Клятвенные выражения в русском языке
Получается, что клятва скорее приближает человека к дьяволу, чем к богу — в глобальном понимании. Августин Блаженный так писал о клятвах: «Пусть тебя не соблазняет то, что Господь клялся, потому что один только Бог клянется безопасно, ибо не может ошибаться». Слова Августина являются квинтэссенцией отношения к клятвенному слову. В душе своей русский человек суеверен, несмотря на «запреты… Читать ещё >
Клятвенные выражения в русском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности русской клятвы как культурного компонента
Русская культура всегда стояла особняком, ибо сочетала в себе восточное и западное направление жизни, мысли, культурного и исторического развития. В этом контексте отношение к клятве у русского народа совершенно особенное. Если в католичестве клятва — это еще одно доказательство существование божественного, упование на высшие силы, то в русской культуре клятва — это грех.
Она всегда имела негативное значение и считалась богопротивным делом, главным образом из-за своего влияния на душу человека и его веру. У Л. Н. Толстого в книге «В чем моя вера» можно найти следующие строчки:
«…клятва сама по себе кажется не преступною, но от неё подпадают осуждению и поэтому не клянитесь никак»; «не клянись вовсе: ни небом … ни землею… ни Иерусалимом … ни головою»; «не присягай никогда, никому и ни в чем. Всякая присяга вымогается от людей для зла».
Получается, что клятва скорее приближает человека к дьяволу, чем к богу — в глобальном понимании. Августин Блаженный так писал о клятвах: «Пусть тебя не соблазняет то, что Господь клялся, потому что один только Бог клянется безопасно, ибо не может ошибаться». Слова Августина являются квинтэссенцией отношения к клятвенному слову. В душе своей русский человек суеверен, несмотря на «запреты» на суеверие, которое отнюдь не богоугодно; если посмотреть на этимологию слова «клятва», можно увидеть любопытное значение: Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. кл? тва (кбфЬсб, ?сЬ; Супр.), болг. клем тва, сербохорв. кле? тва «проклятие», др.-чешск. klatva, kletva «проклятие, отлучение от церкви», польск. kl№twa. Связано с клянум, клясть. То есть клятва очень близка по своему источнику и роду к проклятию, которое во всех культурах является очень большим грехом, грешен тот, кто проклинает, и грешен проклятый, на всех них стоит печать смертного преступления. Поэтому можно говорить о клятве как о весьма негативном способе призвать на помощь высшие силы и возложить на себя определенные обязательства, которые должны быть выполнены под страхом наказания, и не какого-нибудь, а от высших сил. Но об этом далее.