Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностные ориентации личности как социокультурное явление: Философско-методологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отталкиваясь от понимания культуры как способа деятельности, следует отметить функциональное отличие разных элементов культуры. Элементы культуры, которые относятся к сфере сознания, выступают в качестве «специфических средств деятельности» и выполняют функцию. ориентации людей в окружающей среде, программирования, коммуникации и регуляции их действий в пределах социального целого и т. д… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ И СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Понятие культуры и цен- 20 ностные категории в социальной философии
    • 1. 2. Ценностные ориентации 49 личности, их содержание и структура
  • ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРО
  • ЯВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИИ И ЯЗЫКЕ
    • 2. 1. Личность как субъект бб деятельности и реализации ценностных ориентаций
    • 2. 2. Актуализация ценностных 82 ориентаций в межличностном общении
    • 2. 3. Выражение ценностных 92 ориентации личности в языковой сфере

Ценностные ориентации личности как социокультурное явление: Философско-методологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема ценностей имеет глубокую историко-философскую традицию. Но как специфическая область философского познания и деятельности берет свое начало с середины 19 века у Р. Лотце, а в дальнейшем в неокантианстве Баденской школы (Виндельбанд, Риккерт), а также в философии Ф.Ницше. Именно у данных авторов выдвигается идея первостепенной роли в философском мышлении категории ценности, которая дала развитие новому направлению в философии, получившее названиеаксиология (от греч. ах1аценность).

За проблемой ценностей стоят сложные вопросы нравственного, правового, политического, экономического развития любого современного общества, мирового сообщества в целом. Решение этих вопросов имеет прямое отношение к установлению закономерностей развития и функционирования общества, культуры и их институтов.

В обоснование актуальности избранной темы обратим внимание на то положение, что проблема ценностей в философии в основе своей связана с проблемами человеческих ценностей, «.ибо ценности, их системы, ценностное отношение человека к миру — это первооснова, конститутивное ядро в складе человека и как индивида, и как рода» (Гречаный, 1969).

Проблема ценности — это в значительной мере проблема отношения субъекта (личности, социальной группы, народа, нации) к объективным материальным и духовным результатам человеческой деятельности. Понятие ценностей в этом смысле включает оценку субъектом как общественных, так и культурных явлений, их объективного значения в определенных исторических условиях. Переведенная на язык философии, культуры проблема ценностей приобретает вид проблемы взаимоотношения культуры и ценностных ориентаций личности. Собственно же ценность составляет единство объективного и субъективного, целого и части, абсолютного и относительного, всеобщего и особенного, имманентного и трансцендентного и т. д. Она своим содержанием подчеркивает, что нужно, полезно, важно и необходимо для существования и дальнейшего развития человека. Однако ценностные ориентации личности и культура представляют собой динамическую систему с многомерной структурой, что и объясняет сложность их взаимоотношений.

Изучение проблемы функционирования ценностей как ядра культуры в их отношении к ценностным ориентациям личности неизменно актуально. Оно позволяет выяснить механизм их образования и изменения и имеет определенное значение для прогнозирования развития культурного процесса.

Таким образом, актуальность данной работы заключается: 1) в анализе аксиологических (теоретико-ценностных) предпосылок культуры, выступающих в качестве философских оснований культурологии- 2) в изучении функционирования ценностей на уровне индивидуального сознания в форме ценностных ориентаций личности- 3) в рассмотрении роли культуры как фактора образования ценностной системы личности- 4) в исследовании проявлений ценностных ориентаций личности в общении, деятельности и языке как элементах культуры.

Предмет данного исследования — ценностные ориентации личности, которые рассматриваются как осознанные и освоенные индивидом культурные и социальные ценности, составляющие основу индивидуального выбора и ценностных суждений.

Оценивая степень разработанности проблемы, следует отметить, что ряд авторов считает аксиологию не самой' разработанной философской дисциплиной (Солонин Ю.Н., Дудник С. И. и др.) • Чтобы стать обосновывающей наукой и составлять фундамент культурологического социо-гуманитарного знания, она должна четко определить свой предмет и развивать общие представления о сущности обосновывающего знания до уровня стройной теории.

Несмотря на то, что практически-духовное, ценностно-мировоззренческое освоение мира человеком как в онто-, так и в филогенезе способствовало научному, специально-познавательному, аксиология — как наука о ценностях жизни и культуры, возникла только на рубеже XIX и XX века. С самого начала своего развития «.ценностное учение о человеке, обществе и культуре позволило взглянуть на них изнутри и непредвзято, независимо от любых социально-экономических и партийно-политических пристрастий» (Выжлецов, 1986, С.8).

Анализ философской литературы по ценностной проблематике, дает основание выделить следующие подходы к феномену ценностей: ценность как явление сознания, при субъект-объектном подходе (И. М. Попов, В. П. Тугаринов, В. Н. Волошинов, Л. Н. Столович и др.) — ценность как вневременная, внепространственная сущность (объектно-идеалистическая трактовка) (В. Огберн, М. Нимкопф и др.) — ценность как естественная потребность человека, при биолого-социальном подходе (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, и др.)-, ценность как социокультурный феномен (культурологический подход) (М.С. Каган, Ю. Д. Гранин, A.A. Ивин, Б. А. Парохонский, и др.).

При субъект-объектном подходе ценностные ориентации понимаются как выработанные обществом и принятые субъектом ценности. Такая точка зрения отражает специфику ценностного аспекта сознания. Идеальные ценностинормы общезначимы и выражены в логико-вербальной форме, формируются на высоком уровне развития сознанияиндивидуально-прагматические же ценности формируются на более низком уровне. Таким образом, первые облагораживают вторые, представляя собой уровень ценностно-нормативного компонента сознания.

Субъект-объектный подход нашел свое отражение в марксистской литературе (Тугаринов, 1965). Согласно В. П. Тугаринову, ценности суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала. В. И. Ленин писал: «.чтобы понимать ценности, необходимо проанализировать объективные условия общественного процесса».

Следовательно, ценности могут быть действительными, наличными, мыслимыми, желаемыми, .идеальными и представляют собой единство объективного и субъективного моментов. Но нельзя согласиться с чисто субъективным подходом к системе ценностей. Человеком оценивается всегда нечто, объект, обладающий свойствами и качествами, что представляет объектный и объективный момент ценностного отношения. Но на оценку влияют и особенности оценивающего субъекта — это субъектный и субъективный момент ценностного отношения.

Кроме того, «отнесение к ценности» (М.Вебер) нельзя считать актом произвольным, чисто индивидуальным или видеть в нем лишь результат некого соглашения, так как ценности в последнем счете определяются исторической эпохой, положением того или иного индивида и социальной группы в экономической, политической и культурной системе общества. Это значит, что ценности обусловлены интересами и потребностями и объективно детерминированы, что они различны у людей разных эпох и разных общественных классов по определенным причинам объективного характера. «Все ценности выводятся людьми из реальных условий их жизни» (Тугаринов, 1968). Отсюда неизменный инвариант субъектно-объектного в динамике содержания ценностных отношений. Ценности определяются объективными причинными связями исторического процесса, но они субъективны по восприятию, усвоению и следованию.

Сторонники социо-биологического подхода рассматривают биологическую природу человека как базисную. Они считают, что потребности человека служат основанием оценки, в результате которой что-либо (явление или предмет) наделяется ценностью и включается в целостную систему ценностных ориентаций личности, определяющую ее поведение (Ницше Ф., В. Вагнер, Парето, Д. Элвуд, М. Дауголл, Де-Грееф, Л. Уорд, Кайрбакс, Ланге, и др.).

Так, Ницше рассматривает человека как природное творение, поэтому сферы его деятельности и творчествафилософия, поэзия, наука — должны быть связаны с его биологической природой и основными импульсами. Ницше считал, что человеку необходимо вернуть смелость реализовать эти природные устремления и сделать их ценностями. По его мнению, природные устремления человека — разноречивы, поэтому могут тянуть его в разные стороны (инстинкт самосохранения, голод, сексуальные влечения). Для человека нет основных, и вторичных ценностей, способность управлять инстинктами — это показатель силы и в их борьбе побеждает сильнейший. В основе существования живых организмов заложена борьба, конкуренция, соревнование, культура же на протяжении тысячелетий просто отрывает человека от его биологической основы.

Представители феноменологии, критической онтологии, критического реализма выводят ценности из «идеальных сущностей», из «идеальных объектов», «идеального бытия-в-себе» (Н. Гартман, Б. П. Боун, Э. П1. Брайтман, Дж. Сантаян и др.). В этом отношении они близки к теологической концепции ценностей, рассматривающих ценность как волю бога (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Реймекер).

Идеи ценностной специфики и сущности культуры обсуждаемые в классических работах М. Вебера, H.A. Бердяева, Н. О. Лосского, Г. Риккерта, П. А. Сорокина, С. Л. Франка, М. Шелера и др., в нашей стране в 30−50-е годы были практически недоступны для философского анализа. Однако отечественная традиция в развитии аксиологии возрождается в 60-е годы. В конце 2 0-го столетия наблюдается повышение интереса к ценностной проблематике как «предметообразующей» для философии. При этом следует иметь в виду, что проблема ценностей, пронизывая все сферы жизнедеятельности человека, затрагивается исследованиями многих наук и не подлежит компетенции какой-либо отдельной науки или научного направления.

Целью диссертационного исследования является фило-софско-методологический анализ ценностных ориентаций личности как социокультурного явления.

Задачи, вытекающие их данной цели, следующие:

— изучение природы восприятия и освоения духовных ценностей на уровне индивидуального сознания и их формирования в качестве системы ценностных ориентаций личности;

— выявление особенностей влияния культурных стереотипов на образование системы духовных ценностей личности;

— анализ характера проявления ценностных ориентаций личности в таких формах человеческой культуры, как деятельность, общение, язык;

— исследование природы ценностных ориентаций личности и их порождающих социокультурных механизмов.

Данные задачи исследования можно объединить в две группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением вопросов, касающихся анализа многообразных подходов при определении и изучении ценностных ориентаций личности и их взаимосвязи.

Вторая группа задач направлена на выявление социокультурного механизма образования ценностных ориентаций личности, их проявления в таких элементах человеческой культуры, как деятельность, общение, язык.

Научная новизна работы заключается в дальнейшей разработке системного подхода к изучению ценностных ориентаций личности как социокультурного явления. Данный подход позволяет рассматривать ценностные ориентации личности с культурологической точки зрения.

Результаты исследования предполагают выяснение зависимости ценностных ориентаций личности от состояния развития духовной культуры и культуры человеческих отношений на определенном историческом этапе, их вариативности и проявления в различных формах культуры.

Внутренний механизм формирования ценностных ориентаций личности, обеспечивающий ее развитие в социокультурном пространстве, рассматривается в тесной связи с осознанием на индивидуальном уровне собственно психологического, а также культурно-исторического времени. Такое понимание природы ценностных ориентаций личности возможно только через анализ ее структурно-динамических аспектов.

Методы исследования.

Для анализа накопленного материала по ценностной проблематике различными науками и исследования социально-психологических механизмов ценностных ориентаций личности б работе применен системный подход и димензио-нальный метод.

Применение системного подхода в диссертационном исследовании позволяет интегрировать фактический материал, накопленный в различных областях социо-гуманитарного знания. Впервые системный подход к исследованию культуры в целом применил Л. Уайт (1949). В рамках системного подхода культура рассматривается как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии: объективной (любые культурные объекты) и субъективной («слепок» культуры в сознании) форм, распространения (трансляции) и «присвоения» культурных ценностей и др.

Однако есть определенная сложность реализации системного подхода, которая объясняется тем, что культура и отдельные ее компоненты представляют собой системы высокой сложности.

При изучении разнообразных культурных феноменов исследователи имеют дело, как правило, с их объектной формой существования (теми или иными артефактами культуры, реалиями наблюдаемых культурных процессов и т. п.). Но довольно часто цель исследования заключается в стремлении выявить в упомянутых культурных феноменах некие признаки, характеризующие состояние и динамику субъектной ее формы. Возможность применения системного подхода позволяет формализовать исследовательский материал, выработать целостное определение феномена культуры, выявить специфику взаимодействия «имманентных» законов, действующих в культуре (Осокин, 1998).

Системный подход обычно применяется в случае, когда для решения определенной задачи необходимо знание объекта как целостной системы, когда «.исследованию подлежат наиболее сложные типы систем — сложнодинамиче-ские и, самоподчиняющиеся и т. п., которые представляют самые высокие уровни организации бытия.» (Каган, 197 6., С. 18.), к таким типам систем следует относить ценностные ориентации личности.

Для достижения цели и решения задач данного исследования, при синтезе и анализе функционирования таких многозначных систем, как культура и система ценностей человека, было необходимо рассмотреть соотношения и связь между структурой и функциями этих систем, для этого был использован димензиональный метод.

Димензиональный метод в гуманитарных науках впервые применил Виктор Франкл (см. Леонтьев, 1996) при демонстрации отношений между гранями и аспектами человеческого бытия как многомерного объекта. Данный метод позволяет рассматривать объект исследования не в одной плоскости, а в многомерном пространстве. Например, если теория личности при одном аспекте дает на плоскости проекцию круга, а при другом — квадрат, то в трехмерном пространстве эту теорию личности можно рассматривать как целостный образ в форме цилиндра, проекция которого на одной плоскости — квадрат, на другой — круг. Так ценностные ориентации личности в трехмерном пространстве социальной активности человека дают три проекции: деятельность, общение и язык. (Рис.1).

Дея.

Обще.

Ценностные тель ние ориентации ность личности.

Рис. 1. Проекция ценностных ориентации: личности в социокультурном пространстве.

Димензиональный метод для изучения ценностей был предложен Д. А. Леонтьевым, который пытался из множества определений данной категории увидеть за разными взглядами частные проекции этого сложного многомерного объекта (Леонтьев Д.А., 1996).

Согласно цели и задачам данного исследования положения, выносимые на защиту, можно определить следующим образом:

1. Ценностные ориентации выражают содержательную направленность деятельности личности и отражают ее отношение к социальной действительности, к продуктам человеческой культуры. В основе формирования ценностных ориентаций личности лежат иерархическая система культурных установок, актуальные потребности, интересы и стремления индивида, детерминированные внешними и внутренними условиями развития личности, своеобразием куль туры.

2. Жизненные ценности личности обусловлены культурой определенной исторической эпохи, общества, социальной общности, к которым принадлежит индивид. Эти ценности выкристаллизовываются в процессе развития культуры в ценности более высокого порядка, которые активно воздействуют на формирование целей и мотивов деятельности индивида. В результате человек может выступать в роли выразителя данной культуры. Ценностные ориентации личности в данном случае выполняют не только регулятивную, но и мотивационную, нормирующую смыслооб-разующую, интегративную функции.

3. Освоение той или иной системы ценностей тесно детерминировано индивидуальными особенностями личности. Наиболее устойчивые элементы в системе ценностных ориентаций личности связаны с усвоением традиционных ценностей культуры в форме духовных ценностей и культуры человеческих отношений, относящихся к уровню «высокой культуры». Наименее устойчивые, меняющиеся элементы в системе ценностных ориентаций личности связаны с усвоением новых культурных образований, относящихся к уровню массовой культуры («низовой культуры»).

4. Ценностные ориентации личности, как система фиксированных установок на предметы и явления окружающей действительности, (1) включают оценочное отношение человека к миру- (2) зависят как от социальной среды, так и от внутреннего содержания личности- (3) представляют собой индивидуальные ценностные принципы, которыми личность руководствуется в своих действиях и поступках.

5. Внутренний механизм ценностных ориентаций личности формируется на уровне подсознания посредством, используя терминологию Гомперца, «тотальной импрессии» («№еД^апзс]паипдз1е]1ге»). Это понятие означает нерасчле-ненное впечатление от целого предмета, предшествующее и лежащее в основе его отчетливого узнавания. Имеет большое значение для понимания взаимопроникновения культуры и ценностных ориентаций. Следовательно, механизм усвоения общечеловеческих ценностей не сводим только к имитационному подражанию, а непременно включает осознанное ценностное отношение к бытию.

Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях ценностной проблематики, в культурологии и социологии, при подготовке статей и других публикаций .

Материалы работы могут быть полезны: (1) в подготовке курсов социальной философии, социальной психологии, политологии и культурологии- (2) в разработке и создании психодиагоностических методик, необходимых в кадровой службе и позволяющих исследовать систему ценностей человека в соответствии с требованием и культурой конкретного учреждения или социального института- (3) в определении профессиональных склонностей личности к той или сфере деятельности.

Кроме того, выполненное исследование расширяет уже существующие представления о ценностных ориентациях личности и механизме их социально-практической реализации .

Апробация исследования.

По материалам диссертации были сделаны сообщения на научных конференциях:

1) Рациональность и ценностные ориентации человека. // Научная конференция «Рациональность и проблемы познания», 27−28 ноября 1995 г., Санкт-Петербург.

2) Ценностные ориентации и защитные механизмы студентов-политологов. / / Международная научно-практическая конференция «Человек и общество: тенденции социальных изменений», 24−26 сентября 1997 г., Санкт-Петербург .

3) Роль культуры в формировании ценностных ориента-ций личности. // Научная конференция «Философия гуманитарного знания», 28−29 января 1998 г., Санкт-Петербург .

4) Культура и мотивация к обучению, их взаимоотношения в учебном процессе. // Межвузовская научно-методическая конференция «Особенности учебно-воспитательной работы в современных условиях», 4−5 февраля 1998 г., Санкт-Петербург.

Материалы диссертации были использованы при чтении лекций по курсу «Основы общей психологии» и проведении семинарских занятий по социологии в Балтийском государственном техническом университете, «Военмех» в 19 961 998 гг.- при разработке методических указаний «Основы общей психологии» и написании учебно-методического пособия «Использование активных методов обучения в учебном процессе».

Результаты исследования способствовали проведению социологических опросов студентов вторых курсов Балтийского государственного технического университета, созданию психодиагностических методик «Профориентация» и «Ценностные ориентации личности», которые могут быть использованы в кадровой политике, ориентированной на ценностную систему человека.

Диссертация состоит из введения, двух глав (пять параграфов), заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Культурологический подход к изучению ценностных ориентаций личности и выявления их связи с культурными феноменами, как деятельность, общение и язык, ассоциируется с фундаментальной проблемой взаимосвязи проявлений социальной активности человека и ее направленности с действительностью (его бытием). В этом смысле — это вопрос взаимоотношения между типами культур, где культура воспринимается как осуществляемый обществом ценностный отбор и выбор, и ценностными ориентациями отдельно взятой личности, как отражения высших человеческих ценностей, преломленных в сознании индивида, и их проявлений в его поведении.

Применение системного и димензионального подходов к изучению таких многомерных понятий, как ценностные ориентации личности, ценности, культура, позволяет решить проблему множественности их восприятия. Так как отличительной чертой этих подходов является интегратив-ность, принимающая и примеряющая различные конкретно-культурные образы человека и нормативные представления о его поведении, проявляющиеся в его деятельности, и позитивность, которая понимается как целостность, единство в разнообразии, преодоление всякой односторонности как по отношению к внутренней картине мира человека, так и его жизни в социуме.

Устоявшее определение культуры очерчивает ее как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, предъявляемый в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений. В духовных ценностях, в совокупности отношений человека к природе, к другим людям и к самому себе. К сфере культуры принадлежит все то, что создает человек, и то, каким образом он создает в своей сознательно-направленной, постоянно совершенствующей деятельности. Рассматривая культуру, как способ организации человеческой жизнедеятельности или сознательной деятельности, можно определить образ человека и те критерии, по которым он следует обычаям своей культуры, отличает себя от других людей, придерживающихся иных законов и норм.

Отталкиваясь от понимания культуры как способа деятельности, следует отметить функциональное отличие разных элементов культуры. Элементы культуры, которые относятся к сфере сознания, выступают в качестве «специфических средств деятельности» и выполняют функцию. ориентации людей в окружающей среде, программирования, коммуникации и регуляции их действий в пределах социального целого и т. д. В начале процесса формирования сознания три вида деятельности выступают как связанные воедино: внешняя практическая деятельность, процесс познания и коммуникация. В контексте ценностно-ориентационных и коммуникативных структур человек впервые начинает осознавать окружающий мир и образовывать формы знания. Здесь можно говорить не просто о научном или культурном сознании, но об историческом генезисе человеческого сознания, когда индивидуализированные формы мышления вплетены в систему социокультурных, когнитивных, ценностно-нормативных связей и образуют некоторую целостную структуру, обеспечивающую основные схемы ориентации человека в мире, способы принятия решений и совершения поступков.

Культура в этом смысле, — выступает как способ организации человеческого сознания в конкретных исторических условиях. В нем (способе) присутствуют те механизмы, которые формируют и включают человеческое сознание в определенную историческую среду путем заданных схем ценностных ориентаций, ценностных форм регулирования поведения и мышления, разнообразных коммуникативных структур, способов обмена информации, предоставляемыми культурой.

Например, всякая культура содержит ряд моделей для удовлетворения потребностей человека и решения жизненных ситуаций. Подобные модели фиксируются в преданиях, сказках, играх, игрушках, в художественных творениях и т. д. Эти модели передаются устно и письменно как поучения для воспитания, сохраняются в пословицах, поговорках, советах старшего поколения и проявляются в социально одобряемом поведении людей. Люди постоянно подсознательно ведут поиск регулярности (некого постоянства), содержащийся в этих моделях. Найденную закономерность они фиксируют в ментальные структуры, в форме представлений о правильном, социально одобряемом поведении, которые, в свою очередь, формируют систему ценностей индивида. В соответствии с сформированной системой ценностей человек ведет себя определенным образом. Изменение в поведении ведет к изменению представлений, из них черпается материал для дальнейшего преобразования и дополнения культурных моделей. Возникает ''кругооборот'^ в котором определенные способы поведения объективируются в модели, а те, в свою очередь, субъективируются в ментальные образы. Так благодаря системе ценностей, индивид не только принимает культуру выборочно и лишь в определенной мере, но сам способствует ее передаче и ее последующему завершающему формированию. В некоторых локальных культурах модели отличаются сравнительно постоянным и стойким характером, они мало изменяются и носят чаще всего обязательный характер. В «более открытых» культурах они характеризуются быстрыми превращениями и имеют не одну альтернативу.

В период, когда отдельные культуры развивались, в общем, автономно и их взаимный контакт был ограничен, «культурная депривация» не представляла такой проблемы, каковой она является в настоящее время. В наше время быстрых социальных перемен культурную депривацию можно испытывать внутри одной изменяющейся культуры, где еще сохранившиеся модели уже не соответствуют новым ценностям и идеалам. Таким образом, проблема ценностей и, в частности, ценностных ориентаций личности имеет прямое отношение к установлению и пониманию закономерностей развития и функционирования общества, культуры и их институтов.

В любом контексте рассуждения о ценностях, где главными основополагающими остаются человеческие, следует опираться на ценностную систему отдельных личностей. В них, с одной стороны, осуществляется преломление и усвоение общечеловеческих ценностей через призму индивидуального сознания, а, с другой стороны, они сами являются средой для своего образования, так как именно от них зависит содержание и направленность человеческой активности.

По мнению В. В. Гречаного, кризис человеческой истории, противоречивый ход решения которой приводит к антагонизмам, раздирающим мир, в конечном счете, поделившим его две половины, бытие и ничто, можно определить как кризис объективных жизненных ценностей человека. Так межнациональные конфликты, которые в настоящее время происходят в России, есть следствие w WWW тотальной переоценки ценностей, в которой «освобождение» народов квалифицируется как их «оккупация», а торжество интернационализма воспринимается как разрушение национальной культуры. Межнациональный конфликт, как тип политического поведения людей, детерминирован ценностными установками, представлениями о допустимости и эффективности действий, направленных на достижение политических целей. Поступки же отдельных людей в периоды деформации общества включают личностное отношение к действительности, ее оценку не через официальные нормы и идеалы, а чувствование через особую нравственную призму «реальной мотивации», которая образуется на основе ее актуальных потребностей.

Современное общество связывает свои надежды с модернизацией, с переходом к целям, мотивам поведения, трудовой этике «западного общества», к его ценностным социокультурным ориентирам. Но всякая система ценностей общества, группы, личности имеет иерархическое строение. В ней выделяются ключевые ценности и те, что выполняют функцию конечного основания выбора средств и способов деятельности. Эти, высшие для общества, смыслосложенные ценности и общение и составляют куль туру.

Для достижения личного успеха или социального признания оказывается рациональное действие, направленное на согласование частных (личностных) интересов с динамикой спроса и предложения. Потому «вращивание» и поддержание культурных норм и ценностей может проводиться только сознательными усилиями государства. Для массового сознания чрезвычайно болезнен как процесс отхода от нормативно-ценностных взглядов традиционного общества (так как он воспринимается как состояние утраты ценностей), но и факт наличия многообразия систем ценностных ориентаций и политических стратегий, что воспринимается как царство хаоса.

В поисках устойчивых основ жизни люди обращаются к локальным, национальным ценностям, поскольку именно они устойчивые императивы поведения. В связи с ними органично складываются наиболее массовые формы личной, групповой идентичности и социального действия.

Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В основе формирования ценностных ориентаций личности лежит иерархическая система культурных установок, социальные потребности, интересы и стремления индивида, детерминированные внешними и внутренними условиями ее развития, своеобразием культуры. Ценностные ориентации, образуя содержательную сторону направленности личности, отражают ее отношение к социальной действительности, к продуктам культуры.

2. Жизненные ценности личности обусловлены культурой определенной исторической эпохи, общества, социальной общности, к которым принадлежит эта личность. Эти ценности выкристаллизовываются в процессе развития культуры в ценности более высокого порядка. Являясь итогом всего исторического опыта человечества, они активно воздействуют на формирование целей, мотивов деятельности индивида. В результате человек выступает в роли выразителя духа данной культуры. Ценностные ориентации личности в данном случае выполняют не только регулятивную, но и мотивационную, нормирующую, смысло-образующую, интегративную функции.

3. Освоение той или иной системы ценностей детерминировано индивидуальными особенностями личности. Наиболее устойчивые элементы в системе ценностей личности связаны с усвоением традиционных ценностей культуры в виде общечеловеческих ценностей, относящихся к уровню «высокой культуры». Наименее устойчивые, меняющиеся — с усвоением новых культурных образований, относящихся к уровню массовой культуры («низовой культуры»).

4. Ценностные ориентации личности как система фиксированных установок на предметы и явления окружающей действительности, (1) включают оценочное отношение человека к миру, проявляющееся в языке, общении и деятельности, (2) зависят как от социальной среды, так и от внутреннего содержания личности, (3) представляют собой ценностные принципы, которыми личность руководствуется в своих действиях и поступках.

5. Внутренний механизм ценностных ориентаций личности формируется на уровне подсознания посредством «< < :-/»: «тотальной импрессии» («Т/Ге]^апзсЬаипдз1е11ге», Гомперц), обозначающей нерасчлененное впечатление от познаваемого целого, предшествующее и лежащее в основе его отчетливого узнавания. В контексте культуры и ценностных ориентаций тотальная импрессия имеет большое значение для понимания взаимопроникновения ценностных ориентаций и культуры. Следовательно, механизм усвоения человеческих ценностей не сводим только к имитационному подражанию, а непременно включает осознанное ценностное отношение к бытию.

Общество задает личности на каждом этапе ее развития определенные нормативно-ценностные структуры, которые регулируют и направляют ее взаимодействие с реалиями окружающего мира, как в формах деятельности, так и в формах коммуникации. В той мере, в какой человек поддается канонам мышления и стереотипами поведения, он является носителем данной культуры, его действия рассматриваются в групповом сознании как разумные или наоборот. Разум в этом плане характеризуется как общая нормативно-ценностная форма организации культуры или как совокупность норм, узаконивающих определенный тип поведения и мышления. Таким образом, ценностные ориентации личности как одна из форм взаимодействия человеческого сознания с окружающим миром детерминированы культурой.

В период формирования нового идеала общественной жизни человек осознает старые культурные нормы как формальные и может вступать в конфликт с тем, для кого эти нормы и ценности являются жизненно важными констанч/ в русской литературе они представлены как «лишние люди», это и Чацкий, и Печорин, и Онегин, и т. д.). Так, каждое поколение осуществляет огромную работу по переоценке ценностей и вырабатывает свое представление о степени их значимости, что проявляется в различии ценностных ориентаций у молодежи и старшего поколения. Старшее поколение, понимая необходимость определенных изменений образа жизни и ценностных ориентаций молодежи, зачастую опасается, что произойдет абсолютизация негативного, скептического отношения к прежним ценностям и формам поведения, и наряду с устаревшими ценностями будут ревизованы и непреходящие общечеловеческие ценности. Молодежь же, опасаясь груза инерции старшего поколения, как сознательно, так и на уровне интуиции, считает, что лучше ошибиться в сторону негативизма, чем в сторону прежнего образа жизни с его «устаревшей» системой ценностей.

Человек осваивает мир в системах практического и духовно-теоретического отношения к реальности. Но человеческая активность в формах осознанной или целенаправленной деятельности выступает как активность его сознания или духовная активность, которая по своей природе двойственна. Она заключается в познании реального мира и его ценностного осознания. Так, ценностные отношения в сфере социально-экономической жизни фиксируют различные стороны и уровни взаимодействия людей в связи с материальным (вещественным) миром. На уровне духовно — практической деятельности они приобретают форму ценностно-смысловых отношений, а сами вещи, воспроизводимые культурой, теряют свою утилитарную ценность, но приобретают знаковый статус в системе ценностных ориентаций личности. Отсюда, с одной стороны, ценности выступают как объекты, или, с другой стороны, как выражения ценностного отношения субъекта, на языке идеального и мыслимого представления.

Следовательно, предметные ценности являются «знаками» опредмеченных во внешних объектах человеческих способностей и возможностей и стимулируют последние в виде «значения» предметов, получивших социальную санкцию. Субъективные же ценности (ценностные ориентации личности) служат нормативной формой ориентации человека в окружающей реальности, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности, «кодирует» это содержание в виде готовых регулятивов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в сложной социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам.

Результаты настоящей работы важны с нескольких точек зрения. Проблема ценностей имеет прямое отношение как к установлению закономерностей развития и функционирования личности, общества, культуры, так и к прогнозированию их дальнейшего существования. За этой проблемой, при соответствующем уровне ее философского обсуждения, стоят сложные вопросы духовного, экономического развития любого современного общества, мирового сообщества в целом. Из всех основных вопросов, касающихся человеческого выживания и развития, в настоящее время, возможно, нет более значимых, чем те, которые относятся к природе и статусу ценностей.

Еще 4 0 лет назад И. А. Ильин говорил: «.люди современной эпохи не должны. предаваться иллюзии: кризис, переживаемый нами, не есть только политический или хозяйственный кризиссущность его имеет духовную природу.» (Ильин, 1993). Переходный период России воспринимается многими людьми как кризис, связанный с утраченной целостностью общества. Противостояние народа и власти проходит по линии внутреннего разрыва культуры и идеологии в общественном сознании. Смена власти и изменение направления в экономике и политике России связано с коренным переломом в общественном сознании и сознании отдельной личности. И процесс этот идет на уровне ценностных отношений и их антипода — отчуждения. Для восстановления утраченной целостности общества необходимо обратиться к изучению специфики и особенностей функционирования духовных ценностей и культуры человеческих отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аксиологические проблемы научной и технической реальности. // Тезисы научной конференции 28−29января СПб., 1998. 138с.
  2. А. Основные направления современной немецкой аксиологии. М., 1968. 18с.
  3. АлексеевВ.Н. Смена культур как историческая закономерность.// Философская культура и ее роль в развитии личности. М., 1996. С.18−27.
  4. С.Г., Голубкова O.A. Ценностные ориентации и защитные механизмы у студентов-политологов. // Человек и общество. СПб., 1997. С.173−174.
  5. С.Ф., Смоленцев Ю. М. и др. Моральные ценности и личность. М., 1994. 176с.
  6. Н.Г. Язык культуры. // Социально-политический журнал. 1994, № 1−2.
  7. B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988., 195с.
  8. Р. Языки культуры и проблемы непереводимости. М., 1987.
  9. В.П. Органическая теория проблема ценностей в русской философии. // Россия и Европа: философия, культура, современность. Тезисы докладов Международного симпозиума. Саратов, 1993. С.105−115.
  10. М.М. Фрасуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1990. С.12−13.
  11. А.Н., Черносвистов П. Ю. Человеческая культура: бесперспективное разнообразие? // Человек. М., 1997., вып. 6, С.6−21.
  12. H.A., Донцов А. И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности. // Вопросы психологии, 197 9., № 3, С. 29.
  13. H.A. Человек и машина. // Вопросы философии. 1989. № 2, С. 154.
  14. Г. В. и др. Человек, текст, культура. Екатеринбург, 1994. 235с.
  15. В.А. Мир моральных ценностей. М., 1981. 64с.
  16. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. 312с.
  17. A.C. Опредмечивание, ценности и социологическое познание. // Социс., 1975. № 2.
  18. В. И. Ценности и технологии устойчивого социального развития. Новосибирск, 1994. 48с.
  19. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьба страны. СПб., 1992. 144с.2 6. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.
  20. Будь лицом: ценности гражданского общества. Т. 1., Томск. 1993. 259с.
  21. Л.И. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 459с.2 9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Атеист. 1928. № 30. С.43−72.
  22. В. Прелюдии. СПб., 1904. С. 23.
  23. И. Общество, культура, социология. М., 1988. 288с.
  24. Л. Логико-философский трактат (1921) // Философские работы. 4.1, M. f 1994. С. 70.
  25. Л. Философские исследования. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХУ1. Лингвистическая прагматика М., 1985.
  26. В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995. С. 325
  27. Л.С. Д.Б.Эльконин: знаковое опосредование и совокупное действие. // Вопросы психологии, № 5, 1996. С.57−67.
  28. Г. П. Аксиологические основания культуры. // Тезисы научной конференции «Аксиологические проблемы научной и технической реальности». СПб., 1998. С. 40.
  29. Г. П. Эстетика в системе философского знания. Л., 1984. 175с.
  30. Гаджиская Земфира Гасан Ara. Человеческая жизнь как ценность и феномен самоубийства. М., 1994. 112с.
  31. Г. Г. истина и метод. М., 1988. С. 39.
  32. А.О. О систематике антропологии (Проблема человека в западной философии). М., 1988. С. 183.
  33. O.A., Самойлова О. И. Исследование взаимосвязи характерологических особенностей подростка с его социальной адаптацией. // Актуальные проблемы практической психологии. СПб. 1992. С. 130−138.
  34. O.A., Козлов В. А. Опыт использования компьютерных программ в психологических исследованиях. // Новации в современном научном познании. СПб., 1997. С. 47.
  35. O.A. Роль культуры в формировании ценностных ориентаций личности. // Философия гуманитарного познания. Спб., 1998. С.5−52.
  36. O.A. Культура и мотивация к обучению, их взаимоотношения в учебном процессе. // Особенности учебно-воспитательной работы в учебном процессе. СПб., 1998. С.175−176.
  37. O.A., Кефели И. Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе. СПб., 1998. С. 27−32.
  38. B.C. Историко-философское истолкование текста. Киев, 1981. 206с.
  39. В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д., 1977. 445с.
  40. В. В. Значение творчества J1.C. Выготского для современной психологии. // Сов. Педагогика. 1982. № 6.С.85.
  41. H.A. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения. М., 1990. 18с.
  42. . Логика смысла. М., 1995.
  43. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. СПб., 1995. С. 18.
  44. В. Непослушное дитя биосферы. СПб, 1994. 208с.
  45. О.Г. Ценность. // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  46. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. М.-Л., 1966. С.25−35.
  47. Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы док. Республиканской межвузовской конференции. 4.1−2., Гродно, 1992. 24 0с.
  48. Э. Ценностные и реальные суждения. //Социс. 1991. № 2.
  49. B.C. Социальная культурология. М., 1997. 591с.
  50. В.Г. Социальная природа моральных ценностей., Л., 1968. С.5−26.
  51. Н.В. Содержание и значение категории ценности в философии. М., 1989. 23с.
  52. Психология коммуникативного развития человека как личности). Томск, 1992. 255с. 79. Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 197 6. С. 18.8 0. Каган М. С. О философском понимании ценности. Вестник1. ЛГУ, Сер.6, 1987.№ 3.
  53. М.С. О месте науки в системе культуры. Наука и культура. М., 1984. С.17−35.
  54. М.С. Философия культуры. СПб., 1995.
  55. Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости. Тексты. М., 1984. С.61−82.8 6. Кефели И. Ф. Основы теории и истории развития культуры. СПб., 1996. С.16−22.
  56. A.JI. Человеческая любовь: Смысл и достижение. М., 1996. 254с.
  57. Г. Г. Мировоззрение и формирование ценностных ориентаций личности. М., 1983.8 9. Кирьякова A.B. Ориентационно-ценностный аспектразвития личности. // Аспекты развития. Ориенбург, 1993. Вып.1. С.56−61.
  58. Г. С. Диалектика повседневности. // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 33.
  59. Г. С. Двуединство культуры. // Материалы к лекциям общей теории культуры и культуры античного Рима. М., 1993. С. 17.
  60. В. А. Человек в мире культуры. Самара, 1996. 99с.
  61. Н.В., Оссовский B.JI. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986. С. 15.
  62. C.B. Альтернативы (аксиологические аспекты). М., 1983. С. 192.
  63. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1979.9 6. Краус Н. Нигилизм и идеалы. Эссе. М., 1994. 254с.
  64. Н.Г. Личность и ее ценностные ориентации. М., 1982. 28с.
  65. Н.Г. Роль эстетического идеала в формировании ценностных ориентаций личности. Тбилиси, 1980. 19с.
  66. К.Г. О загадке слова (Слово как узел лингвофилософских проблем). // М., 1996. Вып.2 С.377−397.
  67. ЮО.Круглова Л. К. Духовная культура как система ценностей. СПб., 1991.
  68. В.М. Ориентация как свойство и характеристика действительности. Томск, 1976. 17с.
  69. Культурология XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 203.
  70. Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992. 145с.
  71. М.Ю. Формирование ценностных ориентаций личности в условиях развитого социалистического общества. М., 1983. 16с.
  72. В. Нигилизм и идеалы. М., 1994.
  73. Юб.Ламсден Ч. Нуждается ли культура в генах?
  74. Эволюция, культура, познание. М., 1996, С. 12 8138 .
  75. Н.И. Социальные ценности и реформы кризисной России. // Социологические исследования. 1993. № 2, С. 17−28.
  76. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. С. 177.
  77. В.И. ПСС. Т.25, М., 1954. С. 42.
  78. Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива. // Вестник МГУ, Сер.14, 1993. № 2, С. 24.
  79. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопросы философии. 1996., № 4, С.15−25.
  80. A.A. Что такое язык. М., 1976. 96с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304с.
  82. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. С.420−442.
  83. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С.430−437.
  84. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. 367с.
  85. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- характер русского народа. М., 1991. С. 182.
  86. Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. // Бог и мирское зло. М., 1994. С.250−315.
  87. Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1994. С.5
  88. У. Особенности ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста внутри традиций разных культур. М. 197 8 18с.
  89. В. А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. 119с.
  90. Д.И. Идеальные ценности. Саратов, 1906.
  91. Н.М., Перерва Г. Ф. Приоритетные общечеловеческие ценности. М. 198 9.12 4. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (Логико-гносеологический анализ). М., 1983. 284с.
  92. .В. Язык и бытие, человека. // Основы онтологии. СПб., 1997. С.226−241.
  93. К., Энгельс Ф. ПСС., Т.20., 1957. С. 94.
  94. К., Энгельс Ф. Капитал. Соч., изд.2-е, Т. 23. С. 623.
  95. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 1981. С. 157.
  96. Материалы Древней Греции М., 1985. С.153−161.
  97. И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи: Опыт прикладных исследований. Киев, 1993. 117с.
  98. Л.Ф. Пространственные и временные характеристики ценностного отношения. М., 1986. 17с.
  99. А.Д. Ценностные ориентации личности и воспитание сознательного отношения к социалистической собственности. М., 1982. 20с.
  100. Т. Наши парадоксы: особенности восприятия общечеловеческих ценностей в Российском обществе в переходный период. // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. М., 1994. Вып. 1−2.
  101. Н.П. переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь, 1996. 37.
  102. В. В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал). // Вестник МГУ. Серия 7.1996. № 5 С.5−8.
  103. РЖ. № 2, 1993., С. 137. 14 5. Парохонский Б. А. Язык культуры и генезис знания.
  104. Киев, 1988. 210с. 146. Парохонский Б. А. Стиль мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания. Киев, 1982. 119с. 14 7. Петерсон М. Н. Язык как социальное явление. М., 1927. С.3−21.
  105. Платон Диалоги. М., 1986. С. 430.
  106. И.Н. Культура как мера человеческого в человеке. // Человек в научной и философской картине мира. Курск, 1996. Ч. 2. С.63−64.
  107. Проблема формирований ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1981. 150с.
  108. Проблема ценностей в философии. M.-J1., 1966. 2 61с.
  109. З.Р. Натуралистическая концепция ценностей в американской буржуазной философии XX века. Л., 1978. 17с.
  110. Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социофилософского исследования. М., 1984. 23с.
  111. Ю.Ю. Аксиологическая функция философии: единство истины, добра и красоты. Киев, 1992. 16с.
  112. A.A. Слово и миф. М., 1989, С. 194.
  113. Преемственность поколений: диалог культур.// Материалы межд. н.-п. конф. Вып. 3. 24−26 сентября, СПб., 1996. 135 с.
  114. Психология личности и образ жизни. М., 1987. 221 с.
  115. A.B. Ценностные ориентации и благо человека. // Вест. МГУ, Сер.7, Философия, № 1, 1996. С. 77.
  116. Ч. Речь, повествование и социальные перемены. // Вестник МГУ, Сер. 18. Социол. и полит. М., № 1. С.141−147.
  117. Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1903. С. 209.
  118. Г. Философия истории. СПб., 1908. С. 100.
  119. Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание. Новосибирск, 1994., 31с.
  120. Р. Слова, значения и сообщения. Психолингвистика за рубежом. М., 1972, С. 68.
  121. Русская культура: Традиции и современность. // Материалы науч. конф. Под ред. Рыбакова Ф. Ф., Иконникова С. Н., СПб., 1993. С.15−20.
  122. Ю.Р. Проблемы измерения социально-психологической структуры ценностных ориентаций личности. М., 1982. 17с.
  123. В.Е. Философия ценностей Баденской школы. Владимир, 1994. 19с.
  124. А. П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности. СПб., 1994. 15с.
  125. H.JI. Методика изучения направленности личности. // Методики социально-психологической диагностики личности, группы. М., 1990. С.29−36.
  126. . Культурная историчность разума: Пример Кеплера. // Разум и культура. М., 1983. С.15−24.
  127. В. И. Язык философии. // Искусство и культура. СПб. 1993. С.53−56.
  128. П.И. Ценностные основания общества: Концепция исследования. //Дис. д. ф. н. СПб., 1994. 304с.
  129. П.И. Общечеловеческие ценности как регулятор массовых действий в кризисных ситуациях. // Республиканская межвузовская конференция. 19−21 мая, Гродно, 1992. С. 162−164.
  130. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. Соч. 2 т., Т.1. М., 1988. С. 288.
  131. Ю.Н., Дудник С. И. Смысл философии ценностей как науки. // Тезисы научной конференции «Аксиологические проблемы научной и технической реальности. СПб., 1998. С.13−17.
  132. П. Потребности человека. //ОБЖ., СПб., 1996. С. 19.
  133. Ф. Курс общей лингвистики. М., 1933, С. 115.
  134. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе: Методология и методика измерения социальной идентичности. М., 1996. 123с.
  135. B.C. Будущее цивилизации: поиск новых ценностей и стратегий деятельности. // Вестник Белорусского университета, сер 3, Минск, 1996. № 3 С. 3844.
  136. JI.H. Красота. Добро. Истина. Очерки истории эстетической аксиологии. М., 1994. 464с.
  137. Ю.К. Сущность неотомисткой концепции ценностей. М., 1974. 20с.
  138. Сулейманова J1.A. Ценностные ориентации личности как регулятор межличностных отношений. М., 1982. 15с.18 4. Сусленко В. В. Опыт применения системного подхода к анализу ценностных ориентаций. Томск, 1977. 24с.
  139. JI.B. Ценностные ориентации молодежи в условиях социальных перемен Политическая социология. М., 1993. № 7 С. 79−88.
  140. В. П. Проблемы ценностей в марксистской философии. М. 1965. С.23−25.18 7. Тугаринов В. П. Марксистская философия и проблема ценностей. JI., 1963. С. 7.
  141. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.18 9. Философия, логика, языка. М., 1987. С. 21.
  142. В.А. Ценностные ориентации в гуманистическом познании. Киев, 1989. 48с.
  143. Философская культура личности. Часть1. Бийск, 1996. С.105−120.
  144. Л.П. Понятие и типы ценностных ориентаций. Л. 1976. 18с.
  145. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С.52- 217.
  146. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  147. Э. Человек для себя. Минск, 1992. 252с.2 04. Фуко М. Жизнь: опыт и наука. // Человек и его среда. Ч.2 М., 1988. С.3−14.
  148. Фюльбер, Эконди Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи Конго. М. 1990. 16с.
  149. М. Язык. СПб. 1991. 23с.
  150. Т. И. Современные теории познания. М., 19 65 С. 425.
  151. К. Культурный и психический аспекты понимания неврозов. // Невротическая личность. М. 1993. С.7−11.
  152. В. В. Наука и ценности в обосновании концепции устойчивого развития общества. Новгород. 1994. 18с.
  153. Ценности и их роль в жизни общества и человека. Киев. 1990. 78с.
  154. Ценности и оценки. М., 1972.
  155. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. 171с.
  156. Человек, диалог, понимание. Саратов, 1996. С.21−36, С. 52−58.
  157. Человек и духовные ценности. Кишинев. 1990. 191с. 215. Человек и его ценности. В 2-х частях, М., 1988. 216. Человек и культурно-исторические традиции. Тверь, 1991. 117с.
  158. Человек и культура: Индивид в истории культуры. М., 1990. 338с.
  159. А.Ю. Национальные ценности. Майкоп, 1996. 168с.
  160. В.Н. Социально-психологический анализхристианской морали. JI., 1974. С. 69. i
  161. ШинИрук В.И., Яценко А. И. Гуманизм диалектико-материалистического мировоззрения. Киев, 1984. С. 255.225 .Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Собр. Соч.: В 5 т. T. l М., 1992. С. 278−292.
  162. Шор Р. Кризис современной лингвистики. М., 1993. С. 71.
  163. Э. Два вида психики.(1914).// Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 298.
  164. B.K. Природа бинарных оппозиций в свете теории ценностей. // Вест. Челяб. Ун-та, Сер.2, Филология, Челябинск, 1996. № 1, С.4−12.
  165. Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950. С.237−238.
  166. Энциклопедия философских наук. Т. З М., 1975. С. 322.
  167. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. 320 с.
  168. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С.17−18.
  169. Юриенас Никодемас Проблема связей эстетических и этических ценностей в философии Н. Гратмана. Вильнюс, 1973, 17с.
  170. О.Н. Ценностное измерение человека: опыт философской антропологии М. Шелера. // Социальная теория и современность. М. 1996. Вып. 24. С.198−204.
  171. Язык культуры и генезис знаний. К., 1988. 211с.23 6. Янков А. Г. Традиционные ценности и образование. // Чита, 1996. С.78−80.
  172. К. Истоки истории и ее цель. М., 1978. С.170−171.
  173. Воол I. Further Operations of «culture» in anthropology a synthesis of and for debate //Soc. Science quart. -Austin, 1972.-Vol. 53, #2. P. 22−268.
  174. Bouillon H. Ordnung, Evolution und Erkenntnis. Tubingen Mohr. 1991. 154s.
  175. Forschner M. Mensch und Gesellschaft: Grundbegriffe der Sozialphilosophie. Darm: Wiss Buches. 1989. S.204.
  176. Gaul J. Pokolenia i watosci.// Odra, Wroctow, 1994., R 34 #3, S.12−16.
  177. Hallowell A. The structural and functional dimensions of a human existence //Quart, rev. of biology -N/Y/ 1956., Vol. 31. P 88−101).
  178. Helma Lutz Welten verbinden. Frankfurt. 1990. S.49−57 .
  179. Hiller Fiedr. Normen und Werte. Hidelberg. 1982. 18s.
  180. Huber W. Menschenwurde und Menschenrechte Grundelemente einer zukunftigen internationalen Ordnung. //Leviathan.-Oplanden, 1994. Jg.22.H.l, S.47−59.
  181. Kloskowska A. Cultural polimorphism and national stereotypes. // Pol.Sociol. rew. W-wa, 1993. Vol.103, #3, P.177−185.
  182. Keesing R. Theories of culture. // Am. rev. of anthropology. A- Palto Alto, 1974. -Vol. 3 P. 73.) .
  183. Kluckholm C. Volues and Values Orientation.'P.400
  184. Lasswell H.D., Leites N., Fadner R. and an. The langwage of poltics: studies in quantitative semantics. New York, 1968. pp.334−381.
  185. Mariton J. Neuf Leconn sur les notions premieres de la philosophie morale. Paris, 1951. S.28 251.0gbern W., Nimkopf M. Sociology. New York, 1958. P.721.
  186. Popielski K. Noityczny wymiar osobowosci. Lublin, 1994.S.147.
  187. Saussure F. De. Cours de linguistuque generale. 1916. P.25
  188. Scheller, Max Ferdinand Vom Umsturz der Werte. Ab. Handlungen und Aufsatze. #4 Bern. 1955.
  189. Stoking G. Franz Boas and the culture concept in historical perspective // Amer. Anthropologist. -Wash., 1966. Vol. 68, #5, P. 878).
  190. Turner R.U. Personality in society- Social psychology’s contribution to sociology. // Social psychology art. Albay, 1988. Vol. 51. P. 4
  191. Vossler K. Positivimus und Idealismus in der Sprachwissenschaft. Heidelberg, 1904. P.67−89.
  192. Wiederhold Konrand Wertbegriff und Wertphilosophie. Berlin, 1920.
Заполнить форму текущей работой