Современная социальная языковая среда
Культура речь язык этикет Все более очевидно, что уже недостаточно бороться с терроризмом, экстремизмом и агрессией только силовыми средствами, опираясь на законодательно выработанный государственный механизм противодействия. Необходимо, прежде всего, ликвидировать социальную питательную среду этих явлений, установив их истоки, основные причины, движущие силы и симптоматические проявления. Самое… Читать ещё >
Современная социальная языковая среда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
культура речь язык этикет Все более очевидно, что уже недостаточно бороться с терроризмом, экстремизмом и агрессией только силовыми средствами, опираясь на законодательно выработанный государственный механизм противодействия. Необходимо, прежде всего, ликвидировать социальную питательную среду этих явлений, установив их истоки, основные причины, движущие силы и симптоматические проявления.
В научной литературе выделяют цивилизационный, политологический и социально-психологический подходы к объяснению причин и сущности терроризма и личностной агрессии. Однако, очевидна их антикультурная, антиморальная направленность. «Мир…давно не является абсолютной ценностью — это роскошь, которую приходится защищать от тех, кто сделал насилие своим образом жизни, так и не научившись ничего создавать, — пишет Т. Романова. — Наступление на ценности давно уже перенесло поле сражения с территории государства на территорию души, в духовно-нравственную сферу, взрастив целые поколения на стремлении к господству, эгоизме и особой демократии Нового Света, основанной на праве сильного».
В современной России общественное сознание и духовно-нравственные ориентиры формируют не только и не столько партии, конфессии, общественные движения, школа и семья, сколько хаотично организованное коммуникативно-речевое пространство и языковая среда. В частности, средства массовой информации, кино, театр, литература, текстовая составляющая популярных песен и т. д. Состояние общественной аномии, то есть отсутствия нравственных и социальных норм, проявляется в языке и инициируется языком. 3].
Самое сильное негативное воздействие на российский социум оказывают средства массовой информации, являющиеся мощным инструментом формирования общественной морали и нравственности.
Особую озабоченность вызывает телевещание. Российское телевидение сегодня стремится клонировать телевидение Соединенных Штатов, где, согласно подсчетам исследователей, к 18-летнему возрасту ребенок видит на экране более 180 тысяч актов насилия, из них примерно 80 тысяч убийств. По данным агентства Mediascope за 2003 год, 66 процентов детских передач, транслируемых в США, содержали сцены насилия, причем в трех четвертях случаев оно никак не наказывается. Убедительным представляется мнение российского американиста М. Хазина: «Известно, что самые высокие рейтинги собирают демонстрации полового акта или же натуралистических сцен насилия. Вопрос возникает в этой связи только один: в чем заключается задача телевидения — в воспитании подрастающего поколения или в стремлении максимизировать свои прибыли? Только государство может контролировать телевидение, однако в США такого контроля над содержанием эфира нет. С экранов пропагандируется культ денег и силы. При этом даже многочисленные христианские организации в США, лоббирующие законы, которые могли бы изменить положение, ничего не могут сделать — приоритет денег выше всего. Отсюда и те последствия, которые мы видим: расстрел подростками детей в школах стал для США закономерным явлением».
Думается, что ориентация российского телевидения на заокеанские образцы не только опасна, но и в какой-то мере преступна. Однако, несмотря на многочисленные протесты общественности, на экранах наших телевизоров процветает культ насилия и жестокости, пропагандируется криминальный образ жизни, а главное, утверждается ненормативный стиль речи. Л. Звонарева отмечает: «Стремясь в начале 90-х годов ХХ века дистанцироваться от призрака цензуры, российская власть ограничила свои функции регистрацией средств массовой информации и надзором за исполнением ими лицензионных соглашений, что привело к безответственности и забвению неписаного нравственного правила „не навреди“. Отдельные издания, вольно или невольно, начали пропагандировать бездуховность и потребительство, рекламировать жестокость, безразличие к насилию, симпатии к криминальному образу жизни, нацеленному на легкое и стремительное обогащение». Причем, как показывают данные социологических исследований, чрезвычайно трудной задачей является прекращение культивирования зла, насилия, убийства, мести и ненависти в системе телевидения, где за день можно увидеть до 400 сцен всякого рода насилия, горы расчлененных трупов и озверевшие человеческие «имиджи» вместо лиц. Все это не может не беспокоить общество, так как существует прямая причинно-следственная связь между восприятием насилия и насилием в жизни.
Стыдливые «пипы» на радио и телевидении являются секретом полишинеля и легко дешифруются, а многие программы и передачи концептуально построены на эксплуатации инстинктивных, так называемых низменных, потребностей человека. Вспоминается определение культуры, которое дал Зигмунд Фрейд: культура есть «совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочению отношений людей друг с другом». 13].