки поют / Г. Я. Коробков // Записки о донском народном творчестве. Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1985. -128с.
  90. Е.Т. Роль чувств и эмоций в обучении. Среднее специальное образование № 1 / Е. Т. Коробов. Педагогический лекторий. — 1989.
  91. В.И. Международный симпозиум «Искусство» и эмоции / В. И. Кочнев, В. Е. Семенов // Вопросы философии. 1992. — № 1 — 2. -175 с. 93.
  92. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому /В.В.Краевский. М.: 2000. — 36с.
  93. В.В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. Самара, 1994. — 123 с.
  94. И.М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах): Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / И. М. Красильников, -Москва, 1997. С. 22.
  95. М.Р. Методология и методика педагогических исследований: Учебное пособие / М. Р. Кудаев. Майкоп. Издательство АГУ, 2003. — ч. 1. — 163с.
  96. B.C. Психология. 3-е изд., перераб. и доп. / В. С. Кузин. — М.: Агар, 1997. — 304с.
  97. Ю.К. Эвристические методы в структуре решений / Ю. К. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 232с.
  98. Л.Л. Русский фольклор (факультативная программа): Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы / Сост. Е. О. Яременко, -М.: Просвещение, 2002. С. 153 — 160.
  99. С.В. Наука и ценностная ориентация личности / С. В. Куревина, Л. М. Половинкина // Формирование духовного мира человека. Горький, 1989. -С. 75−83.
  100. Н.С. О взаимосвязи эмоциональной экспрессии и потребления психоактивных веществ в диадах «мать дочь» / Н. С. Курек // Психологический журнал. — 1996. — № 1. — С. 128 — 138.
  101. Е.П. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитания на хоровых отделениях детских музыкальных школ /Е.п. Леванов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 99с.
  102. Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964 г. — 343 с.
  103. Н.Д. Психология характера. 3-е изд., испр. и доп. / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  104. П.Р. Ценность как категория аксиологии / П. Р. Леиашвили. -Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1990. 81с.
  105. Д.А. От социальных ценностей к личности. Социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев. -Вестник МУ. Сер. Психология — 1997. — № 1. — С. 20 — 27.
  106. И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974 г. -64 с.
  107. И.Я. Дидактическая система методов обучения/И.Я.Лернер. — М.: Знание, 1976.-64с.
  108. И.Я. Учебный предмет, тема, урок / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1988.
  109. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186с.
  110. И.Я. Теория современного процесса обучения / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С. 10−17.
  111. И .Я. Дидактические проблемы построения базового содержания образования: Сб. науч. тр. / КЯ.Лернер. М.: ИТП и МИО РАО, 1993.
  112. И.Я. Цели и состав содержания общего образования: Прогностическая концепция целей и содержания образования / И. Я. Лернера. М., 1994.-С. 288.
  113. Д.С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев. // Новый мир, 1980. № 3. — 37с.
  114. Л. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. 3-е изд. / Л.Мазель. М.: Музыка, 1986. — 528с.
  115. А.С. О воспитании /А.С.Макаренко. М.: Политиздат, 1988. -256 с.
  116. А.С. Отношения, стиль, тон в коллективе. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. вузов: 3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1987. — 447 с. — С. 346, 447с.
  117. И.В. Эстетическое в системе ценностей / И. В. Малышев, Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1980. — 151с.- 20с.
  118. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  119. М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. — 543с.
  120. З.К. Условия формирования творческого мышления будущего учителя / З. К. Меретукова // Совершенствование профессионально-деятельностной подготовки учителя. Майкоп, 1989. — С. 16 — 17.
  121. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения / З. К. Меретукова. — Майкоп: Изд-во АГУ, 1994. 228с.
  122. З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению / З. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 1997. — 224с.
  123. З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал: Учебное пособие для студентов и аспирантов / З. К. Меретукова. Майкоп, 1999.- 160с.
  124. З.К. Методологическая культура основа научного исследования / З. К. Меретукова // Студенческий научный журнал, 2001. — № 2. -С. 68−71.
  125. З.К. Методология научного исследования и образования: Учебное пособие для студентов, занимающихся НИР, и аспирантов / З. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ. 2003. — 268с.
  126. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э. Б. Абдулина. М.: Центр «Академия», 2002. — 272с.
  127. А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / А. В. Миронов. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 360с.
  128. Могущество знания. Афоризмы отечественных и зарубежных авторов. — М.: Знание, 1979.
  129. В.Г. Музыкальное мышление современной студенческой молодежи: Проблемы. Происхождение. Пути формирования / В. Г. Мозгот. — Майкоп: Изд-во АГУ, 1999. 75с.
  130. Морально-ценностные ориентации современного человека. // Мораль: Сознание и поведение. М.: Наука. 1986. — С. 125−151.
  131. Музыкальная энциклопедия. В 6-ти томах.
  132. В.Н. Психология отношений: Избр психлог. труды / В. Н. Мясищев. М. — Воронеж, 1995. — 356 с.
  133. С. Западноевропейская философия XVII в. -М., 1991.
  134. Национальные традиции русского хорового искусства: (Творчество, исполнительство, образование). JI.: JIOJITK, 1988. — 156с.
  135. .М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания/Б.М.Неменский.-М., Просвещение, 1981 г.
  136. А.С. Эмоции в нашей жизни /А.С.Никифоров. М.: Советская Россия, 1976. — 272с.
  137. Е.И. Взаимоотношения «учитель ученик» / Е. И. Панова, Л. Н. Рыбакова, Е. С. Мороз. — М.: Педагогика, 1993. — № 6. — С. 49 — 53.
  138. Песенные узоры: Рус. нар. песни и игры для детей шк. возр. М.: Музыка, 1988. -Вып.2.- 31с.
  139. Песенные узоры: Рус. нар. песни и игры для детей шк. возраста. М.: Музыка, 1990. — Вып. 4. — 63с.
  140. Л.И. Фольклорный праздник как средство формирования художественно-ценностных ориентаций учащихся / Л. И. Петрова. СПб: СПбГУПМ, 1992.-С. 58.
  141. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В. С. Кукушкина. Ростов н/Д.: Центр «Марш», 2002. — 320с.
  142. Ч 146. Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608с.
  143. Е. О динамике звука певческого голоса / Е.Петрова. — М.: Муз-^ гиз, 1963.-47с.
  144. И. Из опыта работы с самодеятельным народным хором: Методические рекомендации для руководителей художественной самодеятельности / И.Петрусенко. Майкоп, — 1986 г.
  145. В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Петрушин. -М.: Центр ВЛАДОС, 2000. 176с.
  146. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп./В.Ю.Питюков. М.: Гном-Пресс, 1999.-192 с.
  147. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2-х книгах / И. П. Подласый. М.: Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.: ил.
  148. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2-х книгах / И. П. Подласый. М.: Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256с.: ил.
  149. В.А. Дидактика высшей школы / В. А. Попков, А. В. Коржуев. -М.: Academia, 2001.-136 с.
  150. B.C. Русская народная песня в детском хоре / В. С. Попов. М.: Музыка, 1979. — 80с.
  151. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  152. Проблемы формирования коммунистического мировоззрения / Под ред. М. Н. Алексеева и Н. Г. Огурцова. М.: Народная асвета, 1975. — 186с.
  153. Прогностическая концепция целей и содержания образования. М.: ИТПИМИО, 1991.-131с.
  154. Н.В. Постановка голоса и методика обучения пению: Учебно-методическое пособие / Н. В. Рахчеев. Минск: БГУ, 1988. — 43с.
  155. И.И. Проблема человека в философии образования / И. И. Ремезова, Т. П. Анишина // Философия образования для XXI века, -М., 1992.-С. 130−152.
  156. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608с.
  157. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — Т. 2 — 672с.
  158. Е.И. Эмоция и воля / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1999. — 240с.: илл. — (Азбука психологии).
  159. С.Л. Принципы общей психологии /С.Л.Рубинштейн. М., 1973.-369с.
  160. С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.-463 с.
  161. С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп. / С. Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1987. — 447 е.- 340с.
  162. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб: ЗАО изд. «Питер», 1999. — 720с.
  163. Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы /Вступ. статья, сост., комент. П.А. Вульфиуса- предисл. Е.М.Орловой- общ. ред.О. И. Соколовой. -М.: Музыка, 1979. 367с.
  164. Русская природа: Муз. беседы для детей мл. возр. 5-е изд. — Л.: Музыка, 1990.-78с.
  165. Л.Н. Трудности учительской профессии / Л. Н. Рыбакова, Е. С. Мороз, Е. И. Панова. М.: Педагогика, 1993. — № 2. С. 59 — 65.
  166. П.А. Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе / П. А. Сергеева, Л. А. Бердникова. Майкоп: Изд-во АТУ, 2000. -135с.
  167. П.В. Информационная теория эмоций. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. / П. В. Симонов. — М.: Просвещение, 1987. — 447 е.- 232 с.
  168. П.В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. В. Ершов, Ю. П. Вязенский. М.: Наука, 1989. — 352с.
  169. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М., 1995 г.
  170. В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений/В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. М., 2000. — 216с.
  171. В.А. Дидактика: Учебное пособие для высших пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров. Центр «Академия», 2002. — 368 с.
  172. М.Н. Проблемы современной дидактики /М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 95с.
  173. М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1991. — 173с.
  174. Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. М.: Русский язык, 1988. -С. 48. — 608с.
  175. М.А. Эмоциональный мир музыки / М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1990.-318с.
  176. Современная дидактика: Теория практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. — 288с.
  177. Э.В. Культура и личность / Э. В. Соколов. Ленинград: Изд. «Наука», 1972. — 226с.
  178. Сохранение и развитие русских народно-песенных традиций / Отв. ред. Л. В. Шамина. М.: ГМПИ, 1986. — 144с.
  179. Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под редакцией Е. Н. Степанова. М.: Центр «Сфера», 2001.- 128 с.
  180. М.П. Живое наследие А.С.Макаренко/М.П.Стурова // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 53.
  181. В.А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения // В. А. Сухомлинский / Избранные произведения в 5-ти томах/ В. А. Сухомлинский. Киев, 1979. т. 2. — С. 7 — 115.
  182. В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М., 1975. -173с.
  183. В.А. Избранные пед. соч. в 3-х томах / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979 — 81 г. Т. 1. — 216 с.
  184. В.И. Человечность как главная ценность духовного мира человека / В. И. Табаков. Горький, 1989. — С. 5 — 14.
  185. Теория и практика современного образования: Материалы XI Междуна-ролной конференции, посвященные памяти академика РАО И. Я. Лернера: В 2-х ч. Тула: Изд-во Тульского госпедин-та, 1997. Ч. 1. — 187с.
  186. С. Целостность и гуманизм рериховской педагогики / С.Тимофеева. Знамя мира, 1997 г. — С. 6.
  187. O.K. Информатика и новые проблемы психологической науки / О. К. Тихомиров // Вопросы философии, 1986. № 7. — 44с.
  188. В.П. Личность и общество / В. П. Тугаринов. — М.: Мысль, 1965.-63с.
  189. В.П. Проблемы ценностей в философии / В. П. Тугаринов. -М.-Л., 1966.-С. 15−16.
  190. Ю.С. Культурологическая подготовка будущего учителя: системное проектирование процесса формирования у студентов культурологических умений / Ю. С. Тюнников, Ю. А. Юрченко. Сочи: РИО СГУТ и КД, 2001.-140с.
  191. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. 2. // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11-ти томах / К. Д. Ушинский. М.: Изд-во АПН, 1950. — Т. 9. — С. 117.
  192. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов /А.В .Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  193. .М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование / Б. М. Целковников. М., 1999. — 231с.
  194. Ценность // Философская энциклопедия: В 5-ти томах. М.: Сов. энциклопедия, 1970. — Т. 5. — С. 462.
  195. П.И. О народном и национальном элементе в музыке / П. И. Чайковский // Избранные отрывки из писем и статей. М., 1952.
  196. Шадже А. Ю Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) / А. Ю. Шадже. Майкоп: Изд-во АГУ, 1996. — 168с.
  197. Шишкин А.Ф. XX век и моральные ценности человечества /А.Ф.Шишкин, К. А. Шварцман. Москва: Мысль, 1968. — 270с.
  198. И.Д. Идеи эстетического воспитания в адыгском устном народном творчестве / И. Д. Шоров. Ростов н /Д.: РГПИ. 1989. — 81с., 20 ст.
  199. Г. И. Особенности познавательного интереса / Г. И. Щукина // Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — С. 9, 16 — 20.
  200. Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника) / Н. Е. Щуркова. Изд. Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1993 г. — 61 с.
  201. Н.Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48с.
  202. Н.Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128с.
  203. Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики /Н.Е.Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 96 с.
  204. Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  205. Этическое и эстетическое в системе ценностей. Л.: ЛГУ, 1971.
  206. П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1966.
  207. М.Г. Уолтер Кеннон, Иван Павлов и проблема эмоционального поведения / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. 1995. — № 6. -55с.
Заполнить форму текущей работой