Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществление экологической направленности учебно-воспитательного процесса на основе нравственных и эстетических ценностей обеспечивает, во-первых систематическую направленность учебно-воспитательного процесса на нравственно-эстетическое восприятие природного мира (на лекциях, семинарах, лабораторно-практических занятия, полевых практиках), во-вторых, позволяет использовать полученные навыки… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ нравственного и эстетического компонентов в системе экологического образования студентов педвуза
    • 1. 1. Проблема формирования экологической культуры студентов в современной высшей школе
    • 1. 2. Нравственный компонент экологической культуры и его воспитание у студентов педвузов
    • 1. 3. Эстетический компонент экологической культуры и его воспитание у студентов педвуза
  • Глава 2. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры студентов педвуза
    • 2. 1. Педагогические условия эффективной организации воспитания экологической культуры на основе нравственного и эстетического компонентов
    • 2. 2. Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов
    • 2. 3. Ход и результаты экспериментальной работы

Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осознавшее ответственность за судьбу природы человечество, обеспокоено проблемами, порожденными современной цивилизацией. Особое место среди них занимают экологические проблемы. Окружающая природа практически полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, который эксплуатирует все экосистемы. Представление о неограниченности ресурсов биосферы и независимой деятельности человека от окружающей природной среды оказалось несостоятельным. Истощаются невосполнимые ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды, множество загрязнителей не включаются в естественный круговорот и накапливаются в биосфере, ухудшая состояние живых организмов. Деградация обусловлена ослаблением нравственных императивов деятельности человека. Для сохранения биосферы традиционных мер по улучшению природопользования усвоение и углубление экологических знаний недостаточно. Преодолеть создавшуюся ситуацию возможно обогащением нравственно-эстетического потенциала человека. В связи с этим современная педагогическая наука уделяет особое внимание совершенствованию системы экологического образования и воспитания, экологического сознания, экологической деятельности и экологической культуры в целом. Эффективная организация процесса формирования экологической культуры будет способствовать усилению базовых экологических знаний, определит экологическое мировоззрение и разовьет потребности в соответствующей деятельности по освоению природы и использованию природных ресурсов. Экологическая составляющая содержания воспитательного процесса способствует становлению новых отношений в системе человек-природа.

Принципы организации экологического воспитания и образования обоснованы в трудах педагогов прошлого Я. А. Коменского (103), И. Г. Песталоцци (103). К. Д. Ушинского (153), A.C. Макаренко (72), В.А.

Сухомлинского (143) и др. На их основе осуществлен отбор содержания экологического образования с позиций единства человека и природы.

Современные авторы уделяют значительное внимание совершенствованию экологического образования и воспитания (А.Н.Захлебный (42), И. Д. Зверев (45), A.B. Миронов (84), Л. П. Печко (166), И. Т. Суравегина (142), и др.). Ими были разработаны цели, задачи, принципы и концепции содержания экологического образования. Развитию экологической культуры младших школьников посвящены работы Е. В. Яковлевой (170), Н. Э. Якубовой (172) и др.

Н.Э. Якубова считает, что содержание образования младших школьников обладает достаточным потенциалом для формирования экологической культуры, в том случае, если придать учебно-воспитательному процессу определенную направленность: систематизировать и углубить знания о флоре и фауне края, развить познавательную активность на основе эколого-краеведческой деятельности, сформировать духовное отношение к природе края и т. д. З. Э. Абашидзе (1), И. Т. Гайсин (26), Н. Х. Нагаева (87) и др. рассматривают формирование экологической культуры учащихся средних классов путем углубления системы знаний о взаимодействии природы и человека, проведение занятий на природе (экскурсии), использование эстетических средств (музыка, поэзия и т. д. о природе). Н. П. Дубининым (36), С. С. Красновидовой (62), И. И. Пономаревой (108) и др. изучены возможности усовершенствования экологического образования старшеклассников на базе естественнонаучных дисциплин. P.M. Нуризянов (91) обосновывает положение о том, что для развития экологической культуры у учащихся необходимо создать такие педагогические технологии, которые будут способствовать развитию творческой личности, обладающей интегрированными знаниями об окружающем мире (экокружок, исследовательская работа, пресс-конференция).

Формирование экологических знаний осуществляется на базе профессионально-технического обучения. Иванов Г. А. (48) считает, что экологический подход определяет специфику экологических знаний учащихся ПТУ. Эти знания носят нормативный характер, поскольку изучают предельно допустимые нормы природопользования и направлены на формирование эколого-нравственных норм, становящихся факторами поведения учащихся по отношению к природе. Л. Ю. Чуйкова (161) представляет, что формирование экологического мышления осуществляется за счет экологизации содержания знания и экологизации самого процесса приобретения знания у учащихся агротехнических учебных заведений, которые выпускают специалистов занятых непосредственно в природной среде и от их профессиональных действий, будет зависеть состояние окружающей среды.

Экологическое образование в вузе, считают Ю. С. Котов (59), Л. Г. Третьяков и Г. А. Ягодина (169) и др., необходимо для совершенствования личности с экологической установкой, которая составляет компонент мировоззрения. Экологическая установка ориентирована на сохранение стабильности существования экологических систем, на решение региональных и мировых экологических проблем, которые выходят за границы отдельных отраслей знаний и не могут быть решены без привлечения специалистов смежных отраслей знаний.

В.Н. Алексенко (4) И. Т. Гайсиным (27) и др. показано, что осуществление экологического образования с младшего школьного возраста до вуза демонстрирует реализацию преемственности — движение от простого к сложному, достигнутый уровень развития сохраняется путем его изменений в процессе непрерывного образования. Принцип преемственности экологического образования означает, что, овладев базой экологических знаний, умением их пополнять, человек сможет непрерывно развивать, совершенствовать природоохранную деятельность.

Современные педагогические исследования по вопросам экологического образования и формирования экологической культуры включили в себя новый ориентир — экологизация. Под экологизацией В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов (132) понимают процессы, связанные с гармонизацией и оптимизацией отношений между обществом и природой. По мнению Н. М. Мамедова (74) экологизация это проникновение экологических идей, понятий, принципов в другие дисциплины для подготовки специалистов различного профиля. Л. Ю. Чуйкова (161) считает, что экологизированное мышление активизирует интеллектуальную деятельность по эффективному овладению экологическими знаниями. Л. В. Тарасов (145) утверждает, что в образовательном процессе экологизацию сознания надо ставить как одну из основных задач. В этом случае будущие специалисты будут действовать в природной среде с внутренней убежденностью, а результаты природоохранной деятельности будут максимально эффективными. Многие ученые (3, 80, 132, 33 и др.) предлагают экологизировать школьный и вузовский учебный материал по всем дисциплинам с учетом специфики каждого предмета. Экологическая ориентированность общества, необходимая для регуляции социально-экономического процесса утверждает Н. В. Соловьева, не может быть осуществлена без повышения уровня экологических знаний, ответственности за состояние окружающей природной среды, ценностной переориентации сознания субъектов деятельности (138, с.131).

Ряд авторов (42, 84, 142, 134 и др.) успешно используют разные методы формирования экологической культуры. А. Н. Захлебный (42) утверждает, что готовность и способность ответственно действовать в природной среде, связана не только с получением знаний о законах природы, но и с развитием интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина (165) считают, что в основу экологического образования должны входить следующие элементы: система знаний о взаимодействии общества и природы, ценностные экологические ориентации, система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по её изучению и охране. По мнению Б. Г Иоганзена, экологическое воспитание предусматривает формирование всесторонне развитой личности, понимающей зависимость человека от общества и природы, необходимость сохранения и улучшения мира природы, развитие умений ценить прекрасное в окружающем мире, а также чувства гражданской ответственности перед современниками и будущим поколением людей за состояние природы (53).

Ряд авторов (158, 172 и др.) успешно демонстрируют возможность формирования экологической культуры на основые региональных особенностей с привлечением историко-этнографического и краеведческого материала. По мнению Н. Э. Якубовой (172) эффективность формирования экологической культуры достигается во взаимосвязи с целенаправленной внеурочной деятельностью школьников. З. А. Хусаинов (158) использует знания татарского народа о природе на уроках естественных дисциплин и во внешкольных мероприятиях.

Одним из основных и наиболее значимых в преобразовательной деятельности человека выступает моральный аспект. В. Н. Дикий замечает, что нравственное воспитание может быть успешным, если оно проводится систематически, последовательно, в единстве требований педагогов, родителей общественных организаций, а на его основе лежит сознательная установка учителя на формирование убеждений и нравственных качеств (34, с. 10). З. Э. Абашидзе добавляет к сказанному, что воспитание гуманных чувств, выражается в заботливых и ответственных взаимоотношениях с природой (1, с. 11). И. Т. Гайсин (26) особое внимание уделяет развитию самостоятельной деятельности учащихся в природе. А. А. Сотников акцентирует внимание на том, что нравственный элемент проявляется через отношения, формирующиеся между людьми (139, с.11). Общение в процессе природоохранительной деятельности несет в себе определяющие нравственные ценности данного общества. Нравственно-экологическая деятельность является частью общественного труда и становится социальной ценностью. Н. Б. Игнатовская утверждает, что экологический дискомфорт требует выработки нового типа отношений к природе, который определен как позитивно-ценностный (50). Ценностное отношение к природе становится моральной проблемой. Как элемент культуры, это устойчивое отношение дает возможность более углубленного исследования природопреобразующей деятельности человека.

Л.П. Печко рассматривает влияние эстетического воспитания в процессе обучения на уроках естественного и художественного циклов на формирование экологической культуры личности (166). Современные исследования подтверждают, что эстетический компонент не исчерпал свои возможности (5, 84, 166, 106, 58, 87 и др.). Исследователи развивают мысль о том, что экологическая культура и школьников, и будущих учителей может быть сформирована насыщением учебных программ эстетическим содержанием. Для развития экологической культуры предлагается комплекс эстетических средств, включающих в себя саму природу, искусство (худ.

литература

живопись, музыка) и эстетическую деятельность. И. Ф. Смольянинов утверждает, что именно природа имеет огромный эстетический вес. Красота является первоисточником красоты в искусстве. Она всегда перед глазами, надо только уметь видеть и чувствовать её (136). Эстетическое воспитание посредством природы осуществляется в процессе духовного развития человека. Н. К. Андриенко (5), Б. Т. Лихачев (69), Миронов А. В. (85), Л. П. Печко (166) и др. указывают на необходимость использовать при формировании экологической культуры нравственный и эстетический компоненты.

Проблема экологической культуры междисциплинарная. Она рассматривается не только педагогами, но и философами, психологами, социологами, теологами. В.И. Данилов-Данильян (33), В. А. Кобылянский (56), В .А. Лось (70), Ю. Г. Марков (75), В. И. Медведев (80), А. Д. Урсул (151) анализируют философские и естественнонаучные аспекты взаимоотношения общества и окружающей среды. Экологическое поведение, воспитание, роль экологических движений, рассматриваются с позиций различных видов экологического сознания. Обеспечить экологически устойчивое развитие и улучшить искусственную среду возможно в экологически культурном обществе, становление которого исключительно важно, так как именно в ноосферном обществе определяются новые пути взаимодействия человека с природой. Ю. П. Ожегов и Е. В. Никонорова (94), В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов (132), Н. В. Соловьева (138) и др. провели социологический анализ становления экологической культуры молодежи. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о низком уровне экологической информированности и образованности молодежи. Одним из источников экологической этики является религия, которая может разбудить в людях сознание ответственности за природную среду. Религиозные убеждения являются действенной мотивацией для активного участия в программах, направленных на охрану природы. (Алексей П Патриарх Московский и всея Руси отметил, что нравственная высота господства человека над природой — постоянное попечение о благобытии всей твари возможно лишь при любви к каждому созданию (111,с.92).

Серьезное внимание уделяется проблеме подготовки будущих учителей для работы по экологическому воспитанию учащихся в научных исследованиях (С.Н. Глазачев, Б. И. Иоганзен, A.B. Миронов, Э. А. Турдикулов, И. А. Уразметов, Н. В. Тимошкина, И.М. Максимова). Выполненные научно-педагогические исследования направлены на формирование экологической культуры учащихся разных возрастных групп на базе учебных предметов естественного цикл (З.Э Абашидзе, И. Т. Гайсин, Т. В. Машарова, И.А.Уразметов).

Анализ и степень разработанности проблемы формирования экологической культуры у студентов вуза, позволяет говорить об отсутствии ее в профессиональной подготовке будущих учителей биологических дисциплин. Озабоченность вызывает недостаточно высокий уровень экологической культуры студентов педвуза. Непосредственный интерес для данного исследования представляют работы Н. К. Андриенко, И. Т. Гайсина, И. М. Максимовой, A.A. Сотникова, Н. В. Тимошкиной, Н. Э. Якубовой и др., в которых анализируются аспекты образовательной деятельности направленные на экологическое воспитание. В практике работы со студентами педвуза проблемы формирования экологической культуры в процессе нравственно-эстетического воспитания решались на основе эмпирических фактов. Отсутствует адекватная модель деятельности по развитию экологической культуры студентов в процессе их нравственного и эстетического воспитания.

Потребность в высокой экологической культуре учителя обусловлена современными тенденциями развития школы. Экологическое образование и воспитание направлено на служение нравственным и духовным идеалам личности, ее активной гражданской позиции. По мнению В. А. Кобылянского, экологическое образование будет иметь значение в том случае, если будет непрерывным и всеохватывающим (56). В процесс экологического образования должны быть включены семья, школа, вуз, средства массовой информации, литература, искусство, церковь. В общественном сознании должно господствовать мнение, что культурный и образованный человек это экологически культурный человек. Таким образом, обнаруживается противоречие между общественно-педагогической потребностью в экологически культурных выпускниках педвуза, способных целенаправленно решать задачи экологического образования школьников и недостаточной разработанностью вопросов эффективного использования нравственного и эстетического компонентов в формировании экологической культуры студентов.

Актуальность данной проблематики, её не разработанность для практики работы высшей школы обусловили выбор темы исследования «Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза».

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация педагогической деятельности по формированию экологической культуры студентов педвузов — будущих учителей биологии на основе нравственного и эстетического компонентов.

Объект исследования: экологическое образование и воспитание студентов педвуза — будущих учителей биологии.

Предмет исследования: педагогические условия и модель эффективного формирования нравственного и эстетического компонентов в процессе становления экологической культуры студентов педвуза — будущих учителей биологии.

Гипотеза исследования: формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза будет эффективным при условиях:

— организации воспитания нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов в образовательном пространстве вуза;

— осуществления экологической направленности учебно-воспитательного процесса на основе нравственных и эстетических ценностей;

— усиления нравственного и эстетического аспектов в научно-исследовательской и творческой деятельности студентов;

— развития профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей к осуществлению экологической работы в школе на основе нравственного и эстетического компонентов;

— формирования культуры осознанного выбора экологического поведения с позиций нравственных и эстетических ценностей;

— реализации педагогических условий и модели формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза в учебно-воспитательном процессе.

Доказательство выдвинутой гипотезы потребовало решения следующих задач:

1. Раскрыть содержание нравственных и эстетических компонентов в структуре понятия «экологическая культура студента педвуза».

2. Определить и экспериментально проверить педагогические условия эффективной организации воспитания нравственного и эстетического компонентов в процессе становления экологической культуры студентов.

3. Апробировать модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза.

Методологической основой исследования являются: философские положения о единстве природы и человека, всеобщей взаимосвязи и целостности явлений (В.И. Вернадский, В.И. Данилов-Данильян, А. Д. Урсул, Н. Ф. Реймерс, И. Д. Лаптев и др.) — экологические идеи о сохранении биологического разнообразия, об исчерпании планетарных ресурсов (Т.А. Акимова, М. И. Будыко, Д. Х. Медоуз, Ю. Одум, Н. М. Чернова, В. В. Хаскин и др.) — идеи исторического взаимодействия человека и природы (В. А. Лось, Данило Ж. Маркович, В. К. Рахилин и др.) — нелинейное мышление в современной экологии (И.Р. Пригожин, H.H. Моисеев, Г. Ю. Ризниченко, Ю. Т. Каганов и др.) — системный подход к изучению культуры (A.M. Марков Ю. Асоян, Г. М. Пономарева, и др.) — принципы построения экологического образования и воспитания (АН. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Л. П. Печко, A.B. Миронов, С. Н. Глазачев, Э. В. Гирусов, В. И. Медведев Я.И. Габев, и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и синтез содержания философских, психологических, педагогических, социологических, экологических научно-литературных источников, полученных научных фактов по проблеме становления экологической культуры студентовизучение и анализ педагогического опыта работы, учебных программ, планов занятий курсов по выбору с целью изучения состояния проблемысбор эмпирической информации — анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогическое моделирование, экспериментметоды статистической обработки, качественный и количественный анализ, графические и табличные интерпретации полученных данных.

Экспериментальная база. Педагогические исследования проводились на базе Казанского государственного педагогического университета биологического и географического факультетов, Татарского государственного гуманитарного института. В эксперименте принимали участие 545 студентов.

Этапы исследования.

В исследовании можно выделить три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (1997;1999 гг.) — предполагал изучение философской, психолого-педагогической, социологической, экологической литературы по проблеме, анализ сложившейся практики воспитания экологической культуры студентов педвузов Российской Федерации.

Второй этап (1999;2000 гг.) — предполагал теоретическое обоснование подхода к проектированию модели воспитания у студентов экологической культуры на основе нравственного и эстетического отношения к природенаписание и публикация учебного пособия «Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры студентов» (Казань, 2001).

Третий этап (2000;2003 гг.) — включал экспериментальную работу по формированию нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов, завершение оформления материалов исследования, обработку полученных результатов в ходе исследования, формулировку выводов, рекомендаций и текстовое оформление диссертации.

Научная новизна исследования: раскрыто понятие «экологическая культура студентов педвуза» с позиций взаимодействия и актуализации нравственного и эстетического компонентов в его структуре и содержаниитеоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования экологической культуры студентов педвуза на основе нравственных и эстетических компонентовразработана педагогическая модель становления экологической культуры студентов педвуза, выявлены ее структура и содержаниеопределены возможности учебно-воспитательного процесса в формировании экологической культуры студентов педвузапоказана нравственная и эстетическая составляющие в общегуманитарных и биологических дисциплинахвыявлена роль курсов по выбору в организации образовательного пространства, в котором формируется экологическая культуры студентов педвуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации уточнены значения нравственного и эстетического компонентов студентов российских педвузов в экологическом воспитании в условиях современной образовательной ситуации общества. Раскрыты некоторые тенденции развития теории и практики нравственного и эстетического воспитания в образовании. Выделено содержание нравственной и эстетической деятельности будущих учителей биологов в контексте формирования экологической культуры на основе творческого подхода к общению с природой. Прослежена специфика обучения и воспитания студентов, способных адаптировать полученные знания и умения в педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты обеспечивают педагогов-организаторов выводами и рекомендациями по организации нравственного и эстетического компонентов экологической культуры в условиях педагогических колледжей и общеобразовательных школ. Опубликованное автором данного исследования учебное пособие «Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры студентов» (Казань, 2001), содержащее в себе материалы двух курсов по выбору «Формирование экологической культуры студентов педвуза» и «Флористическое искусство» используются учителями гимназий, колледжей и общеобразовательных школ в практике формирования нравственного и эстетического компонента экологической культуры учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования, обеспечиваются использованием фундаментальных теоретических положений и разнообразных современных педагогических трудов, адекватных объекту и цели данного исследованияразносторонним анализом полученных результатовмоделированием педагогических ситуаций, деятельности и общенияприменением средств статистической обработки экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации обсуждались на кафедре педагогики гуманитарных факультетов КГПУ, докладывались на научно-практических конференциях «Актуальные экологические проблемы РТ».

Казань, 1997) — «История, опыт работы и перспективы развития ЕГФ» (Казань 1998) «География на рубеже веков», (Курск, 1999) — «Экологические проблемы и пути их решения в зоне Среднего Поволжья» (Саранск, 1999) — «Содержание профессионального образования: непрерывное образование в XXI веке» (Казань, 1999) — «Актуальные проблемы педагогической жизни» (Казань, 2000) — «Методологическая теория и практика формирования экологической культуры в системе непрерывного образования» (Тобольск, 2000) — «Качество жизни в трансформирующемся обществе» (Набережные Челны, 2001) — «Формы и методы воспитательной работы в вузе» (Казань, 2001) — «Актуальные экологические проблемы РТ» (Казань, 2002) — «Экологические, морфофизиологические особенности и современные методы исследования живых систем» (Казань, 2003) и т. д.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование нравственного и эстетического компонентов как содержательной основы экологической культуры студентов, которые предполагают что: а) нравственность в экологической культуре определяет формирование понятий, убеждений, способов рационального, ответственного использования природы и обогащает эти действия одухотворенным эмоциональным переживанием взаимосвязанным с сознанием и волей ценного поведения в природной средеб) эстетическое восприятие природы способствует возникновению эстетических чувств, которые проявляются как устойчивая потребность в общении с их источником и мир природы при этом становится эстетической ценностью.

2. Педагогические условия эффективного формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студента способствуют тому что: а) процесс воспитания нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов протекает в образовательном пространстве вузаб) экологическая направленность учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе нравственных и эстетических ценностейв) обеспечивается усиление нравственного и эстетического аспекта в научноисследовательской и творческой деятельности студентовг) развивается профессионально-педагогическая рефлексия будущих учителей к осуществлению экологической работы в школе на основе нравственного и эстетического компонентовд) формируется культура осознанного выбора экологического поведения с позиций нравственных и эстетических ценностейе) реализуется модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза в учебно-воспитательном процессе.

3. Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов предполагает: а) учебно-программный подход к проблеме формирования экологической культуры студентов педвузаб) использование возможности общегуманитарных (философия, психология, педагогика и т. д.), биологических (ботаника, зоология, анатомия, экология и т. д.) дисциплин и курсов по выбору («Формирование экологической культуры студентов педвуза», «Флористическое искусство») в формировании экологической культуры студентов педвузав) итоговую диагностику на установление индивидуально-личностных изменений и анализ эффективности экспериментальной работы.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

В современном мире экологическая культура будущего педагога рассматривается как необходимый компонент профессиональной культуры. В связи с этим особую актуальность приобретает задача подготовки педагогического персонала способного осуществить не только воспитательный процесс экологической культуры взаимоотношений с окружающим природным миром, но и перевод экологических знаний в практическую область, основанную на творческой, разумно преобразующей деятельности.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы.

1. Экологическая культура в системе образования формирует основу духовности и нравственности человека, способна создать условия для передачи экологических знаний и умений подрастающему поколению. Экологическая культура концентрирует в себе знания о мире природы и тем самым создает базу для более глубокого познания и дальнейшего ее развития. Интегрированные знания позволят рассматривать функции и связи суперсистемы «биота биосферы — экологическая среда — человекэкономика и техника». Придет новое понимание роли человечества в природном мире, и установятся новые взаимодействия в системе «человек — природа». На основе анализа дефиниций экологической культуры в диссертации предложена следующая трактовка данного феномена. Экологическая культура — уровень развития общей культуры характеризуемой осознанием самоценности природного мира и человека как части природы, развитой потребностью ответственной, предвиденной, целесообразной деятельности, основанной на нравственно-эстетическом и ценностном восприятии естественной среды (природного мира) ведущей к гуманному установлению соответствия и гармонии между экологическими потребностями нравственной, эстетически образованной личностью и возможностями природного мира, ведущими к сближению природы и культуры, т. е. эконоосфере. В процессе исследования также обнаружено, что с каждым десятилетием понятие «экологическая культура студентов» развивается, и усложнятся. Предлагаем свое понимание термина «экологическая культура студентов». Это качественное изменение духовного мира личности под воздействием базовых и специальных знаний, навыков, норм поведения, опыта свободного выбора действий в природной среде, выражающееся в умении эстетически воспринимать, нравственно, активно действовать, обобщать и анализировать многообразные природные взаимосвязи и явления, способности передавать, формировать и развивать эти качества в духовном мире подрастающего поколения, осознающего коэволюционный путь развития природы и общества.

2. Процессы формирования экологической культуры в российском образовательном пространстве проявились в 60 гг. XX века. Этот период знаменателен совершенствованием содержания учебных предметов, введением в содержание предметов биологии и географии природоохранного материала, установлением взаимосвязи биологических знаний и практических умений и т. п. Поколение исследователей 70-х годов перешло от природоохранного образования к формированию экологической культуры, охватывая образование начальных, средних, профессиональных и высших учебных заведений. Усиливается акцент на гражданской ответственности за состоянием природы, экологическом предвидении и осознании природы как ценности. 80-е годы характеризуются всеобщим признанием важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. Разрабатываются модели и прогнозы эколого-экономического развития, изучается возможность регламентации использования природных ресурсов, возрождается нравственно-экологическая деятельность в природе (обустройство родников, расчистка русел рек и т. д.). В 90-е гг. актуальность формирования экологической культуры приобретает все большую значимость для общества. Растет число исследователей проблемы. Педагоги, психологи, философы, социологи и теологи предлагают проекты для усиления экологического образовательного процесса — экологизация всех структурных элементов культуры, экологический гуманизм, экологическая этика, установление гармонии во взаимосвязях человека и природы. На современном этапе экологическое образование развивает идею о возможности формирования экологической культуры как следствия двуединого познавательно-воспитательного процесса, позитивно-творческой деятельности человека, направленной на гармонизацию интересов человека и возможностей природы, активизацию экологических позиций, формирование гармоничных отношений с природой через формирование нравственного и эстетического потенциала личности.

3. Одними из основных компонентов, определяющими формирование экологической культуры студентов являются нравственный и эстетический. Нравственность в экологической культуре определяется не только формированием понятий, убеждений, навыков, способов рационального использования природы, но и обогащает эти действия проявлением эмоционального переживания. Нравственно-экологическая воспитанность основана на экологических знаниях, усвоенных нормах поведения и проявляется в своевременном предупреждении или разрешении напряженных экологических ситуаций. Эстетика в экологической культуре имеет особое место. Совершенство природных форм и явлений способствует рождению эстетических чувств, переживаний и отношений, которые выражаются в разумном, творческом использовании ее богатств. Эстетические ценности природы способствуют творческому развитию личности. Эстетическое творчество духовно обогащает личность и вскрывает причину необходимости беречь эстетические богатства природного мира. Возможности нравственно-эстетического фактора при формировании экологической культуры студентов огромны. Насыщенность общих гуманитарных, биологических, специальных дисциплин нравственно-эстетической информацией достаточна для использования знаний, при определенной организации, для формирования экологической культуры.

4. Педагогическими условиями, позволяющими эффективно осуществлять процесс формирования нравственного и эстетического компонента являются: организация воспитания нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов образовательном пространстве вуза реализовываеться в интеллектуальной сфере путем выделения нравственного и эстетического компонентов в содержании предметов гуманитарного, биологического цикла;

— осуществление экологической направленности учебно-воспитательного процесса на основе нравственных и эстетических ценностей обеспечивает, во-первых систематическую направленность учебно-воспитательного процесса на нравственно-эстетическое восприятие природного мира (на лекциях, семинарах, лабораторно-практических занятия, полевых практиках), во-вторых, позволяет использовать полученные навыки нравственно-эстетического восприятия природного мира на педагогической практике в школеусиление нравственного и эстетического аспекта в научно-исследовательской и творческой деятельности студентов способствует формированию умений раскрыть нравственные и эстетические возможности природного мираразвитие профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей к осуществлению экологической работы в школе на основе нравственного и эстетического компонентов послужит основанием для использования полученных экологических знаний, навыков и умений в организации внеклассной работы в мероприятиях, направленных на природоохранные действия окружающей природной территорииформирование культуры осознанного выбора экологического поведения с позиций нравственно-эстетических ценностей позволят сделать выбор в пользу нравственноэстетического поступка в стремлении выразить нравственные и эстетические чувства по отношению к природному мируреализация педагогических условий и модели формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза в условиях учебно-воспитательного процесса вуза интегрируют знания, полученные студентами при изучении биологических, гуманитарных и общекультурных дисциплин, углубят представление об экологической культуре и позволят будущим учителям использовать эти знания в профессиональной работе для формирования экологической культуры школьника.

5. Для обеспечения четкой профессиональной направленности и координации в исследовательской работе, для реализации педагогических условий был применен метод моделирования системы формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов. Модель позволяет управлять, перестраивать, совершенствовать исследуемый процесс. Модель представляет собой учебно-воспитательный процесс, включающий в себя дисциплины естественного цикла (ботаника, зоология, анатомия человека, экология, полевые практики и т. д.), формирующие мотивационно’целевой блок. Этот блок предполагает развитие побудительных сил для формирования и развития нравственного и эстетического компонентов посредством развития интереса в процессе изучения предметов естественного цикла. Обще-гуманитарные предметы (философия, психология, педагогика), обще-культурологические предметы (история мировой культуры и т. д.), участвующие в учебно-воспитательном процессе, формируют второй блок модели — информационно-познавательный, который влияет на развитие личности в целом, создает целостный образ мира и служит основой мировоззренческих взглядов, убеждений, позиций личности в нравственно-эстетической направленности. Это обеспечивает развитие комплекса осмысленных знаний о закономерностях развития и связях человека и природы. Следующие структурные элементы модели курсы по выбору («Формирование экологической культуры студентов педвуза», «Флористическое искусство») образуют третий блок — творческо-деятельностный, влияющий на развитие, формирование нравственных и эстетических качеств и творческих способностей личности. Этот блок формирует комплекс нравственно-эстетического, ценностного восприятия природы. Последний структурный элемент, обеспечивающий организацию контроля всего учебно-воспитательного процесса до определенной степени влияет на четвертый блок — контрольно-оценочный, который включает различные методики дающие возможность оценить работу всех структурных элементов, блоков и комплексов, формирующих образовательное пространство личности студента. Таким образом, формирование экологической культуры студента во многом зависит от слаженной работы всех систем модели.

6. Эксперимент проводился в условиях учебно-воспитательного процесса в течение 1999;2000/2002;2003 уч. гг. Всего в эксперименте приняло участие 545 студентов IV и V курсов (205 студенты КГПУ, 340 студенты ТТГИ). Реализация экспериментальной программы осуществлялась диссертантом. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, итоговая диагностика. Для выявления нравственно-эстетической воспитанности были определены следующие критерии: нравственные критериинравственное сознание, нравственные качества, моральный выбор в ситуациях с вариантами принятия решения, нравственный опыт поведенияэстетические критерии — эстетическое сознание, эстетические качества, эстетические предпочтения, эстетический опыт поведения. Констатирующий этап эксперимента позволил сделать вывод, что исходный уровень нравственно-эстетической воспитанности в контрольной и экспериментальной группах значительной разницы не имеет. Исходный результат нравственной и эстетической воспитанности студентов был распределен по уровням: высокий, достаточный, элементарный. В результате использования экспериментальной модели можно наблюдать динамику изменения нравственного и эстетического компонентов в процессе становления экологической культуры студентов. Результаты свидетельствуют о возросшем уровне нравственно-эстетического компонента экологической культуры студентов. Наибольшее развитие наблюдаем на элементарном уровне в сфере нравственного сознания и формирования нравственных качеств, эстетический опыт поведения в природе на элементарном уровне отсутствует полностью. Наименьшее развитие наблюдается на достаточном уровне в сфере эстетического сознания и эстетических предпочтений.

В целом, результаты педагогического исследования дают основания утверждать что гипотеза доказана и поставленные задачи решены, однако настоящее исследование может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительно к учащимся различных типов образовательно-воспитательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.Э. Формирование экологической культуры учащихся в школе. Автореф. канд. пед. наук. Тбилиси, 1991. — 22 с.
  2. И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры.- Казань, Мастер Лайн, 2001.-234с.
  3. Т.А., Хаскин В. В. Экология. М.: ЮНИТИ, 1998. — 455 с.
  4. В.Н. Научно-педагогические основы культуросообразного экологического образования школьников. Автореф. канд. пед. наук. -Ростов на Дону, -1992г. 27с.
  5. Н.К. Педагогические основы воспитания нравственно-эстетического отношения к природе у студентов пединститута: Автореф. канд. пед. наук. Майкоп, 1996. — 18с.
  6. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.-М .: Наука, 1980.
  7. Ю., Малофеев А. Открытие идеи культуры. М.: ОГИ, 2000.- 344с.
  8. А.Н. Народные русские сказки. В 3 т. Т.1.- М.: Наука, 1989.511 с.
  9. А.Г. Мир животных и его охрана.- М.: Педагогика, 1978.-128 с.
  10. A.A. Культурология. М.: Российский гуманитарный университет, 1998.-238 с.
  11. ИМ. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета: Автореф. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 25 с.
  12. В.Д. Культура общения с природой. М.: Агропромиздат, 1987.- 174 с.
  13. Н.В., Реан A.A. Педагогика. С-Пб.: Питер, 2000. — 304 с.
  14. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  15. В.Е. Святилища дикой природы. Киев, Киевский эколого-культурный центр, 1998. — 112 с.
  16. В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киев, Киевский эколого-культурный центр, 1999. — 128 с.
  17. Ф.А., Ефронь И. А. Энциклопедический словарь.Т.81. С-П.:Тип. Акп. Общ. Брокгауз-Ефронь, 1904.
  18. М.И. Эволюция биосферы Л.: Гидрометеоиздат, 1984.- 488 с.
  19. Введение в культурологию. Под ред. Попова E.B. М. 1999
  20. Введение в научное исследование по педагогике: Ю. Бабанский, Журавлев В. И., Розов В. К. и др. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  21. Н.М. Природа как фактор воспитания. //Советская педагогика, 1960, № 11. С.51−56.
  22. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. — 384 с.
  23. Весник (информационный бюллетень Министерства народного образования РТ, октябрь 1993 г.). Казань, Татарское газетно-журнальное издательство, Отв. Хузиахметов А. Н., 1993. 80 с.
  24. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -386 с.
  25. Я.И. Теоретические основы природоохранительного образования. -Кишинев, 1981. 159с.
  26. И.Т. Нравственно-экологическое воспитание учащихся. Методические рекомендации. Казань, 1994, — 24с.
  27. И.Т. Приемственность системы непрерывного экологического образования: Автореф. док. пед. наук. Казань, 2000. 24 с.
  28. М.М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982. — 223с.
  29. Э.В. Экология, культура, образование. Материалы к конференции. Философское общество СССР МГПИ им. Ленина,. Издательство Москва МГПИ им. Ленина, 1989. С. 11−18.
  30. С.Н. Экология: учебная книга // Экология и жизнь. 1997.-весна-лето С.22−28.
  31. Б.А. Глинский, B.C. Грязнов. Моделирование как метод научного исследования. М.: 1965.
  32. A.A. Экология. М.: Центр, 1998. — 240 с.
  33. Данилов-Данильян В. И. Экологический вызов и устойчивое равновесие.
  34. В.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе общения с природой. Автореф. канд.пед. наук. М., 1967. 14с.
  35. О.М. Экологическая культура: педагогический аспект, — Гродно, 2001.- 234с.
  36. Н.П., Мягков H.A. Биология ключевой предмет сегодняшней школы //Биология в школе. — 1990.-№ 11, — С. 31−38.
  37. В.А. Экологическая культура личности. //Общественные науки и перестройка. Тез.докл.науч. конф. проф.-преп. состава по итогам науч.-иссл. и науч.-методич. работы кафедры общ. наук за 1989 год. -Гомель, 1990. С.12−15.
  38. Г. И., Падерина H.A. Возможности курса «Концепции современного естествознания» в формировании экологической культуры студентов гуманитарных специальностей //Сборник материалов IV межвузовской научно-практической конференции.
  39. И.А. Лезвие бритвы. Кн.1. М.: Панорама, 1994. — 288 с.
  40. И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. Минск, Навука и тэхника, 1991. — 184 с.
  41. Жизнь растений. Под ред. A.A. Федорова. В 6 т. Т.5. М.: Просвещение, 1980.-430.
  42. А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.- 184с.
  43. Г. С., Сабирова Г. Б. Развитие самообразования студентов. Казань: КГПУ, 2001.-103 с.
  44. В.Л. Роль эстетического образования в эстетическом воспитании. Проблемы этики и эстетики. Выпуск 1. Под ред. В.Г.
  45. Иванова и B.B. Селиванова. Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1973.-49−63 с.
  46. И.Д., Трайтак Д. И. Методика преподавания биологии: исторический очерк //Биология в школе. 1987. № 5. — С.22−26.
  47. А.Я. Искусство и эстетика. М.: 1975. 21 с.
  48. O.A. Взаимодействие нравственных и эстетических факторов в коммунистическом воспитании. М.: Изд-во Московского университета, 1988.-182 с.
  49. Г. А. Формирование системы экологических знаний в процессе изучения естественно-научных и специальных дисциплин в ССУЗ нефтедобывающего профиля: Дис.канд. пед. наук. Казань, 1992. 236 с.
  50. H.H. Дидактическая система формирования профессионально значимых личностных качеств у студентов. Казань, 2003. 24.
  51. Н.Б. Природа как ценность культуры. М., 1987.- 64 с.
  52. ИлларионоваН.В., Илларионов Н. С. Социально-экологические аспекты ускорения общественного развития. Кишинев, Штиница, 1988. — 129 с.
  53. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  54. .Г. К постановке экологического образования и воспитания в средней школе. М.: 1979.
  55. Искусство и эстетика. М.: 1975
  56. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 744с.
  57. В.А. Формирование культуры и проблемы образования. //М. Педагогика 2001 .№ 1. С. 32 — 41.
  58. Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань, Изд-во Казанского университета, 1984. 180 с.
  59. Ю.С. Перспективы подготовки специалистов экологов в Казанском университете. // Образование в области окружающей среды. Пленарные доклады участников 3 Всесоюзной конференции. Т.1 -Казань, КПО ВС, 1990, — С.93−100.
  60. А.И. Педагогическое иссследование. Рязань, Изд-во Рязанского гос. пед. института, 1975. -с.178.
  61. В.П. Философия. Ростов на Дону, Феникс, 1995. — 576 с.
  62. С.С. Пути повышения качества экологических знаний в курсе общей экологии: Автореф. канд. пед. наук. Л., 1975.- 22с.
  63. O.A. Эстетика. М.: Аспект Пресс, 1998. — 430 с.
  64. П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991.- 495с.
  65. Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и в искусстве. М.: Мысль, 1968, — 141 с.
  66. И.Д. Мир людей в мире природы. М.: Молодая гвардия, 1978. -288 с.
  67. В.З. и др. Экологическое аудирование как элемент управления природопользованием. Казань, Татполиграф, 1999. — 362 с.
  68. .Т. Педагогика. М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
  69. .Т. Теория эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  70. В.А. Человек и природа. М.: Политиздат, 1978. — 224 с.
  71. Лук А. Н. Эмоции и личность.- М.: Знание, 1982.- 175 с.
  72. Макаренко А. С Педагогические сочинения.: В8 т.ТЗ.М., 1983.
  73. И.М. Экологическое воспитание студентов педвуза на основе системно-деятельностного подхода: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 2000. 19 с.
  74. Н.М. Культура, экология, образование. М.: 1996
  75. Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск, Лада, 2001. — 544 с.
  76. А.Н. Культурология. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1995.-224с.
  77. Д.Ж. Социальная экология. М.: 1991
  78. А.Г. Мотивация и личность. С-П. Евразия, 1999, — 478 с.
  79. Т.В. Экологическое воспитание младших подростков в процессе изучения предметов биогеографического цикла: Автореф. канд. пед. наук. М., 1992. -17с.
  80. В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание. М.: Логос, 2001.-384 с.
  81. Д. Х. Медоуз Д.Л. и др. За пределами роста М.: Прогресс, 1994.304 с.
  82. Методологические проблемы развития педагогической науки. Под ред. П, Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985 -240 с.
  83. Методы педагогических исследований. Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. 256 с.
  84. A.B. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань, Изд-во Казанского университета, 1989, — 220 с.
  85. A.B. Эстетика биологических объектов и экологическое воспитание //Биология в школе. 1987. № 5. С. 39−43.
  86. В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения //Экология и жизнь. 1997. весна-лето С. 18−22.
  87. Н.Х. Экологическое воспитание школьников эстетическими средствами: Дис. канд пед. наук. Казань, 1994.
  88. З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания. Казань, Зеленодольская типография, 1996. 145 с.
  89. Ф. Утренняя заря. (Мысли о моральных предрассудках).-Свердловск, Воля, 1991.- 304 с.
  90. Новые ценности образования: Тезаурус. Редактор составитель Н. Б. Крылова. М, РАО, институт педагогических инноваций и Российский фонд фундаментальных исследований, 1995. -113 с.
  91. P.M. Развитие экологической культуры учащихся в учебно-исследовательской деятельности. Дис. канд. пед. наук. Казань, 2000.
  92. Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975. — 740 с.
  93. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1998. 944 е.
  94. Ю.П., Никонорова Е. В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая Гвардия, 1990. — 271 с.
  95. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого. Под ред. В. Н. Шацкий, JI.H. Скаткин. М.: Педагогика, 1976. 120 с.
  96. Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека. //Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1993.
  97. Т.Н. Биоэтика в высшей школе. Киев, Киевский эколого-культурный центр, 1998. — 128 с.
  98. Р.Э. Человеческая экология. \ Рабочие тетради по истории социологии. Классики современной теоретической социологии. Вып. 1 Рига, 1992. — с.42−57.
  99. O.A. Эстетическое воздействие производственной деятельности на человека. Проблемы этики и эстетики. Выпуск 1. Под ред. В. Г. Иванова и В. В. Селиванова. Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1973. — 116−121 с.
  100. Педагогика. Под общей редакцией Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984. с 368.
  101. Педагогическая энциклопедия. Т2, М.: Советская энциклопедия. 1965.
  102. Педагогический поиск. Сост. И. Н Баженова. /И.П. Волков. Учим творчеству. с. 96. М.: Педагогика, 1988. — 472.
  103. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Ф. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Составители В. М. Кларин, А. Н Джуринский М.: Педагогика, 1988. -с.416.
  104. В.А. Развитие нравственных потребностей и проблемы космической этики. Проблема потребностей в этике и эстетике. Выпуск 3. Под ред М. С. Когана, В. Г. Иванова. Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1976. — 57−63 с.
  105. K.M. Экология человека и культура. С-П. 1999. — 384с.
  106. Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань, Издательство казанского университета, 1976. 200 с.
  107. Г. М., Немировская Л. З., Тюмеева Т. И. Основы культурологии. М.: Издательство ACT, 1998. — 400 с.
  108. И.И. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учебное пособие. Л. ЛГПИ, 1979. 87с.
  109. Л.А. Этика. М.: Центр, 1998. — 160 с.
  110. Популярная экология. Под редакцией Торсуева Н. П. Казань, Экоцентр, 1997.-235 с.
  111. Православие и экология, — М.: 1999. 439 с.
  112. Психология: словарь. Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1999. — с. 490.
  113. A.A. Эстетика.- М.: Центр, 1996. 336 с.
  114. В.К. Общество и живая природа. М.:1989. с.
  115. Л.В. Формирование основ нравственно устойчивой личности младщих школьников в процессе морального выбора. Казань, издательство казанского университета, 2001.-150 с.
  116. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика,— СПб.: Питер, 2001.-432 с.
  117. Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990. — 637 с.
  118. В.М. Введение в культурологию. М.: ИНФРА-М-ФОРУМД998. -224 с.
  119. Российская педагогическая энциклопедия в 2 томах. Т.2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 672 с.
  120. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г. В. Осипова. М.: Норма-ИНФРА-М, 1999.- 672 с.
  121. Руссо Ж-Ж. Избранные сочинения. Т.3. М.: 1961.
  122. СЛ. Основы общей психологии. В 2 т. Т.1.- М.: Педагогика, 1989.- 488 с.
  123. C.JT. Основы общей психологии. С-Пб. Питер, 1999.-720 с.
  124. О.В. Интеграция содержания образования как систематизирующий фактор становления экологической культуры личности: Автореф. канд. пед. наук. Самара, 2000. 18 с.
  125. .В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М.: Знание, 1984.-96 с.
  126. В.В. О принципах построения теории эстетического воспитания. Проблемы этики и эстетики Выпуск 1. Под ред. В. Г. Иванова, В. В. Селиванова. Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1973. — 92−99 с.
  127. О.Ф. Эффективность курса «Социальная экология» в системе подготовки учителей небиологических специальностей //Методология, теория и практика формирования экологической культуры в системе непрерывного образования.
  128. А.П. Человек и природа: формирование отношений. -Ставрополь. 1975.-209 с.
  129. Синергетическая парадигма. T.l.-М.: Прогресс-Традиция, 2003.-583 с.
  130. Л.Ю., Егерева С. Ф. Нравственный выбор и его воспитание. -Казань, Казанский госпедуниверситет, 1995.-79 с, 132. -Ситаров В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: Академия, 2000. — 280 с.
  131. Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
  132. В.А., Исаев И.Ф.и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1998. -512 с.
  133. Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1981. — 430 с.
  134. И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  135. Современная психология. Справочное руководство под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. 688 с.
  136. Н.В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества (теоретико-методологический аспект): Дис. канд. соц. наук. Казань, 1994. 166 с.
  137. A.A. Подготовка будущего учителя к осуществлению нравственного аспекта экологического образования школьников: Автореф. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1988. 23 с.
  138. К. О понятии экологической культуры общества //Проблемы формирования экологической культуры. Сб. ст. Вильнюс, 1987. — С. 2241.
  139. И.Т. Экология для учителя. М.: Издательский дом NOTABENE, 1999. -132 с.
  140. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.-288 с.
  141. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1978. — 288 с.
  142. JI.B. Почему «экология» и почему «диалектика»? //Школьная психология. -1997.-№ 2.
  143. К.А. Жизнь растения. Л.: Молодая Гвардия, 1950.-360 с.
  144. Л.И. Основные механизмы внутренней регуляции нравственного сознания. Проблемы этики и эстетики. Выпуск 1. Под ред В. Г. Иванова и В. В. Селиванова. Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1973. -С 44−49 .
  145. Н.В. Педагогические основы совершенствования экологической подготовки учителей начальной школы в условиях университета: Автореф. канд. пед. наук. Владикавказ, 1997. 24 с.
  146. В.И., Макаров К. А. Эстетическое воспитание. М.: 1984
  147. М. //Человек и природа. 1988. № 6. С.-79.
  148. А.Д. Становление экологического общества. Кишинев, 1992.-278с.
  149. И.А. Формирование экологических умений будущего учителя географии: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 2000. 22 с.
  150. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений.: В11т. Т.8. М., 1950.
  151. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Е. Ф. Губского и др. -М.: Инфра-М, 1999.- 576 с.
  152. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
  153. Философская энциклопедия. Под ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия. Т.2, Т.5. 1970.
  154. И.Ф. Нравственное воспитание школьников М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  155. З.А. Региональная модель формирования экологической культуры учащихся. Казань, Экоцентр, 2002. — 159 с.
  156. Человек и общество. 4.2, под ред. JI.H. Боголюбова, А. И. Матвеева и др. М.: Новая школа, 1995. — 160 с.
  157. Н.Г. Собрание сочинений в 5 т.Т 4. Статьи по философии и эстетике. М.: Правда, 1974.-415 с. .
  158. Л.Ю. Формирование экологического мышления у учащихся агротехнического лицея: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1993. 224 с.
  159. В.А. Моделирование и философия. Москва. Ленинград, Наука, 1966.-295.
  160. Н.С. Эстетические чувства в структуре эстетического сознания личности: Дис. канд. пед. наук. Свердловск, 1972.
  161. Экологическое аудирование как элемент управления природопользованием. Под редакцией A.A. Колесника. Казань, Татполиграф, 1999. — 362 с.
  162. Экологическое образование школьников. Под ред. И. Д. Зверева, Т. Н. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  163. Экологическое и эстетическое образование школьников. Под ред. Л. П. Печко. М.: Педагогика, 1984. — 135 с.
  164. Экология России. Хрестоматия. Составитель В. Н. Кузнецов. Предисловие: Экология, природопользование, просвещение. Н. М. Чернова М. АО «МДС», 1995. — 320 с.
  165. Эстетика. Словарь под ред. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  166. Г. А., Третьякова Л. Г. Проблемы экологического образования. //Образование в области окружающей среды. Пленарные доклады 3 Всесоюзной конференции. Т.1. Казань, КТО ВС, 1990. — С. 3−14.
  167. Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников: Дис.канд. пед. наук. -М.1996. 175с.
  168. H.A. Экологическое образование и природа //Человек и природа. 1988. № 6, С.З.
  169. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1998.- 20 с.
  170. Я.Г. О месте нравственных знаний в нравственном воспитании. Проблемы этики и эстетики. Выпуск 1. Под ред. В. Г. Иванова и В. В. Селиванова. — Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1973.-49−63 с.
  171. С. Соотношение экологических и нравственных ценностей и их влияние на экологическую культуру. //Проблемы формирования современной экологической культуры. Сб. ст. Вильнюс, 1987. — С.62.
Заполнить форму текущей работой