Лекция-консультация.
Методика профессионального обучения
Программированная лекция-консультация является формой, заставляющей слушателей более активно включиться в обсуждение проблемы. Она отличается от обычной групповой консультации тем, что преподаватель сам составляет и предлагает вопросы слушателям. Вариант 1. Занятия начинаются со вступительной лекции, где преподаватель акцентирует внимание обучающихся на ряде проблем, связанных с практикой… Читать ещё >
Лекция-консультация. Методика профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эта форма занятий предпочтительна при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения подобных лекций. Рассмотрим некоторые из них.
Вариант 1. Занятия начинаются со вступительной лекции, где преподаватель акцентирует внимание обучающихся на ряде проблем, связанных с практикой применения рассматриваемого положения. Затем слушатели задают вопросы.
Основная часть занятия (до 50% учебного времени) уделяется ответам на вопросы. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающийся заключительным словом лектора.
Вариант 2. За несколько дней до объявленного занятия преподаватель собирает вопросы слушателей в письменном виде.
Первая часть занятия проводится в виде лекции, в которой преподаватель отвечает на эти вопросы, дополняя и развивая их по своему усмотрению.
Вторая часть проходит в форме ответов на дополнительные вопросы слушателей, свободного обмена мнениями и завершается заключительным словом преподавателя.
Вариант 3. Слушатели заблаговременно получают материал к занятию. Как правило, он носит не только учебный, но и инструктивный характер, т. е. представляет собой методическое руководство к практическому использованию.
Слушатели должны изучить материал и подготовить свои вопросы лектору-консультанту. Занятие проводится в форме ответов на вопросы и свободного обмена мнениями.
Завершить занятие преподаватель может простым подведением итогов на консультации или заключительным словом, в котором обобщается практика применения рассматриваемых материалов.
Вариант 4. Первая часть занятия проводится в форме краткого сообщения о передовом опыте работы определенного должностного лица или коллективного просмотра видеоматериалов.
Слушатели могут заранее получить более подробные материалы, освещающие этот опыт (книги, брошюры, описания). Вторая часть занятия строится в форме ответов на вопросы обучающихся.
Вариант 5. Занятие проводится в форме групповой консультации, в которой принимают участие уже не один преподаватель, а несколько высококвалифицированных специалистов в изучаемой области.
Использование такой формы групповой консультации эффективно при рассмотрении наиболее актуальных и комплексных проблем.
Занятия в форме лекции-консультации проходят тем эффективнее, чем больше вопросов задают слушатели и чем шире и предметнее содержание этих вопросов.
Программированная лекция-консультация является формой, заставляющей слушателей более активно включиться в обсуждение проблемы. Она отличается от обычной групповой консультации тем, что преподаватель сам составляет и предлагает вопросы слушателям.
Вопросы для самостоятельной работы студентов
- 1. Что представляет собой лекция как форма организации обучения?
- 2. Каковы основные функции и задачи лекции?
- 3. Выделите основные требования к современной лекции.
- 4. Какие этапы включает в себя структура вузовской лекции?
- 5. Назовите основные виды традиционных лекций.
- 6. Каким образом происходит подготовка педагогом материала лекции?
- 7. Что необходимо выполнить педагогу для подготовки к чтению лекции?
- 8. Каковы основные рекомендации по изложению педагогом содержания лекции?
- 9. Дайте характеристику заключительному этапу проведения лекции.
- 10. Каковы особенности проблемного типа лекций; лекций-консультаций; интерактивных лекций?