Методологическая роль принципа отрицания в научном познании
Поэтому диалектический принцип отрицания как процесса приобретает свое истинное содержание в контексте закона отрицания отрицания, в системе диалектической концепции развития, ядром и сутью которой служит закон единства и борьбы противоположностей, во взаимосвязи с субстанциальным марксистским принципом предметнойпрактической деятельности. Именно диалектика отрицания отрицания становится законом… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ОТРИЦАНИЕ КАК ПРИНЦИП И ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- I. Гегелевская трактовка отрицания
- 2. Марксистское понимание принципа отрицания
- Глава II. ДИАЛЕКТИКА ОТРИЦАНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
- I. О типах отрицаний и формах их проявления в развитии научного познания
- 2. Преемственность исторических форм предмета теоретической науки
- 3. Анализ регулятивных принципов построения теории в свете диалектики отрицания и преемственности
Методологическая роль принципа отрицания в научном познании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
задачу дальнейшего творческого развития марксистско-ленинской теории на основе осмысления и обобщения новейших достижений современной научно-технической революции и общественной практики.^ Ядром и сутью этой единственно истинной в научном отношении и постоянно развивающейся теорией социального развития является материалистическая диалектика, выступающая одновременно и со всех сторон в пункциях содержательной логики, теории познания, всеобщей методологии современной науки и предметно-практической преобразующей деятельности советского человека. Поэтому творческое развитие марксистско-ленинской теории прежде всего предполагает углубленную разработку диалектического материализма как субординированной системы категорий, принципов и законов методом восхождения от абстрактного к конкретному. Для этого необходимо раскрытие сущности, методологической и мировоззренческой роли отдельных категорий. принципов и законов диалектики в современном научно — теоретическом познании. К их числу относится категория отрицания, роль которой особенно возрастает в современных условиях, связанных с крутой ломкой устаревших теоретических принципов, законов и представлений и возникновением совершенно новых инте-гративных форм и методов познания в период развертывающейся научно — технической революции и целостным революционным переходом от капитализма к социализму во всемирном масштабе. Для Философского осмысления и обобщения этих происходящих гло.
I.Материалы ХХУI съезда КПСС.-М. Политиздат, 1981, с.77−78,145. бальных научно-технических и социальных процессов важное значение приобретает всеобщий диалектический принцип отрицания, малоразработанный в диалектико-логическом плане." Согласно марксистской гносеологии,-утверждает Ж. М. Абдильдин, — чтобы действительно познать предмет, о нем иметь понятие, необходимо с самого начала правильно поставить вопрос, указать ту систему, объективную позицию, относительно которой реально существует предмет, и подвергнуть его теоретическому анализу." 1.
Современная наука также характеризуется крупными теоретическими обобщениями, созданием новых фундаментальных понятий и теорий, возрастанием различных интегративных тенденций и форм теоретического синтеза знания, возникших путем отрицания старых форм и методов познания. В этих условиях происходит возрастание методологической и мировоззренческой роли материалистической диалектики, выступающей содержательной логикой развивающегося научно-теоретического знания. Вот почему углубленная разработка категории отрицания как диалек-тико-логического принципа современной науки остается актуальной и важной проблемой.
Принцип отрицания выступает как важнейший теоретический метод познания объективной реальности, который исследует развитие предмета в его внутренней противоречивости, полноте, необходимой преемственной связи и конкретной целостности, осуществляет связь старого с новым, интеграцию и синтез зна.
1.Абдильдин I.M. Диалектика как методология научного познания. Алма-Ата, 1981, с. 7. ния, выявляет диалектику изменения и сохранения, преемственности и поступательности, открытости и целостности. Таков далеко не полный перечень логических характеристик принципа отрицания. Его категориальная структура включает в себя противоречие, переход, развитие, связь, преемственность, снятие, поступательность, целостность, повторяемость, цикличность, практику.
Степень разработанности принципа отрицания определяется тем, что в нашей философской литературе различные его аспекты как одного из важнейших диалектико-логических принципов современного научного познания обсуждались в работах З. Н. Багирова, В. А. Глядкова, Б. М. Кедрова, А. Н. Нысанбаева, З. М .Оруджева, К.X.Рах-матуллина, М. М. Розенталя, М.Н.РуткевичаД.Т.Туленова, А.Ф.Файзул-лаева, Ю. А. Харина, А. П. Шептулина и других.^Особенно определен.
1.Багиров З. Н. В. И. Ленин и диалектическое понимание отрицания. Баку, 1969; Глядков В. А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. М., 1982; Диалектика отрицания отрицания.М., 1933; Кедров Б. М. О повторяемости в процессе развития. М., 1961; Материалистическая диалектика. Законы и категории. Ташкент, 1982; Нысанбаев А. Н. Диалектика и современная математика. Алма-Ата, 1982 — Оруджев З. М. Диалектика как система. М., 1973 — Рахматуллин К. Х. Диалектический материализм и современная астрономия. Алма — Ата, 1965 — Розенталь М.М.
Диалектика «Капитала» К.Маркса. М., 1967 — Руткевич М. Н. Диалектический материализм. М., 1973; Туленов I.T. Система законов и категорий диалектики. Ташкент, 1974; Файзуллаев А. Ф. Проблемы противоречия в трудах классиков естествознания и философии Средней Азии. Ташкент, 1974 — Харин Ю. А. Диалектика социального отрицания. Минск, 1972 — Шептулин А. П. Диалектический метод познания. М., 1983. ные успехи достигнуты б исследовании логики становления принципа отрицания в истории философии, диалектики социального отрицания, закона отрицания отрицания в целом. В книге «Материалистическая диалектика. Законы и категории» /Ташкент, 1982/ предпринята попытка представить диалектику как систему законов и категорий, раскрыть место и роль категории отрицания в контексте диалектической концепции развития. В ней профессор Ю. А. Харин анализирует различные точки зрения на статус категории отрицания и закона отрицания отрицания. В основном проблема отрицания исследуется в категориальном плане и диалектическое отрицание трактуется «как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного» В диссертации проводится такое диалектическое понимание отрицания.
Диалектика включает в себя принцип отрицания, но она не сводится к нему. В философской литературе изучены различные его логические характеристики: объективность, конкретность, всеобщность, поступательность, противоречивость, относительности 2 содержательность. Однако некоторые авторы отрицают всеобщность, универсальность закона отрицания отрицания^ и тем самым и принципа отрицания. А член-корр. АН СССР С. Т. Мелюхин.
1. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.29,с.207.
2. Смотрите, например, работы Багирова З. Н., Воробьева М.§-., Глядкова В. А., Зеленкова А. И., Кедрова Б. М, Мелюхина С. Т. Морозова В.Д., Розенталя М. Н., Свидерского В. Й., Харина Ю. А., 1Непту-лина А.П. и других.
3. Менькин К. П. Закон отрицания отрицания. Автореферат кандидатской диссертации.М., 3973, с. 7. предлагает переименовать закон отрицания отрицания якобы во «всеобщий закон единства цикличности и необратимости» *. Таковы различные существующие точки зрения по этому вопросу. В последнее время возрос интерес ученых к малоисследованному закону отрицания отрицания по сравнению с другими основными законами диалектики.
В кандидатских диссертациях З. Ф. Козловой «О всеобщности закона отрицания отрицания» (М., 1977) обосновывается всеобщий характер закона отрицания отрицания, С. П. Щавелева «Методологическое значение категории «диалектическое отрицание» (Л., 1979) дается типология отрицаний и раскрывается значение категории отрицания в социальном познании, А. И. Зеленкова «Отрицание как методологический принцип научного познания» (Минск, 1975) обосновывается положение о том, что диалектическое отрицание является принципом познавательной деятельности и проявляется в форме регулятивных принципов построения научной теории. В них даетсяисторико-философское рассмотрение категории отрицания, преобладает онтологическая ее трактовка над диалек-тико-логическим пониманием, доказывается всеобщность и объективность закона отрицания отрицания, изучение его методологической и мировоззренческой функции преимущественно ведется на материале социального познания.
Хотя в исследовании отдельных аспектов и логических характеристик диалектико-материалистического принципа отрицания достигнуты значительные успехи, несомненный интерес представ.
1.Мелюхин G.T. Материя в ее единстве. бесконечности и развитии.
М., 1966, с. 315. ляет комплексное рассмотрение его сущности, методологической, мировоззренческой и интегративной роли в формировании и развитии научной теории на примере в теоретическом отношении развитых математических наук. Математика является исторически первой формой теоретического познания и в силу ее чрезвычайно абстрактного и формализованного характера трудно исследовать диалектику как логику математического познания. Диалектика должна опираться на более развитые отрасли знания, указывающие перспективы развития менее развитым в теоретическом отношении наукам (биология, геология и т. д.).Учитывая все эти обстоятельства и математическое образование соискателя, мы во второй главе исследовали диалектику отрицания и преемственности на материале математических наук. Кроме того, в первой главе обоснование принципа отрицания дается на материале «Капитала» Маркса как образце научной теории вообще, социальной теории в частности. Поэтому диссертация построена на материале социальных и математических наук. На наш взгляд, нет особой необходимости в исследовании методологической, гносеологической роли принципа отрицания привлекать материалы различных биологических, геологических, кибернетических наук. Этого в рамках кандидатской диссертации практически сделать невозможно и в этом нет необходимости. При этом, с одной стороны, отмечается важная роль принципа отрицания в научно-теоретическом познании, а с другой,-сам этот принцип в связи с анализом так называемых общенаучных методологических принципов математики, выполняющих регулятивную функцию, постоянно развивается и обогащается в ходе его применения в различных взаимодействующих естественных, общественных и технических нау ках. Как справедливо заметил А. Ф. Файзуллаев, «для глубокого изучения законов науки и широкого развития ее категориального аппарата необходимо усилить взаимодействие общественных, естественных и технических наук. Важность всесторонной разработки методологических вопросов науки обусловлена ее возросшей ролью в развитии общества.» *.
Законы и категории диалектики выступают универсальными, конкретно-всеобщими характеристиками бытия, основным содержанием диалектической концепции развития и одновременно ос-новопологающими диалектико-логическими принципами современного научного познания, формирования и развития научной теории как высшей формы научного познания. Зтот вопрос исследуется в книге «Диалектика отрицания отрицания» (М., 1983). В ней отмечается, что диалектическое отрицание является всеобщим условием формирования и развития научной теории, фи-лософско-методологическим принципом развивающейся современной науки, развертывающейся научно-технической революции. Однако в этой монографии специально не исследуется генезис принципа отрицания в контексте предметной деятельности.
В диссертации раскрывается категориальная структура принципа отрицания, проявляющегося в современной науке в Форме регулятивных принципов перманентности и соответствия, тем самым выделяется его роль в формировании и развитии нового научного знания. Исследование форм проявления, логи.
I. Файзуллаев А. Ф.
Заключение
-В кн.: Материалистическая диалектика. Законы и категории. — Ташкент: §-ан, 1982,.
• с .334. ческих характеристик и критериев принципа отрицания в развитии научного знания, субкатегорий отрицания как категориальной формы, методологической роли принципа отрицания в теоретическом познании нам представляется актуальным и важным.
На наш взгляд, реализация поставленной задачи в диссертации требует экспликации диалектико-материалистического понимания принципа отрицания. Ибо лишь в марксистской диалектике, понятой как логика и теория познания марксизма, категории и законы являются всеобщим методом движения познания к новым результатам. Поэтому раскрытие содержания данного принципа в системе марксистской философии будет служить основой для выявления его методологической и мировоззренческой роли в современной науке. В этом заключается цель настоящего исследования.
Необходимо отметить некоторое функциональное различие принципа отрицания в контексте законов отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей. Если в контексте закона отрицания отрицания речь идет о диалектическом принципе отрицания как момента связи и развития, то в контексте закона единства и борьбы противоположностей взаимоотрицание, взаимопроникновение и взаимопологание противоположностей в рамках и внутри рассматриваемого предмета служат моментами диалектического противоречия. Речь в диссертации идет о собственном самоотрицании своих отживших, устаревших форм бытия развивающегося предмета как отрицания отрицания, ибо, как писал К. Маркс, «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». ^.
I.Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., тЛ, с .297.
Поэтому диалектический принцип отрицания как процесса приобретает свое истинное содержание в контексте закона отрицания отрицания, в системе диалектической концепции развития, ядром и сутью которой служит закон единства и борьбы противоположностей, во взаимосвязи с субстанциальным марксистским принципом предметнойпрактической деятельности. Именно диалектика отрицания отрицания становится законом и принципом предметной деятельности человека. По справедливому мнению К. Маркса, в «позитивное понимание существующего» материалистическая диалектика «включает в то же время понимание его отрицания» .''' Тем самым, согласно В. И. Ленину, она «содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент» .^ Диалектическое (конкретное) понимание отрицания включает в себя собственное отрицание, самоотрицание, отрицание отрицания как форму разрешения внутреннего противоречия, тем самым форму развития. Поэтому, на наш взгляд, существует функциональное различие между отрицанием как моментом объективного противоречия в контексте закона единства и борьбы противоположностей и отрицанием как моментом преемственной связи и развития, отрицанием отрицания как формой разрешения внутреннего противоречия в контексте закона отрицания отрицания, при котором при последовательном переходе от непосредственности к опосредованности и целостности отрицанию подвергается устаревшая, отжившая конечная форма во имя сохранения достигнутого предметного содержания. «Преемствен.
1.Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23, с. 22.
2.Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.2У, с. 207. ность, — подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.К. У. Черненко, — не отвлеченное понятие, а живое реальное дело. И суть ее прежде всего в том, чтобы, не останавливаясь, идти вперед. Идти, опираясь на все достигнутое раньше, творчески обогат щая его,." А.
Новая целостность как результат диалектики отрицания отрицания, поглощает в себя старые формы и тем самым превращает их в собственные моменты, частные случаи, придавая им определенную функцию, иную интерпретацию. Диалектика отрицания отрицания является законом функционирования и развития конкретной целостности, переходом от непосредственности и опосредованности и путем их снятия и синтеза в форме новой целостности.
Кроме того, такое диалектико-логическое исследование необходимо и для критики буржуазной концепции «негативной диалектики» Г. Маркузе и Т.Адорно. Так, например, Г. Маркузе считает, что на стадии «позднего капитализма» якобы происходит ослабление внутренней отрицательности этого общества и поэтому существует так называемый «феномен поглощения революционного потенциала» самим капитализмом как некоей «тотальностью» .Такое будто бы возможно через «тотальное отрицание». «Как следствие этого поглощения, отмечает Г. Маркузе, — противостоит сегодня отрицание отрицательности как географически и социально разделенной и самостоятельной целостности. Внутренне противоречие развертывается и транс.
I. Речь товарища К. У. Черненко. — Правда, 1984, 14 февраля. т.
Формируется в этой глобальной противоположности". Противопоставление отрицания отрицанию отрицания, отрицани^ отрицательности было необходимо Г. Маркузе для обоснования вечности существования капиталистического общества и невозможности его развития на основе разрешения внутренних противоречий и тем самым самоотрицания революционным рабочим классом путем осуществления социалистической революции. Именно в «негативной диалектике «Г.Маркузе и Т. Адорно дается метафизическое понимание отрицания. С точки зрения принципа отрицания можно раскрыть порочность кумулятивистской концепции развития научного знания.
В диссертации решается следующие задачи:
— в критическом плане изучить гегелевское диалектическое понимание принципа отрицания ;
— выявить логические характеристики, типы и виды отрицания как диалектико — логического принципа научного познания ;
— раскрыть диалектику противоречия и отрицания в контексте диалектической концепции развития ;
— дать диалектико-логическое понимание отрицания как момента развития и всеобщей связи ;
— раскрыть роль принципа отрицания в генезисе исторических форм бытия предмета теоретического познания-,.
— показать взаимосвязь универсального принципа отрица.
I • Markuse Н. Zum Begriff der Negation in der Dialektik. -" Filosoficky casopis", 1967, N3,S.378. ния с регулятивными принципами перманентности и соответствия в структуре развивающегося научно-теоретического знания.
Методологическими принципами настоящего диссертационного исследования служат единство исторического и логического, принципы противоречия, развития, предметной деятельности, всеобщей связи и оно осуществлено с позиций диалектики как логики и теории познания марксизма.
В диссертации принцип отрицания нами исследуется во взаимосвязи и взаимодействии с основополагающим марксистско ленинским принципом предметной деятельности, тем самым реализуется диалектико-материалистическая деятельностная концепция научного познания. В ней дается в критическом плане гегелевская трактовка отрицания, исследуются марксистское понимание принципа отрицания в контексте закона отрицания отрицания, его логико-гносиологического содержания, методологическая роль в развитии теоретических форм научного знания типа «Капитал» К. Маркса и современных математических теорий. Здесь уместно привести слова Ж.М.Абдиль-дина, что «по логике „Капитал“ является классической (образцовой) формой современного теоретического знания. Поэтому всякая разработка диалектико-логических принципов теории должна опираться прежде всего на исследование логики этого фундаментального труда, которая по своему значению, далеко выходит за рамки экономических исследований» .*.
Г. Абдильдин Ж. М. Диалектика как методология научного познания. -Алма-Ата ^ 1981, с. 12.
Таким образом, в диссертации сделана попытка провести единое диалектико-логическое понимание отрицания и его роли в научно — теоретическом познании.
В первой главе диссертации исследуются сущность и логические характеристики отрицания как диалектического принципа и проблемы научно-теоретического познания, а во второй-раскрывается методологическая роль принципа отрицания через действия в составе развивающегося теоретического знания регулятивных принципов перманентности и соответствия. Диссертант подчеркивает внутреннюю взаимосвязь универсального диалектико-логического принципа отрицания и регулятивных принципов современной физики и математики, в которых содержатся моменты целостности, поступательности, преемственной связи, уплотнения и развития научного знания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное нами исследование методологической роли принципа отрицания в научно-теоретическом познании показывает, что закон отрицания отрицания является всеобщей, универсальной формой предметного мира и человеческого мышления, принципом предметно-практической деятельности человека. Познание включает в себя рассмотрение предмета как конкретного тождества, затем в нем обнаруживается внутреннее отрицание и, наконец, он понимается как конкретное, диалектическое противоречие." От утверждения к отрицанию — от отрицания к «единству» с утверждением, — без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом" .* Диалектическое понимание принципа отрицания возможно в контексте диалектики отрицания, оно содержит объективность, всеобщность, внутреннюю противоречивость, целостность, поступательность, цикличность, многообразие типов отрицаний, преемственность и снятие. Диалектически понятое отрицание должно включать в себя и собственное отрицание, находит свое выражение в диалектике отрицания отрицания и каждая осуществленная форма должна рассматриваться с ее преходящей стороны. Отрицание раскрывает подлинное содержание лишь в контексте принципа предметной деятельности, в отрицательном отношении к самому себе, в отрицании отрицания как форме разрешения внутренних противоречий, как форму развития и всеобщей связи. Б этом состоит суть деятельностного понимания отрицания, связь принципа отрицания с принципом деятельности. Диалектическое отрицание отрицания есть всеобщее условие форми.
I.ленин В.й. Полн.собр.соч., т.29, с. 208 рования, функционирования и развития нового целостного знания в науке.
Для материалистической диалектики главным является положительное, а не отрицательное. При этом отрицательное есть момент положительного, путь ведущий к позитивному. Таким позитивным, положительным служит отрицание отрицания, понимаемое как разрешение внутреннего противоречия, синтез противоположностей. Само диалектическое понимание принципа отрицания включает. в себя отрицание отрицания. Закон отрицания отрицания раскрывает диалектику цикличности и целостности, сохраняя инвариантные структуры и характеристики старого, полагает новое (при этом старое становится моментом целостности, выполняя в ней определенную пункцию, приобретает другую сущность). Закон отрицания отрицания, по Энгельсу, выражает спиральную форму процесса развития, его тенденцию и направленность (спиралевидность). Движение от старого к новому осуществляется повторяемостью, преемственностью, возвратом к якобы старому, но на новой основе. Поступательность и возврат к якобы старому, составляющие Форму развития, обеспечиваются преемственной связью старого с новым, диалектикой отрицательности. Формами (субкатегориями) диалектического отрицания являются скачок, переход, рефлексия и снятие, присущие различным уровням действительности (непосредстве нности, опосредованности и целостности). При этом снятие, которое развитие характеризует со стороны преемственности, выступает высшей формой и ступенью диалектического отрицания. Если отрицание выражает момент прерывности, то преемственность-момент связи. Диалектическое отрицание есть единство отрицания и преемственности, высшей формой которого является снятие, доведенное до отрицания отрицания.
Последнее реализуется при переходе от непосредственного к опосредованному и от него к целостности. Только при этом отрицание отрицания выявляет тенденцию и направленность процесса развития научного знания в целом.
Нарушение диалектики отрицания и преемственности привело к методологическим искажениям в понимании исторических шорм бытия предмета теоретической науки (математики), якобы выступающей как науки о качестве. Преемственность качественно определенной количественной области математического исследования является исходным пунктом методологических исследований в области математики и математизации современной науки.
В марксистской диалектике, понятой как логика и теория познания марксизма, категории и законы являются всеобщим методом движения познания к новым результатам. Поэтому раскрытие содержания категории отрицания как принципа в системе марксистской диалектики будет служить основой для выявления ее инте-гративной, методологической и мировоззренческой роли. При этом следует отметить, что «история осмысления закона отрицания отрицания достаточно сложна, много дискуссионного содержится и в сегодняшних представлениях о сущности этого закона, с^ере его действия и особенностях проявления» .^.
Существо диалектико-логического понимания принципа отрица.
I.лекторский В А. логика понятий и исследование реальности.Вместо заключительного слова). -В кн.: Диалектика отрицания отрицания.-М.: Политиздат, 1933, с. 338 ния и его роли в научном познании состоит в следующем. Прежде всего отрицание есть необходимая сторона категории противоречия, именно борьба взаимодействующих, взаимопроникающих, взаи-имоотрицающих и взаимообуславливающих сторон конкретного целого служит источником отрицания и самоотрицания его прежних Форм существования. При этом новое возникает на основе диалектического отрицания старого, сохраняя отношение преемственности между ними. Новое неодолимо и оно рождается в недрах старого путем практического преобразования субъектом объективного мира, познавательной деятельности человека по его освоению. При этом наблюдается относительная перманентная повторяемость инвариантных структур, необратимость, спиралевидность, цикличность, поступательность, целостность, преемственность при переходе от старого к новому, от последнего к новейшему и т. д. Развитие, независимо от его конкретного содержания, можно представить как ряд внутренне связанных, отрицающих друг друга ступеней. Диалектическое отрицание — это всеобщая Форма развивающегося бытия и познания, связанная с переходом от старого к новому в виде скачка путем разрешения внутренних противоречий. Поэтому оно носит всеобщий и объективный характер и является моментом всеобщей связи и поступательного развития. Природа развивающегося предмета и условия его существования определяют способ отрицания его прежних форм бытия. Поэтому формы и типы диалектического отрицания многообразны.
Отрицание есть один из принципов и элементов диалектической концепции развития, диалектики как логики и теории познания марксизма. Диалектическое отрицание в современном научном познании проявляется в .виде взаимосвязанных регулятивных принципов (соответствия и перманентности), оно через, них оказывает свое эвристическое и методологическое воздействие на нормирование и развитие научной теории, на интеграцию и синтез научного знания. Принцип перманентности в известной степени реализует системный подход к абстрактным объектами их описывающих понятий и теорий математики.
Возникновение каждой новой теории означает диалектическое отрицание старого знания в развитии науки. Так, геометрия Лобачевского принципиально отличается от геометрии Евклида, квантовая механика и специальная теория относительности от классической механики. Тем не менее развитие науки, создание новых теорий, якобы несовместимых со старыми, даже отрицающих через обобщение старые, нельзя представлять как абсолютно автономные, не связанные новые концептуальные системы со старыми. Переход от старой теории к обобщенной, новой теории, существенным образом характеризуется моментом непрерывности, преемственности. Требование сохранения истинного, положительного содержания знания в снятом виде, при переходе к новой теории выражается в преемственной связи научных теорий. Зтот принцип играет существенную роль не только в анализе закономерностей взаимосвязи возникающих теорий, но и выполняет важную функцию в интеграции научного знания. Полученные в диссер тации результаты также имеют значение для критического выяснения методологических основ буржуазных концепций развития науки.
Таким образом, диалектика отрицания и преемственности есть-общая и объективная закономерность развития научно-теоретического знания. Методологическая роль понятия преемственности заключена в том, что на его основе новое понимается как более сложное, глубокое и обобщенное по сравнению с исходным. Но оно закономерно возникло из этого исходного, сформировалось на его основе и включило в себя в снятом виде все положительное из этой генетически предшествующей устаревшей формы.
Б период современной научно-технической революции, связанной с крутой ломкой существующих фундаментальных понятий, законов и теорий и на этой основе возникновением новых обобщающих и общенаучных форм и методов научного познания, происходит возрастание интегративной, методологической и мировоззренческой роли диалектического принципа отрицания в процессе интенсивного взаимодействия естественных, технических и общественных наук, движения познания к единой («одной» — К. Маркс) науке.
На июньском (1943 года) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что «дискуссии по поводу, законов и категорий науки, при всей их значимости, не должны носить самодовлеющего, схоластического характера. Партия надеется, что в результате научных исследований будут чаще появляться добротные практические рекомендации» *.
На основе полученных нами научных результатов можно было бы отметить возрастание методологической и мировоззренческой роли диалектико-логических принципов вообще, принципа отрицания в частности в современной науке. Последняя характеризуется гигантскими теоретическими обобщениями, созданием новых обобщенных и интегративных научных теорий, усилением внутренних и внешних интеграционных процессов в современной науке. Именно.
I.Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1933 года.М., 1983, с. 34. в этот период приобретает особую актуальность изучение роли принципа отрицания в теоретическом познании. В этой связи актуальными, на наш взгляд, являются следующие проблемы: роль принципа отрицания в построении и развитии конкретной научной теории (например, типа квантовой механики), диалектика преемственности и отрицания в анализе регулятивных принципов, позволяющих реализовать системный подход в современной физике и математике, статус принципа отрицания в контексте закона отрицания отрицания, интегративная роль принципа, отрицания в теоретическом познании, взаимосвязь принципов отрицания и предметнопрактической деятельности. Углубленное их исследование продиктовано потребностями интенсивного взаимодействия современных естественных, общественных и технических наук. Речь идет о творческом освоении советскими учеными и применении метода материалистической диалектики Маркса, Энгельса и Ленина в исследовании методологических проблем науки XX века.
Список литературы
- Маркс К. К критике гегелевской философии права.-Маркс К., Эн -гельс Ф. Соч.2-е изд., т.1, с.2©--368.
- Маркс К. Маркс к Руге.Крейцнах, сентябрь В43г.-Маркс К., Энгельс ф Соч. 2-е изд., т.1, с.378−381
- Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.Соч.2-е изд., т.2,с.3−230
- Маркс К. Нищета философии.Ответ на «Философию нищеты» г-на Пру-дона.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.4,с.65-В5.
- Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль. К истории немецкой культуры. Против Карла Гейнцена. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.4,с.291−321.
- Маркс К. Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии» .-Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд., т. Б, с.369−399.
- Маркс К. Капитал.Критика политической экономии. Том первый. -Маркс К. Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23.- 907 с.
- Маркс К. Капитал.Критика политической экономии. Том второй. -Маркс К. Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т.24.- 648 с.
- Маркс К. Капитал.Критика политической экономии. Том третий.-Маркс К. Знгельс Ф. Соч 2-е изд., т.25,часть1.- 545 с.
- Маркс К. Маркс -Энгельсу в Манчестер.Письмо от 14 января В58г.--Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.29,с.2П-2В
- Маркс К. экономическо-философские рукописи 3844 года.-Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд., т.42,с.4−174.
- Маркс К. Экономические рукописи В57-В59 годов.-Маркс К., Энгельс.Соч .2-е изд., т.46,часть I.- 559 с.
- Маркс К. Зкономическо-философские рукописи В44года .-Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.М., 1956, с.517−642
- Энгельс Ф. Карл Маркс «К критике политической экономии"-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.489−499
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг.Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.20, с.5−338
- Энгельс Ф. Диалектика природы.-Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд., т.20, с.339−626.
- Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм.-Полн.собр.соч., т.В.- 525 с.
- Ленин В.И. Конспект книги Гегеля „Наука логики“. -Полн.собр. соч., т.29,с.77−2 В.
- Ленин В. И. Конспект книги Гегеля."Лекции по истории Философии». -Полн. собр.соч., т.29, с.219−278.
- Ленин В.И. 0 брошюре Юниуса.-Полн.собр.соч., т.30,с.1−16.
- Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти.-Полн.собр.соч., т. 36, с. 165−2 СВ.• • •
- Материалы ХХУI съезда КПСС.-М.:Политиздат, 1981, с.77−78
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с. 34.
- Речь товарища К. У. Черненко.-Правда, 1984,14 февраля.• • •
- Абдильдин I., Нысанбаев А. Диалектико-логические принципы построения теории. -Алма-Ата: Наука, 1973−420 с.
- Абдильдин I.М.Диалектика как методология научного познания. Алма-Ата: 0-во «Знание Каз. ССР», 1981.- 34с.
- Абдильдин I.M.Проблема начала в теоретическом познании.-Алма-Ата: Наука, 1967. 366 с.
- Абдуллаева М.Н. Адекватность отражения на эмпирическом уровне.- Ташкент:ан, 1982.-Шс.
- Александров А.Д. Общий взгляд на математику.- В кн.: Математика, ее содержание, методы и значение.т.I, -М.: Изд. АН СССР, 1956, с. 5−79.
- Акчурин И.А. Место математики в системе наук.- Вопросы философии, М., 1967, й I, с.79−90
- Аристотель.Метафизика .М-JI.: Соцэкгиз, 1934 .-348 с.
- Арсеньев А.С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия.- М.: Наука, 1967. 438с.
- Багиров З.Н. В.И.Ленин и диалектическое понимание отрицанияг--Баку: ЕЛМ, 1969.-221с.
- Бор Н. Атомная физика и человеческое познание.- М.: Изд. иностр.лит., 1961, — 151 с.
- Брюханов В.А., Рудов А. Г. Закон отрицания отрицания.Архангельск, 1956, — 30 с.
- Бурбаки Н. Очерки по истории математики.-М.: Изд.иностр.лит., 1963. 292с.
- Воробьев М.Ф. Закон отрицания отрицания.-М.: Госполитиздат, 1958.- 64с.
- Вяккерев Ф.ф. Проблема самодвижения в материалистической диалектике. -Л.: Изд.Ленингр.ун-та, 1972. -85с.
- Ганкель Г. Теория комплексных числовых систем.- Казань, 1912. -312с.
- Гегель Г. Наука логики. В 3-х томах. T.I. Учение о бытии. -М.: Мысль, 1970.- 501 с.
- Гегель Г. Наука логики. В 3-х томах. Т.2. Учение о сущности. М.: Мысль, 1971. — 248 с.
- Гегель Г. Наука логики. В 3-х томах. Т. З. Учение о понятий. -М.: Мысль, 1972. 374 с. •
- Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х томах. T. I М.: Мысль, 1970. — 671 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. ТЛ. Наука логики.-М.: Мысль, 1974. 452 с.
- Гегель Г. Соч., т.1. -М. -Ji.: Соцэкгиз, 1930.-368 с.
- Гегель Г. Соч., т.4. -М.: Соцэкгиз, 1959. 440 с. Гегель Г. Соч., т.5. -М.: Соцэкгиз, 1937. — 715 с. Гегель Г. Соч., т.6. -М.: Соцэкгиз, 1939. — 388 с.
- Гегель Г. Соч., т.8. -М.: Соцэкгиз, 1935. 470 с.
- Гегель Г. Соч., т. 10.-М.: Партиздат, 1932. 452 с.
- Георгиев Ю.Ф., Обухов В. Л. 0 специфике философского принципа соответствия. -В кн.: Специфика и функции философского знания. Ученые записки кафедр общественных наук вузов Ленинграда.Философия. вып.XX.- Л.: Изд.Ленингр. ун-та, 1980. с.72−80
- Глядков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические Функции. -М.: Наука, 1982. 268с.
- Гнеденко Б.В. Роль математики в развитии современного естествознания. -В кн.: Диалектика в науках о неживой природе.-М.:Мысль, 1964. с.45−85.
- Готт B.C. Категории прерывности и непрерывности в современной Физике.-М.: Знание, 1969. 47 с.
- Готт B.C., Урсул А. Д. Союз философии и естествознания.- М.: Знание, 1973.- 62 с.
- Делокоров К.Х. Философия и современная физика. (Анализ методологических принципов). -М.: Знание, 1975.- 61 с.
- Диалектический материализм.-М.: Высшая школа, 1975. 374с.
- Диалектика отрицания отрицания.-М.Политиздат, 1983.- 341с.
- Диалектика Гегеля и марксизм.М., 1974. Изд-во АОН при ЦК КПСС. -107 с.
- Зак С. Е. Принципы и основные законы материалистической диалектики. -М.: Высшая школа, 1974.- 176 с.
- Зеленков А.И. Отрицание как методологический принцип научного познания.Автореферат канд.дисс. Минск, 1975. — 26 с.
- Ильин В.В. Онтологические и гносеологические функции категорий качества и количества. М.: Высшая школа, 1972. — 96 с.
- Мсмаилов Е.й. Язык и познание мира. -Ташкент: Фан, 1969,-147 с.
- История диалектики. Немецкая классическая философия. -М.: Мысль, 1978.- 363 с.
- История марксистской диалектики. От возникновения марксизма-до ленинского этапа. -М.: Мысль, 1971.- 536 с.
- Каган В.§-. Лобачевский и его геометрия. Общедоступные очерки. -М. :Гостехиздат, 1955. 304 с.
- Каган В.Ф. Обзор сочинения «Геометрия». -В кн.: Н. И. Лобачевский.Полн. собр.соч., т.2,Мг-л: Гостехиздат, 1549, с.30−42 .
- Каримов Б.Р. Единство диалектики, логики и теории познания. -Ташкент: Фан,.982. 53 с.
- Кармин А.С. Познание бесконечного. М.: Мысль, 1981.- 230 с.
- Кант И. Сочинения.В 6-ти т. т. З М.: Мысль, 1964, — 799 с.
- Кедров Б.М. В.И Ленин и гегелевская диалектика.- М.: Знание, 1975.- 63 с.
- Кедров Б.М. 0 повторяемости в процессе развития. -М.: Госполитиздат, 1961. 147 с.
- Киселева Н.А. Математика и действительность.-М.: Изд.Моск. ун-та, 1967. 123 с.
- Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. -М.-Л.: Глав.ред.техн. -теорет.лит-ры, 1937.-432 с.
- Козлова З.Ф. О всеобщности закона отрицания отрицания.Автореферат канд.дисс. М., 1977. 25 с.
- Копнин П.В. Диалектика как логика.-Киев: Изд. Киевского ун-та, IS6I.- 447 с.
- Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. -463 с.
- Кудрин А.К. К вопросу о качественных и количественных изменениях.- Вестник Моск. ун-та, серия УН1, Философия, 1966, № I, с.45−57
- Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания--фундаментальные черты научного метода. В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук.- М.: Наука, 1968, с.322−401.
- Кун Т. Структура научных революций. -М.: Прогресс, 1975.-286с.
- Кураев В. И. Ленинское понимание познания и проблема роста знания. -Вопросы философии., 1980, № 4, с. I00-III
- Курош А.Г. Современные алгебраические воззрения.- «Сборник статей по философии математики», под ред. проф. С. А. Яновской, -М.: 1936, с. 21−29.
- Лобачевский Н. И. Полн.собр.соч., Т.П. -М.-Л.: Гостехиздат, 1949. 604 с.
- Лобачевский Н.И. Полн.собр.соч., т.1У. -М. -Л.: Гостехиздат, 1948. 472 с.
- Луй де Бройль. Революция в физике. -М.: Госатомиздат, 1963.--230 с.
- МалининВ.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство.-М. :Мысль, 1983.- 240 с.
- Материалистическая диалектика как общая теория развития.Т.I.
- Материалистическая диалектика. Законы и категории.- Ташкент: Фан, 1982.- 341с.
- Мещеряков Б.Т. Соответствие как отношение и принцип.- Л.: Наука, ленинградское отделение, 1975.- 104 с.
- Модзалевский Л .Б.Материалы для биографии Н. И. Лобачевского. -М. -Л.:Изд.Акад.наук СССР -тип. «Печат.двор» в Лгр, 1948. -628 с.
- Молодший В.Н. Об использовании фактов математики и ее истории в работах по философии.- Философские науки, 1973, № 4, с. 151−156
- Молодший В.Н. Очерки по философским вопросам математики.-М.: Просвещение, 1969 .-303 с.
- Мостовенко Г. И. Методологическая роль принципа активности субъекта в исследовании проблемы реальности. Автореферат кавд. дисс.- Алма-Ата, 1982.- 23 с.
- Мукашев З.А. Преемственность как момент развития.- Алма-Ата: Казахстан, 1980.- 204 с.
- Мулу Н. Структурные методы и философия науки. -Вопросы философии, 1969, $ 2, с. 74−85.
- Нарский И.С. Проблема отрицания и «негативная диалектика» Т.Адорно.- Философские науки, 1973, $ 3.с.68−77
- Нысанбаев А.Н. Диалектика и современная математика.-Алма-Ата: Казахстан, 1982.- 204 с.
- Нысанбаев А.Н., Шляхин Г. Г. Развитие познания и математика." -Алма-Ата: Казахстан, 1971.- 208 с.
- Ойзерман Т.Н. Диалектический материализм и история философии. Историко-философские очерки. М.: Мысль, 1979.- 308 с.
- Оруджев З. М. Диалектика как система.-М.Политиздат, 1973.-352с.
- Проблемы истории и методологии научного познания. -М.: Наука, 1974.- 311 с.
- Принцип противоречия в современной науке.-Алма-Ата: Наука, 1975. 343 с.
- Принцип соответствия. М.: Наука, 1979, — 314 с.
- Рахматуллин К.Х. Диалектический материализм и современная астрономия. -Алма-Ата: Казахстан, 1965.- 254 с.
- Раджабов У.А. О взаимосвязи принципов дополнительности и соответствия. В кн.: Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. — М.: Наука, 1976, с. 234−252
- Розенталь М.М. Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса -М.: Госполитиздат, 1955.- 424 с.
- Розенталь М.М. Диалектика «Капитала» К.Маркса (2-е изд., доп. и перераб.) -М.: Мысль, 1967. 592 с.
- Рузавин Г. И. Математизация научного знания. -М.: Знание, 1977. -64 с.
- Рузавин Г. И. О природе математического знания (Очерки по методологии математики) -М.: Мысль, I96B.- 302 с.
- Руткевич М. Н. Диалектический материализм.-М.:Мысль, 1973.-527с.
- Рыбников К.А. История математики.- М.: Изд.Моск.ун-та, 1974.- 455 с.
- Спиноза Б. Избранные произведения.В 2-х томах.Т.2. -М.: Госполитиздат, 1957.- 727с.
- Сюсюкалов Б.И. Закон отрицания отрицания.- М.: Изд. ВПШ и АОН, 1963.- 64 с.
- Тимофеев И.С. Методологическое значение категорий «качество» и «количество» -М.: Наука, 1972.- 216с.
- Туленов-Ж.Т. Система законов и категорий диалектики. -Ташкент, Узбекистан, 1974. 342 с.
- Туленов I.T. Законы и категории диалектики.Алма-Атакарагандинская обл.типогр.1969.-233 с.
- Файзуллаев А. Ф. Заключение.-В кн.:Материалистическая диалектика. Законы и категории.-Ташкент:Фан, 1982, с.332−341
- Файзуллаев А. Ф. Проблемы противоречия в трудах классиков естествознания и философии Средней Азии.-Ташкент:Фан, 3974.-148 с.
- Федосеев П. Н. Диалектика современной эпохи.-М.:Наука, 1978 ,-656с.
- Философия Гегеля и современность.-М.:Мысль, 1973.-431с.
- Харин Ю. А. Диалектика социального отрицания.-Минск:Изд-во БГУ, 1972.-2 77 с.
- Харин Ю. А. Закон отрицания отрицания.-Философские науки, 1979,№ 4, с. ПО-119.
- Шептулин А. П. Гегелевское решение проблемы взаимосвязи категорий диалектики.-Философские науки, 1973I.e.71−82
- Шептулин А. П. Диалектический метод познания.-М.Политиздат, 1983. -319с.
- Шинкарук В.И. «Феноменология духа» и диалектическая логика Гегеля. -Философские науки. 1974,№ 5,с.97−103 .
- Широков П.А., Каган В. Ф. Строение неевклидовской геометрии. М.-Л. :Гостехиздат, 1950. -132 с.
- Щавелов С. П. Методологическое значение категории «диалектическое отрицание».Автореферат канд.диссЛ., 1979,-20 с.
- Эйнштейн А. Механика Ньютона и ее влияние на формирование теоретической физики.- В кн.:А.Эйнштейн.Физика и реальность.-М.: Наука, 1965, с. D-20.
- Яновская С. А. Методологические проблемы науки.- М.: Мысль, 1972.- 280 с.
- Markuse H. Zum Begriff der Negation in der Dialektik. -«Filosoficky casopis», 1967, N?, S.378.
- Historische Worterbuch der PhilosopMe, Hrsg. von Hitter. Basel-Stuttgart, 1972, Bd.2,S•199•
- Th.W.Adorno.Negative Dialektik.Fr/M., 1966.