Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Представления о связях человека и мира в Египте IV-начала III тысячелетий до н. э

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С середины II додинастического периода в некрополях прослеживается соотнесённость ориентации погребённых с размерами и качеством захоронения. Ориентация большинства погребений оставалась южной, но в части лучших захоронений появляется северная. По-видимому, северная ориентация придавалась погребениям людей, связанным с царской администрацией. Возможно, данная традиция является древнейшим… Читать ещё >

Содержание

  • Предмет и цели работы
  • Источники
  • Методика работы
  • Периодизация раннеегипетской истории
  • Построение работы
  • Глава 1. Систематизация сведений по до- и раннединастическим 11 некрополям
    • 1. 1. Общая характеристика ранних некрополей
    • 1. 2. Система параметров захоронений и некрополей
    • 1. 3. Характеристика некрополей
      • 1. 3. 1. Некрополи южного и центрального Египта и Нубии
      • 1. 3. 2. Некрополи северного Египта
    • 1. 4. Общие черты и особенности ранних некрополей
  • Глава 2. Некоторые устойчивые характеристики раннеегипетских 4 5 памятников
    • 11. 1. Палетки в захоронениях и храмах
      • 11. 1. 1. Общее описание палеток
      • 11. 1. 2. Распространённость палеток среди изобразительного ин- 4 6 вентаря некрополей
      • 11. 1. 3. Расположение палеток в погребениях
      • 11. 1. 4. Предметы, аналогичные палеткам, в погребениях 4 9 II.1.5' Ранние некрополи, в которых палетки отсутствуют 50 II.1.6 Палетки в храмах
    • 11. 2. Бинарные оппозиции в раннеегипетских источниках 52 II.2.1 Северная и южная ориентация погребений
      • 11. 2. 2. Противопоставленность севера и юга в ранних археоло- 61 гических источниках и древнеегипетские представления о двойственности: возможная связь явлений
      • 11. 2. 3. Изображения красной и белой корон на памятниках до- и 65 раннединастического времени
      • 11. 2. 4. Ведомства «красный дом» и «белый дом» на печатях I-II 72 династий
      • 11. 2. 5. Сопоставление данных по бинарным оппозициям в ранних письменных и изобразительных источниках
    • II. 3 Инструменты в захоронениях и знаки инструментов в над- 77 писях
      • 11. 3. 1. Инструменты в выделяющихся захоронениях
      • 11. 3. 2. Инструменты в лучших захоронениях — особенность ран- 8 4 неегипетской культуры
      • 11. 3. 3. Инструменты в архаических храмах
      • 11. 3. 4. Знаки инструментов в надписях
  • Глава 3. Вариант мировоззренческой интерпретации ранних па- 90 мятников
    • 111. 1. Представления, связанные с палетками
    • 111. 2. Смысл бинарных оппозиций в раннеегипетских памятниках
      • 111. 2. 1. Значение красного и белого в традиционных культурах
      • 111. 2. 2. Бинарные оппозиции в памятниках Древнего царства и в 105 «Гимнах коронам»
      • 111. 2. 3. Сопоставление данных по проблеме бинарных оппозиций
    • 111. 3. Роль инструментов в представлениях Архаического перио- 119 да и Древнего царства
      • 111. 3. 1. Особое место инструментов в системе раннеегипетских 119 представлений
      • 111. 3. 2. Инструменты в захоронениях и поминальных храмах 120 периода Древнего царства
      • 111. 3. 3. Изобразительная форма иероглифа I как источник для реконструкции представлений, связанных с инструментами
      • 111. 3. 4. Титул smr
      • 111. 3. 8. Раскраска иероглифа I тг как средство передачи его изобразительного смысла
      • 111. 3. 9. Аналогии к древнеегипетской ассоциации «воображать — 14 5 вырезать»
      • 111. 3. 10. Древнеегипетские представления о создании образов 147 и символика инструментов

Представления о связях человека и мира в Египте IV-начала III тысячелетий до н. э (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет и цели работы формирования древнеегипетского мировоззрения, истоки которого уходят в раннее время: додинастический период и Раннее царство. Рассматриваются те аспекты раннеегипетского мировоззрения, которые представляют специфические, оригинальные стороны древнеегипетской культуры и не относятся к числу универсалий, характерных и для других культур эпохи неолита.

Под мировоззрением в данной работе понимаются неясно осознанные, но реально существующие представления, побуждения и стереотипы восприятия жизни, заставляющие людей действовать так, а не иначе. Причём эти представления свойственны большим человеческим сообществам и обладают определённой устойчивостью.

Разумеется, мировоззрение не может быть полностью описано ни для одной эпохи. И в данном случае рассматриваются лишь отдельные элементы мировоззрения1. Для столь отдалённого периода, как египетская додинастика и Раннее царство, описание мировоззрения ограничивается характером источников.

Краткость архаических надписей и примитивизм изобразительных средств не позволяют достаточно определённо интерпретировать ран-неегипетские источники — преимущественно археологические. Единственным способом более или менее надёжно выявить смысл ранних памятников может быть сопоставление с материалами последующего времени, для которого уже имеются развёрнутые письменные источники, и смысл которых к настоящему времени в целом выявлен.

В установленных рамках целями настоящей работы является.

1) Выявить и охарактеризовать материалы, отражающие специфику раннеегипетского мировоззрения.

2) Установить преемственность между ранними мировоззренческими феноменами и явлениями последующей эпохи, Древнего царства.

В дальнейшем тексте работы словосочетание «отдельные аспекты мировоззрения» будет, как правило, заменяться словом «мировоззрение».

3) Выявить изначальный смысл представлений, на базе которых формировались мировоззренческие установки классического времени.

4) Выявить новые аспекты мировоззрения последующей эпохи — Древнего царства, которые обнаруживаются в свете ранних представлений .

Кратко цель работы можно обозначить так: исследовать истоки древнеегипетского мировоззрения и в свете этих истоков рассмотреть представления классического времени.

Источники.

Работа будет опираться на следующие сведения.

На источники дои раннединастического периодов, которые составляют основной предмет изучения.

На источники последующей эпохи — Древнего царства. Они привлекаются для сопоставления с ранними материалами.

На работы современных исследователей о египетском мировоззрении эпохи Древнего царства. Такого рода сведения задают исходные условия, формируют задачу по поиску определённых закономерностей в археологических источниках раннего времени.

Основным источником для рассмотрения раннего мировоззрения в работе будут служить материалы некрополей дои раннединастического времени. Выбор основного вида источника определяется следующими обстоятельствами.

1) Археологический материал для раннеегипетской истории представлен преимущественно некрополями. По сравнению с количеством раскопанных кладбищ обнаружено лишь незначительное число поселений. Любое поселение имело при себе некрополь2, в то время как рядом с некрополями чаще всего не обнаруживалось поселений (для Ближнего Востока в целом, и, в частности, для Месопотамии, характерна обратная картина). К тому же та роль,.

В Меримде некрополь не был выделен пространственно: умерших хоронили под полом (Predinastic and Archaic Egypt N.-Y., 1984, p.19). которую играла погребальная практика в Египте в классические времена, позволяет предполагать, что и в ранний период с погребениями связывались важнейшие для древнеегипетской культуры представления.

2) Письменные памятники, взятые как отдельный объект изучения, также не могут быть основным источником. Только к концу раннего периода письменность начинает формироваться. Письменные памятники главным образом представлены краткими, в несколько знаков печатями царских придворных. Текст этих печатей тесно связан с изображением и состоит из имён и двух-трёх титулов или названий должностей. В огромном большинстве эти надписи происходят из тех же некрополей и должны рассматриваться в археологическом контексте.

Помимо материалов некрополей из источников раннего времени используются ранние памятники, обнаруженные в Иераконпольском и Аби-досском храмах.

Для сопоставления с ранней эпохой привлекаются источники Древнего царства: сведения о конструкции и инвентаре гробниц III-IV династии, гробничные надписи, «Палермская летопись», отдельные высказывания «Текстов пирамид». Из источников, созданных позже Древнего царства, привлекаются «Гимны коронам».

Методика работы.

Методика работы основана на сопоставлении материалов раннего периода и Древнего царства, на взаимопроявлении смысла более ранних и позднейших мировоззренческих явлений.

Порядок работы состоит в следующем. 1) В материалах раннего времени (главным образом погребальных комплексах) устанавливается закономерность, отвечающая двум критериям. а) Данное явление объясняется мировоззренческими установками людей, создававших погребение, некрополь. Оно не обусловлено техническими потребностями. Пример: В ранние могилы тела помещались в скорченном положении. Степень скорченности усилилась в период, когда в захоронениях появились гробы. В данном случае усиление скорченности, очевидно, вызвано необходимостью вместить тело в небольшой гроб, а не какими-либо изменениями в мировоззрении. Следовательно, данное явление не отвечает установленному критерию. б) Устойчивое явление в археологическом материале характеризует оригинальную сторону раннеегипетского мировоззрения. Оно выходит за рамки общераспространённой практики периода энеолита. На стадии развитых земледельческих общин и ранней государственности в других культурах подобных закономерностей не наблюдается.

Пример № 1: В раннеегипетские захоронения помещали палетки палитры для растирания краски. Данный обычай не имеет прямых аналогий с другими археологическими культурами и может рассматриваться как явление, связанное с оригинальными мировоззренческими установками ранних египтян.

Пример № 2: В раннеегипетские захоронения помещали бусы. Наличие бус в погребениях отмечается для огромного большинства археологических культур от раннего неолита до позднего Средневековья. Данный признак не рассматривается в работе, так как не является характерной особенностью древнеегипетской культуры.

Таким образом, первый этап работы будет состоять в выделении в раннеегипетском материале устойчивых явлений мировоззренческого характера, не имеющих прямых параллелей за пределами Египта.

2) Для выделенной в источниках раннего времени закономерности устанавливается сходное явление в материалах Древнего царства. Сходство может проявляться по-разному: по форме и назначению предметов, по особенностям их расположения, может заключаться в общей смысловой основе представленных явлений. В работе рассматриваются лишь те явления раннего периода и Древнего царства, аналогия между которыми прослеживается в нескольких аспектах .

3) Затем рассматриваются общие смысловые корни явлений раннего периода и Древнего царства. При этом могут возникнуть следующие варианты. а) Уже известный смысл мировоззренческих явлений Древнего царства оказывается возможным распространить на соответствующее явление раннего периода. В таком случае для представлений периода Древнего царства устанавливаются их истоки, наиболее раннее время и начальная форма проявления исходных мировоззренческих установок (например, раздел о палетках настоящей работы). б) В ходе сопоставления выявляется общая смысловая основа закономерностей раннего периода и Древнего царства (например, раздел об инструментах и словах, содержавших знаки инструментов).

4) Устанавливается, как в свете выявленных истоков дополняется картина мировоззрения эпохи Древнего царствачто добавляют знания о проявлениях определённых мировоззренческих концепций в ранний период к пониманию классического этапа их существования .

Периодизация раннеегипетской истории.

В историографии используются разнообразные термины для обозначения отдельных периодов раннего времени. Многие из этих терминов будут применяться в работе. Поэтому необходимо пояснить, как различные хронологические системы увязываются друг с другом.

Начальный период истории Египта, охватывающий V — начало III тысячелетий до н.э., в ряде работ называют ранним временем. Для отдельных его этапов используются как общеисторические обозначения, так и различные археологические периодизации. Для более дробного обозначения временных отрезков широкое распространение полу8 чила система относительных дат (ОД). Эта археологическая периодизация была введена Питри в работе «Диосполь Малый» (1898). Система основана на взаимной встречаемости предметов в захоронениях и на развитии форм керамики.

Время первобытных земледельческих культур в Египте делят на Бадарийский период ипредгосударственную эпоху — додинастический период. Раннегосударственный период в истории Египта принято называть Архаической эпохой. В работах рубежа XIX — XX веков это время считали периодом правления двух первых Манефоновских династий. Однако последующие археологические открытия выявили существование двух-трёх царей, которые управляли большей частью Египта, но оказались неучтёнными египетской летописной традицией и не попали в список Манефона. Этих царей в современной литературе часто объединяют в 0 династию, а для традиционных I и II династий был введен термин «Раннее царство». 9.

Таблица 1.

Сравнительная периодизация древнейшей истории Египта до конца IV тысячелетия до н.э.

Общеисторическое обозначение Периода Абсолютные даты Периодизация по археологическим культурам Относительные даты Династии и Цари.

V — начало IV тысячелетий до н. э. Бадарийский период.

Додинастический период 1-ый додинастический период Первая половина IV тысячелетия до н. э. Амратский период или период Негада I 30−37.

II-ой додинастический период Вторая половина IV тысячелетия, до н. э. Герзейский период или период Негада II 38−78.

77−78 0 династия, Скорпион, Ка и На-рмер

Таблица 2.

Сравнительная периодизация истории Египта в эпоху Раннего царства.

Общеисторическое к S Еч Царь (хорово имя по Относительные Абсолютные обозначение периода О (б X S W археологическим памятникам) даты Даты о Аха 79 и е) о Джер 80 а (с >-г Джет 80 xxx-xxix f—1 ф ф X X i Ден 81 века до.

Аджиб 81 н.э. с 04 Семерхет 82 et о Каа 82 s, а ф с >s s м о Хотепсехемуи.

II Небра Нинечер 83 xxix-xxviii ф? Перибсен (Сехемиб) 84 века до.

S (С X Хасехемуи (Хасехем) 85 н. э. а с.

Построение работы.

Основная часть работы состоит из трёх глав. В первой главе проводится систематизация материалов некрополей додинастического периода и Раннего царства. Такая систематизация требуется, так как, с одной стороны, необходимо выделить определённые параметры в источниках и на материале провести сопоставление этих параметров, а, с другой стороны, материал в археологической литературе представлен совершенно по-разному. Необходимо свести имеющиеся данные в единую систему.

Во второй главе описаны наблюдаемые в ранних источниках явления. Выделяются некоторые устойчивые элементы погребальной практики, которые могут отражать определённые аспекты раннеегипетского мировоззрения. Также рассматриваются некоторые особенности ранних письменных и изобразительных памятников, которые, возможно, представляют параллель к указанным археологическим явлениям.

В третьей главе представлен вариант мировоззренческой интерпретации раннеегипетских памятников. В качестве материала, который может прояснить смысл ранних памятников, привлекаются источники последующего времени — Древнего царства. Проводится сравнение отдельных элементов погребений и погребальной практики раннего и классического времени. На базе такого сравнения предлагаются некоторые дополнения к картине египетского мировоззрения эпохи Древнего царства.

В работе разнесены по разным главам описание непосредственно наблюдаемых археологических явлений и их мировоззренческая интерпретация. Это вызвано тем, что смысл закономерностей, выявленных в археологическом материале, обнаруживается не только в сопоставлении с позднейшими источниками, но и при сравнении этих закономерностей друг с другом. Иными словами, до того как приступить к интерпретации раннеегипетских источников, необходимо дать представление обо всех исходных составляющих.

Заключение

.

По материалам некрополей выделяются три устойчивых явления. При сравнении с письменными и изобразительными памятниками, в том числе и более позднего времени, эти явления могут быть интерпретированы как мировоззренческие.

Древнейшая особенность раннеегипетских погребений — присутствие в них минеральной краски для обводки глаз и палеток — пластинок для её растирания. Эти предметы занимали в захоронении центральное место. На фоне других культур раннеегипетская отличалась тем, что для умершего полагали основным не орудия, не оружие и даже не пищу, а зрение. В Древнем царстве подобное место в изобразительном оформлении гробниц занимали стелы и ложные двери, которые обнаруживают по отношению к палеткам функциональную преемственность. Это обстоятельство позволяет предположить, что роль, выполняемая архаическими палетками, в чём-то была аналогична роли стел и ложных дверей Древнего царства. Вероятно, общий смысл тех и других предметов состоял в том, что они способствовали проявлению Ка. Однако отсутствие изображений в большинстве ранних захоронений предполагает другой способ, которым это достигалось. Если в Древнем царстве необходимым условием проявления Двойника становятся изображения, египтяне раннего времени основное место отводили магическому созданию зрения — той психофизиологической функции, которая реально связана с визуальным воображением.

Со второй половины IV тысячелетия в захоронениях наблюдается ещё одно явление, не свойственное неолиту в целом. В лучшие захоронения помещают медные и кремневые инструменты и их модели. Традиция имела продолжение в Древнем царстве. Помещение инструментов в лучшие захоронения, а также в храмы, можно сопоставить с другим фактом. Некоторые важные в мировоззренческом отношении понятия — царские имена, вельможеские титулы, слово «пирамида» — писались при помощи идеограмм, изображавших инструменты. Возможно, явления, связанные с инструментами, отображали существовавший у древних египтян ассоциативный ряд. Порождение образов, воображение уподоблялось вырезанию из твёрдого материала. Иероглифы инструментов как визуальный символ воображения (вырезания) появлялись в тех словах, которые, с точки зрения древних египтян, семантически соотносились с этим понятием. Вырезание представлялось одним из видов творения. Наделить инструментами умершего человека в погребении или божество в храме означало наделить его способностью к творению образов. Возможно, аналогичный смысл вкладывался и в написание некоторых понятий знаками инструментов.

Представления, связанные с палетками и инструментами, имеют между собой некоторое сходство. Ментальный процесс древний египтянин уподоблял физическому и помещал в погребения реальные предметы, при помощи которых, с его точки зрения, этот процесс должен был осуществляться. Тем самым для нас приоткрывается возможность увидеть фрагменты древнеегипетской картины представлений о самих себе, явленных не через текст, но через предметы.

С середины II додинастического периода в некрополях прослеживается соотнесённость ориентации погребённых с размерами и качеством захоронения. Ориентация большинства погребений оставалась южной, но в части лучших захоронений появляется северная. По-видимому, северная ориентация придавалась погребениям людей, связанным с царской администрацией. Возможно, данная традиция является древнейшим проявлением представлений о двойственности, сквозь призму которой египтяне рассматривали и государство, и жизнь вообще. Уже в ранний период царская символика носила двойственный характер. Двойные символы тогда не имели отношения к Верхнему и Нижнему Египту. Скорее, они отражали представления о двух различных процессах, которые осуществляются в общественной жизни: о поддержании традиций, повторении, умножении уже существующих вещей и об организации — изначальном творении из хаоса. Традиция, повторение связывались с югом и красным цветоморганизация, преодоление хаоса — с севером и с белым. Последняя функция была осознана позднее. По мере формирования государства в области общественной жизни роль организатора «переходила» от богов к царю, который со временем стал восприниматься как своеобразное божество социума.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. К изучению социальной структуры и идеологии племён гумельницкой культуры (по данным погребальных обрядов), — Советская археология, 1986, № 1
  2. Л.И. Погребальный обряд земледельцев энеолита центральной и юго-восточной Европы (по материалам культур Тисаполлар, Боурогкерсур и Кутени-Триполье), Вестник Московского университета, серия 8, история, 1981, № 3
  3. В.А. «Социальная структура и погребальный обряд древне-земледельческих обществ: по археологическим материалам Средней Азии и Ближнего Востока» Л., 1986
  4. Алёкшин В. А. Некоторые аспекты социальной интерпретации погребений земледельцев энеолита южной Туркмении, — Советская археология, 1976, № 2
  5. О.Д. Цифровые данные по угону населения покоренных стран в Египет, Государство и социальные структуры на древнем Востоке М., 1989
  6. .И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления), М., 1984
  7. Е.С. Древнеегипетские мастера, М., 1984
  8. А. О. Древнеегипетская скульптура и «хорово имя», -ВДИ, 2000, № 2
  9. Большаков А. О. Представления о Двойнике в Египте Старого царства, ВДИ, 1987, № 2
  10. Большаков А. О. Человек и его двойник, СПб, 2001
  11. Вержбицкая А. Семантические универсалии и описание языков, М, 1999
  12. М.З. Потерянная пирамида, М., 1959
  13. Т. Исключение цвета в искусстве и философии Дальнего Востока", Психология цвета, М., 1996
  14. История древнего Востока, часть II, М., «Наука», 1988
  15. История древнего Востока, М., «Высшая школа», 1988
  16. История древнего мира, книга I М., 1989
  17. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антро-посоциогенеза, т.1, М, 1983
  18. Х.А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран, М., 1977
  19. В.В. Мир человека в слове Древней Руси, JI., 1986
  20. М.А. Введение в египетскую филологию, М., 1963
  21. И.А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа, М., 1969
  22. И.Г. Дешифровка египетских иероглифов Шампольоном, -Шампольон Ж.-Ф. О египетской иероглифическом алфавите, М., 1956
  23. Лингвистический словарь, М., 1990
  24. М.Э. Хеб—Сед, — Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта, М., 1996
  25. М.Э. Искусство Древнего Египта, СПб., 2001
  26. Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека, -Проблема цвета в психологии, М., 1993
  27. Ю.Я. История Древнего Египта, СПб, 20 002 9) Перепёлкин Ю.Я. Кэйэ и Семнех-ке-ре. К исходу солнцепоклон-нического переворота в Египте, М., 1979
  28. Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож, М.. , 1988
  29. Н.С. Звуковые знаки египетского письма как система, м., 1978
  30. Постовская Н. М. Египет при I династии в свете новых археологических раскопок, ВДИ, 1947, № 4
  31. Постовская Н. М. Начальная стадия развития государственного аппарата в Древнем Египте, ВДИ, 1947, № 1
  32. Потерянная пирамида, М., 1959
  33. Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире, Психология цвета, М., 1996
  34. Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III VIII династии), М., 1992
  35. И.М. Словарь древнерусского языка, том 2, часть1, М., 198 938. Тексты пирамид, СПб, 2000
  36. Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы? Проблема цвета в психологии, М., 1993
  37. В.И. Несколько параллелей к одной древнеегипетской мифологеме, — Древний Восток, сборник 2, М., 1980
  38. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996
  39. П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка, т.1, М., 1999
  40. Юнг Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи, Психология цвета, М., 1996
  41. Ayrton E.R., Loat W.L.L. Predynastic cemetery at el-Mahasna, L., 1911
  42. Baumgartel E.J. Some Remarks on the Origin of the Titles of the Archaic Egyptian Kings, — JEA, vol.61, 1975
  43. Borchardt L. Das Grabmal des Konigs Sa' hu-re, Bd. II, Lpz, 1913
  44. Brunton G. Gurob, L., 1927
  45. Brunton G., Caton-Thompson G. The Badarian Civilization and Predinastic Remains near Badary, L., 1928
  46. Capart J. Une Rue de Tombeauex a Saqqarah, Bruxelles, 1907
  47. Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la Lange Greque. Histoire des Mots, t. II, P., 191 751. de Morgan M.H. Report on excavations made in Upper Egypt during the winter 1907−1908, ASAE, 1912
  48. Davies N. de G. The Rock Tombs of Deir El Gebrawi, pt. I-II, L., 1905
  49. Emery W. Archaic Egypt, Edinburg, 1961
  50. Emery W. Great Tombs of the First Dynasty, Cairo- L., vol. I-III, 1949−1954
  51. Erman A. Hymnen der Pharaonen, — Abhandlungen der Koniglich Preussischen Akademie der Wissenschaften. Philosofish-historische Classe, Abh. l, 1911
  52. Ernout A., Meillet A. Dictionaire Etymologique de la Lange Latine. Histoire des Mots, P., 1967
  53. Faulkner R.O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian, 1. Oxford, 1961
  54. Faulkner R.O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts, Oxford, 1969
  55. Finkenstaedt E. Violence and Kingship. The Evidence of the Palettes, — ZAS, Bd.112, 1985
  56. Finkenstaedt E On the Life-Span of Decorated Ware in the Gerzean Period, — ZAS, Bd.112, H. l, 1985
  57. Fischer H.G. The Old Kingdom Palimpsests in the Louvre,-ZAS, Bd.86, 1961
  58. Frankfort H. Kingship and the Gods, Chicago, 1948
  59. R. Рецензия на книгу Harpur J. Decoration in Egyptian Tombs of the Old Kingdom, — JEA, 1991, vol.77, p.209
  60. Frisk H. Griechisches etymologisches Worterbuch, Heidelberg, 1972
  61. Gardiner A.H. Egyptian Grammar, Oxford, 1966
  62. Gardiner A.H., Peet Т.Е. The Inscriptions of Sinai, pt. I,. Introduction and Plates, L., 1917
  63. Garstang M.J. Excavations at Hieraconpolis, at Esna and in Nubia, — ASAE, vol.8, 1907
  64. Gauthier M.H. Livre des Rois d’Egypte, P., 1907
  65. Goldwasser 0., Laor N. The Allure of the Holy Glyphes: a Psycholinguistic Perspective on the Egyptian Script, — GM, H.123, 1991
  66. Goldwasser 0., Miiller M. The Determinative System as a Mirror of World Organization, — GM, H.170, 1999
  67. Gosline S.L. Palettes as Early Evidence of Egyptian Writing, — GM, H.169, 1999
  68. Harpur M. Two Old Kingdom Tombs at Giza, — JEA, vol.67, 1981
  69. Hayes W.C. The Scepter of Egypt, pt. I, Cambridge (Mass.), 1960
  70. Helck W. Beamteltiteln des agyptischen Alten Reiches, Gluckstadt Hamburg-N.-Y., 1954
  71. Helck W. Untersuchungen zu Manetho und den Agyptischen Konigslisten, В., 1956
  72. Hoffman A.M. Egypt before the Pharaohs, Le Melbourne and Henley, 1984
  73. Jequer G. Le Monument Funeraire de Pepi II, t. II, Le Temple, Le Caire, 1938
  74. Jequer G. Tombeuax de particuliers contemporains de Pepi II, Le Caire, 1929
  75. Junker H. Giza, Bd. I, Lpz. und Wien, 1929
  76. Junker, Giza, Bd. II, Lpz. und Wien, 1934
  77. Junker H. Giza, Bd. IV, Lpz. und Wien, 1940
  78. Junker H. Giza, Bd. V, Die Mastaba des Snb, Wien-Lpz., 1941
  79. Junker H. Bericht iiber die Grabungen der Kaisere Akademie der Wissenschaften in Wien auf dem Friedhof in Turah. Winter 1909−1910, Wien, 1912
  80. Junker H. Bericht iiber die Grabungen der Kaisere Akademie der Wissenschaften in Wien auf der neolitischen Siedlung von Merimde-Benisalame, Wien und Lpz., 1934
  81. Kaiser W. Einige Bemerkungen zur agyptischen Frtihzeit, — ZAS, Bd.86, 1961
  82. Kaplony P. Die Inschriften der agyptischen Frtihzeit, Bd. I-III, Wiesbaden, 1963.
  83. Kaplony P. Die Rollsiegeln des Alten Reiches, Bd. I, Bruxelles, 1977
  84. Kaplony P. Zur Definition der Beschriftung und Bebildungstypen von Rollsiegeln, Skarabaen und anderen Stoempelsiegeln, GM, H.29, 1978
  85. Kemp B.J. Ancient Egypt: Anatomy of Civilization, L. and N.-Y., 1989
  86. Kessler D. Szenen des taglichen Lebens, — ZAS, Bd.117, 1990
  87. Kohler E.Ch. The State of Research of Late Predynastic Egypt: New Evidence for the Development of the Predynastic State?- GM, H.107, 1995
  88. Lauer J.-Ph. Etudes Complementaires Monuments du Roi Zoser a Saqqarah, Le Caire, 1968
  89. Lexikon der Agyptologie, Bd. IV, Wiesbaden, 1982
  90. Menghin o., Amer M. The excavations of the Egyptian University in the neolitic site of Maadi Cairo, 1935
  91. Murray M.A. Saqqara Mastabas and Gurob, L., 1905
  92. Naville E., Peet E., Loat W.L.S. Cemeteries of Abydos, pt.1., L., 1914
  93. Nibbi A. The Hoe as the Symbol of Foundation in Some Early Egyptian Reliefs, — GM, H.29, 1978
  94. Orel V.E., Stolbova O.V. Hamito-Semitic Etymological Dictionary, Leiden N.-Y. — Koln, 1995
  95. Otto E. Der Gebrauch des Konigstitels bj. tj, — ZAS, Bd.85, 1960
  96. Petrie W.M.F. Abydos, pt. I, L., 1902
  97. Petrie W.M.F. Diospolis Parva, L., 1901
  98. Petrie W.M.F. Gizeh and Rifeh, L., 1907
  99. Petrie W.M.F. Meydum, L., 1892
  100. Petrie W.M.F. Meydum and Memphis (III) L., 1910
  101. Petrie W.M.F. The Royal Tombs of the Earliest Dynasties, pt. I-III, L., 1901
  102. Petrie W.M.F., Quibell J.E. Naqada and Ballas, L., 1896
  103. Petrie W.M.F., Wainwright G.A., Gardiner A. H. Tarkhan I and Memphis V, L., 1913
  104. Petrie W.M.F., Wainwright G.A., Mackey E. The Labyrinth, Gerzeh and Mazghuneh, L., 1912
  105. Posener G. Dictionaire de la civilisation egyptienne, P., 1988
  106. Predinastic and Archaic Egypt N.-Y., 1984
  107. Quibell J.E. El Kab, L., 1898
  108. Quibell J.E. Excavations at Saqqara (1911−1912). The Tomb of Hesy Le Caire, 1913
  109. Quibell J.E., Green F.W. Hieraconpolis, pt. I- II, L., 19 001 902
  110. Randall-Maciver D., Mace A.C. El Amrah and Abydos, L., 1902
  111. Reisner G.A. The archaeological Survey of Nubia, vol. I, Cairo, 1912
  112. Reisner G.A. The development of the Egyptian tomb down the accession of Cheops, Cambridge, 1936
  113. Reisner G.A. The early dynastic cemeteries of Naga ed-Der, vol. I-III, Lpz, 1908−1909
  114. Saad Z. Ceiling Stelae in Second Dynasty Tombs, Cairo, 1957
  115. Saad Z. Royal excavations at Saqqara and Helwan (1941−1945), Le Caire, 1947
  116. Saad Z. The excavations at Helwan, Norman, 1969
  117. Scharff A. Die archaologischen Ergebnisse des vorgeschichtlichen Graberfeldes Abusir el Meleq, Lpz., 1926
  118. Schenkel W. Das Wort fur «Konig (von Oberagypten)», — GM, H. 94, 1986
  119. Schneider T. Zur Etymologie Der BeziechungKonig vor Ober-und Unteragypten', — ZAS, Bd.120, 1993
  120. Schafer H. Ein Bruchsttick altagyptischen Annalen, В., 1902
  121. Sethe K. Das Wort fiir Konig von Uberagypten, — ZAS, Bd.49, 1911
  122. Sethe K. Urkunden des Alten Reichs, Lpz., 1903
  123. Strudwick N. The Administration of Egypt in the Old Kingdom, L., Boston, Herley and Melburn, 1985
  124. E. Рецензия на книгу Ancient Egyptian Kingship (Baines J., O’Connor D., Silverman D.), Leiden, N.-Y. and Cologne, 1995, — JNES, vol.58, 1999,№ 2
  125. Tigger B.G. The Rise of Egyptian civilization, — Trigger B.G., Kemp B.J., O’Connor D., Lloyd A.B. Ancient Egypt: a Social History, Cambridge N.-Y. — New-Rochelle — Melbourne -Sydney, 1983
  126. Walde A. Lateinisches Etymologisches Worterbuch, Heidelberg, 1938
  127. Walde A. Vergleichendes Worterbuch der indogermanischen Sprachen, Bd. I, B.-Lpz., 19 301. Сокращения
  128. ASAE Annales du Service des antiquites de l’Egypte, Le Caire
  129. GM Gottinger Miszellen, Gottingen
  130. JEA The Journal of Egyptian Archaeology, London
  131. JNES The Journal of Near Eastern Studies, Chicago
  132. Wb. Erman A., Grapow H. Worterbuch der agyptischen Sprache, 1. Bd. I-VI, Berlin, 1955
  133. ZAS Zeitschrift fiir agyptische Sprache und Altertumskunde, 1. pzig-Berlin
Заполнить форму текущей работой