Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мытарства. 
История россии. 
Вторая половина xix — начало хх века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сергей Есенин учился в университете Шанявского, ведь в казенный университет его, без гимназического аттестата, ни за что бы не приняли. Еще более усилился преподавательский корпус университета после знаменитой «профессорской забастовки» 1911 г. В знак протеста против нарушения министром мрачным губителем просвещения Л. А. Кассо университетской автономии, одновременно подали в отставку около ста… Читать ещё >

Мытарства. История россии. Вторая половина xix — начало хх века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сама идея народного университета была воспринята либеральной интеллигенцией. В Думе ее защищал П. Н. Милюков, а Государственном совете — М. М. Ковалевский. Какие только мытарства не испытали организаторы университета в правительственных кругах! Как только крайне правые не именовали этот замысел: и «гнездом польской крамолы», и «седалищем кадетской партии». Однако председатель Совета министров П. А. Столыпин одобрил идею организации народных университетов. Великий реформатор обнаружил особый смысл в вольном образовании для всех желающих… Государственная дума санкционировала создание университета, значительно сократив его права: ректора должен был утверждать министр народного просвещения, а программы — попечитель учебного округа. Кроме того, выпускникам не предоставлялось «прав» занимать государственные должности. Неотвратимый ход исторического прогресса шаг за шагом продвигал общество по пути демократизации современной культуры. Если казенная высшая школа стала колоссальной фабрикой разного рода «аттестатов», где не столько учатся, сколько сдают экзамены, то вольное образование начало борьбу с «дипломированным невежеством» и формализмом обучения.

Только через три года после кончины А. Л. Шанявского, 1 октября 1908 г. в Москве был открыт университет его имени. Только несокрушимая воля его вдовы и сподвижников спасла университет. Впрочем, идея вольной высшей школы встретила поддержку в общественном движении: за восемь лет (1909—1917) сумма пожертвований, полученных университетом, составила 1240 тыс. рублей, сверх миллиона, пожертвованного самим Шанявским[1].

В проспектах университета предлагались курсы, которые читали известные всей России ученые: К. А. Тимирязев, П. Н. Лебедев, Н. К. Кольцов, А. Н. Реформатский, А. Е. Ферсман, Н. Е. Жуковский, Н. Д. Зелинский, П. П. Лазарев и многие другие. Число слушателей в 1910/11 акад. году составило 1735 человек, в 1913/14 — 5372, а в 1916/17 — 7000. 47% слушателей научно-популярного отделения составляли фабричные рабочие. Ученые университета внесли заметный вклад в отечественную науку. Здесь зародилась кристаллография, разработанная Ю. В. Вульфом, А. В. Шубниковым, Б. К. Млодзеевским и В. К. Васильевым[2].

Сергей Есенин учился в университете Шанявского, ведь в казенный университет его, без гимназического аттестата, ни за что бы не приняли. Еще более усилился преподавательский корпус университета после знаменитой «профессорской забастовки» 1911 г. В знак протеста против нарушения министром мрачным губителем просвещения Л. А. Кассо университетской автономии, одновременно подали в отставку около ста профессоров, приват-доцентов и преподавателей Московского университета, во главе с ректором университета проф. А. А. Мануйловым. Из Московского императорского университета в университет Шанявского перешли В. И. Вернадский, С. А. Чаплыгин, П. Н. Лебедев, А. А. Кизеветтер, А. А. Мануйлов, П. Н. Скулин, М. Н. Гернет.

Университет для студентов

В университете Шанявского имелись академическое и научно-популярное отделения. Здесь предоставлялась возможность одним подняться к вершинам образования, а для других — средство познания его основ. Идея состояла в том, чтобы построить новое содержание образования, решительно отказавшись от навязанных «сверху» учебных программ и планов, от обязательных курсов и лекций. Вольное образование воздействует на слушателей лишь своим истинным авторитетом, без всякого формализма, насилия и принуждения.

«Предметная система» обучения — вот подлинный переворот в образовании! Смысл ее в том, что нельзя стремиться к многознанию, но надо научить методологии науки. Предметная система позволяла дать студенту свободу выбора в университете, составлять индивидуальные учебные планы и записываться те группы специализации, самим выбирать курсы. Цель свободного образования — интересы студентов и преподавателей, а не бюрократии. «Университет для студентов, а не студенты для университета!» Академическая жизнь университета Шанявского существенно отличалась от традиционного устройства высших школ. Студенты дали возможность нацелить университетское преподавание не столько на просветительство, сколько на углубленное и систематическое образование, развитие специализаций, приближение подготовки к реальной деятельности. Этот университет — одна из первых попыток российской интеллигенции вырвать отечество из векового невежества, попытка предотвратить кровавый переворот отчаявшегося неграмотного народа, а были еще и Вольная школа Петра Францевича Лесгафта, и Частный университет Владимира Михайловича Бехтерева, и Фребелевские курсы, и детские сады, и Институт Шелапутина. Ни А. Л. Шанявский, ни его романтические сподвижники не оказались способными остановить «грядущего хама». Однако пройденный ими путь, в действительности, единственный цивилизованный способ противодействия варварству революционной целесообразности.

  • [1] Князев Е. А. Россия от реформ к революции (1861—1917). М., 2006; Князев Е. А. История отечественной педагогики и образования., 2018.
  • [2] Князев Е. А. История отечественной педагогики и образования., 2018.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой