Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся учреждений начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные этапы исследования. На первом этапе (2002;2003гг.) проводился теоретический анализ философской, педагогической и методической литературы по проблемам качества общеобразовательной подготовки студентов среднего профессионального образования. Были проанализированы современные подходы к определению и содержанию понятия «качество общеобразовательной подготовки» в среднем профессиональном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы образовательного мониторинга среднего 17 профессионального образования
    • 1. 1. Основные проблемы развития среднего профессионального 17 образования
    • 1. 2. Теоретические основы образовательного мониторинга
    • 1. 3. Общеобразовательная подготовка в среднем 52 профессиональном образовании и оценка её эффективности
    • 1. 4. Связь общеобразовательной и профессиональной подготовки 70 в среднем профессиональном образовании
    • 1. 5. Принципы мониторинга общеобразовательной подготовки 90 студентов колледжа
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Обобщающе-повторительные курсы в системе 106 мониторинга общеобразовательной подготовки студентов колледжа
    • 2. 1. Принципы отбора и структуирование содержания курсов
      • 2. 2. 0. бразовательные технологии обобщающе-повторительных 136 курсов по общеобразовательной подготовке в колледже
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Экспериментальная оценка системы мониторинга 161 общеобразовательной подготовки студентов среднего профессионального образования
    • 3. 1. Контрольно-измерительные материалы мониторинга 161 общеобразовательной подготовки
    • 3. 2. Организация и результаты педагогического эксперимента
    • 3. 3. Оценка эффективности педагогических кадров при 210 проведении мониторинга
  • Выводы по третьей главе

Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся учреждений начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Российская система образования переживает ответственный период своего развития: национальная доктрина образования в РФ установила приоритет образования в государственной политике страны, признав образование сферой ответственности и интересов государства. Ряд важнейших положений Доктрины относится к развитию сферы профессионального образования как фактора создания конкурентоспособной экономики. Современный рынок труда характеризуется высокой инновационной динамикой, предъявляет актуальные современной жизни требования к рабочим и специалистам. Работодателями обозначено формирование заказа на качество профессионального образования не столько в формате знаний выпускников, сколько в терминах способов профессиональной деятельности: знание новых информационных технологий, наличие широкого кругозора, в основе которого лежат общеобразовательные знания, мобильность в общении, готовность молодых специалистов к «командной» работе, умение налаживания социальных связей, опыт работы с информацией, а также сознательная потребность к непрерывному самообразованию. Речь идет об особых образовательных результатах системы среднего профессионального образования (СПО) — профессиональных компетенциях, основой которых являются учебные компетенции, формирующиеся на начальном этапе профессионального образования — этапе общеобразовательной подготовки в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Нормативно переход на компетентностно — ориентированное образование в России закреплен в Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ (2004г.) В федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 годы среди основных направлений её реализации обозначено приведение содержания образования, в том числе и профессионального, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. При этом значимая роль отведена общеобразовательной подготовке, как необходимой ключевой составляющей системы среднего профессионального образования и как основы для получения профессиональных знаний. В ходе освоения общеобразовательных предметов закладываются общекультурный базис для формирования личности будущего специалиста, основа для изучения общетехнических, специальных и профессиональных дисциплин, продолжают формироваться основные общеучебные умения, компетенции, наличие которых будет определять конкурентноспособность выпускника среднего профессионального образования на современном рынке труда. Вместе с тем, уровень общеобразовательной подготовки, с которой выпускники основной школы приходят в среднее профессиональное образование, в значительной степени затрудняет освоение программы среднего (полного) общего образования и, в свою очередь, профессиональной части образовательной программы среднего профессионального образования. В связи с этим возникает необходимость в организации обобщающего повторения знаний основной общеобразовательной школы, являющихся базовыми, на начальном этапе общеобразовательной подготовки для качественного освоения стандарта среднего профессионального образования. На практике для решения этой задачи каждый из преподавателей ищет свои подходы к выбору содержания учебного материала для повторения, определению его места в учебном процессе, технологий проведения, а также методов отслеживания и поддержки полученных результатов. Трудности организации занятий по восполнению и корректировке знаний обучающихся за основную школу связаны также с дефицитом учебного времени (на общеобразовательную подготовку учебным планом в учреждениях СПО отводится всего один учебный год), отсутствием в методической литературе рекомендаций по формированию и проведению обобщающе-повторительных курсов с учетом специфики образовательной программы среднего профессионального образования.

Таким образом, возникла необходимость оптимального использования потенциальных возможностей учреждений среднего профессионального образования, направленных на повышение качества обучения, поиска новых подходов к процессу обучения с использованием инновационных форм и методов в работе, разработке мероприятий, способствующих приближению результатов профессионального образования к требованиям рынка труда. Современный рынок труда нуждается в компетентностных молодых специалистах, владеющих базовыми знаниями, способных в период трудовой деятельности самостоятельно и своевременно приобретать необходимые знания в рамках переобучения и повышения квалификации.

В ходе выполнения диссертационной работы рассматривались и анализировались педагогические исследования по следующим направлениям:

— прогнозирование развития системы профессионального образования и проблемы ее модернизации (O.A. Абдуллина, А. П. Беляева, Е. Я. Бутко, В. М. Заворыкин, М. Ю. Розанова, И.П. Смирнов);

— технологии адаптации учебных заведений к рыночной экономике (А.П. Беляева, А. Т. Глазунов, А. Н. Лейбович, М. В. Никитин, A.M. Новиков, Е. А. Рыкова, М. С. Савина, О.Б. Читаева);

— методическое и нормативное обеспечение образовательного стандарта (Л.И. Белоусова, В. И. Блинов, А. Н. Лейбович, Л. Д. Федотова, О.Б. Читаева);

— проблемы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс (Л.А. Байкова, В. П. Беспалько, И. И. Загвязинский,.

A.Н. Майоров, A.M. Новиков, Г. К. Селевко);

— разработка системы оценки качества образования (Т.В. Базавова,.

B.П. Беспалько, В. М. Зуев, И. Я. Лернер, Д-И. Матрос, H.H. Мельникова, П. Н. Новиков, В. А. Окрипилов, В. П. Панасюк, Д. М. Полев, М. М. Поташник, И. П. Смирнов, И.А. Чистова);

— подготовка педагогических кадров для СПО (М.Е. Демашева, Б. Т. Лихачев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, H.H. Михайлова,.

C.Г. Молчанов, Г. М. Романцев, Е.В. Ткаченко).

В последнее десятилетие активно исследуется проблема повышения качества профессионального образования. Рассматриваются вопросы общеобразовательной подготовки, для которой характерна изначальная значимость первоначальных понятий и законов, количественный и качественный характер изучаемых закономерностей (В.И. Загвязинский, М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, А. Н. Матросов и др.), в том числе на основе мониторинга (Д.Ш. Матрос, H.H. Мельникова и др.).

Повышение качества общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании затруднено рядом причин: невысокий уровень общеобразовательной подготовки за основную школу, недостаточная разработанность критериальной базы оценки качества общеобразовательной подготовки и сформированности у обучающихся учебных компетенций. Отсутствуют системные подходы к диагностике общеобразовательной подготовки, используется лишь фрагментарный мониторинг результатов образовательного процесса. Следует также отметить, что до настоящего времени нет единого общепринятого толкования понятия «качество общеобразовательной подготовки», в том числе и для системы профессионального образования.

Вопросы построения систем качества в образовании рассматривают многие зарубежные исследователи: JI.E. Коут, К. Бемовски, Дж. Фогин, В. Мэтьюз и другие. Исследования последних лет показали необходимость поиска новых подходов к обеспечению качества профессионального образования за счет создания эффективных структур управления, нового содержания и интенсивных педагогических технологий, в том числе через усиление фундаментальных знаний общеобразовательного цикла. Одним из основных показателей качественного уровня знаний по общеобразовательной подготовке является наличие у обучающихся учебных компетенций, на основе которых будут формироваться профессиональные компетенции.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам качества общеобразовательной подготовки среднего профессионального образования свидетельствует о возрастающем интересе к вопросам системного мониторинга, представляющего собой контроль качества процесса обучения с начального этапа обучения в СПО — общеобразовательной подготовки, с пролонгированным действием на последующие этапы обучения.

Проведенный анализ педагогических исследований, анализ научной литературы и наш практический опыт работы в системе профессионального образования позволил выделить ряд противоречий, определяющих необходимость проведения исследования:

— между целями профессиональной подготовки в обеспечении качества образования для выполнения требований государственного стандарта среднего профессионального образования и невозможностью их полной реализации при существующем уровне общеобразовательной подготовки абитуриентов и студентов техникумов и колледжей;

— между потребностью в мониторинге общеобразовательной подготовки студентов на начальном этапе обучения и отсутствием теоретических и I практических подходов к проведению подобного мониторинга с пролонгацией его действия на последующие этапы обучения;

— между потребностью в объективной информации о результатах учебного процесса для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования, и отсутствием рекомендаций по организации и проведению мониторинга.

Основные рабочие понятия, использованные в исследовании: Обобщающе-повторительные курсы — набор учебных модулей, дидактической целью которых является восполнение и систематизация знаний и умений обучающихся по основным общеобразовательным дисциплинам.

Педагогическая система мониторинга — целенаправленная форма организации наблюдения за педагогическим процессом, основанная на принципах, методах, критериях оценки, обеспечивающая сбор показателей и прогноз развития системы.

Качество общеобразовательной подготовки (в контексте темы исследования) — уровень сформированности у обучающихся общеобразовательных знаний, умений, навыков, учебных компетенций, необходимый для освоения профессиональных и специальных дисциплин в среднем профессиональном образовании и на последующих этапах обучения.

Выше сказанное позволило определить тему исследования -«Формирование обобщающе-повторительных курсов на основе мониторинга качества общеобразовательной подготовки студентов среднего профессионального образования».

Цель исследования — сформировать и внедрить в учебный процесс среднего профессионального образования обобщающе-повторительные курсы по общеобразовательной подготовке с применением модульнокомпетентностного подхода к обучению и системной работой мониторинга качества общеобразовательной подготовки с пролонгированным действием на этапы получения профессионального образования.

Объект исследования — общеобразовательная подготовка студентов среднего профессионального образования.

Предмет исследования — обобщающе-повторительные курсы в системе мониторинга качества общеобразовательной подготовки студентов среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: повысится качественный уровень общеобразовательной, а на её основе и профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования, если:

— сформированы и внедрены в учебный процесс обобщающе-повторительные курсы по основным общеобразовательным дисциплинам с использованием в учебном процессе модульнокомпетентностной технологии;

— осуществлена системная работа по проведению мониторинга с этапа общеобразовательной подготовки с пролонгацией его действия на этапы получения профессионального образования;

— на основе данных мониторинга, направленных на повышение качества профессионального образования, осуществляется инструментальное управление учебным процессом;

— преподаватели владеют понятийно-категориальным аппаратом и программой мониторинга, механизмом её реализации в учебном процессе.

Для доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи:

— сформировать обобщающе-повторительные курсы по основным дисциплинам общеобразовательной подготовки с применением модульно — компетентностной технологии;

— провести психолого-педагогический анализ сущности мониторинга общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования;

— разработать и адаптировать в учебном процессе систему мониторинга качества общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов колледжа;

— обосновать содержание и формы подготовки педагогических кадров учреждений среднего профессионального образования для проведения мониторинга общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

— исследования по проблемам повышения качества образования (А.Т. Глазунов, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, Т.И. Шамова);

— положения теории и оценки качества образования, эффективности работы образовательных учреждений (B.C. Аванесов, В. П. Беспалько, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, А.И. Субетто);

— идеи целевого подхода в обучении, повышения эффективности учебного процесса (В.П. Беспалько, Л. Ю. Березина, В. И. Загвязинский, В. Г. Горб, Д. Ш. Матрос, В. А. Кальней, В. А. Красильникова, Н. М. Мельников, А. М. Новиков, Д-М. Полев, В. Е. Сосонко, Н. Ф. Талызина, С.Е. Шишов);

— теории педагогической диагностики и качества образования (B.C. Лазарев, Н. Ю. Посталюк, М. М. Поташник, Р. Х. Шакуров, Е.Ш. Ямбург);

— теория педагогического мониторинга (O.A. АбдуллинаА.Н. Майоров, Д. И. Матрос, Д. М. Полев, А. И. Севрук, Е.А. Юнина);

— проблемы общеобразовательной подготовки студентов среднего профессионального образования (P.M. Асадуллин, Н. И. Батьканова,.

A.П. Беляева, О. Б. Епифанова, И. И. Загвязинский, В. И. Зверева,.

B.C. Леднев, М. И. Махмутов, В.А. Сластенин).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

— теоретические: изучение и анализ научной литературы (по философии, педагогике, психологии), концепция интегральной индивидуальности личности, методы математического моделирования;

— эмпирические: — изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты;

— математико-статистические методы (корреляционного и регрессионного анализа) для обработки результатов исследования. Экспериментальной базой исследования стали ГОУ СПО «Колледж архитектуры и строительства № 7» г. Москвы, входящие в его состав профессиональные лицеи №№:163Д46, CK № 41, ГОУ СПО Республики Марий-Эл «Торгово-технологический колледж», Иошкар — Олинский технологический колледж, различающиеся по контингенту учащихся и преподавателей, реализуемым образовательным технологиям, по опыту инновационной работы, условиям функционирования образовательного процесса. В эксперимент было включено около 750 студентов, 28 преподавателей общеобразовательных дисциплин, представители администрации учебных заведений, родители обучающихся студентов.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2002;2003гг.) проводился теоретический анализ философской, педагогической и методической литературы по проблемам качества общеобразовательной подготовки студентов среднего профессионального образования. Были проанализированы современные подходы к определению и содержанию понятия «качество общеобразовательной подготовки» в среднем профессиональном образовании. Выявлялась зависимость профессиональной подготовки студентов колледжа от качества общеобразовательной подготовки как обязательной составляющей профессионального образования. Одновременно изучалось практическое состояние проблемы организации и осуществления педагогического мониторинга, формировались структура и содержание обобщающе-повторительных курсов корректировки школьных знаний для студентов первого этапа обучения, была сформулирована рабочая гипотеза. Обоснована необходимость повышения качественного уровня общеобразовательной подготовки студентов.

На втором этапе (2003;2005гг.) происходило осмысление содержания норм и оценки качества общеобразовательной подготовки студентов среднего профессионального образования. Разрабатывались соответствующие индикаторы, комплекс критериев и показателей качества общеобразовательной подготовки, подбирались методы и способы диагностики уровня общеобразовательной подготовки. Проводилась опытно-экспериментальная проверка мониторинга общеобразовательной подготовки на основе разработанного комплекса критериев и соответствующего диагностического инструментария.

На третьем этапе (2005;2007гг.) осуществлялась интерпретация результатов исследования и оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Сформирована и апробирована на практике обучения в колледжах система обобщающе-повторительных курсов по основным дисциплинам общеобразовательной подготовки, корректирующая базовые знания студентов, их умения и навыки, создающая основу для качественного профессионального образования. Система содержит: принципы отбора содержания учебного материала, модульную структуру содержания дисциплин общеобразовательной подготовки, образовательную технологию их изучения, процедуры контроля качества знаний, критерии и индикаторы усвоения учебного материала, а также критерии, показывающие сформированность у обучающихся учебных компетенций.

2. Разработана и апробирована на практике система мониторинга качества общеобразовательной подготовки с пролонгированным действием на этапы профессиональной подготовки, как часть управления качеством образования студентов для отслеживания его динамики в течение всего процесса обучения.

3. Систематизирована и внедрена в практику модульно компетентностная педагогическая технология, как одна из основ формирования общеучебных компетенций, и, как основа построения эффективного учебного процесса, дающая прогнозируемый педагогический результат — сформированность у обучающихся учебных, а на их основе профессиональных компетенций. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные обобщающе-повторительные курсы по общеобразовательной подготовке, система мониторинга качества общеобразовательной подготовки, контрольно-измерительные материалы, модульно компетентностная технология могут применяться в практике работы учебного процесса начального и среднего профессионального образования, а также в региональных системах оценки качества образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением современной научной методологии, опорой на фундаментальные психолого-педагогические исследования, использованием принципов системного подхода к исследованию проблемыэкспериментальной проверкой всех основных теоретических выводов и апробацией соответствующих материалов в колледжах среднего профессионального образованияприменением методов математической статистики с целью определения достоверности полученных количественных показателей.

Апробация материалов исследования осуществлялась через сообщения на педагогических и методических советах колледжей по вопросам качества общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов начального и среднего профессионального образования, на курсах повышения квалификации в Федеральном институте развития профессионального образования, через выступления на Городской научно-практической конференции по вопросам качества обучения студентов среднего профессионального образования, проводимых на московском и региональных уровнях, через выступления на научно-методических семинарах Йошкар-Олинского методического объединения и методическом совете Республики Марий-Эл, а также через публикации в, журналах «Профессиональное образование», «Профессионал», «Педагогическая наукапедагогической практике. Новые исследования», «Образовательная политика».

На защиту выносятся:

1. Структура и содержание обобщающе-повторительных курсов, введенных в учебный процесс на начальном этапе обучения в среднем профессиональном образовании для корректировки качества знаний общеобразовательной подготовки студентов за основную школу.

2. Система мониторинга общеобразовательной подготовки студентов с пролонгированным действием на этап получения профессиональных знаний как необходимая составляющая и, как часть управления качеством образования студентов среднего профессионального образования, отражающая уровни сформированности учебных, а затем и профессиональных компетенций, включающая алгоритм сбора информации, периодичность проведения диагностики, взаимодействие всех участников мониторинга и способы использования информации.

3. Адаптированная к обобщающе-повторительным курсам модульнокомпетентностная педагогическая технология, являющаяся основой формирования у студентов среднего профессионального образования учебных и профессиональных компетенций.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

Выводы по третьей главе.

Анализ научных исследований в области профессионального образования, в частности общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО, опыта их работы показал, что на данном этапе развития профессионального образования на первое место ставится качество обучения, в широком смысле этого понятия. Качество общеобразовательной подготовки как фундаментальной составляющей всего образовательного процесса обеспечивается не только реформированием содержания профессионального образования, но и модернизацией управления образовательным процессом, введением в учебный процесс инновационных технологий. Внедрение в учебный процесс новых технологий, способствующих выработке новых подходов к учебному процессу, обеспечивающих удовлетворение потребностей современного производства, • требует кардинального пересмотра подходов к профессиональному обучению, подготовки педагогических кадров, способных осваивать и реализовывать на практике новые образовательные технологии.

Качество образования является понятием многомерным (как мера согласования позиций всех заинтересованных участников образовательного процесса) и многоуровневым (отражает степень удовлетворенности ожиданий на всех уровнях организации процесса обучения).

В данном исследовании качество общеобразовательной подготовки студентов колледжа рассматривается как уровень развития личности на первом этапе обучения, являющемся базовым, способным удовлетворить личностный потенциал студента при изучении общетехнических, профессиональных и специальных дисциплин, а также в будущем требования рынка труда.

Анализ исследований по вопросу качества обучения (А.Т. Глазунов и Е. В. Ткаченко (35), Р. Х. Шакуров (165), А. И. Субетто (150) и другие) указывает на необходимость поиска принципиально новых подходов к обеспечению качества профессионального образования. Повышение качества образования может быть осуществлено за счет реализации эффективных структур управления, выработки правильных решений, направленных на повышение качества каждого этапа обучения, и, в первую очередь, этапа получения фундаментальных знаний по общеобразовательной подготовке.

Для эффективного управления качеством образования необходима выработка эталона качества с учетом требований стандартов СПО, требований этапов обучения профессиональной и специальной подготовки, знаний о взаимосвязи общего и профессионального образования. С этой целью в учреждениях среднего профессионального образования вводятся инновационные технологии внедряется мониторинг общеобразовательной подготовки студентов с пролонгированным действием на последующие этапы обучения, проводится поуровневая система критериев отбора содержания общеобразовательной подготовки студентов колледжа.

На основании теоретического анализа было сделано предположение, подтвердившееся в опытной работе в том, что повышение качества общеобразовательной подготовки, а в дальнейшем и профессиональной, возможно:

— при организации и внедрении в учебный процесс системы мониторинга знаний студентов (входной, текущий, рубежный, итоговый, отсроченный контроль) по общеобразовательным дисциплинам и профессиональным;

— при внедрении в учебный процесс инновационных технологий;

— при слаженном, организованном взаимодействии всех участников образовательного процесса (управление, педагогический коллектив, субъекты обучения, родители);

— при соответствующей подготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образования, способных вести учебный процесс с применением инновационных технологий, повышающих качественный уровень образования.

Заключение

.

Проблема качества образования всегда находилась в поле зрения, как педагогической теории, так и педагогической практики. Особенно важна эта проблема для учреждений среднего профессионального образования, что объясняется рядом причин:

— бюджетные затраты государства на одного обучающегося в системе СПО ниже, чем в высшей профессиональной школе;

— с 90-х годов прошлого столетия система СПО стала объектом пристального внимания государственной политики в области образования, ученых и практиков;

— привлекательность системы обучения в СПО для выпускников неполной средней школы, родителей, работодателей (ступенчатая система обучения, возможность продолжения образовательной линии, как по «горизонтали», так и по «вертикали», короткий срок обучения (3 — 4 года)). Теоретический анализ научно-методических разработок по проблемам качества образования, диссертационных исследований, монографий дает возможность утверждать, что качество образования есть понятие многомерное и многоуровневое, так как отражает степень удовлетворения ожиданий на всех уровнях организации социума — от отдельной личности до государства в целом. Повышение качества подготовки выпускника среднего профессионального образовательного учреждения необходимо начинать на начальном этапе образовательного процесса — с получения знаний по общеобразовательной подготовке, которая в будущем станет основой получения знаний по профессиональной подготовке, фундаментальной составляющей всего образования.

Анализ исследований в этой области, научной литературы показал, что решение проблемы качества профессионального образования сдерживается медленным внедрением в учебный процесс инновационных методов и технологий, недостаточной разработанностью механизмов их внедрения, неподготовленностью педагогических кадров для работы в системе СПО в инновационном режиме. Для достижения поставленных целей в профессиональном образовании в части подготовки выпускника, отвечающего требованиям современного рынка труда и готового к обучению и переобучению в течение всей трудовой деятельности как по «горизонтали», так и по «вертикали», общеобразовательной подготовке отведена значимая роль. Базовые фундаментальные знания по основным общеобразовательным дисциплинам, которыми на должном уровне овладел студент на первом этапе обучения в СПО, на протяжении всей жизни будут являться основой для совершенствования его знаний, действенной основой для жизни. Среди основных противоречий образования, существенным является разрыв между знаниями основной общей школы и требованиями системы СПО к знаниям по общеобразовательной подготовке школьного уровня для освоения программы в соответствии с государственным стандартом учреждений среднего профессионального образования. Для восполнения, корректировки и систематизации школьных знаний предлагается на первом этапе обучения в СПО внедрить в. учебный процесс обобщающе-повторительные курсы с использованием модульно-компетентностной педагогической технологии. Помимо этого, необходимо внедрение в образовательный процесс СПО системы мониторинга, с помощью которого предоставляется возможность отслеживать учебный процесс и своевременно вносить корректирующие этот процесс управленческие решения.

Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание утверждать, что повышение качества общеобразовательной, а затем и профессиональной подготовки в СПО возможно при:

— работе в учебном процессе системы мониторинга общеобразовательной подготовки студентов с пролонгирующим действием на этапы профессиональной подготовкиразработке и внедрении в учебный процесс обобщающе-повторительных курсов на основе модульно-компетентностного подхода к обучению, призванных скорректировать уровень знаний студентов за курс основной общеобразовательной школы и сформировать у обучающихся необходимые общеучебные компетенции;

— определении содержания, структуры общеобразовательной подготовки, критериев качества, необходимых для ее оценки;

— установлении связей общеобразовательной и профессиональной подготовки и определении механизмов, повышающих качество подготовки выпускников СПО через усиление качества общеобразовательной подготовки;

— внедрении в учебный процесс образовательных технологий, развивающих навыки самостоятельной работы студентов (учебные компетенции, на основе которых будут формироваться профессиональные компетенции), повышающих мотивацию к самостоятельному поиску знаний, например, модульно-компетентностного подхода в обучении;

— обосновании проблемы подготовки педагогических кадров учреждений СПО для мониторинга общеобразовательной подготовки;

— формировании модели студента ' после первого этапа обучения (общеобразовательной подготовки), учитывающей запросы потребителей образовательных услуг (общеобразовательных дисциплин) преподавателей общетехнических и общепрофессиональных дисциплин;

— создании оптимальной информационно-методической среды, способствующей процессам развития как профессионально-личностных качеств отдельных преподавателей, так и педагогического коллектива в целом;

— систематическом контроле за процессом адаптации студентов-первокурсников, отслеживании динамики развития обучающейся личности, усилении мотивации учебной деятельности.

Проведена экспертная оценка эффективности обобщающе-повторительных курсов, включающая изучение динамики успеваемости студентов, качества общеобразовательной подготовки, усиления мотивации к учебному процессу в получении профессиональных знаний. Эксперимент показал, что в результате внедрения в учебный процесс обобщающе-повторительных курсов, применения модульно-компетентностной технологии, системной работы мониторинга за 2002;2006 гг. качество общеобразовательной подготовки возросло с 67,1% до 83,5%, изменился подход к учебной деятельности, приоритетным стал самостоятельный способ получения знаний, компетентностный подход. Это свидетельствует о совпадении образовательных целей студентов, их родителей с основной целью деятельности колледжа.

Эффективность системной работы мониторинга общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов в условиях внедрения в образовательный процесс обобщающе-повторительных курсов подтверждается следующими позитивными результатами работы колледжа:

— положительной динамикой роста качества общеобразовательной подготовки студентов первого этапа обучения;

— положительной динамикой развития коллектива: включенность преподавателей в работу мониторинга, освоение и апробация инновационных технологий. В ходе эксперимента4 у, педагогических работников возросла степень удовлетворенности работой в колледже;

— участием колледжа в едином государственном экзамене, проводимом в 2006 г., показавшем хороший уровень подготовки студентов по основным общеобразовательным дисциплинам. Средний балл составил: по математике — 49,4, по русскому языку — 47,8, по физике — 48,1, по химии — 49, по информатике — 49,8;

— количество студентов, окончивших учебное заведение с «красным» дипломом, на 4% больше по сравнению с предыдущими годами;

— достижениям преподавателей колледжа в профессиональном мастерстве (за годы эксперимента преподаватель физики вышел в финал городского конкурса «Учитель года», преподаватель по математике занял призовое место в конкурсе «Лучшая методическая разработка», все преподаватели общеобразовательных дисциплин приняли активное участие в городской научно-методической конференции «Проблемы общеобразовательной подготовки студентов НПО и СПО», прошедшей в 2005 г.);

— оценкой качества общеобразовательной подготовки удовлетворены на уровне теоретической подготовки 94% преподавателей общетехнических и общепрофессиональных дисциплин, уровнем практической подготовки удовлетворены 64% опрошенных преподавателей, 97% выпускников отмечают положительный эффект от проводимой в колледже экспериментальной и инновационной работы.

Результаты экспериментальной работы подтвердили в целом правильность гипотезы. Поставленные в исследовании задачи в целом решены.

Проведен психолого-педагогический анализ сущности мониторинга общеобразовательной подготовки в условиях внедрения в учебный процесс обобщающе-повторительных курсов. Разработана система мониторинга как средство, повышающего качество общеобразовательной подготовки на начальном этапе получения профессионального образования. Определены содержание, структура общеобразовательной подготовки, критерии качества, необходимые для ее оценки. Установлена связь между общеобразовательной и профессиональной подготовкой.

Вместе с тем, необходимо отметить, что выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов повышения качества общеобразовательной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования, поэтому необходим поиск новых подходов к решению этой проблемы, изыскания в этой области должны быть продолжены и углублены.

Предложения по совершенствованию системы обучения в учреждениях СПО:

1. Оценить роль общеобразовательной подготовки в системе СПО, обеспечить вариативность содержания и временных параметров общеобразовательной подготовки с ориентацией на уровень и профиль приобретаемой профессии.

2. Зафиксировать в профессиональных образовательных стандартах общеобразовательную подготовку как один из ключевых элементов.

3. Обеспечить подчиненность общеобразовательной подготовки задачам среднего профессионального образования, усилению профильной направленности общеобразовательных предметов, разработав их вариативное содержание в соответствии с профилем учебных заведений.

4. Ввести на первом курсе как обязательный обобщающе-повторительный курс, содержательная часть которого будет способствовать адаптации учащихся к новой учебной деятельности и обладать диагностическим потенциалом, позволяющим оценить возможности и способности учащихся в освоении выбранной траектории профессионального образования, скорректировать индивидуальную образовательную программу.

5. Выстраивать содержание общеобразовательной подготовки на модульной основе (составлять из набора модулей по общеобразовательным предметам). При этом каждый модуль должен рассматриваться как относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы и включать в себя цели изучения модуля, требования к результатам обучения, содержание модуля, объем учебного времени для его изучения, материалы для проведения диагностики освоения модуля, критерии оценки результатов.

6. Обеспечить системную работу мониторинга на всех этапах учебного процесса в УСПО с целью диагностики и прогнозирования результатов обучения, выработки необходимых управленческих решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Мониторинг качества профессиональной подготовки//Высшее образование в России. 1998.№ 3 — с.35−39.
  2. Н.Т. Интегративные тенденции в современной науке и технические знания/Философские вопросы технического знания. М.: Наука, 1984. с.85−98.
  3. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в Высшей школе. -М.: Высшая школа, 1989. 167с.
  4. Актуальные проблемы непрерывного образования: Сборник научных трудов/Под ред. А. П. Владиславлева. -М, 1978.С.12.
  5. А.Ф. С политехнической ориентацией//Школа и производство. — 1991. № 4 с. 80.
  6. В.И. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования/УПедагогический мониторинг качества образования. -Казань: КГУ,-1999. -с.4−16.
  7. P.M. В лабиринтах педагогики. Казань: Дом. печать, 1997. с.-144.
  8. P.M. Пути совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя (Проблемы управления общеобразовательной школой) -Уфа, 1991 — Вып.2 с.8−15.
  9. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение ощеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. -175с. «
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.:3нание, 1987.78.
  11. П.Байкова JI.A., Гребенкина J1.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. общество России, 2001, с. 9.
  12. Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии пед. Вуза: Дис. Канд. Пед. наук. — Саранск, 1994.
  13. С.Я. Подготовка квалифицированных рабочих со средним образованием.-М.: Педагогика, 1980.-е.140.
  14. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984.-c.672.
  15. С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-c.397.
  16. С.Я. Энциклопедия профессионального образования, 1999.-c.487.
  17. Г. И. Пути интеграции научно-педагогических знаний/ Интерактивные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания.-М.: Высшая школа, 1983.-c.4−21.
  18. B.C. Педагогические интеграции: сущность, состав, механизм реализации/Интеграционные процессы в педагогической науке и практике: сб. науч. Тр./Под ред. Безрукова B.C. Свердловск, 1990.-c.5−13.
  19. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов, — Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1996. 344с.
  20. Л. И. Глазунов А.Т. Эффективность деятельности региональной методической службы. Монография. — М.: ИРПО Минобразования Р. Ф., 2000.-166с.
  21. Е.В. Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях// Педагогика. 2001. № 4 с.3−7.
  22. В.П. Объективный контроль необходимое условие стандартизации образования//Педаг. Обеспечение государственного стандарта образования. — М.: ИПО -1994.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика. 1989.-80С.
  24. Л.И. Проблема развития мотивационной среды//Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.:Просвещение, -1972 -141с.
  25. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М.:ИЦПКПС.2000.
  26. Е.Я. НПО. Проблемы и тенденции развития./ЯТрофессиональное образование.-М.: 1999.-№ 1
  27. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. — М.:Педагогика, 1987.
  28. С.Г. Социально-педагогические проблемы развития системы последипломного образования взрослых. В сб. Юбразование в жизни взрослого человека /Материалы научно-практической конференции. СПб., 1997.-с.10−13
  29. Взаимодействие наук как фактор их развития: Сб. научн. Тр./Отв. Ред. А. И. Кочергин Новосибирск: Наука, 1998. -288с.
  30. A.C. Организационно-методическое сопровождение профессиональной подготовки студентов в системе колледж-ВУЗ. Дис. Канд. Пед. наук. Екатеринбург, 2003.
  31. .С. Педагогическая прогностика. — М.: Просвещение, 1988 -273с.
  32. .С. Пути повышения качества профессионального бразования рабочих: Прогностический аспект.- М.: 1992.227с.
  33. В.И. Знание как категория педагогики. Спб.: Университет, 1992. — 150с.
  34. А.Т., Ткаченко Е. В. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары: Изд. Чуваш. Университета, 2000.
  35. А.Т., Дектяренко Л. Ю. и др. Учись учиться. Рабочая тетрадь для учащихся. Академия профессионального образования. -М.: 2000.
  36. А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов. — М.: издат. Отдел ИСОМ, 2003.
  37. Горб В. Г Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов// Стандарты и мониторинг в образовании.-2000.-№ 5.с.33−37.
  38. М.И., Кузнецов A.A. Все грани образовательного тестирования//Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. № 4 с.49−54.
  39. М.И. Исследование факторов, влияющих на результаты педагогического эксперимента//- 1987 № 2 с. 56−58.
  40. Гронлунд Норман. Тесты достижений в конструировании. Лондон: Прентис-Холл, 1982.
  41. В.В. Оценка, рейтинг, тест//Школьные технологии. — 1998. № 3.
  42. Дик Ю. И. Интеграция учебных предметов/Совр. Педагогика. — 1987. № 9 с. 42−46.
  43. А .Я. Методологические аспекты исследования рынка труда в условиях перехода к рыночным отношениям. Университетское экономическое образование и наука в развитии Республики Башкортостан. Уфа: БГУ, 1997. — с. 19−20.
  44. Зверева В. И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология, разработки. М.: Педагогический поиск, — 1998.
  45. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. — М.: 1978.50.3орина Л.Я. К вопросу о повышении научного уровня содержания образования// Советская педагогика № 2, 1975.
  46. В.Г., Скаткин М. И., Стравский П. И. и др. Проблемы политического образования. Материалы общего собрания. Академия педагогических наук СССР,-М.: 1982.
  47. В.М., Новиков П. Н. Мониторинг и преподавание профессионального образования. Научно-практическое пособие: Российская государственная академия труда и занятости Минтруда России, М.: 1999. — 80с.
  48. Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или не возведи свой дом на песке//Вопросы философии, 1996.№ 1 с. 4.
  49. Е.С., Киселев О. Н., Шарыгин Г. С. Основы научных исследований. Томск.: ТТУ, 1989.
  50. Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе: Дис. Канд. Пед. наук. — Томск, 1995. с. 158.
  51. Ю.С. Политехнический принцип в структуре политехнической ориентации//Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск.: ЧПУ, 1985.
  52. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  53. Концепция развития профессионального образования в Ханты-Мансийском автономном округе. Тюмень.: Вектор Бук, 1997.
  54. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой.-Челябинск: 1988.-100с.
  55. М.И. Теоретические основы школоведения.-М.: Педагогика, 1982.-190с.
  56. Концепция управления качеством образования авторский коллектив управленцев Пермской области, Пермь, 1997. — с. 14
  57. В.Е. Тестовый метод оценки математических знаний и умений учаш, ихся//Школьные технологии. — 1999:7 № 3.
  58. В.В., Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего образования//Педагогика, 1983, 352с.
  59. В.Ю. Управление школьным коллективом.-Ленинград, 1985.
  60. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. — Педагогическое общество России, 2001.
  61. C.B., Серова Г. Л. Организация и проведение мониторинговых исследований качества обучения по математике и русскому языку (методическое пособие для учителей и руководителей школ). — Самара: СИПКРО, -1998.
  62. Л .Я. О принципах профессиональной направленности//Советская педагогика, 1981, № 8 с. 101.
  63. .Н. Педагогические условия политехнической направленности профессиональной подготовки школьников. — М, 1986.
  64. В.Ф. Социологическая информация в управлении системой школьного образования. СПб.: Университет педагогического мастерства, 2003.
  65. B.C. и др. Управление школой: теоретические основы и методы. — М.:ЦСиЭИ, 1997. -336с.
  66. Е.Г. Проектирование и реализация содержания общеобразовательной подготовки студентов техникума: Дис. Канд. Пед. наук. — Саратов, 2004.
  67. B.C. Содержание образования. -М.: Просвещение, 1989.
  68. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Высшая школа, 1975. 347с.
  69. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования.- М.: 1994.-215с.
  70. А.Н. и др. Совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и служащих.- М.:1992.-195с.
  71. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК. — М.: Прометей, 1992, 323с.
  72. .Т. Методические основы педагогики. — Самара: изд-во СИУ, 1998, 200с.
  73. О.В. Методика оценки учащихся по «типологии школьников», разработанная в школе № 218 г.Москвы//Завуч, 1998, — № 6.
  74. А.Н. Теория и практика создания тестов//Народное образование, 2000.
  75. А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. И доп. Майоров А. Н. -М.: Интеллект Центр, 2005, — 424 с.
  76. А.К. Психология труда учителя, М.: Просвещение, 1993.
  77. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М.: Просвещение, 1987. — 160с.
  78. К., Энгельс Ф., соч. 2-е изд., т. 25, ч.1, с. 207.
  79. К., Энгельс Ф., соч.2-е изд, т. 25, ч.2, с. 23.
  80. Д.И., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга, М.: Педагогическое общество России, 2001. — 127с.
  81. Д.Ш., Баранова Ю. Ю. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий.// Завуч. 2000.№ 7.-с.27−35.
  82. М.И., Артемьева Л. А. Вопросы интегративного потенциала дидактики// Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ/Под ред. Махмутова М. И. и др. М.: изд-во АПН СССР, 1989. — с.4−44.
  83. М.И., Халиуллин И. А. Производство и проблема интеграции в профессиональном образовании учащихся/ Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ/Под ред. Махмутова М. И. и др. М.: изд-во АПН СССР, 1989. с. 83−93.
  84. М.И. Вопросы сближения и объединения общеобразовательной и профессиональной школ/Проблема взаимосвязи общеобразовательных предметов и дисциплин профессионально-технического цикла в средних ПТУ.- М.: АПН СССР, 1985, с. 3−26.
  85. Менеджмент систем качества: Учебное пособие для ВУЗов/М.Г. Круглов и др., М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1997. — 366с
  86. Л.М. Учитель как личность и профессионал/Психологические проблемы/. -М.: Дело, 1994.
  87. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Моск. психолого-соц. инст-т, 1998.
  88. H.H., Демашева М.Е.//Технология управления развитием педагогической деятельности//Учебно-методическое объединение по профессионально педагогическому образованию//, М.: 2002.
  89. Модернизация образования: Хрестоматия. Часть 3. Под ред. Козырева A.B. Спб: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. -68с.
  90. Мол чанов С. Г. Аттестация педагогических и руководящих работников: современный подход//Школьные технологии, № 4, 1998.
  91. В.М., Нижников А. И. Проектирование траектории становления будущего учителя/ЯЛколь ные технологии, № 6, 2000.
  92. В.Г. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся. Дис. Канд. Пед. наук: Саратов, 2000.
  93. A.M. Основные принципы структурной перестройки промышленности производства республики/Экономика и управление. — 1997. № 1 с. 38−43.
  94. А.Д. О прикладной направленности преподавания математики в средних специальных учебных заведениях. Под ред. Бродского. М.: 1989.
  95. Нетрадиционные способы оценки качества школьников. Психолого-педагогический аспект: Сборник научных трудов/Под ред. Е. Д. Божович. — М.:Новая книга, 1996. 64 с.
  96. И.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования в формировании познавательной активности учащихся. Дис. Канд. Пед. наук, Омск, 2004.
  97. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века — М.: Мирос, 1997.- 144с.
  98. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. -М.: ИЦПНПО, 1997.- 253с.
  99. A.M. Интеграция базового профессионального образования//Судьбы образования в России. Вып.2. М.: 1996 с. 32.
  100. A.M. Российское образование в новой эпохе. М.: ЭГВЕС, 2000, — 166с.
  101. Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ Сфера, 2001. с. 239.
  102. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азь ЛТД. -1992.
  103. В.А. Управление качеством и конкурентноспособностью: Учебное пособие. СПб.: ГУЭФ, 1997. — 260с.
  104. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь/Урал. Гос университет. Екатеринбург, 1995. с. 19.
  105. Отчет о научно-исследовательской работе. Разработка системы мониторинга качества преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях СПО г. Москвы. М.:2002.
  106. В.П. Системное управление качеством образования в школе. СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-239с.
  107. В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореферат докт. Дис. — СПб., 1998. с. 16−17.
  108. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под ред. Ю. К. Бабанского, 2-е изд.-М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  109. Педагогика: различные годы/1996, № 3 с.З.
  110. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся, М.: Наука, 1972.
  111. В.П., Соколова Н. Ф. Поиск новых методов обучения в период перехода к дистанционной форме обучения: Сборник «Сфера сервиса: поиск и опыт», Волгоград, 2000.
  112. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству * Российской Федерации об образовании, М.: 1995, с. 20.
  113. М.М. Управление качеством образования, М.:Педагогическое общество России, 2004.
  114. М.М. Управление современной школой, М.: AI 111 ЦИТП, -1992.
  115. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления/ в вопросах и ответах/, -М.: Пед. общество России, 2002, 352с.
  116. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001, № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования», М.: 2001.
  117. Профессиональное образование//Приложение «Педагогическая наука практике» № 1, Академия профессионального образования, — М.: 2005.
  118. Профессиональное образование//Различные годы, М.: 2000−2004.
  119. Психологический словарь. М.: Педагогика — пресс, 1996.
  120. Психолого-педагогический словарь — справочник для учителей и руководителей образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 1998, 436с.
  121. Г. И. Сознание и диалектика процесса познания/Отв. ред. Н. П. Антонов, Иваново, 1980.
  122. С.А. Педагогика, основные положения курса: Справочное пособие, -М.: Тетра-Системс, 1999.
  123. Рац М.В. К вопросу о фундаментальном и прикладном в науке и образовании//Вопросы философии, 1996, № 12 с. 170−172.
  124. H.H. Педагогическая диагностика: понятия, проблемы, перспективы//Информационный бюллетень, Самара: СИПКРО, — 1997, № 8. с.5−13.
  125. H.H. Место педагогической диагностики в структуре деятельности руководителя в сфере образования (методический аспект)// Информационный бюллетень. Самара: СИПКРО, — 1997, № 8.
  126. М.Ю. О перспективах и проблемах среднего профессионального образования//Социологические исследования. — М.: 1997, № 9. с. 69.
  127. B.JI. Контроль знаний учащихся. — М.: Педагогика, 1982.
  128. Г. И. Закон эффективности обучения//Педагогика, М.: 1993, № 1 с.13−18.
  129. А.И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе, М.: Пед. общество России, 2004.
  130. А.И., Юнина Е. А. Гуманизация и гуманитаризация как методическая основа инновационных процессов в образовании//Инновации в Российском образовании. — М.: Общее образование, 2000. с. 12−20.
  131. Г. К. Современные образовательные технологии, М.: Народное образование, 1998 с. 15.
  132. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях, М.: Мастерство, 2001. — 272с.
  133. В.А. О проектировании содержания высшего педагогического образования//Преподаватель, М.:1999, № 5 с. 64.
  134. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. Академия профессионального образования.- М.: Изд. дом «Ореол-лайн», 1998.-88с.
  135. И.П. Новому веку новую модель управления НПО // Профессиональное образование.-2001.№ 7 с.2−3.
  136. И.П. Опыт внедрения международного стандарта качества //Профессиональное образование.-2001.№ 1.с.24−25.
  137. А.П. Современный системный подход к трактовке дидактических принципов//Советская педагогика, 1980, № 5 с. 65.
  138. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей// Отв. Ред. Ю. А. Кудрявцев, — М.: Рос. Пед. агенство, 1998.
  139. В.Е., Анисимов П. Ф. Управление качеством среднего профессионального образования, Казань, 2001, — 256с.
  140. Социологический энциклопедический словарь/Редактор-координатор Г. В. Осипов, М.: Инфра-М-Норма, 1998.
  141. Социологический журнал. М.: 1998, № 4 с. 15
  142. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, — 1993, 388с.
  143. Советский энциклопедический словарь под ред A.M. Прохорова, -М.:Советская энциклопедия, 1989.
  144. В.А. Разговор с молодым директором школы.-М. .-Просвещение, 1982.206с.
  145. А.И. Категории качества и эффективности в теории педагогических систем.-Управление качеством подготовки специалистов в Высшей школе.: Межвуз. Сборн.-Горький, ГГУ, 1989.
  146. А.И. Квалиметрия образования. Том 1. Введение в квалиметрию образования.-М.:Исслед центр, 1994.
  147. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе, М.: Современная высшая школа, 1997.
  148. П.И. Управление школой по результатам, М.: Новая школа, 1997.-288с.
  149. П.И. Практика управления современной школой, М.: Новая школа, 1995, 238с.
  150. Е.В. Подготовка инженерно-педагогических кадров/ Профтехобразование России: Итоги 20 века и прогнозы. В 2-х т. -М.: ИРПО, 1999.-Т.1.-С. 135−155.
  151. Текущий архив Министерства образования Российской Федерации
  152. A.B. Формирование у учащихся учебных умений, М.: Наука и знание, 1987.
  153. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. ТЛ/Сост. С. Ф. Егоров.- М.: Педагогика, 1988.-416с.
  154. Л.Д., Рыкова Е. А. Теория и практика контроля и оценки профессиональных знаний и умений//Профессиональное образование, М.:2000, № 7.
  155. Л.Д., Рыкова Е. А., Малышева В. А. Оценка качества начального профессионального образования.- М.: Изд. Центр АПО., 2000.-82с.
  156. Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения: предпосылки, опыт, Л.:ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989, 93с.
  157. B.C. Группировка учебных предметов с учетом особенностей отражения науки в содержании образования и пути ее построения, М.: Высшая школа, 1987.
  158. Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования, Екатеринбург, 1998, 560с.
  159. Ю.К. Интегральный критерий качества усвоения знаний// Интеграция в педагогике и образовании, -Самара: СНПК, 1994, с.39−46.
  160. Р.Х. Социально-педагогические основы управления: руководитель и педагогический коллектив, М.: Просвещение, 1990.
  161. Т.И. и др. Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт преподавателя, М.: Просвещение, 1994.
  162. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. 3-е изд. Испр. И доп., М.: Пед. общество России, 2000, 316с.
  163. Е.Ш. Школа для всех.- М.: Новая школа, 1997.-346с.
Заполнить форму текущей работой