Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нравственно-религиозные искания В. В. Розанова: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на значительный прогресс в сфере техники и технологии, наука не самодостаточна и требует оценки и осмысления. Это значит, что человек и в дальнейшем будет искать объяснения своей деятельности. Розанов уже столетие назад писал о той опасности, которую влечет за собой век техники. Поэтому считаем, что он вовсе не «плыл против течения» (а такая точка зрения до сих пор преобладает… Читать ещё >

Содержание

  • Актуальность темы исследования

Глубокий интерес, проявляемый современными исследователями к изучению отечественной философской мысли конца XIX — начала XX века даёт повод говорить о схожести социально-политической ситуации, объективно сложившейся в России сегодня и той, что обнаружила себя в стране столетие назад. Нестабильность общественно-политической и экономической обстановки, социальная напряжённость, тенденция к духовной деградации — признаки, характерные не только для России того времени, но и для сегодняшней России. Неуверенность в завтрашнем дне и страх перед будущим заставляют сегодня думать о хлебе насущном, а не о нравственных абсолютах. Как и в конце прошлого века существует опасность проявлений крайней вседозволенности и подмены искренней веры суррогатом религиозности. Остро стоит и проблема человеческого существования в посттоталитарный период.

Стремление понять и объяснить нравственно-религиозные искания наших соотечественников конца прошлого — начала нынешнего столетий свидетельствует не только об осознании того, что еще не всё в духовном наследии прошлого открылось нам сполна, но и о необходимости усвоить уроки прошлого, чтобы не повторить забытых ошибок

Обращение к В. В. Розанову сегодня — не просто необходимость времени единственно из-за того, что на протяжении долгих десятилетий он находился в забвении. Потребность в изучении его творчества обусловлена невероятной современностью его произведений. Забыть его — значило бы, во-первых, неоправданно нарушить своеобразную картину общественно-политической и нравственной атмосферы того времени, а во-вторых, утратить необыкновенно ценное литературно-философское наследие, сохранившее свою актуальность до сегодняшнего дня.

Розанов был одним из самых противоречивых мыслителей России рассматриваемого периода: всегда непостоянный и непоследовательный в своих умозаключениях, мечущийся между гармонией и хаосом, он не создал какой либо философской системы в общепринятом смысле слова. «Все путаю, путаный философ и путаный мыслитель», — писал о себе Розанов (101, С.446). Однако, несмотря на то, что его философские воззрения часто архаичны по своей структуре, и на первый взгляд, не поддаются сведению к общему основанию, в его творчестве четко обозначены три проблемы: перспективы развития Российского государства, судьбы религии и церкви, а также взаимоотношения личности и общества. Эти определяющие моменты творчества Розанова и множество других, не менее важных и значимых (например, критика христианства по поводу семейного вопроса, война и Россия, религии Древнего Востока, национальный вопрос) постоянно переплетаются в его работах, составляя яркий узор удивительной розановской мысли.

Мы считаем, что столь разнообразный тематический набор, с одной стороны, обусловлен существованием очень важной проблемы для России рассматриваемого периода, а с другой, — был направлен на ее решение. Этой проблемой стал нравственно-религиозный поиск.

Рубеж Х1Х-ХХ веков в истории России — апогей развития философии и литературы, время преодоления имморализма, возникшего в 60−70-е годы. Свидетельство тому — множество литературно-художественных и философских направлений (декаденты, символисты, мистики — богоискатели, теософы и другие), одной из главных задач которых был поиск нравственного смысла человеческого существования. Пути представителей этих течений были тернистыми. Розанов в этом отношении — одна из трагических фигур в русской культуре. Его трагизм, на наш взгляд, заключался в том, что приобщившись, как и многие его современники, к нравственно — религиозным исканиям, он остался в одиночестве (в прямом смысле слова и идеологически), непонятым и осужденным большинством. «Страшное одиночество за всю жизнь. С детства. Одинокие души суть затаенные души. А затаенность от порочности. Не от этого ли боль? Не только от этого» (106, С.91).

Многие современники Розанова, его критики и оппоненты называли его имморалистом, человеком, отрицающим моральные, нравственные идеалы и этические нормы. Но на наш взгляд, Розанов как раз пытался отыскать новые основания для христианской нравственности. Он считал, что разрушение нравственности, морали и философии началось еще с идей Чернышевского, Добролюбова и Герцена. Новая нравственность, предложенная ими вместо немецкой эстетики и обывательской морали, проводилась в жизнь под лозунгом утилитаризма. Новая философия, основанная на материалистических принципах, заменила собой христианскую метафизику. В этом, полагал Розанов, — негативные признаки деятельности шестидесятников. Начиналась эпоха позитивизма. Рационалистические традиции обрели новую почву — российскую. Однако период торжества позитивистских идей длился не долго. Неспроста Розанов заявил об отказе от «наследства 60−70-х годов».

Проблемы нравственного выбора, истинной веры, взаимоотношения личности и социума, а также лучшего устройства общества — вечные. Но на определенном историческом этапе развития страны, общества, культуры, эти вопросы обостряются, давая сильный импульс для развития общественной мысли, философии и в особенности, для появления глубоких, необыкновенно одаренных мыслителей. Поэтому в современный исторический момент мы снова обращаемся к Розанову, чье творчество стало точкой пересечения тех противоречий и проблем, которые до сих пор не потеряли своей актуальности.

Степень изученности темы.

В процессе работы над темой диссертационного исследования мы обнаружили, что важнейшие аспекты данной проблемы, а именно: идеи Розанова о духе, о творчестве и его критика утилитаризма оказались неизученными. Но даже по таким известнейшим моментам его творчества, как оппозиция христианству и семейный вопрос, исследования, как таковые, отсутствуют, уступая место критическим отзывам и личным воспоминаниям современников.

Несмотря на то, что основные направления будущего изучения творчества Розанова были сформулированы Э. Голлербахом в книге «Розанов: жизнь и творчество» (М., 1922), сегодня прослеживается явная тенденция, зародившаяся еще при жизни мыслителя, характеризовать его мировоззрение «в целом», «вообще». Поскольку были попытки оценить его мировоззрение «по большому счету», то его нравственно-религиозный аспект, как таковой, и связь этого и других аспектов ранее не рассматривались.

Однако пока в России о Розанове почти ничего не публиковалось, за ее пределами, в Германии, США, Италии и во Франции выпускались его работы, печатались статьи о нем и даже было защищено несколько диссертаций. Назовем некоторые из них. Emerson G.C. Rozanov and the End of Literature// Russian Review- Stanford.-1979.-Vol.38.-No.4.-p.p.513−514.- Stammler, Heinrich A. Vasilij Vasilievich Rozanov als Philosoph.-Giessen.

1984.- Romanoff Jannet S. Vasilij Rozanov: The «Jurodivuj» of Rassian Literature.- Ph.D.Diss.- Stanford University.-1974.

Основываясь на этих выводах, мы полагаем, что необходимо выйти на качественно новый уровень исследовательской работы, который предполагает переход от общих характеристик мировоззрения Розанова к изучению конкретных его аспектов, в данном случае — нравственно-религиозного. В своей статье об А. С. Пушкине Розанов писал, что «о Пушкине вообще» больше нечего говорить, «Пушкин вообще весь выговорен и обдуман» (77, С. 57). Настало время и для творчества самого Розанова «в подробностях».

Из идеи о необходимости изучения розановского творчества на современном этапе детально и углубленно, вытекают и требования к диссертационному исследованию. Оно не должно ограничиваться лишь определением нравственно-религиозных принципов мировоззрения Розанова, но должно дать ещё и обоснованную характеристику связей этих принципов с основными направлениями философской мысли. Поэтому представляется целесообразным исследовать тему не изолированно, саму по себе, а в контексте социально-политической обстановки и на фоне развития общественной мысли в России на рубеже XIX-XX столетий.

Цель и задачи исследования.

Основной целью диссертации является исследование существенных особенностей духовного поиска В. В. Розанова как своеобразного, но закономерного элемента религиозно-философской мысли в России, сложившейся на рубеже XIX—XX вв.еков, а также обоснование значимости его нравственно-религиозных идей для познания современных социальных и духовных процессов.

Данная цель конкретизируется в ряде следующих задач: г* у

-выявить и охарактеризовать основные причины появления в русской культуре в конце XIX- начале XX века такого непоследовательного мыслителя, как В.В.Розанов-

-исследовать мировоззренческую эволюцию Розанова и определить общее и особенное в его философских взглядах и в христианском миропонимании-

-проанализировать рационалистический аспект его мировоззрения как основание для возможности построения философской системы-

-выяснить значимость процессов духовной жизни общества и творческой активности личности в философском наследии Розанова-

-рассмотреть вопрос взаимоотношения личности, семьи и государства в работах Розанова как проблему этического и социологического индивидуализма.

Методологические основы и источники исследования.

Методологической основой диссертационного исследования послужили принципы научно-философского исследования, основанные на диалектико-материалистической теории познания. Непосредственно в анализе проблем темы диссертант обращался к методу восхождения от абстрактного к конкретному и элементам историко-логического метода. Наряду с общенаучными принципами познания использован сравнительный подход к изучению нравственно-религиозных идей в философском наследии Розанова и в основных направлениях общественной и философской мысли в России того времени. Одним из главных методологических оснований проведенного анализа явилось изучение духовных исканий Розанова в строгой связи с конкретной социокультурной ситуацией в России.

Источниками исследования послужили, в первую очередь, труды

-- л

В.В.Розанова и его современников, а также теоретические разработки отечественных и зарубежных философов, затрагивающие проблему особенностей и закономерностей в развитии общественной, культурной ситуации и нравственно-религиозного поиска в России на рубеже XIX -XX веков.

Научная новизна работы заключается в том, что она является одним из первых в современной отечественной литературе социально-философским исследованием истоков и содержания самобытного творчества В. В. Розанова. В данном исследовании впервые определяется роль и значение нравственно-религиозных представлений Розанова в русской философии и культуре. Эти общие суждения о научной новизне исследования уточняются ряде положений, выносимых на защиту:

-обоснован тезис, что мировоззрение Розанова, как и мировоззрение большинства представителей религиозно-философской мысли в России на рубеже прошлого и нынешнего столетий, стало своеобразным ответом на позитивизм, не свободным, однако, от рационалистической традиции-

-определена и доказана связь мировоззрения Розанова с теософией на основании субстанциальной теории индивидуальности и представлений о безличном абсолюте-

-рассмотрены основные составляющие его эклектизма как символа постмодерной эпохи-

-сделаны принципиальные

выводы о невозможности причисления Розанова к имморалистам-

-охарактеризованы специфические идеи Розанова о духовной жизни личности и общества и обоснована их значимость для изучения современной социокультурной ситуации в России. Научно-практическая значимость исследования.

Теоретическое значение работы определяется, прежде всего тем, что основные проблемы исследования составляют неотъемлемую часть современной отечественной и мировой философии. Теоретические

выводы и положения могут иметь значение при изучении социально-философских аспектов современной социокультурной ситуации, а также могут быть использованы в преподавании социальной философии, социологии и культурологии, в частности, для разработки спецкурсов нравственно-религиозной тематики.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой философии Бурятского государственного университета.

Результаты исследования излагались в тезисах и сообщениях на научных конференциях: XXXV Международной конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, апрель, 1997 г.), «Новые тенденции в философии и проблемы гуманитарного образования» (Иркутск, февраль, 1998 г.). Материалы исследования применялись при разработке курса лекций по культурологии.

По теме диссертации опубликовано 4 работы.

Структура работы. Цель и задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Нравственно-религиозные искания В. В. Розанова: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Нравственно-религиозные представления Розанова, подобно его мировоззрению вообще, многосоставны и сложны. Но категоричность Розанова не дает повода для однозначной оценки его творчества. Поэтому, изучая нравственно-религиозный аспект его философского наследия, мы попытались найти его истоки не только в конкретной социокультурной ситуации, но и в традиции русской религиозно-философской мысли. «На предмет надо иметь 1000 точек зрения. Не две и не три: а — тысячу. Это — „координаты действительности“. И действительность только через 1000 точек на нее зрения и определяется» (84, С.527).

Подводя итог диссертационного исследования по теме «Нравственно-религиозные искания В. В. Розанова: социально-философский анализ», мы должны сделать несколько принципиально важных выводов.

Во-первых, нестандартное, своеобычное мировоззрение Розанова, на первый взгляд, так резко контрастирует с мировоззрением большинства русских философов, что сначала очень непросто воздержаться от их категорического противопоставления. Но признание его надкультурности неизбежно заводит исследователя в тупик. Поэтому мы считаем, что в плане теоретического исследования философского творчества Розанова существенно важным представляется разграничить, во-первых, проблемы, которым он посвятил свои работы, и во-вторых, методы, с помощью которых он пытался их решить. Темы, занимающие пространство его творчества, как нам представляется, не выходят за рамки проблем, широко дискутируемых в России в конце XIX — начале XX века. Это темы религии, церкви, личности и общества и перспектив развития Российского государства. Неординарность же его — в способах подачи материала, в.

— (р л ~ предлагаемых методах решения нравственно-религиозных проблем.

Философские взгляды Розанова развивались параллельно с различными направлениями философской мысли в России. Но его мировоззрение, как и мировоззрение других российских философов той эпохи, исходит из одной точки — среды, в которую они были погружены. Мы полагаем, что в условиях обостряющегося кризисного состояния России в рассматриваемый период возникновение такого «путаного» было мыслителя если не закономерным, то неизбежным явлением. В переломные исторические эпохи всегда появлялись личности особого склада ума, инакомыслящие, иногда гонимые большинством.

Считаем, что одним из главнейших мотивов, объединяющих Розанова с другими русскими мыслителями конца XIX — начала XX века была идея обновления всех сфер социальной жизни.

Поэтому, несмотря на бесспорную исключительность писательского таланта Розанова, полагаем, что нельзя утрировать самобытность его творчества. «У Розанова нет учителей и невозможны ученики» , — писал Б. Грифцов (25, С. 15). Отчасти это так. Скорее, это высказывание справедливо во второй своей части. Но в то же время на развитие его стиля, формы изложения оказали влияние многие русские писатели и философы. В первую очередь, конечно, Ф. М. Достоевский и К. Н. Леонтьев. Как мы выяснили, не новы были и проблемы, решению которых он посвятил свои работы. Более того, считаем, что творчество Розанова было закономерным продолжением русской писательской и философской традиций, особенно в области нравственно-религиозной мысли. Мы пришли к такому выводу, потому что индивидуализм был темой всей российской интеллигенции.

Во-вторых, мы выяснили, что основным противоречием Розанова с.

— 4 с З> христианством явилась его идея о духе, как о безличном, бесконечном абсолюте. Это и послужило, на наш взгляд, основным пунктом его расхождений с христианством, и прежде всего, с Христом, как с Личным Богом. Это дает нам повод думать о сходстве представлений Розанова и теософов. Розанов, как и представители теософии, считал, что ограниченный Бог не может быть источником безграничных чувств, то есть абсолютных моральных и нравственных правил. Это сходство подтверждается смысловым подобием многих цитат Розанова и Блаватской. Далее, в результате проведенного анализа, мы определили, что Розанов, проповедуя идею безграничного Абсолюта, не был язычником в бесспорном смысле этого слова. Поэтому очень важно, на наш взгляд, учитывать, что язычество — одна из составляющих его мировоззрения, но не определяющая его.

В-третьих, в отличие от многих современников Розанова, мы считаем, что основой эклектичного мировоззрения этого мыслителя всегда была религиозность, вера. Эклектизм его — прежде всего в совмещении на основании веры четырех составляющих: христианства, язычества, иудаизма и теософии. Эклектизм его еще и в попытке совместить индивидуальный, интуитивный пути достижения истины с универсальностью, абсолютностью и всеобщностью самой истины.

Еще в конце прошлого — начале нынешнего столетий было замечено, что Розанов постоянно разрушал всякую систему, не создавая собственной. Тим простым аргументом объяснялось его непоследовательность. Мы полагаем, что несмотря на внутреннюю противоречивость творчества, Розанов стремился к гармонии. Мы считаем, что он никогда не отказывался от позитивизма, более того, сумел совместить его в своей философии с метафизикой христианства. А его эклектизм отчасти еще и в том, что против позитивизма он боролся позитивистскими же методами, с логической расчетливостью и обоснованностью.

В-четвертых, вопреки устоявшемуся мнению, что книга Розанова «О понимании» не нашла продолжения (в идейном смысле) в его последующих работах, полагаем, что во многом в его произведениях более позднего периода прослеживается связь с этой первой философской работой. Это дает повод говорить о последовательности (пусть своеобразной) и определенной целостности его мировоззрения. Мы считаем, что уже в этой работе проявляется его стремление найти новые, непозитивистские основания для человеческой деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что за основной научный метод он принял не объективирующее объяснение, а понимание.

Несмотря на значительный прогресс в сфере техники и технологии, наука не самодостаточна и требует оценки и осмысления. Это значит, что человек и в дальнейшем будет искать объяснения своей деятельности. Розанов уже столетие назад писал о той опасности, которую влечет за собой век техники. Поэтому считаем, что он вовсе не «плыл против течения» (а такая точка зрения до сих пор преобладает в литературе о нем), а наоборот, опережал многих своих современников в осознании возможности техногенной катастрофы. На наш взгляд, эпоха постмодернизма для него началась уже в конце прошлого столетия. Полагаем, что Розанов, как никто другой тогда осознал, что в отличие от материальных процессов, духовные необратимы. Поэтому его мировоззрению были присущи признаки постмодернистской культуры: контекстуальность, множественность различных форм познания, духовно-телесный реализм, субстанциальная теория личности.

В-пятых, вопреки некоторым современникам Розанова, которые называли его «русским Фрейдом», мы определили два главных и принципиальных отличия философии З. Фрейда и Розанова. Фрейд считал, что мораль и закон заглушают природное в человека. Розанов тоже много писал о первозданной природе человека. Но Фрейд имел в виду, что мораль и этические нормы отдаляют человека от природных истоков его подсознания. Розанов же считал, что это подсознание и есть свобода, любовь, добро и справедливость, то есть, именно то, что для Фрейда было в области надсознательного, или культурного. Поэтому полагаем, что первое отличие их взглядов в том, что они, говоря о подсознании, имели в виду различное его содержание: для Фрейда ононаполнено, а для Розановаполно. Второе важное, на наш взгляд, отличие заключается в том, что Фрейд отверг религиозную веру, как необходимый элемент человеческого развития, а Розанов наоборот, связывал дальнейшую историю человечества с восстановлением в человеке религиозного чувства.

Далее, мы полагаем, что Розанов не был имморалистом. Этому есть две причины: а) изначальную природу человека он признавал позитивной и считал, что человек должен стремиться к ее реализацииб) жизнь и обретение потенциальной положительной природы возможно только в религии, считал он. А так как всякая религия является носителем моральных и нравственных догм, то Розанова нельзя назвать человеком, отрицающим мораль.

И, наконец, мы предлагаем два, на наш взгляд, перспективных направления в изучении творчества Розанова.

1. «Мировоззрение Розанова в контексте современной духовной ситуации в России». Эта тема представляет интерес для исследователя по причине того, что сегодня Розанов снова популярен в России. Необходимо будет детально изучить истори /6' 6 ческую и социально-политическую обстановку в конце XIXначале XX веков, сравнить ее с современной, и на основе полученных выводов попытаться объяснить социокультурную ситуацию в стране сегодня и наметить перспективы развития.

2. «Экзистенциальная философия и Розанов. Социальный аспект человеческого бытия». Результатом этого исследования должны быть выводы по сравнению способа и смысла человеческого существования, включающие сравнительный анализ того значения, которое придавали Розанов и экзистенциалисты повседневному бытию, семье, цели и возможностям человека в мире. г /'.

1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: в 2 Т.: М., 1998.

2. Белый А. В. В. Розанов // Белый А. Начало века. М.-1990.-С.476−482.

3. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. — 528 с.

4. Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М., 1990. — Т. 2. -С.288−296.

5. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1998. — 384 с.

6. Бердяев H.A. О новом религиозном сознании // Sub specie aeter nitatis. СПб., 1907. — С. 338−373.

7. Бердяев H.A. Сомопознание. Л., 1991. 398 с.

8. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. — 208 с.

9. Бердяев H.A. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.-350 с.

10. Бердяев H.A. Христос и мир // Русская мысль. -1908. № 6. -С. 42−55.

11. Библия. Чикаго, 1990. — 1499 с.

12. Блаватская Е. П. Карма судьбы. М., 1998. — 496 с.

13. Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1993, — 320 с.

14. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Смоленск, 1993. — Т.1. -506 с.-10Í

15. Брюсов В. Я. Переписка с А. Белым и В. Ивановым// Литературное наследство: Т. 85. Валерий Брюсов. М., 1976. — С.327−542.

16. Булгаков С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозаключения.-М., 1994.-415 с.

17. В. В. Розанов: Pro et Contra: Антология. В 2-х Т.-СП6.-1995.

18. Волжский / Глинка A.C. / Мистический пантеизм Розанова // Из мира литературных исканий. СПб., 1906. — С. 299−326.

19. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.-368 с.

20. Гиппиус З. Н. Живые лица. Л., 1991. — 198 с.

21. Гиппиус З. Н. Забытая крига.-М., 1991.

22. Говоруха Отрок Ю. Н. Во что верил Достоевский? // Московские ведомости. — 1894. — № 246.

23. Голлербах Э. Ф. В. В. Розанов: Жизнь и творчество. Пг., 1922.-110 с.

24. Горький A.M. Переписка с М. М. Пришвиным // Литературное наследство: Т. 70: Горький и советские писатели. М., 1963. -С. 319−362.

25. Грифцов Б. А. Три мыслителя: В. Розанов, Д. Мережковский, Л.Шестов. -М., 1911. 189 с.

26. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. — 574 с.

27. Закржевский А. Религия: психологические параллели. Киев, 1913.-745 с.

28. Записки Санкт-Петербургского Религиозно-философского общества. Вып. 4. Доклад Совета и решение по вопросу об отношении общества к деятельности В. В. Розанова. Стенографический отчет. СПб., 1914;1916.

29. Зеньковский В. В. К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов // История русской философии. Т.1. -4.2. — Л., 1991. — С. 226−278.

30. Измайлов A.A. Вифлеем или Голгофа // Новое слово. -1991.-№ 10.-С. 34−38.

31. Карсавин Л. П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994. -176с.

32. Константин Леонтьев, наш современник: Сб-к. СПб., 1993.-464 с. 33. Контекст-78.-М., 1978.

33. К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев // Русское богатство. 1911. -Ч. 2. — С. 165−169.

34. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996.-799 с.

35. Леонтьев К. Н. Моя литературная судьба // Литературное наслед-ство.-М., 1935.-Т.22−24.

36. Леонтьев К. Н. Письма к В. В. Розанову // Волга.-1992.-№ 2.

37. Ленин В. И. Полнее собрание сочинений. Т.2. С.507- Т.19.-С.168- Т.25.-С.172.

38. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994. 432с.

39. Луначарский А. В мире неясного и нерешенного // Этюды. -ПБг., 1922.

40. Лутохин Д. А. Воспоминания о Розанове // Вестник литературы.1921.-№ 4−5.-С.5−7.

41. Мережковский Л. С. Больная Россия. Л., 1991.-272 с. 43. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский.- СПб.,-1902.-Т.2. С. ХХХШ — XXXIV.

42. Мережковский Д. С. Мистические хулиганы.// В тихом омуте.-1908. С.241−225.

43. Мережковский Д. С. Новый Вавилон. // Новый путь.- № 3.-С. 171 180.

44. Мережковский Д. С. Революция и религия // Русская мысль.1907.-№ 2.

45. Михайловский Н. К. Последние сочинения. СПб., 1905. Т.2.-С.226−252.

46. Неизданные письма В. В. Розанова к К. Н. Леонтьеву // Литературная учеба.-1989. № 6.

47. Нестеров М. В. Письма. Л., 1988. 534 с.

48. Ницше Ф. Антихристианин. Ашхабад, 1990.-80 с.

49. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. -М., 1994. 352 с.

50. Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994. 399 с. 53." О безвидной дружбе". Письма Розанова к Горькому // Вопросы литературы.-1989. № 10.

51. О России и русской философской культуре. Философы Русскогопослеоктябрьского зарубежья. М., 1990. 528 с.

52. Павлова М. «Распоясанные письма» В. В. Розанова к З. Н. Гиппиус.

53. Литературное обозрение.-1992. № 11. С.61−67.

54. Письма А. Блока к В. Розанову // Блок А. Сочинения. -М., Л., 1946.-С.533−534.

55. Письма В. Розанова к Б. Грифцову // Наше наследие. 1989. № 6.

56. Письма В. Розанова к К. Леонтьеву, П. Перцову, И. Фуделю, Г.

57. Лопатину // Розанов В. Сочинения. М., 1990. С.466−520.

58. Письма В. Розанова к Н. К. Михайловскому и П. Б. Струве // Вопросы философии. 1992. № 9.

59. Письма В. Розанова к Э. Голлербаху // Лепта.-1991 .-№ 5.

60. Переписка А. Г. Достоевской с В. В. Розановым // Минувшее.1990.-№ 9. С.289−292.

61. Переписка В. Розанова и Гершензона // Новый мир. 1991. № 3.

62. Переписка Горького и Пришвина // Литературное наследство.1. Т.85. С.319−362.

63. Переписка К. Леонтьева и В. Розанова // Декоративное искусство1. СССР.- 1989.-№ 10.

64. Перцов П. П. Литературные воспоминания. М., Л., 1993. — 322с.

65. Пришвин М. М. О В. В. Розанове // Контекст-90. М., 1990.-С.161−218.

66. Резинер Ф. Запредельная встреча. Дополнения к биографии В.

67. Розанова и К. Леонтьева // Звезда. 1993. — № 3.

68. Розанова Т. В. Воспоминания об отце В. В. Розанове и всей семье.

69. Русская литература, 1989. №№ 3−4.

70. Розанов В. В. Ангел Иеговы. Истоки Израиля. СПб., 1914. — 24с.

71. Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени // Мимолетное. М., 1994. С.413−473.

72. Розанов В. В. Брак и христианство // В мире неясного и нерешенного. М., 1995. С.107−139.

73. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного, М., 1995. 462с.

74. Розанов В. В. В темных религиозных лучах. М., 1994. 476 с.

75. Розанов В. В. Германские впечатления // Иная земля, иное небо .1. М., 1994. С.281−327.

76. Розанов В. В. Иная земля, иное небо. -М., 1994. 735 с.

77. Розанов B.B. Когда начальство ушло. М., 1997. 571 с.

78. Розанов В. В. Кое-что новое о Пушкине // 0 писательстве и писателях, М., 1995. С.57−64.

79. Розанов В. В. Концы и начала, «божественное» и «демоническое», боги и демоны // там же, С.78−95.

80. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского.

81. Несовместимые контрасты жития. М., 1990. С.37−224.

82. Розанов В. В. Люди Лунного света: Метафизика христианства.

83. Репринтное воспр-ие 2-го издания 1913 г.- М., 1990.-297 с.

84. Розанов В. В. Мережковский против «Всех» // Кодры. 1991. № 5.

85. Розанов В. В. Место христианства в истории. М., 1890. 40 с.

86. Розанов В. В. Мимолетное. 1915 год. М., 1994. 541с.

87. Розанов В. В. Мимолетное. 1914 год // Когда начальство ушло. М., 1997. С.193−596.

88. Розанов В. В. Моя предсмертная воля // Вопросы литературы.1990.-№ 1.

89. Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. 605 с.

90. Розанов В. В. Неоцененный ум // 0 писательстве и писателях. -М., 1995. С.515−523.

91. Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. -М., 1990. 605с.

92. Розанов В. В. О вере русских // Русская литература. 1991. № 1.

93. Розанов В. В. Один из «стаи славной» // 0 писательстве и писателях.-М., 1995. С.605−609.

94. Розанов В. В. Около церковных стен. -М., 1995. 558 с.

95. Розанов В. В. Опавшие листья. М., 1992. 543 с.

96. Розанов В. В. О писательстве и писателях. М., 1995. 734 с.

97. Розанов В. В. О понимании. Опыт исследования природы, граници внутреннего строения науки как цельного знания. СПб.,-in 1994. 540 с.

98. Розанов В. В. О себе и жизни своей. М., 1990.

99. Розанов В. В. О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира // Втемных религиозных лучах. М., 1994. С. 417 — 426.

100. Розанов В. В. Природа и история. СПб., 1900. — 268 с.

101. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура: в 3-х Т. М., 1990.

102. Розанов В. В. Русская церковь // В темных религиозных лучах.1. М, 1994.-С.8−29.

103. Розанов В. В. Семья чиста крепко и государство//Очаг.-1992.-№ 1.

104. Розанов В. В. Сочинения. М., 1990. 592 с.

105. Розанов В. В. Среди иноязычных // 0 писательстве и писателях. -М., 1995. С.145−163.

106. Розанов В. В. Среди художников. М., 1994. 494 с.

107. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990. 620 с.

108. Розанов В. В. Темный лик // В темных религиозных лучах. М., 1994. С.404−426.

109. Розанов В. В. Уединенное. // Сочинения. -М., 1990. С.26−101.

110. Розанов В. В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни в русской Философии. СПб.- 1995. С. 165−219.

111. Розанов В. В. Эстетическое понимание истории // Русские философы: Антология. М., 1994. С.43−125.

112. Синявский А. Д. «Опавшие листья» В. В. Розанова. Париж, 1982.-337 с.

113. Смысл жизни: Антология. М., 1994. 592 с.

114. Соловьев B.C. О христианском единстве. М., 1994. 335 с.

115. Соловьев B.C. Порфирий Головлев о свободе и вере // Соловьев1. Y'/V.

116. B. Сочинения в 2-х т. М., 1989. Т.2. С. 497−508.

117. Струве П. Б. Большой писатель с органическим пороком. Несколько слов о Розанове // Русская мысль. 1911.-№ № 11.1. C.138−146.

118. Троцкий Л. Д. Мистицизм и канонизация Розанова // Троцкий Л. Д.

Литература

и революция. М., 1991. С.46−49.

119. Трубецкой С. Н. Чувственный и хладнокровный // Трубецкой С. Н. Собрание сочинений. Т.1. — М., 1907. С.251−261.

120. Философов Д. В. Опавшие листья // Философов Д. В. Слова и жизнь. Литературные споры новейшего времени. СПб., 1909.-С.148−161.

121. Флоренский П. А. О В. В. Розанове (Письмо Д.И. Лутохину) // Литературная учеба. 1990. № 1 .- С. 83.

122. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. 432с.

123. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб-к. М., 1998. — 448 с.

124. Чехов А. П. Письма // Полное собрание сочинений в 30-ти Т.-М., 1982. Т. 11.

125. Чешихин-Ветинский В. «Свой Бог» Розанова. Страницы из его автобиографии // Утренники. Пбг., 1922. кн.1. С.78−79.

126. Шестов Л. В. В. Розанов // Русская литература. 1991. № 3.-С.47−51.1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

127. Аверинцев С. С. Византия и Русь // Новый мир.-1988.-№№ 7−9.124 .Акулинин В. Н. Философия всеединства. Новосибирск, 1990.158 с.

128. Барабанов E.B. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии.-1991. № 8.

129. Белый А. Избранное. Ростов-на-Дону, 1996. 448 с.

130. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.224 с.

131. Богословский А. Ю. Иваск о В. В. Розанове // Волга.-1991.-№ 5.

132. Боннар А. Греческая цивилизация: в 2 Т. Ростов-на-Дону, 1994.

133. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии.- 1994.-№ 1.-С.68−72.

134. Ванчугов В. В. Очерк Истории философии «самобытнорус-ской» .-М., 1994.

135. Вейнингер 0. Последние слова: Сб-к.- Минск, 1998.-416 с.

136. Вест Дж. Буржуазия и общественность в предреволюционной России //История СССР.- 1992.-№ 1.

137. Вишев И. В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990. 248.

138. Волгин О. Об актуальности русской философии // Россия: XXI.-1996. № 7−8.-С.94−114.

139. Володин Э. Интеллигенция и народ // Общественные науки и современность. 1991. № 3.

140. Гачев Г. Три мыслителя: Леонтьев, Розанов, Пришвин. // Московский вестник. 1990. — № 8.

141. Горбунов В. В. Философ-лирик // Кентавр 1993.-№ 6.

142. Грант М. История древнего Израиля .- М., 1998.-336 с.

143. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.- М., 1989. 319с.

144. Гроссман Л. П. Путь Достоевского. Л., 1924. С.148−154.

145. Гулыга А. Как мучительно быть русским // Лепта.- 1991.-№ 5.

146. Дарский Д. Человек исключительных задатков духа // Человек. -1993.-№№ 5−6.

147. Демин Д. Тайны русского народа. В поисках истока Руси.-М., 1993.-175 с.

148. Додд Ч. Основатель христианства. М., 1993. 175с.

149. Долинин A.C. Вступительная статья и примечания в кн.: Суслова А. П. Годы близости с Достоевским.- М., 1928. С.5−44.

150. Древняя Индия. М., 1997. 168 с.

151. Дурылин С. Н. В своем углу (В.В.Розанов) // Вопросы литерату-ры.-1991.-№ 3.-С.237−247.

152. Ерофеев В. Розанов против Гоголя // Вопросы литературы.-1997.-№ 8.

153. Заборовская Э. Его еще нет, но его так хочется, этого возвращения // Книжное обозрение. 1994.-22марта.

154. Золотцев С. В сумерках просвещения. О творчестве Розанова // Слова. -1991.-№ 7.

155. Иванов Е. П. Письмо к А. Белому от 9−10 марта 1905 г.// Русское революционное движение и проблемы развития литературы. -Л., 1989. С.176−180.

156. Иванова Е. О последних днях и кончине Розанова // Литературная учеба.- 1990.-№ 1.

157. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли: В 3-х Т.-М, 1997.

158. Иваск Ю. О В. В. Розанове // Волга.-1991.-№ 5.

159. Интеллигенция и церковь // Русские вести.- 1992.-№ 35.

160. Каменский 3. Русская философия начала XX века и Шеллинг.

161. М., 1980. 326 с. 158 Камю А. Бунтующий человек.-М., 1990. 450с.

162. Камю А. Чума.- Новосибирск, 1992. 480с.

163. Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви: В 2-х Т.- М., 1992.

164. Козловски П. Культура постмодерна.- М., 1997. 240с.

165. Королев М. Дитя несвободы: Рождение и смерть русской интеллигенции // Знание сила.- 1992.-№ 2.

166. Крывелев H.A. Библия: историко критический анализ.- М., 1985.-255с.

167. Кузнецов П. В. Розанов: судьба изгнанника //Ступени.- 1992.-№ 2.

168. Кутлунин А. Г. Немецкая философия жизни: Критические очерки.-Иркутск, 1986. 172 с.

169. Кьеркегор С. Страх и трепет.- М., 1998. 384 с.

170. Латынина А. Во мне происходит разложение литературы.// Вопросы литературы.- 1975.-№ 2.

171. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии.- М. 1996.-469с.

172. Лосев А. Ф. Гибель буржуазной культуры и ее философия // Хюбшер А. Мыслители нашего времени.- М., 1962. С.316−317.

173. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии.- М., 1993. 959 с.

174. Лосский Н. О. История русской философии.- М., 1994.-460с.

175. Лоуренс Д. Г. Опавшие листья В. В. Розанова // Начала.- 1992.-№ 3. С. 86−90.1. У / л ¦

176. Лоуренс Д. Г. Уединенное В.В.Розанова // Начала.- 1992. № 3.-С. 82−86.

177. Лук А. Н. Мышление и творчество.-М., 1976. 114 с.

178. Люкс Л. Интеллигенция и революция // Вопросы философии.-1991.-№ 11.

179. Мамардашвили М. Кантианские вариации.- М., 1997. 320 с.

180. Мамардашвили М. Картезианские размышления.- М., 1993. 352 с.

181. Мамонтов О. Н. Новые материалы к биографии М. М. Пришвина // Русская литература.- 1986.-№ 2. С. 175−185.

182. Мандельштам О. Слово и культура.- М., 1987. 319 с.

183. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собр. соч.- Т. 46. Ч. 1.

184. Мифы в искусстве старом и новом.- СПб., 1993. 384 с.

185. Михайлов М. Великий катализатор: Ницше и русский неоида-лизм // Иностранная литература.- 1990. № 4.

186. Мочульский К. В. Заметки о В. В. Розанове // Русская речь.-1992.-№ 5.

187. Николюкин А. Розанов и его время // Р. Ж. Общественные науки в СССР.-Сер. 7. Литературоведение.-М. 1991. № 4.

188. Николюкин А. В. Розанов: хочу умереть с Русью // Диалог.-1991.-№ 3.

189. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX начала XX века: Избранные произведения.-М., 1994.-416с.

190. Орруэл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии .- Пермь, 1992.-320.

191. Палиевский П. В. В. В. Розанов // Литературная газета.- 1989.-№ 1.

192. Палиевский П. В. Розанов и Флоренский // Литературная учеба.-1989ю- № 1.

193. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке.-М., 1995.-511с.

194. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь: испытания начала XX века // Вопросы истории.- 1993. № 1.

195. Пригожин И. Новый союз науки и культуры // Курьер ЮНЕСКО.-1989.-Июль.

196. Проблема человека в традиционных китайских учениях.- М., 1983.-262с.

197. Радхакришнан С. Индийская философия.- М., 1993. Т. 1−632с.

198. Раушенбах Б. Пристрастие.- М., 1997.—432с.

199. Редько A.M. Литературно-художественные искания XIX—XX вв.ековЛ., 1924.-218с.

200. Ренан Э. Жизнь Иисуса.- М., 1997. 400с.

201. Репатриация культуры: словесность и философия русской эмиграции в отечественных изданиях 1886−1990г.г.- Томск, 1992.-200с.

202. Рогов E.H. Атлас истории культуры России.- М., 1993.-767с.

203. Розанов мыслитель и критик // Общественные науки в СССР.-Сер.7. Литературоведение.- 1990. № 5.

204. Розенберг О. Труды по буддизму.- М., 1991. 294 с.

205. Русские философы. Конец XIX—XX вв.ека.- Вып. 2. 1994. 424с.

206. Русское религиозное возрождение в XX веке // Юность.- 1983.-№№ 1−4.

207. Сарнов Б. Уроки Розанова // Огонек.-1991.-№ 8.

208. Сартр Ж.-П. Фрейд.-М., 1992.-304с.-С.

209. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории.- М., 1988.-336с.

210. Скэнлан Дж. П. Нужна ли России русская философия // Вопросы философии.- 1994.-№ 1.-С.61−65.

211. Славянофильство и западничество.- РАН ИНИОН.- М. 1992.-216с.

212. Судакова О. Из дневника: заглядывая в Розанова // Храм. -1991.-№ 1.

213. Сукач И. Жизнь В. Розанова как она есть // Москва.- 1991.-№ 10.

214. Тагер A.C. Царская Россия и дело Бейлиса.- М., 1996.-336с.

215. Тик Нат Хан Древний путь. Белые облака: В 2-х Т.-М., 1997.

216. Трубин В. Розанов // Сьена.-1990.-№ 11.

217. Утопический социализм в России.-М., 1985. 590с.

218. Фатеев В. А. Розанов: Жизнь, творчество, личность.-Л., 1991.-363с.2169. Фатеев В. А. Вечное пререкание моя жизнь // Волга.- 1989.-№ 6.

219. Филатов В. П. Научное познание и мир человека.- М., 1989. 270 с.

220. Фриз Г. А. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // Вопросы истории СССР.- 1991. № 2.

221. Фромм Э. Догмат о Христе .- М., 1988. 416с.

222. Фромм Э. Бегство от свободы.- Минск, 1998. 672с.

223. Хмельницкая Т. Ю. Творчество М.М. Пришвина.- М., 1959.-С.107−110.

224. Ходасевич В. Ф. Рец. на кн. З. Гиппиус Живые лица // Колеблемый треножник.-М., 1991. С.524−529.

225. Цветаева А. Воспоминания.- М., 1983. 764с.

226. Шерер Ю. Религиозные поиски русской интеллигенции в начале XX века // Общественные науки и современность.- 1991.-№ 3.

227. Шкловский В. Б. Необязательные заметки // Октябрь.- 1992. № 10.

228. Шкловский В. Б. Розанов // Шкловский В. Б. Гамбургский счет.-М., 1990. С.120−139.

229. Щербаков В. Второе пришествие Розанова // Литература в школе, — 1993.-№ 2.

230. Щербатский Ф. И. Избранные труды по буддизму.- М., 1988.-428.С.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой