Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие контрольно-оценочных умений студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Саката Сиро и др.) — работы в области моделирования процессов на основе принципов системы менеджмента качества (А.Н. Ибрагимова, В. А. Никитин, А. Д. Никифоров, И. С. Осадчий, В. В. Филоченко и др.) — системный подход (В.П. Беспалько, И. В. Блауберг, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Т. И. Шамова, Э. Г. Юдин и др.) — процессный подход (Г.В. Воронкова, O.A. Ганжа, О. В. Игнатьев… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
    • 1. 1. Развитие контрольно-оценочных умений студентов технического университета как педагогическая проблема
    • 1. 2. Разработка модели развития контрольно-оценочных умений студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях
    • 1. 3. Разработка методики поэтапного развития контрольно-оценочных умений студентов в образовательном процессе вуза
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
    • 2. 1. Цели, задачи и диагностический аппарат экспериментальной работы
    • 2. 2. Экспериментальная проверка модели развития контрольно-оценочных умений студентов на лабораторно-практических занятиях
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие контрольно-оценочных умений студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В процессе модернизации образования, происходящей в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство и внедрением в производство инновационных технологий возрастают требования к профессиональной подготовке выпускников технических вузов. Особое место занимают требования к развитию у них умений контролировать, оценивать и своевременно корректировать свою деятельность по результатам самооценки не ограничиваясь рамками той или иной профессии. Непрерывное повышение требований к современным выпускникам высших учебных учреждений, призвано, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, обеспечить удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. В связи с этим, на наш взгляд, современные методы достижения высокого качества образования должны быть ориентированы на создание, развитие и поддержание в работоспособном (конкурентоспособном) состоянии системы менеджмента качества (СМК) в высших учебных заведениях, основанной на международных стандартах ISO серии 9000 версии 2000 (МС ИСО 9000:2000). Поэтому нормативно важным для нашего исследования являются требования МС ИСО 9000:2000, поскольку данные стандарты нацеливают организации и вузы, в частности, на определение показателей результативности и эффективности системы менеджмента качества в целом. Таким показателем повышения качества образования, мы считаем, является повышение уровня развития контрольно-оценочных умений студентов вуза.

Несмотря на то, что во многих теоретико-экспериментальных исследованиях уже рассматривались аспекты развития контрольно-оценочных умений обучающихся (В.А. Беликов, JI.C. Выготский, Т. Н. Гавакова, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. Б. Ительсон, А. Н. Леонтьев, В. И Страхов, И.Г. Федо-ренко, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин, С. А. Юлдашев и др.), углубленное изучение данного направления не теряет своей актуальности и значимости в условиях усиления конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг. Учитывая общие тенденции развития образования, считаем, что его разработка будет продолжаться и в дальнейшем для достижения современного качества образования, его соответствия насущным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Это подтверждается многочисленными работами, в которых ряд ученых (В.И. Андреев, В. П. Беспалько, JI.C. Выготский, E.H. Кабанова-Меллер, К. К. Платонов, П. Ю. Романов, Н. Ф. Талызина, В. П. Ушачев, C.JI. Фокина и др.) проводят исследования по изучению вопросов формирования специальных, общеучебных умений, направленных на осознание самого себя субъектом учебной деятельности, что предполагает интенцию, направленную на собственную учебную деятельность. Теоретические основы организации контрольно-оценочного этапа учебной деятельности раскрываются в трудах П. Я. Гальперина, Г. Ю. Ксензо-вой, И. А Липкиной, Н. Г. Рыжковой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридман, Г. А. Цу-керман и других. Повышению эффективности процесса самоконтроля и самооценки у обучающихся посвящены работы A.M. Белякина, С.А. Курносо-вой, C.B. Литовкиной, A.C. Лынды, О. Н. Синицыной, Л. И. Трубниковой и других. Большой вклад в изучение проблемы формирования умений самоконтроля и самооценки у обучающихся внесли Т. И. Гавакова, Л. Б. Ительсон,.

B.И Страхов, И. Г. Федоренко, С. А. Юлдашев и др. В своих работах.

C.B. Аверкина, А. Б Воронцов, Е. М. Енжевская, В. М. Заславский, В.И. Мах-новская, Е. В. Проничева и другие поднимали проблему выявления педагогических условий формирования контрольно-оценочных умений.

С учетом вышеизложенного обозначена проблема исследования, которая заключается в объективной необходимости научного обоснования и апробации в педагогической практике высшей школы структуры контрольно-оценочных умений и ее отдельных компонентов, способствующих повышению качества профессионального образования студентов технического университета в условиях функционирования системы менеджмента качества образования.

Актуальность проблемы исследования обусловливается необходимостью разрешения противоречий между:

— возрастающими потребностями общества в совершенствовании качества высшего профессионального образования и невозможностью в полной мере удовлетворить эти потребности в условиях реформируемой системы образования на современном этапе;

— потребностью технических вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса развития контрольно-оценочных умений студентов вуза на лабораторно-практических занятиях и недостаточной разработанностью методики реализации данного процесса;

— объективной необходимостью развития контрольно-оценочных умений и субъективной недооценкой их роли как преподавателями, так и студентами.

Исходя из важности и актуальности поставленной проблемы в социально-практическом и теоретическом аспектах мы формулируем тему диссертационной работы следующим образом: «Развитие контрольно-оценочных умений студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях».

Объект исследования: процесс профессионального образования студентов технического университета.

Предмет исследования: процесс развития контрольно-оценочных умений студентов университета при изучении естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и реализовать в процессе профессионального образования студентов технического университета модель развития контрольно-оценочных умений студентов.

Гипотеза исследования: развитие контрольно-оценочных умений студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях будет эффективным и адекватным современному процессу совершенствования качества высшего образования, если:

— на основе требований системы менеджмента качества образования разработана и реализована модель развития контрольно-оценочных умений студентов технического университета, особенностью которой является возможность последовательного и постоянного совершенствования процесса развитие контрольно-оценочных умений студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях;

— в рамках модели развития контрольно-оценочных умений студентов технического университета применяется методика поэтапного развития контрольно-оценочных умений студентов на лабораторно-практических занятиях, базирующаяся современных положениях теории повышения качества образования (принцип «Р1ап-Оо-СЬеск-Ас1—РВСА», метод построения диаграммы Исикавы, выявляющей причины снижения качества обучения на лабораторно-практических занятиях вузаметод flowchar и др.).

В соответствии с целью, проблемой и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования.

1. Оценить степень разработанности проблемы исследования в педагогической теории и практике высшего профессионального образования.

2. Уточнить содержание понятия контрольно-оценочных умений студентов и структуру данных умений.

3. Разработать на основе системного, процессного, личностно-ориентированного и технологического подходов компоненты модели развития контрольно-оценочных умений студентов, одним из компонентов которой определить методику поэтапного развития данных умений на лабораторно-практических занятиях вуза, носящую системообразующий характер для всей модели в целом.

4. Разработать и внедрить в процесс профессионального образования сту- < дентов технического университета методическое обеспечение, способствующее эффективному развитию контрольно-оценочных умений студентов на лабораторно-практических занятиях вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские аспекты теории познания, определяющей сущность и предпосылки осознания и оценивания человеком себя как личности (Аристотель, A.A. Ивин, М. С. Каган, Ксенофонт, Платон, Сократ, В. П. Тугаринов, М. Хайдеггер и др.) — технология личностно-ориентированного обучения ((JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Э. Ф. Зеер, C.B. Кульневич, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Е. Ю. Никитина, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, И. С. Якиманская и др.) — теория формирования познавательного интереса (A.A. Бодалев, Л. И. Рувинский, К. Д. Ушинский, И. Г. Федоренко, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — психологическая теория деятельности (В.А. Беликов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Г. Г. Гранатов, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) — теория моделирования (В.А. Веников, Б. Л. Злотин, A.B. Зусман, A.B. Карнаухов, Т. Ю. Ломакина, Ю. М. Плотинский и др.) — теория повышения качества услуг (W.E. Deming, W.A. Shewhart, Ю. П. Адлер, С. Д. Ильенкова, К. Исикава, И. И. Мазур, Э. В. Минько, B.C. Мхитарян, М. М. Поташник, X. Рамперсад,.

Саката Сиро и др.) — работы в области моделирования процессов на основе принципов системы менеджмента качества (А.Н. Ибрагимова, В. А. Никитин, А. Д. Никифоров, И. С. Осадчий, В. В. Филоченко и др.) — системный подход (В.П. Беспалько, И. В. Блауберг, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Т. И. Шамова, Э. Г. Юдин и др.) — процессный подход (Г.В. Воронкова, O.A. Ганжа, О. В. Игнатьев, Э. В. Минько, В. М. Распопов и др.) — технологический подход (В.П. Беспалько, В. А. Веников, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, А. Д. Никифоров, Н. Ф. Талызина и др.) — педагогические концепции формирования познавательной самостоятельности обучающихся (A.A. Вербицкий, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Т. В. Минакова, М. М. Поташник, Т. И. Шамова, E.H. Шиянов и др.) — исследования структуры мотивации учебной деятельности студентов (А.Р. Галустов, М. В. Демин, A.B. Капцов, О. В. Лешер, С. Л. Рубинштейн, O.A. Чаденкова и др.) — научные идеи организации рефлексивной деятельности (О.С. Анисимов, В. Г. Богин, Г. Г. Гранатов, К. Исикава, В. В. Котенко, В. В Пантелеева, Н. Я. Сайгушев и др.) и эвристичеf ского обучения в образовательном процессе вуза (В.И. Андреев, П.Ф. Капте-рев, А. З. Рахимов, В. П. Ушачев, A.B. Хуторской и др.) — требования стандартов (EN ISO 9001:2008, EN ISO 9004:2009, ГОСТ P 52 614.2:2006, ГОСТ P ИСО 9000:2005, ГОСТ Р ИСО 9001:2008, ГОСТ Р ИСО 9004:2009).

Экспериментальная база и этапы исследования. Педагогический эксперимент осуществлялся на базе ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» (МГТУ), ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» (МаГУ), ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (УГНТУ), ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ). В нем приняли участие 365 студентов 1−2 курсов.

Исследование осуществлялось поэтапно с 1997 по 2000 г. г. (поисково-подготовительный этап) и с 2006 по 2010 гг. (аналитическо-коррекционный, экспериментальный и оценочно-результативный этапы исследования).

На поисково-подготовительном этапе (1997 — 2000 г. г.) на основе теоретического анализа философских, психолого-педагогических, социологических, научно-методических трудов всесторонне изучались проблемы процесса профессионального образования студентов, определялись основные тенденции развития профессионального образования и выявлялись существующие несоответствия в системе высшего профессионального образования, намечались направления исследовательской работы. На данном этапе использовались следующие основные методы исследования: теоретические (анализ и синтез научной литературыобобщение, структурирование, абстрагирование) — эмпирические (прямое и косвенное наблюдение, беседы, изучение и обобщение передового педагогического опыта).

Затем в силу различных социально-экономических кризисных ситуаций в стране и жизни диссертанта в работе наметился период стагнации, выразившийся в некотором отходе от темы исследования, т.к. диссертант получает второе высшее образование и почетный диплом по специальности «Стандартизация и сертификация», что создало предпосылки для рассмотрения проблем образования на качественно ином уровне, с позиций внедрения принципов системы менеджмента качества в образовательный процесс вуза.

На этапе с 2006 по 2007 гг., который мы определили как аналитическо-коррекционный, на основе поисково-подготовительного этапа корректировались и конкретизировались тема, цель, задачи и план работы с позиций внедрения принципов системы менеджмента качества в процесс профессионального образования вузов. Так же в этот период уточнялись исходные теоретические положения исследования, понятийный аппарат изыскания, формулировалась рабочая гипотеза, проектировалась модель процесса развития контрольно-оценочных умений, обозначались исходные этапы методики для реализации данной модели на лабораторно-практических занятиях и структурировалась последовательность их проведения, осуществлялся выбор критериев и показателей, позволяющих адекватно отражать исследуемый процесс и судить об эффективности проведенной работы, разрабатывалась программа спецкурса «Менеджмент качества», а так же определялись теоретико-методологическая основа и методы исследования: теоретические (конкретизация, систематизация, структурирование, абстрагирование, моделирование, метод АошсЬаг) и эмпирические (беседы, наблюдение, интервьюирование).

На экспериментальном этапе (2007;2009 гг.) был выполнен констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности контрольно-оценочных умений студентов в вышеуказанных вузах, осуществлен сбор и анализ эмпирического материала. В этот же период уточнялось содержание компонентов модели развития контрольно-оценочных умений студентов, экспериментально проверялась разработанная методикакорректировалось содержание программы спецкурса «Менеджмент качества». Конструировался и совершенствовался ход формирующего эксперимента. Анализировалась результативность процесса развития контрольно-оценочных умений студентов на лабораторно-практических занятиях по дисциплинам «Общая физика» (МГТУ, МаГУ), «Электротехника» (УГНТУ), «Термодинамика», «Термодинамика и теплопередача», «Теория тепломассообмена» (УГАТУ), осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательные процессы данных вузов. В указанные сроки разработано и апробировано авторское методическое обеспечение, включающее в себя методическое пособие и методические рекомендации для преподавателей и студентов вузов, осуществлялась публикация результатов исследований. Основные методы этапа: теоретические (анализинтерпретация, обобщение, конкретизация, систематизация), эмпирические (наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, статистические и математические методы обработки информации), диагл ностические (беседы, тестирование, анкетирование).

На оценочно-результативном этапе исследования (2009—2010 гг.) был выполнен контрольный эксперимент с целью уточнения результатов исследования, выявления картины устойчивости данных результатов и установления причинных связей в модели. В этот же период анализировались и обобщались итоги педагогического исследования, осуществлялась обработка и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнялись основные выводы, оформлялись полученные результаты. Основные методы исследования на данном этапе: теоретические (анализинтерпретация, обобщение, структурирование, систематизация), эмпирические (контрольный эксперимент, статистические, математические и компьютерные методы обработки и наглядного представления полученных результатов).

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1. Выявлена структура контрольно-оценочных умений, включающая в себя мотивационно-потребностный, организационный, рефлексивный, эвристический и саморазвивающий компоненты.

2.Разработана модель развития контрольно-оценочных умений студентов, основанная на ведущих положениях и требованиях процессного подхода системы менеджмента качества, которая является адекватной современному процессу совершенствования качества высшего профессионального образования при реализации в ней принципа «РОСА».

3.Разработана и реализована методика поэтапного развития контрольно-оценочных умений студентов вуза, являющаяся системообразующим компонентным элементом для данной модели и разработанная с учетом принципа «РБСА», которая способствует обеспечению качества профессионального образования студентов на основе современных инструментов контроля качества (метод построения диаграммы Исикавы, стратификацияАо-уусИаг и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания понятия «контрольно-оценочные умения», заключающееся в акцентировании внимания на корректировке результата учебной деятельности, основанной на выявлении и анализе причин, снижающих качество обучения на лабораторно-практических занятияхв определении структуры данных умений (мотивационно-потребностный, организационный, рефлексивный, эвристический и саморазвивающий компоненты) — в выявлении уровней развития контрольно-оценочных умений на лабораторно-практических занятиях вуза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано и реализовано: методическое обеспечение для преподавателей и студентов: пособие «Развитие самоконтроля и самооценки у студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях», рекомендагрш «Развитие рефлексивной деятельности студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях" — спецкурс «Менеджмент качества" — программа деятельности студентов при подготовке к выполнению лабораторно-практических занятийпроцедура построения диаграммы Исикавы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались анализом современных достижений психолого-педагогических наук, современных концепций в области философии качествавыбором и использованием совокупности научных методов исследования, адекватных его предмету и задачам, репрезентативностью объема выборкиположительными результатами экспериментальной работы на разных этапах, подтвержденными методами математической статистики с использованием программных средств.

На защиту выносятся: 1. Уточненное содержание понятия «контрольно-оценочные умения студентов» и структура данных умений, включающая в себя мотивационнопотребностный, организационный, рефлексивный, эвристический и саморазвивающий компоненты. Под контрольно-оценочными умениями студентов мы предлагаем понимать умения, позволяющие планировать и организовать студентам самоконтроль, оценивать и корректировать результаты учебной деятельности, выявлять и анализировать причины, снижающие качество обучения.

2. Модель развития контрольно-оценочных умений студентов, базирующаяся на концепции «Р1ап-Бо-СЬеск-АсЬ>, представленная следующими взаимосвязанными компонентами: аналитико-конструкционным, процессуальным, контрольно-оценочным, корректирующим, реализация которой в образовательном процессе технического университета в условиях функционирования системы менеджмента качества способствует повышению качества профессионального образования студентов.

3. Методика поэтапного развития контрольно-оценочных умений студентов на лабораторно-практических занятиях вуза, учитывающая требования международных стандартов ИСО 9000 и осуществляемая по следующим этапам: мотивообразующий, рефлексивный, эвристический, систематизирующий, саморазвивающий, основанным на компонентном составе контрольно-оценочных умений, особенностью которой является применение современных инструментов контроля качества (метод построения диаграммы ИсикавыстратификацияАошсЬаг и др.).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: выступлений на научно-методических семинарах кафедры педагогики и психологии, научно-практических конференциях, проводимым по итогам года в МГТУ (2007;2010 г. г.) — публикаций его основных результатов в рецензируемых научных журналах, включенных в реестр ВАК МОиН РФ (Горно-Алтайск, Пятигорск, Улан-Удэ, 2009) — в виде докладов и выступлений на международных (Караганда, 2009; Магнитогорск, 2007), Всероссийских (Уфа-Москва, 1999; Волгоград, 2007; Чебоксары-С-Петербург, 2009; Ульяновск, 2009, Екатеринбург, 2010), региональных (Магнитогорск, 1997, 1999, 2000, 2008, 2009 г. г) научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и за-. ключения, приложения, списка литературы. В работу включено 36 рисунков и 20 таблиц.

Выводы по второй главе.

В результате проведенного педагогического эксперимента по развитию контрольно-оценочных умений студентов на лабораторно-практических занятиях были получены следующие выводы.

1. Результаты констатирующего эксперимента показали, что развитие контрольно-оценочных умений студентов происходит бессистемно, не целенаправленно, на это указывает тот факт, что большая часть студентов (58,94%) находится на минимальном уровне развития контрольно-оценочных умений. В этой связи весьма актуальной является реализация в образовательном процессе вуза методики поэтапного развития контрольно-оценочных умений студентов.

2. Организация эксперимента соответствует требованиям Системы менеджмента качества образования: наглядность восприятия процесса, систематизация деятельности по улучшению процесса, возможность корректировки процесса, постоянное улучшение процесса, основанное на объективном измерении. В связи с чем, контроль качества процесса развития контрольно-оценочных умений студентов на лабораторно-практических занятиях необходимо отслеживать систематически и целенаправленно по завершении активной стадии каждого этапа методики поэтапного развития контрольно-оценочных умений студентов на основе критериев достоверно отражающих этот процесс.

3. В формирующем эксперименте установлено, что модель развития контрольно-оценочных умений студентов, основанная на процессном подходе, иллюстрирует достижения результатов выполнения процесса развития контрольно-оценочных умений студентов и его результативности. В условиях функционирования Системы менеджмента качества Процессный подход может использоваться для принятия своевременных управленческих решений и обеспечения перехода студентов с менее высокого уровня на более высокий уровень развития контрольно-оценочных умений. Последовательное применение принципа «Ркп-Бо-СЬеск-Ас!:» Системы менеджмента качества на лабораторно-практических занятиях способствует обеспечению качества образовательного процесса на основе современных методик и диагностик (метод построения диаграммы Исикавы, выявляющей причины снижения качества обучения на лабораторно-практических занятиях вузастратификацияАошсЬаг и др.).

4. Основанием для установления причинной связи и уточнения результативности модели является контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент выявил картину устойчивости результатов экспериментальной работы после завершения формирующего эксперимента, установил причинную связь между управляющими воздействиями процесса и их результатамиподтвердил эффективность применения методики, базирующейся на концепции «РБСА» на процесс развития контрольно-оценочных умений студентов университета.

5. Проведенный педагогический эксперимент на базе классического университета показал, что разработанная нами для студентов технического университета методика поэтапного развития контрольно-оценочных умений на лабораторно-практических занятиях носит универсальный характер и применима в образовательном процессе других вузов. Универсальность и адаптивность методики обеспечивается соблюдением требований стандартов ИСО серии 9000.

6. Для обеспечения оптимальности процедуры обработки информации, ее эффективности и наглядности восприятия результатов эксперимента следует выбрать следующие инструменты анализа информации: гистограмма и стратификация. В зависимости от конкретных задач применимы различные методы стратификации: по исследуемым группам студентов, по уровням развития контрольно-оценочных умений, по данным исследования в констатирующем и контрольном экспериментах и т. д. Для выявления влияния управляющего воздействия на процесс развитие контрольно-оценочных умений студентов вуза на лабораторно-практических занятиях возможно многократное применение метода стратификации и построения гистограмм.

7. Экспериментальная проверка модели развития контрольно-оценочных умений студентов показала эффективность разработанной модели в условиях функционирования Системы менеджмента качества образования и продемонстрировала улучшение показателей ее результативности и эффективности за счет повышения уровня развития контрольно-оценочных умений студентов вуза, что позволяет установить, что поставленные задачи решены, цель исследования достигнута и выдвинутая нами гипотеза подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подведем общие итоги исследования.

1. Проблема повышения качества образования на основе развития контрольно-оценочных умений студентов вуза в социально-практическом и теоретическом аспектах функционирования Системы менеджмента качества высшего профессионального образования является важной, актуальной и требующей дальнейшего осмысления в условиях модернизации образования, происходящей в связи с вхождением России в Болонский процесс и необходимостью строить образовательный процесс вуза, ориентируясь на требования международных стандартов ИСО серии 9000.

2. На основе анализа современных педагогических исследований и материалов практики отечественного и зарубежного высшего профессионального образованияпод контрольно-оценочными умениями студентов мы предлагаем понимать умения, которые позволяют студентам планировать и организовать самоконтроль, оценивать и корректировать результаты учебной деятельности, выявлять и анализировать причины, снижающие качество обучения.

3.В структуре контрольно-оценочных умений мы выделили 5 компонентов: мотивационно-потребностный, организационный, рефлексивный, эвристический и саморазвивающий.

Мотивационно-потребностный компонент контрольно-оценочных умений приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость интереса к процессу обучения и превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.

Организационный элемент контрольно-оценочных умений является принципиальным при определении конкретной цели обучения на лаборатор-но-практических занятиях вуза, предполагающий выбор оптимальных средств управляющего воздействия и взаимодействия, организацию самообучения и самоуправления.

Рефлексивная составляющая данных умений предполагает рефлексивный самоанализ и самооценку собственной контрольно-оценочной деятельности с последующей самокоррекциейспособность к переосмыслению традиционных методов, приемов и средств контроля и оценивания.

Эвристический компонент контрольно-оценочных умений опирается на определенный творческий базис учебно-познавательной деятельности студентов и не предполагает иметь студентам предварительные умения действия по образцу.

Саморазвивающий компонент контрольно-оценочных умений определяется требованиями общества к процессу обогащения деятельных способностей, осознанию, оценки и регулированию студентом собственных действий.

4. Развитие контрольно-оценочных умений студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях эффективно и адекватно современному процессу совершенствования качества высшего образования, согласно предположениям гипотезы исследования.

5. В гипотезе исследования первое выделенное предположение подтверждается следующим: построением модели процесса развития контрольно-оценочных умений студентов вуза на основе следующих подходов: системного, процессного, личностно-ориентированного, технологическогомодель четко ориентирована на конкретную цель — повышение уровня развития контрольно-оценочных умений студентов университетамодель причинно-следственного типа, обеспечивающая достижение данной цели, основана на требованиях МС ИСО серии 9000- модель имеет циклический характер, который предполагает постоянное совершенствование процесса развития контрольно-оценочных умений студентовсостав модели включает в себя аналитико-конструкционный (по Де-мингу — фаза «PLAN — План»), процессуальный (фаза «DO — Реализация»), контрольно-оценочный (фаза «CHECK — Проверка») и корректирующий (фаза «ACTION — Исправление, Корректировка») компоненты.

7. В гипотезе исследования второе выделенное предположение подтверждается следующим: методика поэтапного развития контрольно-оценочных умений студентов на лабораторно-практических занятиях вуза, носящая системообразующий характер для всей модели, разработана с учетом принципа «PDCA» и способствует обеспечению качества образовательного процесса на основе современных методик и диагностик (метод построения диаграммы Исикавы, выявляющей причины снижения качества обучениястратификацияАоусЬаг, рекомендованный МС ИСО 9000 для обеспечения наглядности протекания процесса и обнаружения «узких» мест, где на практике наиболее вероятным было бы появление помех и сбоев, после их устранения процесс становиться полностью понятным и доступным для реализации и другие) — методика поэтапного развития контрольно-оценочных умений студентов базируется на выявленной нами структуре контрольно-оценочных умений, с учетом принципа поэтапного развития системыэтапы процесса развития контрольно-оценочных умений студентов на лабораторно-практических занятиях вуза: мотивообразующий, организационный, рефлексивный, эвристический, саморазвивающийметодика поэтапного развития контрольно-оценочных умений студентов вуза на лабораторно-практических занятиях является независимой (универсальной) от конкретной учебной дисциплины и от направленности образовательного учреждения, в котором она применяется. Это экспериментально обосновано результатами проведенного исследования: методика проверялась на лабораторно-практических занятиях в ходе изучения студентами различных дисциплин: «Общая физика» (ГОУ ВПО «МГТУ», ГОУ ВПО «МаГУ»), «Электротехника» (ГОУ ВПО «УГНТУ»), «Термодинамика», «Термодинамика и теплопередача», «Теория тепломассообмена» (ГОУ ВПО «УГАТУ»).

8. Оценку результатов для подтверждения гипотезы исследования мы осуществляли с помощью статистических критериев: коэффициента эффективности используемой методики поэтапного развития контрольно-оценочных умений студентов вуза на лабораторно-практических занятиях К0фф, среднего показателя Ср, оценивающего динамику изменения (количественную оценку роста) — показателя абсолютного прироста в. Достоверность результата проверялась путем введения непараметрического критерия «хи — квадрат».

9. Использование метода математической статистики «хи-квадрат» выявило превышение табличного значения критерия для всех исследуемых групп студентов, что говорит о значительных изменениях в экспериментальных группах, произошедших под влиянием целенаправленного управляющего воздействия по сравнению с контрольными группами, т. е. полученные изменения являются следствием реализации в образовательном процессе вуза модели развития контрольно-оценочных умений студентов университета, а не следствием случайных факторов.

Выполненное нами исследование и полученные в ходе экспериментальной работы результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и дают основание сделать вывод о достижении поставленной цели исследования.

В то же время проведенное исследование обозначило перспективные направления в области управления процессом развитии контрольно-оценочных умений студентов: необходимо провести углубленный анализ компонентов модели, основанный на объективной оценке качества самого процесса предоставления образовательных услуг техническим университетом, используя результаты подготовки и проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества в вузе, разработать методологическую концепцию и практико-ориентированную базу применения электронных образовательных ресурсов типа «Autor» и других, применяемых в учебном процессе для повышения качества образования в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. C.B. Формирование контрольно-оценочных умений в процессе самостоятельной работы студентов. //Университетское образование: сб. статей IX Междунар. науч.-метод. конф. Пенза, 2005. С. 183−185.
  2. Т.А. Развитие информационной деятельности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки. Дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 212 с.
  3. Е.А. Основы теории эвристических решений. М.: Советское радио, 1975. 256 с.
  4. Г. С. Найти идею. 3-е изд., доп. Петрозаводск: Скандинавия, 2003. 272 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Книжный Дом, 1990. 296 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 340 с.
  7. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1994. 247 с.
  8. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. 351 е., ил.
  9. В.Л., Резванов C.B. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Монография. Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО, 2001. 176 с.
  10. Ю.Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. М.: Просвещение, 1972. Т. 1. 310 с.
  11. Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. 152 с.
  12. Т.М. Стандартизированная контрольно-оценочная деятельность в обучении русскому языку как иностранному. М.: РУДН МГУП, 2003. URL: http ://www.testor.ru/ files/Conferens/problurvlad/Standart. doc.
  13. С.Я. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т.: под ред. С. Я. Батышева. М.: ВЛАДОС, 1999. 565 с.
  14. В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография. М.: ВЛАДОС, 2004. 357 с.
  15. A.M. Дидактические условия оптимизации контроля и самоконтроля в учебной деятельности студентов с применением ЭВМ. Дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1984. 209 с.
  16. В.А., Бенедиктов С. В. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Мн.: Высшая шк., 1983. 224 с.
  17. JI.H. Рефлексия на саморазвитие. URL: http://vsetesti.ru/192/.
  18. Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М. Прогресс, 1986. 456 с.
  19. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика. 1995. 192 с.
  20. В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: Теория практике: под науч. ред. И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: ИТПиМО РАО, 1994. С. 153−176.
  21. A.A. Личность и общение. Избр. тр. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  22. Болыная советская энциклопедия: в 30-ти т. 3-е изд. Т. 13. Конда-Кун / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1973. 608 с.
  23. Болыдой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.: Норинт, 2001. 1456 с.
  24. Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
  25. А. Б. 108 путей к блестящей идее. / Пер. с англ. Мн.: Попурри, 1996. 224 с.
  26. В.А. Теория подобия и моделирование. М.: Высш. шк., 1966. 112 с.
  27. A.A. Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: Высш. шк., 1986. 326 с.
  28. М.В. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. 2-е изд., доп. и перераб. Киев: Вища школа, 1985. 49 с.
  29. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМТТ СПО, 1999. 538 с.
  30. Е.К., Дегтярев М. Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (фундаментальный курс). Кн. 1. М.: Наука, 1994. 312 с.
  31. А.Б., Заславский В. М. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка // Завуч начальной школы, 2002. № 6. С. 38−44.
  32. И.М., Копенкина JI.B. Методика формирования контрольно-оценочных умений младших школьников в процессе физического воспитания. URL: http://www.rusnauka.eom/NTSB2006/Sport/2vorotilkina%20i.m. doc.htm.
  33. JI.C. Психология развития человека. М.: Смысл- Эксмо, 2005. 136 с.
  34. Т.И. Формирование самоконтроля у учащихся 5−8 классов в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1964. 20 с.
  35. А.Р. Информационно-коммуникационные технологии и познавательная мотивация студентов // Информационные технологии в образовании, 2008. Секция VIII. Подсекция 1. URL: http://ito.edu.ru/2008/Moscow/VIII /1/VIII-1−7931.html.
  36. П.Я., Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся: под ред. П. Я. Гальперина. М.: МГУ, 1972. 262 с.
  37. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 138 с.
  38. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии, 1994. № 3. С. 43−46.
  39. С.А. Развитие рефлексивной деятельности студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях: методические рекомендации. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 39 с.
  40. С.А. Развитие самоконтроля и самооценки у студентов технического университета на лабораторно-практических занятиях: Метод, пособие для преподавателей и студентов вуза. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 67 с.
  41. JI.А. Потребности и интересы. // Советская педагогика, 1995. № 2. С.137−145.
  42. ГОСТ Р 52 614.2: 2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 в сфере образования. М.: Изд-во стандартов, 2006. 124 с.
  43. ГОСТ Р ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2005. 62 с.
  44. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2008. 58 с.
  45. ГОСТ Р ИСО 9004:2009. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2009. 56 с.
  46. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1972. 135 с.
  47. Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000. 196 с.
  48. P.M. БерезнаяИ.Я. Интуиция и искусственный интеллект. М.: Педагогика, 1977. 135 с.
  49. В.В. Психологическая теория учебной деятельности. Томск, 1992. 240 с.
  50. М.В. Потребности как проблема философии // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, 1984. № 2. С. 42−57.
  51. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  52. М.Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МаГУ, 2001. 356 с.
  53. Е.М. Формирование контрольно-оценочных умений младших школьников методом педагогической диагностики, 2009. Тверь: Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология (5) С. 122−131.
  54. JI.B. Развитие информационной потребности у студентов младших курсов вуза: Дис. канд. пед наук. Магнитогорск: МаГУ, 2003. 175 с.
  55. Е.В. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к оценке учебных достижений школьников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Белгород, 2009. 21 с.
  56. Ильенкова С. Д" Ильенкова Н. Д., Мхитарян B.C. и др. Управление качеством: под ред. С. Д. Ильенковой. М.:ЮНИТИ, 2000. 199 с.
  57. Е. П. Мотивации и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.
  58. К. Японские методы управления качеством: перестройка сознания. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY7/japantqm.htm.
  59. Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы / Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб: Питер, 2004. 336 с.
  60. Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении. // Вопросы психологии, 1961. № 2. С. 5−16.
  61. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.95 с.
  62. КаганМ.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  63. П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. М.: Педагогика, 1990. С.218−221.
  64. A.B. Проблемы профессионального развития студентов // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Сб. публикаций научной интернет-конф. URL: http://konfer.narod.ru/ sek02.htm.,
  65. A.B. Причинно-следственное моделирование как общий метод описания и исследования явлений в сложных иерархически организованных системах. // Биофизика, 2006, Т. 51. Вып. 2. С. 373−381.
  66. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: ОГПИ, 1996. 188 с.
  67. Т.Е. Педагогическая диагностика. Магнитогорск: МаГУ, 2000. 124 с.
  68. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Талин: Валгус, 1980. 334 с.
  69. КоджаспироваГ.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. 176 с.
  70. В.А., Староверов О. В., Турундаевский В. Б. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1991. 400 с.
  71. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  72. JI.B. Повышение самостоятельности и активности младших школьников в процессе физического воспитания посредством формирования контрольно-оценочных умений, Дис.. канд. п. наук. Биробиджан, 2006. 193 с.
  73. В.В. Рефлексивная задача как средство повышения обучаемости школьников в процессе изучения базового курса информатики: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 2000. 166 с.
  74. В.А. Самоконтроль в деятельности. Педагогическая энциклопедия. М.: Мысль, 1966. Т. 3. 775 с.
  75. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. 187 с.
  76. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. 114 с.
  77. C.B. Педагогика самоорганизации: Феномен содержания. Воронеж, 1997. 235 с.
  78. С.А. Формирование у учащихся умений самоконтроля и самооценки в условиях дифференциации обучения: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 212 с.
  79. JI.M. Теоретические и практические основы послевузовской подготовки инженера — педагога (диагностическая, проектировочная, экспериментальная деятельность): Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1996. 339 с.
  80. И. В., Карташова JI. И. Подготовка преподавателей к формированию познавательных интересов школьников средствами информационно-коммуникационных технологий // Вестник РУДН, 2006. № 1(3). С. 20−23.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 235 с.
  82. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  83. А.И., Рыбак Л. Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Педагогика, 1988. 123 с. •
  84. C.B. Формирование контрольно-оценочных умений студентов вуза в процессе самостоятельной работы. // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лес-гафта. 2008. № 6 (40). С. 54−56.
  85. C.B. Формирование умений самоконтроля у студентов экономических специальностей в процессе самостоятельной работы в вузе. Дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2010. 196 с.
  86. Т.Ю., Сергеева М. Г. Методы и технологии профессионального обучения в рыночных условиях: Монография. М.: Academia, 2008. 240 с.
  87. A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая шк., 1979. 170 с.
  88. А.П. Трактат об искусстве изобретать. СПб.: Политехника, 2002. 416 с.
  89. И.И., Шапиро В. Д. Управление качеством: под общ. ред. И. И. Мазура. 2-е изд. М.: Омега-Л., 2005. 400 с.
  90. А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб: Питер, 2007. 352 с.
  91. МатюхинаМ.В. Уровень самоопределения, самосовершенствования, 1984. С. 15−16. URL: http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html.
  92. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал, 1984. № 1. С. 9−17.
  93. МахмутовМ.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972. 550 с.
  94. В.И. Развитие мотивов контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1999. 168 с.
  95. МинаковаТ.В. Развитие познавательной деятельности студентов технического университета в процессе изучения иностранного языка: Дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 2001. 214 с.
  96. Э.В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. СПб.: Питер, 2004. 268 с.
  97. . Одиночество- междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества: под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 52−87.
  98. Н.В. Дидактические условия развития интереса студентов гуманитарных факультетов к изучению математики: Дис.. канд. пед. наук: Липецк, 2001. 172 с.
  99. P.C. Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 2007. 560 е.: ил.
  100. В.А., Филоченко В. В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. 2-е изд. СПб.: Питер. 2004. 127 е.: ил.
  101. Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: Монография. Челябинск: ЧГПУ, 2000. 285 с.
  102. А.Д. Управление качеством. М.: Дрофа, 2004. 720 е.: ил.
  103. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003. 1280 с. (Мир энциклопедий)
  104. Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
  105. П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел: ОрелГТУ, 2000. 145 с.
  106. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. t
  107. ОсипьянцЕ.К. Самостоятельная работа студентов как средство активизации интеллектуальной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Душанбе, 1978. 160 с.
  108. .М. Организационные системы для развития: игры, тренинги, проекты: Лекция. / Новокузнецкий филиал-институт ГОУ ВПО «Кемеровский гос. университет». URL: http://www.nkfi.ru/subdivision/trening.html.
  109. В.В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения // Научно-культурологический журнал, 2009. № 1- URL: http:// www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=1128&levell =main&level2=articles.
  110. B.H., ЧугуноваЭ.С. Групповая оценка личности и методы социальной психологии. М.: Мысль, 1992. 136 с.
  111. Педагогика: Большая современная энциклопедия: Сост. E.G. Рапацевич. Мн.: Соврем, слово, 2005. 720 с.
  112. Платон. Федр. // Собрание соч. в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи- пер. с др.-греч. М.: Мысль, 1993. Т. 2. 528 с.
  113. К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов. М.: Наука, 1975. 263 с.
  114. Ю. М. Модели социальных процессов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2001. 296 е.: ил.
  115. ПолатЕ.С., Бухаркина М. Ю., Петров А. Е. Дистанционное обучение в профильной школе.: под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2009. 208 с.
  116. А.И. Систематика закономерностей техники. Волгоград, 1987. 95 с.
  117. Т.М., Соловьев В. П., Карпов Ю. А. Основы управления качеством продукции. Раздел 1: Качество и управление качеством продукции. М.: МИС и С, 1990. 144 с.
  118. Проверка и оценка знаний в высшей школе: под ред. Б. Г. Иоганзена и Н. И. Кувшинова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1969. 200 с.
  119. Е.В. Способы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. // Педагогика. С. 101−105. URL: http ://vestnik.yspu.yar.ru/releases/2009lg/23 .pdf.
  120. Психология менеджмента. 2-е изд.: под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004. 639 с.
  121. В.И. Методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований. Дис.. д-ра фи-лос. наук. Новосибирск, 1997. 304 с.
  122. РамперсадХ. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 256 с.
  123. В.М., Распопова Т. В. Процессно-системный подход к анализу педагогичесих явлений: Материалы XXXVI научной конф. препод. Ml’НИ. Магнитогорск: МГПИ, 1998. С. 102−107.
  124. А.З. Психодидактика. Уфа: Творчество, 1996. 191 с.
  125. A.C. Большой толковый психологический словарь. В 2х т.- Пер. с англ. Т. 2 (П-Я) М.: Вече-АСТ, 2003. 592 с.
  126. В. М. Азбука педагогического труда: пособие для начинающего преподавателя технических вузов. М.: Высш. шк., 1990. 112 с.
  127. П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного образования: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2003. 235 с.
  128. Российская педагогическая энциклопедия: гл. ред. А. П. Горшин. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 672 с.
  129. Российская Федерация. Закон. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон № 125-ФЗ: М.: Изд-во стандартов, 2002. 34 с.
  130. Российская Федерация. Закон. Об образовании. М.: Изд-во стандартов, 2002. 54 с.
  131. Российская Федерация. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025. // Собрание законодательства РФ, 2000, № 41. ст. 4089. 6 с.
  132. С. JI. Проблемы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, Т. 1. 1989. 488 с.
  133. Л.И. Самоконтроль как средство самовоспитания // Психологические исследования, 1970. С. 38−46.
  134. Н.Г. Непрерывная контрольно-оценочная деятельность как фактор повышения уровня математической подготовки студентов технического университета. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 212 с.
  135. H.H. Общая теория статистики. 2-е изд., перераб. и доп. М. Статистика, 1971.368 с.
  136. H. Я. Профессиональное становление будущего учителя: монография. СПб.: Стратегия будущего, 2008. 220 с.
  137. Саката Сиро Практическое руководство по управлению качеством / Пер. с 4-го японского издания С. И. Мышкиной: под ред. В. И. Гостева. М.: Машиностроение, 1980. 215 с.: ил.
  138. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии / Н. П. Фетискин,
  139. B.В. Козлов, Г. М, Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.1. C.244−245.
  140. Дж. Основы общедоступной психологии и ее применения к воспитанию. СПб., 1902. 122 с.
  141. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: ООО «Речь», 2000. 350 е., ил.
  142. Сизова В. В Психологические особенности инновационной контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в процессе обучения иностранному языку. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Тверь, 2008. 23 с.
  143. О.Н. Дидактические условия развития умений самоконтроля школьников в процессе бизнес-обучения. Дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 168 с.
  144. О.Н., Литовкина C.B. Условия формирования контрольно-оценочных умений студентов вуза в процессе самостоятельной работы // Общие проблемы образования, 2008. № 10. С. 16−18.
  145. H.A. Личность творческая, свободная, самостоятельная // Народное образование, 1993. № 4. С. 21−26.
  146. A.A. О психологической подготовке к труду. // Вопросы психологии, 1961. № 1. с. 107−114.
  147. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 304 с.
  148. В.В. Феномен экономической идентичности в процессе подготовки будущих специалистов // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики, 2006. № 1. С. 116−121.
  149. Л.Ф. Эвристическая программа накопления информации о формировании профессионально-значимых качеств у будущих учителей. Кострома, 1989. 17 с.
  150. Статистический словарь: Гл. ред. М-А. Королев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и. статистика, 1989. 623 е.: ил.
  151. В.А. Педагогическая исследовательская рефлексия в системе формирования самооценочной деятельности будущих учителей: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 220 с.
  152. Страхов В^И. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся. // Совет-сткая педагогика, 1962. № 2. С. 42−54.
  153. , Е.А. Развитие познавательного интереса у студентов гуманитарных вузов: Дис. канд. психол. наук. М., 2003. 217 с,
  154. Е.В. Организационно-педагогические условия эффективного контроля результатов обучения студентов- Дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 196 с.
  155. Е.К. Этапно-управленческий подход как фактор' формирования профессионально-педагогической самостоятельности студентов педагогического колледжа: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. 167 с.
  156. Тест Кеттелла (Кеттела). 16-ти факторный личностный- опросник Кеттел-ла. 16 ФЛО-Ю5-С. URL: http://vsetesti.ru/356/
  157. Д.А. Эвристические методы: эффект поиска повышается //Вопросы изобретательства, 1990. № 10. С. 32−36.
  158. Трубникова Л. И- Педагогические условия развития самоконтроля при обучении графической грамотности курсантов военного вуза. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. 168 с.
  159. В.П. Личность и общество. Mi: Мысль, 1965. 191 с.
  160. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография. / М: М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос и др.: под ред. М. М. Поташника. М-: Педагогическое общество России, 2006- 448 с.
  161. Управление качеством: В 2 ч. Ч. 1. Семь простых методов / Ю. П. Адлер, Т. М. Полоховская и др. М. МИСиС, 2001.'138 с.
  162. А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся // Сов. Педагогика, 1980. № 2. С. 45−48.
  163. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики: Монография, М.: Просвещение. 1988. 191 с.
  164. Э.А. Курс менеджмента. М.: Зеркало, 1998. 318 с.
  165. УшачевВ.П. Творчество в системе образования: Монография. М.: Московский пед. ун-т, 1995. 219 с.
  166. УшинскийК.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1974. Т. 2. 545 с.
  167. И.Г. Формирование навыков самоконтроля в учении // Народное образование, 1962. № 6. С. 23−25.
  168. Философия: Энциклопедический словарь.: под ред. А. А. Ивина. М.: Гар-дарики, 2004. 1072 с.
  169. Философский энциклопедический словарь / ред. сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Инфра-М, 2000. 576 с.
  170. СЛ. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. Ленинград, 1977. 198 с.
  171. ФранселлаФ., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. / Пер. на рус. язык с сокращениями и предисловие. М.: Прогресс, 1987. 236 с.
  172. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Совершенство, 1998. 432 с.
  173. М. Европейский нигилизм. В кн. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с. (Мыслители XX в.).и
  174. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. / Пер. с нидерланд. В. Ошиса. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. 539,5. с. (Philosophy).
  175. А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. М.: Междунар. педагогическая академия, 1998. 266 с.
  176. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интер-прокс, 1995. 288 с.
  177. О. А. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Самара: СаГА, 2003. 20 с.
  178. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. М.: ВЛАДОС, 2001. 320 с.
  179. ШияновЕ.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1991. 33 с.
  180. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 331 с.
  181. А. Геометрия и опыт. // Собрание научных трудов. М.: Мысль, 1966. Т. 2. С. 84.
  182. Д.Б. Избранные психологические труды. М. Прогресс, 1989. 481 с.
  183. С.А. Особенности проявления самооценки учащихся-подростков. //Вопросы психологии, 1966, № 4.
  184. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. С-пб.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  185. З.Н. Дидактические условия формирования умений самоконтроля знаний у студентов: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1984. 212 с.
  186. Bell D. The Social Framework of Information Society // The Computer Age: A twenty year view. London, 1981. P. 16.
  187. Bloom B.S., Sosniak L.A. Talent development vs. schooling // Educational Leadership. 1981. V. 39 (2). P. 86−94.
  188. Deming W.E. The New Economics for Industry, Government and Education. Massachusetts: MJT Center for Advanced Engineering Study, 1993.
  189. EN ISO 9001:2008. Quality management systems. Requirements., 2008. 66 p.
  190. EN ISO 9004:2009. Quality management systems. Guidelines for performance improvements, 2009. 56 p.
  191. Shewhart W.A. Statistical method from the viewpoint of quality control. Washington, The Graduate School, the Department of Agriculture, 1939. 155 p.
  192. Sternberg R., Lubart Т. I. An investment theory of creativity and its development // Human Development. 1991. V. 34(1). P. 1−31.
Заполнить форму текущей работой