Практические основы эстетического развития на уроках математики в начальной школе
В результате теоретического анализа педагогических исследований (Б.Т. Лихачёв, Л. В. Пешикова, Л. М. Предтеченская, Л. П. Печко, Т. Н. Полякова, Л. П. Шеина и др.), направленных на изучение эстетического воспитания учащихся, было определено, что оценка развития уровня эстетической воспитанности учеников может осуществляться на основе приобретенного ими: уровня эстетических знаний (когнитивный… Читать ещё >
Практические основы эстетического развития на уроках математики в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и планирование исследования
В исследовании принимали добровольное участие в общей сложности 50 человек, учащиеся 4 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 67» Кировского района г. Казани — мальчики и девочки в возрасте 9−9,5 лет. В соответствии с целью и задачами исследования общая выборка испытуемых была поделена на две группы:
- 1. Контрольная группа — 25 учащихся 4-го класса, с которыми уроки математик проводились в соответствии с предусмотренной школой программой;
- 2. Экспериментальная группа — 25 учащихся 4-го класса, занятия с которыми были организованы с применением инновационных методов эстетического развития на уроках математики в начальной школе.
В результате теоретического анализа педагогических исследований (Б.Т. Лихачёв, Л. В. Пешикова, Л. М. Предтеченская, Л. П. Печко, Т. Н. Полякова, Л. П. Шеина и др.), направленных на изучение эстетического воспитания учащихся, было определено, что оценка развития уровня эстетической воспитанности учеников может осуществляться на основе приобретенного ими: уровня эстетических знаний (когнитивный компонент); развития эстетической активности, умений и способностей, связанных с восприятием искусства (эмоциональный компонент); уровня развития представлений о художественно-эстетических ценностях (художественно-ценностный компонент); уровня собственной эстетически-творческой деятельности школьников (деятельностно-практический компонент); уровня взаимоотношений школьников между собой и с взрослыми (коммуникативный компонент). На основе выявленной структуры эстетического воспитания личности для данного исследования были выбраны следующие:
- 1. Методика «Анкета» Петровой Г. А. (модифицированный вариант), которая позволяет диагностировать когнитивный и эмоциональный компонент эстетического развития младших школьников;
- 2. Методика «Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла), позволяющая диагностировать коммуникативный компонент эстетического развития младших школьников;
- 4. Методика «Определение социальной креативности личности», позволяющая диагностировать коммуникативный и деятельностно-практический компонент эстетического развития младших школьников.
После получения первичных результатов исследования они были обработаны количественно и качественно, и проинтерпретированы. Также были использованы такие методы статистической обработки данных, как U-критерий Манна-Уитни для сравнения уровней эстетического развития личности младших школьников контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапе исследования, а также T-критерий Вилкоксона для определения динамики уровней эстетического развития личности младших школьников контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе исследования.
Таким образом, выборка и методики исследования соответствуют поставленным целям и задачам работы.