Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация стратегической программы «Америка 2000» в конце 80-х-90-е гг. XX в.: к проблеме совершенствования системы образования США

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной целью работы является анализ принципов и механизмов реализации государственной стратегической программы «Америка 2000» в рамках достижения одной из главных национальных целей США рассматриваемого периода — укрепления и развития сферы образования. Для этого необходимо решение более частных задач работы: проанализировав существовавшие во второй половине XX в. концепции о степени влияния… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Концептуальные основы системы образования США в конце 80-х — 90-е гг
  • XX. в
    • 1. 1. Исходные теоретические положения совершенствования американской системы образования
    • 1. 2. Структура системы образования США
    • 1. 3. Основные вехи совершенствования системы образования США во второй половине XX в
  • 2. Состояние системы образования США в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в
    • 2. 1. Качественные и количественные характеристики американской системы образования
      • 2. 2. 3. адачи и приоритеты изменений в американской системе образования
  • 3. Основные направления совершенствования системы образования США в конце 80-х — 90-е гг. XX в
    • 3. 1. Увеличение количества американцев, получивших образование
    • 3. 2. Повышение качества американского образования
    • 3. 3. Обеспечение безопасности школьного обучения в США

Реализация стратегической программы «Америка 2000» в конце 80-х-90-е гг. XX в.: к проблеме совершенствования системы образования США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже последних десятилетий XX в. образование приобрело особое значение в США и других промышленно-развитых странах, оказывая серьёзное влияние на экономическое развитие государства и уровень жизни его граждан. С внедрением новых производств и технологий, которыми были ознаменованы последние десятилетия века, приоритетным направлением государственной политики стало повышенное внимание к человеческому фактору. Для работы с новыми технологиями требовались высококвалифицированные кадры. Существующая система американского образования не справлялась с объёмом задач, которые были поставлены перед ней новой эпохой развития. Долгое время США удавалось привлекать специалистов необходимой квалификации из других стран. К концу столетия потребность в кадрах высокой квалификации продолжала возрастать, поэтому необходимо было перестраивать собственную систему образования, налаживать её связь с потребностями американской экономики. 90-е гг. в этом смысле можно назвать этапом активного совершенствования системы образования США, результаты которого в дальнейшем окажут значительное влияние на положение американского образования в целом.

Влияние уровня образования на жизнь современного американского общества указывает на важность изучения совершенствования системы образования в США. Несмотря на все различия между Америкой и Россией, анализ основных направлений совершенствования системы образования Соединённых Штатов чрезвычайно важен и для российской действительности. В этой сфере перед Россией стоят схожие задачи — повысить уровень образования населения, расширить доступ к получению образования высокого качества. В России, несмотря на активизацию государства в направлении усовершенствования системы образования, положение в этой сфере продолжает оставаться сложным. Сегодня обсуждаются разные варианты реформирования.

В этом плане полезно обратить внимание на опыт одной из ведущих экономических держав.

Особого внимания заслуживает тема опыта борьбы с распространением и употреблением наркотических веществ американскими учащимися в рамках учебных заведений. В марте 2003 г. президент РФ объявил о создании Комитета по контролю над наркотическими веществами, тем самым обозначив одним из государственных приоритетов — борьбу с распространением наркотических веществ в России. Изучение опыта передовых стран в этом направлении даст возможность понять основные принципы построения антинаркотической политики, неизбежность её связи с образовательным процессом и отметить ключевые моменты, которые успешно работают в плане достижения поставленной цели.

Объектом исследования являются концептуальные основы, состояние и основные направления совершенствования системы образования США в конце 80-х — 90-е гг. XX в. Предмет исследования — реализация государственной стратегической программы «Америка 2000». Прежде всего исследователя интересовал вопрос совершенствования американской системы образования в рамках реализации конкретной стратегии, поэтому основные вопросы рассматриваются в русле выделенных в ней направлений. В этом отношении особое внимание в работе уделено решению проблем увеличения количества американцев, получивших образование, повышения качества американского образования и обеспечения безопасности школьного обучения в США.

Хронологически исследование ограничено 1989 — 2000 гг., охватывая период президентства Дж. Буша и двух президентских сроков Б. Клинтона. Нижняя граница обусловлена подготовкой и обнародованием Дж. Бушем в сентябре 1989 г. образовательной стратегической программы «Америка 2000». Верхняя граница — 2000 г., как обозначенный итоговый рубеж реализации стратегии. Данная хронология следует из предложенной в настоящей работе периодизации совершенствования американской системы образования в 80-е.

90-е гг. XX в. Потребность в более глубоком понимании сущности происходившего заставила раздвинуть хронологические рамки и обратиться к начальным этапам совершенствования американской системы образования в послевоенный период.

Основной целью работы является анализ принципов и механизмов реализации государственной стратегической программы «Америка 2000» в рамках достижения одной из главных национальных целей США рассматриваемого периода — укрепления и развития сферы образования. Для этого необходимо решение более частных задач работы: проанализировав существовавшие во второй половине XX в. концепции о степени влияния образования населения на уровень экономического развития государства, выяснить причины рассмотрения образования одним из главных национальных приоритетов США в конце 80-х — 90-е гг. XX в., вычленить основные положения теорий, на которые опирались при построении образовательной политики американские президенты Дж. Буш и Б. Клинтондать характеристику структуре системы образования США, сложившейся к концу 80-х — началу 90-х гг. XX в., выделить особенности системы, которые оказывали серьёзное влияние на состояние образования американского населения в целомвыделить основные вехи совершенствования американской системы образования второй половины XX в., чтобы проследить канву преобразований, которая получила своё продолжение в конце 80-х — 90-е гг. XX в.- провести детальный анализ состояния американской системы образования к концу 80-х гг., тем самым продемонстрировав исходные пункты, от которых необходимо было отталкиваться американским администрациям в образовательной политике в указанный период, и выявив причины пристального внимания к совершенствованию системы образования СШАопределить задачи и приоритеты изменений в американской системе образования, опираясь на основные положения разработанной в 1989 г. стратегической программы «Америка 2000" — проанализировать основные мероприятия, проводившиеся американским государством в рамках реализации поставленных общенациональных образовательных целей по трём взаимосвязанным направлениям: увеличение количества американцев, получивших образование, повышение качества американского образования и обеспечение безопасности школьного обучения (как неотъемлемой части совершенствования образовательной сферы в США), оценить результативность данных мероприятийоценить роль стратегической программы «Америка 2000» в совершенствовании системы образования США в изучаемый период.

Научная значимость и новизна исследования определяются тем, что совершенствование системы образования США в конце 80-х — 90-е гг. XX в. на сегодняшний день является малоизученной темой. Это, в первую очередь, объясняется тем, что прошло не так много времени, чтобы исследователи смогли полно и глубоко осмыслить их природу, значение и последствия.

Новым в данном исследовании является подход к рассмотрению вопроса.

Национальная стратегическая программа «Америка 2000» представлена в работе как отправная точка мероприятий по усовершенствованию системы образования США, определившая основные направления осуществления t преобразований. Ранее же исследователями данная стратегия, а в большей степени — продолживший её закон «Цели 2000: закон об образовании для Америки» — рассматривалась лишь в качестве одного из документов, акцентирующих внимание на недостатках американской системы образования.

Кроме того, впервые проводится детальный анализ решения вопроса по обеспечению безопасности учебного процесса в американских школах. Введён в научный оборот комплекс не используемых исследователями ранее источников.

На практике результаты данного научного исследования могут быть использованы в преподавании курса Новейшей истории стран Запада, а также быть полезными практическим исследовательским организациям в дальнейшем изучении вопросов современного развития Соединённых Штатов.

Особенность исследуемой проблематики определила характер привлечённых источников. В работе использован в основном англоязычный источниковый материал. Личные впечатления отечественных исследователей и специалистов от встреч и поездок в США (которых на сегодняшний день опубликовано совсем немного) собственно как источники рассматриваться не могут, поскольку носят характер литературы, в качестве которой и рассматриваются в данном исследовании.

Важное место среди англоязычных источников занимают документы властных органов, прежде всего — материалы слушаний в Конгрессе США, в которых содержится богатый фактический материал о состоянии американской системы образования, о вопросах, волнующих правящие круги и американское общество, о процессе анализа ситуации и выработки рекомендаций по её изменению, об оценках конкретных мероприятий, проводившихся в этом направлении. В настоящей работе использованы материалы дискуссий, состоявшихся в конце 80-х — 90-е гг. в ряде комитетов Палаты Представителей Конгресса США: Комитете по образованию и рабочей силе (Комиссия по раннему детству, по делам молодёжи и семей)1, Комитете по образованию и труду (Комиссия по начальному, среднему и профессиональному образованию, Комиссия по возможностям занятости)2, Комитете по науке3, Комитете по контролю над злоупотреблениями наркотическими веществами4, Комитете правительственных действий (Комиссия по законодательству и национальной.

1 Academic Accountability: Hearing before the Subcomm. on Early Childhood, Youth and Families of the Comm. on Education and the Workforce, House of Representatives, 106th Congr., 1st sess.: Hearing held in Washington, DC, June 9, 1999. — Wash.: Gov. print, off., 1999; Business Community Views on Reform and Elementary and Secondary Education Act: Hearing before the Comm. on Education a. the Workforce, House of Representatives, 106th Congr., Iй sess.: Hearing Held in Washington, DC, July 1, 1999. — Wash.: Gov. print, off., 1999 и т. п.

2 Например, Hearing on Dropout Prevention and Workplace Literacy: Hearing before the Subcomm. on Elementary, Secondary, a. Vocational Education of the Comm. on Education a. Labor, House of Representatives, 102d Congr., 1st sess.- Hearing Held in Flint, Ml, Febr. 11, 1991. — Wash.: Gov. print, off., 1991.

3 K-12 Math and Science Education: What is Being Done to Improve It?: Hearing before the Comm. on Science, House of Representatives, 106th Congr., Iя sess.- Apr. 28, 1999. — Wash.: Gov. print, off., 1999.

4 National Drugs Strategy Goals and the Root Causes of Drug Addiction and Drug Crime: Hearing before the Select Committee on Narcotics Abuse and Control House of Representatives, 101 Congr., 1st session, Nov. 15, 1989. — Wash.: Gov. print, off., 1990. безопасности)1, Комитете экономических и образовательных возможностей и некоторых других. Использованы также материалы дискуссий в Комитете труда и человеческих ресурсов Сената3, в рамках которых обсуждалась проблема низкого уровня грамотности взрослого населения США. Необходимо отметить определённую степень субъективности данного типа источников, поскольку довольно часто информация, которая тщательно отбиралась для озвучивания в конгрессе как его членами, так и привлечёнными участниками дискуссии со стороны, часто становилась инструментом политической борьбы. Соотношение характеристик позитивных и негативных процессов в образовании определялось в зависимости от преследуемых задач организаторов дискуссий. Таким образом, необходим критический подход к отбору и оценке материалов, содержащихся в стенограммах слушаний американского конгресса.

Использована публикация самой стратегической программы «Америка 2000"4. Важным источником явились также Экономические отчёты американских президентов перед Конгрессом 90-х гг.5 Хотя и они как источники имеют ряд недостатков: склонность к усреднению цифр и сглаживанию наиболее заметных «пробелов» системы образования США, декларированию не реализованных впоследствии на практике мероприятий.

Большой интерес представляют собой статистические материалы. Среди них — специально опубликованные Министерством образования США Отчёты о достижении намеченных образовательных целей6, где содержится информация об изменениях, происходивших в рамках каждой из поставленных целей, как в.

1 Такие как The National Drug Control Strategy: Hearing before the Legislation a. Nat. Security Subcomm. a. Joint Hearings before the Legislation a. Nat. Security Subcomm. a. Gov. Information, Justice, a. Agriculture Subcomm. of the Comm. on Gov. Operations, House of Representatives, 10 181 Congr., 1st sess.: Vol.1. Sept. 14, 1989, Legislation a. Nat. Security Subcomm., Oct. 17 a. 18, 1989, Joint Hearings. — Wash.: Gov. print, off., 1993.

2 Hearing on Education Standards: Hearing before the Subcomm. on Oversight a. Investigstions of the Comm. on Econ. a. Education Opportunities, 104th Congr., 1st sess.: Hearing Held in Washington, DC, March 22, 1995. — Wash.: Gov. print, off., 1995 и другие.

Overview of Adult Education: Hearing of the Comm. on Labor a. Human Resources, US Senate, 105th Congr., l" Sess., May 16, 1997. — Wash.: Gov. print, off., 1997.

4 America 2000: An Education Strategy/ U.S. Department of Education. — Wash., 1991.

5 Economic Report of the President. — Wash.: Gov. print, off., 1993; Economic Report of the President. — Wash.: Gov. print, off., 1995; Economic Report of the President. — Wash.: Gov. print, off., 2000; отчёты других годов.

6 Например, The National Education Goals Report: Building a Nation of Learners. — Wash., 1993. национальном масштабе, так и по отдельным штатам (материал об этих изменениях даётся в сравнении с предыдущими годами), статистические сборники «Дайджест образования"1. Важные сведения почерпнуты из ежегодных отчётов Национального центра статистики по образованию Министерства образования США «Состояние образования» 90-х гг.2 Каждый отчёт содержит около 60 показателей состояния системы образования: начиная с количества учащихся в учебных заведениях разного уровня, их академических достижений, и заканчивая человеческими и финансовыми ресурсами образовательной сферы. В сборниках делаются сравнения с аналогичными показателями других развитых государств. Данные о государственном финансировании системы образования США широко представлены в отчёте того же Центра статистики — «Федеральная поддержка.

•у образования: 1980; 1996 гг.". Статистические материалы позволяют выявить тенденции и закономерности процессов, хотя наиболее объективную картину даёт сопоставление цифр, опубликованных не только в США, но и в ряде других индустриально развитых стран.

Важным источником являются результаты американских и международных исследований4, в которых содержится информация о состоянии систем образования ведущих индустриальных держав к началу 90-х гг., приводятся данные, дающие представление о состоянии и тенденциях развития американской системы образования, даётся информация о процессе нововведений в американских школах в рамках достижения национальных образовательных целей в 90-е гг.

1 Digest of Education Statistics. / US Department of Education. National Center for Education Statistics. — Wash., 1991.

2 The Condition of Education 1989/ National Center for Education Statistics, US Department of Education. Office of Educational Research and Improvement. Vol. 1: Elementary and Secondary Education. — Wash., 1989; The Condition of Education 1996./ National Center for Education Statistics, US Department of Education. Office of Educational Research and Improvement. — Wash., 1996 и т. д.

3 Federal Support for Education: Fiscal Years 1980 to 1996./ Hoffman Ch. M.- National Center for Education Statistics. -Wash., 1996.

4 Таких, например, как Education at a Glance: OECD Indicators./ Center for Educational Research and Innovation. -Paris, 1995; The Educational System in the United States: Case Study Findings/ U.S. Department of Education. Office of Educational Research and Improvement, National Institute on Student Achievement, Curriculum, and Assessment. -Wash., 1999.

В работе также использованы материалы американской периодической печати — публикации изданий «Вашингтон Пост», «Нэшнл Джорнэл», «Нью.

V-*.

Иорк Тайме", «Лос-Анджелес Тайме» и некоторых других. В большинстве публикаций проводится анализ и даётся оценка ситуации с образованием в США, содержится реакция американской общественности на те или иные нововведения в системе образования со стороны государства. Привлечены публикации периодического издания ЮНЕСКО «Образование взрослых"1. Материалы периодической печати так же не лишены определённой тенденциозности. Необходимо обращать на тип и идеологические принципы того или иного издания.

Таким образом, ценность для исследователя представляет прежде всего комплексное использование источников, обеспечивая их взаимодополняемость и получая большую степень объективности материала.

Специфика данного научного исследования не предполагает наличия историографии вопроса. Она, собственно, и не могла сформироваться, поэтому в работе даётся анализ состояния литературы на сегодняшний день, сложившейся за довольно короткий период.

Современная исследовательская литература по данной тематике распадается на две неравные группы: отечественная, составившая меньшую часть исследований, и зарубежная (преимущественно англоязычная).

Внимание отечественных исследователей к обозначенным в работе аспектам проблемы распределяется на сегодняшний день неравномерно. Так, наблюдается повышенный интерес к анализу качественных характеристик рабочей силы США, где основной акцент сделан на недостаток образования у значительной части американцев, занятых в экономике в конце 80-х — 90-е гг. Глубокая качественная характеристика американской рабочей силы в указанный период, динамика качественных изменений в этой сфере.

1 Например, Adult Education Information Notes/ UNESCO. — Paris, 1991, № 3- Образование взрослых: информационные записки/ ЮНЕСКО. — Париж, 1989, № 1. рассматриваются в работах В.Б. Супяна1, И. А. Геевского, С.А. Червонной2. Этой же тематике посвящен ряд работ В.И. Марцинкевича3. Проблеме образовательного уровня рабочей силы США, связи между образованием и экономической активностью, образованием и безработицей также уделил внимание исследователь Э.К. Хижный4. На степень взаимовлияния качества американской рабочей силы и притока иммигрантов обращает внимание С.А. Червонная5.

Этот же ряд исследователей рассматривает проблемы, вставшие перед американской системой образования и обществом в целом в последние десятилетия XX в.

Детально отечественными специалистами изучена эволюция теории «человеческого капитала» на протяжении второй половины XX в. и внимание к* её отдельным моментам в конце 80-х — 90-е гг. в США. Этим вопросам посвятили свои исследования С. Л. Зарецкая, А. Н. Исаенко, Р.И. Капелюшников6 и другие.

Анализ социально-экономического развития США в рассматриваемый период, роли государства в социально-экономической сфере, в частности, в сфере образования, основных государственных образовательных программ представлен в работах В. И. Марцинкевича, Л. М. Зоновой, Е. А. Лебедевой, Е.В.

Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство. / Отв. ред. Супян В. Б. — М., 1993; Государственная экономическая политика США: современные тенденции. / Отв. ред. Супян В. Б. — М., 2002; Супян В. Б. Наёмный труд в США на новом этапе HTP: качественная эволюция и проблемы использования. — М., 1990; Супян В. Б. Рынок труда в США: механизм и проблемы. // США: экономика, политика, идеология, 1990, № 11 и другие.

2 Например, Геевский И. А., Червонная С. А. Опыт трудовых отношений в США. // США: экономика, политика, идеология. 1992, № 12.

3 Марцинкевич В. И. Образование в США: экономическое значение и эффективность. — М., 1967; Марцинкевич В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. — М., 1991; Социально-экономическая эффективность: опыт США: Роль государства. / Марцинкевич В. И. и др. — М., 1999; Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития./ Под ред. В. И. Марцинкевича. — М., 2000 и другие.

4 Хижный Э. К. Динамика образовательного уровня и других качественных характеристик рабочей силы США. // США: экономика и образование. Реферативный сборник./ Под ред. Зарецкой С. Л. — М., 1985.

5 Червонная С. А. Возможно ли «единство во множестве»? Эволюция формулы американской идентичности. // США: становление и развитие национальной традиции и национального характера. Материалы VI научной конференции ассоциации изучения США, Исторический факультет МГУ им. M.B. Ломоносова, г. Москва, 2728 января, 1999 г. — М., 1999.

6 Исаенко А. Н. Человеческий капитал в современной экономике.// США-Канада: экономика, политика, культура. 2002, № 2- Капелюшников Р. И. Образование, производительность, экономический рост./ США: экономика и образование. Реферативный сборник./ Под ред. Зарецкой С. Л. — M., 1985.

Яровой, A.A. Шлихтера1. Несмотря на то, что многие их них занимаются изучением американской научно-технической политики, в своих работах они касаются образовательного аспекта. Полезным при написании данной работы стало рассмотрение указанными авторами таких вопросов, как возрастающая потребность экономики США в квалифицированных кадрах, национальная специфика осуществления образовательного процесса, потребность американцев в повышении собственного образовательного уровня.

Достаточное внимание отечественными специалистами уделено вопросу о механизмах функционирования американской системы образования, источниках её финансирования и организации управления образованием, характеристике профессорско-преподавательского состава. Этой тематике посвятили свои работы Ю. С. Алферов, Е. И. Бражник, Т. С. Георгиева, А. Н. Джуринский, С. Л. Зарецкая, В. А. Параил, Е. В. Пискунова, Л. Д. Филиппова, К.Н. Цейкович2.

Мероприятия по обеспечению безопасности процесса обучения в американских школах пока ещё мало затрагиваются отечественными исследователями.

Недостаточно на сегодняшний день отечественными специалистами изучен большой перечень мероприятий 90-х гг., проводившихся в рамках усовершенствования системы образования США. В целом вопросы,.

1 Основные положения исследований указанных авторов содержатся в ряде монографий и коллективных работ: Перспективы социально-экономического развития США (2000;2015 гг.). / Марцинкевич В. И., Зонова Л. М., Лебедева Е. А. и др. — М., 1998; Роль государства в социально-экономическом развитии США. / Марцинкевич В. И., Яровая E.B., Шлихтер A.A. и др. — М., 1997; Социально-экономическая эффективность: опыт США: Роль государства. / Марцинкевич В. И., Яровая Е. В., Шлихтер A.A. и др. — М., 1999; Шлихтер A.A. Государственные социальные программы и местные органы власти США. — М., 1996.

2 Алферов Ю. С. Роль федерального правительства в управлении образованием. // США: экономика, политика, идеология. 1990, № 11- Бражник Е. И. Зарубежная школа на пороге XXI века. И Проблемы образования за рубежом: учебные материалы. — СПб, 1999; Георгиева Т. С. Высшая школа США на современном этапе. — М., 1989; Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. — M., 1992; Джуринский А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. — М., 1993; Зарецкая СЛ. США: бизнес и образование. Аналитический обзор. — М., 1993; Параил В. А. Профессорско-преподавательский состав высшей школы США. // США: экономика, политика, идеология. 1991, № 1- Пискунова Е. В. Вариативное обучение в школе США. // Проблемы образования за рубежом: учебные материалы. — СПб, 1999; Филиппова Л. Д. Высшая школа США. -М., 1981; Цейкович К. Н. Опыт выхода из кризиса высшей школы ведущих зарубежных стран. // Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. / Цейкович K.H., Тарасюк Л. Н., Давыдов Н. И., Ворожейкина О. Л., Пугач В. Ф. — М., 1994; Цейкович К. Н. Управление системой высшего образования в зарубежных странах. // Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. / Цейкович K.H., Тарасюк Л. Н., Давыдов Н. И., Ворожейкина О. Л., Пугач В. Ф. — М., 1994. интересующие авторов в настоящее время, можно квалифицировать в значительной степени лишь по публикациям в изданиях периодической печати, опубликованным материалам различных конференций (как отечественных, так и зарубежных), статьям в коллективных сборниках научных трудов. Среди российских авторов публикаций — В. Б. Супян, Т. В. Белова, М. В. Беляева, Э. Ю. Каверина, С.А. Червонная1. Судя по публикациям, интерес к проблеме не угасает, и в будущем, скорее всего, будет возрастать количество более комплексных работ по обозначенной тематике.

Зарубежные исследователи рассматривают более широкий круг проблем по интересующей нас тематике. В данной работе приведены ссылки на концепции наиболее ярких теоретиков «человеческого капитала», представителей зарубежной школы — Г. Беккера, А. Вагнера, Э. Денисона, Р. Майкла. У. Макмагона, Ф. Махлупа, Т. Шульца .

О механизмах функционирования американской системы образования, источниках её финансирования и организации управления образованием, характеристике профессорско-преподавательского состава писали Дж. Джонсон, X. Коллинз, В. Дьюпис, Дж. Йохансен3. Внимание к рассмотрению проблем, вставших перед американской системой образования и обществом в целом в последние десятилетия XX в., проявили такие исследователи, как — Р. Аткинсон, М. Барнет, Дж. Козоль, X. Ходжкинсон, П. Кеннеди4. На степень.

1 Кроме уже указанных публикаций это: Белова T.B. Гуманитаризация и компьютеризация как способы обновления образования в развитых странах. // Наука — производство — образование. — М., 1991; Беляева М. В. Третья волна реформы школы. // США: экономика, политика, идеология. 1991, № 4- Каверина Э. Ю. Приоритеты политики США в области сферы образования. II США — Канада: экономика, политика, культура. 2002, № 5.

2 Becker G.S. Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. — Chicago, 1993; Denison E.F. Accounting for U.S. growth 1929;1969. — Wash., 1974; Denison E.F. The interruption of productivity growth in the United States./ Economic Journal. London, 1983. Vol. 93, No. 369- Machlup F. The Economics of Information and Human Capital. — Princeton, 1984; McMahon W.W., Wagner A.P. The Monetary Returns to Education as Partial Social Efficiency Criteria./ Financing Education: Overcoming Inefficiency and Inequity./ Ed. by McMahon W.W., Geske T.G. — Urbana, 1982; Michael R.T. Measuring Non-monetary Benefits of Education: A Survey./ Financing Education: Overcoming Inefficiency and Inequity./ Ed. by McMahon W.W., Geske T.G. — Urbana, 1982; Shultz Th. W. Human Capital Approaches in Organizing and Paying For Education./ Financing Education: Overcoming Inefficiency and Inequity./ Ed. by McMahon W.W., Geske T.G. — Urbana, 1982; Shultz Th. Investing in Human Capital. The Role of Education and Research. — N.Y., 1971.

3 Johnson J., Collins H., Dupuis V., Johansen J. Introduction to the Foundations of American Education. — Boston, 1988.

4 Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век: Пер. с англ./ Предисл. В. Согрина. — M., 1997; Atkinson R. Supply and Demand for Scientists and Engineers: A National Crisis in the Making. // Science, Apr. 27, 1990; Burnett M.J. The взаимовлияния качества американской рабочей силы и притока иммигрантов обращает внимание Б. Уоттенберг1.

Изучением подготовки и реализации мероприятий в рамках совершенствования американской системы образования занимаются Д. л.

Альбрехт, А. Зидерман, Б. Вирасинге, М. Вудхолл, Г. Элгэм и другие, непосредственно формировавшие общественное мнение и предлагавшие собственные концепции преобразований.

Анализу мероприятий по обеспечению безопасности процесса обучения в американских школах посвятили свои работы Г. Ботвин, Р. Гордон, М. Гудстадт, Н. Дорн, Б. Киндер, Н. Пэйп, Л. Ричарде, А. Томпсон, С. Уолфиш3.

Тем не менее, число англоязычных работ по обозначенной тематике, опубликованных на сегодняшний день, тоже невелико.

Структурно основной текст диссертации делится на три смысловые части, что обусловлено логикой исследовательских задач, выстроенной автором. В первой части работы даётся анализ концептуальных основ американской системы образования в конце 80-х — 90-е гг. XX в., позволяющий разобраться в теоретических деталях вопроса. Следующая часть посвящена реальному состоянию данной сферы на рубеже 1980;х — 90-х гг., в которой определяются исходные пункты и задачи преобразований. В третьей части исследуются основные направления мероприятий по усовершенствованию системы образования США в конце 80-х — 90-е гг. XX в.

Case for More School Days. // Atlantic, November 1990; Hodgkinson H. The Same Client./ Institute For Education Leadership. — Wash., 1989; Hodgkinson H. The Same Client./ Institute For Education Leadership. — Wash., 1989.

1 Wattenberg B. The First Universal Nation. — N.Y., 1990.

1 Albrecht D., Ziderman A. Student Loans and Their Alternatives: Improving the Performance of Deferred Payment Programs. // Higher Education. Vol. 23, No. 4, June 1992; Algama G., Somadasa H., Weerasinghe B. Learning Mathematics: A Comparative Study Using Media Replication. // Education Technology Research and Development. Vol. 44, № 1, 1996; Woodhall M. Student Loans in Developing Countries: Feasibility, Experience and Prospects for Reform. // Higher Education. Vol. 23, No. 4, June 1992; Woodhall M. Student Loans in Higher Education: 1. Western Europe and the USA. — Paris: HEP, Educational Forum Series, No. 1, 1990.

3 Dorn N., Thompson A. Evaluation on drug education in the longer term is not an optional extra.// Community Health. 1976, № 7- Goodstadt M.S. Myths and Methodology in Drug Education: A Critical Review of the Research Evidence.// Research on Methods and Programs of Drug Education./ Ed. by Goodstadt M. — Toronto: International Council on Alcohol and Addictions, 1974; Gordon R. An Operational Classification of Disease Prevention. // Preventing Mental Disorders./ Ed. by Steinberg J.A., Silverman M.M. — Rockville (Md): U.S. Department of Health and Human Services, 1987; Kinder B.N., Pape N.E., Walfish S. Drug and Alcohol Education Programs: A Review of Outcome Studies./ International Journal Addictions. 1980, Vol.15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в конце 80-х — 90-е гг. XX в. под влиянием интенсивного экономического развития, расцвета эпохи информационных технологий развитие образования, как одно из направлений социальной политики государства, явилось объектом пристального внимания правящих кругов США. Государственные деятели вновь обратились к основным положениям теории «человеческого капитала», которые гласили, что для успешного функционирования экономики необходимо сочетание и комплексное соответствие между различными формами физического и человеческого капитала, причём определяющее значение имеет человеческий факторпрежде всего не машины, а люди оказывают влияние на экономический ростважнейший источник человеческого капитала — образование, поэтому можно утверждать, что от уровня образования работников во многом зависит производительность труда, а значит, и уровень экономического развития обществаобразование играет важную роль в повышении качества жизни работников и их экономической стабильности (на индивидуальном уровне).

Кроме того, практически свелась на «нет» дискуссия о том, какой вид регулирования должен преобладать в образовательной политике: регулирование рынка или государственные меры. Б. Клинтон объявил о собственной экономической философии, так называемом «Третьем пути», которая состояла в том, что рынок и государство должны стать взаимодополняемыми элементами на пути реформирования системы образования.

К концу XX в. в США сложилась сложная и многоступенчатая система образования, имеющая ряд национальных особенностей. Во-первых, отсутствовал отдельно выделенный средний профессиональный уровень образования. Кроме того, в начале 1990;х гг. США были единственной индустриально развитой страной, не имеющей общенациональной системы профессиональной подготовки учащихся старших классов школы.

Важная особенность американской системы образования — её децентрализация, которая подразумевает отсутствие общенациональной системы, невмешательство федерального правительства в процесс составления образовательных программ для школ и вузов, что обусловлено американским законодательством и прописано в Конституции США. В основном проведение образовательной политики было вменено в обязанности администраций штатов и округов. Эта особенность, с одной стороны, во многом позволяла учитывать местные и региональные различия, с другой стороны — влекла за собой неоднородность американской системы образования, которая проявлялась в социально-экономических характеристиках учащихся, учебных планах, типах образовательных программ, размерах ученических классов, ресурсах школ, методах обучения, требованиях к педагогам и учащимся в различных регионах и учебных заведениях страны, качестве учебных заведений. Децентрализация системы образования наложила отпечаток и на способ её финансирования. Для каждого образовательного уровня была разработана своя финансовая схема, участниками которой в разной степени являлись федеральное правительство, правительства штатов и местные органы власти.

Особенностей американской системе образования добавлял наплыв иммигрантов нового типа, характерный для 80−90-х гг. XX в.: во-первых, они приезжали из большего количества стран, нежели в 1900 — 1910 гг., соответственно, расширялся круг языков, на которых говорило население СШАво-вторых, у вновь прибывавших в страну, в том числе и школьников, отмечался особенно низкий уровень образования, кроме того, им было чрезвычайно сложно адаптироваться к новым условиям обучения.

На протяжении второй половины XX в., в отдельные периоды на государственном уровне данной сфере в США то уделялось повышенное внимание, то предпринимались попытки отодвинуть образование на второй план. Многое зависело от международного положения, в котором находились Соединённые Штаты, точнее, от изменяющейся степени конкурентоспособности американского государства на международном уровне. Ключевыми фигурами в этом смысле выступили президенты Д. Эйзенхауэр (под влиянием «спутникового шока» в период его президентства был принят Закон об образовании в целях национальной обороны 1958 г.) и JI. Джонсон (в рамках объявленной его администрацией борьбы с бедностью и построения «государства всеобщего благосостояния» уделивший внимание борьбе с низким качеством школьного обучения и решению проблемы доступа к образованию детей из семей с низким уровнем дохода).

Экономическая ситуация 1970;х гг. (кризисы середины 70-х гг.), привела к тому, что произошло снижение социально-экономической ценности высшего образования. Ему не уделяли первостепенного внимания, как фактору экономического процветания государства. В итоге состояние образования американцев к началу 1980;х гг. значительно отставало от требований развития экономики и не могло конкурировать с образованием населения многих других развитых стран.

Лишь в первой половине 1980;х гг. в США снова вернулись к серьёзному обсуждению проблем образования. С конца 1980;х гг. стало возможным реально говорить о том, что вновь на федеральном уровне начало уделяться повышенное внимание недостаткам системы образования и необходимости вмешательства в процесс их устранения. На протяжении 1980;х гг., при Администрации Р. Рейгана, отсутствовала чёткая систематизация необходимых изменений в американской системе образования и путей их осуществления, и предпринимались отдельные меры по решению наболевших вопросов, к 1989 г. уже назрела необходимость концептуального и организационного оформления основных образовательных задач.

У американских школьников к концу 1980;х гг. чаще всего обнаруживался недостаток знаний по математике и естественным наукам по сравнению с их сверстниками из других стран. Результаты проверок демонстрировали провалы в знаниях учащихся по истории и географии.

Из-за усилившегося наплыва иммигрантов школы были вынуждены идти на дополнительные затраты, чтобы нанять учителей, владеющих двумя или более языками, организовывать дополнительные обучающие курсы для детей иммигрантов, менять требования к медицинскому обслуживанию в школах, увеличивать размеры классов, что сказывалось на качестве обучения в целом.

Возрастал уровень учащихся, по тем или иным причинам оставивших учёбу в школе раньше времени и не получавших документ о среднем образовании (в конце 1980;х гг. в некоторых штатах — до 25%). 75% молодых американцев, окончивших среднюю школу, не получали впоследствии диплом колледжа. В результате многие из них не приобрели знаний и профессиональных навыков, необходимых для того, чтобы успешно конкурировать на рынке труда в условиях экономической ситуации рубежа 1980;х — 90-х гг., когда повышение собственной квалификации стало практически единственным способом успешного трудоустройства.

Часто современным требованиям не соответствовало качество образования в американских школах. Недостаточные объёмы финансирования приводили к закрытию программ, уменьшению количества учителей. Возросло количество случаев распространения и употребления алкоголя и наркотических веществ учащимися, случаев ношения и применения оружия в школах, что ставило под вопрос безопасность школьного обучения в США.

Для выпускников школ значительной проблемой являлась доступность обучения в колледжах и университетах, стоимость которого с каждым годом возрастала.

Проблемы образовательной системы, копившиеся на протяжении второй половины 90-х гг. XX в., сказались и на общем уровне функциональной и технологической грамотности американского населения. Миллионы американцев (по разным данным от 23 до 84 млн.) были функционально ' неграмотны. Однако обширные технологические и организационные изменения в экономике на рубеже 1980 — 90-х гг. вызвали повышенный интерес к грамотным и квалифицированным работникам на производстве, неотъемлемой частью которого стала компьютеризация трудового процесса. Система образования США не обеспечивала учащихся навыками компьютерной грамотности современного уровня.

Существовавший в конце 80-х гг. XX в. уровень образования настоящей и будущей американской рабочей силы был признан специалистами Соединённых Штатов неадекватным потребностям экономики.

Администрация Дж. Буша, признавая приоритетность сферы образования в экономическом развитии США, поставила перед собой, образовательными учреждениями и ведомствами, задействованными в управлении образованием, цель — разработать действия по решению проблем, пронизывавших систему образования США. В сентябре 1989 г. в Шарлотсвиле (штат Виржиния) на образовательном Саммите, в котором приняли участие 50 губернаторов штатов и президент США Дж. Буш, были выдвинуты 6 национальных образовательных целей, достичь которые планировалось к 2000 г. Немного позже они были оформлены в общенациональную стратегическую программу, которая получила громкое название «Америка 2000». Стратегия была призвана установить некие ориентиры, к которым необходимо стремиться экономически развитому государству. Поэтому целесообразно относиться к программе «Америка 2000» как к установлению приоритетных направлений, в которых необходимо было предпринимать действия в первую очередь. Изначально было ясно, что на достижение большинства целей потребуется больше времени, чем было установлено. Но Дж. Буш ещё до начала Саммита призывал к расстановке приоритетов и дальнейшей работе с ними. Кроме того, обозначив цели, администрация ещё не располагала полным комплексом данных о деталях проблем, не устранив которые этих целей было невозможно достичь. Такие детали вышли на первый план позже, в процессе работы над достижением целей в 90-е гг. XX в.

В 1994 г., уже в период президентства Б. Клинтона, стратегическая программа «Америка 2000» претерпела некоторые коррективы и дополнения, затем была законодательно оформлена и получила название «Цели 2000: Закон об образовании для Америки». Этим законом администрация Б. Клинтона продемонстрировала преемственность курса на совершенствование американской системы образования, взятого предшествующей республиканской администрацией.

Структура общенациональных образовательных Целей позволяет выделить основные направления (или задачи), определившие большую часть изменений в рамках совершенствования образовательной системы США в конце 80-х — 90-е гг. XX в.: во-первых, увеличение количества американцев, получивших, по крайней мере, полное среднее образование и имеющих основные навыки грамотности. Сюда включены задачи: достижение 90% -ного уровня молодых американцев, заканчивающих полную среднюю школу, решение проблемы низкой грамотности большой части взрослых американцев, решение вопроса доступности образования (высшей ступени), установление тесной связи обучения в школе с приобретением учащимися профессиональных навыков. Второе направление — значительное улучшение качества обучения, чему подчинена преобладающая часть национальных образовательных Целей. Его основными задачами стали: качественный пересмотр учебных планов по изучению математики и естественных наук в американской школеразработка и введение в школах общих академических стандартовусиление дошкольной подготовки детейповышение квалификации преподавателейусиление родительской причастности к процессу обучения их детей. Третье направление — повышение безопасности процесса обучения, где основной задачей стала разработка мер по предупреждению и борьбе с употреблением учащимися наркотических веществ, а также решение вопроса о пресечении попыток учеников приносить и применять оружие в школах.

Важными аспектами расширения доступа к получению образования в США в рассматриваемый период стали пересмотр в начале 1990;х гг. программ студенческих займов и обсуждение вопроса о приобретении профессиональных навыков американскими учащимися в процессе школьного обучения. Поскольку многие программы в рамках направления расширения доступности образования в США только к концу 1990;х гг. начали работу, о громких результатах пока говорить рано, эффективность таких программ сможет продемонстрировать или опровергнуть лишь следующее десятилетие. Тем не менее, первых результатов к концу 1990;х гг. удалось достичь. О реальном увеличении доступа американцев к высшему образованию говорило изменение численности американцев, принятых в колледжи. Если во второй половине 1980;х гг. в колледжи поступали 50 выпускников школ на каждую 1000, то к 1997 г. из 1000 в колледжи поступал уже 131 выпускник.

Несмотря на активное проведение мероприятий по повышению уровня грамотности взрослых в США, заметного сокращения числа «функционально неграмотных» американцев к концу 1990;х гг. не произошло. Специальными программами образования и грамотности для взрослых к концу 1990;х гг. удалось охватить лишь 27% не закончивших 8 классов, 7% не закончивших полную среднюю школу (12 классов), около 1/7 функционально неграмотных американцев. Однако первые значительные результаты дало функционирование «гражданских классов» для иммигрантов: 400 000 участников программы «Английский как второй язык» достигли базового уровня владения языком и перешли к промежуточному уровню (между базовыми знаниями и мастерством). Многие же мероприятия, направленные на устранение ряда основных причин неграмотности взрослого населения США — такие как помощь малообеспеченным американцам в окончании школы, расширение доступа к высшему образованию, повышение качества американского образования и некоторые другие — начали функционировать лишь с середины.

1990;х гг. и, естественно, ещё не дали серьёзных результатов, которые коренным образом изменили бы ситуацию.

Отойти от обсуждений и исследований и перейти к конкретным действиям, как изначально было задумано Дж. Бушем, в отношении образовательных целей не удалось. Имеющихся к 1989 г. данных о состоянии образования оказалось недостаточно для разработки действий по решению проблем, необходимо было более детально изучить ситуацию. На протяжении всего десятилетия проводился целенаправленный анализ ситуации, только в результате чего удалось выделить более полный комплекс вопросов, которые необходимо было решить в первую очередь для достижения целей.

В отношении качественного направления реформирования американской системы образования в 1990;е гг. США особенно преуспели в плане компьютеризации школ и подключении компьютеров к Интернету. В результате работы большого количества новых программ, принятых в 90-е гг., с 1994 по 1998 гг. количество школьных классов, имеющих доступ к Интернету, возросло, включая школы, расположенные в районах с высоким уровнем бедности. К тому же, за 4 года значительно сократился разрыв в области доступа к Интернету между школами в наиболее экономически благополучных районах и школами в районах с высоким уровнем бедности. Так, если в 1994 г. против 40% школ районов с низким уровнем бедности, имевших доступ к всемирной сети, таким же доступом обладали лишь 19% школ районов с высоким уровнем бедности, в 1996 г. это соотношение было 78% к 53%, то уже к 1998 г. эти цифры увеличились до 87% и 80% соответственно.

В 90-е гг. XX в. в США был практически решён вопрос о разработке академических стандартов — были готовы стандарты «рекомендательного характера» по математике, естественным наукам, истории, шла активная работа над созданием стандартов по искусству, географии, государству и праву, английскому и иностранным языкам, но ещё не была проведена необходимая работа по их принятию подавляющим числом американских школ.

В направлении повышения качества подготовки детей к обучению в американской школе усилия были направлены в первую очередь на обеспечение условий подготовки дошкольников. В области улучшения л качества преподавания в школах основным направлением стала популяризация профессии учителя, однако в 1990;е гг. в этом плане пока звучали лишь лозунги, без дополнительного финансирования проблему было не решить.

В заслугу 1990;м гг. справедливо поставить попытку решения проблемы безопасности школьного обучения в рамках системы образования, поскольку на первый план в борьбе с массовым употреблением наркотических веществ и насилием в эти годы выходит школьная среда. Разрабатывался ряд новых программ, происходило активное включение антинаркотического аспекта в уже существовавшие популярные программы.

В 90-е гг. XX в. впервые в США серьёзно стал рассматриваться криминальный аспект учебного процесса (ношение и применение оружия школьниками). Важным моментом стала концентрация всеобщих усилий на • предупреждающих программах для учащихся младшего школьного возраста, поскольку проблема распространения случаев ношения и применения оружия учениками начальных школ приобрела в 90-е гг. особую остроту. Основные мероприятия широко варьировались от «экстренных», жёстких способов решения проблемы (оснащение школ детекторами металла, запрет на ношение ранцев и свободной формы и т. д.) до вовлечения в предотвращающий процесс самих учащихся (создание так называемых команд из лидеров учащихся). Как показала практика, в 1990;е гг. в США ещё не возникло повода отказываться от запрещающих мер, и во внимание принималось комплексное сочетание мероприятий.

Проведение подобных мер вызвало массу вопросов и споров об их целесообразности и эффективности, что в свою очередь говорило, прежде всего, о степени остроты проблемы для американского общества в целом, а т также лишь о начальном этапе предотвращающей деятельности, когда цельная линия действий ещё не сформировалась. Возникал ряд проблем с реализацией разработанных мероприятий. Продолжались дискуссии относительно целесообразности проведения и эффективности мероприятий.

Как показали 1990;е гг., в стороне от решения столь важной проблемы не остались ни государственные ведомства и учреждения, ни академическая элита, ни СМИ, ни родители учеников, ни школы, ни сами учащиеся. Судя по тому, что многие мероприятия вступили в силу лишь в конце 1990;х гг., а также, как и в случае с остальными целями, сформулированными в рамках стратегической программы «Америка 2000» в 1989 и 1994 гг., в процессе выработки решения проблемы была создана более полная картина нерешённых вопросов и противоречий, цель обеспечения безопасности процесса школьного обучения в США к 2000 г. в буквальном смысле слова достигнута не была. Тем не менее, налицо был активный начальный этап её достижения, который к концу 90-х гг. XX в. не сбавлял, а лишь набирал темпы.

Таким образом, полностью национальные образовательные цели в 1980 -* 90-е гг. не были достигнуты. Тем не менее, удалось обратить внимание широких кругов американской общественности на приоритетные направления, от развития которых в ближайшем будущем будет зависеть благосостояние государства, и вовлечь в это развитие представителей бизнеса, академическую элиту, СМИ, образовательные учреждения, родителей учащихся и самих учеников. Несмотря на невыполнение ряда поставленных задач, к концу 1990;х гг. наблюдались заметные улучшения в части обозначенных стратегических направлений: в процессе компьютеризации учебного процесса в американских школах, в расширении доступа к получению высшего образования, в приобретении учащимися профессиональных навыков в рамках школьного обучения и некоторых других. Отчасти, определённых результатов в совершенствовании американской системы образования удалось добиться благодаря благоприятной экономической ситуации, в которой оказались к концу 1990;х гг. Соединённые Штаты. В 1998 г. впервые имел место профицит федерального бюджета, что позволило увеличить объёмы финансирования образования. Сбалансированный бюджет повлёк за собой ряд изменений в финансировании образовательных мероприятий1.

Достигнутые результаты и объявленные намерения в области дальнейшего совершенствования системы образования позволяют говорить о том, что образовательное направление, не потеряв к началу нового столетия свою актуальность, осталось одним из национальных приоритетов американского государства. Как справедливо отметил В. Б. Супян, образование к концу 1990;х гг. сохранило ключевое значение для функционирования американской экономики, оно продолжало вносить важный вклад в развитие человеческого фактора, который приобрёл особое значение в высокоразвитой Л экономике. Одной из приоритетных областей к началу нового столетия в США стало высшее образование (к концу 1990;х гг. государственные расходы на эти цели составили почти 145 млрд долл.3). По мнению В. Б. Супяна, развитию высшего образования в США в конце 1990;х гг. уделялось внимание по двум.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Adult Education Information Notes/ UNESCO. Paris, 1991, № 3.
  2. America 2000: An Education Strategy/ U.S. Department of Education. Wash., 1991.-62 p.
  3. A Nation at Risk. The Imperative for Educational Reform. The National Commission on Excellence in Education. Wash., 1983.
  4. Digest of Education Statistics. / US Department of Education. National Center for Education Statistics. Wash., 1991. — 370 p.
  5. Economic Report of the President. Wash.: Gov. print, off., 1993. — III, 474 p.
  6. Economic Report of the President. Wash.: Gov. print, off., 1994. — III, 398 p.
  7. Economic Report of the President. Wash.: Gov. print, off., 1995. — 407 p.
  8. Economic Report of the President. Wash.: Gov. print, off., 1997. — 424 p.
  9. Economic Report of the President. Wash.: Gov. print, off., 1998. — III, 408 p.
  10. Economic Report of the President. Wash.: Gov. print, off., 1999. — (2), 454 p.
  11. Economic Report of the President. Wash.: Gov. print, off., 2000. — (2), 432 p.
  12. Education and the Economy: An Indicators Report. Wash., 1997.
  13. Education at a Glance: OECD Indicators./ Center for Educational Research and Innovation. Paris, 1995. — 373 p.
  14. Education Technology Programs Authorized Under the Elementary and Secondary Education Act (ESEA): Hearing before the Subcomm. on Early
  15. Childhood, Youth a. Families of the Comm. on Education and the Workforce, House of Representatives, 106th Congr., 1st sess. Hearing Held in Washington, DC, May 11, 1999. Wash.: Gov. print, off., 1999. — IV, 135 p.
  16. Educational Innovation and Information. / UNESCO, International Bureau of
  17. Education. Geneva, September 1992, № 72.
  18. Federal Support for Education: Fiscal Years 1980 to 1996./ Hoffman Ch. M.- National Center for Education Statistics. Wash., 1996. — V, 49 p.
  19. Hearing on Education Funding: Hearing before the Comm. on Education a. Labor, House of Representatives, 101st Congr., 2d sess.- Hearing Held in Washington DC, Febr. 28, 1990. Wash.: Gov. print, off., 1990. — III, 146 p.
  20. Hearing on Federal Student Loan Programs: Hearing before the Subcomm. on Oversight a. Educational Opportunities, House of Representatives, 104th Congr., 1st sess., Hearing held in Washington, DC, May 23, 1995. Wash.: Gov. print, off., 1995.-IV, 455 p.
  21. Hearing on H.R. 6, School Safety: Hearing before the Subcomm. on Elementary, Secondary, a. Vocational Education a. Labor, House of Representatives, 103d
  22. Congr., 1st sess.: Hearing Held in Washington, DC, June 22, 1993. Wash.: Gov. print, off., 1994.-Ill, 69 p.
  23. Hearings on H.R. 2884, School-to-work Opportunities Act of 1993: Hearings before the Comm. on Education a. Labor, House of Representatives, 103d Congr., 1st sess. ., Sept. 29, Oct. 20., a. 27, 1993. Wash.: Gov. print, off., 1994. — V, 678 p.
  24. K-12 Math and Science Education: What is Being Done to Improve It?: Hearingtli «¦before the Comm. on Science, House of Representatives, 106 Congr., 1 sess.- Apr. 28, 1999. Wash.: Gov. print, off., 1999. — 239 p.
  25. Los Angeles Times, Apr. 9, 1993.
  26. Los Angeles Times, May 9,1993.
  27. National Journal, № 33−34, Aug. 19, 1989.
  28. National Journal,№ 36, Sept. 9,1989.
  29. National Journal, № 37, Sept. 16, 1989.
  30. National Journal, № 38, Sept. 23, 1989.
  31. National Journal, № 40, Oct. 7, 1989.
  32. National Journal, № 43, Oct. 28, 1989.
  33. National Journal, Nov. 9, 1993.
  34. Nation’s Business, Dec., 1993.46.0verview of Adult Education: Hearing of the Comm. on Labor a. Human
  35. Resources, US Senate, 105th Congr., 1st Sess.. May 16, 1997. Wash.: Gov. print, off., 1997.-Ill, 88p.
  36. Statistical Abstract of the United States 1997. Wash., 1997.
  37. Statistical Abstract of the United States 1997. Wash., 1998.
  38. Statistical Abstract of the United States 1999. Wash., 1999.
  39. The Almanac of Higher Education 1994. Chicago & London, 1994.
  40. The Condition of Education 1989/ National Center for Education Statistics, US Department of Education. Office of Educational Research and Improvement. Vol. 1: Elementary and Secondary Education. Wash., 1989.
  41. The Condition of Education 1994/ National Center for Education Statistics, US Department of Education. Office of Educational Research and Improvement. -Wash., 1994.-XXV, 442 p.
  42. The Condition of Education 1996./ National Center for Education Statistics, US Department of Education. Office of Educational Research and Improvement. -Wash., 1996.
  43. The Educational System in the United States: Case Study Findings/ U.S. Department of Education. Office of Educational Research and Improvement, National Institute on Student Achievement, Curriculum, and Assessment. -Wash., 1999.-XXI, 219 p.
  44. The National Drug Control Strategy, 1998: Budget Summary./ U.S. Office of National Drug Control Policy. Wash., 1998. — IV, 207 p.
  45. The National Drug Control Strategy: 1999./ U.S. Office of National Drug Control Policy. Wash., 1999. — X, 138 p.
  46. The National Education Goals Report: Building a Nation of Learners. Volume One: The National Report. Wash., 1993.
  47. The New York Times, July 31,1988.
  48. The New York Times, Febr. 5, 1989.
  49. The New York Times, Sept. 6, 1989.
  50. The New York Times, Sept. 14,1989.
  51. The New York Times Metropolitan News, Sept. 27, 1989.
  52. The New York Times Metropolitan News, Sept. 28, 1989.
  53. The New York Times, Jan. 16, 1990.
  54. The New York Times, Dec. 26, 1990.
  55. The New York Times, Nov. 26, 1992.
  56. The New York Times, Apr. 9, 1993.
  57. The Price We Pay for Illiteracy: Hearing of the Comm. on Labor a. Human Resources, US Senate, 105th Congr., 2d sess. on.- Dec. 11, 1998. Wash.: Gov. print, off., 1998.-Ill, 93 p.
  58. The Wall Street Journal, Febr. 2, 1990.
  59. The Wall Street Journal, Febr. 22, 1993.
  60. The Washington Post, October 15, 1990.
  61. The Washington Post, Vol. 10, № 28, May, 1993.
  62. The Washington Post, Vol. 10, № 29, May, 1993.
  63. The Washington Post, Vol. 10, № 31, May June, 1993.
  64. The Washington Post, Vol. 10, № 32, June, 1993.
  65. The Washington Post, Vol. 10, № 36, July, 1993.
  66. The Washington Post, Vol. 10, № 41, Aug., 1993.
  67. The Washington Post, Vol. 10, № 44, Sept., 1993.
  68. The Washington Post, Vol. 10, № 45, Sept., 1993.
  69. The Washington Post, Vol. 11, № 5, Nov. Dec., 1993.
  70. The Washington Post, Febr. 22, 1998.
  71. U.S. News and World Report, Jan. 8, 2001.
  72. Workforce 2000. Work and Workers for the 2151 Century. Hudson Institute, 1. dianapolis, June 1987. 90. Образование взрослых: информационные записки/ ЮНЕСКО. Париж, 1989, № 1.
  73. Образование взрослых: информационные записки/ ЮНЕСКО. Париж, 1989, № 2.
  74. Образование взрослых: информационные записки/ ЮНЕСКО. Париж, 1989, № 3.
  75. Образование взрослых: информационные записки/ ЮНЕСКО. Париж, 1990, № 2.
  76. Образование взрослых: информационные записки/ ЮНЕСКО. Париж, 1990, № 3.
  77. Образование взрослых: информационные записки/ ЮНЕСКО. Париж, 1990, № 4.
  78. Ю.С. Роль федерального правительства в управлении образованием. // США: экономика, политика, идеология. 1990, № 11, с. 51−58.
  79. Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство. / Отв. ред. Супян В. Б. М., 1993. — 240 с.
  80. JT.А. Первые сто дней президента Клинтона.// США: экономика, политика, идеология. 1993, № 6, с. 3−12, 28.
  81. В.А. Экономическая политика Рейгана и буржуазная теория. // США: экономика, политика, идеология. 1984, № 9, с. 27−42.
  82. Е.Ю. Подготовка педагогических кадров. // США: экономика, политика, идеология. 1990, № 12, с. 59−66.
  83. Т.В. Гуманитаризация и компьютеризация как способы обновления образования в развитых странах. // Наука производство -образование. — М., 1991, с. 124−131.
  84. М.В. Третья волна реформы школы. // США: экономика, политика, идеология. 1991, № 4, с. 64−69.
  85. Бок Д. Университеты и будущее Америки. М., 1993.
  86. Е.И. Зарубежная школа на пороге XXI века. // Проблемы образования за рубежом: учебные материалы. СПб, 1999. — 62 с.
  87. К.С. США: эволюция буржуазного сознания. М., 1981.
  88. В.Н., Иванов O.A., Трибрат В. В. Американское общество на рубеже веков (по материалам переписи населения 2000 г.) // США Канада: экономика, политика, культура. № 9, 2002, с. 19−38.
  89. И.А., Червонная С. А. Опыт трудовых отношений в США. // США: экономика, политика, идеология. 1992, № 12, с. 52−59.
  90. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М., 1989. -144с.
  91. Государственная экономическая политика США: современные тенденции. / Отв. ред. Супян В. Б. М., 2002. — 348 с.
  92. Государство и рынок: американская модель./ Под ред. М. А. Портного, В. Б. Супяна. М., 1999. — 436 с.
  93. А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992.-177 с.
  94. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993. — 192 с.
  95. C.JI. США: бизнес и образование. Аналитический обзор. М., 1993.-36 с.
  96. А.Н. Человеческий капитал в современной экономике. // США-Канада: экономика, политика, культура. 2002, № 2, с. 110−127.
  97. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945−1990. / Под ред. Е. Ф. Язькова. М., 1993. — 447 с.
  98. Э.Ю. Приоритеты политики США в области сферы образования. // США Канада: экономика, политика, культура. 2002, № 5, с. 90−103.
  99. Р.И. Образование, производительность, экономический рост. // США: экономика и образование. Реферативный сборник./ Под ред. Зарецкой С. Л. -М., 1985, с. 18−66.
  100. П. Вступая в двадцать первый век: Пер. с англ./ Предисл. В. Согрина. М., 1997. — 480 с.
  101. A.A. Некоторые вопросы развития американской либерально-реформистской мысли (1929−1938 гг.)// Американский ежегодник. 1977. -М., 1977.
  102. Либерализм Запада XVII XX вв. / Согрин В. В. и др. — М., 1995. — 227 с.
  103. Либеральная традиция в США и её творцы. / Язьков Е. Ф. и др. М., 1997. — 320 с.
  104. В.И. Образование в США: экономическое значение и эффективность. М., 1967.
  105. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М., 1991. — 240 с.
  106. B.C. Об «утечке умов» из России в Америку. // США Канада: экономика, политика, культура. 2000, № 1, с. 109−123.
  107. Ю., Карташова JI. Управление персоналом: нужны квалифицированные специалисты. // Человек и труд. 1994, № 6, с. 87−91.
  108. Опыт децентрализации социально-экономической политики США: сборник статей. / Отв. ред. Шлихтер A.A. M., 1991. — 119 с.
  109. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. / Цейкович К. Н., Тарасюк JI.H., Давыдов Н. И., Ворожейкина О. Л., Покладок Е. В. M., 1994. — 118 с.
  110. В.А. Профессорско-преподавательский состав высшей школы США. // США: экономика, политика, идеология. 1991, № 1, с. 68−72.
  111. Перспективы социально-экономического развития США (2000−2015 гг.). / Марцинкевич В. И., Зонова Л. М., Лебедева Е. А. и др. М., 1998. — 86 с.
  112. Е.В. Вариативное обучение в школе США. // Проблемы образования за рубежом: учебные материалы. СПб, 1999. — 62 с.
  113. A.A. Государство «всеобщего благосостояния»? Мифы и реальности современной Америки. М., 1985. — 256 с.
  114. Приоритетные направления развития воспроизводственных сил США. / Василевский Э. К., Зонова Л. М., Лебедева Е. А. и др.- Отв. ред. Марцинкевич В.И.-М., 1991.-149 с.
  115. В.И. Интеллектуальные потенциалы США и России: на пути к конкуренции умов. // США Канада: экономика, политика, культура. 1999, № 12, с. 76−90.
  116. С.М. Администрация Клинтона: подводить итоги ещё рано.// США-Канада: экономика, политика, культура. 2000, № 2, с. 3−15.
  117. Роль государства в социально-экономическом развитии США. / Марцинкевич В. И., Яровая Е. В., Шлихтер A.A. и др. М., 1997. — 155 с.
  118. Северная Америка и Россия. Экономические связи в 2000 году: ежегодный справочник. М., 1999.
  119. Р.Х., Дитрих Г. Б., Гибсон Д. В. Предпринимательский университет: роль высшего образования в США в коммерциализациитехнологии и экономическом росте. // Международный журнал социальных наук. М., 1993, № 2, с. 3−15.
  120. В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX в. М., 1995. — 238 с.
  121. Социально-экономическая эффективность: опыт США: Роль государства. / Марцинкевич В. И., Яровая Е. В., Шлихтер A.A. и др. М., 1999. — 271 с.
  122. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития./ Под ред. В. И. Марцинкевича. М., 2000. — 301 с.
  123. В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века.-М., 2001.-152 с.
  124. В.Б. Американская экономика: особенности современной модели. // США Канада: экономика, политика, культура. 1999, № 3−4, с. 56−67.
  125. В.Б. Наёмный труд в США на новом этапе НТР: качественная эволюция и проблемы использования. М., 1990. — 143 с.
  126. В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты развития. // США Канада: экономика, политика, культура. 2000, № 1, с. 80−93.
  127. В.Б. Рынок труда в США: механизм и проблемы. // США: экономика, политика, идеология. 1990, № 11, с. 3−12.
  128. А.Г. Послеуниверситетское образование в США. // США: экономика, политика, идеология. 1993, № 9, с. 56−74.
  129. США на рубеже веков./ Под ред. С. М. Рогова. М., 2000. — 496 с.
  130. США: экономика и образование. Реферативный сборник./ Под ред. Зарецкой СЛ. -М., 1985. 228 с.
  131. Т.А. Система подготовки интеллектуальной элиты в США. -М., 1988.
  132. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты./ Под ред. В. И. Марцинкевича. М., 1994. — 228 с.
  133. JI.Д. Высшая школа США. М., 1981.-328 с.
  134. Е.Ю. Образование взрослых в США: современное состояние и перспективы развития: Автореф. дис.. канд. наук- Педагогии, науки: 13.00.01 / Моск. гос. открыт, пед. ун-т. М., 1999. — 23 с.
  135. Э.К. Динамика образовательного уровня и других качественных характеристик рабочей силы США. // США: экономика и образование. Реферативный сборник./ Под ред. Зарецкой C.JI. М., 1985, с. 67−86.
  136. К.Н. Опыт выхода из кризиса высшей школы ведущих зарубежных стран. // Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. / Цейкович К. Н., Тарасюк JI.H., Давыдов Н. И., Ворожейкина O. JL, Пугач В. Ф. М., 1994. — с. 6−19.
  137. К.Н. Управление системой высшего образования в зарубежных странах. // Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. / Цейкович К. Н., Тарасюк JI.H., Давыдов Н. И., Ворожейкина O. JL, Пугач В. Ф. -М., 1994.-с. 19−36.
  138. Школьные реформы в развитых странах Запада: экспериментальное учебное пособие. / Под ред. Мальковой З. А., Митиной B.C. М., 1992. — 157 с.
  139. A.A. Государственные социальные программы и местные органы власти США. М., 1996. — 81 с.
  140. Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (19 181 945). Курс лекций. М., 2000. — 352 с.
  141. Albrecht D., Ziderman A. Student Loans and Their Alternatives: Improving the Performance of Deferred Payment Programs. // Higher Education. Vol. 23, No. 4, June 1992, p. 357−374.
  142. Crisis in the Making. // Science, Apr. 27, 1990, pp. 425−432.
  143. Becker G.S. Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Chicago, 1993. — XXII, 390 p.
  144. Berg I. Education and Jobs: The Great Training Robbery. N.Y., 1972. — XXI, 200p.
  145. Burnett M.J. The Case for More School Days. // Atlantic, November 1990, pp. 78−106.
  146. Burris B.H. No Room At the Top.: Underemployment and Alienation In the Corporation./ Forew. by Sexton P.C. -N.Y., 1983. XX, 331 p.
  147. Burris V. The Social and Political Consequences of Overeducation./ The American Sociological Review, N.Y., 1983. Vol. 48, № 4.• 170. Denison E.F. Accounting For U.S. Growth 1929−1969. Wash., 1974. — 355 p.
  148. Denison E.F. The Interruption of Productivity Growth In the United States./ Economic Journal. London, 1983. Vol. 93, No. 369.
  149. Dore R.P. Human Capital Theory, the Diversity of Societies, and the Problem Quality of Education./ Higher Education. Amsterdam, 1976. Vol. 5, No. 1.
  150. Dore R.P. Human capital theory, the diversity of societies, and the problem quality of education. // Higher Education. Amsterdam, 1976. Vol. 11, No. 1.
  151. Dorn N., Thompson A. Evaluation on Drug Education in the Longer Term Is Not an OptionalEextra. // Community Health. 1976, № 7, p. 154−161.
  152. Edwards R.C. Industrial Traits and Organizational Incentives: What Makes a Good Worker? // Journal of Human Resources. Madison, 1976. Vol. 11, No. 1.
  153. Everybody Counts: A Report to the Nation of the Future of Mathematics Education. / National Research Council. Wash., 1989.
  154. Freedman K., Lui M. The Importance of Computer Experience, Learning Processes, and Communication Patterns in Multicultural Networking. // Education Technology Research and Development. Vol. 44, № 1, 1996, p. 43−59.
  155. Freeman R.B. Employment Opportunities in the Doctorate Manpower Market. // Industrial and Labor Relations Review. Quarterly. N.Y., 1980. Vol.33, No. 2.
  156. Freeman R.B. Overinvestment in College Instruction? // Journal of Human Resources. Madison, 1975, Vol. 11, No. 3.
  157. Freeman R.B. The Overeducated American. N. Y., 1976. — XI, 218 p.
  158. Goodstadt M.S. Myths and Methodology in Drug Education: A Critical Review of the Research Evidence.// Research on Methods and Programs of Drug Education./ Ed. by Goodstadt M. Toronto: International Council on Alcohol and Addictions, 1974.
  159. Gordon R. An Operational Classification of Disease Prevention. // Preventing Mental Disorders./ Ed. by Steinberg J.A., Silverman M.M. Rockville (Md): U.S. Department of Health and Human Services, 1987.
  160. History of Education in America./ John D. Pulliam, James J. Van Patten. -Columbus (Ohio), 1999.
  161. Hodgkinson H. The Same Client./ Institute For Education Leadership. Wash., 1989.
  162. Johnson J., Collins H., Dupuis V., Johansen J. Introduction to the Foundations of American Education. Boston, 1988.
  163. Kinder B.N., Pape N.E., Walfish S. Drug and Alcohol Education Programs: A Review of Outcome Studies. // International Journal Addictions. 1980, Vol.15, p. 1035−1054.
  164. Kozol J. Illiterate America. N.Y., 1985.
  165. Machlup F. The Economics of Information and Human Capital. Princeton, 1984.
  166. McMahon W.W., Wagner A.P. The Monetary Returns to Education as Partial Social Efficiency Criteria. // Financing Education: Overcoming Inefficiency and Inequity./ Ed. by McMahon W.W., Geske T.G. Urbana, 1982. — XI, 355 p.
  167. Menacker J. School Law: Theoretical and Case Perspectives. N.Y., 1987.
  168. Michael R.T. Measuring Non-monetary Benefits of Education: A Survey. // Financing Education: Overcoming Inefficiency and Inequity. / Ed. by McMahon W.W., Geske T.G. Urbana, 1982. — XI, 355 p.
  169. National Conference on Drug Abuse Prevention Research: Presentations, Papers and Recommendations. September 19−20, 1996. Marriot at Metro Center, Washington, DC. National Institute on Drug Abuse. Rockville (Md.), 1998. -VII, 182 p.
  170. Nye J.S., Jr. The Paradox of American Power. Why the World’s Only Superpower Can’t It Alone. N.Y., Oxford: Oxford University Press, 2002. -XVIII, 222 p.
  171. Reddi U. Common Goals, Different Realities: Comparing Issues in
  172. Educational Technology in the United States, Canada and India. // Education Technology Research and Development. Vol. 44, № 1, 1996, p. 110−111.
  173. Reich R.B. Human Capital and Economic Policy. // Dissent. Vol. 30, № 3. -N.Y., 1983.
  174. Report of the Comparison of The Skills of the Average Work Force. // America’s Choice: High Skills or Low Wages! Rochester (N.Y.), 1990.
  175. Richards L.G. Government Programs and Psychological Principles in Drug Abuse Prevention. Paper Presented At the Annual Convention of the American Psychological Association. Washington, DC, 1969.
  176. Shultz Th. W. Human Capital Approaches in Organizing and Paying For Education. // Financing Education: Overcoming Inefficiency and Inequity./ Ed. by McMahon W.W., Geske T.G. Urbana, 1982. — XI, 355 p.
  177. Shultz Th. Investing in Human Capital. The Role of Education and Research. -N.Y., 1971.
  178. U.S. Economic Growth From 1976 to 1986: Prospects, Problems, and Patterns. Studies Prep, for the Use of the Joint Econ. Comm., Congress of the U.S. — Wash., 1977.
  179. Wattenberg B. The First Universal Nation. N. Y., 1990.
  180. Woodhall M. Student Loans in Developing Countries: Feasibility, Experience and Prospects for Reform. // Higher Education. Vol. 23, No. 4, June 1992, p. 347 356.
  181. Woodhall M. Student Loans in Higher Education: 1. Western Europe and the USA. Paris: HEP, Educational Forum Series, No. 1, 1990.
Заполнить форму текущей работой