Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в том, что проведен многоплановый сравнительный анализ эффективности модульного обучения с традиционнымобобщены общеметодологические, дидактические и психологические подходы к созданию программ для модульного пракгико-ориентированного обученияразработана и экспериментально апробирована программа обучения по модулям трудовых навыков для обучения учащихся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Концептуальный анализ модульного подхода в профессиональном обучении
    • 1. 1. Методологические основы и современное состояние модульного обучения в сфере профессионального образования

    1.2. Концептуальная сущность и интерпретация метода «модулей трудовых навыков» (МТН) в зарубежной и отечественной профессиональной дидактике. 30 1.3. Психолого-педагогические особенности профессионально важных качеств и возможности их формирования в условиях обучения по модулям трудовых навыков.

    Глава II. Общедидактические и экспериментальные условия разработки и реализации МТН-программы для обучения учащихся (по специальности «маляр строительный»)

    2.1. Дидактические основы разработки учебно-программной документации, для обучения по модулям трудовых навыков.

    2.2. Организационно-методические условия разработки и реализации МТН-обучения.

    2.3. Экспериментальная разработка дидактического модуля трудовых навыков для учащихся по специальности «маляр строительный».

    2.4. Психолого-педагогическое сопровождение экспериментального обучения по МТН-технологии.

    Глава III. Формирование профессионально важных навыков и качеств у учащихся в процессе модульного практико-ориентированного обучения

    3.1. Сравнительный анализ эффективности профессиональной подготовки в традиционных и модульных условиях обучения.

    3.2 Влияние МТН-обучения на эффективность обучения и формирование профессионально важных навыков и качеств у учащихся экспериментальных и контрольных групп.

    3.3. Психолого-педагогические условия формирования профессионально важных навыков и качеств в процессе обучения по модулям трудовых навыков.

Формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модульное обучение на российском рынке образовательных услуг — одна из заметных педагогических инноваций. Подтверждением сказанного являются многочисленные попытки внедрить модульное обучение не только в общеобразовательную и высшую школу, но и в систему начального профессионального образования, а также для ускоренной профессиональной подготовки подростков, молодежи, незанятого населения. Возросший интерес к модульному обучению обусловлен, на наш взгляд, двумя обстоятельствами:

1. Существенными изменениями в сфере занятости, организации и условиях труда. Данное положение проявляется в том, что работа становится все более временной, занятость — неполной, отсутствуют условия для 1 длительной занятости и поддержания способностей в отыскании работы в течение всей трудовой жизни.

2. Достаточно высокими преимуществами модульной системы обучения. Она характеризуется гибкостью, предусматривающей свободный вход и выход с I учетом индивидуальных потребностей обучаемого, его способностей и материально-временных возможностейориентированностью на формирование профессионального мастерства: за счет развития профессионально важных навыков и качествповышением конкурентоспособности и возможностей трудоустройства и др.

Вместе с тем, широкий диапазон внедрения модульного обучения требует тщательного анализа и его теоретических основ, и сопоставления эффективности различных практико-ориентированных современных концепций обучения, базирующихся на модульном подходе. ч

В зтой связи огромное значение приобретает рассмотрение базовых методологических предпосылок и процессуальных принциповобоснование возможностей применения метода «модулей трудовых навыков» (МТН) в отечественных условиях с определением самой сути «трудовых навыков», с точки зрения профессионально-педагогической методологиианализа дидактических условий, связанных с разработкой программ обучения по модулям трудовых навыков с последующим их внедрением в процесс модульного праюгико-ориентированного обученияизучение значимости обучения по модулям трудовых навыков на формирование профессиональных навыков и качеств, а также роли психолого-педагогических условий в сопутствующих развитии профессиональных навыков и качеств.

При образовании рынка рабочей силы возникает необходимость в создании мобильных учебных планов и программ профессиональной подготовки безработных граждан. Новые гибкие концепции профессионально-технического образования позволят системе профессиональной подготовки удовлетворить быстро меняющиеся требования в подготовке кадров.

Практика профессиональной подготовки молодежи по рабочим специальностям являлась предметом исследования О. Аникст, Я. И. Гиндина, С. Горелика, А. К. Гастева, Ю. Иоффе, А. Михайлова, Е. А. Петрова еще в 20−30-х годах. Содержащийся в этих работах анализ научной и учебно-методической деятельности Центрального института труда, предложившего способы быстрого обучения, в настоящее время приобретает особое значение, так как отечественный исторический опыт представляет собой пример высокого уровня профессиональной компетентности.

Основой для становления и развития дидактики профессиональной подготовки специалистов являются работы С .Я. Батышева, А. П. Беляева, Л. П. Голощекина, П. С. Дроздова, В. А. Ермоленко, В. К. Зандер, Е. С. Ицкевич, А. Н. Лейбович, М. И. Рожкова, М. С. Савиной, Е. В. Ткаченко, В. В. Шапкина и других, рассматривавших роль и место к человека в среде производства, требования к личности работника, его профессиональным качествам. Однако исследования в этой области нельзя считать законченными, особенно в вопросах качественного совершенствования профессионального обучения с учетом реальных потребностей рынка труда.

Примеры разработки учебно-программной документации и адаптация теоретического опыта к современным условиям мы находим в работах авторов, занимающихся изучением профессионального образования молодежи: А. Н. Лейбович, М. И. Махмутова, Н. Д. Никандрова, Т. Т. Новиковой, О. Н. Павлова, В. Ю. Пасвянскене, В. А. Рыжова, М. Г. Тересявичене, Л. Д. Федотова, М. А. Чошанова, Н. Н. Шамрай, П. М. Юцявичене и других, но их конструктивные решения не обращены на дидактические условия разработки программ профессиональной подготовки, которые бы учитывали индивидуальные особенности.

Непосредственное рассмотрение вопроса о влиянии дидактических условий на результаты обучения в различных звеньях системы общего профессионального образования имеет место в исследованиях Е. В. Антонюка, Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера и других. Тем не менее, специфика профессионального обучения и переподготовки молодежи, обусловленная прежде всего особенностями обучаемых, определяет необходимость разработки новых подходов к решению проблем, связанных с повышением эффективности профессиональной подготовки.

Таким образом, изменения последнего времени обозначили контрасты между сложившимися традициями в обучении и реальными потребностями рынка труда в совершенствовании профессионального обучения. Вследствие этого, метод обучения по модулям трудовых навыков, претендующий в настоящее время на одно из приоритетных мест в инновационной педагогике профессионального обучения, требует системного обоснования и экспериментальной проверки.

Цель исследования: обосновать эффективность модульного обучения в формировании профессионально важных навыков и качеств и разработать технологию практико-ориентированного обучения. h

Объект исследования: процесс формирования профессионально важных навыков и качеств у учащихся в модульных практико-ориентированных условиях.

Предмет исследования: системокомплекс модульных практико-ориентированных условий, обуславливающих формирование профессионально важных навыков и качеств.

Гипотеза исследования: формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения может осуществляться более продуктивно вследствие:

• четкой системы целеполагания;

• опоры на самообучение;

• оптимального соотношения теоретических и практических заданий;

• постоянного контроля за усвоением знаний и навыков;

• жесткого пошагового усвоения профессионально необходимых модульных блоков и учебных элементов;

• актуализации самостоятельности и ответственности;

• индивидуализации обучения.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проткни срлпнитемьный анализ эффективности! радициомного обучения с обучением по модулям трудовых навыков.

2. Выявить методологические, дидактические, организационно-методические, технологические и психологические особенности модульного подхода в обучении.

3. Определить специфику влияния модульного практико-ориентированного обучения на формирование профессионально важных навыков и качеств.

4. Разработать комплекс тренинговых психолого-педагогических занятий, стимулирующих формирование профессионально важных навыков и качеств.

Методолого-теоретическую основу исследования составляют базовые концепции программированного и проблемного обучения (В.П.Беспалько, В. Оконь), познавательного интереса (Г.И.Щукина), системно-деятельностного подхода в процессе формирования ведущих сфер личности (Ю.А.Азаров, А. В. Карпов, А. НЛеонтьев, Б. ФЛомов, М. И. Рожков, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.), теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б.Эльконин), психолого-педагогические концепции развития индивидуальности (Б. Г. Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, О.С.Гребенюк), идеи о самореализации личности в социальных отношениях (Б.З.Вульфов, ' И. С. Кон, А.В.Мудрик), концепции социализации человека (А.В.Волохов, В. В. Новиков, М.И.Рожков), педагогических основ регулирования социального взаимодействия (Л.В.Байбородова, Л.Ф.Спирин), концепция формирования творческого и практического мышления (В.В.Давыдов, Ю.К.Корнилов), мотивационно-эмоциональные детерминанты обучения (Е.П.Ильин, А. К. Маркова, Н. П. Фетискин, А.Я.Чебыкин), индивидуального стиля деятельности (Ю.К. Бабанский, А. А. Бодалев, Е. А. Климов, А. В. Мудрик и др.)

Методами исследования на разных этапах в процессе работы являлись: системный анализ литературы по исследуемой проблеме, системно-психологический анализ деятельности, анализ продуктов деятельности, метод обобщения независимых экспертных оценок, педагогическое наблюдение, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, моделирование модульных блоков и учебных элементов, интервьюирование, анкетирование, тестовые и контрольно-диагностические задания, статические методы обработки данных.

Экспериментальной базой исследования являлись профессиональные лицеи

6 и 9 г. Костромы. В различных видах эксперимента было занято 486 учащихся и 25 мастеров производственного обучения.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно с 1994 по 1999 гг.

Первый этап (1994 — 1996 гг.) был посвящен анализу философской, психологопедагогической, общетехнической и методической литературы, обобщению опыта в области модульного обучения. Составлялась экспериментальная программа исследования, определялись методологические и методические подходы к исследованию проблемы.

Второй этап (1996 -1998 гг.) был направлен на изучение технологии модульного обучения и экспериментальную разработку программ обучения по модулям трудовых навыков для профессий строительного профиля. Важное место на этом этапе было отведено определению профессионально важных навыков и качеств у специалистов строительного профиля и моделированию модульно-производственных и психолого* педагогических условий, стимулирующих формирование выделенных профессионально важных навыков и качеств. В ходе экспериментальных исследований проводилось уточнение концептуального аппарата данной работы и апробация ее отдельных частей.

На третьем этапе (1998 — 1999 гг.) продолжалось проведение формирующего эксперимента, проверялись и уточнялись отдельные теоретические положения, осуществлялась статистическая и аналитическая обработка полученных данных с последующей подготовкой текстов, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертации.

Достоверность результатов исследования определялась исходными теоретико-методологическими положениями, анализом практики модульной практико-ориентированной деятельности, организацией опытно-экспериментальной работы в соответствии с задачами и условиями проводимого исследования, объективной качественной и количественной обработкой полученных данных, соблюдением требований опроса, наблюдения, обобщения независимых характеристик и других методов исследования, а также положительными результатами многолетних исследований экспериментальных групп, большим объемом и репрезентативностью рассмотренной выборки.

Научная новизна исследования заключается в том, что проведен многоплановый сравнительный анализ эффективности модульного обучения с традиционнымобобщены общеметодологические, дидактические и психологические подходы к созданию программ для модульного пракгико-ориентированного обученияразработана и экспериментально апробирована программа обучения по модулям трудовых навыков для обучения учащихся по специальности «маляр строительный», способствующая развитию профессионально важных навыков и качестввыявлено влияние обучения по модулям трудовых навыков на формирование профессионально важных навыков и качеств у учащихся строительного профиля, разработаны профессионально-ориентированные тренинговые занятия, стимулирующие формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении разработанных подходов к модульному обучению и созданию целостной концепции этого инновационного метода, определены структурно-функциональные компоненты обучения по МТН и показаны его возможности в формировании профессионально важных навыков и качеств.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной апробации программы обучения по модулям трудовых навыков для учащихся по специальности «маляр строительный» в виде 7 модулей и 64 учебных элементов, в форме брошюропределении профессионально важных навыков и качеств у учащихся строительного профиля и изучении их сформированное&tradeв условиях обучения по модулям трудовых навыковразработке и проведении пракгико-ориентированных тренинговых занятий, нацеленных на формирование таких профессионально важных навыков и качеств, как, например, линейный и объемный глазомер, распределение и переключение внимания, наглядно-образная память, ответственность и др. Материалы исследования стали основой разработки программ обучения по модулям трудовых навыков по другим профессиям и специальностям на уровне РФ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Модульный подход в профессиональном обучении представляет собой интегральную совокупность целей, содержания, средств, методов и форм, которая отражает сущность практико-ориентированной деятельности.

2. Базовыми структурными компонентами в условиях модульного пракгико-ориентированного обучения являются: модуль трудовых навыков (МТН) — модульный блок (МБ) — учебный элемент (УЭ) и инструктивный блок (ИБ). Содержание модуля формируется в четырех направлениях: представление целей обученияконкретизация содержания обученияуправление учебными действиями и методическое обеспечение процесса усвоенияобеспечение обратной связи.

3. Трудовой навык, формирующийся в условиях обучения по модулям трудовых навыков, не сводится к механическому автоматизму или выучке, а представляет собой результат произвольного процесса усвоения комплекса полипрофессиональных операций, доводимых до высокого уровня эффективности: точности, скорости и экономичности. В этом случае трудовой навык является синонимом профессионального мастерства.

4. Профессионально важные качества как качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по основным параметрам (производительности, качеству и надежности), в большей мере формируются в условиях обучения по модулям трудовых навыков.

5. Психолого-педагогическое сопровождение экспериментального обучения по модулям трудовых навыков способствует адаптивности учащихся к процессу самообучения на начальной стадии модульного практико-ориентированного обучения, профилактике познавательных и психологических барьеров, обусловленных неготовностью к самообучению, самоорганизации, избыточностью свободы, постоянным контролем за усвоением знаний.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах Международной организации труда, международных симпозиумах (г. Москва, 1997, Кострома, 1998, Санкт-Петербург,

1999, Ярославль, 1999), а также на семинарах для директоров профессиональных лицеев г. Костромы и Костромской области (1998), в изданных методических материалах и программе обучения по модулям трудовых навыков по специальности «маляр строительный» при переподготовке рабочих из центра занятости населения г. Костромы (1998).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы.

1. Сравнительный анализ эффективности традиционного и модульного обучения свидетельствует о существенных различиях между ними на уровне*. целелопагания, подготовки учебного материала, роли педагогического персонала, контроля усвоения знаний, включенности учащихся в познавательно-профессиональный процесс, соотношение и последовательность усвоения теоретических и практических знаний, формируемых профессионально-важных навыков и качеств (мотивации, профессиональных ожиданий, эмоциональной устойчивости, самостоятельности, концентрации внимания, гибкости мышления, точности восприятия, художественном вкусе, аккуратности и др.) Результаты экспертных оценок подтвердили преимущественное влияние МТНобучения на ПВНиК

2. В ходе проведенных профессионально-ориентированных тренинговых занятий с учащимися контрольных групп (традиционное обучение) и экспериментальной (МТНобучение) были выявлены существенные различия по фоновым и конечным результатам. У учащихся экспериментальной группы как фоновые, так и послетренинговые показатели линейного и объемного глазомера, стрессоустойчивость и др. были выше, по сравнению с контрольной группой.

3. Данные самооценки о сформированное ПВНиК и результаты тренинговых занятий показали, что учащиеся экспериментальной группы значительно превосходили исследуемых контрольной по развитию следующих ПВНиК: активности, собранности, гибкости мышления, степени ответственности, помехоустойчивости, самоконтролю, восприятию и памяти, распределения и переключения внимания. Выявленные различия имели место, как на нейтральном, так и профессионально-ориентированном материале и характере экспериментальной деятельности.

Заключение

В отечественной профессиональной педагогике к МТНметоду имеется два подхода: консервативно-индифферентный и инновационный. Сторонники первого подхода не видят в нем существенных преимуществ перед традиционным обучением, а в то время, как сторонники второго направления связывают с ним разрешений наиболее актуальных профессионально-образовательных проблем, и в частности, сокращение разрыва между теоретической и практической подготовкой выпускников образовательных учреждений. Более того, в условиях социально-экономического кризиса МТНметод выполняет гуманистическую функцию, помогая «лишним» и незанятым специалистам за короткое время пройти переподготовку или обрести новую профессию. Одним из достоинств МТНобучения является практике-профессиональная ориентированность, способствующая выработке ПВНиК. Полученные нами данные подтвердили это положение.

К числу фактов, сдерживающих широкое внедрение МТНобучения, относится акцентирование внимания на «трудовых навыках». Многие педагоги и работники профессионального образования видят в «трудовых навыках» бездумный автоматизм, а не высокий профессионализм, как это есть на самом деле. Вторым психологическим барьером на пути широкого внедрения МТНметода является трудоемкость составления МТНпрограмм и отсутствие специалистов в данной области. Затруднения учащихся в переносе визуальных указаний на уровень практического исполнения наглядно свидетельствует и о уязвимых местах данного метода. К числу труднопреодолимых барьеров в МТНметоде относится и доминирующий акцент на самообучении той или иной специальности. Думается, что выделение этих негативных моментов предпринято нами с целью определения дальнейших направлений по разработке указанного продуктивного метода профессионального обучения.

Обобщая же полученные нами результаты исследования, в целом, следует отметить, что они подтвердили гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Модульный подход в профессиональном обучении представляет собой интегральную совокупность цепей, содержания, средств, методов и форм, которая отражает сущность практи ко-ориентированной деятельности.

2. Главным отличием МТНобучения от традиционного профессионального заключается в системном подходе к анализу и изучению производственной деятельности, связанной с выполнением конкретных трудовых заданий в рамках определенного рода деятельности, специальности, профессии.

3. Дидактико-психологическими предпосылками модульного подхода в обучении являются базовые идеи программированного и проблемного обучения, теория познания, познавательного интереса и творческого мышления.

4. Принципы, составляющие основу модульного и МТНобучения имеют свои отличительные особенности. К первым относятся: наглядности или визуальности, программирования, организации, пракгизации и актуализации, а ко вторым — модульности, последовательности, вариативностигибкости, жизнесообразности, практикоориентированности, уровневой дифференциации, оперативности, перспективности, разносторонней подготовленности, функциональности содержания обучения, определяемого интегральной дидактической целью.

5. МТНметод, являясь универсальным методом как для стран с переходной, так и «быстрой» экономикой, ориентирован на решение актуальных социально-экономических и личностных проблем. Гуманистичность МТН

— о обучения заключается в предоставлении людям «группы риска» освоить за короткое время новую специальность или пройти переподготовку с чгарантированным трудоустройством.

6. Базовыми структурными компонентами МТНобучения являются: модуль трудовых навыков (МТН) — модульный блок (МБ) — учебный элемент (УЭ);

174 инструктивный блок (ИБ). Содержание модуля формируется в четырех направлениях: представление целей обученияконкретизация содержания обученияуправление учебными действиями и методическое обеспечение процесса усвоенияобеспечение обратной связи.

7. «Трудовой навык», формируемый в условиях МТНобучения не сводится к механическому автоматизму или выучке, а представляет собой результат произвольного процесса усвоения комплекса полипрофессиональных операций, доводимых до высокого уровня эффективности: точности, скорости и экономичности. В этом случае «трудовой навык» является синонимом профессионального мастерства.

8. Характеризуя профессионально-важные качества (ПВК) как качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по основным параметрам (производительности, качеству и надежности) и связанные с формированием цели деятельности, информационной основы и исполнительных действийI навыков в большей мере формируются в условиях МТНобучения.

9. В процессе МТНобучения актуализируется формирование таких ПВК как целеустремленность, самостоятельность, адаптированность.

10. При разработке технологии модульного обучения необходимо выделить базовые дидактические компоненты, составляющие основу МТНобучения. Таким базовым компонентом является учебно-программная документация (УПД), ее структуру составляют: блоки (профессиональные, общеспециальные, специальные) модули, модульные единицы (предметы) и темы, а также организационно-методические и психологические условия, способствующие формированию ПВНиК.

11. Психолого-педагогическое сопровождение экспериментального МТН-обучения способствует адаптивности учащихся к процессу самообучения на начальной стадии модульно-производственного обучения, профилактике

175 познавательных и психологических барьеров, обусловленных неготовностью к самообучению, самоорганизации, «избыточностью свободы», постоянным контролем усвоения знаний, снижению уровня тревожности из-за неопределенности и возрастающей ответственностью.

12. Качественная подготовка комплекта инструктивно-руководящих материалов в значительной степени обусловливает эффективность МТНобучения. Большое место отведено функциям психологической поддержки, стилю педагогического управления личностногрупповыми процессами на всех стадиях обучения и контроля.

13. Сравнительный анализ эффективности традиционного и модульного обучения свидетельствует о существенных различиях между ними на уровне: целеполагания, подготовки учебного материала, роли педагогического персонала, контроля усвоения знаний, включенности учащихся в познавательно-профессиональный процесс, соотношение и последовательность усвоения теоретических и практических знаний, формируемых профессионально-важных навыков и качеств (мотивации, профессиональных ожиданий, эмоциональной устойчивости, самостоятельности, концентрации внимания, гибкости мышления, точности восприятия, художественном вкусе, аккуратности и др.) Результаты экспертных оценок подтвердили преимущественное влияние МТНобучения на ПВНиК.

14. В ходе проведенных профессионально-ориентированных тренинговых занятий с учащимися контрольных групп (традиционное обучение) и экспериментальной (МТНобучение) были выявлены существенные различия по фоновым и конечным результатам. У учащихся экспериментальной группы как фоновые, так и послетренинговые показатели линейного и объемного глазомера, стрессоустойчивость и др. были выше, по сравнению с контрольной группой.

15. Данные самооценки о сформированности ПВНиК и результаты тренинговых занятий показали, что учащиеся экспериментальной группы значительно превосходили исследуемых контрольной по развитию следующих ПВНиК: активности, собранности, гибкости мышления, степени ответственности, помехоустойчивости, самоконтролю, восприятию и памяти, распределения и переключения внимания. Выявленные различия имели место, как на нейтральном, так и профессионально-ориентированном материале и характере экспериментальной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности,-М .Наука, 1980.-335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельность// Психология формирования и развития личности,-М: Наука, 1981 .-с.19−44
  3. Г. И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения, -М:Высшая школа, 1976. 160с
  4. Ю.П. 100 тайн детского развития.- М, 1996.- 430 с.
  5. Ш. А. Здравствуйте, дети) М., 1988. — 207 с
  6. Ш. А. Единство цели: пособие для учителей.- М: Просвещение, 1987.-208с.
  7. . Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания// Ананьев Б. Г. Иэбр. Психологические труды в 2-х томах,.- МЯедагогика, 1980, т. 2, с. 9−127
  8. К. Учитель и инновации.- М., 1991. -158 с
  9. Арстанов МЖ и др. Проблемно- модульное обучение: вопросы теории и технологии: Проблемное обучение в ВУЗе. -А-Ата, Мектеп, 1980.-207 сч
  10. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах).- Киев, 1984. -185 с.
  11. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии.-1994, № 1
  12. Ю.К. Проблемное обучение как средство повышенияэффективности учебы школьников.- Ростов нД, 1970 33 с.
  13. М.М. Творчество Франсуа Рабле: Народная культура средневековья.-М. 1965 280 с1/6
  14. М.М. К философии поступка// Философия и социальные науки. -Ежегодник, 1984−85, М: Наука, с.180−260
  15. Н.О. О назначении человекаМ, 1993- 220 с.
  16. В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.- М, 1989 -143 с
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М: Педагогика, 1 989 182 с
  18. С.Я. Подготовка рабочих кадров.- М. Экономика, 1984−247 с
  19. С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах.-М:Педагогика, 1988.-176 с
  20. С. Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики, — М: Педагогика, 1981−119с
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М, 1970 280 с.
  22. Н.В. Дидактические условия разработки программ профессиональной подготовки безработных граждан на основе модулей трудовых навыков. В сб.: Феномены личности и группы в изменяющемся мире.- Кострома, 1998-, 1.с. 18−20
  23. Е.В. Личностно- ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы.- Ростов н/Д, 1997 —19 с.
  24. Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция// Опыт разработки концепций воспитания.- Ростов на — Дону, 1993, ч.1, с.3−10
  25. Вазина К Я. Модульное обучение и саморазвитие человека.- Н-Новгород, 1991 -140с
  26. О.Е. Методическая система модульного обучения математике в высшей школе: Автореф. Дисс. канд.лед.наук.- М, 1982 -17 с
  27. .З., Куликова Л. Н. Личность цель, объект, субъект развития и показатель эффективности воспитательной системы// Теория и практика воспитательных систем: в 2-х кн.- М, 1993, кн.2, гл. 8, — с.42−51
  28. Л.С. Избранные психологические исследования.- М, 1956ш
  29. И.П. Цель одна, форм много (проектирование процесса обучения).- М, 1990−189 с.
  30. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР, — М: АПН РСФСР, 1959, — с.441−469
  31. Л.П. Модульная технология обучения.-СпБ, 1993 43 с
  32. Григорьев М. А, Производственное обучение столяров.- МВысшая школа, 1976 255с
  33. М.А. Справочник молодого столяра и плотника.- М: Лесная промышленность, 1984 239 с
  34. Л. И. Начальное профессиональное образование во Франции: Автореф. Дисс. д-ра пед. наук.-Казань, 1993 36 с
  35. П. Я. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании.- М, 1955. -15 с
  36. П.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. -М, 1995.-321 с
  37. А.Е. Урок модуль //1 сентября: Приложение «История»,-1996, № 23
  38. В.В. Теория развивающего обучения.- М: ИНТОР, 1996.-544с.
  39. А.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом ВУЗе.- М, 1990 -188 с1. AUV
  40. П. С. Изучение физики в 10 классе на основе модульного обучения с применением ЭВМ:Автореф. Дисс. канд. пед. наук.- Рига, 1990.-19 с
  41. В. В. Виды обобщений в обучении (логико- психологическое построение учебных предметов).- М, 1962 252 с.
  42. Н. Г. Основное усвоим на уроке.- М, 1967−192 с
  43. Доли Д Энциклопедия знаков и символов.- М, 1997 438 с
  44. В. Применение модульного обучения с странах с переходной экономикой.: Международное техническое совещание- семинар «Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки» (Тезисы докладов) M, 1997 .-6с.
  45. В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М: Наука, 1982−105с.49.3андер В.К. О блочном изучении математики // Математика в школе, 1991,-№ 4, с. 38−42
  46. А.В. Восприятие и действие.- М, 1982. -37 с
  47. Л.В. Дидактика и жизнь.- М, 1968. -172 с
  48. Л.В. Избранные психологические труды.- М: Педагогика, 1990.-418с
  49. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся.- М, 1994−252 сto I
  50. Ю.Г. Адаптация и развитие модульных программ : Международное техническое совещание- семинар «Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки» (Тезисы докладов) М, 199 729с.
  51. Г. Л. «Модульный подход» на уроках «граждановедения». — Казань, 1996.-32 с
  52. Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения.- Киев, 1996. 292 с
  53. И.И. Структура процесса учения.- М: МГУ, 1986.-200с
  54. В. Модульное обучение: принципы, задачи, вопросы внедрения: Международное техническое совещание- семинар «Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки» (Тезисы докладов) М, 1997.- 99 с
  55. А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности, Ярославль.- Яросл.унив., 1991.-153 с.
  56. Коменский Я. А Великая дидактика // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.- М, 1969, Т2 552 с
  57. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта.- М. Знание, 1989.- 80с. lOir
  58. В. Б. Решение задач, умения, навык// Вопросы психологии, 1993, № 2, — с. 80−85
  59. О. Б. Модульная технология профессионального обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений. Автореферат к.пед.наук.- М, 1996
  60. Т. В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач.- М: Педагогика, 1975.- 303с.
  61. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.-М:Высшая школа, 1990.- 119с.
  62. И. И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности.- Рязань, 1992.-117 с.
  63. Козяр Л, А Методологические основы интенсификации трудового обучения старшеклассников как средство повышения его эффективности: Автореф. Дисс. канд. Пед.наук.- М: 1994. -18с
  64. Комплект учебной документации для подготовки в профессионально-технических учебных заведениях столяров (строительных), плотников: Шифр 4−10-С.- М Высшая школа, 1982.-99 с
  65. Кон И. С. Открытие «Я». — М, 1978.-336 с
  66. Э. Руководство по модульной системе профессионально-технического обучения (вторая редакция перевода) МОТ.- г. Женева
  67. С.В. Педагогика самоорганизации: Феномен содержания.-Воронеж, 1997. -227 с
  68. А.И. Программирование в школьном обучении истории.- М, 1970. -152с
  69. Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения.- Барнаул: Иэд-во Барнаул, унив., 1994. -128 с.
  70. А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального обраэования.-М:Высшая школа, 1994.-278 с183
  71. А.Н. Деятельность, сознание, личность, 2-е издание.-МЯолитиздат, 1977.-211 с
  72. Д. А. Самореализация и сущностные силы.- М: 1996
  73. И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся: Автореф. Дис. Д.п.н., — М, 1971−17 с
  74. И .Я. Процесс обучения и его закономерности.- М, 1972.-220C
  75. И.Я. Дидактические основы методов обучения.-МЛедагогика, 1981.184 с.
  76. Личность, рынок и профессиональное самоопределение: Сб. научных трудовLмеждународного симпозиума в г. Туле 19−23 апреля/ под ред ИАСасовой, -М:1994. -258 с
  77. .Ф. К проблеме деятельности в психологии// Психологический журнал,-1981 (т.2), № 5.- с.3−22
  78. З.Б., Рыкова Е. А. Теоретические основы разработки учебнонпрограммной документации для профессиональной подготовки безработных граждан// в над заг. МОРФ ИРПО- ФСЗР, РУЦ М:1995. -34 с
  79. А.К., Орлов А. Б., Фридлен Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников.- М, 1983. 60 с
  80. Маркова A К., Матис Т. А, Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М:Просвещение, 1990.-192 с.
  81. А. Организация обучения: Международное техническое совещание-семинар «Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки» (Тезисы докладов) М, 1997 38 184
  82. М.И. и др. Педагогические технологии развития мышления учащихся.-Казань, 1993. -88с
  83. Методика блочно-модульного обучения (на примере общеобразовательных дисциплин в условиях временного учебного коллектива./ под ред. О. ЕЛисейчикова, МАЧошанова.- Анапа, 1989. -123с
  84. Методические рекомендации по организации профессиональной подготовкиучащихся общеобразовательных школ по строительным профилям.- М, 1986 -43с
  85. А. В. Социализация, воспитание, саморазвитие человека// Теория и практика воспитательных систем: в 2-х книгах- М: РАО, 1993, — кн.2, гл. 6 -15−23с.
  86. Л.М. Проблемный подход к построению модульных программ вгуманитарном образовании.- Казань, 1991. 16с
  87. В.В. Социальная психология. М, 1997. — 394 с.
  88. Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации: Приказ МО РФ ог 7 июня 1993 г., № 237// Нар. образование, 1993, — № 4- с.6−7
  89. В. Основы проблемного обучения.- М, 1968.-254 с
  90. В. Введение в общую дидактику.- М, 1990. 365 с
  91. В.Ю. Дидактические основы модульного обучения в неязыковом вузе: автореф. Дисс. канд.пед.наук.- Вильнюс, 1989.-17с
  92. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.- М. Педагогика, 1980.- 238с.185
  93. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования / под ред. А. П. Беляевой.- М: Высшая школа, 1 983 263 с
  94. И. П. Диагностика и технология планирования педагогической деятельности учителя.- Ставрополь, 1994.- 22 с. Щ
  95. В. О начале опыта внедрения модульной системы обучения в Латвии.: Международное техническое совещание- семинар «Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки» (Тезисы докладов) М, 199 786 с.
  96. Л. А. Прогнозирование целей, следствий и способов деятельности учащимися разных возрастов (9−18 лет)// Проблемы развития познавательных способностей: Межвуз.сб. научн. Тр./Огв. Ред. А. И. Раев.- Л: изд-во ЛГПИ, 1983.- с. 45−59
  97. В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность, -РигаЛедагогический центр «Эксперимент», 1992.- 42 с.
  98. З.А. Психологические основы профессионального обучения, -М:Из-во Моосуниверс., 1985.-207с
  99. М.И. Теоретические основы педагогики. Учебное пособие, -Ярославль: ЯРПУ им. К. ДУшинского, 1994.-63с.
  100. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х тт.- МЛедагогика, 1989, т.2.-328с.iOU
  101. В. А. Методика производственного обучения.- М: Ассоц.
  102. Профессиональное образование", 1992, ч.1 -163с
  103. В. А. Методика производственного обучения, М:Ассоц." Профессиональное образование", 1992, Ч.2.-163 с
  104. В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. Дисс. докт. псих. Наук.- М., 1994.- 77 с
  105. В. Я. МОП- новая технология обучения// Профессионал, 1991, № 1,0.41−46
  106. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: УМебное пособие.- Кострома, КГПУ, 1994.-107 с.
  107. П. Внедрение модульного обучения в Болгарии: опыт и выводы.: Международное техническое совещание- семинар «Внедрениемодульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки» (Тезисы докладов) М, 1997 .-81 с.
  108. Г. В. Основы психологической теории деятельности.-Л:издво ЛГУ, 1988.-168с.
  109. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М: из-во МГУ, 1975.- 344с
  110. Таррасте АЛ Дидактические и методические условия совершенствования профессионально-теоретической подготовки учащихся в СПТУ (на примере подготовки рабочих деревообрабатывающих профессий) Автореф. Дисс. канд.пед.наук.-Казань, 1990.-17с
  111. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Круглый стол//-Педагогика, 1996, № 5.-с.72−80
  112. Тетерина ДД Модульная система изучения органической химии//Специалист, 1992, № 3.- С38−42
  113. O.K. Понятие «цель» и «целеобраэование» в психологии// Психологические механизмы цепеобраэования.- М: Наука, 1977.-С.15−17 187
  114. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М: Педагогика, 1990.-192 с
  115. Л.Д. Теоретические основы интегрированного содержания начального профессионального образования: автореф. Дисс.. д-ра пед.наук.-М, 1993. -56с
  116. Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности.- Кострома, 1990.-108 с
  117. Н.П. Психологическое обеспечение инноваций в сфере образования.- Кострома, 1996.-156 с
  118. В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения, -Ростов/Д, 1985.-216 с
  119. В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательногопроцесса: Системный обэор современных образовательных технологий, 1. Ростов н/Д, 1995. 39 с
  120. ЯМ. Наглядность и моделирование в обучении.- М. Знание, 1984.- 80с. (Новое в жизни, науке, технике, Сер."Педагогика и психология", № 6)
  121. Д. Формирование учебных навыков.-М:Педагогика, 1986.- 160с.
  122. Хедберг Д, Игселл Л. Профессиональная подготовка в Швеции.: Международное техническое совещание- семинар «Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки» (Тезисы докладов) М, 1997.- 75 с.
  123. Хокридэе ДДж Педагогическая технология: настоящее и будущееЛ Перспективы, 1983, № 2.-с.93−108
  124. Хянгдонг Шм Женджайюн С. Экономическая реформа и МТН- метод обучения.: Международное техническое совещание- семинар «Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки» (Тезисы докладов) М, 1997.- 91 с
  125. Цукерман ГА, Мастеров Б. М. Психология саморазвития.- М: Интерпракс, 1995.-288с
  126. А. С. Разработка МТН- программ обучения.: Международное техническое совещание- семинар «Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки» (Тезисыдокладов) М, 1997.- 26с.
  127. В.В. Психология трудового обучения.- М: Высшая школа, 1983.-239с
  128. Чечель ИД, Горский В. Д. Блочно-модульный подход к построению трудовой подготовки школьников// Новые исследования в лед. науках, № 1 (53).- М: Педагогика, 1989.- с.64−68
  129. М.А. Проблемно- модульное проектирование содержания обучения/Специалист, 1991, № 8.-с.13−17
  130. МА. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.- М, 1996.-158 стр.
  131. Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения.- М: А.О.яСголетие", 1995.- 190с.
  132. В.Д. Психологический анализ деятельности.- Ярославль, 1979.-92 с
  133. В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М: Издательская корпорация «Логос», 1996.-320 с
  134. И.К. Модульные уроки.- Майкоп, 1997.-257 с
  135. Н.Н. Подготовка рабочих широкого профиля в контрольно-заключительный период производственного обучения на предприятиях: автореф. Дисс. канд.пед.наук.- М, 1992.-18с.
  136. В.В. Блочно- модульная система обучения в медицинском вузе
  137. Первые результаты и перспективы// Советская медицина, 1991, № 12.- с. 192 315У
  138. В.В. Модульный подход в обучении. Авгореф. Дисс. Канд. под. наук.- Ростов н/Д, 1997
  139. И. И. Практика оценки и сертификации программ модульного обучения.: Международное техническое совещание- семинар «Внедрение модульной системы обучения в странах с переходной экономикой: современный опыт и уроки» (Тезисы докладов) М, 199 764 с.
  140. Д. Б. Психическое развитие детских возрастах/ под ред. Д. И. Фельдштейна.- М: Издательство Институт практической психологии, Воронеж, НПО «МОДЭК», 1995.-416 с.
  141. П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика, 1991, № 1.-с.55−59
  142. П.А. Теория и практика модульного обучения.- Каунас, 1989.271 с
  143. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Вопросы психологии, 1995, № 2.- с.31−42
  144. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопросы психологии, 1994, № 2.- с.64−771. Серия:1. Модульный Блок1. А/ 1
  145. Наименование профессиональная:1. Профессия № I Код:
  146. Наименование модульного блока:
  147. Описание модульного блока:1. Стандарты выполнения:
  148. Определяет качество малярных составов.
Заполнить форму текущей работой