Репортаж как жанр советской радиопублицистики
Научная новизна. Данная работа — первая и пока единственная, представляющая всесторонний анализ радиорепортажа как жанра. Теоретическим и творческим проблемам радиорепортажа посвящены многие работы практиков радиожурналистики, но в большинстве случаев радиорепортаж рассматривается в них в каком-либо одном аспектеобщая характеристика жанра, как правило, не содержит достаточно глубокого раскрытия… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА
- I. Возникновение жанра. Начальный период
- 2. Широкое распространение в связи с созданием редакции «Актуальных передач»
- 3. Техника радиовещания и ее влияние на развитие репортажа
- 4. Репортаж военного периода
- ГЛАВА II. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И СПЕЦИФИКА ЖАНРА
- I. Репортаж в прессе
- 2. Телевизионный репортаж
- 3. Радиорепортаж
- 4. Структура радиорепортажа
- 5. Тематика радиорепортажа
- 6. Виды радиорепортажа
Репортаж как жанр советской радиопублицистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Предмет предпринятого исследования — репортаж, один из стержневых жанров радиопублицистики.
Выбор темы обусловливается широким распространением репортажа в практике советского радиовещания, актуальностью изучения проблем деятельности средств массовой информации и пропаганды. Как отмечал на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС тов. К. У. Черненко «Средства массовой информации и пропаганды — действенный инструмент коммунистического воспитания и организации трудящихся, идеологического обеспечения внутренней и внешней политики партии, подлинно всенародная трибуна. Именно их деятельность в значительной мере определяет в наши дни результативность партийной пропаганды, состояние дел на других участках идеологического фронта» *.
Радиовещание, наряду с другими средствами массовой информации и пропаганды, играет огромную роль в жизни советского человека. На ХХУ1 съезде КПСС говорилось: «Каждую передачу на радио надо рассматривать как серьезный разговор с людьми, которые ждут не только правдивого и оперативного изложения фактов, но и глур бокого их анализа, серьезных обобщений .
Для выполнения задач, поставленных партией перед радиовещанием, большое значение имеет проблема жанров, используемых в прак тике советской радиожурналистики. Всестороннее изучение возмож.
1 Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с. 43.
2 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1982, с. 76. ностей отдельных жанров — актуальная проблема современной науки.
Радиорепортаж на разных этапах истории отечественного вещания сохраняет привлекательность — и для слушателя и для журналистов — прежде всего своей способностью полно и точно отражать жизненные реалии.
Задача исследования состоит в системном анализе радиорепортажа. Автор диссертации рассматривает этот жанр как в историческом, так и в теоретическом аспекте с целью проследить основные этапы эволюции жанра, выявить его специфику, определить место среди других жанров радиопублицистики.
Основой диссертации послужила практика Всесоюзного радионачиная от первых опытов репортажа, от периода зарождения жанра и вплоть до репортажа современного. Такой подход позволил автору диссертации, с одной стороны, проследить процесс рождения и эволюции радиорепортажа, а с другой (из-за регламентируемого объема диссертации), поставил перед необходимостью сосредоточить внимание лишь на тех этапах развития жанра и тех теоретических моментах, которые имели особенно важное значение для полного раскрытия поставленной темы.
Диссертация содержит анализ и обобщение практики ведущих советских репортеров, своим творчеством внесших вклад в развитие радиорепортажа.
Научная новизна. Данная работа — первая и пока единственная, представляющая всесторонний анализ радиорепортажа как жанра. Теоретическим и творческим проблемам радиорепортажа посвящены многие работы практиков радиожурналистики, но в большинстве случаев радиорепортаж рассматривается в них в каком-либо одном аспектеобщая характеристика жанра, как правило, не содержит достаточно глубокого раскрытия исторических корней, эстетическо-структурного генезиса. Среди работ журналистов, главным образом обобщающих собственную репортерскую практику, надо назвать книги Ю. Гальперина «Человек с микрофоном» (1971 г.), Л. Маграчева «Сюжеты, сочиненные жизнью» Ш", 1972 Г.), Ю. Летунова «Время, люди, микрофон» (1974 г.), А. Ревенко «У микрофона наш корреспондент» (1964 г.).
Некоторые вопросы теории радиорепортажа рассмотрены в сборниках «Репортаж на радиовещании и телевидении», содержащих материалы Всесоюзного творческого совещания, прошедшего в Москве в 1961 г., и в сборнике «Радиорепортаж», содержащем статьи видных советских радиожурналистов — Й. Триккеля, В. Губельмана, Ю. Летунова, Л.Дзаридзе.
Значительное место уделяется радиорепортажу в книге В.Н.Яро-шенко «Информационные жанры радиожурналистики». Исторические моменты возникновения и формирования жанра отмечены в монографии П.С.Г^ревича и В.Н.^ужникова «Советское радиовещание. Страницы истории» .
Целиком посвящена радиорепортажу книга В. Л. Щербатюка «Радиорепортаж», изданная в 1970 г. Но и данную работу нельзя оценивать как всестороннее исследование жанра. Как замечает автор предисловия книги Д. Прилгак «Книга В. Щербатюка — не учебник. Это размышления о своей профессии, попытка умудренного опытом человека оглянуться назад и рассказать о прошлом и настоящем репортажа, о путях его дальнейшего совершенствования и развития» *. Однако в этой книге содержится и немало интересных суждений, которые, несомненно, представляют ценность для исследователя радиорепортажа. Прилюк Д. Предисловие к книге В. Щербатюка «Радиорепортаж». М., 1970, с. 4.
— б.
В научных исследованиях радиорепортажу посвящались отдельные разделы кандидатских и докторских диссертаций. В этих работах, естественно, не ставящих своей целью рассмотрение всех особенностей радиорепортажа, проблемы данного жанра ставятся и решаются лишь в определенном плане, порой односторонне. Нужно отметить кандидатскую диссертацию Ю. Летунова «Документальные жанры советского радиовещания», защищенную в АОН в 1967 г. Автор прослеживает историю развития всей радиодокументалистики, процесс ее возникновения и утверждения специфики. В связи с поставленной задачей Ю. Летунов анализирует все жанры радиовещания, в том числе и радиорепортаж. Этому жанру в диссертации отводится важное место, но все же нельзя говорить о глубоком и всестороннем рассмотрении радиорепортажа, так как для Ю. Летунова интерес представляет не один, а весь спектр жанров радиовещания. Вместе с тем, он подходит к проблеме в аспекте исторической эволюции публицистики в советском радиовещании, в связи с чем не рассматриваются теоретические аспекты затронутых в диссертации жанров.
Отдельные разделы, посвященные радиорепортажу, имеются в кандидатской диссертации А. Абдурахманова «Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики», равно как и в докторской диссертации М. Барманкулова «Общность и специфика документальных жанров печати, радио и телевидения». Обе эти диссертации не имеют целью глубокого и всестороннего изучения радиорепортажа как жанра, тогда как автор данной диссертации ставит перед собой именно такую задачу.
Исследуя функционирование репортажа в практике советского радиовещания, автор в качестве методологической основы опирался на произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Постановления и другие документы КПСС, касающиеся деятельности средств массовой информации и пропаганды, конкретно — радиовещания. Выявляя возможности функционирования радиорепортажа в практике отечественного вещания, автор диссертации делал свои выводы, исходя из положений марксистско-ленинской философии и общей теории советской журналистики. Методически ценным при разработке концепции диссертации было изучение работ современных исследователей в области средств массовой информации и пропаганды — Э. Г. Багирова, Р. А. Борецкого, В. М. Горохова, С. М. Гуревича, Я. Н. Засурского, Ю.А.Ле-тунова, В.Н.^ужникова, В. Д. Пельта, Е. П. Прохорова, В. В. Ученовой, М. С. Черепахова, А. А. Шереля, М. В. Шкондина, А. Я. Юровского, В.Н.Яро-шенко.
Практическая ценность работы определяется тем, что результаты исследования могут позволить расширить и углубить теоретическое представление об одном из популярных, часто используемых на практике сегодняшнего вещания жанре. Кроме научно-теоретической, диссертация имеет и конкретное практическое значение — она может быть использована на факультетах и отделениях журналистики в качестве методологического руководства при ведении учебного курса «Радиорепортаж» — анализ творчества некоторых советских мастеров радиорепортажа может представлять интерес и для будущих репоте-ров-практиков. Кроме того, положения диссертации могут способствовать дальнейшему повышению профессионального уровня работников радиовещания.
Тема и научные цели исследования обусловили структуру диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы, использованной в работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализ эволюции радиорепортажа и его жанровых особенностей дает основание сделать ряд выводов.
Возникновение радиорепортажа относится к начальному периоду отечественного речевого радиовещания. Использование уникальной способности канала — передать факт в момент (и с места) его свершения, привело радиовещание, в его еще экспериментальном периоде, то есть до начала регулщжого вещания, к специфической форме распространения информации — к трансляции.
Трансляция послужила исходным пунктом появления многих жанров радио. Когда радиожурналистика руководствовалась еще только опытом печати, используя в своей практике жанровый арсенал прессы, с первых трансляций начинается поиск типично «радийного» способа организации и передачи материала. Дальнейшие поиски языка радио постепенно обогатили трансляцию различными жанровыми элементами. Этот процесс привел, в конце концов, к формированию многих, едва ли не всех ныне известных жанров радиожурналистики. Но наиболее благоприятной — по своему характеру и возможностям — почвой транслирование послужило именно для радиорепортажа. Заметить первые ростки этого жанра можно уже в 1925 году, когда была предпринята попытка сразу же после окончания транслирования праздничного парада 7 ноября дать комментарии к нему. Однако из-за разницы во времени передачи в эфир характерных шумов и лишь последующего их комментария, говорить о данной передаче как радиорепортаже нельзя. Это был лишь первый толчок к возникновению жанра. В период 19 251 928 годов происходит процесс введения пояснений в отдельным трансляциям, поиски радийных форм передачи информациив связи с этим особое внимание уделяется изучению выразительных и психологических эффектов, создаваемых исполь ованием акустической среды события. Накопленный опыт привел к проведению первого радиорепортажа, который состоялся в 1928 году со стадиона «Динамо» в Москве.
С 1928 года радиорепортаж развивается стремительно. Большое значение для дальнейшего упрочения жанра в практике вещания имело создание в 1930 году редакции «Актуальных передач», переименованной вскоре в редакцию «Последних известий». В годы развития массового радиовещания (1928;1932) оно приобретает большое политическое и культурное значениекрепнет его связь с аудиториейсреди других жанров радиожурналистики репортаж все чаще применяется для освещения различных объектов социалистического строительства. Репортажи в этот период шли в эфир «прямым» способом, что, несомненно, требовало от журналистов напряжения всех сил и способностейно это же способствовало повышению их профессионального уровня. С достижением высокого профессионализма репортеров связан новый этап в развитии радиорепортажа, началом которого можно считать 2 декабря 1930 года, когда в эфире прозвучал репортаж «100 минут на Днепрострое». Эту передачу можно считать не только примером блестящего репортажа, но и одним из этапных явлений в истории отечественного радиовещания. После передачи «100 минут на Днепрострое» надо говорить в основном о сформированном «эфирном» репортаже.
Дальнейшее развитие жанра связано с реконструкцией технической базы радиовещания, с использованием при ведении прямых передач коротких волн, а также с постановкой и попытками разрешения некоторых теоретических проблем, связанных с радиорепортажем.
В 30-е годы в СССР появляются первые радиорепортажи в записи. Подобные экспериментальные репортажи ведутся на основе разработки различных способов звукозаписи. Из всех способов звукозаписи, известных в то время (запись на проволоку, на восковые валики, на кинопленку), наиболее приемлемым оказался способ записи звука на кинопленку, что позволяло осуществлять доработку материалас помощью монтажа. Однако и этот способ был не вполне удобен, так как для проявления кинопленки требуется длительное время, что снижало оперативность передачи. По этой причине в 1930;1940 годах радиорепортажи идут в эфир в основном по-прежнему, то есть «прямым» путем. Отмечая большое значение для дальнейшего развития жанра навыков, приобретенных в период опытных записанных радиорепортажей, все же нельзя считать, что звукозапись (на кинопленке) существенно изменила методологию подготовки и ведения радиорепортажа, наложила ощутимый отпечаток на общую картину состояния жанра. Более широкое внедрение в практику запи-т санных на кинопленку и восковые валики радиорепортажей происходит во время Великой Отечественной войны.
В 30-е годы среди всех проблем, относящихся к состоянию, эволюции и функционированию радиорепортажа, большое место занимают поиски теоретические и практические. Первые попытки определения жанра доказывают стремление разобраться в специфике радиорепортажа. Не в малой степени способствовала развитию жанра постановка вопроса о предварительном сценарии радиорепортажа, о проблеме функций, обязанностей связующего звена между событием и аудиторией — радиорепортера.
Следующий, окончательный этап формирования радиорепортажа — годы Великой Отечественной войны. Огромна роль радиовещания в годы Великой Отечественной войны: в этот период журналистами, звукооператорами, дикторами советского радиовещания была проделана огромная работа. Радиорепортаж, способный с максимальной документальностью донести событие до аудитории, во время воны функционирует как один из боевых жанров советского радио.
1941;1945 годы были особенно важны и для самого жанра. Растет удельный вес записанных на пленку репортажей. Если в предвоенные годы велись поиски наиболее эффективных методов подготовки и ведения записанных репортажей, то военная обстановка потребовала мобилизации всего уже накопленного опыта- «эксперимен-тальность» уступает место профессионализму. Гораздо реже в эти годы проводятся «эфирные» репортажипоявляются первые репортажи, записанные на ферромагнитную пленку. Однако широкое внедрение магнитного способа звукозаписи происходит уже в послевоенные годы.
Изучение эволюции жанра дает основания для вывода, что в 30−40-е годы были разработаны основные методы подготовки и ведения репортажейуже к концу войны функционируют как сформировавшиеся, обладающие ныне известными всем жанровыми признаками оба вида радиорепортажа — прямой и записанный. Последующая практика радиовещания лишь утвердила и обогатила жанр. Надо отметить, что радиорепортаж, наряду с другими жанрами современной радиопублицистики, развивался и формировался в процессе практической творческой деятельности советских репортеровблагодаря их таланту репортаж занимает ныне одно из видных мест в практике советского радиовещания.
Современный радиорепортаж — жанр богатых публицистических возможностей. Назначение жанра — оперативно, с максимальной документальностью доносить до аудитории сведения о важных общественно-политических явлениях, причем оценка, комментарий фактов становятся неотъемлемой принадлежностью жанра. Радиорепортаж сочетает в себе многие характерные признаки репортажа в прессе и собственные оригинальные черты, вытекающие из специфики радиовещания в целом. Общие признаки жанра на радио роднят его и с репортажем на телевидении.
Рассмотрение радиорепортажа как самостоятельного жанра журналистики невозможно без системного подхода ко всем его признакам — как специфическим, типично радийным, так и характерным для репортажей, функционирующих в других средствах массовой информации. Всесторонний анализ приводит к определению основных жанровых признаков — информационное назначение, высокая публицистичность, событийный характер объекта отражения, высокая оперативность, максимальная документальность, подчеркиваемая созданием «эффекта присутствия» .
Учитывая жанровую специфку радиорепортажа, мы определяем его как информационный жанр публицистики. Оперативный, динамичный, эмоциональный рассказ-комментарий очевидца об общественно значимом событии на фоне акустической среды воспроизводимой с целью создания максимально приближенного к действительности описания с целью создания у слушателей «эффекта присутствия» .
Исключительно важно для функционирования радиорепортажа применение специфического языка радио — характерных звуков, звучащего слова, музыкибольшое значение имеет монтаж, а также правильный выбор объекта отражения радиорепортажа. Кроме событийности, факт, лежащий в основе репортажа, должен содержать внутреннюю динамику развития. Рассказ репортера о происходящем должен быть эмоциональным, поэтому сочетание динамичности и эмоциональности надо считать характерным признаком жанра, без которого радиорепортаж не может функционировать как самостоятельный, оригинальный жанр современной радиожурналистики.
Для радиорепортажа характерно использование элементов других жанров, в частности, интервью, очерка, комментария, зарисовки. Надо подчеркнуть, что радиорепортаж использует элементы лишь тех жанров, которые определенными своими признаками отвечают специфике, назначению и функциям жанра. При этом элементы других жанров в радиорепортаже могут рассматриваться как подчиненные, существование которых не обязательно, выполняющих вспомогательную, а не жанрообразующуто функцию. Необходимо отметить, с другой стороны, что радиорепортаж зачастую дает возможность другим жанрам радиопублицистики пользоваться свойственным репортажу методом, создавая стиль, существенный для восприятия, «эффект присутствия» .
Для функционирования жанра огромное значение имеет техника радиовещания, которая не только определяет технологию подготовки радиорепортажа, но и способствует определению характера передачи. Техника радиовещания предопределяет существование двух основных видов радиорепортажа — прямого (в научной литературе встречаются его синонимические термины — «классический», «эфирный») и предварительно записанного на пленку, с последующим монтажом («пленочный», «студийный»). Каждый из этих видов радиорепортажа, при общности основных признаков, имеет свои характерные особенности. Можно делить радиорепортажи следующим образом:
I. По техническому способу: а) прямой («классический», эфирный) — б) предварительно записанный («пленочный», «студийный»).
П. По содержанию: а) протокольныйб) проблемныйв) констатирующий.
В реальной практике мы можем встретить «прямой протокольный», «пленочный протокольный» — «пленочный констатирующий», «прямой констатирующий», «прямой проблемный», «пленочный проблемный» и т. д.
Всесторонний анализ жанра как в историческом, так и теоретическом плане, изучение практики современных радиожурналистов приводит автора диссертации к выводу, что репортаж на радиовещании не только сохраняет все основные общие признаки жанра, но, в зависимости от специфики канала, приобретает самобытные, оригинальные качества. Все это взятое в комплексе позволяет радиорепортажу функционировать в качестве самостоятельного жанра в многообразном спектре жанров советской публицистики.
Анализ структуры радиорепортажа доказывает, что жанр обладает огромными возможностями воссоздания максимально точного образа события, лежащего в основе конкретного материала. С одной стороны, именно репортаж открывает практически неограниченные возможности для проявления индивидуальности репортерас другойпозволяет слушателю не только узнать в мельчайших звуковых подробностях ход описываемого события, но и почувствовать его атмосферу, настроение людей. Репортаж на радиовещании приобретает все новые качества, позволяющие ему более полно вобрать в себя многие ценности радиовещания.
Список литературы
- Произведения классиков марксизма-ленинизма
- Маркс К. Дебаты о свободе печати. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 30−84.
- Маркс К. Оправдание мозельского корреспондента. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 187−189.
- Маркс К. Мнение газет и мнение народа. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 15, с.441−444.
- Маркс К., Энгельс Ф. О печати. 1833−1895. М., 1972. -519 с.
- Энгельс Ф. Коммунисты и Карл Гейнцен. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 268−285.
- Энгельс Ф. Из письма Лауре Лафарг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 38, с. 275.
- Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 145−146.
- Энгельс Ф. Ф.Энгельс Конраду Шмидту. 17 октября 1889 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 243.
- Ленин В.И. Насущный вопрос. Поли. собр. соч., т. 4, с. 193−198.
- Ленин В.И. Заявление редакции газеты «Искра». Поли, собр. соч., т. 4, с. 354−360.
- Ленин В.И. С чего начать. Поли. собр. соч., т. 5, с. 1−13.
- Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Поли. собр. соч., т. 6, с. 1−192.
- Ленин В.И. Очередные задачи советской власти (Первоначальный вариант статьи). Полн. собр. соч., т. 36, с. 165−208.
- Ленин В.И. 0 характере наших газет. Полн. собр. соч., т. 37, с. 89−91.
- Ленин В.И. Письмо в газету «Экономическая жизнь» I сентября 1921 г. Полн. собр. соч., т. 44, с. 112−114.
- Ленин В.И. Предложение в Политбюро ЦК РКП(б) об ассигновании средств Нижегородской радиолаборатории. Полн. собр. соч., т. 446 с. 358.
- Ленин В.И. Письма Сталину для членов Политбюро ЦК ВКП(б) о развитии радиотехники. Полн. собр. соч., т. 45, с. 194−196.
- Ленин В.И. А.М.Николаеву. 6 октября 1920 г. Полн. собр. соч., т. 51, с. 295−296.
- Ленин В.И. А.М.Николаеву. 14 апреля 1921 г. Полн. собр. соч., т. 52, с. 179.
- Ленин В.И. А.М.Николаеву. 7 сентября 1921 г. Полн. собр. соч., т. 53, с. 179.
- Ленин В.И. В коллегию почт и телеграфов. 26.Ш.1918 г. -Полн. собр. соч., т. 50, с. 52−53.
- Ленин В.И. М.А.Бонч-Бруевичу. 5 февраля 1920 г. Полн. собр. соч., т. 51, с. 130.
- Ленин В.И. Н.П.Горбунову. 28 января 1921 г. Полн. собр. соч., т. 52, с. 54.
- Ленин В.И. Д.С.Довгалевскому. II мая 1922 г. Полн. собр. соч., т. 54, с. 255−256.
- Ленин В.И. Марксизм и восстание. Полн. собр. соч., т. 34, с. 247.
- Ленин В.И. Предписание для радиостанции Царского села. 23.1−10.П.1918 г. Полн. собр. соч., т. 54, с. 391−392.
- Ленин о пропаганде и агитации. М., 1962. 420 с.
- Ленин о радио. М., 1973. 183 с.
- Ленин о печати. М., 1974. — 511 с.
- Партийные и советские документы
- Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР. 19 июня 1918 г. В кн.: Ленин о радио. М., 1973, с. 49−53.
- Постановление Президиума ВЦИК о Российском телеграфном агентстве (РОСТА) от 7 сентября 1918 г. В кн.: 0 партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972, с. 62−63.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976. 144 с.
- Материалы XX1У съезда КПСС. М., 1971. 320 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976. 256 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1982. 220 с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС. 14−15 июня 1983 г. М., 1983.'43 с. 39. 0 руководстве радиовещанием. Постановление ЦК ВКП (б) от 10 января 1927 г. В сб.: О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972, с. 511.
- О радиоагитации (Из постановления ЦК РКП (б). В сб.: О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972, с. 509.- 170
- Радио могучее средство политического и культурного воспитания трудящихся. — В сб.: 0 партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. М., 1972, с. 526−529.
- КПСС о формировании нового человека. Сборник документов и материалов (1965−1976). М., 1976. 556 с.
- Абрамов Н.П. Дзига Вертов.М., 1962. 167 с.
- Афанасьев В.Г. Мобилизующее слово партии. Журналист, 1980, № 2, с. 2−3.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. 408 с.
- Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. -151 с.
- Багиров Э.Г. Основные направления исследования радиовещания и телевидения. Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика, 1974, № 6, с. 39−45.
- Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., 1976. 120 с.
- Багиров Э.Г., Кацев И. Г. Телевидение. XX век. Политика. Искусство. Мораль. М., 1968. 303 с.
- Багиров Э.Г. Телевидение и радиовещание в 1979 году. Тенденции, проблемы и перспективы развития. Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика, 1980, № 3, с. 21−30.
- Багиров Э.Г., Борецкий Р. А., Глуховская Л. Д. и др. Жанры телевидения. М., 1967. 251 с.
- Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. М., 1980. -366 с.
- Беглов С.И. Монополии слова. М., 1962. 454 с.
- Бережной А.Ф. Ленин и журналистика. Л., 1973. 112 с.
- Блажнов Е.А. Газетные жанры в экономической пропаганде. М., 1974. 67 с.
- Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. М., 1961. 75 с.
- Борецкий Р.А. Как создается телевизионный репортаж. М., 1960. 54 с.
- Бойко К.Г. Репортаж в газете. М., 1964. 32 с.
- Васильков ГО. Не просто ловец новостей. Журналист, 1975, № 6, с. 29−30.
- В редакцию не вернулся. Сб. ст., кн. I. Изд. 2-е, М., 1972. 446 с.
- Вомперский В.П. О некоторых стилистических признаках информационных материалов. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Филология. Журналистика, 1960, № 6, с. 30−35.
- Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966. 320 с.
- Вопросы теории и практики массовых форм пропаганды. Вып. I. М., 1968. 415 с.
- Вопросы теории и практики массовых форм пропаганды. Вып. П. М., 1969. 564 с.
- Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды. Вып. Ш. М., 1970. 475 с.
- Вопросы теории и практики массовых средств пропаганды. Вып. 1У. ГЛ." 1971. 413 с.
- Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып. I. М., 1972. 453 с.
- Гуревич С.М. Репортаж в газете. М., 1963. 33 с.
- Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1977. 36 с.
- Дацюк В.Д., Засурский Я. Н. Средства массовой информации: теория и жизнь. В кн.: Партия и соцтлитическая культура. М., 1972, с. 12−18.
- Дело всей партии: Материалы всесоюзного совещания идеологических работников. Москва, 16−17 окт. 1979 г. M., 1980. -319 с.
- Егоров В.В. Телевидение и зритель. M., 1977. 196 с.
- Единство информации и анализа в публицистике. Казань, 1974. III с.
- Жанры советской газеты. M., 1959. 269 с.
- Жанры советской газеты. M., 1972. 424 с.
- Жанры журналистики. Казань, I972I 150.
- Журналистика в буржуазном обществе. / Под ред Засурско-го Я.Н. M., 1976. 260 с.
- Журналистика в политической структуре общества. / Под ред. Засурского Я. Н. M., 1975. 336 с.
- Засурский Я.Н. Научно-техническая революция и журналистика. Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Журналистика, 1971, № 4,с. 3 6.
- Истомин Л.А. Система пропаганды и информации в СССР. М., 1968. 44 с.
- Искусство убеждать массы (из опыта агитационно-пропаган-дистской-работы КПСС в I9I7-I929 гг.). Вып. 127. Горький, 1970. -156 с.
- Искусство публицистики. Алма-Ата, 1968, с. 132.
- Клаус Г. Сила слова. Гносеологический и прагматический анализ языка. M., 1967. 215 с.
- Колосов Г. Б. Основа и первоэлемент публицистики. В кн.: Полвека в пути. Алма-Ата, 1969, с. 292−308.
- Колосов Г. В. Искусство публицистики. Алма-Ата, 1968. -272 с.
- Коммунистическая пропаганда: вопросы теории и методики. M., 1974. 301 с.
- Кузнецов И.В., Мишурис А. Л. История партийно-советской печати. 5-е изд., испр. и доп. M., 1972. 108 с.
- Кузьмин С.И. Бесценное ленинское наследие. Поиски и находки. M., 1976. 190 с.
- Мастерство журналиста. / Под ред. Горохова В. М. и Пель-та В.Д. M., 1977. 262 с.
- Массовая коммуникация в социалистическом обществе. Л., 1979. 243 с.
- Методологические проблемы исследования массовых коммуникаций. Вып. I. Тарту, 1967. 213 с.
- Методы исследования журналистики (Тезисы докладов научной конференции). Ростов-на-Дону, 1974. 48 с.
- Панкина О.Г. Публицистическая и журналистская деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса. M., 1971. 16 с.
- Пельт В.Д. Факт документальная основа журналистики. -В кн.: Мастерство журналиста. M., 1977, с. 120−138.
- Поздняков П.В. Эффективность коммунистической пропаганды. M., 1975. 351 с.
- Проблемы информации в печати. M., 1971. 310 с.
- Прохоров Е.П. Введение в журналистику. M., 1978. НО с.
- Прохоров Е.П. Партийность информации. В кн.: Проблемы информации в печати. M., 1971, с. 8−31.
- Прохоров Е.П. Публицист и действительность. М., 1973. -316 с.
- Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. М., 1968. -101 с.
- Савенков A.A. Искусство убеждать. Л., 1966. 166 с.
- С микрофоном по 45-й параллели. Сб. ст. М., 1962. -141 с.
- Смирнов М.С. Из истории строительства социалистической культуры. М., 1952. 256 с.
- Советская журналистика и коммунистическое воспитание трудящихся. / Под ред. Овсепяна Р. П. М., 1979. 215 с.
- Солганик Г. Я. Стиль репортажа. М., 1971. 75 с.
- Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. М., 1976. 352 с.
- Толмачева ГО.П. Завтрашний день публицистики.-Советское радио и телевидение, 1967, № 4, с. 7−8.
- Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М., 1975. 286 с.
- Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971. 146 с.
- Ученова В.В. Исторические истоки современной публицистики. М., 1972. 75 с.
- Ученова В.В. Публицистика и политика. М., 1973. 232 с.
- Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976. 202 с.
- Хелемендик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры (опыт системного исследования). М., 1977. 316 с.
- Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. 2-е изд. М., 1973. 268.
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 215 с.
- Шумилина T.B. Методы сбора информации в журналистике. -В кн.: Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1979, с. 126−135.
- Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. М., 1956. 42 с.
- Юровский А.Я. Репортаж на экране телевизора. Советская печать, 1956, № 4, с. 31−32.)
- Юровский А.Я. Из истории телевидения (становление «прямого» репортажа). Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Журналистика, 1967, № 5, с. 51−58.
- Юровский А.Я. Первые шаги. В кн.: Проблемы телевидения и радио. Вып. 2. М., 1971, с. 95−108.
- Юровский А.Я. Телевидение поиски и решения. Изд. 2-е, доп. М., 1983. — 214 с.
- Юровский А.Я., Борецкий P.A. Основы телевизионной журналистики. М., 1966. 337 с. 1. Радиожурналистика
- Андрианов А., Шляхтер И. М.Горький в Нижегородской радиолаборатории. Огонек, 1953, № 12, с. 14.
- Андроников И. Устное слово в эфире. Советская печать, 196I, № 4, с. 37−39.
- Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. Проблемы становления и формирования. Киев-Одесса, 1978. 194 с.
- Барманкулов М.К. Сравнительный анализ жанров. (Репортале, развитие документализма). Алма-Ата, 1975. 115 с.
- Барманкулов М.К. Четыре даты рождения радио. Сер. Журналистика, вып. 5−7. Алма-Ата, 1975, с. II8-I30.
- Барноу Э'. Как писать для радио. М., i960. 38 с.
- Беляков М. Впервые звучит радио. Советская культура, 1963, 20 апреля.
- Бернштейн С.И. Язык радио. M., 1977. 46 с.
- Блюм В. Трансляция оперы организована. Радио — всем, 1927, № 8, с. 8.
- Болджиев Б. Импровизация у микрофона. Радио и телевидение, 1962, № 5, с. 18−19.
- Бренев И.В. Начало радиотехники в России. M., 1970. -256 с.
- Васильев АЛО. Радиосвязь за 10 лет. Жизнь и техника связи, 1928, II, с. 65−87.
- Вертов Д. «Кино-правда» и «Радио-правда». Правда, 1925, 16 июля.
- Волков-Ланнит Л. Ф. Голос, сохраненный на века. Как записали и восстановили речи В. И. Ленина. Изд. 2-е, доп. M., 1966. -64 с.
- Вопросы социологии радиовещания и телевидения: Стенограмма совещания, состоявшегося в Москве 30 июня 2 июля 1966 г. M., 1966, — 261 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л., 1934. 324 с.
- Гальперин Ю.М. Внимание, микрофон включен. М., i960. -100 с.
- Гальперин Ю.М. Живое слово. М., 1959. 98 с.
- Гальперин Ю.М. Мы ведем репортаж. Вып. 2. M., 1962.76 с.
- Гальперин Ю.М. Человек с микрофоном. M., 1971. 271 с:
- Гуревич П.С. Крупская и радио. Советское радио и телевидение, 1965, № 2, с. 33−37.
- Гуревич П.С. Летопись звучащего слова. Советское радио и телевидение, 1964, № 5, с. 35−37.
- Гуревич П.С., Ружников В. Н. Советское радиовещание. Страницы истории. M., 1976. 386 с.
- Гуревич П.С. Характеристика архивных документов по истории советского радиовещания (I9I7-I94I гг.). Вести. Моск. ун-та. Сер. 7. Филология. Журналистика, 1965, № 3, с. 46−54.
- Глейзер М.С. Ленин о радио. Советское радио и телевидение, 1957, № 6, с. 2−8.
- Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР I9I7-I963. Даты и факты. M., 1965. 230 с.
- Горбунов Н.П. Как работал Владимир Ильич. В кн.: Воспоминания о Ленине, ч. 2. M., 1957, с. 57−59.
- Горький М. О советском радиовещании. Собр. соч. в 30 т., т. 26. M., 1953, с. 339.
- Горяева Т. Документы о деятельности Всесоюзного радио в период Великой Отечественной войны. Советские архивы, 1975, № 2, с. 79−81.
- Дело гигантски важное. Радио, i960, № 4, с. 1−3.
- День радио 1979 (Справочно-методический материал). M., 1979. — 68 с.
- Документальное и художественное в современном искусстве. M., 1975. 278 с.
- Донской Б.Г. Радиогазета и радиослушатель. Новости радио, 1925, № 30, с. 2.
- Дубровин В.Б. Об эволюции газетных форм работы и жанров на радио (1922−1932 гг.).- В сб.: Журналистика. Наука. Образование. Практика. Л., 1971, с. II4-I33.
- Дубровин В.Б. К истории советского радиовещания. Л., 1972. 78 с.
- Егоров М. Радиовещание и телевидение в СССР. Техника кино и телевидения, 1962, № I, с. 4−6.
- Есин Б.И. К истории телеграфных агентств в России 19 в. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Филология. Журналистика, I960, № I, с. 61−67.
- Жмуров И.И., Петров Г. Д., Филиппов А. Н. Звуковая летопись трудовой славы. Советские архивы, 1984, № I, с. 3−6.
- Журналист с микрофоном. На Всесоюзном семинаре о репортаже по радио и телевидению (Москва, март 1961 г. Обзор). Советская печать, 196I, № 4, с. 34−37.
- Журналист у микрофона. Советская печать, 1963, № 9,. с. 1−3.
- Зарва М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередачи. 2-е изд. М., 1978. 178 с.
- Заметки радиорепортера. Говорит Москва, 1930, № 28,с. 3.
- Завершить радиофикацию страны. Радио, I960, № 12, с. 1−2.
- Засурский Я.Н. Важное средство пропаганды (рец. на кн.: Ленин о радио. М.: Искусство, 1973). Коммунист, 1973, № 8, с. II9-I2I.
- Звуковые краски. Радио за границей, 1931, № I, с. 37−38.
- Звучащий мир. Книга о звуковой документалистике. / Сост. Возчиков В. М. М., 1979. 167 с.
- Золотаревский Л.А. Цитаты из жизни. М., 1971. 183 с.
- Иностранная корреспонденция о русском радио. Жизнь связи, 1923, № 3, с. 7−8.
- Из воспоминаний учеников А. С. Попова. Радиобюллетень ОДР РСФСР, 1925, № 2, с. 2.
- Казаков Г. Ленин и радио. Советская печать, 1966, № 5, с. 26−29.
- Казаков Г. Дело гигантски важное. (В.И.Ленин и развитие советского радиовещания). Советская печать, i960, № 5,с. 22−25.
- Каплан М. Готовьтесь к Первому мая. Радио — всем, 1927, № 5, с. 2(38).
- Кассиль Л. С микрофоном в руках. Советская печать, 1956, № II, с. 33.
- Кириллов К. Слово звучащее.- Советская печать, 1963, № 2, с. 40−42.
- Кобзев И. Слово в эфире (0 языке радио и телевидения). -Русская речь, 1927, № 2, с. 61−69.
- Ковтун В.Г. Радиоречь жанр публицистический. — В кн.: Журналистика. Наука. Образование. Практика. Л., 1971, с. 134−153.
- Ковтун В.Г. Новые книги о радиожанрах. В сб.: Проблемы журналистики. Вып. 6. Л., 1976, с. 52−58.
- Кондратов Б. Репортаж из зала суда (Проблемы правовой пропаганды на радио). Телевидение. Радиовещание, 1979, № 6, с. 13−14.
- К предстоящему съезду Общества друзей радио. Радио -всем, 1926, № 15, с. I.
- Ксандер А. Цеппелин у микрофона. Радиослушатель, 1930, № 27, с. 12.
- Об очередных задачах советского телевидения и радиовещания. В сб.: Обмен опытом. M., 1977, апрель, с. 3−48.
- Лапин С.Г. Радиовещание в СССР. БСЭ, 3-е изд., т.21, с. 353−354.
- Лбов Ф.А. Нижегородская радиолаборатория им. В. И. Ленина. В кн.: У истоков советской радиотехники. Горький, 1959, с. 3−20.
- Летунов Ю. О развитии документальной радиожурналистики. M., 1966. 140 с.
- Летунов ГО. Великий говорящий. М., 1966. 96 с.
- Летунов Ю. Время. Люди. Микрофон. M., 1974 279 с.
- Логинов A.C., Стариков В. И. Нижегородская радиолаборатория. (Очерки о советских ученых). M., 1979. 62 с.
- Лукьянов Л. и Фере Г. Микрофон в халате (Заметки о радиорепортаже). Советская печать, 1964, № 3, с. 30−32.
- Любосветов Д.И. Журналист и процесс общения. В кн.: Мастерство журналиста. M., 1977, с. 252−262.
- Любосветов Д.И. По законам эфира. 0 специфике творчества радиожурналиста. M., 1980. 157 с.
- Маграчев Л.Е. Встречи у микрофона: Очерки журналиста. M., 1959. 125 с.
- Маграчев Л.Е. Сюжеты, сочиненные жизнью. M., 1972. -189 с.
- Магнитная звукозапись. Говорит СССР, 1934, № 4, с. 41.
- Мелик-Пашаев. Журналист на стадионе (0 спортивных радиокомментаторах). Советская печать, 1963, № 10, с. 27−28.
- Минц А.Л. Радиовещание в октябрьскую неделю. Радио -всем, 1925, № 4−5, с. 3−4 (67−68).
- Минц А.Л. Газета без бумаги и расстояния (0 роли В. И. Ленина в развитии радиотехники и радиовещания). Природа, i960,4, с. 20−22.
- С микрофоном по 45-й параллели. Сб. ст. M., 1962.- -141 с.
- Минц А.Л. От искровых передатчиков до квантовой электроники. (Интервью Шереля А., Прудовского Л.) Советское радио и телевидение, 1970, № 4, с. 10—II.
- Минц A.JI. Советская радиоэлектроника за 30 лет. М., 1948. 31 с.
- Минков М. К проблеме жанров в радиовещании. В сб.: Телевидение и радиовещание за рубежом. М., 1973, с. 3−53.
- Минков М. К проблеме в радиовещании. В сб.: Телевидение и радиовещание за рубежом. М., 1973, с. 3−53.
- Мощное средство партийной пропаганды (Об успехах и задачах развития теле- и радиовещания). Радио, i960, № 3, с. 12.
- Недельная программа германских радиостанций. Радио за границей, 1931, № I, с. 26.
- Николаев А.М. Ленин и радио. Изд. 2-е. М., 1958. 39 с.
- Нужна ли передача опер. Радиослушатель, 1928, № 4, с. II.
- Образцов С. За новое против фальши. — Советская печать, 196I, № 4, с. 40−41.
- Озеров Н. Мой первый репортаж. Смена, 1964, № 4, с. 30.
- Олейник В.П. Радиопублицистика. Проблемы теории и мастерства. Киев, 1978. 192 с.
- Острогорский В.М. Радиостанцию называли «Марихен». М., 1972. 96 с.
- Отклики читател й по поводу статьи «Трансляция оперы организована». Радио — всем, 1927, № 12, с. 175.
- Очерки истории советского радиовещания и телевидения. 4.1. I9I7-I94I. М., 1972. 247 с.
- Острогорский В.М. Правда против лжи. М., 1982. 237 с.
- Панфилов А.Ф. За кулисами «Радио Свобода». М., 1974. -190 с.
- Панфилов А.Ф. Радио США в психологической войне. М., 1967. 152 с.
- Пелехов П. Причем тут журналист (о мастерстве радиорепортера). Телевидение. Радиовещание, 1979, № 4, с. 41−43.
- Передавать ли пьесы по радио. Радиослушатель, 1928, № 5, с. 16.
- Потапов М. Фронт у микрофона. Журналист, 1970, № 5, с. 43−45.
- Прилгак Д. Предисловие к кн.: Щербатгак В. Л. Радиорепортаж. М., 1970, с. 3−8.
- Пути нашего радиовещания. Радиослушатель, 1928, № 9,с. 3.
- Радио в дни войны. М., 1975. 174. с.
- Радиорепортаж. М., 1967, 79 с.
- Ревенко А. У микрофона наш корреспондент. М., 1964.94 с.
- Ревенко А. Заповедное слово. М., 1975. 119 с.
- Репортаж в радиовещании и телевидении (Материалы Всесоюзного творческого совещания, посвященного проблемам репортажа в радиовещании и телевидении), вып. 1-П. М., 1961.
- Ружников В.Н. Наука и радиовещание. В кн.: Современность. Человек. Радио. Вып. I. М., 1968, с. 44−57.
- Речевое воздействие. Проблемы прикладной психологии. М., 1972. 142 с.
- Ружников В.Н. А все-таки. Заметки о специфике радио. -Советское радио и телевидение, 1962, № 12, с. 2−4.
- Ружников В.Н. Нельзя было жить не слушая радио. -Журналист, 1975, № 5, с. 24−28.
- Ружников В.Н. О некоторых вопросах изучения эффективности вещания. В кн.: Современность. Человек. Радио. Вып. 2. М., 1970, с. 99−114.
- Ружников В.Н. Радиовещание в системе средств массовой информации и пропаганды (глава 5). В кн.: Журналистика в политической структуре общества. М., 1975, с. 110—118.
- Ружников В.Н. Роль телевидения и радиовещания в коммунистическом воспитании масс. В кн.: Советская журналистика и коммунистическое воспитание трудящихся. М., 1979, с. I6I-2I0.
- Рюмин Е. Жизнь и микрофон. Радиослушатель, 1929, № 10, с. 3.
- Синявский B.C. С «микрофоном и автоматом». Журналист, 1972, № 10, с. 55−56.
- Сысоев В. У микрофона исторя. Журналист, 1967, № 8, с. 42−43.
- Смирнов Н. Пути радиопрессы репортер с микрофоном. -Радиослушатель, 1930, № 3, с. 3.
- Смирнов Н. Мы бьем тревогу. Говорит Москва, 1931, № 6, с. 2.
- Смирнов Н. На высшую ступень. Радио за границей, 1931, № I, с. I.
- Соколовский К. Большой день в политическом радиовещании. Говорит СССР, 1933, № 21, с. 40.
- Спортивный праздник по радио. Радиослушатель, 1929, № 24, с. 6.
- Степной Е. Актуальное. Говорит Москва, 1931, № 8, с. 3.- 185
- Степной Е. Актуальные передачи. Новые пути радиовещания. Говорит Москва, 1930, № 28, с. 10.
- Степной Е. Днепрострой. Говорит Москва, 1930, № 32, с. 14.
- Степной Е. Железный сценарий. Говорит Москва, 1931, № 9, с. 3.
- Степной Е. Заметки редактора. Говорит Москва, 1930, № 36, с. II.
- Степной Е. Стреноженный очеркист. Говорит Москва, 1931, № II, с. 5.259. 100 минут на Днепрострое. Говорит Москва, 1930, № 36, с. 12.
- Телевидение и радиовещание в СССР. М., 1979. 295 с.
- Трансляция жизни. Радиослушатель, 1929, № 25, с. 3.
- Ушеренко Я. 0 советском репортере. Правда, 1935, 8 сентября.
- Федотова Л.Н. Становление репортажа на радио. Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Журналистика, 1967, № 6, с. 16−28.
- Феоктистов В. А детские годы давно прошли. Советская печать, 1962, № 8, с. 29−31.
- Халепский И.А. Ближайшие задачи по широковещанию. -Радио всем, 1925, № 7, с. I.
- Халепский И.А. На новых путях. Радио — всем, 1925, № I, с. I.
- Хараидзе К. В эфире «Час пик». — Телевидение. Радиовещание, 1984, № 7, с. 17.
- Хатаевич Л. Нас слушает хлебороб. Советское радио и телевидение, 1965, № 6, с. 3.
- Чемоданов С., Бугославский С., Поляков Г. Письмо в редакцию. Радио — всем, 1927, № 12, с. 276.
- Шалашников М.С. История советского радиовещания. Методологическая разработка. М., 1977. 86 с.
- Шамшур Б. Ленинские декреты о радиостроительстве. -Радио, I960, № 3, с. 3−6.
- Шамшур В.И. Ленин и развитие радио. М., I960. 194 с.
- Шамшур В.И. Первые годы советской радиотехники и радиолюбительства. М.-Л., 1954, 248 с.
- Шевцов А. Скованный и освобожденный тонфильм. Говорит Москва, 1931, № 14, с. 70.
- Шмелев И. Диктор в небе. Советская печать, 1965, № 5, с. 27−28.
- Шигер А. Советское радио на службе культурной революции социалистической стройки. M., 1932. 61 с.
- Шилов Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь. M., 1977. 128 с.
- Щербатюк В.Л. Радиорепортаж. M., 1970. 90 с.
- Эфир друзей. M., 1977. 348 с.
- Ярошенко В.Н. Изучение радиоаудитории. Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Журналистика, 1966, № I, с. 27−39.
- Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики, вып. I. M., 1973. 53 с.
- Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики, вып. П, доп. и перераб. M., 1976. 65 с.
- Ярошенко В.Н. 0 некоторых психологических аспектах радиовещания. Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Журналистика, 1969, № 6, с. 55−56.
- Диссертации и авторефераты
- Абдурахманов А. Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики. Дис.. канд. филол. наук. М., 1976.
- Барманкулов М.К. Общность и специфика документальных жанров печати, радиовещания и телевидения. Дис.. д-ра филол. наук. М., 1980.
- Вакурова Н.В. Пространственно-временная организация телевизионных передач. Дис.. канд. филол. наук.
- Гаспарян В.В. Радиовещание в системе пропаганды марксистско-ленинской теории. Автореф. дис.. канд истор. наук. М., 1972. 19 с.
- Зарва М.В. Некоторые особенности языка радио как средства массовой коммуникации. Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1966. 16 с.
- Летунов Ю.А. Документальные жанры советского радиовещания. Автореф. дис.. канд. истор. наук. М., 1967. 16 с.
- Ружников В.Н. Становление советской радиожурналистики. Начальный период. 1917−1924. Дис.. канд. филол. наук. М., 1981.
- Триккель И. Специфика радиокоммуникации, ее выразительные средства и жанры. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Тарту, 1967. 21 с.
- Юровский А.Я. Советская телевизионная журналистика. Проблемы становления и развития. Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1973. 60 с.