Деятельность государственных органов и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в 1920-е — 1930-е гг
В первые годы советской власти процесс организации призрения детей был хаотичен и противоречив: создавались новые ведомства, упразднялись старые, менялись задачи наркоматов. Борьба с детской беспризорностью очень быстро превратилась из социального явления в политическое. В начале 1920;х годов выполнялась работа по спасению жизни беспризорных детей, предоставлению им элементарных условий… Читать ещё >
Деятельность государственных органов и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в 1920-е — 1930-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Роль органов советской власти в преодолении детской беспризорности
В первые годы советской власти процесс организации призрения детей был хаотичен и противоречив: создавались новые ведомства, упразднялись старые, менялись задачи наркоматов. Борьба с детской беспризорностью очень быстро превратилась из социального явления в политическое. В начале 1920;х годов выполнялась работа по спасению жизни беспризорных детей, предоставлению им элементарных условий существования и надзора, ликвидации последствий голода. Созданная система учреждений отличалась от дореволюционной своей партийно-идеологической направленностью. Применение экстренных мер, повлекшее за собой включение в организацию призрения органов принуждения, усилило государственное начало в регулировании борьбы с детской беспризорностью. Однако в решении этой проблемы, особенно на первых порах, не обошлось без недочетов: отсутствовал единый план по ликвидации этого явления, проводились единовременные акции, с беспризорностью пытались справляться исключительно силами партийно-государственных органов, путем обещаний и лозунгов, не имея достаточной экономической базы. Сложность заключалась еще и в том, что дело борьбы с массовой детской беспризорностью являлось новым для советской власти. Приходилась вырабатывать свои методы и формы ее ликвидации.
В 1930;е годы происходит окончательный переход к административно-регулирующей модели организации призрения детей. Различные детские учреждения претерпели полную типизацию. Политика государства была направлена на усиление роли семьи. К концу 1930;х годов полностью сформировалась система организации призрения. В это время во всех официальных источниках практически исчезает информация о беспризорных детях.
Говоря о практике борьбы с детской беспризорностью в Пензенском регионе, мы можем констатировать, что местные власти также столкнулись с масштабностью явления безнадзорности и беспризорности. К делу ликвидации этого явления подключились местные органы власти и общественные организации. Помощь общественности была важна и ощутима особенно в период голода 1921 -1922 годов, а затем недорода в 1924 и 1925 годах. Были также и специфические черты деятельности местных органов власти, обусловленные, во-первых, запаздыванием официальных решений в сфере борьбы с детской беспризорностью, направляемых из центра; во-вторых, невозможностью реализации некоторых постановлений в условиях Пензенского региона (малоземельность, преобладание крестьянства, недород в течение трех лет подряд); в-третьих, скудостью местного бюджета; в-четвертых, волокитой в деятельности местных органов власти и недобросовестным отношением к своим обязанностям некоторых чиновников. В целом в Пензенском регионе, как и по всей России, к концу 1930;х годов окончательно оформилась система организации призрения детей, которая сначала основывалась на идеологическом, а затем на административно-регулирующем начале.