Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Процесс формирования лидерских качеств у подростков во внеклассной воспитательной работе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее значимыми лидерскими качествами, по результатам анкетирования, являются честность, активность, инициативность, организованность и настойчивость. Далее идут самостоятельность, заботливость, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, умение слушать и надежность. Наименее значимыми лидерскими качествами являются общительность, аккуратность, предприимчивость, сила духа… Читать ещё >

Процесс формирования лидерских качеств у подростков во внеклассной воспитательной работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ опыта работы классных руководителей по формированию лидерских качеств у подростков во внеклассной воспитательной работе.

С целью изучения процесса формирования лидерских качеств у подростков во внеклассной воспитательной работе было проведено анкетирование классных руководителей 6−9 классов. В исследовании приняло участие 10 педагогов МБОУ СОШ № 10 и СОШ № 5 г. Елабуга. Анкета представлена в Приложении.

Рассмотрим результаты анкетирования.

В лидерах более половины опрошенных учителей ценят такие качества, как честность, активность, инициативность и организованность. Половина опрошенных респондентов ценят настойчивость, самостоятельность, заботливость и уверенность в себе. Менее всего учителя опрошенных школ ценят чувство собственного достоинства, умение слушать, надежность, общительность, аккуратность, предприимчивость, силу духа и убедительность.

  • 100% респондентам в лидерах не нравятся такие качества как гордость, наглость, заносчивость и болтливость. Наименее раздражающими качествами в лидерах, по мнению опрошенных учителей, являются обидчивость, неуважительное отношение к старшим, хамство, лицемерие и агрессивность.
  • 75% учителей считают, что формирование лидерских качеств у учащихся необходимо начинать с младшего школьного возраста. Эти же респонденты проводят внеклассную работу по формированию у подростков лидерских качеств.

Наиболее значимыми лидерскими качествами, по результатам анкетирования, являются честность, активность, инициативность, организованность и настойчивость. Далее идут самостоятельность, заботливость, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, умение слушать и надежность. Наименее значимыми лидерскими качествами являются общительность, аккуратность, предприимчивость, сила духа, убедительность и умение влиять на окружающих.

Легче находить общий язык опрошенным учителям с положительными лидерами. И лишь 25% опрошенных респондентов ответили, что могут легко справиться с отрицательными лидерами класса.

Учителя считают, что подростки из неблагополучных семей испытывают наибольшие трудности в общении с одноклассниками. Эти же учащиеся класса, по мнению опрошенных классных руководителей, испытывают трудности и при общении с учителями. Однако, как показали результаты анкетирования, отрицательные лидеры класса испытывают наибольшие трудности в обучении.

100% классных руководителей школ уверены, что дисциплина класса зависит от количества его лидеров. Каждый из опрошенных респондентов выбрал разное количество положительных и отрицательных лидеров класса. Но признаки, по которым они их определяют, напрямую зависят от значимости лидерских качеств для каждого отдельного учителя.

Ресурсным полем становления лидерства является ученическое самоуправление. Самоуправление — это принцип организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, означающий их права и обязанности анализировать состояние дел в классе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон жизни класса, активно участвовать в их реализации.

Создавая структуру ученического самоуправления, ШМО классных руководителей ставит цели:

  • а) создание условий для поступательного развития всех субъектов образовательного процесса, предполагающее раскрытие и развитие духовного, социального, познавательного потенциала обучающихся;
  • б) обеспечение управления школьными делами учителями и обучающимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Структура органов самоуправления должна быть гибкой и вариативной, учитывать периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфику, возможности и традиции каждого конкретного класса, этапы его развития, основываться на взаимодействии разных органов.

Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание — собрание всех учащихся класса, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Классное собрание избирает классный ученический совет, его председателя и заместителя;

  • — избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
  • — решает вопросы жизни классного коллектива;
  • — утверждает общественные поручения;
  • — слушает отчеты об их исполнении;
  • — решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
  • — вырабатывает предложения в адрес Совета обучающихся.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является классный совет обучающихся, который собирается по мере необходимости.

В большинстве классов классный совет обучающихся выполняет следующие функции:

  • — выполняет решения классного собрания обучающихся;
  • — организует дежурство по классу, самообслуживание, питание;
  • — организует внеклассные мероприятия;
  • — готовит и проводит классные собрания;
  • — организовывает участие класса в школьных ученических делах.
  • — Классный совет обучающихся состоит из следующих секторов:
  • — учебный сектор: его задача состоит во взаимопомощи в учении, участии в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам.
  • — трудовой сектор: его задача состоит в активном участии в организации трудового воспитания.
  • — физкультурный сектор: его задача состоит в проведении спортивных мероприятий на уровне ОУ и участии в спортивных мероприятиях города и района.
  • — сектор культурно-массовых дел: его задача состоит в подготовке и проведении КТД.
  • — информационный сектор: его задача состоит в получении и обмене информацией с помощью компьютерных сетей; в создании средств массовой информации внутри ОУ.

Решения классного ученического совета обязательны для выполнения учащимися после их утверждения классным собранием.

Как отмечали классные руководители с лидерами классов регулярно проводятся собрания и тренинговые занятия, тематические игры и акции. «Двигателем» процесса подготовки и воспитания лидерских качеств у подростков является детская организация «Школа лидеров», созданная силами активистов общественных движений.

Формы и методы работы участников и органов ученического самоуправления.

Игра «День Дублера». Ученики становятся учителями и проводят уроки в классах. Модель должна использоваться в КТД достаточно регулярно.

Использование моделей «Каждый класс-республика», в младших классах «Класс-город». Городом управляет администрация из 3−5 человек.

При проведении КПД используется принцип: «Каждое дело сами придумываем, сами выполняем, сами оцениваем».

Проведение операций: зеленая аптека, экологическая вахта, урожайная вахта, забота.

Деловая игра «Лидер», в ходе которой выявляются лидеры коллектива. В ходе игры участники проявляют активность в выполнении заданий разного уровня, получая жетоны разного цвета: белый лидер — организатор, жёлтый — лидер — вдохновитель, красный — исполнитель.

Выявленных лидеров надо активно включать в практические дела, представлять возможность для проявления самостоятельности.

Проведение мероприятий «Семейный вечер», что способствует сплочению классного коллектива и развивает инициативу, самостоятельность и творчество детей. Это может быть шуточное представление «наши общие дела, успехи, промахи», анализ предварительного анкетирования «Отцы и дети», «Комплемент друг другу» (родители готовят комплементы детям, а дети — родителям).

Игра «Расскажи мне обо мне», что стимулирует процессы самовоспитания и способствует взаимопониманию. В ходе игры участники её пишут ассоциации на своих друзей, ассоциируя их с животными, видом спорта и т. д. Игра заканчивается рефлексией, в ходе которой каждый произносит фразу: «Сегодня я понял, что я …».

Методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив… Мы — коллектив!», суть которой определить на какой стадии развития находится коллектив посредством групповой оценки.

Методика «Какой у нас коллектив». Обучающимся предлагаются характеристики различных уровней коллектива: «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Учащиеся определяют, на каком уровне развития находится их коллектив, и что нужно сделать, чтобы продвинуть его на более высокий уровень.

Журнал — эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел». Игра преследует цель создания банка данных для составления идей и предложений по программе жизнедеятельности класса и школы и выявление потенциальных организаторов конкретных школьных дел. Кроме выпуска оригинального тематического журнала игра предполагает проведение КТД.

Таким образом, результаты проведенного анкетирования отразили текущее состояние работы классных руководителей по формированию лидерских качеств у учащихся. Безусловно, данное направление внеклассной воспитательной работы является актуальным, востребованным и нуждается в совершенствовании.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой