Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогический мониторинг качества подготовки специалиста в высшем учебном заведении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Значение качественного высшего образования в современном обществе трудно переоценить. Высшее профессиональное образование становится важнейшим социальным институтом, обеспечивающим формирование востребованного специалиста и стимулирующим расширение индивидуальных творческих возможностей и достижений личности при планировании своей жизни и профессиональной карьеры, так… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
    • 1. 1. Изученность вопросов повышения качества высшего образования в психолого-педагогической литературе и практике
    • 1. 2. Сущность педагогического мониторинга в системе управления качеством образовательной деятельности в вузе
    • 1. 3. Обоснование модели педагогического мониторинга качества подготовки специалиста
  • Выводы к первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА на примере факультета технологии и предпринимательства Новосибирского государственного педагогического университета)

2.1 Задачи, логика и результаты констатирующего этапа эксперимента

2.2 Задачи, логика и результаты формирующего этапа эксперимента

Выводы ко второй главе

Педагогический мониторинг качества подготовки специалиста в высшем учебном заведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Значение качественного высшего образования в современном обществе трудно переоценить. Высшее профессиональное образование становится важнейшим социальным институтом, обеспечивающим формирование востребованного специалиста и стимулирующим расширение индивидуальных творческих возможностей и достижений личности при планировании своей жизни и профессиональной карьеры, так как чем выше интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал членов общества, тем большая вероятность обеспечения качества жизни нации. Высшее образование является стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность и воспроизводство научного потенциала государства. Современное образование становится не только благом для общества и личности, но и услугой, качество которой должно оцениваться ее потребителями государством, обществом, работодателями и самими обучающимся. В условиях присоединения России к Болонскому соглашению и интеграции в мировое образовательное сообщество значительно активизировался поиск путей повышения качества образования, создания надежных средств, методов и технологий контроля и оценивания результатов, соотносимых с международными стандартами. Болонское соглашение обусловило принятие мер по гармонизации тех параметров образовательных систем, которые связаны с рыночной организацией экономики (ступени, степени, качество, измерение трудозатрат, мобильность труда), а с другой стороны — меры по сохранению культурного и национального наследия страны. Систематическое повышение уровня качества подготовки специалистов в вузах — жизненно важное условие дальнейшего развития и конкурентоспособности высшего профессионального образования в России. В настоящее время наиболее эффективным путем решения проблемы повышения качества образования становится внедрение и сертификация систем менеджмента качества (СМК) высших учебных заведений. Одним из основных компонентов управления качеством в таких системах является мониторинг, позволяющий систематически демонстрировать способность процессов СМК достигать предусмотренных результатов. В стандартах по качеству ИСО 9000 мониторинг определяется как слежение, надзор, содержание под наблюдениемизмерение или испытание через определенные интервалы времени с целью регулирования и управления. Мониторинг качества процессов в образовательной системе высшего образовательного учреждения, единство процедур оценивания, выбор адекватных показателей и критериев качества — это, прежде всего, защита интересов потребителей образовательных услуг и, в первую очередь, самих студентов. Педагогический мониторинг качества позволяет систематически отслеживать процесс формирования будущего специалиста, фиксировать достижения определенных уровней качества и своевременно корректировать проблемы в подготовке студентов.

Исследование вопросов повышения качества в теории и практике высшего профессионального образования позволило выявить ряд противоречий между:

— необходимостью в смещении основного акцента с внешней оценки уровня качества образования в вузе (процедуры государственного лицензирования и аккредитации) в сторону систематической комплексной самооценки (процедуры самообследования), повышающей эффективность управления образовательным процессом, и теоретико-методологической неготовностью образовательных учреждений;

— возросшими требованиями общества и государства к нравственным, интеллектуальным и профессиональным качествам выпускников высших учебных заведений и недостаточной разработанностью методологии, содержания и технологии педагогического мониторинга для управления качеством этого процесса;

— потребностью в вовлечении всего профессорско-преподавательского состава факультета в систему управления качеством подготовки специалиста и традициями вузовской дидактикимежду требованием системы менеджмента качества в ориентации на удовлетворенность потребителей и недостаточной проработанностью процедур по учету мнений студентов, выпускников, работодателей по совершенствованию образовательного процесса в вузе.

Поиск решения выявленных противоречий позволил сформулировать проблему, которая заключается в необходимости разработки модели педагогического мониторинга качества подготовки специалиста в вузе и ее практической апробации.

Недостаточная разработанность выявленных противоречий и практическая значимость решения проблемы повышения качества высшего образования обусловили актуальность исследования и позволили сформулировать тему диссертационного исследования «Педагогический мониторинг качества подготовки специалиста в высшем учебном заведении». 9.

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель педагогического мониторинга качества подготовки специалиста.

Объект исследования: образовательный процесс в педагогическом вузе (уровень факультета).

Предмет исследования: процесс создания модели педагогического мониторинга в системе управления качеством подготовки специалиста.

Гипотеза исследования: управление качеством образовательной деятельности в вузе будет более эффективным, если на уровне факультетов будет разработана и внедрена модель педагогического мониторинга качества подготовки специалиста, состоящая из следующих структурных компонентов:

1) концептуальный — интеграция принципов системы менеджмента качества и научно-гносеологических принципов психолого-педагогической диагностики: системный подход, воспитательная целесообразность и ориентация на требования потребителя, целостность, преемственность и вовлеченность преподавателей, осуществляющих образовательную деятельность, объективность в подходе к принятию решений, основанная на фактах, лидерство руководителя и ответственность исполнителя;

2) содержательно-управленческий: требования ГОС ВПО, СМК, потребителейСовет по качеству, субъекты управления — преподаватели и студенты (принятие управленческих решений осуществляется на основе индивидуально-личностных и типологических характеристик студентов, позволяющих отслеживать качество процесса формирования специалиста);

3) технологический: комплекс критериев и показателей качества, ориентированный на компетентностный подход и удовлетворенность потребителякомплекс методик и техник для мониторинга качества подготовки специалиста.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ основных подходов в решении проблемы повышения качества в теории и практике высшего профессионального образования России.

2. Исследовать сущность и концептуальную основу педагогического мониторинга в высших учебных заведениях. Уточнить понятие педагогический мониторинг качества подготовки специалиста" применительно к вузу.

3. Выявить и теоретически обосновать совокупность показателей качества, отражающих динамику профессионально-личностного формирования будущего специалиста в процессе образовательной деятельности.

4. Разработать модель педагогического мониторинга качества подготовки специалиста и экспериментально проверить её эффективность в управлении качеством образовательного процесса.

Методологическую основу исследования составили гуманистический и компетентностный подходы, что позволило реализовать идеи гуманизма в модели мониторинга качества, признавая ценность и уникальность каждой личности будущего специалиста, способной к саморазвитию и самообразованию (В.И. Андреев, Ш. А. Амонашвили, В. А. Козырев, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына и др.).

Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды ученых в области:

— моделирования, комплексной оценки и управления качеством учебного процесса (А. А Андреев, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Т. И. Березина, И. Я. Лернер, А. А. Макаров, Н. А. Селезнева, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Е. Э. Смирнова, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова, В. А. Якунин и др-);

— квалиметрии и систем управления качеством (В.П. Беспалько, Н. Ф. Ефремова, В. А. Болотов, М. М. Поташник, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто и др-);

— педагогического мониторинга и психолого-педагогической диагностики (В. И. Андреев, А. С. Белкин, М. Е. Бершадский, В. Г. Горб, В. В. Гузеев, Э. Ф. Зеер, В. А. Кальней, В. И. Коваленко, А. И. Кукуев, А. Куприна, А. Н. Майоров, П. И. Решетников, Н. Ф. Талызина, С. Е. Шишов и др.);

— управления познавательной активностью и мотивацией учебной деятельности в вузе (Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Е. П. Ильин, А. К. Макаров, Н. И. Мешков, Г. Олпорт, А. Б. Орлова, П. И. Пидкасистый, А. А. Реан, В. А. Якунин и др.).

Для решения поставленной цели и задач исследования применялся комплекс методов: анализ литературы и нормативной документации по теме исследования, педагогическое наблюдениепсихолого-педагогическая диагностикапрогнозированиетестированиеанкетированиемоделированиеметоды педагогической квалиметрииконстатирующий экспериментформирующий экспериментметод экспертной оценкисравнительный и качественный анализ.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся факультет технологии и предпринимательства Новосибирского государственного педагогического университета. В эксперименте участвовали 150 студентов специальностей «Технология и предпринимательство», «Профессиональное обучение» и «Сервис» и преподаватели кафедр педагогики, психологии и предпринимательства и приборных устройств.

Этапы исследования: поставленные перед нами задачи определили ход диссертационного исследования, которое проводилось в течение 2002 — 2008гг. в три этапа.

На первом этапе работы (2002;2004гг.) изучались и анализировались теоретико-методологические основы повышения качества высшего образования в философии, педагогике, психологии и экономике управления. Определялись цель и задачи исследования, формировалась гипотеза, разрабатывалась структура диссертационного исследования. Исследовалась сущность понятий «качество образования», «мониторинг», «педагогический мониторинг». Уточнено определение понятия «педагогический мониторинг качества», п рименительно к высшим учебным заведениям, реализующим процесс управления качеством подготовки специалистов. Была обоснована актуальность педагогического мониторинга качества подготовки специалиста в высшем учебном заведении.

На втором этапе (2004 — 2005гг.) разрабатывались теоретико-методологические основы построения модели педагогического мониторинга в системе менеджмента качества, исследовались различные показатели и критерии качества образовательной деятельности, осуществлялись подбор, разработка и апробация диагностического материала. Были обоснованы и определены основные компоненты модели и взаимосвязи между ними. Разработана модель педагогического мониторинга качества подготовки специалиста и концептуальные принципы осуществления педагогического мониторинга.

На третьем этапе (2005 — 2008гг.) осуществлялись опытно-экспериментальная апробация и подтверждение выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели, теоретическое обобщение, анализ и оценка полученных результатов, разработка рекомендаций по повышению качества, оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана модель педагогического мониторинга качества подготовки специалиста (уровень факультета), состоящая из концептуального, содержательно-управленческого и технологического компонентов, включающая цели, функции, принципы, требования к содержанию, субъекты управления качеством, комплекс показателей, критериев качества и методик для их оценки и измерения, позволяющая повысить эффективность управления образовательным процессом;

— определены концептуальные принципы реализации разработанной модели педагогического мониторинга, такие как: системный подход, воспитательная целесообразность и ориентация на требования потребителя (студента), целостность, преемственность и вовлеченность преподавателей, осуществляющих образовательную деятельность, объективность в принятии решений, основанная на фактах, лидерство руководителей и ответственность исполнителей;

— в ыявлена, теоретически обобщена и систематизирована совокупность критериев и показателей, позволяющих эффективно управлять качеством образовательного процесса на факультета педагогического вуза: менеджмент персонала, ресурсы и партнеры, менеджмент образовательной деятельности, удовлетворенность потребителей и готовность к учебной деятельности, готовность к профессиональной деятельности, качество развития личности, удовлетворенность образованием и критерии соответствия нормативной документации, современным требованиям науки и техники и потребителей;

— определена совокупность критериев педагогического мониторинга для комплексной оценки качества подготовки специалиста: готовность к учебной деятельности, готовность к профессиональной деятельности, качество развития личности, удовлетворенность образованием;

— доказана эффективность педагогического мониторинга в управлении качеством образовательного процесса факультета.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании повышения эффективности качества подготовки будущих специалистов через систему управления качеством, опираясь на педагогический мониторинг. В результате исследования:

— выявлены и обоснованы социальные, теоретические и институциальные подходы повышения качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях советского и современного периодов;

— исследовано понятие «качество высшего образования» и уточнено в контексте гуманистической парадигмы, согласно которой, личность — это высшая ценность, поэтому требования к качеству высшего образования должны соотноситься с интересами самой личности и удовлетворенность образованием становится одним из важнейших критериев качества деятельности вуза;

— систематизированы показатели и критерии качества образовательного процесса в вузе на уровне факультета;

— уточнена сущность понятия «педагогический мониторинг качества подготовки специалиста» на уровне факультета применительно к высшим учебным заведениям, реализующим процесс управления качеством подготовки специалистов, что обусловлено необходимостью в смещении акцента отслеживания с состояния образовательного процесса в сторону комплексной качественной оценки как процесса (процессный подход), так и результатов (компетентностный подход) образовательной деятельности;

— разработан алгоритм педагогического мониторинга, позволяющий системно управлять качеством подготовки специалиста в условиях конкретного факультета.

Практическая значимость состоит в том, что разработанная модель может использоваться в любом высшем учебном заведении, но наиболее эффективна там, где внедрена система управления качеством. Результаты педагогического мониторинга качества были использованы в образовательной деятельности факультета технологии и предпринимательства Новосибирского государственного педагогического университета, что позволило принимать научно-обоснованные, своевременные педагогические и управленческие решения, направленные на повышение качества и совершенствование образовательного процесса.

Положения, выносимые на защиту:

1.Внутривузовская система менеджмента качества образования является необходимым фактором его повышения. Педагогический мониторинг качества подготовки специалиста является систематизирующим компонентом данной системы, позволяющим на уровне факультета отслеживать качественные изменения профессионально-личностного становления студента в процессе учебно-воспитательного процесса, вносить своевременные коррективы, осуществлять прогноз.

2. Модель педагогического мониторинга качества подготовки специалиста, основана на интеграции принципов системы менеджмента качества и научно-гносеологических принципов психолого-педагогической диагностикитребованиях ГОС ВПО, системы управления качеством и потребителейориентирована на компетентностный подход и удовлетворенность потребителейсостоит из взаимосвязанных компонентов: концептуального, содержательно-управленческого и технологического.

3. Условия оптимального функционирования модели педагогического мониторинга:

• педагогические — обеспечение мотивационно-ценностной и операционно-деятельностной готовности преподавателей и студентов к систематической комплексной оценке качества образовательного процесса;

• организационные — ведущая роль кафедры педагогики и психологии в мониторинге индивидуально-личностного развитияширокое вовлечение профессорско-преподавательского состава различных кафедр в процесс управления качеством подготовки специалистов с ориентацией на требования ГОС ВПО, СМК и удовлетворенность потребителейзакрепление ответственности выпускающей кафедры за качество специалиста и мониторинг профессиональных компетенций;

• ресурсные — формирование и развитие разноуровневой информационной инфраструктуры по управлению качеством подготовки студентов: преподаватель — студентпреподаватель — преподавателькафедра — преподавательдеканат — кафедрасовет по качеству — кафедрасовет по качеству вуза — совет по качеству факультета.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается следующим: опорой на теоретико-методологическую основу управления качеством образования и педагогической диагностикиприменением апробированных методик и методов, адекватных целям, задачам и гипотезе исследованиясоответствием результатов опытно-экспериментальной работы научным закономерностям и принципам развития образовательных систем и репрезентативностью выборки исследуемых (150 студентов 1 — 5-х курсов).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы на факультете технологии и предпринимательства Новосибирского государственного педагогического университета. Результаты научных исследований и опытно-экспериментальной работы были опубликованы в монографии «Познавательная активность и педагогический мониторинг качества подготовки специалиста на факультете технологии и предпринимательства» (Новосибирск, 2007) — докладывались на международных научно-практических конференциях: «Технолого-экономическое образование в XXI веке» (Новосибирск, Новокузнецк, 2003, 2004, 2006) — «Problems of education quality» РАЕ (Москва, 2006) — «Инновации в педагогическом образовании» (Новосибирск, 2007) — «Технолого-экономическое образование и устойчивое развитие региона» (Новосибирск, 2008) — на Всероссийской научно-практической конференции «Технологическое образование (проблемы и перспективы)» (Новосибирск, 2001) — региональной научно-практической конференции «Технологическое образование (проблемы и перспективы)» (Новосибирск, 2002) — научно-практической конференции «Образование, технология, сервис» (Новосибирск, 2007, 2009) — рассматривались на расширенных заседаниях совета факультетазаседании кафедры приборных устройствкафедры управления образованием НГПУ.

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы ко второй главе.

Опытно-экспериментальная работа продемонстрировала в действии разработанную модель педагогического мониторинга качества подготовки специалиста. Экспериментально и методами математической статистики была подтверждена ее эффективность в управлении качеством профессионального становления и личностного развития специалиста. Разработанная модель педагогического мониторинга позволяет своевременно диагностировать, анализировать, прогнозировать и оценивать качество подготовки студентов. В результате опытно-экспериментальной деятельности были выявлены ряд проблем в подготовке специалиста, которые устранялись разработанными корректирующими мероприятиями. Педагогический мониторинг способствовал систематической целенаправленной, научно-обоснованной работе по совершенствованию образовательного процесса, вовлекая в эту деятельность профессорско-преподавательский состав разных кафедр. По результатам мониторинга была более эффективно организована практика студентовпересмотрены учебные программы некоторых дисциплин, доработаны учебно-методические комплексы, модернизированы лабораторные установки (экология, бытовые машины и приборы, основы успешной жизнедеятельности, основы сервиса эксперимента, интеграция научного эксперимента в сервис, стандартизация и сертификация).

Внедрение разработанной модели педагогического мониторинга качества позволит решить сразу несколько задач: повышение качества подготовки студентов и как следствие, повышение их профессиональной мобильности и более успешную интеграцию в рыночное профессиональное пространство;

— оперативное реагирование на выявленные проблемы и предупреждение сбоев в образовательной деятельности;

— повышение ответственности преподавателей за качество образовательной деятельности на протяжении всего периода обучения студента;

— компетентностный подход в оценке результатов образовательной деятельности;

— гуманизацию процесса управления качеством образования на основе самоконтроля и самодиагностики, которая создает условия для саморазвития личностного и профессионального, как преподавателей, так и студентов;

— эффективное управление качеством образования, на основе учета мнения всех участников образовательного процесса, а также потребителей.

Таким образом, предложенная модель педагогического мониторинга качества подготовки специалиста факультетского уровня создает условия для объективной оценки действительного уровня качества образовательной деятельности в вузе, повышения значимости роли личности каждого его участника и тем самым, способствует повышению качества образования в высшем учебном заведении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретико-методологические исследования психолого-педагогической литературы показали, что повышение качества высшего профессионального образования является важной стратегической государственной задачей, обуславливающей экономическое и социальное развитие общества и национальную безопасность. Решение указанной проблемы осуществляется через интеграцию и развитие инновационных идей и концепций:

• на государственном уровне — через процедуры государственного финансирования, стандартизации, лицензирования, аккредитации, Федеральные целевые программы и конкурсы, разработку и внедрение единой системы оценки и управления качеством образования;

• на уровне образовательных учреждений — совершенствование и оптимизацию целей, содержания, форм, средств, технологий обучения материально-технического обеспечениясовершенствование системы управления образовательным процессом и системы управления качеством.

Модернизация российского образования в свете Болонского соглашения, перспективы вступления в мировое образовательное пространство обязали государство и научную общественность интенсифицировать деятельность по гармонизации тех параметров образовательных систем, которые связаны с рыночной* организацией экономики (ступени, степени, качество, измерение трудозатрат, мобильность труда), а также — меры по сохранению культурного и национального наследия страны. Современное образование стало не только благом для общества и личности, но и услугой, качество которой должно оцениваться ее потребителями (государство, организация, семья, личность и т. д.).

Исследовав понятие «качество образования», мы пришли к выводу, что качество высшего образования определяется его соответствием принятой парадигме, требованиям личности, общества и государства. В контексте гуманистической парадигмы: личность — это высшая ценность, поэтому требования к качеству образования должны соотноситься с интересами самой личности, а удовлетворенность образованием одним из важнейших показателей качества. Современные ученые признают, что понятие «качество образования» трактуется по-разному, подходы его повышения, также могут быть различными, но существует понятие уровня качества и возможности его оценивания, то есть измерения, а также необходимость разработки единой концепции oifeHKu и управления качеством.

Анализ теоретико-методологических подходов управления качеством посредством совершенствования и оптимизации контрольно-оценочных процедур показал неуклонное смещение с учета прогресса к наблюдению, включению в соревнование, затем к более жесткому контролю на выходе и далее — к мониторингу процессов качества и управлению качеством высшего образования как результата, процесса и образовательной услуге (менеджмент качества). Исследования также показали, что оптимальным решением проблемы повышения качественного образовательного уровня в последнее время становится создание систем менеджмента качества в образовательных учреждениях и организация мониторинга качества, направленного на наблюдение за образовательным процессом, предупреждение и устранение причин неудовлетворительного функционирования системы с целью достижения требуемого результата. Педагогический мониторинг позволяет управлять качеством подготовки специалиста. Внедрение систем менеджмента качества в вузах обусловило сущностное и функциональное изменение педагогического мониторинга, заключающееся в смещении акцента отслеживания с состояния образовательного процесса в сторону качественной оценки как процесса (процессный подход), так и результатов (компетентностный подход) деятельности и ориентации на удовлетворенность потребителя полученным образованием. Сущностный анализ понятий «мониторинг», «педагогический мониторинг» и «мониторинг качества» позволил сформулировать определение понятия «педагогический мониторинг качества подготовки специалиста». В современных условиях педагогический мониторинг качества подготовки специалиста является систематизирующим компонентом системы управления качеством образования, который позволяет отслеживать, корректировать и прогнозировать качественные изменения профессионально-личностного становления студента в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Определены критерии для комплексной оценки качества образования в вузе:

• критерии системы менеджмента качества — менеджмент персонала, ресурсы и партнеры, менеджмент образовательной деятельности, удовлетворенность потребителей;

• критерии соответствия — учебно-методического, материально-технического и социального обеспечения требованиям нормативной документации, современным требованияль науки и техники, требованиям ГОС ВПО и потребителей;

• критерии качества подготовки будущего специалиста — качество развития личности, готовность к учебной деятельности, готовность к профессиональной деятельности, удовлетворенность образованием.

На основе исследований психолого-педагогической литературы, изучения различных подходов управления качеством разработана модель педагогического мониторинга качества подготовки специалиста (уровень факультета), которая способствует повышению эффективности управления образованием в вузе. Модель состоит из следующих взаимосвязанных функционально-структурных блоков: цели, функции, концептуальный компонент, технологический компонент, содержательно-управленческий компонент и планируемый результат. Базовые цели моделиорганизация деятельности по контролю, диагностике, исследования уровня качества образованияобеспечение и повышение качества образовательного процессаповышение конкурентоспособности выпускников. Концептуальную основу модели составляет интеграция принципов системы менеджмента качества и научно-гносеологических принципов: принцип системного подходапринцип воспитательной целесообразности и ориентации на потребителяпринцип непрерывности, целостности, преемственности и вовлечения преподавателей и сотрудников, осуществляющих образовательный процесспринцип объективности pi основанный на фактах подход к принятию решений и принцип лидерства руководителей и ответственности исполнителей. Обобщение и систематизация существующих показателей качества подготовки позволили сформировать технологический компонент. Технологический компонент модели — это критерии и показатели качества подготовки специалиста, а также техники и методики для их измерения. Особенностью содержательно управленческого компонента состоит в том, что он ориентирован на требования ГОС ВПО, системы менеджмента качества и потребителейсубъектами мониторинга являются студенты и преподаватели, осуществляющую образовательную деятельностьзакреплением лидирующей роли и ответственности кафедры педагогики и психологии за мониторинг качества развития личности и выпускающей кафедры — за мониторинг профессиональных компетенций. Разработаны условия оптимального функционирования модели:

• педагогические — обеспечение мотивационно-ценностной и операционно-деятельностной готовности преподавателей и студентов к систематической комплексной оценке качества образовательного процесса;

• организационные — ведущая роль кафедры педагогики и психологии в мониторинге индивидуально-личностного развитияширокое вовлечение профессорско-преподавательского состава различных кафедр в процесс управления качеством подготовки специалистов с ориентацией на требования ГОС ВПО, СМК и удовлетворенность потребителейзакрепление ответственности выпускающей кафедры за качество специалиста и мониторинг профессиональных компетенций;

• ресурсные — формирование и развитие разноуровневой информационной инфраструктуры по управлению качеством подготовки студентов: преподаватель — студентпреподаватель — преподавателькафедра — преподавательдеканат — кафедрасовет по качеству — кафедрасовет по качеству вуза — совет по качеству факультета.

Опытно — экспериментальная работа, подтвердила, что педагогический мониторинг качества способствует систематической целенаправленной, научно-обоснованной работе по оптимизации и повышению качества образовательного процесса, вовлекая в эту деятельность профессорско-преподавательский состав и студентов, технологически связывая управление качеством по вертикали и горизонтали и организуя взаимодействие кафедр на различных уровнях на компетентностной основе. Включение студентов в сбор информации, привлечение их к осуществлению диагностических процедур, самооценке профессионально значимых качеств и приобретенных компетенций способствовало развитию их самосознания, личностному и профессиональному развитию, а также повышению их профессионального уровня.

Таким образом, проведенное исследование теоретико-методологических оснований повышения качества образования подтвердило актуальность исследования и правомерность выдвинутой гипотезы, а проведенная опытно-экспериментальная работа является основанием для утверждения, что поставленные задачи решены, а цель достигнута.

Дальнейшие перспективы исследования нам представляются в педагогическом мониторинге качества компетенций выпускников педагогических вузов на основе маркетингового подхода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ш. А. Личностная основа педагогического процесса / Ш.
  2. A. Амонашвили. — Минск: Университет, 1990. — 500с.
  3. , А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев.- М.: Московский международный институт эконометрики, информатики и права, 2002. 264с.
  4. , В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И Андреев.- Казань: изд-во Казанского ун-та, — 1998. — 318с.
  5. , В. И. «Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития» / В. И. Андреев. — 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, — 2006. 608с.
  6. , Н. Н. Справочник разработчика системы менеджмента качества: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Аниськина, Н. Н. Белкова, Ю. В. Васильков, Л. Э. Ковалева. Ярославль: Изд-во ГОУ ДПОЯрИПК, 2005.-56с.
  7. Антология гуманной педагогики: Иисус Христос и его ученики. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили. МГПУ, 2002. — 224с.
  8. , В. А. Мониторинг профессионального становления личности специалиста железнодорожного транспорта / В. А. Антропов,
  9. B. В.'Мочалин, В. Л. Нестеров. М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2007. — 301с.
  10. , Р. В. Лекции и дистанционное обучение / Р. В. Ардовская // Высшее образование сегодня. 2006 г. — № 2
  11. , С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. — М.: «Высшая школа», 1976.- 200с.
  12. Ю.Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы: Учебно-метод. пособие / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  13. , В. В. Диагностика и оценка качества обучения в вузе / В. В. Афанасьев. -М.: МГОПИ, 2005. 172с.
  14. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М.: Высшая школа, 1989.- 167с.
  15. , В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения / В. И. Байденко. -М.: ИЦПКПС, 2006. 94с.
  16. , В. И. Доклад № 5: Оценка качества профессионального образования / В. И. Байденко, Д. В. Зантворт. М., — 2001. -186с.
  17. , В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод пособие / В. И. Байденко. М.: ИЦПКПС, 2006. — 71с.
  18. , Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. -Ростов н / Д: «Феникс», 1999. — 416с.
  19. , А. Г. Основные параметры диагностики качества высшего9педагогического образования: Методическое письмо / А. Г. Бакалай. -Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001. 28с.
  20. , А. М. Развитие региональной системы высшего образования: историко-педагогический аспект (на материалах Сибири 1917 — 1941гг.) / А. М. Балбеко- под науч. ред. В. А. Мясникова: Моногр. М.: Соц.-гуманит. знания, 2002. — 249с, С. 11−12
  21. , А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, С. Н. Силина, Вып. 3, — Шадринск: Изд. Шадринского пединститута, 1998. — 47с.
  22. , А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. М.: Из д. центр «Академия», 2000. — 192с.
  23. , Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс: лекций / Е. П. Белозерцев. СПб.: Изд. Р. Асланова «Юридический: центр Пресс», 2004. — 704с.
  24. , Т. А. Системная оценка функционирования вуза в. управлении подготовкой специалистов: дисс.. к.эк.н.: 08.00.05 / Т. А. Бельчик, М., 2003
  25. , М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М. г Центр «Пед. поиск», 2003. 250с.
  26. , В. П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием / Беспалько, В. П. // Мир образования. — 1996.-№ 2.-С. 31−38
  27. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: учеб. метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высш. шк., 1989. — 144с.
  28. Беспал ько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. ГХ Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192с.
  29. , П. П. Избранные педагогические произведения / П.ГТ.
  30. Блонский. М.: изд. Академ. Пед. наук РСФСР, 1961. 618 с.
  31. , В. А. Система оценки качества образования: Учебное пособие / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. — М.: Университетская книга, Логос, 2007, — 192с.
  32. , В. А. Система оценки качества Российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. — 2006 — № 1
  33. , Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская,
  34. A. А. Реан. СПб: Питер, 2001.- 304с.
  35. , Г. А. Педагогическое образование: современные вызовы / Бордовский Г. А. // Высшее образование сегодня. 2005. — № 12 (46)
  36. , Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Моногр. / Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицин С. Ю. СПб: Изд. РГПУ им. Герцена, 2001. — 359с.
  37. , А. К. Концептуальные основы мониторинга воспитания / Быков А. К. // Педагогика. 2006. — № 6
  38. , Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред.
  39. B.В. Глухова / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров. — Спб.: Изд. «Лань», 2004. 608с.
  40. , А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении, Моногр. / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. М.: Изд. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200с.
  41. , Т. А. Педагогический процесс в высшей школе: Практико-ориецтированная моногр. / Т. А. Воронова, Г. А. Засобина, Н. В. Савин. Иваново: Иванов. Гос. ун-т, 2001. — 195с.
  42. Всесоюзное совещание работников высших учебных заведений в кремле. М.: Высшая школа, 1973
  43. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры: Всемирная конференция по высшему образованию / ЮНЕСКО. — Париж, 1998
  44. , Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, история, практика / Гершунский Б. С. Киев: Вища школа, 1986. — 200с.
  45. , Б. С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512с.
  46. , С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учебное пособие для вузов / С. И. Гессен. — М.: Школа-пресс, 1995. — 448с.
  47. , В. В. Показатели мониторинга науки и образования в регионе / В. В. Глухов, С. Б. Тарасов. СПб: Изд-во политех, ун-та, 2007. — 56с.
  48. , В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. 10-е изд. стер. — М.: Высш. шк, 2004.-479с.
  49. Горб, В. Г Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии / В. Г. Горб. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. -387с.
  50. , В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса ввысших учебных заведениях системы МВД России: дисс.. к.п.н.: «1300.08 / В. Г. Горб, Екатеринбург, — 1997
  51. , В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса в высших учебных заведениях системы МВД России: Моногр. / В. Г. Горб. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, — 1998.- 150с.
  52. , Б. Б. Организация модульно-рейтинговой системы контроля знаний студентов по физике: Метод. Пособие / Б. Б. Горлов, Г. Е. Невская, Н. Н. Усольцева. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. — 21с.
  53. , М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. Пособ. для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415с
  54. , Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования / Ю. С. Давыдов // Педагогика. —2005. — № 7
  55. , Ю.С. Болонский процесс. Миф или реальность / Ю. С. Давыдов // Высшее образование в России. -2005. № 10
  56. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль, И. А. Бодуэн де Куртенэ / т.2, М.: ОЛМА ПРЕСС. ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2006
  57. , А. Современное информационное общество / А. Еляков // Высшее образование в России, 2001. — № 4
  58. , А.В. Методические рекомендации по организации учебного процесса (реализация экспериментальных программ) / А. В. Ефремов, ЕЛ. Белкин. -М.:2002. 137с, стр101.
  59. , В. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения / В. Жураковский, И. Федоров // Высшее образование в России. 2006.-№ 1
  60. , В.И., Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособ. для студ. высш. пед.учеб.заведений / В. И. Загвязинский, — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 176 с.
  61. , Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Высшее образование в России. -2005. № 4
  62. , Э. Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособ. — 2-е изд., перераб / Э. Ф. Зеер. — М.: Изд. Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», — 2003.-480с.
  63. , И. А. Педагогическая психология, Учебник для вузов, Изд. Вт. Доп. испр. и перераб / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2000. 384с.
  64. , Б. С. Основы педагогической диагностики и мониторинг образовательной деятельности в техническом вузе / Б. С. Иванов. — СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2003. — 120с.
  65. , Б. С. Теория и методология реализации педагогической системы качества образовательного процесса в вузе: автореф. дисс.. д-ра п. н.: 13.00.08. / Б. С. Иванов, СПб., 2004. -41с.
  66. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Изд. «Питер», 2000. 512с.
  67. , Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т. Е. Исаева // Педагогика. — 2006. № 9
  68. , В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик: Методическое пособие для учителя / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. М.: Педаг. Общ. России, -1999. — 86с.
  69. Качество образования в контексте концепции модернизации российского образования: Монография / Под ред. И. Г. Асадулиной, — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. — 174с.
  70. , В.И. Педагогический мониторинг: концептуальная модель технологии реализации / В. И. Коваленко, П. Е. Решетников. Белгород: БелГу — Бел. ЮИ МВД РФ, — 2002. — 151 с,
  71. , Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш и сред, пед. учеб. завед. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176с.
  72. , В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) / В. Колесов // Высшее образование. 2006. — № 2
  73. Компетентностный подход в педагогическом образовании: моногр. под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Родионовой, А. П. Трапициной, СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, — 2005. — 392с.
  74. , В. М. Формирование модульно-иерархической системы менеджмента качества образовательной организации: моногр. / В. М. Корнев. Красноярск: СибГТУ, 2006. — 140с.
  75. , В. В. Педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования / автореф. дисс.. к.п.н.: 13.00.08 / В. В. Коряпин, Челябинск. — 2004.
  76. , В. А. Теория управления: Учебное пособие. / В. А. Костин. — М.: Гардарики, 2004. 224с.
  77. , В.В. Познавательная активность студентов и педагогический мониторинг качества на факультете технологии и предпринимательства: моногр. / В. В. Крашенинников, Н. Р. Круглова, И. И. Некрасова. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. — 108с.
  78. , И. А., Социальный мониторинг: теоретико-методологическое обоснование, статистический анализ: автореф. дисс.. к. филос. н. / И. А. Кривобоков, М. — 1994
  79. , Н.Р. Формирование профессионально-типологической модели выпускника педагогического вуза / Н. Р. Круглова // Философия образования. 2007. — 4 21.
  80. , А. И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса: дисс. .к.п.н.: 13.00.08 / А. И. Кукуев, Ростов-на-Дону. -2001
  81. , Е.И. Особенности трансформации высшей школы в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям: социологический анализ (на материалах Иркутской области): автореф.дисс.. к.с.н. / Е. И. Кулябина. Улан-Удэ, -2004, 22с.
  82. , А. И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом: дисс. .к.п.н.: 13.00.08 / А. И. Куприна, Екатеринбург. — 1999
  83. , Е.А. Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя: автореф. дисс.. к.п.н.: 13.00.01 / Е. А. Лебедева. Новосибирск, — 2004
  84. , И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности при изучении гуманитарных дисциплин: автореф. дисс.. д-ра п. н.: 13.00.01, 13.00.08 / И. Я. Лернер.-М., 1971,-38с.
  85. , М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления / М. А. Лукашенко. -М.: Маркет ДС, -2003. 358с. Стр.166
  86. , А. Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образования: дисс.. д-ра п. н.: 13.00.08 / А. Н. Майоров, -СПб. 2003
  87. , А. Н. Мониторинг в образовании / Майоров А. Н. СПб, -1998
  88. , А. А. Комплексный мониторинг качества образования / А. А. Макаров. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, — 1998. — 265с.
  89. , Т. Д. Принцип системности и мониторинг качества образования / Макарова Т. Д. // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003,-№ 4
  90. , В. Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие. / В. Г. Максимов. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 272с.
  91. , В. Н. Психодиагностика: Диагностика личностно-профессионального потенциала. Диагностика мотивации: Учебное пособие / В. Н. Марков, Е. Г. Чирковская. М.: Изд-во РАГС, 2005. -72с.
  92. , Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. М., — 1999.
  93. , Н. И. Состояние и перспективы высшего образования в эпоху глобализации / Н. И. Мельникова- под ред. Г. В. Дыльнова. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 192с. С. 9−10
  94. , Б. С. Инженерное образование на пороге XXI века / Б. С. Митин, В. Ф. Мануйлов. М.: Изд. Дом Русанова, — 1996. — 224с. (80)
  95. Митина, JLM. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. Пособ. для студ. высш. пед. Учеб. Заведений / JI.M. Митина. — М.: Изд. центр «Академия», — 2004. 320с.
  96. , A.M. Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем / A.M. Моисеев, О. М. Моисеева: Ин-т «Открытое об-во (Фонд Сороса)-Россия». — М.: Рослэн, — 2004. — 239с.
  97. Моделирование результатов процесса обучения / Н. В. Соснин // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2005. Вып. 2 (38). — 169с.
  98. Модернизация образования: хрестоматия / под ред. А. В. Козырева. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 56с. — 4.1
  99. Модернизация образования: хрестоматия / под ред. А. В. Козырева. -СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 68с. — 4.2
  100. Модернизация образования: хрестоматия / под ред. А. В. Козырева. -СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 68с. — Ч. З
  101. Мониторинг качества воспитания в контексте педагогического образования / Под ред. В. И. Андреева, — Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова — Ленина, — 2004. — 137с.
  102. , Л. В. Теория и практика качества образования в Воронежской области / Л. В. Мозгарев, В. П. Панасюк, Ю. А. Савинков, В. И. Чекунов. Воронеж: ВОИПКРО, 2003.
  103. Мониторинг качества образования (Организационно-педагогические проблемы) / А. Г. Курилова // Качество высшего образования: системный подход: Материалы региональной научно-методической конференции. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, -2004. — 388с.
  104. , А. В. Управленческая психология: Учеб. пособ. 2-е изд. / А. В. Морозов. -М.: Академический проект Трикста, 2005. — 288с.
  105. , В. Тенденции Болонского процесса / В. Никольский // Высшее образование в России. — 2005. № 10
  106. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. Пособ. для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, -2006. -368с.
  107. , А. П. Образы образования. Западная философия образования. XX век / А. П. Огурцов, В. В. Платонов. СПб.: РХГИ, -2004. — 520с.
  108. О приоритетных нап равлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2005. — № 3/1
  109. О приоритетных нап равлениях развития образовательной системы Российской Федерации / Министерство образования и науки // Официальные документы в образовании. 2005. — № 8. — С. 3 — 4
  110. О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (На примере
  111. Московского государственного института стали и сплавов) / Официальные документы в образовании. 2005. — № 2. — С. 89−94
  112. Организация мониторинговых исследований в образовательных учреждениях: Научно-методическое пособие / под ред. С. Г. Кузенковой. Новокузнецк: Институт повышения квалификации, — 2004, — 108с.
  113. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации / Министерство образования и науки // Официальные документы в образовании. 2005. — № 13. — С. 67 — 68
  114. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: Официальные документы Минобрнауки России. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. —2005.
  115. , А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании А. А. Орлов // Педагогика. 1996. -№ 3 С.9−15
  116. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / под ред. А. С. Белкина. — Екатеринбург, 1995. — 22с.
  117. Оценка результатов деятельности вузов с точки зрения рынка труда. Мониторинг и рейтинг // Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» / Официальные документы в образовании. 2007. -№ 28. -С. 90−91
  118. Педагогическая диагностика и мониторинг — основа управления качеством предметного обучения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа: БИРО, — 2005. — 197с.
  119. , П. И., Организация учебно-познавательной деятельности студентов. Второе изд. Доп. и перераб. -М.:Педагогическое общество России, -2005. — 144с.
  120. , П. И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах. — Педагогика. — 2005. № 3 (9)
  121. , М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России, — 2002. -352 с.
  122. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / под ред. В. М. Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, — 2003. — 252с.
  123. Процессный подход к управлению вузом / Самсонова М. В. // Менеджмент качества продукции и услуг: материалы междунар. Науч.-техн. конф. (26−28 окт. 2004 г., г. Брянск) / под ред. О. А. Горленко, Ю. П. Симоненкова. Брянск: БГТУ, 2004.-216с. С. 173 -176
  124. , А.И. Система мониторинга как средство управления качеством непрерывного технического образования: Дисс.. д.п.н.: 13.00.08 / А. И. Пульбере, Ростов нД. — 2007
  125. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе / Министерство образования и науки // Официальные документы в образовании. 2006. — № 17. — С. 74 — 76
  126. , Е.И. Вопросы дидактики в педагогической системе Н. К. Крупской / под ред. М. Т. Смирнова. М.: изд. Московского университета, — 1960
  127. , В. А. / Высшее образование в России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность. Доклад VIII съезду Российского союза ректоров / В. А. Садовничий // Высшее образование сегодня. -2006. .№ 6
  128. , Р. М. Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки: дисс.. к.п.н: 13.00.01./ Р. М. Салимова. М., 2003
  129. , Е. П. Моделирование прогностической деятельности в учреждении начального профессионального образования : автореф. дисс.. к.п.н.: 13.00.08 /Е.П. Седых. -Н. Новгород. -2004.
  130. , Н.А. Новое качество высшего образования в современной России / Н. А. Селезнева, А. И. Субетто. М. — 1999.
  131. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  132. , Е.Н. О специфике гуманитарного подхода к пониманию сущности образования. Теоретические и прикладные аспекты современной дидактики. Материалы педагогических чтений памяти И. Я. Лернера, Владимир. — 1997
  133. Системные вопросы развития образования. Доклад рабочей группы совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию // Высшее образование сегодня. 2005. — № 11
  134. Системы управления качеством высшего образования: Материалы Второй международной научно-практической конференции. Воронеж: изд-во ВГУ, — 2002. — 187с.
  135. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, -1986.
  136. , В.А. Избранные труды, т.1, М.: Издательский Дом Магистр-ПРЕСС, — 2000. — 488с.
  137. , В. А. Профессиональное саморазвитие учителя / Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход / под ред. И. К. Шалаева. Барнаул, БГПУ, 2003. — 820с
  138. , С. Д., Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. Пособие для студ. Высш учеб. Заведений / С. Д. Смирнов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», — 2005. — 400с. (96)
  139. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов.-М.: Аспект Пресс,-1995. 271с.
  140. , Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. СПб.: Изд-во Ленинградского университета.-1977.
  141. Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. -M.i Смысл, 2002. — 343с.
  142. , Н. В. Мониторинг качества проф. обучения студентов в вузе/ Автореф. Дисс. к.п.н.: 13.00.08, -Н. Новгород. -2006
  143. Специалист с высшим педагогическим образованием: качество подготовки и социальные ориентации / сост. Антропова Р. М., Борисова Л. Г., Круглова Н. Р. и др. Новосибирск: Изд. НГПУ, — 2002. — 360с.
  144. Стандарт организации «Управление реализации основныхобразовательных программ» СТО НГПУ 7.5−01/01−2007
  145. , JI. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» / Л. Д. Столяренко, 2-е изд., перераб. и доп. -Ростов-н/Д: «Фненикс», — 2003. — 544с.
  146. , Л. М. Формирование системы менеджмента качества подготовки специалиста в вузе: автореф. дисс. .к.п.н.: 13.00.08 / Л. М. Струминская, — Новосибирск. 2007
  147. , А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 1 «Общие основания квалиметрии высшей школы» / А. И. Субетто // Исследовательский центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, — М. 1991
  148. , А. И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 3 «Общая квалиметрия и специальные методы квалиметрии» / А. И. Субетто // Исследовательский центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, М. — 1991
  149. , А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 4 «Квалиметрия высшей школы как предметная квалиметрия» / А. И. Субетто // Исследовательский центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, -М. 1991
  150. , А.И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования (на федеральном уровне) / А. И. Субетто. СПб.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 49с
  151. , Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ пед. Обр. зав. / Н. Ф. Талызина. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 288с.
  152. , Ю.Г. Система проектирования высшего образования: концептуальные основы: автореф. дисс.. д-ра п.н.: 13.00.08 / Ю. Г. Татур, СПб. — 2000
  153. , А. И. Математические методы исследования в психологии: учеб. пособие / А. И. Тимошенко. Иркутск: Иркут. Ун-т, 2006.-208с
  154. , O.K. Психология мышления: Учеб. Пособие для студ. Высш учеб. Заведений / O.K. Тихомиров. М.: — Изд. центр «Академия», 2002. -288с.
  155. , П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н.Н. Бояринцева- Под ред. П. И. Третьякова. -М.: Изд. центр «Академия», -2003. 368с.
  156. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника, — М.: Педагогическое общество России, -2000. 448 с.
  157. Уткина, • Т. И. Теоретические основы управления качеством подготовки учителя математики: автореф. дисс.. д.п.н.: 13.00.08, 13.00.02, -М. -2006
  158. , Д.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: Учебное пособие / Д. А. Федоров, Е.Д. Колегова- под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. Гос. Проф-пед. Ун-т», 2007. — 226с
  159. , И.Б. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции: (Социальный и философский аспекты) / И. Б. Федоров, С. П. Еркович, С. В. Коршунов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1988. -368с.
  160. , Н. И. Менеджмент качества образовательных услуг в отраслевом высшем учебном заведении / Н. И. Федосов, Б. М. Кербель, И. Г. Попова. Северск: СГТИ, 2004. — 60с.
  161. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / пер. с англ. — М.: Издательство «Весь мир», —2003. — 252с, стр16
  162. И.Ф. Как активизировать учение школьников / И. Ф. Харламов. Минск, -1973. — 31с.
  163. , X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен / Пер. с англ. СПб: Речь, -2001. — 240с
  164. А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб: Питер, — 2001. — 544с.
  165. , В. Н. Педагогическая диагностика как средство совершенствования образовательного процесса: Дисс.. к.п.н. -Москва 1999.
  166. , В.Н. Педагогическая диагностика как средство совершенствования образовательного процесса: Монография / В. Н. Царьков. Великий Новгород, 2000. — 104с.
  167. , И.П. Модели управления учебным процессом вуза / И. П. Чучалин, В. 3. Ямпольский, В. Н. Чудинов, Б. Л. Агранович, JI.B. Пак -Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1992. — 180с.
  168. , А. Д. Мнеджмент качества. От основ к практике / А. Д. Шадрин. М.: ООО «НТК «Трек», 2004. — 360с.
  169. , И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности: Учебное пособие / И. К. Шалаев, Отв. ред. А. А. Воронина, — Барнаул, БГТУ, — 2004. — 318с.
  170. , Т. И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М.
  171. , Г. Н. Шибанова- Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. -384с.
  172. , Л.Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дисс.. к.п.н.: 13.00.08 / Л. Г. Шеняк, -Ростов нД. 2000
  173. , С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, — 2000. — 137с.
  174. , Л. К. Управление педагогическими системами / Л. К. Шиян / Учеб. Пособ. Для студ. Пед. Вузов, аспир., учителей и слуш. ФПК Рязань: Изд-во РГПУ, 1998. — 181с.
  175. , И.Е. Роль аналитической деятельности в педагогическом мониторинге / Шкабара И. Е. Мониторинг образовательного процесса. -2003. — № 6.
  176. , А.Г. Основы психодиагностики: Учеб. Пособие / А. Г. Шмелев. М.: Ростов н /Д, -1996
  177. , Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс / пер. с англ.- Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, -2004. -416с.
  178. , И. С. Принцип активности в педагогической психологии / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1989. — № 6. -С. 5−13.
Заполнить форму текущей работой