Введение.
Пути предупреждения объективных рисков в процессе физического воспитания младших школьников
Понятие «риск» является предметом изучения теории игр, теории вероятностей, экономики, медицины, права и др. Среди прочих выделяется социально-педагогический подход к изучению риска, который связан с идеями социализации личности, оптимизации педагогической деятельности, креативности и сотрудничества участников педагогического процесса, методологической основой изучения которых являются идеи… Читать ещё >
Введение. Пути предупреждения объективных рисков в процессе физического воспитания младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
риск педагогика школьник воспитание.
Актуальность. В системе общечеловеческих ценностей высокий уровень здоровья, физической и двигательной подготовленности является фундаментальной основой, обусловливающей возможность полномасштабной реализации потенциальных способностей индивида (С.Н. Блэйер, 1994; Н. М. Амосов, 2003; В. К. Бальсевич с соавт., 2003; Н. Н. Вавилова, 2003; М. А. Захарова с соавт., 2004; С. А. Романченко, 2006). Ученые и практические работники тождественны во мнении о важнейшей и, более того, решающей роли школьного периода онтогенеза человека для становления личности детей и подростков, создания фундаментальных предпосылок для их гармоничного развития и рациональной подготовки к дальнейшей жизнедеятельности (М. Антропова с соавт., 1995; К. Д. Чермит с соавт., 2005;2007; А. А. Баранов с соавт., 2008;2009). Очевидны достижения отечественной науки в контексте организационно-содержательного и технологического обеспечения процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, в том числе и школьников младших классов (С.Д. Неверкович с соавт., 1997, 2010; Л. Козиброда, 2004; Е. Н. Литвинов с соавт., 2004; Л. И. Мирошниченко, 2005; К. Д. Чермит, 2005; А. А. Баранов с соавт., 2008).
Вместе с тем результаты собственных исследований, данные педагогической и медицинской статистики убедительно свидетельствуют об углублении негативных тенденций в качестве здоровья и физического состояния младших школьников. За период с 1999 по 2009 г. частота выявления функциональных отклонений в состоянии здоровья у учащихся младших классов повысилась на 87,8%, а хронических заболеваний — на 86,5%. Значительное количество детей, посещающих старшие группы дошкольных учреждений и начальную школу, относятся к часто болеющим. Среди неорганизованных детей их число составляет почти половину (П.А. Виноградов, 1996; Ю. Е. Вельтищев, 2000; Л. В. Волков, 2002; В. Р. Кучма, 2011).
Существующие результаты эмпирических и теоретических исследований свидетельствуют о том, что этот негативный процесс стал носить системный характер (А.А. Баранов с соавт., 2009; В. Ю. Альбицкий с соавт., 2010).
Среди причин такого явления важнейшими являются демократические изменения, происходящие в общеобразовательной системе, в том числе и в системе физического воспитания, обусловливающие актуализацию процесса управления педагогическим процессом в условиях неопределенности в самых разных аспектах ее проявления.
Неопределенность при принятии управленческого решения может быть выявлена при выборе и обосновании критериев оценки эффективности, возможных вариантов решения проблемы, определении методики физического воспитания и состава средств, объема и интенсивности воздействия, учете сенситивных периодов и других переменных, определяющих эффективность педагогического процесса.
Процесс реализации управленческих решений в ходе физического воспитания осуществляется в условиях множественности факторов неопределенности и по этой причине формирует неопределенность как понятие, свойственное данному явлению.
Неопределенность ситуаций подготовки, принятия и реализации управленческих решений обусловливает возможность получения неблагоприятных результатов (СМ. Никитин с соавт., 1992; U. Beck, 2000; В. И. Варфоломеев с соавт., 2001; Э. А. Смирнов, 2001; А. В. Мозговая, 2010 и др.) и, как правило, приводит к формированию риска как интенциональной предрасположенности структуры или личности к выбору между шансом и опасностью.
Для реализации перечня вышеперечисленных рекомендаций в большинстве общеобразовательных школ имеется современная материально-техническая база, включающая необходимые условия для обучения детей и подростков основным двигательным действиям. Занятия с учащимися проводят специалисты, имеющие, как правило, высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.
Вместе с тем приходится констатировать факт, что позитивных изменений в состоянии здоровья, в уровне физической подготовленности и физического развития детей так и не происходит. Причем особую опасность представляют установленные многочисленные факты проявления в полной мере всех негативных результатов в системе физического воспитания младших школьников, то есть той категории детей, от которых зависит будущее страны и общества.
Проблема риска и ее историческое развитие описано в ряде работ ученых, занимающихся рискологией (J.F. Short, 1984; О. Renn, 1992; Н. Liibbe, 1993; U. Beck, 2000; К. А. Гаврилов, 2007; А. В. Мозговая, 2010 и др.). В частности, получили развитие вопросы, связанные со спецификой современного риска и управления им (А. Абчук, 1991; О. И. Яницкий, 2003; В. И. Зубков, 2003, 2009; С. А. Кравченко, 2004; С. А. Кравченко с соавт., 2004; А. В. Мозговая, 2010 и др.), компонентного состава риска (А.С. Барышников, 1995; Е. С. Вентцель с соавт., 2000), определением логико-гносиологического статуса понятия «риск» (А.П. Альгин, 1999;2000; В. Н. Лысцов с соавт., 1999; М. А. Рогов, 2001; В. В. Откидач с соавт., 2003; В. А. Петровский, 2010).
В достаточной степени в научных исследованиях представлена проблема неопределенности и модели управления ею в окружающей среде (Н.В. Хохлов, 2005; В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар, 2007), в бизнесе (О.И. Ларичев с соавт., 2000; О. А. Кулагин, 2001), в экономике и в экономической теории (О.А. Кулагин, 2001; Р. Кох, 2003; Ю. Н. Лапыгин, 2005), при принятии и реализации управленческих решений (В.И. Варфоломеев с соавт., 2001; Э. А. Смирнов, 2001).
В ряде работ ученых (А.П. Альгин, 1999;2000; О. А. Кулагин, 2001; Э. А. Смирнов, 2001; Р. Кох, 2003; В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар, 2007) доказывается причинно-следственная связь между неопределенностью и риском, объясняется причинность появления объективного и субъективного видов риска.
Понятие «риск» является предметом изучения теории игр, теории вероятностей, экономики, медицины, права и др. Среди прочих выделяется социально-педагогический подход к изучению риска, который связан с идеями социализации личности, оптимизации педагогической деятельности, креативности и сотрудничества участников педагогического процесса, методологической основой изучения которых являются идеи, заложенные в работах П. К. Анохина, Н. А. Бердяева, В. А. Вернадского, Л. С. Выготского, Л. Н. Когана, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконина и других ученых.
Анализ результатов имеющихся исследований свидетельствует о том, что в настоящее время большое число авторов, рассматривая закономерности управления педагогическим процессом (Ю.К. Бабанский, 1977, 1982; С. Д. Неверкович, 2004, 2010; A.M. Новиков, 2011) и проблемы, связанные с проявлением неопределенности в педагогическом процессе (О.С. Газман, 1995; А. Н. Печников, 1995; И. Г. Абрамова, 1996; Б. С. Гершунский, 1997, 1998; М. А. Арутюнян с соавт., 2007), вплотную подошли к формированию основ новой научной дисциплины «педагогическая рискология» (И.Г. Абрамова, 1996; И. Н. Давыдов, 2001; Е. Э. Кригер, 2010; Л. Н. Антонова, 2011).
Объект исследования — процесс физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования процессуальные детерминанты, обеспечивающие минимизацию объективных педагогических рисков в ходе физического воспитания (на примере младших школьников).
Цель исследования — обосновать теоретико-методологическую концепцию минимизации объективных педагогических рисков в процессе физического воспитания как фактора действенного усиления безопасности, сохранения и укрепления состояния здоровья, системного улучшения физического состояния детей (на примере младших школьников).
Гипотеза. Известно, что демократические изменения, происходящие в общеобразовательной системе, в том числе и в системе физического воспитания, обусловливают актуализацию процесса управления педагогическим процессом в условиях проявления различных аспектов неопределенности.
Известно, что закономерное отражение развития общества, связанного с резким увеличением вероятностных представлений в научном знании о человеке и способах управления его состоянием, признанием стихийности, случайности и неопределенности, приводит к нарастанию рисков.
Известно, что, являясь составной частью образовательной системы, процесс физического воспитания детей в полной мере отражает все доминирующие в обществе и в образовании тенденции, в том числе и связанные с проявлением неопределенности, рисков и опасностей.
Известно, что ряд предпринимаемых государством, обществом и профессиональным сообществом мер не приводит к устранению тенденций ухудшения здоровья детей, уменьшению количества травм, в том числе и с трагическим исходом, улучшению уровня физической подготовленности и физического развития учащихся.
Предполагалось, что решение проблемы сокращения оснований для проявления педагогических рисков в процессе физического воспитания детей 7−10 лет в общеобразовательных школах возможно на основе концептуально обоснованной и технологически реализованной минимизации объективных рисков за счет модернизации проективных, содержательных, процессуальных и кадровых компонентов учебно-воспитательного процесса.