Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личность Петра Великого

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу жизненных обстоятельств Петр I с самого отрочества и всю юность находился в кругу иностранцев. Общение с ними давало ему представление об ином образе жизни, который резко контрастировал с известным ему с детства. Петр помнил и ненавидел кровавый бунт стрельцов в мае 1682 года, несправедливое правление Софьи, незаслуженное унижение матери (вдовствующей царицы), затхлость московских теремов… Читать ещё >

Личность Петра Великого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эпоха Петра I ознаменована великими деяниями царя-реформатора, сумевшего не только «взбаламутить» Россию, создать новую государственность, коренным образом перестроить политику и экономику, но и изменить социально-культурный уклад. Он поставил на службу Отечеству не только служебное время человека, но и досуг с особыми формами его проведения. Предписания и указания наполняли и направляли жизнь человека, включая и свободное время, в соответствии с нуждами государства.

В силу жизненных обстоятельств Петр I с самого отрочества и всю юность находился в кругу иностранцев. Общение с ними давало ему представление об ином образе жизни, который резко контрастировал с известным ему с детства. Петр помнил и ненавидел кровавый бунт стрельцов в мае 1682 года, несправедливое правление Софьи, незаслуженное унижение матери (вдовствующей царицы), затхлость московских теремов и косность боярской жизни. Иностранцы помогали ему удовлетворять врожденное стремление к наукам и знаниям. Наибольшее влияние на него оказали шотландец Патрик Гордон и швейцарец Франц Лефорт, который и познакомил молодого Петра с бытом и нравами Немецкой слободы, оказавшей на него особое влияние.

В Немецкой слободе все было новым для молодого царя — открытость и простота жизни, свободное общение между собой, умение весело и незатейливо проводить свой досуг в постоянно организуемых вечеринках, где старики и важные особы курили трубки и пили пиво или вино. Девушки и дамы были не только активными участницами вечеринок, но и подлинным украшением, тогда как «русская боярыня или боярышня отвешивала поклоны за торжественными обедами московской знати, либо церемонно лобызалась с почетными гостьями по воле хозяина дома… От теремных красавиц трудно было добиться других ответов, кроме „да“, „нет“, „не знаю“». Эти вечера стали для молодого правителя не только веселой формой времяпрепровождения, но и своеобразным источником информации. Он учился «европейскому» увлеченно, становясь полноценным участником традиционных праздников немецкой культуры. Что, по моему мнению, дало первый толчок не только к реформации культурной жизни России, но и к революции в её традициях, в праздничной культуре.

По мнению С. С. Комиссаренко конкретные культурные преобразования Петра I начались после первого возвращения его из-за границы в 1698 году, но кульминация культурной реформации России связана с периодом строительства Петербурга.

По моему мнению, как неоднозначна личность Петра I в историческом аспекте, так же нельзя односторонне судить о ее роли в праздничной культуре нашей страны. По словам С. С. Комиссаренко именно Немецкая Слобода стала предпосылкой грандиозного проекта императора — Петербурга, также она стала для Петра первым шагом в освоении западноевропейских ценностей (т.е. к «протестантской модели существования»). Также, по мнению Комиссаренко, это привело «к открытости общества, перенимавшего с Запада то самое новое, хорошее (как, впрочем, и всякое плохое), к тому явлению, которое в современной историографии называется «догоняющей моделью развития». Я считаю, что современных условиях это может восприняться как критика деятельности Петра. Но, все же, пытаясь искоренить многовековые традиции русского народа он, невольно создал некий симбиоз европейской культуры и русской. Что обогатило ее и дало мощный толчок к развитию «новой» русской культурной и праздничной традиции.

Личность Петра Великого в наши дни по понятной причине окрашена в темные тона, что, на мой взгляд, не справедливо осуждается. Петр первый прорубил окно в Европу и установил «политику огосударствления праздничной культуры страны».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой