Некоторые итоги пенсионной реформы 2010 года
По оценкам экспертов, отказ от регрессивной шкалы, отмена ЕСН и передача администрирования социальных взносов в ПФР и ФСС РФ вместо увеличения поступлений привели к потерям более 500 млрд руб. за счет увеличения теневых выплат и потерь из-за организационных проблем. Как видно из приведенных данных, средний размер пенсии к концу 2010 г. составил около 7500 руб., реальный рост пенсии — 134,8… Читать ещё >
Некоторые итоги пенсионной реформы 2010 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Практическая реализация поставленных целей потребовала существенного увеличения финансовых ресурсов, направляемых в ПФР из федерального бюджета в сравнении с первоначальными планами. На федеральный бюджет было возложено финансирование выплат по валоризации, обеспечение социальных доплат до прожиточного минимума, компенсация потерь, связанных с решением отложить повышение пенсионных взносов до 2011 г. и последующих годов (для отдельных секторов экономики), а также финансирование резко возросшего дефицита пенсионной системы. В табл. 8.2 показаны источники финансирования текущих и будущих пенсий.
Таблица 8.2
Источники финансирования текущих и будущих пенсий, % ВВП*
Показатели. | Годы. | ||||
Взносы. | |||||
на базовую и страховую пенсию. | 3,9. | 3,6. | 3,9. | 3,6. | 4,7. |
на накопительную пенсию. | 0,4. | 0,6. | 0,7. | 0,7. | 0,7. |
трансферты из общих доходов федерального бюджета. | 1,5. | 2,0. | 3,3. | 5,2. | 4,3. |
на трудовые пенсии. | 0,6. | 1,3. | 2,3. | 4,0. | 3,0. |
В том числе. | |||||
на валоризацию. | 0,0. | 0,0. | 0,0. | 1,1. | 1,0. |
на покрытие выпадающих доходов и социальную доплату. | 0,6. | 0,8. | 1,2. | 0,2. | 0,2. |
на покрытие дефицита ПФР. | 0,1. | 0,4. | 1,0. | 2,6. | 1,7. |
на социальные, военные и тому подобные пенсии. | 0,3. | 0,3. | 0,5. | 0,6. | 0,6. |
компенсационные выплаты пенсионерам. | 0,6. | 0,5. | 0,6. | 0.7. | 0,7. |
Справочно: удельный вес бюджетного финансирования пенсий. | 24%. | 28%. | 45%. | 60%. | 46%. |
* Предварительная оценка.
** Закон о бюжете ПФР Источник: расчеты Экономической группы на основе данных Минфина России и ПФР. URL: minzdravsoc.ru/social/146.
Как видно из приведенных данных, трансферты из общих доходов федерального бюджета увеличились в 2010 г. в сравнении с 2009 г. с 3,3 до 5,2% ВВП в 2010 г. Они составили свыше 2,3 трлн руб., в том числе на покрытие дефицита ПФР — 1,3 трлн руб. (около 2,9% ВВП). В 2011 г. объем трансфертов должен несколько уменьшиться с учетом повышения ставок социальных взносов.
В табл. 8.3 приведены результаты реформирования пенсионной системы в 2002;2010 гг.
Таблица 8.3
Результаты пенсионной реформы 2002;2010 гг.
Показатели. | Годы. | ||||||||
Средние размеры пенсии, руб/мес. | |||||||||
Всего. | |||||||||
Трудовые пенсии. | |||||||||
В том числе пенсии (на конец года). | |||||||||
по старости. | |||||||||
по инвалидности. | |||||||||
по случаю потери кормильца. | |||||||||
Показатели. | Годы. | ||||||||
Социальная пенсия. | |||||||||
Относительные показатели. | |||||||||
Реальный размер средней пенсии (2001 = 100%), %. | 272,3. | ||||||||
Отношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %. | 100,0. | 102,0. | 106,3. | 97,8. | 99,8. | 101,6. | 115,2. | 126,6. | 166,8. |
Соотношение среднего размера трудовых пенсий и зарплаты (коэффициент замещения), %. | 32,0. | 30,2. | 28,9. | 28,0. | 26,0. | 23,3. | 24,8. | 28,3. | 35,4. |
Источник: расчеты по данным Росстата. URL: http://gks.ru.
Как видно из приведенных данных, средний размер пенсии к концу 2010 г. составил около 7500 руб., реальный рост пенсии — 134,8%, отношение средней пенсии к прожиточному минимуму — 166,8%. Коэффициент замещения повысился до 35,4% (в сравнении с 27,9% в 2009 г.).
Таким образом, преобразования, проведенные в 2010 г., позволили в основном решить некоторые поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. задачи по совершенствованию пенсионного обеспечения.
Вместе с тем кризис не позволил достичь главной цели пенсионной реформы, а именно долговременной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета. Как показывают оценки экспертов, в данной структуре пенсионного обеспечения при сохранении размеров трансфертов на уровне 2010 г. (5,2% ВВП), коэффициент замещения в 2050 г. снизится до 18%.
Одним из способов обеспечения достигнутого уровня коэффициента замещения может быть увеличение ставки взносов до 60% к 2050 г., начиная с 2015 г. на 5,4% ежегодно.
Другим способом сохранения достигнутого уровня коэффициента замещения при неизменности ставки пенсионных взносов может быть увеличение величины трансфертов из федерального бюджета до 10−11% ВВП в 2050 г.
Совершенно очевидно, что все эти пути решения проблемы неприменимы. Увеличение ставки до 26% уже вызвало недовольство представителей бизнеса, которые в 2010 г. отреагировали на планы повышения ставок использованием теневых выплат, объем которых увеличился в 2010 г. в сравнении с 2009 г. более чем на 24%. Как отмечает Минздравсоцразвития России, в 2010 г. размер теневых выплат составил 50% и превысил уровень 2000 г. (45%).
По оценкам экспертов, отказ от регрессивной шкалы, отмена ЕСН и передача администрирования социальных взносов в ПФР и ФСС РФ вместо увеличения поступлений привели к потерям более 500 млрд руб. за счет увеличения теневых выплат и потерь из-за организационных проблем.