Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогическое обеспечение формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения: на примере гимназического образования в Республике Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, анализ деятельности национальных гимназий Республики Саха (Якутия) (Амгинская, Майинская, Нерюнгринская, Верхневилюйская, Таттинская, Чурапчинская, Якутская городская национальная) показывает, что главная тенденция в их развитии состоит в этнизации содержания образования. Как показывает практика, в них не в должной мере используется потенциал базового языка и культуры в сфере… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы исследования процесса формирования профессионального самоопределения учащихся
    • 1. 1. Формирование профессионального самоопределения учащихся как педагогическая проблема
    • 1. 2. Модернизация образования как фактор профессионального самоопределения учащихся
    • 1. 3. Организация профильного обучения в различных типах школ
  • Выводы
  • ГЛАВА II. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения в гимназии
    • 2. 1. Особенности педагогического управления гимназией как образовательным учреждением инновационного типа
    • 2. 2. Основные п одходы к организации профильного обучения в гимназии
    • 2. 3. Реализация функционально-процессуальной модели формирования профессионального самоопределения учащихся и ее результаты
  • Выводы

Организационно-педагогическое обеспечение формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения: на примере гимназического образования в Республике Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость модернизации всего общественного уклада, его социальной и культурной составляющих подтверждается анализом социально-экономического состояния жизни общества. Согласно принятым государственным документам, модернизация российского ч образования исходит из новых социальных требований, предъявляемых к сфере образовательных услуг в современных условиях, когда предполагается создание механизма устойчивого развития сферы образования при сохранении государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении общего среднего образования.

В отличие от российских средних общеобразовательных школ, в которых обучение на всех уровнях осуществляется в основном по единым учебным планам и программам, во всех развитых странах и в большинстве стран с переходной экономикой заключительный этап обучения в школе продолжительностью от двух до четырех лет (чаще всего — три года), на котором происходит завершение среднего образования, является профильным. Данное обстоятельство учитывается при итоговой аттестации, в которой предпочтение отдается профильным дисциплинам, что определенным образом отражается в выпускном документе.

Формирование общеевропейского пространства высшего образования, по Болонскому соглашению (1999), ставит в этом контексте определение задачи перед общеобразовательными учреждениями страны.

В Российской Федерации активно реализуются широкомасштабные эксперименты по основным направлениям модернизации образования, включая подготовку к введению профильного обучения в старшей школе. Переход на профильное обучение в старших классах рассматривается как возможность максимального учета индивидуальных способностей и интересов учащихся, местных условий и образовательных запросов населения. Организация перехода на профильное обучение в старшей школе предусматривается с учетом местной (региональной и зональной) специфики и при сохранении возможности для общеобразовательных учреждений использовать, при их желании, существующую систему универсальной подготовки. Также предусматривается разработка гибкой системы профилей и кооперации (сетевого взаимодействия) образовательных учреждений, отработка и введение предпрофильной подготовки на завершающем этапе обучения в основной школе.

Анализ научной, педагогической, методической и специальной литературы показывает, что проведены многочисленные исследования по изучению:

— дидактических основ образования (Ю.К.Бабанский [9], А. А. Вербицкий [26], Г. Н. Волков [29], Б. С. Гершунский [40], В. В. Гузеев [44−46], В. В. Давыдов [53], М. А. Данилов [58], В. И. Загвязинский [66−67], Л. В. Занков [68], В. А. Кальней [75], М. В. Кларин [79−80], В. В. Краевский [87], О. Е. Лебедев [61], В. С. Леднев [92], И. Я. Лернер [96], А. М. Матюшкин [112], М. И. Махмутов [ИЗ], Н. А. Менчинская [114], А. М. Новиков [126−128], М. М. Поташник [141−142], М. Н. Скаткин [166], В. А. Сластенин [167], Т. И. Шамова [189−190] и др.);

— различных аспектов перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение (Е.Л.Болотова [20−21], М. П. Гурьянова [49−51,152],.

A.Ф.Киселев [153], В. Б. Орлов [50], Т. В. Пальчикова [49], А. А. Пинский [136], Г. В. Пичугина [137], В. С. Рохлов [21] и др.);

— социальной, этнической идентификации личности (Г.Н.Волков [29], П. С. Писарский [169], В. С. Собкин [169,197], Дж. Тернер [173], А.Дж.Тойнби [174], К. Ясперс [202] и др.);

— формирования этнического характера и этнической психологии (Ю.В.Бромлей [23], У. А. Винокурова [28], А. А. Григорьева, Л. Н. Гумилев [48],.

B.Б.Игнатьева [198], И. С. Кон [82], А. А. Леонтьев [93], Б. Т. Лихачев [99], А. П. Оконешникова [132], К. Д. Уткин [178] и др.);

— развития регионального образования (Л.И.Аманбаева [3], В. Ф. Афанасьев [7], П. П. Борисов [22], Ф. В. Габышева [36−37], А. А. Григорьева, Д. А. Данилов [5457], Е. П. Жирков [64−65,83], А. В. Иванова [71], А. Г. Корнилова [56−57,85],.

Г. Н.Максимов [108], Н. Д. Неустроев [123], И. И. Портнягин [140], И. С. Портнягин [139−140], Т. Т. Саввинов [123,162] и др.);

Исследованию процессов творчества и творческого саморазвития посвящены труды В. И. Андреева [б], Л. И. Куликовой [90] и др.

В отечественной и зарубежной литературе имеется ряд работ, касающихся гимназического образования (В.Н.Иванов [70], Т. Н. Петрова [135] и др.).

Вместе с тем, анализ деятельности национальных гимназий Республики Саха (Якутия) (Амгинская, Майинская, Нерюнгринская, Верхневилюйская, Таттинская, Чурапчинская, Якутская городская национальная) показывает, что главная тенденция в их развитии состоит в этнизации содержания образования. Как показывает практика, в них не в должной мере используется потенциал базового языка и культуры в сфере национального гимназического образования как основы создания универсальной образовательной среды в городских условияхнедостаточно развивается интеллектуально-творческий потенциал учащихся. Остро ощущается недостаток исследования структуры национальной многопрофильной гимназии, приемов и способов обучения и воспитания гимназистов.

В целом, признавая ценность результатов вышеназванных исследований в области гимназического образования, необходимо отметить целый ряд вопросов, связанных с обучением и воспитанием гимназистов, которые остаются недостаточно разработанными. В данный ряд вопросов нужно отнести неполное раскрытие механизмов реализации гимназического образования, практическое отсутствие критериев оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в гимназии, недостаточную разработанность организационно-педагогических условий перехода средних общеобразовательных учреждений в гимназии, необходимость развития национальной гимназии в связи с геополитическими изменениями и внутренней миграцией населения республики, отсутствием концепции гимназического образования в Республике Саха (Якутия) и механизмов ее системной реализации.

Также необходимо отграничивать понятия «гимназия» и «профильная школа». С одной стороны, и то, и другое образовательное учреждение являются профессионально ориентированными, специализированными, а с другойотличаются структурой и содержанием образования. Как в дореволюционное время существовали классическая и реальная гимназии, так и в настоящее время происходят процессы становления и развития отдельных по типу общеобразовательных учреждений.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловливается практическими потребностями разрешения ряда сложившихся в системе образования противоречий между:

— потребностями родителей, общественности в расширении сети классического гимназического образования с обучением нескольким языкам и недостаточным количеством образовательных учреждений с родным языком обучения;

— необходимостью приобщения к национально-этнической культуре на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, установки на развитие и саморазвитие личности и отсутствием выбора гимназистами определенного языка обучения;

— возросшими требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся и устаревшими подходами к определению содержания, форм и методов обучения и воспитания в гимназиях;

— необходимостью в практических научно-обоснованных рекомендациях по организации учебно-воспитательного процесса в национальных гимназиях в условиях перехода на профильное обучение и недостаточной разработанностью содержания, технологии, отсутствием теоретической модели, критериальной основы оценки процесса развития у гимназистов профессионального самоопределения, социальной зрелости;

— необходимостью реализации базисного учебного плана (далее — БУП) и невозможностью решения данного вопроса существующими средствами (функционально-технократическим подходом профессионализации педагогов).

Анализ научно-педагогической литературы, практики педагогической деятельности и сопоставление вышеназванных противоречий позволили выдвинуть проблему, связанную с поиском путей и способов развития многопрофильной национальной гимназии и выбрать тему «Организационно-педагогическое обеспечение формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность организационно-педагогического обеспечения процесса формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения.

Объект исследования: процесс организации профильного обучения.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия и технологии формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения возможно, когда: профильное обучение реализуется на основе принципов: индивидуализации (учет индивидуальных возможностей, интересов учащихся) — дифференциации (вариативные для каждой группы, по возможности и индивидуальные учебные планы и программы) — интеграции образовательного процесса (создание условий для постоянного контакта учащихся в учебное и во внеучебное время);

— создана образовательная среда, обеспечивающая инновационные идеи, системы и технологии обучения и воспитания, направленные на профессиональное самоопределение учащихся;

— определены условия организационно-педагогического обеспечения, детерминирующие развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся.

Задачи исследования:

1. Провести анализ философской, психолого-педагогической литературы по вопросам, связанным с профильным обучением, и обобщение передового педагогического опыта организации профильного обучения.

2. Обосновать характер и особенности влияния интенсификации процесса профильного обучения на личностно-профессиональное самоопределение гимназиста.

3. Разработать и проверить на практике теоретическую модель педагогического обеспечения формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения.

4. Определить педагогические условия в системе профильного обучения, способствующие эффективности формирования профессионального самоопределения учащихся гимназии.

5. Подготовить научно-практические рекомендации по педагогическому обеспечению профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профильного обучения.

Этапы проведения исследования.

Подготовительный этап (1991;97гг.): анализ противоречий, выявление актуальности и уровня разработанности проблемы и темы исследованияопределение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач исследованияразработка исходных предположений, рабочей гипотезы, определение общего замысла исследования, теоретических положений и задач на конкретных этапах исследования.

Этап апробации теоретической модели (1997;2004гг.): проведение опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы исследованияформирование нового типа образовательного пространства, органично сочетающего основное образование с дополнительнымсоздание гуманистической социально-педагогической средыразвитие личностных особенностей каждого гимназиста, поиск путей их профессионального самоопределения.

Корректировочный этап (2004;05гг.): уточнение и корректировка теоретических положений, систематизация и уточнение результатов опытно-экспериментальной работывыявление эффективности педагогических условийдостижение благоприятных социально-психологических и педагогических условий в классах и, в целом, в гимназии.

Завершающе-обобщающий этап (2005;08гг.): обобщение результатов, подведение общего анализа итогов исследованияконкретизация педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование теоретической модели педагогического обеспечения формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обученияразвитие информационных технологий для повышения творческого потенциала гимназистов и педагогов дополнительного образованияформулировка выводов по главам, разработка практических рекомендаций, внесение рекомендаций в заключениеоформление материалов диссертационного исследования.

Методологическую основу диссертации составляют:

1. Философские, мировоззренческие, культурологические и социальные теории и концепции М. М. Бахтина [10], Н. А. Бердяева [11−12], В. С. Библера [1517], А. Ф. Лосева [103], Н. О. Лосского [104,105], М. К. Мамардашвили [109,110], В. В. Налимова [117,118], В. С. Соловьева [170], С. Л. Франка [182], М. Хайдеггера [183].

2. Основные положения исследований по системному подходу (И.В.Блауберг [18], Дж. Ван Гиг [41], Н. В. Кузьмина [89], Б. Ф. Ломов [102], В. Н. Садовский [18], Э. Г. Юдин [18,199] и др.) — по синергетике как учения о самоорганизующихся, саморазвивающихся социальных системах И. Р. Пригожина [143]- семиотике (Ю.М.Лотман [106], В. М. Розин [158], Г. П. Щедровицкий [193] и др.).

3. Основные положения теорий:

— культурно-исторического развития психики и поведения человека Л. С. Выготского [30−35];

— деятельности (Б.Г.Ананьев [5], Л. С. Выготский [30−35], В. В. Давыдов [31,53,180], А. Н. Леонтьев [94], Й. Лингарт [98], А. Р. Лурия [30,107], Я. А. Пономарев [138], С. Л. Рубинштейн [159], Д. Б. Эльконин [33,196], И. С. Якиманская [200] и др.);

— развития личности (С.С.Амирова [4], Л. С. Выготский [30−35], В. В. Давыдов [180], ПЯ. Гальперин [38], Л. В. Занков [68], Е. И. Исаев [168],.

B.И.Слободчиков [168], Н. И. Чуприкова [187], Г. П. Щедровицкий [193], Б. Д. Эльконин [196] и др.);

— культурологической природы мышления (А.В.Брушлинский [24],.

C.Л.Рубинштейн [159] и др.). Методы исследования:

— аналитический (библиографический анализу изучение документациианализ, изучение и обобщение практики педагогической деятельности образовательных учреждений, реально складывающегося педагогического опытановых видов образовательной деятельности);

— констатирующий (беседа, собеседование, интервьюирование, опрос, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение);

— формирующий (создание педагогических ситуаций, моделирование, проектирование, формирующий педагогический эксперимент);

— контрольно-обобщающие (математическая и статистическая обработка данных и полученных результатов, мониторинг, экспертиза).

База исследования: Якутская городская национальная гимназияАмгинская, Майинская, Нерюнгринская, Верхневилюйская, Таттинская и Чурапчинская гимназии Республики Саха (Якутия). Научная новизна исследования:

— разработана модель профессионального самоопределения учащихся национальной гимназии в условиях перехода на профильное обучение;

— обоснована необходимость приобщения учащихся к национально-этнической культуре на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей как условие их профессионального самоопределения в системе классического регионального гимназического образования;

— определены педагогические условия, обеспечивающие возросшие требования к компетенциям учащихся в условиях перехода на профильное обучение и профессионального самоопределения: совершенствование содержания образования на основе разработки вариативных и индивидуальных учебных плановорганизация дополнительного образования в системе внеурочной познавательной, практической деятельностисоздание организационных форм дифференцированного и индивидуального обучения на основе образовательных траекторий учеников в соответствии с их способностями и склонностями;

— уточнены потребности родителей, общественности в развитии классического гимназического образования с обучением гимназистов нескольким языкам как одного из основных факторов формирования I профессионального самоопределения старшеклассников;

— обоснована критериальная оценка процесса развития у учащихся профессионального самоопределения.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения где:

— систематизированы теоретические основы и выделены методологические подходы к осмыслению феномена профессионального самоопределения учащихся, сложившиеся в педагогической науке;

— обоснованы ведущие тенденции профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения: социализация, обеспечивающая формирование у учащихся способности успешно действовать в динамично развивающемся социумеличностное развитие как мобильность, решительность, ответственность, коммуникабельность для достижения общих целейопределено технологическое обеспечение профессионального самоопределения учащихся в системе национального гимназического образования.

Практическая значимость исследования:

— расширена практика профильного обучения на родном языке в классической гимназии, функционирующей в полиязыковой среде;

— определен вариант разработки индивидуальных учебных планов в рамках осуществления учебной деятельности учащихся и педагогов по основным параметрам базисного учебного плана (БУП);

— разработаны практические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в условиях перехода на профильное обучение и профессионального самоопределения учащихся;

— конкретизированы условия повышения квалификации педагогов, реализующих программы профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены:

— единством философских, социальных pi психолого-педагогических подходов к обоснованию основных положений исследованиямногоаспектной методологической обоснованностью исходных позицийиспользованием комплекса методов исследования, адекватных его задачам и логикеприменением разнообразных, взаимодополняющих методов сбора педагогических фактов;

— полнотой рассмотрения предмета исследования за счет проведения анализа всех компонентов учебного процесса, взаимодействия традиционных и инновационных аспектов учебного процессапрактическим подтверждением эффективности разработанной теоретической моделимногообразием и полнотой изученного фактического материала с опорой на результаты проведенного исследованияколичественным и качественным анализом данных и полученных результатов;

— проведением опытно-экспериментальной работы в условиях реальной педагогической практики по проверке теоретических положений и выводоврепрезентативностью результатов эксперимента, длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работывнедрением результатов исследования в практику педагогической деятельностиличным опытом соискателя.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения диссертационного исследования изложены в выступлениях: на всероссийских конференциях («О ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования» (2002г., г. Москва), «Новые подходы к организации и проведению итоговой аттестации выпускников 9-х классов» (2004г., г. Москва), «Профильное обучение в старшей школе, обеспечивающее реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся» (2005г., г. Москва));

— на городских конференциях и семинарах («Эксперимент по введению профильного обучения в Республике Саха (Якутия): опыт, проблемы, перспективы» (2004г., г. Якутск), секция «Государственно-общественное управление в реализации профильного обучения» Августовского совещания (2004 г., г. Якутск), секция «Разработка БУП Республики Саха (Якутия)» Январского совещания (2005г., г. Якутск), секция «Внедрение нормативного бюджетного финансирования в Республике Саха (Якутия) t Январского совещания (2006 г., г. Якутск).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Личностно-деятельностный подход в образовании имеет историческую и культурную преемственность с этнопедагогическими традициями народа, что обуславливает:

— взаимосвязь гимназического образования, в целом, профильного обучения, в частности, с этнопедагогическими традициями народа;

— свободный выбор языка обучения и приобщение учащихся к национально-этнической культуре на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в условиях перехода к профильному обучению, являясь системообразующими основаниями формирования личности, профессионального самоопределения учащихся, становятся базой организации национального гимназического образования;

— профессиональное самоопределение учащихся посредством знакомства с национально-этнической культурой и общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

2. Профессиональное самоопределение учащихся в процессе профильного обучения успешно формируется, когда технология педагогического процесса исходит из принципов уровневой, профильной дифференциации и индивидуализации обучения.

3. Педагогические условия, обеспечивающие возросшие требования к компетенциям учащихся в условиях перехода на профильное обучение, исходят из определения системы оценки потребностей родителей, общественности в расширении сети классического гимназического образования с обучением нескольким языкам, учитывающей профессиональное самоопределение учащихся.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы (203 наименования) и приложения.

Выводы по главе.

Итак, в процессе опытно-экспериментальной работы на основе реализации разработанной нами модели обоснованы ведущие тенденции профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения, определено технологическое обеспечение данного процесса в системе гимназического образования.

Ведущей тенденцией профессионального самоопределения школьников является их социализация. Ее содержанием является формирование у учащихся способности действовать и быть успешными в ситуации открытого, динамично развивающегося социума. Отсюда вытекает и другая тенденция профессионального самоопределения, связанная с тем, что общественный прогресс напрямую зависит от таких качеств личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей. Для этого ученик должен обладать ' универсальными знаниями, значительным набором личностных качеств, ' широким кругозором, обилием интересов.

Vs*.

Все это предполагает модернизацию осуществления профильного обучения во всей системе общего образования, включая типы и виды общеобразовательных учреждений, содержание, организационные формы и технологию педагогического процесса. Достигнутые в процессе опытной работы положительные результаты по педагогическому обеспечению профессионального самоопределения школьников обеспечены определением оптимального направления и рациональных организационно-педагогических путей модернизации образования для обоснования концептуальных положений и условий профессионального самоопределения учащихся в системе профильного обучения.

В соответствии с тем, что профильное обучение как компонент общеобразовательной подготовки обеспечивает профессиональное самоопределение школьников, реализуя широкие познавательные цели, выяснено, что оптимальное направление модернизации профильного обучения — это его реализация в гимназии, которая обеспечивает повышенный уровень базового образования. Фундаментальность общего образования в процессе опытной работы достигалась внедрением в:

— начальных классах интегрированных учебных предметов на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования;

— основной школе разветвленной сети дополнительного образования с 5-го класса и специально организованных предметно-ориентированных (углубленное изучение отдельных тем и разделов) и межпредметных (оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы) курсов предпрофильной подготовки с 9 класса;

— профильных классах наряду с элективными, профильными базовых курсов и спецкурсов углубленного изучения.

Модернизация технологии профильного обучения обеспечивалась: совершенствованием учебных планов гимназии с ориентацией предоставления гимназистам освоение образовательных программ на основе индивидуальных учебных плановвнедрением организационных форм дифференцированного и индивидуального обучения для выбора учениками образовательных траекторий в соответствии с их способностями, потребностями и склонностямиорганизацией широкой сети дополнительного образования, осуществляемого внеурочной и внешкольной работой в системе воспитательного процесса, познавательной, творческой и практической деятельности;

— профориентационной работой как компонентом образовательного процесса, направленной на развитие личностной активности учащихся по переработке усвоенных профессиональных оценок и планов.

Заключение

.

Как показывает опыт, во многих образовательных учреждениях готовность к выбору своего профиля бывает недостаточно развитой даже в 11 классе. Около 2/3 выпускников выбирают свою профессию под влиянием случайных факторов.

Поэтому в программе опытно-экспериментальной работы предусмотрено формирование профессионального самоопределения, исходя из следующих обязательных этапов:

— пропедевтического, при завершении обучения в 8 классе для выявления образовательного запроса учащихся;

— основного, в период обучения в 9 классе в целях моделирования видов образовательной деятельности;

— завершающего, при окончании 9 класса для оценки готовности учащихся к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

По окончании начальной школы учащиеся в 5 классе распределяются в группы, близкие по своим образовательным запросам, способностям, уровню, А обучения, которые являются предпрофильными. И учебный план основной школы направлен на: самоопределение и самореализацию учащихсяовладение кругом фундаментальных понятий и концепций, универсальными способами познавательной деятельностисоциализацию учащихсявзаимодействие обучающихся с социумом и окружающей средойвнедрение активно-деятельностной формы обучения.

Отсюда в основной школе создается разветвленная и многообразная сеть дополнительного образования. А специально организованные курсы предпрофильной подготовки (предметно-ориентированные, межпредметные) вводятся с 9 класса.

В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы внедрены такие курсы, как основы журналистики, культура речи, математика и жизнь, практикум по математике, история права, элементы математической статистики, курсы по выбору на основе телекоммуникационных технологий, основы компьютерной грамотности, компьютерная графика, конфликтология, социология и статистика, прикладная экономика, проблемы окружающей среды, современные направления в медицине, вопросы современной физики, избранные вопросы биологии и генетики, химический эксперимент, экспериментальный практикум. Как видно, данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10−11-х классов.

Учебный план профильного обучения в 10−11 классах составлен так, чтобы обеспечить углубленное изучение общеобразовательных предметов гуманитарного и естественно-математического цикловсоздать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями путем создания групп профильного обучения по гуманитарному и естественно — научному направлениямрасширить возможности социализации учащихся, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределениюобеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранив расхождения в требованиях, предъявляемых к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе.

В плане профильных классов выделяются курсы базового уровня, профильные курсы, спецкурсы или курсы углубленного изучения. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы. Профильные курсы обеспечивают преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации. Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе курсов углубленного изучения или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся.

Особое место в процессе профессионального самоопределения учащихся занимают элективные курсы. Они ориентированы на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Одни из них как математическая статистика, логика, теория вероятности, технический перевод, страноведение, зарубежная литература, практическая стилистика, являются надстройкой над профильными предметами, дополняют их, поддерживают изучение смежных предметов на профильном уровне.

Итак, в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на основе реализации положений разработанной нами модели обоснованы ведущие тенденции профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения. Ведущей тенденцией профессионального самоопределения учащихся является их социализация.

Определено технологическое обеспечение данного процесса в системе гимназического образования.

Все это предполагает модернизацию существующего профильного обучения во всей системе общего образования, начиная от типов и видов, * образовательных учреждений и заканчивая содержанием, организационными формами и технологией педагогического процесса. И проведение опытно-экспериментальной работы помогло определить оптимальное направление и рациональное организационно-педагогическое обеспечение модернизации образования для обозначения концептуальных положений и педагогических условий профессионального самоопределения учащихся в системе профильного обучения.

В соответствии с тем, что профильное обучение как компонент общего образования обеспечивает профессиональное самоопределение школьников, реализуя широкие познавательные цели, выяснено, что оптимальное направление модернизации профильного обучения — это его реализация в гимназии, которая обеспечивает повышенный уровень базового образования.

Фундаментальность базового образования достигалась внедрением в: начальных классах интегрированных учебных предметов на основе установления взаимосвязи основного и дополнительного образованияосновной школе разветвлений сети дополнительного образования с 5 класса и специально организованных предметно-ориентированных и межпредметных курсов предпрофильной подготовки с 9 классапрофильных классах, наряду с элективными, профильными курсами, базовых курсов и спецкурсов углубленного изучения отдельных разделов и тем.

Модернизация технологии профильного обучения обеспечивалась:

— совершенствованием учебных планов гимназии, предоставляющим гимназистам освоение образовательных программ на основе разработки и принятия индивидуальных учебных плановорганизацией гимназистам дополнительного образования, осуществляемого в рамках внеурочной работы в системе воспитательного процесса, познавательной, практической деятельности;

— профориентационной работой как компонентом образовательного? процесса, направленной на развитие личностной активизации учащихся по переработке усвоенных профильных программ-,. созданием организационных форм дифференцированного ииндивидуального обучения для выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями и склонностями.

Таким образом, подтверждена гипотеза, согласно которой формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения возможно, если будут:

— реализованы принципы профилизации, дифференциации и интеграции образовательного процесса;

— созданы условия, обеспечивающие развитие образовательной среды гимназии по инновационным идеям, системам и технологиям обучения и воспитания, направленным на профессиональное самоопределениесозданы условия организационно-педагогического обеспечения, направленные на развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся в контексте их профессионального самоопределения.

Наше положение о том, что личностно деятельностный подход в образовании имеет историческую и культурную преемственность с этнопедагогическими традициями народа подтверждается наличием взаимосвязанности профильного обучения с указанными традициями. Для чего нужно тесно связать гимназическое образование с профильным обучением. V.

Далее приобщение учащихся к национально-этнической культуре именно на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и создает возможность для профессионального самоопределения учащихся.

Здесь свободный выбор языка обучения и приобщение учащихся к национально-этнической культуре на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в условиях перехода к профильному обучению является системообразующим основанием формирования личности и становится методологической базой организации гимназического образования и профессионального самоопределения учащихся.

Ввиду имеющихся различий между пониманием углубленного и ' профильного обучения у части педагогов, принципы уровневой и профильной дифференциации, индивидуализации обучения должны составлять методическую базу профильной школы и профессионального самоопределения учащихся. Таким образом, произойдет методологическое и затем методическое разграничение этих двух форм обучения, направленных на профессиональное самоопределение.

Педагогические условия, обеспечивающие возросшие требования к компетенциям учащихся в условиях перехода на профильное обучение исходят из определения системы оценки потребностей родителей, общественности в расширении сети классического гимназического образования с обучением нескольким языкам на основе профессионального самоопределения учащихся.

Мы далеки от мысли, что проблема, поднятая в нашем исследовании, нашла свое исчерпывающее разрешение. На наш взгляд, дальнейшего исследования требуют вопросы правового обеспечения типологизации гимназии, диалектического и дидактического разведения целей и задач профильного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славекая К. Г. Деятельность и психология личности.- М., 1980. -335с.
  2. JI.B. Управление процессом становления и развития сельской гимназии: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. М., 1997. -169 с.
  3. Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания.- Якутск, 1998. -124с.
  4. С.С., Мосолов В. Н., Сечина Г. П., Сухорукова Н. И. Самоорганизация личности в процессе обучения//Педагогика. 1993. № 5. С.49−52.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1980. -232с.
  6. В.И. Эвристическое программирование учебно-воспитательной деятельности: Метод, пособие.- М.: Высш. школа, 1981. -240с.
  7. В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии.-Якутск: Якуткнигоиздат, 1966. -344с. с илл. (Якутский госуниверситет).
  8. Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным?//Магистр.2000.№ 5−6.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований/Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 130с.
  10. Ю.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр./М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 427с.
  11. П.Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. -446с.
  12. Н.А. Смысл истории (Copyright YMCA-PRESS, Paris, 1969).- М.: Мысль, 1990.-175с.
  13. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем.- Воронеж, 1977. -384с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989. -219с.
  15. B.C. Культура: Диалог культур//Вопросы философии. 1989.-№ 6
  16. B.C. От наукоучения к логике культуры/В.С. Библер. М.: Политиздат, 1990.- С. 229.
  17. B.C. Творческое мышление как предмет науки (проблемы и перспективы)//Научное творчество. М., 1969.- С. 200.
  18. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности.- М., 1969.-320с.
  19. Л.И. Проблемы формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352с.
  20. Е.Л. Управление профильным обучением старшеклассников в процессе взаимодействия школы и педвуза: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1999.-20с.
  21. Е.Л., Рохлов B.C. Педагогу о профильном обучении: Учебное пособие, — М.: Изд-во УРАО, 2005.-68с.
  22. П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего и среднего образования: (На материале якутских школ Республики Саха (Якутия)). М., 1998.-154с.
  23. Ю.В. К характеристике понятия «этнос»//Расы и народы.- М., 1971.-280с.
  24. А.В. Мышление и прогнозирование/А.В. Брушлинский//Логико-психологический анализ. М., 1979. — 230с.
  25. Л.И. Ориентация учащихся общеобразовательной школы на нравственные ценности (на материале педагогического лицея): Автореф. дис.канд.пед.наук. Петрозаводск, 1997.-20с.
  26. А.А. Деловая игра как метод активного обучения//Современная высшая школа. 1982. № 3(39)
  27. Вилюйская гимназия: опыт и перспективы развития: Сб. статей.-Вилюйск, 2003.-144с.
  28. У.А. Воспитание и образование детей народов Севера.-Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. 102 с.
  29. Г. Н. Программа по народной педагогике для педагогических и этнопедагогических училищ, лицеев, колледжей.- Якутск, 1995. -24с.
  30. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии/Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского.- М.: Педагогика, 1982.-488с.
  31. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1982.-504с.
  32. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики/Под ред. A.M. Матюшкина.- М.: Педагогика, 1983 .-368с.
  33. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.-432с.
  34. Л.С.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224с.
  35. Л.С. Педагогическая психология/Послесл. В.В. Давыдова- примеч. В. В. Давыдова и др.- М.: Педагогика-Пресс, 1996. -533с.
  36. Ф.В. Модернизация общего среднего образования: региональная модель.- М.: МПГУ, 2001.294с.
  37. Ф.В. Образование: инвестиции в будущее/Ф.В. Габышева- М-во образ. Респ. Саха (Якутия).- Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 2005.-132с.
  38. П.Я. Психология как объективная наука/Под ред. А. И. Подольского. -М.: Воронеж: МОДЭК, 1998. -480с.
  39. Л.А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. — М.: Изд-й дом «Ореол», 1997. -140с.
  40. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа).- М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1997. -С. 120.
  41. Гиг Дж. ван Прикладная общая теория систем: В 2 кн.- М.: Мир, 1981.-220с.
  42. Гор шу нова Н. В. Модернизация управляющей системы школы, реализующей новые педагогические идеи: Дис. на соискание учен. степ, канд. пед. наук.- Челябинск, 1997. -236с.
  43. Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения как педагогическая проблема: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.- Хабаровск, 1995. -24с.
  44. В.В. Организация урока в форме классического семинара//Директор школы.- 1994.№ 1.- С.42−48.
  45. В.В. Лекции по педагогической технологии.- М.: Знание, 1992.-60с.
  46. В.В. Системные основания образовательной технологии.- М.: Знание, 1995.- 135с.
  47. Н.В. Психолого-педагогические основы технологии личностно ориентированного образования в педагогическом лицее: Дис. на соискание учен. степ. канд. пед. наук.- Саранск, 1998. -287с.
  48. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.З-е изд., стер.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990.-528с.
  49. М.П., Пальчикова Т. В. Кадры сельской школы России.- М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003 .-176с.
  50. М.П., Орлов В. Б. Реструктуризация сети образовательных учреждений села: Метод, рекомендации.- 2-е изд., доп.- М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003.-191с.
  51. М.П. Сельская школа и социальная педагогика/Пособие для педагогов. Мн.: Амалфея, 2000.-448с.
  52. Н.В. Проблемы реализации регионального компонента в школьном экологическом образовании: (На материале Донского региона): Дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.- Таганрог, 1999. -181с.
  53. Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири.- Якутск: Кн. изд-во, 1976. -240с. с ил.
  54. Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе: Учебное пособие по спецкурсу/Д.А. Данилов- Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991. — 67с.
  55. М.А. Процесс обучения в советской школе.- М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1960.-297с.
  56. А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -432с.
  57. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М.: Знание, 1989. -80с.
  58. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. О. Е. Лебедева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-256с.
  59. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения/Сост. М. В. Богуславский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -160с.
  60. А.Ж. Элективные курсы по геометрии для профильной школы Текст.: Учебно-дидактический комплекс/А.Ж. Жафяров.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005.-509с.
  61. Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. Теория и практика развития национально-региональных систем образования/Е.П. Жирков. Якутск, 1993, — 144с.
  62. А.В. Организационно-методическое обеспечение математического образования в регионах Севера.- Якутск: ЯГУ, 1996. -56с.
  63. Изучение социального заказа к содержанию базовых курсов основной и средней школы и к уровню подготовки выпускников.- М.: Изд-во НПО «Образование от, А до Я», 2000. -200с.
  64. Из истоков народной педагогики якутов: Материалы науч.-практ. конф.-Якутск: РИО Госкомпечати Якутской-Саха ССР, 1992.-120с.
  65. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы: (Системно-ориентац. подход): Автореф. дис. на соиск. учен, степ, д.п.н. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена.- СПб, 1995. -34с.
  66. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества образования в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя.- М.: Педагогическое общество России, 1999. -86с.
  67. А.Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен.- М.: МИРОС, 1994. -144с.
  68. А.И. Личность и перестройка: заметки психолога.- М., 1990. -192с.
  69. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. -176с.
  70. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Серия «Педагогика и психология», 1989, № 6. -173с.
  71. Л.А. Основы теории системного подхода.- Киев: Наукова думка, 1988.-176с.
  72. Кон И.С. К проблеме национального характера//История и психология.-М., Наука. 1971.-180с.
  73. Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия): замысел, достижения, возможности: Сб. тезисов/М-во образ. Респ. Саха (Якутия), 2001. -227с.
  74. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М., 1993.-71с.
  75. А.Г. Педагогика социальной работы в сельской среде (на материалах Республики Саха)/А.Г. Корнилова. Изд-во: Якутск: ЯГУ. 1997. -145с.
  76. А.П. Организационно-педагогические условия разработки регионального компонента государственного стандарта общего среднего образования: Дис.канд. пед. наук. Калининград, 1999. -154с.
  77. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому.- М.: Педагогическое общество России, 2001. -36с.
  78. В.Ю., Кошкина B.C., Щербова Т. В., Згоржельская Т. П. Как построить профильную школу: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений.- СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2005.-159с.
  79. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-142с.
  80. Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности.-Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.-333с.
  81. С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем//Философские аспекты информатизации. М., 1989. С. 61−82.
  82. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры, — М.: Педагогика, 1980. -264с.
  83. А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979.-47с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2-е.-М.:Политиздат, 1977.-3 04с.
  85. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.Т.1.-М.: Педагогика, 1983. -392с.
  86. И.Я. Проблемное обучение.- М.: Знание, 1974. -64с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», 7)
  87. . Кризисы жизни шансы жизни: Пер. с голл.- Калуга, 1994.-170с.
  88. Й. Процесс и структура человеческого учения.- М., 1970.-130с.9 9. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пос. для ст. пед. учеб. зав.слуш. ИПК и ФПК/Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1998. — 464с.
  89. Ю.И. Универсалии образования//Современная гимназия и универсалии образования. М., 1995.-С.90.
  90. Е.В. Физиологические основы дифференцированного обучения: методологический аспект//Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы. Вып.1. 4.1 «Дифференцированное обучение в школах».- Самара, 1997−1998.-С.21.
  91. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 1984.-С.444.
  92. А.Ф. Самое само. Сочинения.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. -1024с. (Серия «Антология мысли»).
  93. И.О. Характер русского народа. Кн. первая.- М.: Ключ, 1990.-63с.
  94. И.О. Характер русского народа. Кн. вторая.- М.: Ключ, 1990.-96с.
  95. Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика//Учен. зап. Тартус. ун-та- Тр. по знаковым системам.- Тарту, 1971.-Т.5.-Вып.284.
  96. А.Р. Язык и сознание.- М.: Изд-во МГУ, 1979.-320с.
  97. Г. Н. Родная Якутия: природа, люди, природопользование/Г.Н. Максимов- М. Ю. Присяжный.- Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 2003.-168с.
  98. М.К. Наука и культура//Методологические проблемы историко-научных исследований.- М., 1982.-С.27−34.
  99. М.К. Проблема человека в философии/Ю человеческом в человеке/Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С. 11−19.
  100. Т.Ю. Подготовка будущих учителей к работе в педагогических классах в условиях многопрофильной гимназии: Автореф. дис.канд.пед.наук. Челябинск, 1997.-20с.
  101. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972. -168с.
  102. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления. Казань: Изд-во КГУ, 1993. — 71с.
  103. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.-М.: Педагогика, 1989.-218 с.
  104. Модернизация общего образования на рубеже веков: Сборник научных статей.- Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-213с.
  105. Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление//ОНС. 1993. № 2.
  106. В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. -287с.
  107. В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. М.: Лабиринт, 1994.-73с.
  108. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ № 751 от 4.10.2000 г. http://www. educom.ru.
  109. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия). Пособие для учителя/Сост. В.И. Хатылаева- Худ. Оформитель Мекумянова.- Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994.-104с.
  110. Национальные школы Якутии: проблемы, поиски, решения: Сб. статей/Отв. ред. К. Ф. Федоров.- Якутск: МО Респ. Саха (Якутия), НИИ нац. школ, 1994.-103с.
  111. Н.П. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений: (На примере региона): Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.- Кемерово, 1997. -233с.
  112. Н.Д., Саввинов Т. Т. Сельская учебно-производственная школа-комплекс как вариант системы обучения. Якутск: М-во образования Респ. Саха (Якутия), 1995. -112с.
  113. А.В. Проектирование регионального компонента предметного содержания образования в средней общеобразовательной школе в современных условиях: Дис.канд. пед. наук. Н. Новгород, 1999. -210с.
  114. A.M. Английский колледж.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995. -32с.
  115. A.M. Профессиональное образование России/Перспективы развития.- М.: ИЦП НПО РАО, 1997. -254с.
  116. A.M. Российское образование в новой эпохе/Парадоксы наследия, векторы развития.- М.: Эгвес, 2000. -272с.
  117. Нормативно-методические документы в области образования. Вып. 10: Приоритетные направления развития системы общего образования Республики Саха (Якутия) на 2004−08гг.Ч.1/Мин-во образ. РС (Я).- Якутск, 2004,-100с.
  118. JI.H. Формирование профессионального самосознания учащихся в условиях профилизации обучения в средней школе: Автореф. дис.канд.пед.наук. Казань, 1997.-20с.
  119. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон //Документы в образовании 2000. № 8. С. 4−75.
  120. А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь: ИПК «Звезда», 1996. -149с.
  121. Основы педагогической системы управления учебным заведением нового типа.- Якутск, Департамент нач. и ср. проф. образования МО РС (Я), Якут, коммерческий лицей, 1999.-36с.
  122. Первый шаг в будущее.- Вилюйск, Вилюйская гимназия, 2003 .-70с.
  123. Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации/Т.Н. Петрова. -М.: Прометей, 2000. 91с.
  124. А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента.-М.: Альянс Пресс, 2004.-312с.
  125. Г. В. Сельская школа: труд и личность: Кн. для учителя.-М.: Изд-во ИСПС, 2004.-240с.
  126. Я. А. Психология творчества и педагогика/Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 303с.
  127. И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха. -М.: Academia, 1998. -184с.
  128. И.С., Портнягин И. И. Педагогические мысли о народной педагогике/И.С.Портнягин, И. И. Портнягин. Якутск, 2001. -155с.
  129. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/Вступ. ст. B.C. Лазарева.- М.: Новая школа, 1996. -320с.
  130. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования.- М.: Новая школа, 1997.-352с.
  131. И. Конец определенности. Ижевск.: Ижевская республ. Типография, 1999. 214с.
  132. Проблемы и перспективы подготовки специалистов для промышленно-хозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия): Тез. док. науч.-практ. конф. г. Якутска (24 января 2003 г.).- Якутск, 2003. -320с.
  133. Проблемы результативности в образовательном процессе: Матер, респ. науч.-прак. конф./Ин-т развития образования МО РС (Я) — Сост. А. А. Кычкина, С. С. Семенова, — Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 1999. -168с.
  134. Программа внедрения национально-регионального компонента в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000. -60с.
  135. Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Управление качеством образования в лицее». — Барнаул, 1999. -16с.
  136. Проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть 2. Основная школа. Старшая школа. МО РС (Я).- Якутск, 2002.-308с.
  137. Профессиональное образование молодежи в Якутской АССР//С6. науч. трудов.- Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1989. -100с.
  138. Профильное обучение.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.-136с.
  139. Профильное обучение в сельской школе России: Метод. пособие/Под ред. М. П. Гурьяновой.- М.: ИСПС РАО, 2005.-240с.
  140. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования/Под ред. д-ра ист. наук, проф. А. Ф. Киселева.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-512с.
  141. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.- Воронеж, 1996.-172с.
  142. Е.М. Подготовка учащихся профильных педагогических классов к выбору учительской профессии: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1996.-20с.
  143. А.С. Допрофессиональная педагогическая подготовка учащихся в гуманитарных гимназиях: Автореф. дис.канд.пед.наук. Курган, 1996.-20с.
  144. В.М. Семиотические исследования.- М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. -256с. (Humanitas)
  145. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.П.- М.: Педагогика, 1989. -328с.
  146. М.В. В третий раз в первый класс//Педагогика, № 5, 2002. -С.7.
  147. В.М. и др. Внутренняя экспертиза хода и результатов реализации модели развития школы/Под общ. ред. В. М. Саввинова.-Вилюйск, Управление образованием Вилюйского улуса. Науч.-метод, центр, 1997.-34с.
  148. Т.Т. Становление и развитие трудовой подготовки учащихся Якутии (1920−1995гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук.- М., 1996. -31с.
  149. Сборник материалов январского совещания работников образования «Современная школа и здоровье детей" — Сост. О. М. Чоросова, О. И. Михалева.- Якутск: Изд-во ИПКРО, 2004. -118с.
  150. Сельская школа и гражданское общество: Материалы науч.-практ. конф./М-во образования Респ. Саха (Якутия), Саха гос. пед. академия-
  151. . Г. П. Андреев, В.В. Семенова.- Якутск: Изд-во Саха гос. пед. академия, 2004.-104с.
  152. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Изд-ая корпорация «Логос», 1999. -272с.
  153. М.Н. Методология и методика педагогических исследований/М.Н. Скаткин -М.: Педагогика, 1986. 150с.
  154. В. А. Учитель современной школы/В. А. Сластенин//межвузовский сборник научных трудов. — М., 1991. С. 5.
  155. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995. -384с.
  156. B.C., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск V.- М.: Центр социологии образования РАО, 1998. -96с.
  157. B.C. Собрание сочинений: В Ют, — СПб., 1911−1914.-308с.
  158. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.: ООО «Мир книги», 2001. -95с.
  159. Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. -208с.
  160. Р. Сравнительный контент-анализ биографий/УВопросы социологии.- 1992.Т.1.-С.121−133.
  161. А.Дж. Постижение истории: Сб./Пер. с англ.- М., 1987.-340с.
  162. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/Под ред. П. И. Третьякова.- М.: Новая школа, 1997.- 352с.
  163. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М.: Новая школа, 1997, — 288с.
  164. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М: Педагогика, 1990.-192с.
  165. К.Д. Представление якутов о человеке. Философское издание.- Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1997.-317с.
  166. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды.- М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. -672с.
  167. Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред. В.В.Давыдова- РАО.- М.: ИНТОР, 1994,-128с.
  168. М.М. Развитие современного гимназического образования в России.- М., 2005.-184с.
  169. C.JI. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия/Сост. А. А. Ермичева.- СПб.: РХГИ, 1997.-120с.
  170. М. Учение Платона об истине//Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступления разных лет.- М., 1993.-С.345−361.
  171. Н.Г. Организационно-педагогические условия функционирования профессионально-технического училища нового типа: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01). Якутск, 1998.-19с.
  172. И. А. Координационная деятельность как фактор управления развитием районной образовательной системы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н./Ин-т образования взрослых.- СПб, 1995. -18с.
  173. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения.- М., 1995.-190с.
  174. З.И. Развитие профессиональных способностей у учащихся педагогических классов школы-гимназии: Автореф. дис.канд.психол.наук. Ставрополь, 1996.-20с.
  175. Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Т.И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова- Под ред. Т. И: Шамовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-384с.
  176. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.-3 84с.
  177. И.В. Формирование готовности к обучению в педвузе у учащихся педагогических классов: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1994.-20с.
  178. И.Е. Педагогические условия активизации предпрофессионального самоопределения учащихся педагогических классов (с углубленным изучением иностранного языка): Автореф. дис.канд.пед.наук. Екатеринбург, 1997.-20с.
  179. Г. П. Избранные труды. Selected works/Ред.-сост. А. А. Пископпель, Л.П. Щедровицкий- Авт. вступ. ст. А. Пископпель.-М.: Шк. Культ. Полит., 1995. -800с.
  180. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика"/М-во образования РФ. Нац. Фонд подготовки кадров.- М.: Вита-Пресс, 2004.-112с.
  181. Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.-204с.
  182. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. T.IV. Выпуск VI/Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. -268с.
  183. Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия): Потенциал, тенденции, перспективы/В.Б. Игнатьева, С. В. Абрамова, А. А. Павлов и др.- Отв. ред. В. Н. Иванов.- Новосибирск: Наука, 2000.-277с.
  184. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Политиздат, 1978.-180с.
  185. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе.- М.: Сентябрь, 2000.-176с.
  186. В.А. Психология учебной деятельности студентов.- М., 1994.-178с.
  187. К. Смысл и назначение истории/Пер. с нем., вступ. ст. П. П. Гайденко. М., 1991.-527с.
  188. Erikson Е. Life history and the historical moment. N.Y. 1975.
Заполнить форму текущей работой