Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Недеяние. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Через десять дней царь спросил: — Готов ли петух к бою? — Еще нет. Пока самонадеян, попусту кичится. Через десять дней царь снова задал гот же вопрос. — Пока нет. Еще бросается на каждую тень, откликается на каждый звук. Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. — Пока нет. Взгляд еще полон ненависти, сила бьет через край. Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. — Почти готов… Читать ещё >

Недеяние. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диоген хвалил тех, кто собирался жениться и не женился, кто хотел отправиться в путешествие и не отправлялся, кто собирался посвятить себя государственной деятельности и не посвящал, кто намеревался воспитывать детей и не делал этого, а также тех, кто был готов пойти в услужение к вельможам, но избегал даже общения с ними.

Все, что важно, не бывает срочно. Все, что срочно, — только суета.

Сяп-цзы

По учению даосизма, настоящий человек предается недеянию (у вэй). Это не бездействие, а спонтанное, самопроизвольное действие без желания, цели и расчета. Иначе говоря, это следование природе и потоку перемен, «течение вместе с мгновением».

Важно понимать, что цель не есть самоцель, а всего лишь ориентир, благодаря которому начинается движение. Лао-цзы учил: «Помня о своей цели, будь терпелив. Ведь изменения — это то, что приходит не сразу, но как бы само собой».

Недеяние разнообразно. В одной даосской притче говорится: «Цзи Син-цзы тренировал бойцового петуха для чжоуского царя Сюаньвана.

Через десять дней царь спросил: — Готов ли петух к бою? — Еще нет. Пока самонадеян, попусту кичится. Через десять дней царь снова задал гот же вопрос. — Пока нет. Еще бросается на каждую тень, откликается на каждый звук. Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. — Пока нет. Взгляд еще полон ненависти, сила бьет через край. Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. — Почти готов. Не встревожится, пусть даже услышит другого петуха. Взгляни на него — будто вырезан из дерева. Полнота его свойств совершенна. На его вызов не посмеет откликнуться ни один петух — повернется и сбежит".

Недеяние может состоять в подметании прутиком двора или плаца ломом, а также в делании ничего.

  • — Это все я тоже люблю, — сказал Кристофер Робин, — но что больше всего я люблю делать — это…
  • — Ну, ну?
  • — Ничего.
  • — А как ты это делаешь? — спросил Пух после очень продолжительного размышления.
  • — Ну вот, спросят, например, тебя, как раз когда ты собираешься это делать: «Что ты собираешься делать, Кристофер Робин?», а ты говоришь: «Да ничего», а потом идешь и делаешь.
  • — A-а, понятно, — сказал Пух.
  • — Вот, например, сейчас мы тоже делаем такое ничего.
  • — Л-а, понятно, — повторил Пух.
  • — Например, когда просто гуляешь, слушаешь то, чего никто не слышит, и ни о чем не заботишься[1].

Когда люди вообще ничего не делают, тогда они просто живут — идут, спят, дышат, смотрят и т. п., т. е. все-таки действуют. Справедливо об этом говорится в «Бхагавад-Гите»: «Никто, даже на один миг, не может остаться истинно бездействующим, ибо все беспомощно влекутся к действию свойствами, от природы исходящими».

Согласно Бхагавад-Гите, мудрость состоит в том, чтобы видеть недеяние в действии и действие в недеянии. Принимая неизбежность действия, можно практиковать бескорыстную работу. Это означает делать свою работу самозабвенно и с полной отдачей.

Л. Н. Толстой высказывался в статье «Неделание» (1893) за трезвую оценку совершаемых действий «Пусть каждый усердно работает. Но что? — спрашивал он. — Биржевой игрок, банкир возвращается с биржи, где он усердно работал; полковник с обучения людей убийству, фабрикант — из своего заведения, где тысячи людей губят свои жизни над работой зеркал, табаку, водки. Все эти люди работают, но неужели можно поощрять их работу?»[2]. Толстой соглашается с Лао-цзы в том, что многие беды людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать. И потому люди избавились бы от многих бед, если бы они соблюдали неделание.

  • [1] Милн А. А. Винни-Пух и всс-все-всс. М., 1992. С. 234.
  • [2] Толстой Л. II. Неделание // Толстой Л. II. Полное собрание сочинений. Т. 29. Произведения 1891−1894. М., 2006. С. 214−215.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой