Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Репортаж как жанр советской радиопублицистики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. Данная работа — первая и пока единственная, представляющая всесторонний анализ радиорепортажа как жанра. Теоретическим и творческим проблемам радиорепортажа посвящены многие работы практиков радиожурналистики, но в большинстве случаев радиорепортаж рассматривается в них в каком-либо одном аспектеобщая характеристика жанра, как правило, не содержит достаточно глубокого раскрытия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА
    • I. Возникновение жанра. Начальный период
    • 2. Широкое распространение в связи с созданием редакции «Актуальных передач»
    • 3. Техника радиовещания и ее влияние на развитие репортажа
    • 4. Репортаж военного периода
  • ГЛАВА II. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И СПЕЦИФИКА ЖАНРА
    • I. Репортаж в прессе
    • 2. Телевизионный репортаж
    • 3. Радиорепортаж
    • 4. Структура радиорепортажа
    • 5. Тематика радиорепортажа
    • 6. Виды радиорепортажа

Репортаж как жанр советской радиопублицистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет предпринятого исследования — репортаж, один из стержневых жанров радиопублицистики.

Выбор темы обусловливается широким распространением репортажа в практике советского радиовещания, актуальностью изучения проблем деятельности средств массовой информации и пропаганды. Как отмечал на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС тов. К. У. Черненко «Средства массовой информации и пропаганды — действенный инструмент коммунистического воспитания и организации трудящихся, идеологического обеспечения внутренней и внешней политики партии, подлинно всенародная трибуна. Именно их деятельность в значительной мере определяет в наши дни результативность партийной пропаганды, состояние дел на других участках идеологического фронта» *.

Радиовещание, наряду с другими средствами массовой информации и пропаганды, играет огромную роль в жизни советского человека. На ХХУ1 съезде КПСС говорилось: «Каждую передачу на радио надо рассматривать как серьезный разговор с людьми, которые ждут не только правдивого и оперативного изложения фактов, но и глур бокого их анализа, серьезных обобщений .

Для выполнения задач, поставленных партией перед радиовещанием, большое значение имеет проблема жанров, используемых в прак тике советской радиожурналистики. Всестороннее изучение возмож.

1 Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с. 43.

2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1982, с. 76. ностей отдельных жанров — актуальная проблема современной науки.

Радиорепортаж на разных этапах истории отечественного вещания сохраняет привлекательность — и для слушателя и для журналистов — прежде всего своей способностью полно и точно отражать жизненные реалии.

Задача исследования состоит в системном анализе радиорепортажа. Автор диссертации рассматривает этот жанр как в историческом, так и в теоретическом аспекте с целью проследить основные этапы эволюции жанра, выявить его специфику, определить место среди других жанров радиопублицистики.

Основой диссертации послужила практика Всесоюзного радионачиная от первых опытов репортажа, от периода зарождения жанра и вплоть до репортажа современного. Такой подход позволил автору диссертации, с одной стороны, проследить процесс рождения и эволюции радиорепортажа, а с другой (из-за регламентируемого объема диссертации), поставил перед необходимостью сосредоточить внимание лишь на тех этапах развития жанра и тех теоретических моментах, которые имели особенно важное значение для полного раскрытия поставленной темы.

Диссертация содержит анализ и обобщение практики ведущих советских репортеров, своим творчеством внесших вклад в развитие радиорепортажа.

Научная новизна. Данная работа — первая и пока единственная, представляющая всесторонний анализ радиорепортажа как жанра. Теоретическим и творческим проблемам радиорепортажа посвящены многие работы практиков радиожурналистики, но в большинстве случаев радиорепортаж рассматривается в них в каком-либо одном аспектеобщая характеристика жанра, как правило, не содержит достаточно глубокого раскрытия исторических корней, эстетическо-структурного генезиса. Среди работ журналистов, главным образом обобщающих собственную репортерскую практику, надо назвать книги Ю. Гальперина «Человек с микрофоном» (1971 г.), Л. Маграчева «Сюжеты, сочиненные жизнью» Ш", 1972 Г.), Ю. Летунова «Время, люди, микрофон» (1974 г.), А. Ревенко «У микрофона наш корреспондент» (1964 г.).

Некоторые вопросы теории радиорепортажа рассмотрены в сборниках «Репортаж на радиовещании и телевидении», содержащих материалы Всесоюзного творческого совещания, прошедшего в Москве в 1961 г., и в сборнике «Радиорепортаж», содержащем статьи видных советских радиожурналистов — Й. Триккеля, В. Губельмана, Ю. Летунова, Л.Дзаридзе.

Значительное место уделяется радиорепортажу в книге В.Н.Яро-шенко «Информационные жанры радиожурналистики». Исторические моменты возникновения и формирования жанра отмечены в монографии П.С.Г^ревича и В.Н.^ужникова «Советское радиовещание. Страницы истории» .

Целиком посвящена радиорепортажу книга В. Л. Щербатюка «Радиорепортаж», изданная в 1970 г. Но и данную работу нельзя оценивать как всестороннее исследование жанра. Как замечает автор предисловия книги Д. Прилгак «Книга В. Щербатюка — не учебник. Это размышления о своей профессии, попытка умудренного опытом человека оглянуться назад и рассказать о прошлом и настоящем репортажа, о путях его дальнейшего совершенствования и развития» *. Однако в этой книге содержится и немало интересных суждений, которые, несомненно, представляют ценность для исследователя радиорепортажа. Прилюк Д. Предисловие к книге В. Щербатюка «Радиорепортаж». М., 1970, с. 4.

— б.

В научных исследованиях радиорепортажу посвящались отдельные разделы кандидатских и докторских диссертаций. В этих работах, естественно, не ставящих своей целью рассмотрение всех особенностей радиорепортажа, проблемы данного жанра ставятся и решаются лишь в определенном плане, порой односторонне. Нужно отметить кандидатскую диссертацию Ю. Летунова «Документальные жанры советского радиовещания», защищенную в АОН в 1967 г. Автор прослеживает историю развития всей радиодокументалистики, процесс ее возникновения и утверждения специфики. В связи с поставленной задачей Ю. Летунов анализирует все жанры радиовещания, в том числе и радиорепортаж. Этому жанру в диссертации отводится важное место, но все же нельзя говорить о глубоком и всестороннем рассмотрении радиорепортажа, так как для Ю. Летунова интерес представляет не один, а весь спектр жанров радиовещания. Вместе с тем, он подходит к проблеме в аспекте исторической эволюции публицистики в советском радиовещании, в связи с чем не рассматриваются теоретические аспекты затронутых в диссертации жанров.

Отдельные разделы, посвященные радиорепортажу, имеются в кандидатской диссертации А. Абдурахманова «Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики», равно как и в докторской диссертации М. Барманкулова «Общность и специфика документальных жанров печати, радио и телевидения». Обе эти диссертации не имеют целью глубокого и всестороннего изучения радиорепортажа как жанра, тогда как автор данной диссертации ставит перед собой именно такую задачу.

Исследуя функционирование репортажа в практике советского радиовещания, автор в качестве методологической основы опирался на произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Постановления и другие документы КПСС, касающиеся деятельности средств массовой информации и пропаганды, конкретно — радиовещания. Выявляя возможности функционирования радиорепортажа в практике отечественного вещания, автор диссертации делал свои выводы, исходя из положений марксистско-ленинской философии и общей теории советской журналистики. Методически ценным при разработке концепции диссертации было изучение работ современных исследователей в области средств массовой информации и пропаганды — Э. Г. Багирова, Р. А. Борецкого, В. М. Горохова, С. М. Гуревича, Я. Н. Засурского, Ю.А.Ле-тунова, В.Н.^ужникова, В. Д. Пельта, Е. П. Прохорова, В. В. Ученовой, М. С. Черепахова, А. А. Шереля, М. В. Шкондина, А. Я. Юровского, В.Н.Яро-шенко.

Практическая ценность работы определяется тем, что результаты исследования могут позволить расширить и углубить теоретическое представление об одном из популярных, часто используемых на практике сегодняшнего вещания жанре. Кроме научно-теоретической, диссертация имеет и конкретное практическое значение — она может быть использована на факультетах и отделениях журналистики в качестве методологического руководства при ведении учебного курса «Радиорепортаж» — анализ творчества некоторых советских мастеров радиорепортажа может представлять интерес и для будущих репоте-ров-практиков. Кроме того, положения диссертации могут способствовать дальнейшему повышению профессионального уровня работников радиовещания.

Тема и научные цели исследования обусловили структуру диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы, использованной в работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ эволюции радиорепортажа и его жанровых особенностей дает основание сделать ряд выводов.

Возникновение радиорепортажа относится к начальному периоду отечественного речевого радиовещания. Использование уникальной способности канала — передать факт в момент (и с места) его свершения, привело радиовещание, в его еще экспериментальном периоде, то есть до начала регулщжого вещания, к специфической форме распространения информации — к трансляции.

Трансляция послужила исходным пунктом появления многих жанров радио. Когда радиожурналистика руководствовалась еще только опытом печати, используя в своей практике жанровый арсенал прессы, с первых трансляций начинается поиск типично «радийного» способа организации и передачи материала. Дальнейшие поиски языка радио постепенно обогатили трансляцию различными жанровыми элементами. Этот процесс привел, в конце концов, к формированию многих, едва ли не всех ныне известных жанров радиожурналистики. Но наиболее благоприятной — по своему характеру и возможностям — почвой транслирование послужило именно для радиорепортажа. Заметить первые ростки этого жанра можно уже в 1925 году, когда была предпринята попытка сразу же после окончания транслирования праздничного парада 7 ноября дать комментарии к нему. Однако из-за разницы во времени передачи в эфир характерных шумов и лишь последующего их комментария, говорить о данной передаче как радиорепортаже нельзя. Это был лишь первый толчок к возникновению жанра. В период 19 251 928 годов происходит процесс введения пояснений в отдельным трансляциям, поиски радийных форм передачи информациив связи с этим особое внимание уделяется изучению выразительных и психологических эффектов, создаваемых исполь ованием акустической среды события. Накопленный опыт привел к проведению первого радиорепортажа, который состоялся в 1928 году со стадиона «Динамо» в Москве.

С 1928 года радиорепортаж развивается стремительно. Большое значение для дальнейшего упрочения жанра в практике вещания имело создание в 1930 году редакции «Актуальных передач», переименованной вскоре в редакцию «Последних известий». В годы развития массового радиовещания (1928;1932) оно приобретает большое политическое и культурное значениекрепнет его связь с аудиториейсреди других жанров радиожурналистики репортаж все чаще применяется для освещения различных объектов социалистического строительства. Репортажи в этот период шли в эфир «прямым» способом, что, несомненно, требовало от журналистов напряжения всех сил и способностейно это же способствовало повышению их профессионального уровня. С достижением высокого профессионализма репортеров связан новый этап в развитии радиорепортажа, началом которого можно считать 2 декабря 1930 года, когда в эфире прозвучал репортаж «100 минут на Днепрострое». Эту передачу можно считать не только примером блестящего репортажа, но и одним из этапных явлений в истории отечественного радиовещания. После передачи «100 минут на Днепрострое» надо говорить в основном о сформированном «эфирном» репортаже.

Дальнейшее развитие жанра связано с реконструкцией технической базы радиовещания, с использованием при ведении прямых передач коротких волн, а также с постановкой и попытками разрешения некоторых теоретических проблем, связанных с радиорепортажем.

В 30-е годы в СССР появляются первые радиорепортажи в записи. Подобные экспериментальные репортажи ведутся на основе разработки различных способов звукозаписи. Из всех способов звукозаписи, известных в то время (запись на проволоку, на восковые валики, на кинопленку), наиболее приемлемым оказался способ записи звука на кинопленку, что позволяло осуществлять доработку материалас помощью монтажа. Однако и этот способ был не вполне удобен, так как для проявления кинопленки требуется длительное время, что снижало оперативность передачи. По этой причине в 1930;1940 годах радиорепортажи идут в эфир в основном по-прежнему, то есть «прямым» путем. Отмечая большое значение для дальнейшего развития жанра навыков, приобретенных в период опытных записанных радиорепортажей, все же нельзя считать, что звукозапись (на кинопленке) существенно изменила методологию подготовки и ведения радиорепортажа, наложила ощутимый отпечаток на общую картину состояния жанра. Более широкое внедрение в практику запи-т санных на кинопленку и восковые валики радиорепортажей происходит во время Великой Отечественной войны.

В 30-е годы среди всех проблем, относящихся к состоянию, эволюции и функционированию радиорепортажа, большое место занимают поиски теоретические и практические. Первые попытки определения жанра доказывают стремление разобраться в специфике радиорепортажа. Не в малой степени способствовала развитию жанра постановка вопроса о предварительном сценарии радиорепортажа, о проблеме функций, обязанностей связующего звена между событием и аудиторией — радиорепортера.

Следующий, окончательный этап формирования радиорепортажа — годы Великой Отечественной войны. Огромна роль радиовещания в годы Великой Отечественной войны: в этот период журналистами, звукооператорами, дикторами советского радиовещания была проделана огромная работа. Радиорепортаж, способный с максимальной документальностью донести событие до аудитории, во время воны функционирует как один из боевых жанров советского радио.

1941;1945 годы были особенно важны и для самого жанра. Растет удельный вес записанных на пленку репортажей. Если в предвоенные годы велись поиски наиболее эффективных методов подготовки и ведения записанных репортажей, то военная обстановка потребовала мобилизации всего уже накопленного опыта- «эксперимен-тальность» уступает место профессионализму. Гораздо реже в эти годы проводятся «эфирные» репортажипоявляются первые репортажи, записанные на ферромагнитную пленку. Однако широкое внедрение магнитного способа звукозаписи происходит уже в послевоенные годы.

Изучение эволюции жанра дает основания для вывода, что в 30−40-е годы были разработаны основные методы подготовки и ведения репортажейуже к концу войны функционируют как сформировавшиеся, обладающие ныне известными всем жанровыми признаками оба вида радиорепортажа — прямой и записанный. Последующая практика радиовещания лишь утвердила и обогатила жанр. Надо отметить, что радиорепортаж, наряду с другими жанрами современной радиопублицистики, развивался и формировался в процессе практической творческой деятельности советских репортеровблагодаря их таланту репортаж занимает ныне одно из видных мест в практике советского радиовещания.

Современный радиорепортаж — жанр богатых публицистических возможностей. Назначение жанра — оперативно, с максимальной документальностью доносить до аудитории сведения о важных общественно-политических явлениях, причем оценка, комментарий фактов становятся неотъемлемой принадлежностью жанра. Радиорепортаж сочетает в себе многие характерные признаки репортажа в прессе и собственные оригинальные черты, вытекающие из специфики радиовещания в целом. Общие признаки жанра на радио роднят его и с репортажем на телевидении.

Рассмотрение радиорепортажа как самостоятельного жанра журналистики невозможно без системного подхода ко всем его признакам — как специфическим, типично радийным, так и характерным для репортажей, функционирующих в других средствах массовой информации. Всесторонний анализ приводит к определению основных жанровых признаков — информационное назначение, высокая публицистичность, событийный характер объекта отражения, высокая оперативность, максимальная документальность, подчеркиваемая созданием «эффекта присутствия» .

Учитывая жанровую специфку радиорепортажа, мы определяем его как информационный жанр публицистики. Оперативный, динамичный, эмоциональный рассказ-комментарий очевидца об общественно значимом событии на фоне акустической среды воспроизводимой с целью создания максимально приближенного к действительности описания с целью создания у слушателей «эффекта присутствия» .

Исключительно важно для функционирования радиорепортажа применение специфического языка радио — характерных звуков, звучащего слова, музыкибольшое значение имеет монтаж, а также правильный выбор объекта отражения радиорепортажа. Кроме событийности, факт, лежащий в основе репортажа, должен содержать внутреннюю динамику развития. Рассказ репортера о происходящем должен быть эмоциональным, поэтому сочетание динамичности и эмоциональности надо считать характерным признаком жанра, без которого радиорепортаж не может функционировать как самостоятельный, оригинальный жанр современной радиожурналистики.

Для радиорепортажа характерно использование элементов других жанров, в частности, интервью, очерка, комментария, зарисовки. Надо подчеркнуть, что радиорепортаж использует элементы лишь тех жанров, которые определенными своими признаками отвечают специфике, назначению и функциям жанра. При этом элементы других жанров в радиорепортаже могут рассматриваться как подчиненные, существование которых не обязательно, выполняющих вспомогательную, а не жанрообразующуто функцию. Необходимо отметить, с другой стороны, что радиорепортаж зачастую дает возможность другим жанрам радиопублицистики пользоваться свойственным репортажу методом, создавая стиль, существенный для восприятия, «эффект присутствия» .

Для функционирования жанра огромное значение имеет техника радиовещания, которая не только определяет технологию подготовки радиорепортажа, но и способствует определению характера передачи. Техника радиовещания предопределяет существование двух основных видов радиорепортажа — прямого (в научной литературе встречаются его синонимические термины — «классический», «эфирный») и предварительно записанного на пленку, с последующим монтажом («пленочный», «студийный»). Каждый из этих видов радиорепортажа, при общности основных признаков, имеет свои характерные особенности. Можно делить радиорепортажи следующим образом:

I. По техническому способу: а) прямой («классический», эфирный) — б) предварительно записанный («пленочный», «студийный»).

П. По содержанию: а) протокольныйб) проблемныйв) констатирующий.

В реальной практике мы можем встретить «прямой протокольный», «пленочный протокольный» — «пленочный констатирующий», «прямой констатирующий», «прямой проблемный», «пленочный проблемный» и т. д.

Всесторонний анализ жанра как в историческом, так и теоретическом плане, изучение практики современных радиожурналистов приводит автора диссертации к выводу, что репортаж на радиовещании не только сохраняет все основные общие признаки жанра, но, в зависимости от специфики канала, приобретает самобытные, оригинальные качества. Все это взятое в комплексе позволяет радиорепортажу функционировать в качестве самостоятельного жанра в многообразном спектре жанров советской публицистики.

Анализ структуры радиорепортажа доказывает, что жанр обладает огромными возможностями воссоздания максимально точного образа события, лежащего в основе конкретного материала. С одной стороны, именно репортаж открывает практически неограниченные возможности для проявления индивидуальности репортерас другойпозволяет слушателю не только узнать в мельчайших звуковых подробностях ход описываемого события, но и почувствовать его атмосферу, настроение людей. Репортаж на радиовещании приобретает все новые качества, позволяющие ему более полно вобрать в себя многие ценности радиовещания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения классиков марксизма-ленинизма
  2. К. Дебаты о свободе печати. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 30−84.
  3. К. Оправдание мозельского корреспондента. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 187−189.
  4. К. Мнение газет и мнение народа. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 15, с.441−444.
  5. К., Энгельс Ф. О печати. 1833−1895. М., 1972. -519 с.
  6. Ф. Коммунисты и Карл Гейнцен. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 268−285.
  7. Ф. Из письма Лауре Лафарг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 38, с. 275.
  8. К., Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 145−146.
  9. Ф. Ф.Энгельс Конраду Шмидту. 17 октября 1889 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 243.
  10. В.И. Насущный вопрос. Поли. собр. соч., т. 4, с. 193−198.
  11. В.И. Заявление редакции газеты «Искра». Поли, собр. соч., т. 4, с. 354−360.
  12. В.И. С чего начать. Поли. собр. соч., т. 5, с. 1−13.
  13. В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Поли. собр. соч., т. 6, с. 1−192.
  14. В.И. Очередные задачи советской власти (Первоначальный вариант статьи). Полн. собр. соч., т. 36, с. 165−208.
  15. В.И. 0 характере наших газет. Полн. собр. соч., т. 37, с. 89−91.
  16. В.И. Письмо в газету «Экономическая жизнь» I сентября 1921 г. Полн. собр. соч., т. 44, с. 112−114.
  17. В.И. Предложение в Политбюро ЦК РКП(б) об ассигновании средств Нижегородской радиолаборатории. Полн. собр. соч., т. 446 с. 358.
  18. В.И. Письма Сталину для членов Политбюро ЦК ВКП(б) о развитии радиотехники. Полн. собр. соч., т. 45, с. 194−196.
  19. В.И. А.М.Николаеву. 6 октября 1920 г. Полн. собр. соч., т. 51, с. 295−296.
  20. В.И. А.М.Николаеву. 14 апреля 1921 г. Полн. собр. соч., т. 52, с. 179.
  21. В.И. А.М.Николаеву. 7 сентября 1921 г. Полн. собр. соч., т. 53, с. 179.
  22. В.И. В коллегию почт и телеграфов. 26.Ш.1918 г. -Полн. собр. соч., т. 50, с. 52−53.
  23. В.И. М.А.Бонч-Бруевичу. 5 февраля 1920 г. Полн. собр. соч., т. 51, с. 130.
  24. В.И. Н.П.Горбунову. 28 января 1921 г. Полн. собр. соч., т. 52, с. 54.
  25. В.И. Д.С.Довгалевскому. II мая 1922 г. Полн. собр. соч., т. 54, с. 255−256.
  26. В.И. Марксизм и восстание. Полн. собр. соч., т. 34, с. 247.
  27. В.И. Предписание для радиостанции Царского села. 23.1−10.П.1918 г. Полн. собр. соч., т. 54, с. 391−392.
  28. Ленин о пропаганде и агитации. М., 1962. 420 с.
  29. Ленин о радио. М., 1973. 183 с.
  30. Ленин о печати. М., 1974. — 511 с.
  31. Партийные и советские документы
  32. Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР. 19 июня 1918 г. В кн.: Ленин о радио. М., 1973, с. 49−53.
  33. Постановление Президиума ВЦИК о Российском телеграфном агентстве (РОСТА) от 7 сентября 1918 г. В кн.: 0 партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972, с. 62−63.
  34. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976. 144 с.
  35. Материалы XX1У съезда КПСС. М., 1971. 320 с.
  36. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976. 256 с.
  37. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1982. 220 с.
  38. Материалы Пленума ЦК КПСС. 14−15 июня 1983 г. М., 1983.'43 с. 39. 0 руководстве радиовещанием. Постановление ЦК ВКП (б) от 10 января 1927 г. В сб.: О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972, с. 511.
  39. О радиоагитации (Из постановления ЦК РКП (б). В сб.: О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972, с. 509.- 170
  40. Радио могучее средство политического и культурного воспитания трудящихся. — В сб.: 0 партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972, с. 526−529.
  41. КПСС о формировании нового человека. Сборник документов и материалов (1965−1976). М., 1976. 556 с.
  42. Н.П. Дзига Вертов.М., 1962. 167 с.
  43. В.Г. Мобилизующее слово партии. Журналист, 1980, № 2, с. 2−3.
  44. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. 408 с.
  45. Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. -151 с.
  46. Э.Г. Основные направления исследования радиовещания и телевидения. Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика, 1974, № 6, с. 39−45.
  47. Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., 1976. 120 с.
  48. Э.Г., Кацев И. Г. Телевидение. XX век. Политика. Искусство. Мораль. М., 1968. 303 с.
  49. Э.Г. Телевидение и радиовещание в 1979 году. Тенденции, проблемы и перспективы развития. Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика, 1980, № 3, с. 21−30.
  50. Э.Г., Борецкий Р. А., Глуховская Л. Д. и др. Жанры телевидения. М., 1967. 251 с.
  51. С.И. Внешнеполитическая пропаганда. М., 1980. -366 с.
  52. С.И. Монополии слова. М., 1962. 454 с.
  53. А.Ф. Ленин и журналистика. Л., 1973. 112 с.
  54. Е.А. Газетные жанры в экономической пропаганде. М., 1974. 67 с.
  55. Р.А. Информационные жанры телевидения. М., 1961. 75 с.
  56. Р.А. Как создается телевизионный репортаж. М., 1960. 54 с.
  57. К.Г. Репортаж в газете. М., 1964. 32 с.
  58. ГО. Не просто ловец новостей. Журналист, 1975, № 6, с. 29−30.
  59. В редакцию не вернулся. Сб. ст., кн. I. Изд. 2-е, М., 1972. 446 с.
  60. В.П. О некоторых стилистических признаках информационных материалов. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Филология. Журналистика, 1960, № 6, с. 30−35.
  61. Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966. 320 с.
  62. Вопросы теории и практики массовых форм пропаганды. Вып. I. М., 1968. 415 с.
  63. Вопросы теории и практики массовых форм пропаганды. Вып. П. М., 1969. 564 с.
  64. Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды. Вып. Ш. М., 1970. 475 с.
  65. Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды. Вып. 1У. ГЛ." 1971. 413 с.
  66. Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып. I. М., 1972. 453 с.
  67. С.М. Репортаж в газете. М., 1963. 33 с.
  68. В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1977. 36 с.
  69. В.Д., Засурский Я. Н. Средства массовой информации: теория и жизнь. В кн.: Партия и соцтлитическая культура. М., 1972, с. 12−18.
  70. Дело всей партии: Материалы всесоюзного совещания идеологических работников. Москва, 16−17 окт. 1979 г. M., 1980. -319 с.
  71. В.В. Телевидение и зритель. M., 1977. 196 с.
  72. Единство информации и анализа в публицистике. Казань, 1974. III с.
  73. Жанры советской газеты. M., 1959. 269 с.
  74. Жанры советской газеты. M., 1972. 424 с.
  75. Жанры журналистики. Казань, I972I 150.
  76. Журналистика в буржуазном обществе. / Под ред Засурско-го Я.Н. M., 1976. 260 с.
  77. Журналистика в политической структуре общества. / Под ред. Засурского Я. Н. M., 1975. 336 с.
  78. Я.Н. Научно-техническая революция и журналистика. Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Журналистика, 1971, № 4,с. 3 6.
  79. Л.А. Система пропаганды и информации в СССР. М., 1968. 44 с.
  80. Искусство убеждать массы (из опыта агитационно-пропаган-дистской-работы КПСС в I9I7-I929 гг.). Вып. 127. Горький, 1970. -156 с.
  81. Искусство публицистики. Алма-Ата, 1968, с. 132.
  82. Г. Сила слова. Гносеологический и прагматический анализ языка. M., 1967. 215 с.
  83. Г. Б. Основа и первоэлемент публицистики. В кн.: Полвека в пути. Алма-Ата, 1969, с. 292−308.
  84. Г. В. Искусство публицистики. Алма-Ата, 1968. -272 с.
  85. Коммунистическая пропаганда: вопросы теории и методики. M., 1974. 301 с.
  86. И.В., Мишурис А. Л. История партийно-советской печати. 5-е изд., испр. и доп. M., 1972. 108 с.
  87. С.И. Бесценное ленинское наследие. Поиски и находки. M., 1976. 190 с.
  88. Мастерство журналиста. / Под ред. Горохова В. М. и Пель-та В.Д. M., 1977. 262 с.
  89. Массовая коммуникация в социалистическом обществе. Л., 1979. 243 с.
  90. Методологические проблемы исследования массовых коммуникаций. Вып. I. Тарту, 1967. 213 с.
  91. Методы исследования журналистики (Тезисы докладов научной конференции). Ростов-на-Дону, 1974. 48 с.
  92. О.Г. Публицистическая и журналистская деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса. M., 1971. 16 с.
  93. В.Д. Факт документальная основа журналистики. -В кн.: Мастерство журналиста. M., 1977, с. 120−138.
  94. П.В. Эффективность коммунистической пропаганды. M., 1975. 351 с.
  95. Проблемы информации в печати. M., 1971. 310 с.
  96. Е.П. Введение в журналистику. M., 1978. НО с.
  97. Е.П. Партийность информации. В кн.: Проблемы информации в печати. M., 1971, с. 8−31.
  98. Е.П. Публицист и действительность. М., 1973. -316 с.
  99. Е.П. Публицистика в жизни общества. М., 1968. -101 с.
  100. A.A. Искусство убеждать. Л., 1966. 166 с.
  101. С микрофоном по 45-й параллели. Сб. ст. М., 1962. -141 с.
  102. М.С. Из истории строительства социалистической культуры. М., 1952. 256 с.
  103. Советская журналистика и коммунистическое воспитание трудящихся. / Под ред. Овсепяна Р. П. М., 1979. 215 с.
  104. Г. Я. Стиль репортажа. М., 1971. 75 с.
  105. Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. М., 1976. 352 с.
  106. ГО.П. Завтрашний день публицистики.-Советское радио и телевидение, 1967, № 4, с. 7−8.
  107. А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М., 1975. 286 с.
  108. В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971. 146 с.
  109. В.В. Исторические истоки современной публицистики. М., 1972. 75 с.
  110. В.В. Публицистика и политика. М., 1973. 232 с.
  111. В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976. 202 с.
  112. B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры (опыт системного исследования). М., 1977. 316 с.
  113. М.С. Проблемы теории публицистики. 2-е изд. М., 1973. 268.
  114. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 215 с.
  115. T.B. Методы сбора информации в журналистике. -В кн.: Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1979, с. 126−135.
  116. С.М. Избранные статьи. М., 1956. 42 с.
  117. А.Я. Репортаж на экране телевизора. Советская печать, 1956, № 4, с. 31−32.)
  118. А.Я. Из истории телевидения (становление «прямого» репортажа). Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Журналистика, 1967, № 5, с. 51−58.
  119. А.Я. Первые шаги. В кн.: Проблемы телевидения и радио. Вып. 2. М., 1971, с. 95−108.
  120. А.Я. Телевидение поиски и решения. Изд. 2-е, доп. М., 1983. — 214 с.
  121. А.Я., Борецкий P.A. Основы телевизионной журналистики. М., 1966. 337 с. 1. Радиожурналистика
  122. А., Шляхтер И. М.Горький в Нижегородской радиолаборатории. Огонек, 1953, № 12, с. 14.
  123. И. Устное слово в эфире. Советская печать, 196I, № 4, с. 37−39.
  124. Ю.Д. Жанры радиовещания. Проблемы становления и формирования. Киев-Одесса, 1978. 194 с.
  125. М.К. Сравнительный анализ жанров. (Репортале, развитие документализма). Алма-Ата, 1975. 115 с.
  126. М.К. Четыре даты рождения радио. Сер. Журналистика, вып. 5−7. Алма-Ата, 1975, с. II8-I30.
  127. Барноу Э'. Как писать для радио. М., i960. 38 с.
  128. М. Впервые звучит радио. Советская культура, 1963, 20 апреля.
  129. С.И. Язык радио. M., 1977. 46 с.
  130. В. Трансляция оперы организована. Радио — всем, 1927, № 8, с. 8.
  131. . Импровизация у микрофона. Радио и телевидение, 1962, № 5, с. 18−19.
  132. И.В. Начало радиотехники в России. M., 1970. -256 с.
  133. Васильев АЛО. Радиосвязь за 10 лет. Жизнь и техника связи, 1928, II, с. 65−87.
  134. Д. «Кино-правда» и «Радио-правда». Правда, 1925, 16 июля.
  135. Волков-Ланнит Л. Ф. Голос, сохраненный на века. Как записали и восстановили речи В. И. Ленина. Изд. 2-е, доп. M., 1966. -64 с.
  136. Вопросы социологии радиовещания и телевидения: Стенограмма совещания, состоявшегося в Москве 30 июня 2 июля 1966 г. M., 1966, — 261 с.
  137. Л.С. Мышление и речь. М.-Л., 1934. 324 с.
  138. Ю.М. Внимание, микрофон включен. М., i960. -100 с.
  139. Ю.М. Живое слово. М., 1959. 98 с.
  140. Ю.М. Мы ведем репортаж. Вып. 2. M., 1962.76 с.
  141. Ю.М. Человек с микрофоном. M., 1971. 271 с:
  142. П.С. Крупская и радио. Советское радио и телевидение, 1965, № 2, с. 33−37.
  143. П.С. Летопись звучащего слова. Советское радио и телевидение, 1964, № 5, с. 35−37.
  144. П.С., Ружников В. Н. Советское радиовещание. Страницы истории. M., 1976. 386 с.
  145. П.С. Характеристика архивных документов по истории советского радиовещания (I9I7-I94I гг.). Вести. Моск. ун-та. Сер. 7. Филология. Журналистика, 1965, № 3, с. 46−54.
  146. М.С. Ленин о радио. Советское радио и телевидение, 1957, № 6, с. 2−8.
  147. М.С. Радио и телевидение в СССР I9I7-I963. Даты и факты. M., 1965. 230 с.
  148. Н.П. Как работал Владимир Ильич. В кн.: Воспоминания о Ленине, ч. 2. M., 1957, с. 57−59.
  149. М. О советском радиовещании. Собр. соч. в 30 т., т. 26. M., 1953, с. 339.
  150. Т. Документы о деятельности Всесоюзного радио в период Великой Отечественной войны. Советские архивы, 1975, № 2, с. 79−81.
  151. Дело гигантски важное. Радио, i960, № 4, с. 1−3.
  152. День радио 1979 (Справочно-методический материал). M., 1979. — 68 с.
  153. Документальное и художественное в современном искусстве. M., 1975. 278 с.
  154. .Г. Радиогазета и радиослушатель. Новости радио, 1925, № 30, с. 2.
  155. В.Б. Об эволюции газетных форм работы и жанров на радио (1922−1932 гг.).- В сб.: Журналистика. Наука. Образование. Практика. Л., 1971, с. II4-I33.
  156. В.Б. К истории советского радиовещания. Л., 1972. 78 с.
  157. М. Радиовещание и телевидение в СССР. Техника кино и телевидения, 1962, № I, с. 4−6.
  158. .И. К истории телеграфных агентств в России 19 в. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Филология. Журналистика, I960, № I, с. 61−67.
  159. И.И., Петров Г. Д., Филиппов А. Н. Звуковая летопись трудовой славы. Советские архивы, 1984, № I, с. 3−6.
  160. Журналист с микрофоном. На Всесоюзном семинаре о репортаже по радио и телевидению (Москва, март 1961 г. Обзор). Советская печать, 196I, № 4, с. 34−37.
  161. Журналист у микрофона. Советская печать, 1963, № 9,. с. 1−3.
  162. М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередачи. 2-е изд. М., 1978. 178 с.
  163. Заметки радиорепортера. Говорит Москва, 1930, № 28,с. 3.
  164. Завершить радиофикацию страны. Радио, I960, № 12, с. 1−2.
  165. Я.Н. Важное средство пропаганды (рец. на кн.: Ленин о радио. М.: Искусство, 1973). Коммунист, 1973, № 8, с. II9-I2I.
  166. Звуковые краски. Радио за границей, 1931, № I, с. 37−38.
  167. Звучащий мир. Книга о звуковой документалистике. / Сост. Возчиков В. М. М., 1979. 167 с.
  168. Л.А. Цитаты из жизни. М., 1971. 183 с.
  169. Иностранная корреспонденция о русском радио. Жизнь связи, 1923, № 3, с. 7−8.
  170. Из воспоминаний учеников А. С. Попова. Радиобюллетень ОДР РСФСР, 1925, № 2, с. 2.
  171. Г. Ленин и радио. Советская печать, 1966, № 5, с. 26−29.
  172. Г. Дело гигантски важное. (В.И.Ленин и развитие советского радиовещания). Советская печать, i960, № 5,с. 22−25.
  173. М. Готовьтесь к Первому мая. Радио — всем, 1927, № 5, с. 2(38).
  174. Л. С микрофоном в руках. Советская печать, 1956, № II, с. 33.
  175. К. Слово звучащее.- Советская печать, 1963, № 2, с. 40−42.
  176. И. Слово в эфире (0 языке радио и телевидения). -Русская речь, 1927, № 2, с. 61−69.
  177. В.Г. Радиоречь жанр публицистический. — В кн.: Журналистика. Наука. Образование. Практика. Л., 1971, с. 134−153.
  178. В.Г. Новые книги о радиожанрах. В сб.: Проблемы журналистики. Вып. 6. Л., 1976, с. 52−58.
  179. . Репортаж из зала суда (Проблемы правовой пропаганды на радио). Телевидение. Радиовещание, 1979, № 6, с. 13−14.
  180. К предстоящему съезду Общества друзей радио. Радио -всем, 1926, № 15, с. I.
  181. А. Цеппелин у микрофона. Радиослушатель, 1930, № 27, с. 12.
  182. Об очередных задачах советского телевидения и радиовещания. В сб.: Обмен опытом. M., 1977, апрель, с. 3−48.
  183. С.Г. Радиовещание в СССР. БСЭ, 3-е изд., т.21, с. 353−354.
  184. Ф.А. Нижегородская радиолаборатория им. В. И. Ленина. В кн.: У истоков советской радиотехники. Горький, 1959, с. 3−20.
  185. Ю. О развитии документальной радиожурналистики. M., 1966. 140 с.
  186. ГО. Великий говорящий. М., 1966. 96 с.
  187. Ю. Время. Люди. Микрофон. M., 1974 279 с.
  188. A.C., Стариков В. И. Нижегородская радиолаборатория. (Очерки о советских ученых). M., 1979. 62 с.
  189. Л. и Фере Г. Микрофон в халате (Заметки о радиорепортаже). Советская печать, 1964, № 3, с. 30−32.
  190. Д.И. Журналист и процесс общения. В кн.: Мастерство журналиста. M., 1977, с. 252−262.
  191. Д.И. По законам эфира. 0 специфике творчества радиожурналиста. M., 1980. 157 с.
  192. Л.Е. Встречи у микрофона: Очерки журналиста. M., 1959. 125 с.
  193. Л.Е. Сюжеты, сочиненные жизнью. M., 1972. -189 с.
  194. Магнитная звукозапись. Говорит СССР, 1934, № 4, с. 41.
  195. Мелик-Пашаев. Журналист на стадионе (0 спортивных радиокомментаторах). Советская печать, 1963, № 10, с. 27−28.
  196. А.Л. Радиовещание в октябрьскую неделю. Радио -всем, 1925, № 4−5, с. 3−4 (67−68).
  197. А.Л. Газета без бумаги и расстояния (0 роли В. И. Ленина в развитии радиотехники и радиовещания). Природа, i960,4, с. 20−22.
  198. С микрофоном по 45-й параллели. Сб. ст. M., 1962.- -141 с.
  199. А.Л. От искровых передатчиков до квантовой электроники. (Интервью Шереля А., Прудовского Л.) Советское радио и телевидение, 1970, № 4, с. 10—II.
  200. A.JI. Советская радиоэлектроника за 30 лет. М., 1948. 31 с.
  201. М. К проблеме жанров в радиовещании. В сб.: Телевидение и радиовещание за рубежом. М., 1973, с. 3−53.
  202. М. К проблеме в радиовещании. В сб.: Телевидение и радиовещание за рубежом. М., 1973, с. 3−53.
  203. Мощное средство партийной пропаганды (Об успехах и задачах развития теле- и радиовещания). Радио, i960, № 3, с. 12.
  204. Недельная программа германских радиостанций. Радио за границей, 1931, № I, с. 26.
  205. А.М. Ленин и радио. Изд. 2-е. М., 1958. 39 с.
  206. Нужна ли передача опер. Радиослушатель, 1928, № 4, с. II.
  207. С. За новое против фальши. — Советская печать, 196I, № 4, с. 40−41.
  208. Н. Мой первый репортаж. Смена, 1964, № 4, с. 30.
  209. В.П. Радиопублицистика. Проблемы теории и мастерства. Киев, 1978. 192 с.
  210. В.М. Радиостанцию называли «Марихен». М., 1972. 96 с.
  211. Отклики читател й по поводу статьи «Трансляция оперы организована». Радио — всем, 1927, № 12, с. 175.
  212. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. 4.1. I9I7-I94I. М., 1972. 247 с.
  213. В.М. Правда против лжи. М., 1982. 237 с.
  214. А.Ф. За кулисами «Радио Свобода». М., 1974. -190 с.
  215. А.Ф. Радио США в психологической войне. М., 1967. 152 с.
  216. П. Причем тут журналист (о мастерстве радиорепортера). Телевидение. Радиовещание, 1979, № 4, с. 41−43.
  217. Передавать ли пьесы по радио. Радиослушатель, 1928, № 5, с. 16.
  218. М. Фронт у микрофона. Журналист, 1970, № 5, с. 43−45.
  219. Д. Предисловие к кн.: Щербатгак В. Л. Радиорепортаж. М., 1970, с. 3−8.
  220. Пути нашего радиовещания. Радиослушатель, 1928, № 9,с. 3.
  221. Радио в дни войны. М., 1975. 174. с.
  222. . М., 1967, 79 с.
  223. А. У микрофона наш корреспондент. М., 1964.94 с.
  224. А. Заповедное слово. М., 1975. 119 с.
  225. Репортаж в радиовещании и телевидении (Материалы Всесоюзного творческого совещания, посвященного проблемам репортажа в радиовещании и телевидении), вып. 1-П. М., 1961.
  226. В.Н. Наука и радиовещание. В кн.: Современность. Человек. Радио. Вып. I. М., 1968, с. 44−57.
  227. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психологии. М., 1972. 142 с.
  228. В.Н. А все-таки. Заметки о специфике радио. -Советское радио и телевидение, 1962, № 12, с. 2−4.
  229. В.Н. Нельзя было жить не слушая радио. -Журналист, 1975, № 5, с. 24−28.
  230. В.Н. О некоторых вопросах изучения эффективности вещания. В кн.: Современность. Человек. Радио. Вып. 2. М., 1970, с. 99−114.
  231. В.Н. Радиовещание в системе средств массовой информации и пропаганды (глава 5). В кн.: Журналистика в политической структуре общества. М., 1975, с. 110—118.
  232. В.Н. Роль телевидения и радиовещания в коммунистическом воспитании масс. В кн.: Советская журналистика и коммунистическое воспитание трудящихся. М., 1979, с. I6I-2I0.
  233. Е. Жизнь и микрофон. Радиослушатель, 1929, № 10, с. 3.
  234. B.C. С «микрофоном и автоматом». Журналист, 1972, № 10, с. 55−56.
  235. В. У микрофона исторя. Журналист, 1967, № 8, с. 42−43.
  236. Н. Пути радиопрессы репортер с микрофоном. -Радиослушатель, 1930, № 3, с. 3.
  237. Н. Мы бьем тревогу. Говорит Москва, 1931, № 6, с. 2.
  238. Н. На высшую ступень. Радио за границей, 1931, № I, с. I.
  239. К. Большой день в политическом радиовещании. Говорит СССР, 1933, № 21, с. 40.
  240. Спортивный праздник по радио. Радиослушатель, 1929, № 24, с. 6.
  241. Е. Актуальное. Говорит Москва, 1931, № 8, с. 3.- 185
  242. Е. Актуальные передачи. Новые пути радиовещания. Говорит Москва, 1930, № 28, с. 10.
  243. Е. Днепрострой. Говорит Москва, 1930, № 32, с. 14.
  244. Е. Железный сценарий. Говорит Москва, 1931, № 9, с. 3.
  245. Е. Заметки редактора. Говорит Москва, 1930, № 36, с. II.
  246. Е. Стреноженный очеркист. Говорит Москва, 1931, № II, с. 5.259. 100 минут на Днепрострое. Говорит Москва, 1930, № 36, с. 12.
  247. Телевидение и радиовещание в СССР. М., 1979. 295 с.
  248. Трансляция жизни. Радиослушатель, 1929, № 25, с. 3.
  249. Я. 0 советском репортере. Правда, 1935, 8 сентября.
  250. Л.Н. Становление репортажа на радио. Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Журналистика, 1967, № 6, с. 16−28.
  251. В. А детские годы давно прошли. Советская печать, 1962, № 8, с. 29−31.
  252. И.А. Ближайшие задачи по широковещанию. -Радио всем, 1925, № 7, с. I.
  253. И.А. На новых путях. Радио — всем, 1925, № I, с. I.
  254. К. В эфире «Час пик». — Телевидение. Радиовещание, 1984, № 7, с. 17.
  255. Л. Нас слушает хлебороб. Советское радио и телевидение, 1965, № 6, с. 3.
  256. С., Бугославский С., Поляков Г. Письмо в редакцию. Радио — всем, 1927, № 12, с. 276.
  257. М.С. История советского радиовещания. Методологическая разработка. М., 1977. 86 с.
  258. . Ленинские декреты о радиостроительстве. -Радио, I960, № 3, с. 3−6.
  259. В.И. Ленин и развитие радио. М., I960. 194 с.
  260. В.И. Первые годы советской радиотехники и радиолюбительства. М.-Л., 1954, 248 с.
  261. А. Скованный и освобожденный тонфильм. Говорит Москва, 1931, № 14, с. 70.
  262. И. Диктор в небе. Советская печать, 1965, № 5, с. 27−28.
  263. А. Советское радио на службе культурной революции социалистической стройки. M., 1932. 61 с.
  264. Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь. M., 1977. 128 с.
  265. В.Л. Радиорепортаж. M., 1970. 90 с.
  266. Эфир друзей. M., 1977. 348 с.
  267. В.Н. Изучение радиоаудитории. Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Журналистика, 1966, № I, с. 27−39.
  268. В.Н. Информационные жанры радиожурналистики, вып. I. M., 1973. 53 с.
  269. В.Н. Информационные жанры радиожурналистики, вып. П, доп. и перераб. M., 1976. 65 с.
  270. В.Н. 0 некоторых психологических аспектах радиовещания. Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Журналистика, 1969, № 6, с. 55−56.
  271. Диссертации и авторефераты
  272. А. Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики. Дис.. канд. филол. наук. М., 1976.
  273. М.К. Общность и специфика документальных жанров печати, радиовещания и телевидения. Дис.. д-ра филол. наук. М., 1980.
  274. Н.В. Пространственно-временная организация телевизионных передач. Дис.. канд. филол. наук.
  275. В.В. Радиовещание в системе пропаганды марксистско-ленинской теории. Автореф. дис.. канд истор. наук. М., 1972. 19 с.
  276. М.В. Некоторые особенности языка радио как средства массовой коммуникации. Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1966. 16 с.
  277. Ю.А. Документальные жанры советского радиовещания. Автореф. дис.. канд. истор. наук. М., 1967. 16 с.
  278. В.Н. Становление советской радиожурналистики. Начальный период. 1917−1924. Дис.. канд. филол. наук. М., 1981.
  279. И. Специфика радиокоммуникации, ее выразительные средства и жанры. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Тарту, 1967. 21 с.
  280. А.Я. Советская телевизионная журналистика. Проблемы становления и развития. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1973. 60 с.
Заполнить форму текущей работой